Критический или критичный как правильно?
Прилагательные «критический» и «критичный» относятся к паронимическим парам (схожие по звучанию слова, но разные по значению).
Правильно
Критический — прилагательное используется в значениях: относящийся к критике, содержащий критику (отрицательную оценку), находящийся в состоянии кризиса, опасный, обладающий способностью к критике.
Критичный — это прилагательное используется в значениях: наиболее важный, решающий, определяющий, содержащий в себе критику, исполненный критики, обладающий возможностью к критике.
В русском языке с этими словами сформировались устоявшиеся выражения, в которых употребляется одно из этих прилагательных.
Критический
Прилагательное «критический» чаще всего употребляется в следующих словосочетаниях:
Критическая статья — статья, в которой критикуется что-либо.
Критический разбор — конструктивная критика произведения искусства.
Критические замечания — указания на ошибки или недоработки чего-либо.
Критическая ситуация — ситуация, в которой невозможно реализовать какой-либо замысел или достичь изначальной цели.
Критическое положение (состояние) — опасное положение, связанное с возможностью нарушения нормального состояния чего-нибудь.
Критический уровень воды — при наводнении уровень воды, который является опасным для чего-либо.
Также прилагательное используется в значениях:
Критический ум — способный относиться с критикой к чему-нибудь, видеть недостатки.
Критически мыслить — быть настроенным на поиск ошибок или недоработок.
Критически настроен — воспринимать все скептически.
Критичный
Прилагательное «критичный» чаще всего употребляется в следующих словосочетаниях:
Критичный период — наиболее опасный период чего-либо.
Критичный тон — тон разговора исполненный критики (возможно надменности).
Критичный подход — подход к чему-либо с позиции недоверия.
Критичный человек — человек, который склонен критиковать, не доверять.
Критичный склад ума — склад ума, при котором человек склонен искать подвох, ошибки, прочее.
Чтобы лучше понять разницу между значениями слов, нужно употребить их в предложении, контекст которого даст понимание тонкого отличия значений.
Критическая статья была написана в критичном тоне. — статья, содержащая критику, была написана в тоне, исполненном критики.
Благодаря критичному складу ума он мог мыслить критически. — благодаря особому складу ума он умел искать недостатки (ошибки) в чем-либо.
На предприятии сложилась критическая ситуация. — на предприятии сложилась опасная ситуация.
Сейчас на предприятии самый критичный период в развитии. — на предприятии сейчас период, он которого в дальнейшем зависит что-либо.
Критично
Критично — наречие к прилагательному критичный, означает «очень», «крайне важно» или «подвергая критике».
Знание теорем критично при первоначальном обучении.
Четкое понимание разницы между состояниями агрегата очень критично.
Он относился к этой книге весьма критично.
Мы критично относимся ко всем нововведениям на производстве.
Неправильно
Кретический, кретичный, кретично
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.
Как высказывать критические замечания, если вы работаете в интернациональной команде
Корпоративная культура
Как высказывать критические замечания, если вы работаете в интернациональной команде21 сентября 2022 1 921 просмотр
Антон Бахарев
Если ваша компания работает на международном — и межкультурном — рынке, подход к коммуникациям должен быть особо чутким и бдительным. Таким, чтобы, например, критические высказывания были полезны для адресата и он не отвергал их с ходу из-за неудачных формулировок. Большой опыт в межкультурных коммуникациях имеет компания Netflix. В этом материале, подготовленном по книге «Никаких правил», расскажем о способах наладить связь с иностранными коллегами.
Пойми меня
Как и многое в диалоге культур, откровенность и прямота — понятия относительные. Японцы считают жителей Сингапура чересчур прямолинейными. Американцам кажется, что сингапурцы выражаются туманно и уклончиво. Самих сингапурцев иногда приводит в ужас бесцеремонность американских коллег, а голландцам жители США вовсе не кажутся такими уж откровенными.
Никаких правил
Даже после выхода на глобальный рынок корпоративная культура Netflix остается преимущественно американской. Критика на американский манер значительно откровенней, чем во многих других культурах, но значительно менее прямолинейна, чем принято в Нидерландах. Айзе, директор Netflix по связям с общественными организациями, поясняет основные различия.
В Netflix практикуется регулярный обмен конструктивными критическими замечаниями. Однако даже здесь, если американец выступает с критикой, он сначала назовет положительные моменты в вашей работе и только потом дойдет до сути дела. Американских коллег учат: «На каждый отрицательный отзыв должно приходиться три положительных»; «Не забывайте подмечать успехи сотрудников» и т. п.
Это нередко сбивает с толку голландцев, которые могут отметить и положительные, и отрицательные моменты, но крайне редко — в ходе одной и той же беседы.
Случай из практики
В Netflix Айзе быстро обнаружила: ее манера высказывать критические замечания, вполне естественная и привычная для голландской культуры, нередко задевает американских коллег.
Дональд, один из наших американских сотрудников, недавно перебравшийся в Нидерланды, устраивал деловую встречу в Амстердаме. На нее съехались внешние партнеры Netflix из разных стран Европы. Встреча прошла плодотворно. Дональд выступал убедительно, внятно, аргументированно. Было видно, что он тщательно подготовился.
Однако несколько раз я замечала, что другие участники встречи хотели бы поделиться соображениями, но не могут, потому что Дональд постоянно говорит сам. После встречи Дональд подошел ко мне и сказал: «По-моему, все прошло отлично. Как вам кажется?» Я решила, что сейчас самое время для конструктивных замечаний, к которым нас так часто призывают в Netflix, и взяла быка за рога:
— Мы сами пригласили этих людей, но у них не было возможности выступить. Нам не удалось выслушать все соображения, которые могли бы пойти на пользу делу. Вы говорили 80% всего времени, и остальным было очень сложно вклиниться.
Айзе уже собралась перейти к прикладным советам на будущее, когда Дональд, по ее словам, повел себя как истинный американец.
Я еще не успела договорить, а он уже застонал и схватился за голову. Как и многие американские коллеги, он принял мою критику слишком близко к сердцу. Он сказал:
— Ох, мне так жаль. Я все испортил!
Но он ведь ничего не испортил, я совсем не это имела в виду.
Встреча прошла успешно, и сам Дональд это почувствовал, судя по его первым словам. Просто кое над чем требовалось поработать, и у меня было что ему подсказать.
Это часто удивляет меня в американских коллегах. Они сами охотно делятся замечаниями и призывают к этому всех остальных, но, если не начать с позитива, считают, что все очень плохо. Как только кто-нибудь из голландцев начнет с негативных моментов, диалог срывается: американцы думают, что к конструктивному решению уже не вырулить.
Теперь, когда я лучше понимаю эти культурные моменты, я все так же часто делюсь замечаниями, но сначала думаю о том, как они будут восприняты и как добиться нужного мне эффекта. В разговоре с представителями менее откровенных культур я для начала готовлю почву: рассыпаю позитивные комментарии и хвалебные слова. Потом перехожу к критике: «Позвольте высказать кое-какие соображения». Под конец я всегда добавляю: «Это только мое мнение, учитывайте его, если считаете нужным».
С нашей голландской точки зрения это очень смешной ритуальный танец, но результаты того стоят.
Подстроиться под собеседника
Слова Айзе точно суммируют все приемы межкультурной коммуникации, которые Netflix удалось выработать после выхода на глобальный рынок. Если вы управляете интернациональной командой, будьте готовы к тому, что в ходе очных бесед, звонков или видеоконференций ваши слова могут восприниматься по-разному в зависимости от культурного контекста.
Будьте бдительны. Мыслите стратегически. Сохраняйте гибкость. Обладая некоторыми познаниями и коммуникативными навыками, вы сможете подстроиться под собеседника, и ваша критика возымеет именно тот эффект, на который вы рассчитываете.
Высказывая критические замечания, придерживайтесь четырех правил:
— Стремись помочь.
— Предлагай конкретные меры.
— Будь благодарен.
— Прими или отклони.
Но в общении с коллегами из других стран необходимо соблюдать еще и пятое правило:
— Чтобы получить нужный результат, адаптируй формулировки и учитывай культурный контекст.