Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто является автором термина социальный интеллект: Социальный интеллект — Психологос

что это такое и как его прокачать

Дата публикации . Опубликовано в Статьи по психологии

Чаще всего трудности у людей возникают при взаимодействии с другими людьми. Если вы замечаете, что ваша коммуникация с клиентами не приводит к желаемому результату, встречи с коллегами не продуктивны, а конфликтные ситуации в семье не удается решить мирно, то стоит подумать над развитием социального интеллекта. Именно этот навык отвечает за успешное сотрудничество с коллегами и мирную атмосферу в семье. Поэтому предлагаем советы, которые помогут прокачать социальный интеллект и быть на шаг впереди.

Что такое социальный интеллект?

Согласно определению Википедии, социальный интеллект (SI) — способности, которые определяют успешность социального взаимодействия. 

Термин «социальный интеллект» в 1920 году ввел в оборот американский психолог Торндайк. Именно он заметил, что для карьерного успеха недостаточно быть только крутым специалистом, важно владеть навыками, которые помогут улучшить взаимодействие с другими людьми.

Лучший механик завода может потерпеть неудачу как бригадир из-за нехватки социального интеллекта, — писал Торндайк.

По словам психотерапевта Эми Морин социальный интеллект отвечает за умение слушать собеседника, понимать суть сказанного и поддержать разговор с любыми людьми. Люди с высоким уровнем SI лучше ведут себя в спорах: они слышат и анализируют чужое мнение, а не пытаются самоутвердиться благодаря собеседнику. 

Те, у кого плохо развиты навыки социального интеллекта: 

  • боятся попасть в неловкую ситуацию, они молчат на совещаниях, не предлагают собственных идей и, как результат, теряют возможности для развития;

  • не умеют в спорах находить истину. Ккак результат, небольшие противоречия перерастают в конфликты и даже заканчиваются разрывом отношений;

  • ведут себя антисоциально: врут, нарушают закон, вредят другим людям и т.д. Как результат, таких личностей все обходят стороной.

Социальный и эмоциональный интеллект — есть разница?

Одной из самых популярных навыков сегодня является эмоциональный интеллект (EI), и его часто путают с социальным. Одни исследователи называют EI отдельной навыком, который основан на эмпатических способностях и помогает чувствовать эмоции собеседников. Другие убеждены, что эмоциональный интеллект — это часть социального. 

Однако все же эти понятия разграничивают. Напримео, автор книги «Emotional Intelligence» Дэниел Гоулман сначала соединил навыки социального и эмоционального интеллектов, но позже признался:

Я увидел, если свалить социальный интеллект в одну кучу с эмоциональным, это мешает по-новому и нестандартно смотреть на способность людей выстраивать отношения. Этот подход игнорирует то, что проявляется во время нашей коммуникации с другими людьми. 

Как развить социальный интеллект?

В важности навыков SI вы убедились. Итак, предлагаем эффективные методы прокачать их.  

  • Наблюдение за другими. Развить социальный интеллект поможет социальное восприятие. Для этого вам нужно наблюдать за другими: что они делают, что говорят, какова цель их действий и тому подобное. Вам не нужно тратить на это свое свободное время, достаточно во время поездки в метро оторваться от смартфона и понаблюдать за 2-3 людьми в вагоне. Представьте, куда они едут, какие мысли у них сейчас, наблюдайте за их мимикой и попробуйте прочитать эмоции.

  • Активное слушание. Во время разговора с другими научитесь не летать в облаках и улавливать лишь общую суть разговора. Прислушайтесь к каждому сказанному слову, следите за нитью беседы, уточняйте, что не поняли сразу. Так вы усвоите, что вам хотел сказать собеседник. А если у него развит социальный интеллект, то почерпнете нужные фразы и интонации, которые помогают лучше донести свою мысль.

  • Жесты и мимика. Наблюдайте и за поведением вашего собеседника, ведь оно может немалому вас научить. Язык мимики и тела зародился еще до того, как люди научились общаться с помощью слов. Поэтому у нас исторически заложено умение говорить лицом и понимать сказанное. Отзеркаливание позы и жествов собеседника поможет сделать вашу коммуникацию более эффективной и доверительной. Но здесь важно выдержать паузу, чтобы он не решил, что вы просто копируете его жесты.

