Конфликты, их причины и способы разрешения
https://player.vimeo.com/external/154169311.sd.mp4?s=ab0f12fe0280412b87b9d45c9b3dd8c86afdeb12&profile_id=112
Фильм «Ликвидация»
Фильм «Джанго освобожденный»
https://player.vimeo.com/external/154169076.sd.mp4?s=a44f91d96f4478041cf6c1aecf1902e2829030d8&profile_id=165
Фильм «Мост»
Конфликт – взаимные враждебные действия. Мягче – враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными – конфликты нередко начинают с конфликтогенов, которые люди допускают без всякого злого умысла. Разрастаясь, от случайных ударов конфликт нередко разрастается в протест, ссору, вражду, отсутствие контактов, а в более серьезных случаях и в войну…
Конфликты и конфликтные ситуации изучает конфликтология.
Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека – еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация – сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.
Межличностные конфликты часто провоцируются чувствами и эмоциями, но пока не было враждебных действий, конфликта еще нет. Однако для женщин конфликт – в большей степени чувство, чем объективка, и если девушка чувствует негативное отношение к себе другой женщины, она легко может сказать: «Мы в конфликте». Повышенная чувствительность к возможности конфликта при хорошей голове – благо, при плохой голове – беда.
Есть ситуации, провоцирующие людей на конфликт; тем не менее, возникновение (или не возникновение) конфликта во многом зависит от человеческого фактора. Есть люди, которые как будто притягивают к себе конфликты, а есть такие, вокруг которых конфликты редкость. Чтобы реже попадать в конфликт, обходите ненужные вам конфликтные ситуации, не связывайтесь с ненадежными или конфликтными людьми, учитывайте эмоциональное состояние свое и окружающих, заботьтесь о том, чтобы не провоцировать конфликты своим собственным поведением и стилем общения.
Конфликты – естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся – гасить.
Предупреждение и разрешение конфликтов сильно затрудняется тем, что каждый конфликт не похож на другой. Все конфликты – разные. Есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Основные типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса. По причинам, вызывающим конфликты, выделяют конфликты интересов, конфликты по недоразумению, конфликты из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие. По областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие.
Всегда ли плохи конфликты? Распространено мнение, что конфликты – это всегда плохо. В целом это скорее так, но жизнь всегда сложнее простых ответов. В конфликтах есть не только очевидные минусы, но и иногда нужные плюсы. Конфликт вреден тем, кто не умеет вести себя в конфликте, и бывает полезен в руках подготовленных людей.
Конфликт может начаться и не по вашей воле. Так или иначе, он уже начался или начинается. Как себя вести в этой ситуации разумному и порядочному человеку? Обычная схема поведения, решающая конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт. При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.
Ввязываться ли в конфликты вокруг нас? Иногда это наша обязанность: например, защитить слабого или остановить наглого.
Можешь прекратить ссору или драку – прекрати. Если ты мудрый и сильный, тем более если дело происходит на твоей территории — наведи порядок, научи и приучи людей жить по-доброму, по человечески. Однако если дело происходит на чужой территории, то мудрые люди помнят, что конфликт провоцируется чаще двумя сторонами, и лишний раз в чужой конфликт стараются не влезать.Если вы хотите (или обязаны) разрешить происшедший между кем-то конфликт, нужно устранить его причины и создать условия для мирного и конструктивного взаимодействия. Разрешение конфликта может идти по достаточно разным направлениям, учитывающим разнообразие причин конфликта. А именно,
- если можно устранить предмет конфликта, снять объективный раздражитель, порождающий конфликт – устраните. Не надо заниматься психологией там, где можно решить вопрос деловым образом.
- по возможности выведите из ситуации конфликтных людей, провентилируйте эмоции, снимите конфликтное поведение и конфликтное общение участников. Если нужно – сделайте это административным образом. Смотри Прекращение конфликтного поведения
- если причина в конфликте интересов, либо в тех или иных разногласиях – переводите конфликт в оперативные переговоры. См. Как договариваться, Как конфликт перевести в переговоры и Семейные разногласия — как договариваться мужу и жене
- если дело в недоразумении либо негативном восприятии происходящего, попробуйте изменить видение конфликтной ситуации,
- когда пройдет острая фаза конфликта, на будущее – поищите возможность изменить личные отношения между участниками конфликта.
Причины конфликтов. Практикум по конфликтологии
Причины конфликтов. Практикум по конфликтологии ВикиЧтение Практикум по конфликтологии
Емельянов Станислав Михайлович
Содержание
Причины конфликтов
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.
Таблица 2.1
Классификация конфликтов
Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.
Социально-политические и экономические причины
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:
• неудовлетворенность условиями деятельности;
• нарушение служебной этики;
• нарушение трудового законодательства;
• ограниченность ресурсов;
• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
• неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл. 2.2.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Причины конфликтов
Причины конфликтов Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.Таблица 2.1Классификация конфликтов Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях
Глава 23. Причины конфликтов
Глава 23. Причины конфликтов Есть фразы, которые на разных языках произносят руководители самых разных стран. Звучат они примерно так: «Намерения нашей страны — самые мирные. Однако мы крайне обеспокоены угрозой со стороны государств, которые испытывают все новые и новыеПричины межличностных конфликтов
Причины межличностных конфликтов Их можно разделить на два вида – объективные и субъективные. В большинстве случаев межличностные конфликты порождаются объективными причинами, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Однако, преломляясь
Причины внутригрупповых конфликтов
Причины внутригрупповых конфликтов Наиболее типичной причиной возникновения конфликтов в группе является нарушение кем-то из ее членов групповых норм. Это противоречит интересам остальных членов, поэтому жестко пресекается.
5.3. Причины внутриличностных конфликтов
5.3. Причины внутриличностных конфликтов Возникновение любого внутриличностного конфликта обусловлено влиянием двух факторов, тесно связанных между собой: внешней среды и личностных психологических особенностей индивида. В основе любого конфликта, в том числе и
6.2. Причины производственных конфликтов
6.2. Причины производственных конфликтов Знать, чтобы предвидеть В школе верховой езды не хвалят наездника, удержавшегося на вздыбившейся лошади, поскольку специалисты знают, что под хорошим наездником лошадь не встанет на дыбы. Так же и в руководстве людьми, наибольшей
7.1. Причины супружеских конфликтов и их нейтрализация
7. 1. Причины супружеских конфликтов и их нейтрализация Специалисты по брачно-семейным отношениям, а также судьи, коим приходится иметь дело с разводящимися супругами, указывают причины конфликтов, с завидным постоянством называемые самыми различными
8.1. Причины конфликтов «родители – дети»
8.1. Причины конфликтов «родители – дети» Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности ребенка. И все же в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально
Причины конфликтов учителей с учениками
Причины конфликтов учителей с учениками М. М. Рыбакова отметила, что «такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе».Приведем основные причины конфликтов, следуя этому автору:• «малая
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в
Другие причины конфликтов
Другие причины конфликтов Конкуренция. Возможно, человек относится к вам как к конкуренту в продвижении по служебной лестнице, и поэтому он сознательно или бессознательно опасается кооперации с вами.Зависть. Человек завидует вашему положению в фирме или вашим
Схема 5.
1.2 Причины организационных конфликтовСхема 5.1.2 Причины организационных конфликтов Среди конкретных причин организационных конфликтов обычно выделяют следующие.1. Неточность правил, регламентов как таковых, так как они разрабатываются людьми. Вносимые в регламенты субъективизм и ошибки способствуют их
10 причин конфликтов в организации (объяснение)
Page Contents
Межличностные конфликты возникают между людьми в организации. Основные причины конфликта в организации заключаются в следующем:
- Непонимание
- Личные различия
- Дефицит информации
- Различия целей
- Отсутствие ролей разъяснения
- Угроза статуса
- Отсутствие доверия
- Ресурсы Scarce
- .0008
- Организационные изменения
- Плохая коммуникация
Непонимание
Непонимание является одной из основных причин конфликтов в организации. Когда сотрудники не понимают своих задач, ролей и обязанностей, возникает конфликт. Из-за этого они могут выполнять свои задачи не так, как от них ожидал руководитель. Это может быть связано с плохой коммуникацией между менеджером и сотрудниками.
Личные разногласия
Личные разногласия являются фундаментальными причинами межличностных конфликтов в организации. Различия возникают у отдельных людей по разным причинам, таким как семейное происхождение, ценности, взгляды, традиции, культура, образование и процесс социализации. Различия в характерах создают конфликты между людьми. Это влияет на эмоции людей.
Дефицит информации
Нарушение связи является одной из причин конфликта. Отсутствие тесного общения и трансформация жесткой информации создают непонимание среди людей. Это создает проблему недоверия и конфликтов. Поэтому важно сообщать правильную информацию в нужное время соответствующим лицам.
Различия целей
Цель является основой для деятельности организации. Вся деятельность индивидов направлена на достижение заранее определенных целей. Поэтому, если люди в одной и той же группе инициируют разные цели, это может вызвать конфликт между членами группы. Они не могут работать эффективно.
Отсутствие уточнения ролей
Сотрудники компании выполняют различные роли, которые взаимосвязаны друг с другом. Отсутствие ролевой экспозиции среди людей порождает конфликт. Это может создать ролевой конфликт.
Например, ролевой конфликт между менеджерами по производству и маркетингу. Таким образом, необходимо произвести правильное разделение работы и делегирование полномочий по принципу ответственности.
Угроза статусу
Статус — это социальный статус, который человек получает в организации. Он основан на знаниях и положении. Когда какая-либо угроза возникает для человека в его статусе, это может привести к конфликту.
Основной обязанностью высшего руководства является поддержание баланса между подчиненными, работающими вместе для достижения общих целей.
Отсутствие доверия
Отсутствие доверия также является одной из причин конфликтов в организации. Все люди, работающие в группе, должны иметь взаимное доверие для достижения общих целей. Им необходимо осуществлять деятельность на основе взаимного сотрудничества и поддержки. Отсутствие взаимного доверия между членами группы порождает конфликт. Это создает препятствия для достижения целей.
Дефицит ресурсов
Обычной причиной конфликта является нехватка ресурсов. Когда организационные ресурсы становятся ограниченными, это увеличивает потребности отдельных лиц в группе. Ограниченные ресурсы порождают конфликты, поскольку нехватка побуждает людей конкурировать с другими для достижения целей.
Для этого руководству необходимо предпринять необходимые шаги, чтобы отдельные лица в группе могли мобилизовать ресурсы на основе своих навыков и опыта.
Плохая связь
Коммуникация – это средство обмена указаниями, инструкциями и предложениями между членами организации. Слабая система коммуникаций в организации создает проблему точной передачи информации между членами группы, что приводит к конфликтам между ними. Таким образом, для правильной связи необходима система двусторонней связи.
Организационные изменения
Изменения в организационной структуре, распределении работы, полномочиях и ответственности и т. д. необходимы для того, чтобы справиться с изменениями окружающей среды. Такие изменения могут изменить должностные обязанности, статус, положение и авторитет людей в группе. Это может изменить формальные отношения и должностные обязанности членов группы. Это также может быть одной из причин конфликта между членами группы организации.
Читайте также: Как управлять конфликтами в организации: 13 способов
Нравится:
Нравится Загрузка…
Причины конфликтов на рабочем месте
У каждого сотрудника есть потребности и определенные ожидания на работе, и конфликт может возникнуть на рабочем месте, когда люди чувствуют, что они не соблюдаются или игнорируются.
Что вызывает конфликт на рабочем месте?
Конфликт на рабочем месте может быть результатом:
- плохого управления
- несправедливое обращение
- неясные рабочие роли
- неадекватное обучение
- плохая связь
- плохая рабочая среда
- отсутствие равных возможностей
- издевательства и домогательства
- значительные изменения в продуктах, организационных схемах, оценках или системах оплаты
Основные причины конфликтов на рабочем месте
Другие основные причины конфликтов на рабочем месте включают:
- Столкновения личностей – «смешение личностей» в команде может быть расстроено, когда присоединяется новый сотрудник или если два коллеги внезапно поссорились . Люди могут также реагировать на трудные или сложные ситуации бесполезным или непродуктивным образом.
- Нереалистичные потребности и ожидания. Конфликт на работе часто может быть вызван тем, что работодатели игнорируют потребности сотрудников или предъявляют нереалистичные ожидания. Например, организация часов, которые мешают сотрудникам выполнять обязанности по уходу за детьми.
- Деловые ценности — большинство людей имеют очень четкое представление о том, что они считают справедливым, и процедуры и политика вашей организации должны это отражать. Например, проведение беспристрастного слушания дела или объяснение причин решения.
- Нерешенные проблемы на рабочем месте — например, сотрудник может попросить перевести его в другую команду из-за «агрессивного» стиля руководства своего руководителя. Однако у работника могут быть и другие причины — например, он может обвинить своего руководителя в отсутствии обучения или карьерного роста.
- Увеличение рабочей нагрузки — иногда конфликт на рабочем месте возникает из-за того, что люди чувствуют, что их слишком сильно нагружают, и возникает негодование, если они чувствуют, что их рабочая нагрузка неуправляема.
Установить основную причину конфликта на рабочем месте
Важно понять основную причину недовольства человека или группы. Например, может показаться, что человек в команде борется с неуправляемой рабочей нагрузкой, но он может обижаться на другого сотрудника, у которого, кажется, меньше работы. Это также может быть результатом организационных изменений, реструктуризации или продвижения по службе других сотрудников.
Чтобы помочь вам справляться с конфликтами на рабочем месте, посмотрите на предыдущие отношения между сотрудником и его руководителем, а также их коллегами на наличие признаков прошлого конфликта и чувств, которые могут повлиять на них.
Предотвращение конфликтов на рабочем месте
Вы можете внедрить политики и процедуры, помогающие предотвратить конфликты на рабочем месте и управлять ими. Дополнительные сведения см. в разделе Предотвращение конфликтов.
Как справиться с изменениями
Изменения могут заставить сотрудников чувствовать себя уязвимыми и неуверенными, поскольку они беспокоятся о своих будущих карьерных перспективах. Поэтому менеджеры должны общаться и консультироваться с сотрудниками о будущих изменениях, чтобы они не чувствовали себя отчужденными и не высказывали недовольства.