Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Компоненты жизненнопрактического уровня мировоззрения: Истоки философии

Содержание

Истоки философии

Понятие мировоззрения

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

—  Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью.

Характерно присутствие предрассудков.

—  Теоретический — Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма).

М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Проблема зарождения философии. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3. Почему?

1.   Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во времени( проблема различия «миф- философское мышление»). Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.

2.    Из чего? К источникам философии можно отнести:

·        народное творчество в целом(мифы и т.д.)

·        накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения»(Гегель)

В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Основные концепции происхождения Ф.:1. Мифогенная. 2.Гносеогенная. 3.Теологическая.–ряд разногласий между философами.

§         Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд)

§         Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)

§         Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и «против».

Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

3.   Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности.

§         Разделение труда(отделение умствен. от физического).

§         Присущее человеку творчество духа(Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).

§         Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

 

Функции философии:

1. Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

2.Объяснителная (когнитивная)

3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

Подводя итог, еще раз определим природу и назначение фи­лософии, обратившись к высказываниям великих, которые, за­метьте, образуют известную гармонию. Грек Платон в своих ди­алогах «Федон» и «Федр» вкладывает в уста Сократаразмышление о том, что под воздействием философии душа че­ловека очищается и человек «становится подлинно совершенным». Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин 

Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, «назначение философии заключа­ется, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем исполь­зовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на осно­вании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ». Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как «функ­цию свободной и универсальной теоретической рефлексии, ох-шггмвающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универ-<:ум всех норм». Русский В.С.Соловъев видит назначение философии в стремлении «к духовной цельности человеческого существования». С ним согласен другой наш соотечественникН.А.Бердяев: философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как «творческий прорыв к смыслу бытия». Немецкий мыслитель 
Хайдеггер
 характеризует философию как «последнее выговаривание и последний спор человека, захваты­вающие его целиком и постоянно».

Концепции философии

Основные 3 концепции философии (только по материалам лекций):

  1. Классический тип философии. Пример: И. Кант, Г. Гегель.

Кант. Серьезное философствование. Составляются философские программы. Большое внимание уделяется гносеологии (наука о познании). Важное место занимают учение о морали, учение о человеке. Используется трансцендентальный метод. (трансцендентальный по Канту– касающийся познания, трансцендентный – выходящий за пределы разума). Трудам Канта, как и классической философии в целом, свойственна догматичность. Первостепенной задачей Канта было исследование человеческого разума.

Гегель. Философия связывается с религией. Философия без понятий для Гегеля не существует. Множество философий не отрицает их единства. Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом.

  1. Классический идеологический тип философии. Пример: К. Маркс.

Маркс. Общественное бытие определяет общественное сознание. Философия становится идеологией. Основной вопрос философии – что первично, материя или дух. По Марксу первичен дух (бытие определяет сознание), поэтому он – материалист. В отличие от Гегеля – философа-идеалиста.

    3. Современная экзистенциалистический тип философии. Пример: M. Хайдеггер. Персонализм. Экзистенциалисты считали концепции Гегеля и Маркса ложными. Экзистенциализм – учение о существовании. В нем нет традиционных предметов философии. Рассматривается отношение человека к внешнему миру. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект.

Основные этапы эволюции европейской и русской философии

1. Понятие мировоззрения и его структура

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, ценностей, норм, стремлений и т.д.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:

1) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет универсальную картину мира;

2) ценностно-нормативный. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека; безопасность человека – это тоже большая ценность и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением;

3) эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента;

4) практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе изложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический итеоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения откладывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте.

Этот уровень мировоззрения часто называют жизненной философией. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др.

Жизненно-практический уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о деятельности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. Можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Показатели жизнедеятельности (температура тела, частота пульса, частота дыхания, артериальное давление)

Что такое показатели жизнедеятельности?

Показатели жизнедеятельности измеряют основные функции организма. Медицинские работники и поставщики медицинских услуг регулярно отслеживают четыре основных жизненно важных показателя:

  • Температура тела

  • Частота пульса

  • Частота дыхания (частота дыхания)

  • Артериальное давление (Артериальное давление не считается жизненно важным показателем, но его часто измеряют вместе с жизненно важными показателями.)

Жизненно важные показатели полезны для выявления или мониторинга медицинских проблем. Жизненно важные показатели можно измерить в медицинских учреждениях, дома, в месте оказания неотложной медицинской помощи или в другом месте.

Что такое температура тела?

Нормальная температура тела человека варьируется в зависимости от пола, недавней активности, потребления пищи и жидкости, времени суток и, у женщин, стадии менструального цикла. Нормальная температура тела может колебаться от 9от 7,8 градусов по Фаренгейту (или по Фаренгейту, что эквивалентно 36,5 градуса по Цельсию или по Цельсию) до 99 градусов по Фаренгейту (37,2 градуса по Цельсию) для здорового взрослого человека. Температуру тела человека можно измерить любым из следующих способов:

  • Устно. Температуру можно измерять ртом с помощью классического стеклянного термометра или более современных цифровых термометров, в которых для измерения температуры тела используется электронный зонд.

  • Ректально. Температура, измеренная ректально (с помощью стеклянного или цифрового термометра), как правило, на 0,5–0,7 градуса F выше, чем при измерении через рот.

  • Подмышечный. Температуру можно измерять под мышкой с помощью стеклянного или цифрового термометра. Температура, измеренная этим путем, как правило, на 0,3–0,4 градуса по Фаренгейту ниже, чем температура, измеренная через рот.

  • На слух. Специальный термометр может быстро измерить температуру барабанной перепонки, которая отражает внутреннюю температуру тела (температуру внутренних органов).

  • По коже. Специальный термометр позволяет быстро измерить температуру кожи на лбу.

Температура тела может быть ненормальной из-за лихорадки (высокая температура) или гипотермии (низкая температура). По данным Американской академии семейных врачей, лихорадка показана, когда температура тела повышается примерно на один градус или более по сравнению с нормальной температурой 98,6 градусов по Фаренгейту. Гипотермия определяется как падение температуры тела ниже 95 градусов по Фаренгейту.

О стеклянных термометрах, содержащих ртуть

По данным Агентства по охране окружающей среды, ртуть является токсичным веществом, представляющим угрозу для здоровья человека, а также для окружающей среды. Из-за риска повреждения стеклянных термометров, содержащих ртуть, их следует изъять из употребления и утилизировать надлежащим образом в соответствии с местными, государственными и федеральными законами. Свяжитесь с местным отделом здравоохранения, органом по утилизации отходов или пожарной службой для получения информации о том, как правильно утилизировать ртутные термометры.

Какова частота пульса?

Частота пульса — это измерение частоты сердечных сокращений или количества ударов сердца в минуту. Когда сердце проталкивает кровь по артериям, артерии расширяются и сужаются вместе с потоком крови. Измерение пульса не только измеряет частоту сердечных сокращений, но также может указывать на следующее:

Нормальный пульс здорового взрослого человека составляет от 60 до 100 ударов в минуту. Частота пульса может колебаться и увеличиваться при физических нагрузках, заболеваниях, травмах и эмоциях. Женщины в возрасте 12 лет и старше, как правило, имеют более высокую частоту сердечных сокращений, чем мужчины. Спортсмены, такие как бегуны, которые много занимаются сердечно-сосудистой системой, могут иметь частоту сердечных сокращений около 40 ударов в минуту и ​​не испытывать никаких проблем.

Как проверить свой пульс

Когда сердце проталкивает кровь по артериям, вы чувствуете удары, сильно нажимая на артерии, расположенные близко к поверхности кожи в определенных точках тела. Пульс можно найти сбоку на шее, на внутренней стороне локтя или на запястье. Для большинства людей проще всего измерить пульс на запястье. Если вы используете нижнюю часть шеи, убедитесь, что не нажимаете слишком сильно, и никогда не нажимайте одновременно на обе стороны нижней части шеи, чтобы не блокировать приток крови к мозгу. При измерении пульса:

  • Кончиками первого и второго пальцев сильно, но осторожно нажимайте на артерии, пока не почувствуете пульс.

  • Начать подсчет пульса, когда секундная стрелка часов находится на 12-м.

  • Подсчитайте свой пульс в течение 60 секунд (или в течение 15 секунд, а затем умножьте на четыре, чтобы рассчитать количество ударов в минуту).

  • При счете не смотрите постоянно на часы, а концентрируйтесь на ударах пульса.

  • Если вы не уверены в своих результатах, попросите другого человека посчитать вместо вас.

Если ваш врач поручил вам проверить собственный пульс, а вы не можете его найти, обратитесь к врачу или медсестре за дополнительными инструкциями.

Какова частота дыхания?

Частота дыхания — это количество вдохов, которые человек делает в минуту. Частота обычно измеряется, когда человек находится в состоянии покоя, и просто включает подсчет количества вдохов в течение одной минуты путем подсчета того, сколько раз поднимается грудная клетка. Частота дыхания может увеличиваться при лихорадке, болезни и других заболеваниях. При проверке дыхания важно также отметить, есть ли у человека трудности с дыханием.

Нормальная частота дыхания взрослого человека в состоянии покоя составляет от 12 до 16 вдохов в минуту.

Что такое артериальное давление?

Артериальное давление – это сила давления крови на стенки артерий во время сокращения и расслабления сердца. Каждый раз, когда сердце бьется, оно перекачивает кровь в артерии, что приводит к самому высокому кровяному давлению, когда сердце сокращается. Когда сердце расслабляется, кровяное давление падает.

При измерении артериального давления записываются два числа. Более высокое число, или систолическое давление, относится к давлению внутри артерии, когда сердце сокращается и перекачивает кровь через тело. Нижнее число, или диастолическое давление, относится к давлению внутри артерии, когда сердце находится в состоянии покоя и наполняется кровью. И систолическое, и диастолическое давление записывают как «мм рт. ст.» (миллиметры ртутного столба). Эта запись показывает, насколько высоко поднимается ртутный столбик в старомодном ручном приборе для измерения артериального давления (так называемом ртутном манометре или сфигмоманометре) под действием давления крови. Сегодня ваш врач, скорее всего, будет использовать для этого измерения простой циферблат.

Высокое кровяное давление или гипертония напрямую увеличивает риск сердечного приступа, сердечной недостаточности и инсульта. При высоком кровяном давлении артерии могут иметь повышенное сопротивление потоку крови, заставляя сердце работать сильнее, чтобы циркулировать кровь.

Артериальное давление классифицируется как нормальное, повышенное или 1-я или 2-я стадия высокого кровяного давления:

  • Нормальное артериальное давление систолическое менее 120 и диастолическое менее 80 (120/80)

  • Повышенное артериальное давление систолическое от 120 до 129 и диастолическое менее 80

  • Стадия 1 высокое кровяное давление систолическое от 130 до 139 или диастолическое от 80 до 89

  • Стадия 2 высокое кровяное давление, когда систолическое 140 или выше или диастолическое 90 или выше

Эти номера следует использовать только в качестве ориентира. Однократное измерение артериального давления выше нормы не обязательно указывает на наличие проблемы. Ваш врач захочет провести несколько измерений артериального давления в течение нескольких дней или недель, прежде чем поставить диагноз высокого кровяного давления и начать лечение. Спросите у своего поставщика медицинских услуг, когда следует связаться с ним или с ней, если показания вашего артериального давления не находятся в пределах нормы.

Зачем мне контролировать артериальное давление дома?

Для людей с гипертонией домашний мониторинг позволяет вашему врачу отслеживать, насколько меняется ваше артериальное давление в течение дня и изо дня в день. Это также может помочь вашему врачу определить, насколько эффективно действует ваше лекарство от артериального давления.

Какое специальное оборудование необходимо для измерения артериального давления?

Для измерения артериального давления можно использовать либо анероидный монитор с циферблатным индикатором, показания которого можно считывать, глядя на стрелку, либо цифровой монитор, в котором показания артериального давления мигают на маленьком экране.

О мониторе-анероиде

Монитор-анероид дешевле цифрового монитора. Манжету надувают вручную, сжимая резиновую грушу. Некоторые устройства даже имеют специальную функцию, облегчающую надевание манжеты одной рукой. Однако устройство может быть легко повреждено и станет менее точным. Поскольку человек, использующий его, должен прослушивать сердцебиение с помощью стетоскопа, он может не подходить для людей с нарушениями слуха.

О цифровом мониторе

Цифровой монитор работает автоматически, измерения отображаются на маленьком экране. Поскольку записи легко читаются, это самое популярное устройство для измерения артериального давления. Он также проще в использовании, чем анероид, и, поскольку нет необходимости прослушивать сердцебиение через стетоскоп, это хороший прибор для пациентов с нарушениями слуха. Одним из недостатков является то, что движение тела или нерегулярный сердечный ритм могут повлиять на точность. Эти устройства также дороже, чем анероидные мониторы.

О тонометрах для измерения артериального давления на пальцах и запястьях

Испытания показали, что устройства для измерения артериального давления на пальцах и/или запястьях не так точны при измерении артериального давления, как другие типы тонометров. Кроме того, они дороже других мониторов.

Перед измерением артериального давления:

Американская кардиологическая ассоциация рекомендует следующие рекомендации по домашнему мониторингу артериального давления:

  • Не курите и не пейте кофе в течение 30 минут до измерения артериального давления.

  • Сходить в туалет перед тестом.

  • Расслабьтесь в течение 5 минут перед измерением.

  • Сядьте с опорой на спину (не садитесь на кушетку или мягкий стул). Держите ноги на полу не скрещенными. Положите руку на твердую плоскую поверхность (например, на стол) так, чтобы верхняя часть руки находилась на уровне сердца. Поместите середину манжеты прямо над сгибом локтя. См. иллюстрацию в руководстве по эксплуатации монитора.

  • Сделайте несколько показаний. При измерении сделайте от 2 до 3 показаний с интервалом в одну минуту и ​​запишите все результаты.

  • Измеряйте кровяное давление каждый день в одно и то же время или по рекомендации вашего лечащего врача.

  • Запишите дату, время и показания артериального давления.

  • Возьмите запись с собой на следующий прием к врачу. Если ваш тонометр имеет встроенную память, просто возьмите его с собой на следующий прием.

  • Позвоните своему провайдеру, если у вас несколько высоких показателей. Не пугайтесь одного высокого показателя артериального давления, но если вы получите несколько высоких показателей, обратитесь к своему лечащему врачу.

  • Когда артериальное давление достигает систолического (верхнее число) 180 или выше ИЛИ диастолического (нижнее число) 110 или выше, обратитесь за неотложной медицинской помощью.

Попросите своего врача или другого медицинского работника научить вас правильно пользоваться тонометром. Регулярно проверяйте точность монитора, взяв его с собой в кабинет врача. Также важно убедиться, что трубка не перекручена, когда вы ее храните, и держите ее подальше от источников тепла, чтобы предотвратить трещины и утечки.

Правильное использование тонометра поможет вам и вашему врачу в контроле артериального давления.

Пошаговое руководство для мастеров по измерению показателей жизнедеятельности

Изучите процедуры, этапы, риски и требования для измерения показателей жизнедеятельности.

Основные показатели жизнедеятельности необходимы для любого лечения или диагностики в здравоохранении. Кроме того, они являются инструментом для медицинских работников для измерения состояния здоровья пациента. Как правило, жизненно важные признаки включают пульс, дыхание, температуру и артериальное давление. Эта процедура выполняется во время медицинских осмотров или неотложных состояний. Жизненно важные показатели можно измерить даже в домашних условиях. Освоение этого навыка имеет первостепенное значение для безопасности пациентов и медицинских работников.

Как вы понимаете, жизненно важные показатели имеют решающее значение для большинства видов лечения. Они не только предоставляют ключевую информацию о ваших органах, но и дают медицинским работникам общее представление о внутренних функциях вашего тела. Поэтому важно следовать правильным методам при измерении показателей жизнедеятельности пациента.

Эта статья посвящена искусству и науке измерения показателей жизнедеятельности, одной из самых важных процедур для медицинского персонала.

(Нажмите здесь, чтобы просмотреть полный список наиболее распространенных обязанностей и обязанностей ассистента стоматолога).

(Нажмите здесь, чтобы просмотреть полный список наиболее распространенных обязанностей и ответственности медицинских ассистентов).

Определение показателей жизнедеятельности

Что означает получение показателей жизнедеятельности?

Термин «жизненные показатели» относится к пульсу человека, дыханию, температуре и кровяному давлению. Эти медицинские знаки дают медицинским работникам представление об основных функциях организма пациента. Они помогают оценить общее физическое здоровье человека и могут дать представление об основных заболеваниях. Они также используются для наблюдения за восстановлением пациента после операции.

Какова цель измерения показателей жизнедеятельности?

Измерение показателей жизнедеятельности является стандартной процедурой, которая выполняется по следующим причинам:

  1. для оценки общего физического здоровья человека
  2. для выявления возможных заболеваний принимать жизненно важные признаки?

    Хотя это зависит от типа показателей жизнедеятельности, эта процедура обычно занимает около трех-пяти минут для завершения. Например, медицинский работник часто подсчитывает ваш пульс в течение 60 или 15 секунд и умножает на четыре, чтобы определить количество ударов в минуту. С другой стороны, некоторые приборы могут дать показания температуры за 30 секунд или меньше.

    Кто может измерять показатели жизнедеятельности?

    Различные медицинские работники могут измерять показатели жизнедеятельности. Сюда входят, помимо прочего, фельдшеры скорой помощи, фельдшеры, фельдшеры, медсестры и врачи.

    Хотя основные показатели жизнедеятельности обычно не измеряются в стоматологических кабинетах, это может дать значительные преимущества. Например, стоматологи или ассистенты стоматолога могут использовать их для выявления неотложных состояний, требующих немедленной помощи.

    • Частота пульса: Если ассистент стоматолога измеряет частоту пульса своего пациента, он должен отметить, является ли пульс слишком слабым или сильным (это может указывать на основную проблему со здоровьем). В то время как средняя частота пульса ребенка составляет от 70 до 120 ударов в минуту, у взрослых частота пульса обычно составляет от 60 до 100 ударов в минуту.
    • Частота дыхания: После того, как DA измерит частоту пульса пациента, он подсчитывает количество вдохов, которые пациент делает в течение 15 секунд. Затем они умножают это число на четыре, чтобы определить количество вдохов в минуту. Для справки, средний здоровый взрослый человек делает от 12 до 20 вдохов в минуту.
    • Температура:  С начала пандемии COVID-19 ассистенты стоматолога стали гораздо чаще измерять температуру пациента. Средняя температура тела здорового взрослого человека при приеме внутрь составляет 98,6 градусов по Фаренгейту.
    • Артериальное давление: При измерении артериального давления пациента окружной прокурор должен обращать внимание как на систолическое, так и на диастолическое давление. Здоровый диапазон для взрослых и детей может различаться.

    (Перейдите сюда, чтобы узнать как стать ассистентом стоматолога )

    Требования к обучению для измерения показателей жизнедеятельности

    Требования для измерения показателей жизнедеятельности различаются и зависят от вашего местоположения и профессии. Например, ассистенты стоматолога обычно должны закончить аккредитованную программу и сдать экзамен. Тем не менее, некоторые могут учиться в ходе обучения на рабочем месте.

    Программы Dental Assistant обычно занимают около года или меньше. Они включают как клиническое, так и классное обучение. Комиссия по стоматологической аккредитации (CODA) аккредитовала более 250 программ стоматологической помощи в Соединенных Штатах. Эти программы дают знания и практический опыт.

    Процедура измерения показателей жизнедеятельности

    Как и любой другой навык, измерение показателей жизнедеятельности требует времени и практики. Итак, первый шаг — понять правильные методы и процедуры.

    Подготовка к приему основных показателей жизнедеятельности

    Полезно убедиться, что вы прошли надлежащую подготовку для этой процедуры. Вам также следует ознакомиться с политикой и процедурами вашего работодателя. Хотя определение показателей жизнедеятельности в стоматологическом кабинете не является обычным делом, вы никогда не знаете, когда этот навык может понадобиться.

    Прием основных показателей жизнедеятельности

    Вот общие рекомендации, которым вы должны следовать:

    Пульс

    1. Тщательно вымойте руки.
    2. Прежде чем начать, убедитесь, что ваш пациент расслаблен.
    3. Используйте лучевую артерию, чтобы найти их пульс. Вы можете найти его на внутренней стороне запястья (ближе всего к большому пальцу).
    4. Поместите кончики указательного и второго пальцев (не большого пальца) твердо, но мягко на запястье пациента.
    5. Посмотрите на часы и подождите, пока секундная стрелка не достигнет 12.
    6. Начните считать удары их пульса.
    7. Подсчитывайте пульс пациента в течение 60 секунд или до тех пор, пока секундная стрелка не вернется к отметке 12.
    8. Во время подсчета не смотрите постоянно на часы, а вместо этого концентрируйтесь на пульсе вашего пациента.

    Частота дыхания

    1. Тщательно вымойте руки.
    2. Положите пальцы на запястье пациента (можно с любой стороны).
    3. Считайте их вдохи в течение одной минуты. Имейте в виду, что вдох плюс выдох равняются одному дыханию.
    4. Документируйте частоту их дыхания. Включите любые относящиеся к делу наблюдения, такие как свистящее дыхание, возбуждение и т. д.

    Температурный / цифровой термометр

    1. Тщательно вымойте руки.
    2. Закройте наконечник термометра гигиеническим пластиковым экраном.
    3. Нажмите кнопку, чтобы включить термометр.
    4. Поместите термометр под язык пациента и попросите его держать рот закрытым.
    5. Удалите термометр после того, как он издаст звуковой сигнал о завершении.
    6. Запишите их температуру, включая необходимую информацию, такую ​​как дата, время и используемый метод.
    7. Всегда очищайте и стерилизуйте термометр.

    Артериальное давление/стетоскоп, манжета или анероидный монитор

    1. Тщательно вымойте руки.
    2. Продезинфицировать стетоскоп.
    3. Убедитесь, что тонометр работает правильно.
    4. Поместите пальцы на нижнюю сторону локтя пациента, чтобы определить его пульс (так называемый плечевой пульс).
    5. Плотно оберните сдутую манжету вокруг плеча пациента. Это должно быть 90 237, по крайней мере, на один дюйм выше 90 238, где вы обнаружили плечевой пульс.
    6. Поместите наушники-стетоскопы в уши и наденьте диафрагму (диск) на плечевой пульс.
    7. Поверните ручку на воздушном насосе по часовой стрелке, чтобы закрыть клапан.
    8. Накачивайте воздух и накачивайте манжету до тех пор, пока стрелка на циферблате не достигнет отметки 170.
    9. Поверните ручку на воздушном насосе против часовой стрелки, чтобы можно было открыть клапан для выпуска воздуха из манжеты.
    10. Когда стрелка циферблата падает, внимательно следите за числом и прислушивайтесь к ударному звуку.
    11. Запишите число, отображаемое при первом слышимом ударе (систолическое давление).
    12. Запишите число, отображаемое при прослушивании последнего удара (диастолическое давление).
    13. Сдуйте и снимите манжету с пациента.
    14. Задокументируйте эти результаты и включите любые необычные наблюдения.

    Восстановление

    Хотя измерения основных показателей жизнедеятельности обычно не вызывают побочных эффектов, измерение артериального давления пациента может вызвать кратковременные синяки или головокружение. Однако, если у пациента нет травмы руки, неправильно подобранная манжета является основным виновником боли в руке во время измерения артериального давления.

    Необходимое оборудование для измерения показателей жизнедеятельности

    Как правило, расходные материалы для измерения показателей жизнедеятельности включают следующее:

    • Термометры
    • Стетоскопы
    • Приборы для измерения артериального давления
    • Электрокардиограмма (ЭКГ)
    • Фонарики

    Потенциальные риски или осложнения, связанные с измерением показателей жизнедеятельности

    Очень важно правильно измерять показатели жизнедеятельности пациента. Неправильные измерения могут привести к ошибочному диагнозу с потенциально фатальными последствиями. Хотя определение показателей жизнедеятельности может показаться обыденным, помните, что однажды это может помочь спасти жизнь.

    Профессиональные советы по освоению искусства измерения показателей жизнедеятельности

    Советы по измерению показателей жизнедеятельности включают в себя практику, запоминание и соблюдение правил гигиены. Кроме того, вот другие профессиональные советы, которые могут помочь вам в будущем:

    • Попросите вашего пациента о помощи – Если вам нужно измерить температуру пациента устно, попросите его положить термометр под язык. Это нужно для того, чтобы он полностью прошел под языком. Кроме того, это уменьшит риск уколов в болезненные места.
    • Запомните диапазоны температур Показания температуры будут различаться в зависимости от используемого типа (например, орального, подмышечного, барабанного или ректального). Например, ректальные и тимпанальные показания обычно колеблются от 0,5 до 1,0 градусов по Фаренгейту выше, чем оральная температура. Для сравнения, подмышечные и височные показания могут быть на 0,5–1,0 градуса по Фаренгейту ниже, чем оральные температуры.
    • Рекомендуйте своим пациентам гидратацию Как и в случае флеботомии, эту процедуру легче выполнять, если ваш пациент хорошо гидратирован. Попросите ваших пациентов пить воду до того, как они прибудут на прием.
    • Практикуйтесь, пока не доведете до совершенства свой хват – Это одна из тех вещей, которые вы хотите получить как нельзя лучше. Хотя вы не хотите давить слишком сильно, вы также не хотите, чтобы ваша хватка соскользнула. Поэтому вместо этого используйте достаточное давление, чтобы почувствовать его пульс, прежде чем ослабить хватку.
    • Убедитесь, что у пациента есть прямая рука для плечевого пульса Для этого типа пульса требуется прямая рука. Почему? Это поможет подтолкнуть артерию к поверхности. Итак, аккуратно положите пальцы на внутреннюю часть локтя и отодвиньте его наружу примерно на один дюйм. Ищите небольшими шагами, пока не найдете.
    • Не сообщайте пациенту, когда считаете. Поскольку вы не хотите, чтобы ваш пациент менял свое дыхание, лучше попытаться подсчитать его дыхание так, чтобы он об этом не знал. Это помогает подсчитать их дыхание сразу после того, как вы измерите их пульс. Держите пальцы на его лучевой артерии и ведите себя так, как будто вы все еще измеряете его пульс, в то время как на самом деле вы считаете количество вдохов.
    • Убедитесь, что ваш пациент максимально спокоен Чтобы получить наиболее точные показания, старайтесь измерять основные показатели жизнедеятельности вашего пациента в состоянии покоя. Попросите их не есть, не пить, не курить и не заниматься спортом за 30 минут до встречи.
    • Держите все в чистоте Тщательно мойте руки до И после измерения показателей жизнедеятельности пациента. Кроме того, вы должны очистить и продезинфицировать каждую единицу оборудования, которое использовалось. Прежде чем положить каждую деталь на свое законное место, дважды проверьте инструкции производителя или правила вашего предприятия.

    Почему ассистенты стоматолога должны учиться измерять показатели жизнедеятельности?

    Медицинские работники должны научиться измерять и записывать основные показатели жизнедеятельности. Хотя это может показаться простым, точное измерение показателей жизнедеятельности имеет решающее значение для обеспечения общего состояния здоровья вашего пациента.

    К счастью, ассистенты стоматолога могут помочь в этой области. Например, если пациент испытывает тревогу перед экзаменом, окружной прокурор может измерить его артериальное давление. Кроме того, окружные врачи могут измерять температуру каждого пациента перед входом в комнату для осмотра. Этот шаг часто выполняется из-за COVID-19.пандемия. В качестве альтернативы может возникнуть чрезвычайная ситуация, в которой окружному прокурору потребуется проверить жизненно важные показатели пациента. Не будет преувеличением сказать, что ассистенты стоматолога значительно повышают эффективность работы стоматологической бригады.

    Хотя измерение показателей жизнедеятельности не всегда является требованием работы для DA, это полезный навык, который может открыть больше возможностей. Поэтому для DA или начинающих ассистентов стоматолога было бы выгодно пройти обучение в этой области. Получив опыт, DA, вероятно, станет более полезным для своего работодателя и получит лучшие карьерные перспективы.

    Начните свою карьеру в ассистенте стоматолога

    Измерение основных показателей жизнедеятельности является базовым навыком, который начинающие ассистенты стоматолога должны изучить для своей карьеры. Это также важная практика для диагностики различных медицинских проблем.

    В конце концов, жизненно важные показатели измеряют основные функции вашего организма и дают медицинским работникам представление о состоянии вашего здоровья. Кроме того, они помогают врачам диагностировать заболевания, контролировать эффективность лечения, определять дозировку лекарств и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *