Как выглядит фестиваль огня на стрелке Васильевского острова. Смотрите запись трансляции «Фонтанки» — 7 января 2020
7 января 2020, 19:00
4 комментарияШоу огня и фейерверков 7 и 8 января соберет петербуржцев в Рождество на Биржевой площади и распространится даже на стены Петропавловской крепости. Рассмотрите красочное действо в деталях на видео «Фонтанки».
Фестиваль огня «Рождественская звезда» захватит 7 и 8 января стрелку Васильевского острова. Горожанам обещают пиротехническое шоу из Белоруссии, Азербайджана, Андорры и США, выступления фаерщиков и выдувателей огня, а также VR-рисование в режиме онлайн – на стенах Петропавловской крепости.
«Фонтанка» 7 января режиме реального времени будет наблюдать за шоу, и если вы не хотите выходить из дома в этот рождественский вечер, то сможете увидеть все детали события в нашей трансляции.
Фестиваль оба дня пройдёт с 19.00 до 21.00, подробнее о программе «Рождественской звезды», а также о схемах подхода и ограничениях движения читайте в тексте «Фонтанки».
УДИВЛЕНИЕ0
ПЕЧАЛЬ0
Комментарии 4
читать все комментариидобавить комментарийПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
- ВКонтакте
- Телеграм
- Яндекс.Дзен
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
- Группа вконтакте
Новости компаний
Комментарии4
Новости компаний
Дайджест строительства «Нового Лесснера»
«Отделстрой» сообщает о ходе строительства второй очереди жилого комплекса «Новый Лесснер», расположенного в 250 метрах от Выборгской набережной, близ Кантемировского моста. Строительная готовность второй очереди составила 69%. Во всех корпусах продолжается монтаж вентилируемого фасада из керамогранитных плит. Установлены окна. В 1 и 5 корпусах завершено остекление балконов и витражных конструкций на 9–12 этажах, в остальных корпусах работы продолжаются. Выполняется прокладка труб ГВС и ХВС, вентиляции, разводка электрических сетей и…
Получено разрешение на ввод в эксплуатацию «Образцового квартала 9»
В Пушкинском районе Санкт-Петербурга сдан ещё один жилой комплекс. Новостройку в рамках комплексного освоения территории возвёл специализированной застройщик «Терминал-Ресурс». Как и предыдущие объектов девелопера, девятый «Образцовый квартал» сдан досрочно. Разрешение на ввод за номером 78–16–34–2022 выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 28 октября 2022 года. Жилой комплекс «Образцовый квартал 9» состоит из двух четырёхэтажных домов, где четвёртый этаж — мансардный. В квартирографии…
Эксперт Группы «Эталон» рассказал о перспективах стандартизации цифровых технологий в строительстве
Роман Тарасенков, Директор департамента технологической платформы Группы «Эталон» принял участие в ежегодном форуме Digital Forum, посвященном цифровизации петербургского бизнеса. Организатором мероприятия традиционно выступил медиахолдинг РБК. Предметом активного обмена мнениями приглашенных экспертов стали, в частности, особенности и проблематика стандартизации цифровых технологий, задачи, которые удается решать бизнесу с помощью введения стандартов, изменения, с которыми столкнутся как разработчики, так и дистрибьюторы цифровых решений в…
ТОП 5
1Минобороны РФ обещает наградить матроса, который сорвал атаку беспилотников на корабли в Севастополе
136 254
672«Как дворец пионеров, только для взрослых». Как в «Вагнер-центре» вычислили разведчика с «Фонтанки»
118 841
1293«В нашем военкомате продолжается». Петербуржцев вызывают повестками после завершения задач по частичной мобилизации
114 547
4«Я даже не знала, что за спиной люди умирают». Рассказ хрупкой петербурженки из давки в Сеуле
105 130
235РИА Новости: Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов попал в больницу
88 248
10Новости компаний
как заработать на фаер-шоу, не подпалив репутацию
С тех пор, как Прометей дал людям огонь, многое изменилось. Человечество не только задействовало суровую стихию в быту, но и стало устраивать с её помощью эффектные огненные шоу, которые впечатляют публику и ужасают пожарных. Сегодня «Скамейка» расскажет вам о фаерщиках: как они пришли к тому, чтобы крутить пои, что им это даёт и как этим зарабатывать.
У наших героев разный опыт — это фаер-новичок, стрит-фаерщик и крутая профессионалка. Их объединяет одно — они умеют ловко вертеть пылающие шары, так чтобы все вокруг получали удовольствие. Короче: ребята просто огонь!
Александра Ильинкова
“
Дайте мне эти штуки, я вам сейчас класс покажу!
Все началось в 2013 году, когда я начала ездить на игры ролевиков. В этой тусовке пои крутит каждый второй. Правда, сама я начала заниматься этим только несколько лет спустя, а до этого мне просто нравились сами игры — ты уезжаешь в лес на несколько дней, а то и на неделю, погружаешься в собственный мир, где тебя не касаются проблемы повседневной жизни.
Интерес к поингу появился в 2018 году: я долго наблюдала за тем, как это делают ребята из моей компании, и тоже решила попробовать.
Долгое время бралась за пои от случая к случаю — для меня это было просто развлечением. Регулярные тренировки, на которые я хожу 3-4 раза в неделю, начались только полтора года назад. Пару месяцев я училась выполнять элементы с тренировочным реквизитом, после чего начала работать с огнем. Этот переход произошел резко и неожиданно — однажды я пришла на прожиг (тренировка фаерщиков с использованием огня), и человек, который нас тренировал, протянул мне свои пои со словами: «Ну чего ты, иди прожгись!» Я даже не успела сказать, что ни разу не брала в руки огонь… Да и пои эти были для меня неудобными, ведь каждый фаерщик свой реквизит подгоняет под себя — вес, длину цепей. Как же страшно мне было! Но ничего, справилась.
В качестве реквизита используются не только пои. Сейчас я пробую веера, но управляться с ними сложно — очень болят руки, так как для вееров нужны хорошо натренированные запястья. А есть еще чаши, стаффы и многое другое… Чашей, кстати, однажды шевелюру себе подпалила. Других инцидентов с огнем у меня не было, но этого хватило, чтобы усвоить одно из важнейших правил техники безопасности при работе с огнем — никаких распущенных волос!
Палм-торчи
Стаффы
Поинг относительно безопасен. С огнем проблем практически не возникает, а вот если зацепишься рукой за раскаленную цепь — это уже неприятно. Но серьезных ожогов ни я, ни ребята из моей компании не получали.
В теплое время года фаерщики в основном собираются на площади перед ТЮЗом и на Горьковской. Когда на улице мы тренируемся без огня, нам очень мешают дети, которые начинают бегать вокруг. Некоторых малышей подгоняют сами родители: «Иди, посмотри, что там ребята делают». И вот представьте — я кручу двухсотграммовый мячик. Вес, вроде бы, совсем небольшой. Зато скорость, на которой он крутится, нешуточная — такой мячик может очень больно ударить. Этого не случалось ни разу — детей мы отгоняем сами или просим родителей их забрать. Но такие вещи очень мешает процессу.
Среди зрителей очень часто встречаются подвыпившие дядечки, утверждающие, что имеют за плечами многолетний опыт боевых искусств. Такие сразу начинают просить: «Дайте мне эти штуки, я вам сейчас класс покажу!» Как правило, за этим следуют неуклюжие махи руками и ногами в разные стороны — выглядит забавно, но на «класс» это точно не тянет. Обычно все заканчивается тем, что мы аккуратно отодвигаем от себя незадачливого бойца и продолжаем тренировку.
А так, в основном, люди относятся к нам дружелюбно, останавливаются, смотрят, спрашивают, что мы делаем. Конфликтов ни с прохожими, ни с полицией, у нас не бывает. Как и уличные музыканты, фаерщики давно облюбовали пару мест в городе, где к ним уже все привыкли.
Считается, что раньше фаерщиков было больше. Не знаю, так ли это, потому что присоединилась к движению совсем недавно. Но могу точно сказать, что сейчас это очень популярно. Многие учатся крутить пои, осваивают другой реквизит. Некоторые вообще не используют огонь — им просто интересно выполнять технически сложные элементы. Этим занимаются люди разных возрастов с разным бэкграундом — от офисных работников до экстремалов.
Зрелищные выступления действительно востребованы, но это немного не то. Здесь важна не сложность элементов, а синхронность их выполнения и эстетичность, красивые костюмы. Это сезонная работа, которая появляется от случая к случаю, когда тебя зовут выступить на какой-нибудь городской праздник, выпускной или свадьбу. Среди моих знакомых нет людей, которые занимаются только этим. Все имеют основную работу, приносящую постоянный заработок.
Дмитрий Комратов
“
Бывших фаерщиков не бывает
Первый раз я увидел пои (шары либо объекты другой формы на веревках или цепочках — прим. «Скамейки») в конце нулевых, когда мне было 12 лет. В то время я жил в Москве и был типичным подростком, так что подумал: «Ух ты, какие красивые светящиеся шарики на веревочках! И какие симпатичные девочки их крутят!» Пришел на Болотную площадь, которая в то время была известна только тем, что там постоянно собирались неформалы, нашел компанию фаерщиков и попросил их научить меня эти «симпатичные шарики» крутить.
Фаерщики на Болотной, 2007
Фаерщики на Болотной, 2007
У меня было мало друзей, в школе я практически ни с кем не общался. А в эту компанию, как ни странно, влился сразу, хотя все ребята были старше меня лет на пять. Мне даже кличку дали соответствующую — «мелкий». Мой тренировочный реквизит представлял собой обычные теннисные мячики, в которые были продеты купленные в ближайшем переходе цепочки для ключей. К цепочкам я приделал петли для пальцев, которые сшил из лямок от старого школьного рюкзака.
Тренировки проходят прямо на улице. Многие прохожие, когда видят эти мячики, спрашивают: «А вы что, их потом поджигаете?» На самом деле между тренировочным и боевым реквизитом («боёвками») существует огромная разница! «Боёвки» — это факелы из огнеупорной ткани или шнура с крепкой цепочкой и кожаной петлей для пальцев. Горит не материал факела, а керосин или ламповое масло, в которые его опускают.
Уже в 15 лет родители подарили мне боевой реквизит — какое же это было счастье! Я радовался не только подарку, но и тому, что почувствовал поддержку родителей — не каждому подростку так везет. Безусловно, обращение с огнем требует осторожности, но при мне сильных ожогов никто не получал. Потому что хороший фаерщик — это фаерщик, соблюдающий технику безопасности.
Нужно сказать, что выступления с огнем — очень сложная штука с точки зрения закона. На такие выступления нужно получать специальное разрешение, рядом должны быть средства пожаротушения и человек, имеющий сертификат спасателя… У уличных фаерщиков зачастую ничего этого нет. Вот и гоняют их с улиц периодически. Но иногда на эти выступления местные власти просто закрывают глаза.
Так как крутить пои я быстро приноровился и уже мог этим зарабатывать, то решил попробоваться в какой-нибудь творческий коллектив. Два года я выступал с командой B.S Theatre, где на тот момент были ребята с хорошей сценической подготовкой — профессиональные танцоры, выпускники циркового училища. Мы выступали на городских фестивалях и торжествах, работали с неоном и огнем. Это был, пожалуй, самый яркий момент в моей карьере. Я многому научился у этих ребят и очень им благодарен.
В 16 я подумал, что мой уровень уже позволяет мне учить поингу других. Сначала преподавал вдвоем с подругой, потом работал в школе Евгения Лямина — это один из основателей магазина реквизита для поинга, с которым работает Росгосцирк и другие известные организации и коллективы. И я, подросток, учил людей старше меня на 5, а то и на 10 лет! Но это никого не смущало, занятия проходили отлично.
Помню, как в 2014 году я со своими учениками поехал в Турцию — хотели отдохнуть, а заодно и выступить перед туристами, заработать денег. С керосином на самолёт не пустят, так что взяли только реквизит. Приезжаем в отель — вокруг огромное количество торговцев, но ничего, кроме палаток с сувенирами и обувью, нам найти не удалось. Один сердобольный турок подсказал, что с керосином получится вряд ли, а вот ламповое масло достать можно. Ради нас он попросил своего друга привезти масла из соседнего города, который находился в 40 минутах езды от нашего. Топливо в итоге достать удалось, но в мизерном количестве за сумасшедшую цену. Маленькой баночки нам едва хватило на 20 минут выступления, денег за которое мы так и не собрали. Хотя туристам наше шоу понравилось, и даже охранники из близлежащих отелей вместо того, чтобы прогнать нас, пригласили выступить для их гостей.
Уроки и шоу приносили шикарный для подростка заработок. Но я понимал, что в будущем это меня вряд ли прокормит. Я учился в университете и думал о поисках «взрослой», серьезной работы. К тому же, мне не давали покоя подростковые амбиции — я не видел развития в том, что делаю и чувствовал, что уперся в творческий «потолок». Раздал почти весь свой реквизит и переключился на работу и учебу, отказавшись от своего увлечения на пять лет.
Но бывших фаерщиков не бывает. В 24 года я переехал в Петербург. Новый город, новая работа, ни одного знакомого лица рядом. Я решил вернуться к своему увлечению, начал искать единомышленников. И, как 14 лет назад, поинг снова помог мне найти новых друзей. А еще это отличное средство снять стресс и размять мышцы после долгого рабочего дня в офисе. Мне хочется заниматься этим и дальше, хотя бы на уровне хобби. Мой юношеский максимализм остался далеко позади и теперь я просто получаю удовольствие от процесса, ведь результата в свое время я уже достиг.
Почему фаерщиков стало меньше? Все-таки это отдельная субкультура. И, разумеется, как и многие другие субкультуры, пережила свой расцвет в конце нулевых-начале десятых, после чего постепенно стала сходить на нет. А в последние пару лет еще и пандемия… Но это не значит, что фаерщики пропали совсем — их до сих пор много, огненные шоу пользуются большим спросом, существует много школ поинга, причем не только в столицах, но и в регионах.
Учиться крутить пои без огня можно и самостоятельно, тем более, если поинг для вас — это хобби, возможность отдохнуть и размяться в обеденный перерыв или после работы. Если захочется «горяченького» — ни в коем случае не занимайтесь самодеятельностью и учитесь работе с огнем только под руководством опытного фаерщика.
Мария Кожевникова
“
Гость утащил одного из наших артистов к себе домой…
Сначала фаер-шоу заинтересовалась моя знакомая: захотела заказать себе такое выступление на мероприятие. Мне очень понравилось, как это выглядит, но я не хотела просто смотреть на артистов со стороны — решила походить на занятия и обучиться хотя бы базовым элементам с поями и веерами. Уже через месяц я настолько хорошо усвоила основы, что впервые выступила на публике.
Дальше — больше. Вскоре после первого выступления мне удалось организовать собственный коллектив — «Юнайк-шоу». Начинали с малого: уличные представления, небольшие фестивали и торжества. Но скоро от выступлений на улице перешли к крупным мероприятиям не только в Петербурге, но и других городах России. Сейчас мы организовываем выступления даже за пределами страны.
Это был непростой путь. Как бизнес, фаер-шоу требует не только постоянных финансовых вложений для покупки качественного оборудования и реквизита. Недостаточно просто надеть яркие костюмы и красиво покрутить огоньки перед зрителями. Ты и твоя команда должны постоянно повышать квалификацию, оттачивать хореографию, осваивать новые элементы. Кроме того, нужно уделять большое внимание рекламе, постоянно поддерживать связь с заказчиками, учитывать их пожелания, подстраиваться под особенности площадки для выступления… Столько аспектов нужно учитывать — голова пойдет кругом.
Кстати, о площадках, на которых мы выступаем — иногда с ними возникают проблемы. Организация площадки очень важна в плане техники безопасности. Самый простой пример — скользкий пол, на котором артист может поскользнуться и обжечься.
Как-то раз мы выступали в Ярославле. Температура воздуха -30. Пол площадки металлический, весь покрыт льдом. Огненное шоу превратилось в ледовое — выходя с одного конца сцены артист укатывался в другой. Пытался выбраться в центр сцены, но снова и снова катился в сторону. Обошлось без травм, но для того, чтобы выступление не провалилось, нужно было импровизировать на ходу.
В период пандемии пришлось непросто — выступлений нет, все закрыто. Но грустить было некогда — сначала мы стали организовывать мастер-классы онлайн, показывая базовые элементы обращения с реквизитом. Тогда же придумали концепцию нового шоу «Гэтсби», которое впервые показали в августе прошлого года на Фестивале Фонариков в Юсуповском саду. Выступление подготовили всего за месяц, но какой это был месяц! Постоянные тренировки, сложная хореография, доработка сюжета… С нами работали акробаты и гимнасты, даже победителя «Минуты славы» Виктора Кочкина удалось пригласить. В итоге: несколько наград и множество положительных отзывов благодарных зрителей.
Вообще, каждое наше выступление — это новая постановка. Что-то захватывающее, рисковое, а иногда даже смешное: от шоу «Один дома», которое мы подготовили для детского дня рождения, до мероприятия на Хэллоуин, где гости могли лицезреть отрубание рук, распарывание живота и поедание бутафорских внутренностей.
Иногда люди впечатляются нашими представлениями настолько, что могут слишком переусердствовать в выражении благодарности. Однажды мы выступали на дне рождения поселка: многие гости были навеселе, а один из них так «напраздновался», что в буквальном смысле утащил одного из наших артистов к себе домой, чтобы выразить ему свое почтение и как следует угостить. Этого артиста мы потом целый час искали. Все обошлось благополучно — ни радушный хозяин, ни испуганный артист не пострадали.
Когда люди говорят, что фаерщиков стало меньше, то, скорее всего, имеют ввиду уличных артистов. Дело в том, что, когда это направление только начинало набирать популярность, люди пробовали различные элементы, разный реквизит. Соответственно, им хотелось показать где-то свои умения, выступить на публике. Как только это начало перерастать в серьёзный бизнес, многие фаерщики, как и мы сами, ушли с улиц на частные мероприятия.
Связано ли уменьшение количества уличных выступлений с деятельностью правоохранительных органов? В какой-то степени да. К сожалению, раньше практиковались выступления в помещениях, которые ни к чему хорошему не приводили. «Хромую лошадь» помнят все. Этот инцидент заставил власть задуматься о безопасности выступлений с огнем и пиротехникой. Фаер-шоу запретили проводить не только в помещениях — актеров стали прогонять с улиц.
Поэтому, устраивая выступления, мы руководствуемся в первую очередь безопасностью. К сожалению, большинство заказчиков даже не читают наш технический райдер, думая: «К чему мне эти лишние трудности, своих забот хватает». И даже если заказчик что-то напутал или проглядел, виноваты в случае чего будут только артисты. Так что за всем этим следим мы — регулярно изучаем нововведения в законодательстве касательно правил обращения с огнем и пиротехникой, размещаем на площадке средства пожаротушения и первой помощи. Безопасность в работе фаерщика превыше всего!
Подписывайтесь на «Скамейку» в соцсетях:
Телеграмм
Лена Хролова
Автор
Понравился материал?
Что такое страх? | Что вызывает страх?
Эмоции | Гнев | Презрение | Отвращение | Наслаждение | Грусть | Сюрприз |
Эмоции |
Гнев |
Презрение |
Отвращение |
Наслаждение |
Грусть |
Сюрприз |
Что такое страх?
Страх — одна из семи универсальных эмоций, которые испытывают все люди в мире. Страх возникает при угрозе причинения вреда, физического, эмоционального или психологического, реального или воображаемого. Хотя страх традиционно считается «негативной» эмоцией, на самом деле он играет важную роль в обеспечении нашей безопасности, поскольку он мобилизует нас, чтобы справиться с потенциальной опасностью.
Чувство страха
Семейство переживаний страха можно выделить по трем факторам:
- Интенсивность: Насколько серьезен угрожающий вред?
- Сроки: вред немедленный или неизбежный?
- Преодоление: Какие действия можно предпринять, чтобы уменьшить или устранить угрозу?
Когда мы можем справиться с угрозой, это уменьшает или устраняет страх. С другой стороны, когда мы бессильны уменьшить угрозу причинения вреда, страх усиливается.
Источник: Атлас эмоций.
Что нас пугает
Универсальным триггером страха является угроза причинения вреда, реального или воображаемого. Эта угроза может быть для нашего физического, эмоционального или психологического благополучия. Хотя есть определенные вещи, которые вызывают страх у большинства из нас, мы можем научиться бояться практически всего.
Общие триггеры страха:
- Темнота или потеря видимости вокруг
- Высоты и полеты
- Социальное взаимодействие и/или неприятие
- Змеи, грызуны, пауки и другие животные
- Смерть и умирание
Настроения и расстройства
Постоянный страх иногда можно назвать тревогой, если мы чувствуем постоянное беспокойство, не зная почему. Неспособность идентифицировать триггер не позволяет нам удалить себя или реальную угрозу из ситуации.
Хотя тревога является обычным явлением для многих людей, ее можно считать расстройством, если она является повторяющейся, постоянной, интенсивной и мешает выполнению основных жизненных задач, таких как работа и сон.
Подробнее о тревоге и фобиях читайте здесь.
Распознавание страха
Выражение страха на лице
Выражение страха на лице часто путают с удивлением. В то время как оба выражения демонстрируют отчетливо приподнятые брови, брови при выражении страха более прямые и более горизонтальные, тогда как при удивлении они приподняты и изогнуты. Верхнее веко также поднимается выше в страхе, чем в удивлении, обнажая больше склеры (белка глаза). Наконец, губы напряжены и растянуты от страха, но более открыты и расслаблены от удивления.
Голосовое выражение страха
При переживании страха голос часто становится более высоким и напряженным. Можно также кричать.
Ощущение страха
Общие ощущения включают чувство холода и одышку. Это также может включать потливость и дрожь или напряжение мышц рук и ног.
Поза страха
Поза страха может быть либо мобилизующей, либо обездвиживающей, замирающей или удаляющейся.
Функция страха
Универсальная функция страха — избегать или уменьшать вред. В зависимости от того, что мы узнали в прошлом о том, что может защитить нас в опасных ситуациях, мы способны делать многие вещи, которые обычно не можем или не хотим делать, чтобы остановить угрозу.
Непосредственная угроза причинения вреда привлекает наше внимание, мобилизуя нас, чтобы справиться с опасностью. Таким образом, страх может фактически спасти нашу жизнь, заставляя нас реагировать, не задумываясь об этом (например, прыгать с пути приближающейся к нам машины). Эволюционно заданные действия страха включают борьбу, бегство и замирание.
Реакция на собственный страх
Хотя страх традиционно считается «негативной» эмоцией, на самом деле он играет важную роль в обеспечении нашей безопасности. Однако это также может заставлять нас чувствовать себя в ловушке и мешать нам делать то, что мы хотели бы. В то время как некоторые люди считают страх почти невыносимым и избегают эмоций любой ценой, другие испытывают удовольствие от чувства страха и ищут его (например, смотрят фильм ужасов).
Как реагировать на страх других такие страхи). Нам не нужно чувствовать страх другого человека, чтобы принять его и помочь ему справиться.
Дополнительные ресурсы
Научитесь распознавать выражения эмоций других и реагировать на них с помощью наших онлайн-инструментов для обучения микровыражениям, чтобы повысить свою способность обнаруживать обман и улавливать тонкие эмоциональные сигналы.
Расширьте свои знания об эмоциональных навыках и компетенциях с помощью личных семинаров, предлагаемых Paul Ekman International.
Пополните свой эмоциональный словарный запас с помощью Атласа эмоций, бесплатного интерактивного учебного пособия, созданного Drs. Пол и Ева Экман по просьбе Далай-ламы.
Прочитайте руководство доктора Экмана по эмоциям, бестселлер Emotions Revealed.
Познакомьте детей с миром эмоций в увлекательной игровой форме с помощью официального руководства доктора Экмана по мультфильму Disney•Pixar Inside Out .
Что происходит в мозге и теле?
Тим Ньюман, 30 октября 2021 г. — факт проверен Фердинандом Лали, доктором философии.
В этом специальном выпуске мы исследуем биологию страха: почему он развился, что происходит в нашем теле, когда мы напуганы, и почему он иногда выходит из-под контроля. Прокрутите вниз… если осмелитесь.
Поделиться на PinterestЧто происходит в мозгу и теле, когда мы напуганы? Sushil Gamit/EyeEm/Getty ImagesВсе боятся; страх — неизбежная грань человеческого опыта.
Люди обычно считают страх неприятной эмоцией, но некоторые делают все возможное, чтобы вызвать его, например, выпрыгивая из самолета или смотря фильмы ужасов.
Страх оправдан; например, услышать шаги в своем доме, когда вы знаете, что вы единственный дом, — веская причина для ужаса.
Страх тоже может быть неуместным. Например, мы можем испытать прилив ужаса при просмотре слэшера, хотя мы знаем, что монстр — это актер в гриме, а кровь ненастоящая.
Многие люди считают фобии самым неуместным проявлением страха. Они могут прикрепляться практически к чему угодно — паукам, клоунам, бумаге или коврам — и существенно влиять на жизнь людей.
Что касается эволюции, то страх — древнее явление, и в определенной степени мы можем благодарить страх за наш успех как вида.
Любое существо, которое не убегает и не прячется от крупных животных или опасных ситуаций, скорее всего, будет удалено из генофонда до того, как у него появится шанс произвести потомство.
Неотъемлемая роль страха в выживании помогает объяснить, почему иногда он кажется немного импульсивным.
Другими словами, имеет смысл быть немного нервным, если вы животное во враждебной среде. Лучше бежать и прятаться, когда собственная тень застигает тебя врасплох, чем считать, что тень в безопасности, только чтобы через 5 секунд быть съеденным медведем.
Люди часто называют физиологические изменения, происходящие, когда человек испытывает страх, реакцией «бей или беги». В целом, как следует из названия, изменения подготавливают животное либо к бою, либо к бегству.
Частота дыхания увеличивается, частота сердечных сокращений также увеличивается, периферические кровеносные сосуды — например, в коже — сужаются, центральные кровеносные сосуды вокруг жизненно важных органов расширяются, чтобы наполнить их кислородом и питательными веществами, а мышцы наполняются кровью, готовой реагировать.
Мышцы, в том числе у основания каждого волоса, также становятся более напряженными, вызывая пилоэрекцию, которую в просторечии называют мурашками по коже. Когда у человека волосы встают дыбом, это мало что меняет на их внешний вид, но для более волосатых животных они кажутся крупнее и грознее.
Метаболически уровень глюкозы в крови резко возрастает, обеспечивая запас энергии, если возникает потребность в действии. Точно так же уровни кальция и лейкоцитов в кровотоке увеличиваются.
Реакция «бей или беги» начинается в миндалине, которая представляет собой миндалевидный пучок нейронов, являющийся частью лимбической системы. Он играет важную роль в обработке эмоций, в том числе страха.
Миндалина сигнализирует гипоталамусу, который затем активирует гипофиз. Гипофиз — это место, где нервная система встречается с эндокринной, или гормональной, системой.
Затем гипофиз выделяет в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ).
В это время симпатическая нервная система — отдел нервной системы, отвечающий за реакцию «бей или беги», — толкает надпочечники, побуждая их впрыскивать дозу адреналина, также известного как адреналин, и другие катехоламинов в кровь.
Организм также выделяет кортизол в ответ на АКТГ, который вызывает повышение артериального давления, сахара в крови и лейкоцитов.
Циркулирующий кортизол превращает жирные кислоты в энергию, готовую для использования мышцами в случае необходимости.Катехоламиновые гормоны, включая адреналин и норадреналин, подготавливают мышцы к насильственным действиям.
Эти гормоны также могут:
- повышать активность сердца и легких
- снижать активность желудка и кишечника, что объясняет ощущение «бабочек» в желудке
- подавлять выработку слез и слюноотделение, что объясняет сухость во рту при испуге
- расширить зрачки
- вызвать туннельное зрение
- снижение слуха
И гиппокамп — область мозга, которая активно участвует в памяти, — и префронтальная кора, которая помогает принимать решения на высоком уровне, также помогают контролировать реакцию страха.
Они помогают нам понять, реальна ли наша реакция на страх и оправдана ли она, возможно, мы несколько преувеличенно отреагировали.
Если гиппокамп и префронтальная кора решат, что реакция страха преувеличена, они могут уменьшить ее и ослабить активность миндалевидного тела. Это отчасти объясняет, почему людям нравится смотреть страшные фильмы; их разумный «мыслящий мозг» может пересилить первичные части автоматизированной реакции страха.
Итак, мы испытываем прилив страха до того, как наши более разумные мозговые центры гасят его.
Идея о том, что наши тела готовятся драться или летать, вполне логична с точки зрения выживания, но какая польза от замораживания? Вы можете подумать, что животное, которое просто стоит как вкопанное, станет легкой закуской для хищника.
При испуге большинство животных замирают на несколько мгновений, прежде чем решить, что делать дальше.
Иногда лучше всего оставаться неподвижным; например, если вы мелкое млекопитающее или хорошо замаскированы, неподвижность может спасти вам жизнь.
Исследование, проведенное в 2014 году, определило неврологический корень реакции замирания. Он генерируется перекрестными помехами между периакведуктальным серым цветом (PAG) и мозжечком. PAG получает различные типы сенсорной информации об угрозах, в том числе от болевых волокон. В мозжечок также посылается сенсорная информация, которую он использует для координации движений.
Исследователи обнаружили пучок волокон, которые соединяют одну область мозжечка, называемую пирамидой, непосредственно с ЗАГ. Сообщения, идущие по этим путям, заставляют животное замирать от испуга.
Авторы исследования надеются, что их результаты однажды помогут разработать способы лечения людей с тревожными расстройствами и фобиями, которые могут стать парализованными от страха.
Медицинские работники классифицируют фобии как тревожное расстройство. Как упоминалось ранее, фобии часто представляют собой иррациональный и сверхактивный страх перед чем-то, что чаще всего не может причинить вреда. Они могут прикрепляться практически к чему угодно и существенно влиять на жизнь людей.
Однозначной причины для развития фобии не существует; могут быть вовлечены как гены, так и окружающая среда.
Иногда происхождение можно относительно легко понять: например, у кого-то, кто становится свидетелем падения с моста, может развиться боязнь мостов.
В целом, однако, происхождение фобии сложно разгадать — в конце концов, у большинства людей, которые становятся свидетелями падения с моста, не развивается фобия мостов, так что это нечто большее, чем простой опыт.
Хотя многие вопросы остаются без ответа, ученые обнаружили некоторые нейронные процессы, лежащие в основе фобий.
Учитывая наше понимание участия миндалевидного тела в реакции страха, неудивительно, что существует связь между фобиями и повышенной активностью в этой области.
Одно исследование также обнаружило, что между миндалевидным телом и префронтальной корой существует разрыв, который обычно помогает человеку подавлять или минимизировать реакцию страха.
Помимо страха, который ощущается, когда кто-то с фобией встречает своего врага, эти люди также находятся в состоянии повышенного возбуждения; они всегда ожидают увидеть свой триггер, даже в ситуациях, когда его появление маловероятно.
Некоторые исследователи утверждают, что это яркое, пугающее ожидание играет значительную роль в усилении реакции страха, когда человек действительно сталкивается со своим фобическим объектом.