Сочинение-рассуждение: Что такое зависть? | ОГЭ для VIP
ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.3. Образцы сочинений-рассуждений на тему «Что такое зависть ?». Цитаты из пособия «ОГЭ. Русский язык. 600 экзаменационных сочинений на «отлично» / Г. Т. Егораева. — М.: Издательство Экзамен» использованы в учебных целях. При постоянном использовании пособия необходимо купить эту книгу.
9.3. Сочинение-рассуждение на тему:
Что такое зависть?
Задание 9.3. Сочинение-рассуждение
Прочитайте текст.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ЗАВИСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 1
Зависть — это негативные эмоции, вызванные чьим-либо успехом. Они разъедают душу завистника, заставляют совершать некрасивые поступки.
Чувство зависти очень знакомо герою рассказа — Севке Зайцеву. Найдя утерянный портфель и заглянув в тетрадки, он догадывается, что хозяин портфеля — умный и старательный мальчик. А когда Зайцев убеждается в собственной правоте, то выдает вспыхнувшую зависть словами о том, что «гаду» Брянцеву «везет» (предл. 34-39).
Все Севкино дальнейшее поведение подтверждает, что он ослеплен этим чувством: завистник рвет тетрадки, а затем, обнаружив сложный приборчик, над которым, видимо, долго трудился хозяин, разбивает его вдребезги (предл. 42, 54-56). Своим желанием сделать гадость незнакомому ему мальчику Севка вызывает недоумение и презрение.
По-моему, на земле очень много бед происходит из-за зависти. И мне кажется, что она не может быть белой или черной. Зависть всегда черна.
Вариант 2
Зависть — это чувство, при котором человек испытывает муки от того, что кто-то успешнее его. Думаю, поэтому она порождает злобу и ненависть.
Обратимся за доказательствами к тексту Л. Куклина. Найдя чужой портфель, Севка, даже не зная, что в нем, пинает его, что уже вызывает недоумение: зачем же так обращаться с чужой вещью? Когда же в сумке обнаруживаются дневник и тетрадки отличника, он демонстрирует злобу и ненависть. «Как в лихорадке», рвет Зайцев тетрадку, злорадствуя, рифмует фамилию неизвестного ему мальчика («Брянцев-Поганцев»). Сложный приборчик, сделанный, по-видимому, руками умного ученика, вызывает ярость у этого завистника. Злоба и ненависть изменяют его даже внешне (предл. 54-56).
Признаки зависти настолько очевидны, что Грише открывается весь смысл Севкиного поведения (предл. 68, 67). В своем желании навредить успешному мальчику Севка отвратителен.
В литературе Древней Греции Зависть — это мифическое существо. Греки представляли ее грязной, уродливой старухой, живущей в смрадной пещере. И покидала свое жилище Зависть, с раздвоенного языка которой капал яд, только для того, чтобы сделать гадость людям. Там, где она проходила, вяли цветы и травы и зловоние окутывало все вокруг.
К сожалению, многие из нас испытывают чувство зависти. И те, кто позволил ей поселиться в своем сердце, сами
становятся похожи на этого мерзкого персонажа греческих мифов.
Вариант 3
Зависть — отвратительное болезненное чувство, которое основывается на собственных неудачах, но вызвано успехами других. Это желание, чтобы кто-то не идеел того, чего не имеет завистник. Зависть толкает людей на поступки, вызывающие омерзение.
Так, в рассказе Л. Куклина Севка, который, «унижаясь, часто слезно канючил, выпрашивая у учителей оценки повыше», обнаруживает потерянный портфель. Мальчишка, видимо, ожидает, что его хозяин двоечник, но оценки в тетрадках свидетельствуют об обратном — это сумка отличника. Что делает ленивый Севка? Рвет тетради, разбивает сложный приборчик, над которым трудился неизвестный ему Брянцев. Завистник с радостью бы стер все успехи отличника, потому что сам он ничего не умеет и ничего не достиг (предл. 40, 58). Злоба и зависть душат мальчишку.
Одноклассник Гриша, наблюдавший за Севкой, делает правильный вывод: его приятель завистливый и злой человек (предл. 66-68).
Завистлива и мачеха из сказки «Морозко». Зависть толкнула ее даже на то, чтобы отправить родную дочь в зимний лес за подарками, как у падчерицы, однако это погубило мачехину дочку.
Я уверена, что в самой зависти уже заложено наказание человеку.
Вариант 4
Зависть — это недоброе чувство, которое испытывает человек, видя превосходство другого. Она вызывает самые темные желания, страсть обладать тем, чего у тебя нет. Завистники могут желать зла объекту своей зависти и вредить ему.
В тексте Л. Куклина школьник Севка демонстрирует все неприятные проявления этого чувства: пренебрежительность («математики-фанатики», предл. 44), заносчивость («мы ему не слуги», предл. 28), злобу («Вот гад!», предл. 38), гнев («рванул тетрадку», предл. 40). Эти отвратительные эмоции были вызваны у него пятерками в тетради незнакомого ему сверстника. А что мешало Севке учиться так же?
К сожалению, сделать гадость другому, более успешному человеку, всегда проще, чем победить собственную лень.
Неспроста древние греки считали, что Зависть — мифическое существо — улыбается только тогда, когда видит чужие беды.
Действительно, это чувство способно толкнуть на низкое, недостойное поведение.
Вариант 5
В моем понимании зависть — это чувство, которое свойственно душевно нищим людям, не умеющим ценить то, что у них есть, и мечтающим получить то, чем обладают другие. Зависть часто идет рука об руку с мелочностью, недоброжелательностью, алчностью.
Давайте посмотрим, как в тексте Л. Куклина ведет себя завистливый Зайцев. Отличные оценки незнакомого ему школьника вызывают ярость, он действует, словно в «лихорадке» (предл. 42): рвет найденную тетрадь (предл. 40), разбивает приборчик (предл. 58). Трудно не согласиться с тем, что такое поведение можно назвать только отвратительным.
В нашей школе однажды произошел случай, который, очевидно, тоже был продиктован завистью. Накануне показательного выступления кто-то залил краской пуанты моей подруги, талантливой балерины. Мы так и не смогли найти того, кто это сделал, но это был поступок злого и завистливого человека!
Я уверена, что с завистью можно бороться. Нужно работать над собой, не желать зла другим и стараться дорасти до уровня того человека, который превосходит тебя в чем-то. Только так можно избавиться от этого крайне неприятного чувства.
Вариант 6
Я думаю, что зависть — это желание иметь то, чем обладают другие, чувство досады, вызванное превосходством кого-либо. Завистливый человек способен совершать дурные поступки.
Именно это чувство испытывал Зайцев, герой текста Л. Куклина. Сам он «ленился учиться», а чужие успехи вызывали у него гнев. Он ни с того ни с сего начал ругать хозяина сумки (предл. 38, 39, 44, 46), зачем-то разбил прибор (предл. 58). Что завистник исправил таким поведением? Разве он стал лучше в глазах одноклассника или в своих собственных? Конечно, нет!
Также зависть не только разрушила дружбу Мишки Ромашова и Сани Григорьева — героев романа В. Каверина «Два капитана», но и сделала несчастным одного из них — завистника Мишу.
Думаю, данные примеры должны научить нас искоренять в себе это чувство. Не зря в народе говорят: «Лишнего пожелаешь — последнее потеряешь». Надо уметь ценить то, что имеешь, тогда и жизнь будет прекрасна.
ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.3. Образцы написания сочинения-рассуждения на тему «Что такое зависть ?». Автор текста: Г. Т. Егораева.
Смотреть все материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Перейти к подробному анализу выполнения задания 9.3 ОГЭ.
«Что такое зависть?» Сочинение ОГЭ по Л. Куклину — Сочинения ОГЭ (ГИА)
Вариант сочинения 1:
Зависть – это негативные эмоции, вызванные чьим-либо успехом. Они разъедают душу завистника, заставляют совершать некрасивые поступки.
Чувство зависти очень знакомо герою рассказа – Севке Зайцеву. Найдя утерянный портфель и заглянув в тетрадки, он догадывается, что хозяин портфеля – умный и старательный мальчик. А когда Зайцев убеждается в собственной правоте, то выдаёт вспыхнувшую зависть словами о том, что «гаду» Брянцеву «везёт» (предл. 34-39). Всё Севкино дальнейшее поведение подтверждает, что он ослеплён этим чувством: завистник рвёт тетрадки, а затем, обнаружив сложный приборчик, над которым, видимо, долго трудился хозяин, разбивает его вдребезги (предл. 42, 54-56). В своём желании сделать гадость незнакомому ему мальчику Севка вызывает недоумение и презрение.
По-моему, на земле очень много бед происходит из-за зависти. И мне кажется, что она не может быть белой или чёрной. Зависть всегда черна.
Вариант сочинения 2:
Зависть – это чувство, при котором человек испытывает муки от того, что кто-то успешнее его. Думаю, поэтому она порождает злобу и ненависть.
Обратимся за доказательствами к тексту Л. Куклина. Найдя чужой портфель, Севка, даже не зная, что в нём, пинает его, что уже вызывает недоумение: зачем же так обращаться с чужой вещью? Когда же в сумке обнаруживаются дневник и тетрадки отличника, он демонстрирует злобу и ненависть. «Как в лихорадке» рвёт Зайцев тетрадку, злорадствуя, рифмует фамилию неизвестного ему мальчика («Брянцев-Поганцев»). Сложный приборчик, сделанный, по-видимому, руками умного ученика, вызывает ярость у этого завистника. Злоба и ненависть изменяют его даже внешне (предл. 54-56).
Признаки зависти настолько очевидны, что Грише открывается весь смысл Севкиного поведения (предл. 67, 68). В своём желании навредить успешному мальчику Севка отвратителен.
В литературе Древней Греции Зависть – это мифическое существо. Греки представляли её грязной, уродливой старухой, живущей в смрадной пещере. И покидала своё жилище Зависть, с раздвоенного языка которой капал яд, только для того, чтобы сделать гадость людям. Там, где она проходила, вяли цветы и травы и зловоние окутывало всё вокруг.
К сожалению, многие из нас испытывают чувство зависти. И те, кто позволил ей поселиться в своём сердце, сами становятся похожи на этого мерзкого персонажа греческих мифов.
Вариант сочинения 3:
Зависть – отвратительное болезненное чувство, которое основывается на собственных неудачах, но вызвано успехами других. Это желание, чтобы кто-то не имел того, чего не имеет завистник. Зависть толкает людей на поступки, вызывающие омерзение.
Так, в рассказе Л. Куклина Севка, который, «унижаясь, часто слёзно канючил, выпрашивая у учителей оценки повыше», обнаруживает потерянный портфель. Мальчишка сразу объявляет его хозяина двоечником, но оценки в тетрадках свидетельствуют об обратном – это сумка отличника. Что делает ленивый Севка? Рвёт тетради, разбивает сложный приборчик, над которым трудился неизвестный ему Брянцев. Завистник с радостью бы стёр все успехи отличника, потому что сам он ничего не умеет и ничего не достиг (предл. 40, 58). Злоба и зависть душат мальчишку.
Одноклассник Гриша, наблюдавший за Севкой, делает правильный вывод: его приятель завистливый и злой человек (предл. 67-69).
Завистлива и мачеха из сказки «Морозко». Зависть толкнула её даже на то, чтобы отправить родную дочь в зимний лес за подарками, как у падчерицы, однако это погубило мачехину дочку.
Я уверена, что в самой зависти уже заложено наказание человеку.
Вариант сочинения 4:
Зависть – это недоброе чувство, которое испытывает человек, видя превосходство другого. Она вызывает самые тёмные желания, страсть обладать тем, чего у тебя нет. Завистники могут желать зла объекту своей зависти и вредить ему.
В тексте Л. Куклина школьник Севка демонстрирует все неприятные проявления этого чувства: пренебрежительность («математики-фанатики» (предл. 44), заносчивость («мы ему не слуги» (предл. 28), злобу («Вот гад!» (предл. 38), гнев («рванул тетрадку» (предл. 40). Эти отвратительные эмоции вызвали у него пятёрки в тетради незнакомого ему сверстника. А что мешало Севке учиться так же?
К сожалению, сделать гадость другому, более успешному человеку, всегда проще, чем победить собственную лень.
Неспроста древние греки считали, что Зависть – мифическое существо – улыбается только тогда, когда видит чужие беды.
Действительно, это чувство способно толкнуть на низкое, недостойное поведение.
Вариант сочинения 5:
В моём понимании зависть – это чувство, которое свойственно душевно нищим людям, не умеющим ценить то, что у них есть, и мечтающим получить то, чем обладают другие. Зависть часто идёт рука об руку с мелочностью, недоброжелательностью, алчностью.
Давайте посмотрим, как в тексте Л. Куклина ведёт себя завистливый Зайцев. Отличные оценки незнакомого ему школьника вызывают ярость, он действует, словно в «лихорадке» (предл. 42): рвёт найденную тетрадь (предл. 40), разбивает приборчик (предл. 58). Трудно не согласиться с тем, что такое поведение можно назвать только отвратительным.
В нашей школе однажды произошёл случай, который, очевидно, тоже был продиктован завистью. Накануне показательного выступления кто-то залил краской пуанты моей подруги, талантливой балерины. Мы так и не смогли найти того, кто это сделал, но это был поступок злого и завистливого человека!
Я уверена, что с завистью можно бороться. Нужно работать над собой, не желать зла другим и стараться дорасти до уровня того человека, который превосходит тебя в чём-то. Только так можно избавиться от этого крайне неприятного чувства.
Вариант сочинения 6:
Я думаю, что зависть – это желание иметь то, чем обладают другие, чувство досады, вызванное превосходством кого-либо. Завистливый человек способен совершать дурные поступки.
Именно это чувство испытывал Зайцев, герой текста Л. Куклина. Сам он «ленился учиться», а чужие успехи вызывали у него гнев. Он ни с того ни с сего начал ругать хозяина сумки (предл. 38, 39, 44, 46), зачем-то разбил прибор (предл. 58). Что завистник исправил таким поведением? Разве он стал лучше в глазах одноклассника или в своих собственных? Конечно, нет!
Также зависть не только разрушила дружбу Мишки Ромашова и Сани Григорьева – героев романа В. Каверина «Два капитана», но и сделала несчастным одного из них – завистника Мишу.
Думаю, данные примеры должны научить нас искоренять в себе это чувство. Не зря в народе говорят: «Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь». Надо уметь ценить то, что имеешь, тогда и жизнь будет прекрасна.
Текст для работы: По Л. Куклину
(1)Одноклассники возвращались домой из школы.
(2)– Ха! (3)Смотри! – ткнул пальцем в землю Гриша. (4)– Сумка…
(5)– Подумаешь, сумка! – не останавливаясь, на ходу кинул Севка. (6)– Кто-то напомоечку нёс, да не донёс, по дороге кинул. (7)Сейчас мы её…
(8)И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильнонаподдал сумку, словно это был футбольный мяч.
(9)– Ой-ё-ёй! – невольно присел он, скривившись, и схватился за ногу.
(10)– В ней что-то лежит… (11)Тяжеленное!
(12)– А что там внутри может быть, как ты думаешь? – с любопытством спросилГриша.
(13)– Да барахло всякое… (14)Железяки ненужные. (15)Я же говорил – на помойку несли.
(16)– Давай посмотрим… – нерешительно предложил Гриша.
(17)– Ну давай… – не слишком охотно согласился Севка Зайцев и затрещал молнией.
(18)Самым удивительным в ней оказалось то, чего никак не могли, прямо-таки не ожидали увидеть ребята: сумка была набита нормальными школьными учебниками!
(19)Севка, который ленился учиться и, унижаясь, часто слёзно канючил, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.
(20)– Ага! (21)Дневничок… (22)Ученика школы 12 Владимира Брянцева!
(23)– Это же рядом! – обрадовался Гриша. (24)– Специализированная школа с математическим уклоном. (25)Может, в школу отнесём?
(26)– Ещё чего! – буркнул Севка. (27)– Он будет забывать, а ты будешь относить?
(28)Мы ему не слуги!
(29)Он вытащил тетрадку по математике и стал её листать. (30)Потом вытянул из сумки вторую тетрадь, третью… (31)Он явно хотел в чём-то убедиться.
(32)Гриша ждал.
(33)– Ишь ты… – хмыкнул Зайцев. (34)– Одни пятёрки… (35)Надо же! (36)Везёт людям! (37)И по физике, и по математике. (38)Вот гад! (39)Отличничек-горчичничек!
(40)А мы вот сейчас… твою тетрадочку с пятёрочками… – и он рванул тетрадку так, что она неровно, наискось, разорвалась пополам.
(41)– Зачем ты? – испуганно вырвалось у Гриши.
(42)– Подумаешь… – как в лихорадке бормотал Зайцев, кроша тетрадку на мелкие обрывки.
(43)– Школа… с математическим уклоном… (44)Математики-фанатики.. . (45)А из этой тетрадочки… – он вырвал двойной листок с крупно поставленной пятёркой и надписью красными чернилами: «Очень хорошо!», – из этой тетрадочки мы кораблик сделаем… (46)Поплыли твои пятёрочки, Брянцев-Поганцев…
(47)В зелёной спортивной сумке отыскалось ещё нечто загадочное, непонятное.
(48)Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко.
(49)Под нею теснилось сложное переплетение тончайших проводков, сияли слепящими звёздочками капельки спайки, пестрели крохотные разноцветные цилиндрики с мелкими цифровыми индексами на боках…
(50)– Знаешь, по-моему, это какой-то командный блок… – задумчиво сказал Гриша.
(51)– Я похожие видел на выставке детского технического творчества… (52)Интересно,
как он работает?
(53)Вдруг Севка вырвал приборчик из Гришкиных рук…
(54)– Приборчик-проборчик… (55)Как работает… – зашипел он, и сквозь его
бледные, узкие губы на Гришу полетели капельки слюны. (56)– Не будет он больше работать, этот твой приборчик!
(57)«Не надо!» – хотел было крикнуть Гриша, но не успел. (58)Коротко и сильно размахнувшись, Зайцев швырнул приборчик под ноги на серый, исчерченный мелом асфальт. (59)С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части…
(60)– Зачем ты так? – поморщившись, словно проглотил что-то горькое, тихо спросил Гриша. (61)– Он ведь старался, изобретал…
(62)– Подумаешь, изобретатель-бумагомаратель! – отмахнулся Севка. (63)– А чего он? (65)Так ему и надо… (66)В следующий раз не будет сумку забывать…
(67)«Да он просто-напросто завистливый! – как будто в глубинах Гришкиного мозга щёлкнуло реле, и сразу осветилось то, что раньше было непонятным. (68)– Завистливый и злой. (69)И злыми завистники бывают от того, что их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других».
Чему может научить ревность?
Эмоция ревности настолько ужасна, что может показаться нелогичным, что из нее можно чему-то научиться. Страх, беспокойство и гнев по поводу потенциальной потери, которые вызывает зависть, могут восприниматься так же негативно, как и сама потеря, а иногда и хуже, учитывая мучительную природу неизвестного.
Джессика, например, всегда возмущалась, когда ее партнер говорил о том, что другая женщина проявляет к нему интерес, и ей не нравились его обеды с деловыми партнерами женского пола. Ей было трудно поверить, что он действительно предан ей, и время от времени она искала доказательства, подтверждающие ее опасения.
Прежде всего, женщина или мужчина в ситуации Джессики должны усвоить, что ревность не всегда связана с вами. Вполне возможно, что особенности характера партнера могут привести к тому, что он спровоцирует вас на ревность и тем самым закрепит с вами свою связь. Такое поведение характерно для людей с расстройствами личности. Нарциссические и пограничные личности настолько боятся быть покинутыми, что вызывают ревнивую реакцию у партнера, а затем обвиняют своего партнера в ревности. В этом случае Джессика была бы настолько озабочена собственной безопасностью, что не приняла бы во внимание собственные страхи своего партнера быть брошенным.
Есть и другие вариации на тему ревности не к вам, а к партнеру, который вызывает в вас ревность. Партнер может ревновать к своему предыдущему партнеру, но вместо этого вызывать эту ревность в своем нынешнем партнере. Ревность, как вы, возможно, уже испытали, имеет тенденцию вызывать у человека сильную негативность или гнев по отношению к объекту этой ревности. Как удобно, когда кто-то может вызвать у нынешнего партнера гнев по поводу поведения предыдущего партнера, оставаясь при этом нейтральным и даже сочувствующим по отношению к предыдущему партнеру.
Однако в случае Джессики ее ревность не ограничивалась партнером. Когда подруга рассказала об общем опыте с их общим другом, она тоже почувствовала зависть. Очень может быть, что выбор друзей Джессикой, к сожалению, напоминал расстройство личности ее романтического партнера, но давайте предположим, что это не так. Таким образом, мы предполагаем, что Джессика склонна к ревности, когда люди в ее жизни проявляют близость к кому-либо еще.
Ревность, если она принадлежит вам, представляет собой угрозу вашей связи с другим человеком, переживаемую как беспокойство и страх, что кто-то другой может и займет ваше место. С точки зрения эволюции, сохранение вашей связи с партнером имело бы огромные преимущества, и, таким образом, ревность и реакции, которые она вызывает, служат для защиты личных интересов в партнерстве. Соперника во времена пещерного человека могла постичь ужасная участь. Но в современном обществе, по большей части, ревность заставляет ревнивую сторону казаться и чувствовать себя слабой, незащищенной, неполноценной, нуждающейся и лишенной чувства собственного достоинства. Ревнивый человек часто страдает от неуверенности и тихо одинок. Однако иногда ревнивый партнер бывает агрессивным и оскорбительным. В любом случае тому, кто завидует, есть чему поучиться.
Ревность вызывает негативную самозащитную реакцию, но она также может информировать вас. Итак, если вы испытываете зависть, у вас есть возможность узнать о себе, задав себе несколько вопросов: Чувствуете ли вы, что вам не хватает какого-то качества, которое вы хотели бы развить в себе? Испытываете ли вы ревность, потому что на самом деле хотите от ваших отношений чего-то большего, чего вы не можете получить от этого человека, будь то страсть, интеллектуальная стимуляция или близость? Что вы думаете о себе и кем хотите быть? Какие переживания потери и покинутости в вашей жизни привели вас к страху, что это повторится снова? Близость к другим может вызвать эмоцию ревности, особенно если вы не цените себя или пережили потерю или отказ в детстве. Однако вы должны признать, что ваши чувства больше связаны с вашими отношениями с самим собой, чем с кем-то еще.
Подобно ревности, зависть — это социальная эмоция, которая возникает в отношениях. Там, где ревность вызывается в трехсторонних отношениях, переживание зависти связано с вашими отношениями с другим человеком. Зависть будет темой моего следующего блога.
Для получения дополнительной информации о моих книгах об эмоциях: http://www.marylamia.com
Этот блог никоим образом не предназначен для замены медицинских или психологических консультаций. Если требуется экспертная помощь или консультация, следует обратиться за услугами компетентного специалиста.
Ревность — типология эмоций
Чувство, когда вы думаете, что ваши особые отношения с кем-то находятся под угрозой из-за того, что третий человек пытается установить подобные отношения. Вы действительно не хотите, чтобы это произошло, и вы не можете думать ни о чем другом.
Вы чувствуете ревность, когда вашим важным отношениям угрожает кто-то другой, пытающийся завести подобные отношения 1 . В случае ревности есть (как минимум) три игрока: вы, партнер и соперник 2 . Наиболее типичным примером является романтическая ревность: вы состоите в отношениях с кем-то и считаете, что кто-то другой пытается завязать отношения с вашим партнером. Ревность явно сильнее, если вы считаете, что ваш партнер заинтересован в этих достижениях, однако вы можете ревновать, даже если это не так.
Ревность может проявляться и в неромантических отношениях 3 . Тем не менее, предпосылка остается прежней: у вас есть отношения с кем-то или чем-то, и «соперник» угрожает этим особым отношениям. Например, дети могут ревновать, когда у них появляется младший брат или сестра, поскольку их особые отношения с родителями теперь находятся под угрозой. Или, когда у одаренной ученицы каждый четверг во второй половине дня было частное занятие с репетиторами, она может завидовать, когда теперь ей приходится делить это занятие с другим учеником, потому что она чувствует, что потеряла особые отношения со своим учителем.
Хотя помощник и соперник обычно люди, любой из них также может быть животным или даже объектом 4 . Например, кто-то может начать ревновать, если семейная собака начнет уделять больше внимания другому члену семьи. С другой стороны, если женщина все больше времени посвящает работе, ее муж может завидовать ее работе.
Ревность трудно отнести к другим отрицательным эмоциям, поскольку ревнивый человек может испытывать множество эмоций: он может испытывать страх перед перспективой того, что его партнер оставит его; испытывают недоверие к заверениям партнера, что ничего не происходит; они могут разозлиться на соперника и так далее. Однако важно отличать такой эпизод «ревнивых эмоций» от самой эмоции ревности. Последнее представляет собой болезненное осознание того, что особые отношения находятся под угрозой, что ставит эмоцию рядом с такими чувствами, как тоска и зависть.
В комиксе Мёрфи встречает двух коллег, целующихся в чулане. Когда он обнаруживает, что одной из них является Джессика, в которую он серьезно влюблен, он испытывает приступ ревности.
«Почему он так на нее смотрит?»
«Я не хочу, чтобы ты его больше видел».
Ревность и зависть
Зависть и ревность — одни из самых часто путаемых эмоций. Однако эта путаница обычно односторонняя: люди часто используют слово «ревность», когда имеют в виду зависть, но не наоборот. Например, можно сказать, что кто-то завидует хорошим оценкам своего одноклассника. На практике слова теперь используются взаимозаменяемо для случаев зависти. Хотя обе эмоции связаны со сравнениями, которые оказываются негативными для человека, испытывающего эмоцию, на самом деле они совершенно разные.0029 5 . В некотором смысле они даже противоположны друг другу: зависть вызывается, когда у кого-то есть что-то хорошее, чего вы хотите, ревность, когда у вас есть что-то хорошее, что, по вашему мнению, хочет иметь кто-то другой. Однако эмоции могут возникать одновременно в сценарии, когда вы считаете, что можете потерять свои особые отношения с кем-то, кто является серьезным соперником, потому что у него есть качества, которыми вы не обладаете. Однако вы также можете завидовать человеку, который угрожает вашим отношениям, не завидуя ничему в нем, или, наоборот, завидовать кому-то за то, что у него есть, не угрожая вашим отношениям.
Ревность и неприятие
Есть несколько ситуаций, в которых отвержение и ревность могут сосуществовать, но важно различать их концептуально. Оба, по сути, о (возможности) потери партнера или особых отношений. Например, когда жена говорит мужу, что любит кого-то другого и хочет уйти от него, он, скорее всего, почувствует и неприятие, и ревность. Однако неприятие ощущается по отношению к жене, разлюбившей его, тогда как ревность ощущается по отношению к разрыву отношений с соперником. Таким образом, могут быть случаи, когда кто-то очень ревнует, но не чувствует себя отвергнутым. Например, когда муж изменяет своей жене, но все еще любит ее и не собирается ее бросать, он может на самом деле компенсировать это, уделяя жене больше внимания и любви, чем до романа. Жена может сильно ревновать, но предпосылок для отказа нет.