Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Изменение социального статуса: Социальный статус — определение, примеры, виды

Обществознание 4.2

 


1. Социальная мобильность и ее формы
2. Социальны нормы социальное поведение


 

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введенороссийским социологом — Петиримом Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социаль-ной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне.

Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус.

К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:
характеру — трудовая и по политическим мотивам:
продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
территории — внутренняя и международная:
статусу — легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную

и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой.

Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает.

Рис. 1. Люмпенизация

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества (см. рис. 1).

Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis — находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные).

В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение.

Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы).

Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами, принято называть общественными отношениями.

Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Рис. 2. Социальные нормы

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, они затем закрепляются в законодательных актах. Выделяют пять разновидностей социальных норм (см. рис. 2.):
нормы морали,
нормы обычаев,
корпоративные нормы,
религиозные нормы,
правовые нормы
.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами или традициями.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные государством.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Соблюдение данных норм обеспечивается либо внутренними убеждениями людей, либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не со-ответствует требованиям социальных норм. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.

Глава 8
§ 27 стр. 189-195

Составление конспекта по плану:

1. Понятие нежелательных форм поведения людей. Девиантное и делинквентное поведение.
2. Общественное мнение как институт социального контроля.
3. Причины приобщения человека к девиантному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Дайте определение понятиям:
а) социальный конфликт;
б) эскалация конфликта;
в) консенсус.
2. Что такое вертикалтная и горизонтальная социальная мобильность?
3. Что входит в понятие «социальная политика»?
4. Что такое девиантное поведение?

5. Что такое делинквентное поведение?
6. Что собой представляет люмпенизация и маргинализация?
7. Перечислите основные условия существования социального государства.

Вопрос: Как называется изменение социального статуса личности? Ответ на вопрос – iq2u

Гуманитарные науки Социология

Ответ:

социальная мобильность

Что? Где? Когда? Эрудит онлайн: ответы на вопросы:

  • Какая из ситуаций является уголовным правонарушением?
  • Какие материки относят с старому свету?
  • Какая из ситуаций является административным правонарушением?
  • В каком слове все согласные звуки твердые?
  • Каков способ образования слова «подоконник»?
  • К. Тредиаковского?»> Какой продукт держал в клюве Ворон из басни В.К. Тредиаковского?
  • Какое животное на Земле самое большое?
  • По каким книгам, по словам Левши, учился он и другие русские мастера?
  • В каком ряду записаны только слова с безударными проверяемыми гласными корня?
  • Какому разделу социологической науки положила начало теория бюрократии Макса Вебера?
  • Какой материк расположен в двух частях света?
  • Какие из приведенных терминов связаны с деятельностью органов законодательной власти?
  • В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я?
  • Какие из перечисленных ниже конфликтов разрешить легче и почему?
  • В каком городе воспитывался Владимир Дубровский?

Как изменить свой социальный класс?

Уилл Барратт, доктор философии.
Roi Et Rajabhat University

Предположим, что вы, как и многие другие, хотите больше походить на представителей высшего среднего класса. Является ли это хорошей идеей, является предметом многочисленных дискуссий. Однако необходимо признать существование индустрии, помогающей людям повышать свой социальный класс. За определенную плату кто-нибудь с удовольствием научит вас секрету рукопожатия. И, да, есть секретное рукопожатие.

Смена социального класса — это в лучшем случае процесс «Да и». Вы можете прибавить в своей жизни, и у вас может возникнуть внутренний конфликт. Вы можете сделать и то, и другое. Изменение вашего социального класса может оттолкнуть вас от людей, которых вы знаете, и может отдалить вас от человека, которым вы являетесь сейчас. Классизм очень реален во всем мире. В США идея «думать, что ты лучше других» используется как выражение классовой ненависти. Это классовое выражение также является заявлением о важности социального класса.

Чтобы что-то изменить, нам нужно это понять; это основы Сунь-Цзы и управления изменениями. Понять социальный класс непросто. Социальный статус, который не является социальным классом, обычно определяется как уровень образования и профессиональный престиж. Чтобы изменить свой социальный статус, вам нужно больше образования и более престижная работа. Доход, который не является социальным классом, также используется как способ понять класс в США. Чтобы изменить свой экономический статус в сторону повышения, вам нужно получить больше денег или сделать вид, что вы получаете больше денег. Образование, престиж работы и деньги на самом деле не являются социальным классом. А социальный и экономический статус — хорошее начало для понимания социального класса. Социально-экономический статус, который не является социальным классом, касается социального и экономического статуса. С другой стороны, социальный и экономический статус изменить легче, чем принадлежность к социальному классу.

Я предполагаю, что социальный класс — это личность. Личная идентичность связана с образованием, престижем работы и деньгами. Однако, как заметил Тайлер Дерден: «Вы — не ваша работа. Вы не то, сколько денег у вас в банке. Ты не та машина, на которой ты водишь. Вы не являетесь содержимым своего кошелька. Ты не в своих гребаных брюках цвета хаки. С другой стороны, этот персонаж фильма пытался избавить людей от неуместных проблем с самоидентификацией. Многие люди отождествляют себя со своей машиной, хаки, работой, домом и содержимым кошелька. Специалисты по маркетингу прилагают все усилия, чтобы мы отождествляли себя с нашими покупками.

Пьер Бурдье писал в Forms of Capital , что мы должны думать не только об экономическом капитале, деньгах, но и о культурном капитале и социальном капитале. Культурный капитал , упрощенно, это знания и навыки престижного социального класса. Социальный капитал — это личная сеть людей, которых можно нанять для действий, от помощи вам в переезде до помощи в создании новой корпорации.

Изменение социального статуса

Изменение мнения других о вас. Ваш социальный статус зависит от того, что вы думаете о себе, о своем текущем социальном классе и о том, что другие думают о вас, о вашем социальном классе. Чтобы изменить наш социальный класс, нам нужно изменить как то, что мы думаем о себе, так и то, что другие думают о нас. Я уже писал, что социальный класс — это совокупность субкультур, расположенных в иерархии престижа. Таким образом, управление тем, что другие думают о вас, вашем приписываемом социальном классе, заключается в управлении восприятием другими людьми вашего престижа в рамках иерархии.

Экономический капитал . Простой ответ на вопрос, как другие воспринимают вас, — купить престиж. Покупайте больше дорогих брендовых вещей. Маркетологи и производители потребительских товаров нацелились на вас. С явно маркированной модой легко приобрести престиж. Одни и те же решения о покупке применимы ко всему: от солнцезащитных очков до кошельков, алкоголя и рекреационных наркотиков. Покупка престижа — это демонстрация экономического капитала. Вам не обязательно иметь деньги, вам нужно только, чтобы вас воспринимали как обладателя денег. Следует отметить, что, вероятно, существует связь между личным долгом и работой социального класса. Большие дома, большие машины, лучшая одежда и рестораны — все это требует денег. Экономисты называют эти покупки позиционными товарами.

Budweiser Beer предлагает множество брендов, которые можно расположить в иерархии престижа. Anheuser-Busch InBev расширяет ассортимент пивной продукции. Производители пива хорошо осведомлены об иерархии престижа и даже предлагают микробренды для тех, кто хочет альтернативный социальный класс. Да, ваш выбор пива — это представление социального класса.

tl;dr — кажется, что у вас больше денег, если у вас больше престижных вещей.

Культурная столица. Культурный капитал — это еще один способ понять социальный класс. Подумайте о социальном классе, к которому вы хотите принадлежать, а затем подумайте о том, что их волнует, что они едят, что пьют, где отдыхают, что читают и т. д. Вот где возникает идея социального класса как субкультуры. ; люди в каждом социальном классе имеют разный набор общих ценностей и моделей поведения, которые, хотя и немного, отличаются от людей из субкультур аналогичного социального класса. Как и при покупке престижных товаров, вы можете приобрести культурный капитал за уроки. Уроки танцев, уроки вина, уроки столовой, уроки речи, уроки искусства и музыки и уроки в других формах престижного культурного капитала. Любопытна роль искусства и музыки в школьной и университетской программе.

tl;dr — стать более осведомленным о еде, напитках, музыке, ценностях и т. д.

Социальный капитал. Социальный капитал заключается в создании и поддержании социальных отношений с сетями людей, которых вы можете объединить для совместных усилий. «Дело не в том, кого ты знаешь, а в том, кто знает тебя». по словам доктора Майкла Кайджета. Социальный капитал заключается в том, чтобы заставить людей помочь вам с переездом, а также в том, чтобы заставить людей работать вместе для заключения коммерческой сделки. Создание и поддержание отношений требует времени и навыков, равно как и накопление экономического и культурного капитала. Этим навыкам можно научиться.

tl;dr — получить навыки межличностного общения, чтобы попасть в сети людей с ресурсами.

Изменение того, что вы думаете о себе. Управление своим самовосприятием — это совсем другая проблема. Есть множество способов быть средним классом или выше среднего класса. Вы должны понимать, где вы находитесь и где вы хотите быть. Вам также необходимо понять, хотите ли вы сохранить свою нынешнюю принадлежность к социальному классу и добавить еще одну, или же вы хотите оставить свое нынешнее «я» позади. Лично я считаю, что мы не должны забывать о своей идентичности.

Мобильность социального класса
Недавние исследования социальной мобильности на самом деле касаются мобильности доходов. Неудивительно, что дети людей из верхней половины распределения доходов в США имеют более низкую мобильность доходов и более высокие доходы, чем дети из нижней половины. Есть много сообщений на вынос. Во-первых, доходы родителей из верхней половины больше влияют на их детей, чем доходы из нижней половины. Во-вторых, наибольшая социальная мобильность, измеряемая доходом, исходит от тех, чьи родители находились в нижней половине распределения доходов.

Это означает, что ваш социальный класс, как и ваше выражение пола и этнической принадлежности, изучены. Чему можно научиться, тому можно научить. Однако следует ли вам забыть о своем нынешнем социальном классе, поле и этнической принадлежности? В качестве заявления о ценности я считаю, что мы должны уважать наш социальный класс, и если мы хотим научиться быть членами новой культуры социального класса, мы должны делать это тоже.

Учиться быть бикультурным вдвойне тяжело. Во-первых, у вас всегда будет акцент во второй культуре. Преодолейте это. Хорошей новостью является то, что почти никто этого не заметит, поскольку у многих людей есть этот социальный акцент. Другая хорошая новость заключается в том, что многие люди меняют свой социальный класс.

Оценка и обесценивание любого социального класса

Природа социального класса — это иерархия, состоящая из таких людей, как вы и я. Социальный класс не является реальностью, все это социально со-конструируется. Ценить какую-либо группу социального класса — значит обесценивать другие. Ценность здесь — игра с нулевой суммой: чем больше получает один игрок, тем меньше получают другие игроки.

tl;dr — получить больше вещей, узнать больше вещей, встретить больше людей с большим количеством вещей. У вас будут проблемы с идентификацией, когда вы поменяете класс.

Социально-экономический статус в США изменить труднее, чем когда-либо за последние 150 лет

Согласно исследованию Пенсильванского, Принстонского и других университетов, социально-экономический статус в Соединенных Штатах сейчас изменить труднее, чем когда-либо в новейшей истории.

В ходе первой долгосрочной оценки социальной мобильности в США социолог из Пенсильвании Си Сун и его коллеги обнаружили, что мобильность значительно снизилась за последние 150 лет, особенно среди тех, кто родился в 1940-х годов и позже. Они также обнаружили, что хорошо задокументированный рост экономического неравенства за последние четыре десятилетия не повлиял на мобильность между поколениями так, как многие ожидали.

Группа, в которую также входили исследователи из Университета Небраски в Омахе, Северо-Западного университета и Бюро переписи населения США, опубликовала свои выводы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

«Большая часть работы в этой области сосредоточена на последних десятилетиях», — говорит Сонг, доцент кафедры социологии Пенсильванского университета и ведущий автор исследования. «Наша книга восходит к 1850 году, до гражданской войны, и охватывает две мировые войны, депрессию и социальные изменения в расовой истории Соединенных Штатов».

Сонг и ее сотрудники смогли вернуться так далеко благодаря новым данным переписи населения. Они изучили информацию примерно пяти миллионов человек, используя имена и фамилии, возраст, места рождения и места рождения родителей в качестве идентификаторов, а затем номера социального страхования в 1940-х годах.

Для согласованности анализ включал в основном белых мужчин с небольшим количеством мужчин из других расовых групп. В середине 1800-х годов у большинства женщин не было работы вне дома — показатель, который исследователи использовали для измерения социально-экономического статуса, — или они меняли свои имена после замужества, что со временем затрудняло их отслеживание. Другие расы были недостаточно представлены из-за низкого уровня связывания в наборе данных по годам.

Лишь несколько профессий — юрист, медик, ученый, архитектор и инженер — остались стабильными в своем статусе. Си Сун, доцент кафедры социологии

Анализ исследователей показал, что в изучаемой популяции сыновья, рожденные до 1900 года, имели значительную восходящую мобильность по сравнению с их отцами. Примерно в то же время страна переходила от сельского хозяйства к промышленности, и с этим переходом сыновья перестали заниматься сельским хозяйством, которым занимались их отцы, вместо этого устроившись на работу на производстве. «Многие из них мигрировали с ферм в быстро развивающиеся города, чтобы стать рабочими, кузнецами, каменщиками, водителями грузовиков и продавцами, благодаря чему они достигли более высокого социально-экономического статуса по сравнению со своими родителями», — говорит Сун.

По мере снижения престижа некоторых профессий эта траектория начала медленно меняться. Песня объясняет на примере кассира.

«Раньше кассир был высокостатусной профессией, — говорит она. «В 1850-х годах очень немногие профессии имели близкий к 100% уровень грамотности. Если бы вы были кассиром, вы могли бы читать, писать, делать какие-то вычисления. Это была маленькая профессия, но статусная работа. Со временем статус большинства профессий несколько снизился».

Как и кассиры, машинистки, лифтеры и другие подобные профессии в начале 20-го века имели другой оттенок, чем сегодня. «Только несколько профессий — юрист, медик, ученый, архитектор и инженер — остались стабильными в своем статусе», — говорит она.

Эффект становится еще более выраженным, начиная с поколения бэби-бумеров и продолжаясь до сегодняшнего дня. По словам Сун, это означает, что межпоколенческие связи стали более тесными. Другими словами, сегодня дети больше похожи на своих родителей с точки зрения социально-экономического статуса, чем в любом предыдущем поколении. «Они идут по пути своих родителей, — говорит она. «Их социальные достижения отражают их семейное положение».

Однако это не означает экономического неравенства и поляризации доходов, имевших место в США в конце 20-го и начале 21-го веков. Исследователи обнаружили, что, хотя неравенство доходов резко возросло с 1970-х годов относительная тенденция социальной мобильности оставалась в основном стабильной.

Одним из основных ограничений работы было отсутствие разнообразной демографической информации в наборе данных, признает Сонг. «Чтобы проследить эти изменения с течением времени, мы сравниваем тех, кто был в США в 1850-х годах, с теми, кто находится здесь сейчас, но расовый состав значительно изменился», — говорит она. «Хотя это лучшие исторические данные переписи, которые у нас есть, они по-прежнему исключают большие группы населения».

В будущем, по ее словам, она надеется найти другие наборы данных, например, на региональном уровне, которые могли бы нарисовать более точную картину того, как небелые группы в США преуспели с точки зрения социальной мобильности. «Я думаю, что модели для этнических меньшинств могут отличаться от того, что мы видим здесь», — говорит она.

Несмотря на это ограничение, Сонг говорит, что работа может дать представление о том, какие факторы могут помочь повлиять на успех будущих поколений и насколько вероятен этот успех. «Содействие мобильности путем политического вмешательства через семьи будет сложной задачей. В последнее время он был стабильным, устойчивым к изменениям», — говорит она.

«Все еще зависит от влияния семьи», — добавляет она. «Яблоко от яблони.»

XI Song — доцент Департамент социологии в Школа искусств и наук и .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *