Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как правильно разложить цвета у психолога: Как правильно расположить цвета у психолога

Методика цветовых отношений Эткинда в психологии и её применение

В соцсетях все большую популярность набирает теория о том, что можно спросить у человека с каким цветом он тебя ассоциирует и понять, как он на самом деле к тебе относится. Например, если с оранжевым – он считает тебя лучшим другом, с черным – использует тебя, с синим – влюблен. Насколько справедливы подобные выводы с точки зрения научной психологии? И не повлекут ли такие теории ошибочные выводы?

В этой статье:

Ассоциации, связанные с цветомСвязь цвета и человекаКак с помощью цвета влиять на отношение людей

Ассоциации, связанные с цветом

Фото автора mikoto.raw Photographer: Pexels

С точки зрения психологии каждый цвет действительно вызывает определенные ассоциации, но универсальны ли они? И как вообще эти ассоциации формируются? Ассоциация – это закономерная связь между людьми, событиями и явлениями, отраженная в сознании личности и запечатленная в ее памяти.

Говоря простыми словами, любая ассоциация обусловлена прошлым опытом. Например, мандарины ассоциируются с Новым годом, елкой и детством. Но только в нашей культурной среде. У людей других национальностей могут возникать другие ассоциации с мандаринами.

Так что ассоциации зависят не только от личного опыта, но и от культурного контекста. Особенно это касается цвета. Например, в одном социуме белый ассоциируется с творчеством, праздником, чистотой и истиной. В другом – это цвет траура, смерти и пустоты.

У цвета есть свои особенности. Каждый цвет человек воспринимает по-разному, в зависимости от длины световых волн. Поэтому цвет по-разному влияет на организм человека. Одни цвета вызывают волнение, мобилизацию интеллектуальных функций, яркий эмоциональный отклик, другие – успокаивают.

Связь цвета и человека

В психологии была выдвинута гипотеза, что у каждой эмоции, которую испытывает человек – есть свой цвет. И в каждом цвете закодирована бессознательная информация, связанная с его архитипичным восприятием.

Согласно этой теории, с помощью цвета можно понять истинное отношение человека к тебе. Потому что отношение – это всегда эмоциональная связь, она может быть как положительной, так и отрицательной.

Более того, цвет может показать, как ты относишься к тем или иным сферам своей жизни, событиям в ней, воспоминаниям, планам. Цвета могут даже показать, как ты относишься к самой себе, своему «Я», своим поступкам. Это помогает понять себя, свои бессознательные желания.

Исходя из этой идеи кажется, что можно просто спросить «с каким цветом я у тебя ассоциируюсь», чтобы понять истинное отношение человека. Но это ошибочное представление, потому что:

  • важно понимать личное отношение человека к тому или иному цвету – например, мужчина может сказать, что ты ассоциируешься с черным цветом. Плохой ли это знак? Может быть да. А может, для него, как и для многих, черный подсознательно связан с роскошью, элегантностью, харизмой;

Психология цвета

  • ассоциативная связь цвета и человека может быть индивидуальной – например, мужчина впервые увидел тебя, когда ты была в белом платье, и первое впечатление было настолько эмоциональным, что возникла устойчивая связь. Это не влияет на его личное отношение к тебе;
  • ответ может зависеть от того, как ты выглядишь сейчас – например, если у тебя синие волосы, или ярко-красная помада.

Таким образом, чтобы с помощью цвета понять отношение человека, недостаточно просто задать вопрос, ведь это может исказить объективность полученных результатов. Как психологии получают необходимую им информацию?

Существуют разработанные методики, которые учитывают и субъективное восприятие цвета, и настроение человека в данный момент. Обычно это проективные тесты, которые имеют четкую теорию и доказательную базу, например, цветовой тест отношений А.М. Эткинда.

Эта методика доказала свою результативность, но ее используют больше психологи, потому что онлайн ее пройти невозможно.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • испытуемый выбирает группу значимых для него людей – родных, друзей, возлюбленных;
  • к каждому из них он подбирает карточку с цветом, на основе ассоциативной связи, причем цвета могут повторяться;
  • испытуемому дают немного времени, чтобы он отдохнул и отвлекся от мыслей об этих людях;
  • испытуемый должен взять все цветовые карточки и проранжировать их, то есть разложить от самого любимого цвета, до того, который вызывает наибольшее отвращение;
  • полезным будет выяснить у испытуемого, как он воспринимает тот или иной цвет, почему он кажется ему приятным, а почему нет.

Далее происходит интерпретация результата. Зная характеристику, которую испытуемый дал каждому цвету, нужно соотнести ее с человеком, которому он этот цвет «приписал». Таким образом психологу становится ясно, как испытуемый относиться к тому или иному человеку.

Эти выводы действительно основываются на ассоциации цвета с этим человеком, но методика их установления сложнее, чем простой ответ: «розовый – значит считает тебя лучшим человеком в его жизни».

Как с помощью цвета влиять на отношение людей

Каждый цвет по-своему влияет на состояние человека, который его воспринимает. Поэтому с помощью цвета ты можешь менять отношение окружающих к себе. Для этого нужно знать основные психологические характеристики каждого цвета и использовать их для своих целей.

Например, добавлять определенный цвет в свой гардероб, в зависимости от того, чего ты хочешь добиться на встрече с конкретным человеком. Цвет можно добавлять и в свою рабочую среду, чтобы изменить восприятие коллег или руководителей.

Примеры восприятия цвета:

  • фиолетовый – ассоциируется с загадочностью, интуицией, глубокими идеями, творческим мышлением. С преобладанием этого цвета тебя воспримут, как уникальную и креативную личность, которая знает больше других;
  • синий – вызывает чувство безопасности и доверия, человек будет восприниматься как сдержанный, открытый. Этот цвет покажет, что ты человек, который настроен на интеллектуальный труд, дисциплину, у тебя есть сила воли;
  • зеленый – вызывает чувство покоя и гармонии, может снизить негативные эмоции, агрессию, гнев и раздражение в собеседнике;
  • красный – поможет привлечь внимание, покажет твою эмоциональность. Благодаря этому цвету тебя воспримут как уверенную личность, с лидерскими качествами и хорошей самооценкой;
  • желтый – окружающие воспримут тебя как позитивную, оптимистическую, с хорошим чувством юмора, легкостью, интуицией;
  • черный – может вызывать неоднозначное впечатление. Ты можешь показаться мрачной. С другой стороны, он подчеркнет твою независимость, устойчивые психологические границы. Человек поймет, что тобой невозможно манипулировать;
  • коричневый – этот цвет подчеркнет твое трудолюбие, устойчивость, надежность, рациональность и рассудительность.

Для применения этой теории важно учитывать личное отношения человека к тому или иному цвету. Знание психологии цвета помогает понять себя, управлять своим настроением, а также изменить отношение людей к себе.

Ребенок не знает цвета — 3 совета психологов, консультации

Здравствуйте, чтобы успокоить свои подозрения, сходите к окулисту, чтобы узнать  правильно ли развивается зрение. Попробуйте с дочкой не называть цвета,  а например разложить предметы и попросить ее найти предметы одинакового цвета. Поискать, что в комнате есть зеленого цвета, а что желтого и т.д.

Василевская Екатерина Андреевна, психолог Минск

Здравствуйте,Елена Александровна!
Прежде всего хочу обратить Ваше внимание вот на что:
— Никого  больше,кроме детей мы не подвергаем постоянной стандартизации.Конечно,есть общие принципы возрастной психологии,но все равно не стоит очень требовать : что должен или нет делать ребенок в том или ином возрасте. Если ребенок не будет различать цвета,когда пойдет в школу- то есть повод для беспокойства.А пока — нет.
— Никогда не сравнивайте своих детей. Во-первых,потому что они просто разные люди.Во- вторых,чтобы потом у них не было комплексов кто лучше ( что для детей почти автоматически означает,кого любят больше).Скорее всего,есть вещи,которые младшая дочь начала делать раньше или лучше.
— Не стоит путать два понятия: развитие и обучение.В таком возрасте — ребенка надо больше развивать ,а не обучать ( то есть требовать результата). Вы занимаетесь с малышкой,развиваете ее- и это самое главное.
Елена Александровна! Почитайте по Вашему вопросу:
http://prosto-club.ru/blog/blog_detail/?userKey=2
Любви Вам и терпения.
Если нужна будет помощь — обращайтесь за консультацией. Буду рада помочь.

Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

Здравствуйте Елена Александровна!

 Вы правильно делаете, что обращаете своевременно внимание на деятельность и развитие своего ребенка. Хочу отметить, ни в коем случае не стоит сравнивать умения и навыки своих детей с братишками или сестренками. Детки рожденные от одной мамы, могут иметь совершенно разные способности в развитии. Вам необходимо набраться терпения и более углубленно заняться изучением основных цветов.  

 Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: «Скажи, какого это цвета?» Лучше предложить: «Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой», — и покажите красный кубик. Или: «Я думаю, что это зеленый кубик». Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа «А где красные кубики?» или «Какого цвета у тебя кофточка? «, это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.

Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко — зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня? и  т. д.

Не забывайте хвалить вашего ребенка!!! Ребенку будет приятно слышать, когда вы говорите, что он молодец, умница, при этом он будет стараться правильно отвечать и быстрее научиться.

УВас все получится, успехов!

Хитрова Олеся Геннадьевна, психолог в Челябинске

Разработайте насыщенность цвета, чтобы передать эмоции вашей фотографии • Фото-видео Креатив

Понимание |

15 октября 2017 г.

Почему цвета с тусклой или интенсивной насыщенностью вызывают разные эмоции? Как вы можете развить свою фотографию с правильной насыщенностью, используя приложение для ретуши фотографий на вашем компьютере или смартфоне?

Поделюсь с вами:

  • Как раскладываются цвета и что интенсивность цвета означает с насыщенностью
  • Напоминание о теории эмоций
  • Эмоции, связанные с насыщенными и ненасыщенными цветами
  • Инструменты и приложения для развития насыщенности

Перед тем, как мы начнем

Успех в создании замечательных фотографий означает успешное запечатление и разделение эмоций на ваших фотографиях. Сосредоточившись на теории эмоций, я разработал 6-шаговый метод обучения фотографии, в первую очередь на основе того, что вы чувствуете. Развитие — это 5-й шаг к его достижению, а овладение цветом — одна из 6 основных техник развития, которые необходимо знать в фотографии.

Проявление — это 5-й уровень моей творческой пирамиды, чтобы поделиться своими эмоциями в фотографии после того, как я освоил захват объекта, съемку, композицию и свет. © Amaury Descours

 Развитие интенсивности цвета с насыщенностью

с того же кадра. Левый
: Насыщенность цвета нормальная. В центре : повышена насыщенность цвета. Вправо : Насыщенность цвета снижена. Увеличение или уменьшение насыщенности цвета сразу же вызывает различные эмоциональные реакции. Nikon D800 и Nikkor 16-35mm f/4, 16mm, 1.6s, f/11, 100 ISO © Amaury Descours

В теории цвета цвет может быть определен тремя компонентами:

  • его оттенок или оттенок : красный, зеленый, синий, желтый, …
  • его насыщенность : сероватый цвет или очень интенсивный цвет
  • его светимость : светлый цвет или темный цвет

В природе интенсивные и яркие цвета притягивают взгляд больше, чем другие. Вы можете поиграть с насыщенностью цветов или отсутствием насыщенности фотографии, чтобы усилить эмоции, которыми вы хотите поделиться.

С технической точки зрения «хорошая» насыщенность — это та, которая соответствует интенсивности цветов, которые вы видите непосредственно. Но верная насыщенность не будет особо подчеркивать какие-либо эмоции вашей фотографии через цвета.

С творческой точки зрения «хорошая» насыщенность — это та, которая доводит до максимума или до минимума интенсивность цветов, чтобы поддержать эмоции вашей фотографии.

Краткое напоминание о теории эмоций

Все виды эмоций, которые мы чувствуем, могут быть представлены на колесе с 8 первичными эмоциями согласно теории эмоций Плутчика. Эти первичные эмоции бывают разной интенсивности (наиболее интенсивные находятся в центре) и объединяются в 24 другие эмоции.

Эмоциональное колесо Плутчика моделирует 48 возможных эмоций благодаря первичным, вторичным и третичным диадам, которые представляют собой комбинации 8 первичных эмоций. © Amaury Descours

Эмоции, связанные с насыщенными цветами

чаще всего поддерживается:

  • радость, любовь (радость+уверенность)
  • оптимизм (радость + ожидание)
  • восторг (радость + удивление)

Это в основном положительные эмоции.

В более широком смысле увеличение насыщенности цвета — это способ усилить интенсивность основных эмоций, тех, которые находятся в центре колеса эмоций.

Эмоции, связанные с ненасыщенными цветами

Наоборот, при уменьшении насыщенности цветов вашей фотографии будут поддерживаться следующие эмоции:

  • грусть, горе, задумчивость

Или эмоции гораздо более негативные:

  • раскаяние (печаль + отвращение), отчаяние (печаль + страх), безвкусица (грусть + уверенность)
  • фатализм (ожидание + уверенность), агрессивность (ожидание + гнев), пессимизм (ожидание + печаль)
  • болезненность (радость + отвращение)
  • негодование (удивление + гнев)
  • стыд (страх + отвращение)

Для фотографий семьи или друзей эти эмоции, конечно, не очень востребованы. Тем не менее, для более личных фотографий, таких как путешествия, улица, пейзаж или художественная фотография, это эмоции, которые могут пересечь вас и которые вы хотите запечатлеть. Затем уменьшение насыщенности помогает более четко разделить их на фотографии.

Инструменты для разработки цветовой насыщенности

Любое приложение для редактирования фотографий на компьютере или смартфоне предлагает вам развивать цветовую насыщенность. С яркостью или контрастностью это настройка, которая является частью основ разработки и так же стара, как старый добрый цветной телевизор! Однако часто в приложениях для ретуши фотографий можно найти две функции насыщенности:

  • «классическая» насыщенность
  • умная насыщенность, часто называемая «яркостью»

«Классическая» насыщенность затронет все цвета фотографии, независимо от их цвета и интенсивности.

Яркость будет касаться цветов с низкой и средней интенсивностью; уже хорошо насыщенные цвета практически не изменятся в своей интенсивности. Таким образом, вибрация является более тонкой настройкой, так как избегается перенасыщение или перенасыщение интенсивных цветов. В некоторых приложениях вибрация также защищает цвета тона кожи, чтобы избежать искусственного рендеринга лица.

Эти 3 фотографии проявлены с 3 различными насыщенностями из одного и того же снимка. Центр: насыщенность нейтральная. Слева: так называемая «классическая» насыщенность увеличена на 50%. Справа: интеллектуальная насыщенность, называемая «вибрацией», была увеличена на 50%. Классическая насыщенность, когда она слишком завышена, имеет тенденцию делать фотографию искусственной и, таким образом, берет на себя эмоции, высвобождаемые субъектом. Насыщенность вибрации усиливает насыщенность более тонким образом и поэтому не искажает эмоции, которыми вы хотите поделиться. Nikon D800 и объектив Nikkor 28–300 мм f/3,5–5,6, 190 мм, f/5,6, 1/400 с, ISO 4500 © Amaury Descours

Насыщенность цвета можно использовать в 2 этапа:

  1. Разработайте классическую насыщенность , чтобы найти правильный уровень интенсивности цвета без использования
    к вашей цели, затем
  2. Развивайте яркость , чтобы продолжать увеличивать интенсивность цветов до желаемого порога

Таким образом, вы сможете сильно насытить цвета, но не переиграть. Как и любая корректировка развития, правильная дозировка должна быть заметной, но не преобладать над объектом. Если вы заметите эффект насыщения еще до того, как взглянете на объект, вы сразу поймете, что проявка не удалась.

Идем дальше вместе!

Узнайте, как фотографировать с помощью моего 6-этапного метода, чтобы ваши фотографии были первыми с вашими эмоциями. Интуитивный подход, который фокусируется на том, что вы чувствуете, прежде чем рассматривать какие-либо инструменты и методы!

Тогда поймите, почему развитие в фотографии необходимо для выражения ваших эмоций, и изучите 5 различных техник развития цвета:

  1. Цвет окружающего света
    : разработка баланса белого
  2. Интенсивность цветов : проявление насыщенность цвета (этот пост)
  3. Привлечение к объекту с помощью цвета : проявка выборочное/локальное насыщение
  4. Гармония цветов : разработка цветовой палитры
  5. Монохромные тона : проявляющие черно-белые

Не пропустите мои будущие посты, чтобы лучше запечатлеть и поделиться своими эмоциями на картинке: подпишитесь на мою рассылку, Facebook, Twitter или Instagram!

Вам нравится то, что вы узнали? Поделитесь этой статьей со своими близкими!

Неточная наука о цвете и эмоциях – Минг Тейн


Почему на этой фотографии можно идентифицировать рассвет, а не закат? Подсказка: это цвет. Мы ожидаем, что закаты будут теплыми, а утро прохладным и ясным.

Много лет назад была проведена серия экспериментов, которые показали, что люди привыкли ожидать определенных вещей в отношении цвета: например, синий кетчуп просто не летает. Теория состоит в том, что это первобытная реакция подсознания, предупреждающая нас об опасности. Подумайте об этом так: прогорклое мясо выглядит определенным образом и имеет определенный цвет. Даже если мы не чувствуем его запаха, глядя на фотографию рвоты или чего-то разлагающегося, мы впадаем в ступор фуууу. Такие примеры всегда можно найти в природе — вспомните, например, этих ярко окрашенных ядовитых жуков. Фактически, связь между цветом и диапазоном (и, следовательно, эмоциями) настолько сильна, что многие виды имитируют окраску более опасных видов, чтобы отпугнуть хищников, но в то же время полагаются исключительно на нее как на защиту, потому что они не содержат яда или токсичности. . (Для производства токсичности требуется много энергии, и в условиях дефицита пищи вы хотите тратить как можно меньше потребляемой пищи на производство чего-то, что поможет вам только в том случае, если вас съедят, и, таким образом, вероятно, все равно умрет.

)

Сказка о двух городах. Хотя расстреляны с разницей в несколько минут. Какие чувства вызывает у вас первое изображение? Секунда?

Какое отношение это имеет к фотографии? Проще говоря, когда вы смотрите на фотографию, какие чувства она у вас вызывает? Ненадолго игнорируйте тему. Оставшаяся эмоциональная реакция в основном зависит от вашей реакции на обработку: в частности, на цвет. Почему черно-белые изображения имеют такое «вневременное» или «нестареющее» качество? Почему они заставляют вас чувствовать себя немного отстраненными, поскольку вы являетесь наблюдателем, но на самом деле не являетесь частью сцены? Это все из-за цвета, или, в данном случае, из-за его отсутствия. Трудно относиться к чему-то, если ваша информация или восприятие ограничены только тональной информацией.


Почему этот шот подразумевает насыщенность и сочность? Как бы вы отнеслись к бледно-серому стейку с красными помидорами, даже если бы он был таким же на вкус?

На самом деле, если вы просмотрите исторические фотографии и видео, вы увидите, что каждая недавняя эпоха или блок ~10 лет в современной истории на самом деле имеет совершенно разные цветовые и тональные стили. И глядя на это, часто чувствуешь что-то – ностальгию, ненависть, интересно, что ты делал со своей молодостью. Ранние цветные фотографии 19 века.Например, 30-е и 40-е годы имеют винтажный вид.


Для меня это классическая фотожурналистика – из-за контраста, тональности и отсутствия цвета. Ранние фотографы не стремились к такому виду намеренно — они научились работать с ним из-за ограничений химии фотолаборатории.

Многие современные программы для фотосъемки извлекают выгоду из этого. Instagram и все эти программные пакеты фильтров являются хорошим примером — черт возьми, даже ломография в некоторой степени — они позволяют вам мгновенно создать ощущение с помощью комбинации игры с цветом и манипуляцией с контрастом. Есть причина, по которой фотография с ломо или инстаграма выглядит как винтажный хиппи-полароид: баланс белого был смещен в сторону теплее на несколько делений, немного уменьшилась насыщенность, сильно уменьшилась контрастность, а относительная яркость и оттенок красного и желтые каналы сместились. И, вероятно, в миксе также есть некоторая зернистость и размытие по Гауссу. Попробуйте сами в фотошопе, если мне не верите.


Крутая гора. Nikon D700, Zeiss ZF.2 2/100 Makro-Planar

Дело в том, что поляроиды выглядели так из-за современного химического процесса, а не потому, что они хотели, чтобы они так выглядели. Я почти уверен, что инженеры тоже стремились к идеальному цвету. Результатом всего этого является то, что современная фотография, обработанная таким образом, вызывает воспоминания об эпохе поляроидов, потому что именно так тогда выглядело большинство социальных изображений.


Ммм, натуральная зеленая свежесть.

Большинство людей одинаково реагируют на цвет, а именно:
Красный – опасность, предупреждение, внимание;
Синий – прохладный, успокаивающий, расслабляющий;
Желтый – теплый, дружелюбный, открытый;
Зеленый – натуральный, свежий;
Черный – загадочный, зловещий, классический, премиальный, тяжелый;
Белый — чистый, открытый, светлый, честный, чистый
Серый — апатия


Несколько источников света могут чертовски сбивать с толку, но почти всегда сигнализируют о «вечеринке!»

Проще говоря, есть причина, по которой большинство Феррари красные, а большинство больниц белые.

Как это поможет вам как фотографу?

На самом деле все довольно просто. Цвет присутствует на вашем изображении повсюду, но оказывает влияние как минимум двумя основными способами. Во-первых, если у вас есть один доминирующий цвет в сцене, который регистрируется в подсознании зрителя еще до того, как он поймет, что это за предмет; например, это может быть цвет фона. Более тонким способом является температура окружающего света — например, более теплая настройка баланса белого приведет к смещению в сторону красного и желтого каналов; это, в свою очередь, придает окружающему свету особое качество и тон.


Тепло. Окружающий ББ был смещен дальше от основного источника света (пламени), чтобы сохранить теплый цвет.

Второй основной способ — через контраст: если у вас есть объект одного цвета на фоне другого, совершенно противоположного цвета (например, красного и зеленого или синего и желтого), то он будет выделяться, потому что это единственное, что в сцене визуально диссонирует. В данном случае это хорошо, потому что привлекает внимание к объекту и позволяет фону служить сценой — так и должно быть.


Почему мой объект выделяется? Конечно, это другой цвет фона.

Но что, если в вашей сцене нет доминирующего цвета или она очень размыта или имеет низкую насыщенность? Сделайте то, что кинематографисты делали годами, и либо придайте глобальный оттенок, как описано выше — вы можете легко сделать это, если снимаете в сыром виде, сдвигая баланс белого; более низкие цветовые температуры, чем точные, холоднее и голубее, и наоборот, для более высоких цветовых температур. Другая альтернатива — использовать фильтр поверх объектива или окрашивать свет — последнее, очевидно, предполагает, что у вас есть некоторый контроль над освещением. Безусловно, самый простой способ изменить цвет и не получить странные оттенки из-за природы добавления и вычитания цветов — это настроить баланс белого.


KLCC рассвет, цвет слегка изменен. Nikon D700, 28-300VR

Последнее замечание: нужно начинать с точного баланса белого , прежде чем сдвигать цветовую температуру. Это делается для того, чтобы вы не получили странные цвета из-за смещения по оси зеленого к пурпурному (баланс белого и цветовая температура влияют только на синий и оранжевый/красный). Кроме того, помните, что не стоит перебарщивать с насыщенностью: смещение баланса белого может привести к тому, что другие каналы перегорят, даже если оригинал оказался правильно экспонированным. А перенасыщенные изображения выглядят откровенно грубо.

И на этой ноте я прервусь до следующей темы: погоня за идеальным цветом и мифы о балансе белого. MT


Причудливые цвета закусочной. Иногда окружающий свет близок к тому, что вам нужно, и все, о чем вам нужно беспокоиться, это точность цветопередачи. Nikon D700, 85/1,4 G

____________

Посетите наш магазин для обучения, чтобы улучшить свои фотоигры, включая DVD-диски Photoshop Workflow и персонализированную школу фотографии по электронной почте; или перейдите на мобильный телефон с сборником фотографий для iPad.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *