Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Контакт глаз в коммуникативном процессе: 37. Контакт глаз.

Содержание

§ 3. Визуальный контакт — Всё о человеческом общении

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым

Эмерсон

Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника.

Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает.

На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и о его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как «У нее большие детские глаза»; «У нее завлекающий взгляд»; «Она бросила на него гневный взгляд»; «У него бегающие глаза «; «У него такой блеск в глазах».

Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков и движение глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием.

Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза».

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. При общении с одними людьми вы можете чувствовать себя уютно, с другими – дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60– 70% всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 времени общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.

Если опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым передают информацию о вашей реакции на услышанное.

Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то зрачки его глаз расширяются.

Часто встречается так называемый взгляд искоса.

Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебнее или критическое отношение.

Более всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами.

При нормальной частоте моргания 6–8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.

Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока». Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

Взгляд является наиболее естественным средством невербального общения. Виды взглядов, а также их трактовка представлены в табл. 2*.

Таблица 2

Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит конкретный субъект.

Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею,

чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность.

Для того чтобы научиться «технологии взгляда» и эффективно применять его в общении с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной тренировки.


*
См.: Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. – М.: ИНФРА-М, 1995. – С. 256. 152

Вербальная коммуникация в деловом общении: средства, особенности и др.

Skip to content

Posted on Author Константин 0

Контакт глаз – важное средство коммуникации. Будь то деловая встреча или личный разговор, установление контакта на визуальном уровне облегчает как первичное взаимодействие, так и продолжение общения: оно формирует доверие, интерес к партнеру, готовность к принятию совместных решений.

Основные приёмы установления зрительного контакта в деловом общении

Визуальный контакт – невербальное средство общения, которое подкрепляет любую коммуникацию. Направление взгляда в сторону собеседника сигнализирует о внимании и даёт обратную связь. Человек сознательно или неосознанно постоянно сообщает о своем отношении к происходящему при помощи взгляда, поэтому у нас всегда есть возможность не только считывать с лица собеседника и интерпретировать подобную информацию, но и подавать подобные сигналы.

Учитесь правильно интерпретировать невербальные сигналы собеседника

Главные принципы визуального контакта – ненавязчивость и открытость. Умелым использованием данного невербального средства можно считать то, что не мешает общению, не настораживает партнера, не вызывает дискомфорта. Это требует навыка и хотя бы простейших знаний из области психологии.

В этике делового общении есть несколько важных приёмов установления визуального контакта:

  • 2/3 времени общения необходимо сосредоточивать на лице собеседника;
  • официальный взгляд – это концентрация внимания на области лица в районе переносицы или чуть выше – в области «третьего глаза»;
  • во время делового разговора следует избегать пристального взгляда (более 10 секунд): для установления контакта достаточно нескольких мгновений (2-3 секунды), при этом скользящий или постоянно ускользающий взгляд может быть прочитан как робость и неуверенность;
  • при монологе необходимо несколько раз концентрировать внимание на лице собеседника, при окончании речи увеличить частоту обращения в сторону партнера, в финале же можно задержать взгляд в глаза оппонента на более длительный срок – 3-4 секунды;
  • желательно контролировать не только направление и частотность взгляда, но в целом мимику – свою (демонстрируя искренность и открытость) и собеседника (считывая его согласие или несогласие с происходящим).

Для справки: Стоит учитывать и особенности национального общения: если в западной культуре контакт глаз считается признаком доверия, то восточная традиция может интерпретировать поиск взгляда партнера как наглость или вызов.

Умение пользоваться зрительным контактом, контролировать выражение своего взгляда и навыки прочтения подобных невербальных сигналов может стать одним из условий успешной деловой коммуникации.

Визуальный контакт при работе с аудиторией

В начале публичного выступления обязательно установите визуальный контакт с аудиторией

При общении с несколькими собеседниками или большой аудиторией следует опираться на ещё два принципа установления контакта – постоянство и равность распределения внимания.

Приёмы работы с аудиторией описаны в многочисленных специальных трудах по ораторскому искусству, но отметим основополагающие задачи визуального контакта:

  • необходимо установить зрительный контакт на начальном этапе работы с аудиторией: обвести взглядом всех собравшихся, при этом по возможности отвечая на все поступающие сигналы и дождавшись внимания от всех присутствующих;
  • на протяжении выступления получать обратную связь от слушателей и корректировать тон, скорость речи, информационную насыщенность доклада;
  • особое внимание обращать на те зоны аудитории, откуда поступают сигналы о потере контакта: шелест, шепот, шевеление;
  • ни в коем случае нельзя выбирать одного визуального контактера, необходимо разнонаправленное, «справедливое» и уважительное внимание ко всей аудитории.

Для справки: Чтобы работать с обширной аудиторией (например, студенческой) мысленно можно разделить её на несколько равных секторов (3*3, 2*3) и направлять внимание на каждый сектор, но не поочередно, а хаотично сосредотачивая взгляд на разных глазах, лицах и как бы обращаясь к разным слушателям.

Визуальный контакт становится настоящим подспорьем в деле установления доверительных и открытых отношений, если уместно и тактично применяется наряду с другими средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Видео: Секреты публичных выступлений Стива Джобса

Category: Психология общенияLeave a comment

Adblock
detector

Почему важен зрительный контакт во время разговора?

Важность зрительного контакта в общении


Старая поговорка о том, что «глаза — это отражение вашего внутреннего «я», в большинстве случаев верна. Зрительный контакт имеет много значений. Это может быть вопиющий взгляд, когда человек дерзок или зол. Взгляд, когда мы видим что-то необычное в человеке (навязчиво смотреть — грубо!). Остекленевший взгляд, когда мы безнадежно влюблены в человека. Это также может быть прямой взгляд, когда мы говорим и пытаемся донести свою мысль.

Что означают наши глаза в общении

Во всех случаях мы используем наши глаза как уровень общения с другим человеком. Мы также избегаем прямого взгляда другого человека, если нам есть что скрывать. Полиция использует его как средство, чтобы определить, говорит человек правду или нет. Поэтому, если вы не очень опытный лжец, в большинстве случаев вы будете чувствовать себя неловко, когда лжете! Также иногда человек чувствует себя некомфортно, глядя другому человеку в глаза из-за застенчивости. Эта черта также присутствует с другими признаками застенчивости, такими как легкое заикание и иногда покраснение. В противном случае может случиться так, что человеку просто не хватает внимания на то, что вы хотите сказать.

Зрительный контакт в событиях

Наши глаза также отражают нашу искренность, честность и комфорт при общении с другим человеком. Вот почему хороший зрительный контакт во время разговора является признаком того, что общение прошло хорошо. Как зрительный контакт связан с событиями? Что ж, события — это форма и средство общения, будь то отправка сообщения, обучение или даже знакомство. Хорошая компания по организации мероприятий понимает, что зрительный контакт во время общения и речи очень важен.

Мужчина и женщина смотрят друг другу в глаза.

Возьмем, к примеру, презентацию, на которой есть спикер и аудитория. Одним из основных важных элементов при планировании мероприятия будет камера и проекционный экран. Еще один важный пункт — оператор. Следует отметить, что вы можете получить хорошее приложение для управления событиями, чтобы управлять своим контрольным списком для всех этих элементов. Обратите внимание, как во время презентации оператор будет фокусироваться на лице спикера. По сигналу, когда говорящий делает вывод, оператор фокусируется на глазах говорящего. Это установление контакта между спикером и аудиторией через большой экран, чтобы аудитория могла почувствовать связь между спикером и его или ее аудиторией. Когда вы заметите это на любой презентации, на которую пойдете, обязательно обратите внимание на компанию, которая занимается организацией мероприятий, и на оператора! Их выступление хорошо отрепетировано!

Глаза и язык тела

Зрительный контакт — это форма языка тела, которая важна во время общения. То, как мы представляем себя и общаемся с другими, помимо разговора, зависит от нашего языка тела. Наш язык тела говорит больше, чем слова, что логически объясняет больший процент наших навыков общения. Поэтому наши глаза многое говорят о нас и о том, как мы общаемся.

Некоторые моменты, которые следует помнить во время общения, и почему важен зрительный контакт:

  • Сюрприз! Зрительный контакт — признак того, что вы умеете слушать! Какое отношение глаз имеет к слушанию? Когда вы поддерживаете зрительный контакт с человеком, с которым разговариваете, это указывает на то, что вы сосредоточены и внимательны.
    Это означает, что вы на самом деле слушаете то, что говорит человек. Отсюда и поговорка «Не слушайте только ушами». Так что «слушайте» больше, чем говорите, все любят хороших слушателей, особенно противоположный пол!
  • Ваши глаза — это способ установить связь с другим человеком. Это может означать, что вам нравится этот человек. Вам комфортно разговаривать и общаться с человеком или вы просто в него влюбляетесь! В любом случае, глаза говорят все.
  • Избегание зрительного контакта также может означать, что вы не хотите, чтобы человек, с которым вы разговариваете, знал слишком много. Возможно, человек вам не нравится. Вы не хотите, чтобы человек знал, что он вам нравится, или что вы не чувствуете себя комфортно с этим человеком. Это негативные последствия избегания зрительного контакта. Иногда другой человек может прочитать это неправильно и, следовательно, также вызвать негативное отношение к вам.
  • Зрительный контакт в значительной степени способствует укреплению доверия. Человек, с которым вы разговариваете, будет с большей вероятностью доверять вам и уважать вас, поскольку зрительный контакт свидетельствует об открытости в общении. Он также говорит другому человеку: «Эй, я уверен в себе, ты можешь мне доверять». Так что, если вы надеетесь получить этот крупный контракт или проект, будьте заслуживающими доверия!

Зрительный контакт — это навык для эффективного и жизненно важного общения, который в большинстве случаев недооценивается и мало используется. Поддержание зрительного контакта с человеком, с которым вы разговариваете, показывает интерес и говорит человеку: «Ты важен, и я слушаю». Это один из «невидимых» инструментов, используемых в любой коммуникации событий. Решение для управления событиями, предоставляемое Evenesis, позволит вам создать опрос и отчет на основе вашего недавнего события. Один из вопросов, которые вы можете задать, — насколько эффективной была ваша презентация. Ведущий поддерживал зрительный контакт с аудиторией? Результаты вашего опроса будут полезны при проведении будущих презентаций.

Хорошее программное обеспечение для управления мероприятиями также должно быть достаточно гибким, чтобы вы могли быть мобильными, пока заняты организацией мероприятия. Теперь мы носим всевозможные мобильные устройства. Приложение, к которому можно получить доступ с мобильного телефона, — отличный способ поддерживать связь с вашей командой. Заявки Evenesis поступают не только из Малайзии, но и из любой точки мира. Таким образом, независимо от того, где вы организуете мероприятие, вы можете использовать свой мобильный iPhone 3G и решение для проведения мероприятий, чтобы следить за своей командой!

289

Нравится этот пост

Зрительный контакт: невербальные признаки зрительного контакта

Изучение зрительного контакта, также называемое окулесикой, является подкатегорией невербального поведения в области кинесикиОткрывается в новом окне

Важный совет!

Использование зрительного контакта значительно варьируется от культуры к культуре. В некоторых культурах прямой зрительный контакт может считаться честным и уверенным подходом, в то время как в других он может быть истолкован как оскорбление. Например, в США прямой зрительный контакт обычно считается признаком доверия. Поэтому регулярный и внимательный зрительный контакт, вероятно, передаст американцу вашу честность и доступность. Однако в Индии и других азиатских странах жесткий, немигающий взгляд может быть истолкован как грубый, неуступчивый и оскорбительный.

  1. Официальный взгляд
    Такой взгляд часто используется во время деловых дискуссий, таких как собеседования при приеме на работу, презентации клиентов и заседания совета директоров. Здесь говорящий смотрит на воображаемый треугольник, образованный на лбу другого человека (в направлении вверх на область между двумя глазами и лбом). Благодаря этому взгляду говорящий часто может контролировать формальное взаимодействие.
  2. Неофициальный взгляд
    Этот тип часто используется во время разговоров в неформальной и социальной обстановке дискуссий, таких как собрания департаментов, командные брифинги, оценки и выходные интервью. Здесь взгляд говорящего опускается ниже уровня глаз другого человека и фокусируется на воображаемом треугольнике, образованном на лице другого человека (в направлении вниз на области между двумя глазами и ртом).
  3. Личный взгляд
    Этот вид используется во время разговора между людьми, которые очень близки и неформальны в своих отношениях, например, между двумя близкими друзьями одного пола, родственниками, женатыми людьми или партнерами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *