Как рисовать пастелью для начинающих. Техника рисования
Содержание
- 1 Почему именно пастель?
- 1.1 Подготовительный этап
- 1.2 Особенности рисования сухой пастелью
- 1.3 Особенности рисования масляной пастелью
Техника рисования пастелью является одной из самых интересных, так как красочно и насыщенно отражает внутренний мир художника. Существует несколько точек зрений касаемо этого материала. Одни советуют брать в руки пастель, лишь имея опыт рисования, другие предпочитают сразу брать в руки карандаш. Если для взрослых есть сомнения, то для детей этот материал подойдет идеально. Крупные карандаши позволяют нанести мазок ярко и контрастно. Некоторые художники обращаются к пастели, потому что она имеет плавные и нежные оттенки. И все-таки, как рисовать пастелью для начинающих?
Подготовительный этап
Пастель – это смесь красителя, мела и других материалов. Прежде чем был придуман такой материал, мастера кисти использовали уголь и другие мягкие материалы. Важно! Выбирая сюжет для картины рассчитывайте: фон, цветовую гамму и крупное изображение. Для мелких деталей материал не предназначен.
Прежде чем начать рисовать, подготовьте материалы. Пастель можно взять: сухую (твердая или мягкая), восковую и масляную. При покупке обратите внимание на производителя и на качество. Например, восковые карандаши не будут аккуратно ложиться на бумагу, а оставят за собой неприятный след.
Бумага тоже имеет свои характерные особенности. Обычная бумага не подойдет. Масляная пастель достаточно жирная, чтобы оставить разводы на тонком листе. Подберите в художественном магазине бумагу с фактурой — она отлично впитывает и держит рисунок. Например, наждачная, бархатная и пастельная доска. Возможен и цветной вариант листа, если сюжет рисунка подходит.
Особенности рисования сухой пастелью
Как рисовать сухой пастелью? Вопрос не из легких, но вполне решаемый. Прежде
всего, определитесь, какой вам нужен материал: твердый или мягкий. Многие предпочитают второй вариант, который позволяет получить теплый и нежный оттенок. После чего приступаем к работе:
- Первые штрихи должны отличатся от фона на тон. Это позволит нанести легкие и незаметные штрихи. Графитный карандаш не подойдет, так как он оставляет след и виден из-под рисунка.
- Если бумага цветная, фон наносим держа карандаш плашмя в значимых местах. Обычный лист тонируем полностью.
- Конкретизируем рисунок. Растушевываем нужные места кисточкой, ватой или пальцами. Сверху можно нанести второй слой.
- В основе сюжета должно быть изображение, где мало теней. Пастелью нельзя сделать сильный контраст.
- Выделите главные детали. Ближние предметы растушуйте.
- Завершаем работу конечными штрихами и обязательно закрепляем специальными средствами.
Особенности рисования масляной пастелью
Техника рисования масляной пастелью схожа с принципами нанесения сухой.
Общий ход урока:
- Выбираем светлую бумагу. Стоит заранее продумать конечный результат работы.
- Для растушевки следует запастись пиненом — разбавитель масляных красок.
- Первые наброски наносятся мелком или угольком, для предания аккуратного контура. Излишки убрать, прежде чем брать пастель.
- Нанести штрих плашмя.
- Немного размыть рисунок поможет кисточка, смоченная в разбавителе. Также можно использовать тряпку, ватные диски или пальцы. Не бойтесь сделать рисунок «мыльным», со стороны это будет выглядеть красиво и все значимые детали будут яркими и четкими.
- Важно, чтоб наносимые тени были гармоничны.
- Завершаем рисунок конечными штрихами и контурами.
Каждую работу следует покрыть защитным слоем, например, бесцветным лаком для волос. Единственным минусом этого средства — потемнение рисунка после нанесения. После чего спрятать под стекло. Остатки мелков не выбрасывайте. В дальнейшем их можно перетереть в порошок и получить пасту для следующей работы.
Пастель для начинающих: неочевидные must-have товары
Начинающие художники тщательно подходят к выбору художественных материалов, в частности, красок. Поиски идеального решения осуществляются вокруг технических характеристик красок, кистей и холста. Пастель или акрил? Масло или акварель? Кисть натуральная или синтетическая? А холст нужен или обойдемся картоном?
Все это необходимо учесть, однако это далеко не весь список материалов и вопросов, которыми должны задаваться начинающие мастера. Особенно, если живопись является не просто приятным времяпровождением, а регулярным хобби или даже профессиональной деятельностью.
Масляные краски, гуашь и краски для рисования в технике «графика» (графитный карандаш, сангина) имеют стандартный набор требований к используемым принадлежностям. Например, для работы с масляными красками лучше всего использовать грунтованные поверхности, гуашь следует зафиксировать специальным раствором, а сангину лучше наносить на шероховатую светлую или мелкозернистую крафт-бумагу.
А вот с акварелью и пастелью дело обстоит несколько иначе. Письмо этими видами красок требует богатого ассортимента дополнительных материалов. Ниже мы приведем список всего необходимого, что нужно иметь в арсенале для рисования пастелью для начинающих.
Выбор пастели
Выбор бумаги для пастели
Вспомогательные материалы для работы с пастелью
Хранение пастели и вспомогательных материалов
Хранение рисунков
Остались вопросы?
Что нужно для рисования пастелью?
Выбор пастели
Каждый вид пастели имеет характерные свойства, которые проявляются при работе и дальнейшем хранении рисунков/картин. Чтобы правильно выбрать пастель для начинающих, нужно знать о следующих свойствах различных видов красок:
- Масляная – в качестве связующего вещества содержит масло (часто льняное), при разведении с водой напоминает масляные краски. Сложно растушевывается, поэтому для размывки требуется растворитель. Дает более насыщенные цвета, устойчивый результат и не требует фиксации. Популярные производители: Mungyo, Sennelier, Koh-I-Noor, Сонет и др.
- Восковая – в качестве связующего вещества используется натуральный воск. По свойствам напоминает масляную пастель, однако не размывается и не растушевывается. Восковой пастелью можно рисовать по акварели и гуаши. Больше подходит для любительских работ. Не требует фиксации.
- Сухая – наиболее частый выбор художников. Сухая пастель бывает трех видов: твердая, мягкая и ультрамягкая. Ее легко можно размыть водой, накладывать слой за слоем и растушевывать столько, сколько необходимо, без риска испортить рисунок. Требует фиксации. Популярные производители: Sennelier, Mungyo, Schmincke, Rembrandt, Van Gogh и др.
- Акварельная – по свойствам напоминает акварельные краски. При работе «всухую» дают яркий насыщенный цвет, по текстуре рисунок напоминает работу, выполненную маслом. Однако при влажном нанесении, растворении водой, дает эффект акварельного рисунка. Легко растушевывается, размывается и наслаивается. Требует фиксации.
💡 Какой пастелью лучше рисовать начинающему художнику? Эксперты в области живописи рекомендуют начинать с акварельной или восковой пастели. Последняя предназначена для рисования даже детьми, поэтому неприхотлива в использовании и хранении. Акварельная пастель имеет свойства нескольких видов красок (см.выше), поэтому с ней легко будет разобраться в «поведении» как при сухих техниках нанесения и растушевки, так и при влажных.
Для тех, кто уже имеет опыт работы с акварельными красками, рекомендуется переходить на сухую пастель и работать как в «сухой», так и во «влажной» технике.
Для тех же, кто хочет подготовиться к работе с масляными красками, рекомендуется остановить выбор на масляной пастели. Она менее «тяжела» для старта и в то же время показывает все свойства масляных красок.
Набор сухой пастели Mungyo
Карандаши или мелки?
Решение о выборе между этими художественными товарами должно основываться на уровне мастерства, которые вы уже достигли на момент покупки, а также на ваши ощущения при работе с теми и другими принадлежностями.
💡 Универсальный совет: если вы используете водорастворимую пастель (акварельная, сухая), то лучше использовать мелки, т. к. их форма лучше подойдет для размытия и растушевки. Если же вы используете масляную или восковую пастель, то лучше остановить выбор на карандашах. В этом случае не придется часто прибегать к влажным техникам, и будет легче наносить тонкие контуры, что поможет снизить частоту и масштаб исправлений. Для небольших исправлений достаточно точечно нанести разбавитель для масляной пастели.
Объем цветовой палитры
Если вы только начинаете работу с пастелью, то лучше ограничиться небольшими наборами или собрать свой собственный, из поштучно приобретенных мелков для рисования пастелью.
Цветовая палитра может состоять всего из 5-6 стандартных цветов, которые помогут «набить руку», в дальнейшем выбор количества цветов в вашем ящике для пастели будет зависеть только от масштаба творческого вдохновения, интереса к живописи и желания развивать мастерство без границ. Навык работы с тончайшими оттенками цветов поможет создать истинные шедевры искусства, и для этого уже можно будет приобретать наборы по 96, 128 и более цветов.
Набор сухой мягкой пастели Van Gogh
Выбор бумаги для пастели
Бумага – один из самых проблемных этапов выбора материалов для рисования пастелью. Очень часто многие новички теряют интерес к живописи из-за неправильно подобранных принадлежностей, что влечет сложности при работе и низкое качество результата. Еще неопытные мастера списывают это на свою нерадивость, непрофессиональность или даже неспособность создать прекрасный рисунок.
Если такие умозаключения сформировались в результате письма пастелью по обычной бумаге для печати или по необработанному картону, спешим вас обрадовать: замените бумагу и увидите результат!
Наждачная бумага стоит недорого, предназначена для работы с любым видом пастели и раскрывает все ее свойства вне зависимости от качества (как бумаги, так и красок). Именно поэтому ее обязательно стоит включить в ваш набор пастели для начинающих. Популярные производители: Sennelier, Canson и Wallis.💡 Как выбрать бумагу для пастели? Лучшими вариантами являются наждачная, ячеистая, акварельная и, конечно, специальная профессиональная бумага для пастели.
Ячеистая бумага имеет зернистую структуру с одной стороны, и более гладкую с другой стороны. За счет выраженной фактуры отлично принимает и «укладывает» пигмент в нужную форму и глубину. Популярные производители: Hahnemuhle, Canson и Clairefontaine.
Бумага для акварели может использоваться и для работы с пастелью. Натуральный хлопок и/или целлюлоза, из которых изготавливается материал, способствуют равномерному распределению и постепенному высыханию красок, поэтому может стать must-have для влажных техник с поэтапной растушевкой и размывкой, а также наслоением. Популярные производители: Fabriano, Hahnemuhle, Canson.
Бархатная (велюровая) бумага для пастели предназначена для опытных мастеров, владеющих самими разными техниками нанесения, однако ее можно приобрести для создания рисунков пастелью для начинающих, т. к. она имеет равномерную шероховатость, часто представлена в различных цветах и формирует необходимый опыт с первых дней. Этот вид бумаги помогает достичь эффекта живописи на холсте, позволяет прорабатывать мельчайшие детали, что делает рисунок максимально четким и гладким. Подходит для растушевки, смешивания и наслоения оттенков. Наиболее популярные производители: Hahnemuhle, Fabriano, Лилия Холдинг.
Бумага тонированная Talens
Цвет бумаги
Важный показатель, напрямую влияющий на насыщенность, яркость, тон и глубину оттенков. Отличным примером будет сравнение рисунков, выполненных в одинаковых цветах, на наждачной и белой (акварельной или профессиональной) бумагах.
Первая задаст «дымки» и приглушенности даже самым ярким оттенкам, не влияя на насыщенность и глубину. Вторая словно подсветит каждую молекулу пигмента и подчеркнет контрасты.
Бумага любых других цветов также будет создавать определенные эффекты. Поэтому прежде чем приступать к работе с таким инструментом, подробно изучите вопрос о том, как рисовать пастелью для начинающих на цветной бумаге различной фактуры.
Вспомогательные материалы для работы с пастелью
Итак, что нужно купить для рисования пастелью? Вот полный список дополнительных инструментов, необходимых для начала работы и обучения:
Вода – главный растворитель и разбавитель для работы с акварельной и сухой пастелью.
Терпентин – главный растворитель и разбавитель для работы с масляной и восковой пастелью, например, терпентин от Royal Talens. Не имеет запаха. Нетоксичен.
Фиксативы – специальные растворы, предназначенные для закрепления пигмента на поверхности, обеспечивающие сохранения цвета готовой работы на протяжении долго периода (фиксаторы для пастели).
💡 Чем закрепить рисунок пастелью, лаком или матовым фиксативом? Смело используйте оба варианта, если не боитесь излишнего блеска или приглушенной матовости, соответственно.
Чертежная доска, клейкая лента и кнопки – необходимы для фиксации бумаги во избежание смещения, смятия или другого рода механических повреждений.
Кисти – необходимы для растушевки и размывания или влажных техник нанесения пастели. Кисти для пастели должны подбираться с учетом вида пастели (более мягкая и менее плотная для акварельной и сухой и более плотная для масляной и восковой).
Ластик-склячка – тестообразный резиновый инструмент для коррекции недочетов при работе пастелью, углем, сепией, сангиной. Предназначен не только для полного стирания пигмента, но и для его осветления, где необходимо, а также для очищения поверхности, запачканной пигментом.
Растушевки – напоминают косметические аппликаторы, производятся в различных размерах и формах (треугольная, округлая, прямоугольная). Каждая форма растушевки для пастели предназначена для коррекции недочетов различной площади. Если у вас не оказалось под рукой растушевок, и вы не знаете, чем растушевать пастель, помните, что их можно заменить на плотную кисть.
Маски, перчатки, влажные салфетки – несмотря на то, что пастель не содержит токсичных веществ, органы дыхания и кожа нуждаются в защите. Слизистые могут проявить чувствительность к растворителям или фиксативам (особенно аэрозолям и спреям), а кожа рук – сухость, что может привести к мелким трещинам и косметическим изъянам. Влажные салфетки помогут не только очистить кожу рук, но и увлажнить и напитать ее.
Точилки – не каждый художник задумывается о том, нужно ли точить пастель. Если вы используете карандаши или мелки, то, скорее всего, вам придется периодически подтачивать их.
Держатели – своего рода насадка, помогающая удерживать мелок или карандаш. Полезный инструмент для тех, кто не любит ощущать маслянистость или сухость пастели, или же если использует короткие остатки.
Белый угольный карандаш – предназначен для выделения контуров и небольших деталей поверх пастели.
Фартук – мастера часто надевают фартук не столько для защиты от загрязнения одежды, сколько для того, чтобы складывать в его карман(ы) карандаши и мелки пастели и другие мелочи, которые могут потребоваться в процессе рисования. Рекомендуется выбирать фартуки из натуральных материалов (хлопок, лен, ситец), т.к. они не препятствуют циркуляции воздуха, не влияют на качество поверхностного слоя пастели и приятны на ощупь.
Калька – один из важнейших must-have для начинающих мастеров. На кальке вы можете делать наброски рисунков перед нанесением на «беловик». Бюджетность материала позволит практиковаться без мыслей о расходах.
Муштабель – статичная форма держателя. Крепится к чертежной доске или мольберту и позволяет контролировать движение руки, препятствуя нежелательному скольжению и дрожи.
Этюдник – практичное решение для мастеров, часто занимающихся живописью и рисованием. Статичное деревянное изделие, которое можно совместить с мольбертом, позволит держать под рукой нужные инструменты и наброски работ.
Хранение пастели и вспомогательных материалов
Перед каждым хозяином и хозяйкой художественной мастерской встает вопрос о хранении пастели. Наиболее практичным решением будет коробка для хранения пастели.
Хранить пастельные мелки лучше в деревянных коробках или ящиках, т.к. пластик инертен, а дерево сохраняет экологичность красок.
Хранение рисунков
Если вы сомневаетесь, нужно ли закреплять пастель, необходимо рассмотреть специфику хранения закрепленных и незакрепленных фиксативом рисунков.
💡 Как хранить пастельные рисунки? Рисунки, закрепленные фиксативом, могут храниться в папках, файлах или бумажных конвертах, а также в рамке под стеклом или паспарту. Рисунки, не закрепленные фиксативом, особенно если они выполнены сухой или акварельной пастелью, лучше всего хранить в рамке под стеклом в недоступном для солнечного света местах или же в альбомах, листы которого разделены калькой.
Остались вопросы?
В интернет-магазине Panda Market вы найдете все необходимые материалы для творчества с подробным описанием их характеристик и свойств. Если у вас остались вопросы, связанные с тем или иным продуктом, техникой работы или процессом оформления заказа, обратитесь в нашу службу поддержки по телефону или электронной почте. Наши консультанты предоставят всю необходимую информацию и помогут выбрать инструменты для рисования пастелью согласно вашим запросам и требованиям.
штрихов D’source | Техника сухой пастели
Пастель можно наносить острыми, линейными, мягкими, широкими и текстурными мазками для достижения драматического эффекта в рисунке. Ниже приведены различные мазки, используемые для рисования пастелью, объясненные с помощью фотографий.
Типы хода указаны ниже:
- Боковой ход
- Жесткий ход
- Конический ход
- Писать
- Волнистые линии
- Переменное давление
- Перекрестная штриховка
- Пуантилизм
- Оперение
- Наложение
- Царапины
Боковой ход: Полезен для покрытия больших площадей широким ходом, в основном для неба и воды.
Твердая обводка:
Полезно рисовать смелые и линейные элементы, такие как стебли и ветви. Чтобы создать этот штрих, используйте сильное давление и кончик пастели.
Конический Ход:
Приложите больше давления в нижней части штриха и ослабьте давление, когда закончите штрих для шерсти животных или отцов.
Наброски :
Это случайные мазки, используемые для покрытия больших областей и передачи текстур, таких как листва и деревья. Для этого слегка держите пастельную палочку и рисуйте от руки.
Волнистые линии:
Удобно рисовать волны и движущуюся воду.
Переменное давление :
Используйте более сильное давление при начале хода, а затем постепенно уменьшайте давление при рисовании линий. В основном полезно рисовать траву, отражения и водную рябь.
Перекрестная штриховка :
Используется для рисования текстур ткани и покрытия больших площадей без перенасыщения поверхности.
Пуантилизм:
Состоит из набора точек для построения цвета на больших участках цвета. Если смотреть на это издалека, то кажется, что точки сливаются в один цвет, так как человеческий глаз зрительно смешивает их.
Растушевка:
Это слои растушевки, легкие, диагональные мазки разных цветов для создания грубой текстуры.
Наложение:
Нанесите основной цвет, а затем наложите второй цвет поверх основного цвета. Ниже приведены два разных примера наложения с использованием мягкой пастели и масляной пастели.
Процарапывание:
Это очень простая и уникальная техника, которую можно выполнить только с использованием масляной пастели. Сначала нанесите базовый слой, используя масляную пастель или любой другой материал для рисования. Затем нанесите второй слой масляной пастели в технике наложения. Сотрите немного цвета со второго слоя с помощью расчески, иглы или малярного ножа. Чем больше цветов вы наложите, тем большее разнообразие цветов будет видно при царапании.
http://www.sakuraofamerica.com/oil-pastel-drawing-techniques
Царапание также можно использовать для создания интересных текстур.
Рисование пастелью — Знакомство
Я обожаю пастель!
Я люблю рисовать с ними, и я получаю огромное удовольствие, обучая и вдохновляя других на самовыражение, рисуя собственные красивые картины. Нет ничего более полезного, чем поделиться своей любовью к пастели с коллегой-энтузиастом и увидеть их волнение, когда я помогаю им освоить новую технику.
Техника, которой я собираюсь поделиться в этой статье, — смачивание пастели. Рисование пастелью с использованием растворителя, такого как вода или спирт, для создания прекрасного подмалевка, когда я его наношу, по консистенции он сродни масляной краске. Я выбрал эту технику, потому что, как художник, который любит рисовать морские пейзажи, она является одной из моих любимых. Но также как учитель я вижу воодушевление своих учеников, когда они открывают для себя этот новый способ работы с пигментами и используют его, чтобы ослабить свою технику и расширить свой творческий диапазон. Мое вводное занятие по рисованию пастелью поможет вам изучить технику, а затем вы сможете изучить ее, поиграть и сделать ее своей.
Самый счастливый на пляже с альбомом для рисования и флягойОсновная техника проста. Вы кладете слой мягкой пастели на поверхность для рисования, смачиваете ее, работаете с ней и даете ей полностью высохнуть. Затем вы продолжаете рисовать сухой пастелью или, если хотите, добавляете еще один слой и повторяете процесс.
Разжижение ваших мягких пастелей (а они должны быть мягкими пастелями!) работает так хорошо, потому что пастели начинают свою жизнь влажной. Они сделаны из пигментов, связующего вещества и воды. Вместе они образуют пасту, которая превращается в пастельную палочку и оставляется для высыхания. У разных производителей разные рецепты пигмента и связующего, но основной процесс остается одним и тем же.
Если вы временно растворяете связующее вещество пастели с помощью подходящего растворителя, то вы можете работать с жидким цветом, после чего вы даете смывке высохнуть перед нанесением последующих слоев пастели. Если хотите, можете рисовать сухой пастелью на поверхности до того, как она полностью высохнет. Таким образом можно сделать несколько интересных отметок.
№Смачивание пастели и создание размытия жидкого пигмента особенно подходит для таких объектов, как небо, облака и морские пейзажи. Лучше всего начинать с простых композиций. Однако, как только вы освоите технику и обретете уверенность, не будет ограничений для объектов, к которым вы можете ее применить. Вы можете намочить всю картинку или только часть страницы. Вы можете добавлять слой за слоем, каждый раз давая бумаге и пигменту высохнуть. Мои ученики считают, что смачивание пастели помогает им ослабить отпечатки, и иногда это является катализатором для них, когда они начинают чувствовать себя новичками и обнаруживают свой собственный стиль.
Вот несколько недавних мастер-классов по мягкой пастели, которые мне понравились.
В чем секрет успеха?
Во-первых, используйте правильную пастель. Для этой техники вам нужно использовать более мягкую, роскошную пастель. Качество здесь важно не только для эффектов, которых вы сможете достичь, но и для вашего удовольствия от процесса (и, следовательно, вашего энтузиазма продолжать рисовать и развивать свои навыки!). Лично я использую мягкие пастельные тона Unison Color, они насыщенные, великолепные и очень однородные.
Смело наносите пастель на бумагу перед ее смачиванием. Вы хотите положить хороший толстый слой. В противном случае результат при добавлении жидкости будет водянистым и неутешительным.
Используйте поверхность, которая может намокнуть, не теряя своих зубьев и не деформируясь. Есть несколько очень хороших пастельных бумаг и досок, которым нельзя позволить намокнуть, не испортив их. И есть другие, которые вы можете намочить и оставить сохнуть снова и снова. Читайте мои лучшие советы по материалам здесь.
Найдите подходящий растворитель для пастели.
Многие люди используют воду. Другие используют запатентованные продукты, такие как Fisher 400. Я предпочитаю использовать водку, которую наношу с помощью небольшого пульверизатора или кисти, положив рисунок на стол. Преимущество спирта в том, что он испаряется быстрее, чем вода. После того, как я смачиваю водкой соответствующую часть картины, я обрабатываю ее красивой мягкой широкой кистью.
Важно, чтобы вы экспериментировали с жидкостью и способами нанесения, пока не найдете подход, который лучше всего подходит для вас. Конечно, на этом пути будут неудачи. Но никогда не бойтесь потерпеть неудачу! Пробуя вещи, которые не работают, вы будете расширять и углублять свое понимание того, как ваши материалы и инструменты работают вместе, и тем самым вы станете лучшим художником. И некоторые из ваших счастливых случайностей могут стать вашими самыми любимыми фотографиями!
Я нахожу, что есть захватывающий элемент непредсказуемости в том, как вместе работают пастель, жидкость и бумага.