  • Публичные выступления. Повысить социальный интеллект помогут и выступления перед аудиторией. Это может быть лекция для начинающих специалистов, речь во время совещания и даже тост на семейном празднике. Если вы боитесь выступать публично, значит у вас точно проблемы с SI. Пройдите курсы по ораторскому искусству, прочитайте соответствующую литературу и посмотрите в глаза своим страхам.

  • Настольные игры. Возможно, вам кажется, что настольные игры не приносят никакой пользы, а только пожирают время. Но это совсем не так. На самом деле именно в настольных играх, которые проходят в непринужденной обстановке, на полную раскрывается человеческий характер, и во время игры вы на практике можете применить навыки социального и эмоционального интеллекта: эмпатию, общение, разоблачение блефа.

Развитие навыков социального интеллекта — это непрерывный процесс. Даже если вы не относите себя к людям, которые испытывают трудности в коммуникации, это не значит, что вам не нужно работать над улучшением SI.

Перевод для www.vitamarg.com

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Является ли социальный интеллект интеллектом?

Отюцкий Геннадий Павлович
Российский государственный социальный университет
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии

Аннотация
В статье рассмотрен ряд актуальных проблем исследования социального интеллекта. Применительно к предметному полю психологической науки выявляются некоторые методологические трудности, как в понимании самого социального интеллекта, так и способов его исследования. Показано соотношение интеллекта, социального интеллекта, эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: интеллект, интеллект успеха, практический интеллект, социальный интеллект

Otyutsky Gennady Pavlovich
Russian state social university
Doctor of Philosophy, professor, professor of department of philosophy

Abstract
In article a number of actual problems of research of social intelligence is considered. In relation to a subject field of psychological science some methodological difficulties, as in understanding of the most social intelligence, and ways of its research come to light. The ratio of intelligence, social intelligence, emotional intelligence is shown.

Keywords: intelligence, intelligence of success, practical intelligence, social intelligence

Библиографическая ссылка на статью:
Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14964 (дата обращения: 24.

02.2023).

В большинстве публикаций практических психологов по проблемам социального интеллекта это понятие трактуется как общеизвестное, а методики его исследования рассматриваются, как безусловно надежные, и непосредственно применяются к исследованию социального интеллекта конкретных социальных групп [1; 2; 3, 4 и др.].

Однако психологи, интересующиеся методологическими проблемами своей науки, считают, что до сих пор сложно отыскать такую общепризнанную теоретическую концепцию социального интеллекта, которая бы «строилась на чёткой теоретико-методологической базе, а эмпирическое исследование соответствовало мировому уровню проведения исследований» [5, с. 44]. В частности, О.В. Лунева выделяет шесть основных направлений исследований социального интеллекта в зависимости от используемых подходов: когнитивного, когнитивно-личностного, деятельностного, «имплицитного» (исследование имплицитных представлений о социальном интеллекте), «прикладного» (исследование практических аспектов социального интеллекта), «компонентного»: трактовка социального интеллекта как компонента практического, адаптивного и эмоционального интеллектов [6, с.

231].

Зарубежные исследователи пишут о том же. Так, Р. Стернберг фиксирует недостаточную теоретическую разработанность понятия «социальный интеллект» и подчеркивает, что «существует так же много определений этого понятия, как и исследователей этой проблемы» [7; цит. по: 5, с. 44].

Сама идея социального интеллекта порождена усилением внимания психологов к факторам эффективного взаимодействия индивида с другими людьми и, по мнению известного американского психолога  Д. Векслера, это понятие характеризует  «приспособленность индивида к человеческому бытию» [см.: 8, с. 174]. Более того, понятие социальный интеллект стало отождествляться с понятием «интеллект успеха» [9]. Но интеллект – это инструмент  деятельности, которая может либо привести к успеху, либо нет, в зависимости от способа его применения на практике. Никто не ставит проблему «молотка успеха», понимая, что успех зависит не только от молотка, а и от пользователя этим инструментом.

Как считается, термин «социальный интеллект» введен  Э. Торндайком в 1920 г. Вполне логично ученый выделил три стороны интеллекта: абстрактный интеллект (абстрактно-научный: понимание мыслей, идей и управление ими), механический интеллект (механико-визуально-пространственный: то же, но применительно к конкретным объектам) и социальный интеллект (практический: то же, но уже применительно к практическому взаимодействию с людьми). С его точки зрения, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений: «социальный интеллект представляет собой способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать мудро в человеческих отношениях» [10, цит. по: 8, с. 173]. Фактически у Э. Торндайка социальный интеллект – это весь комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта, направленный на анализ социальной действительности. Нетрудно видеть, что здесь выделение типов интеллекта осуществлено по «объектному» критерию: выделяются различающиеся объекты интеллектуального освоения.

К сожалению, многие последователи Э. Торндайка от такой логики отошли, и это в известной мере связано с тем, «что «ясно очерченный предмет… не влечёт за собой лёгкой операционализации… Дать определение социального интеллекта оказалось гораздо проще, чем его измерить» [11].

В результате внимание было перемещено на разработку и применение измерительных методик, а проблема обоснования понятия отодвинулась на второй план. Н.А. Батурин и Л.Г. Матвеева саркастически комментируют вывод одного из исследований о том, что IQ обеспечивает от 1 (?) до 20% успеха на рабочем месте [12, с. 7]. В свое время М.Е. Форд и М.С. Тисак выявили,  что для определения социального интеллекта в литературе чаще всего используется один из трех критериев, в числе которых – «любой социальный навык, который может быть измерен» [см. об этом: 11]. С.С. Белова не без юмора резюмирует: «социальный интеллект – это то, что измеряет тест социального интеллекта» [11].

Видимо, многих российских исследователей гипнотизирует сам факт употребления конкретных понятий в зарубежных исследованиях. Раз исследования зарубежные, то, видимо, безупречные?

Небезынтересно, что повышение интереса к социальному и особенно эмоциональному интеллекту  связано с публикациями журналиста Д. Гоулмена, который переиначил аббревиатуру EQ (прежде – в методике известного психолога Р. Бар-Она – означавшую коэффициент эмоциональности) в коэф­фициент эмоционального интеллекта и проти­вопоставил ее коэффициенту когнитивного интеллекта IQ [см., напр.: 12, с. 6]. Безусловно, журналисты вправе использовать в своих публикациях нестрогие образные понятия, но вправе ли идти на поводу у них ученые, как сделал автор аббревиатуры EQ Р. Бар-Он, согласившись, что это – коэффициент эмоционального интеллекта? Неужели «эмоциональность» = «эмоциональный интеллект»?

Комментируя подобные взгляды, российские исследователи зачастую оказываются непоследовательными в своих выводах. «Может ли интеллект быть «эмоциональ­ным»? Означает ли это, что основными меха­низмами познания являются эмоциональные процессы? Способен ли человек решать какие-то задачи на эмоциональном уровне?» – задаются, в частности, вопросами Н. А. Батурин и Л.Г. Матвеева и дают четкий ответ: «Оперировать информацией, выражаю­щейся на языке эмоциональных пережива­ний, без их перевода на уровень сознания (а значит, вербального самоотчета) – задача, решить которую пока ещё никому не удава­лось» [12, с. 7]. Совершенно справедливо они утверждают, что нельзя смешивать «эмоцио­нальный интеллект» и «уровень развития эмо­циональности» [12, с. 5]. Напрашивается вывод: наличие эмоциональности у каждого индивида (с разным уровнем развития) – факт бесспорный, но существование эмоционального интеллекта (именно как интеллекта) надо, как минимум, подвергнуть сомнению. Это понятие методологически избыточно, поскольку всё его содержание вполне укладывается в содержание термина «эмоциональность».

Однако авторы противоречат собственным выводам, утверждая, что   социальный интеллект и эмо­циональный интеллект – это термины, обо­значающие разновидности ин­теллекта, используемые для решения «когнитивными способа­ми» эмоциональных и социальных задач, производя «когнитивное оперирование «объектами», имеющими эмоциональную или социальную природу. При этом для познания используются нетрадиционные формы: ин­троспекция, ауторефлексия, совсем мало изученные способы: эмпатия, интуиция, «чувство кожей» и т.д.» [12, с. 6].

Мало того, что ни  одно из обсуждаемых понятий сомнению не подвергается, так еще и совершается логическая ошибка. Сначала совершенно справедливо указывается  объектный критерий выделения: объект социального интеллекта – решение социальных задач, эмоционального – эмоциональных задач (хотя ранее авторы утверждали, что работать с информацией, «выражаю­щейся на языке эмоциональных пережива­ний», невозможно без их перевода на уровень сознания).

А дальше неявно вводится иной критерий – способы когнитивного освоения, включая «чувство кожей». Следовательно, «чувство кожей» – это и есть «перевод на уровень сознания», т.е. форма рационального мышления?

При  этом сами же авторы критиковали небезупречность подходов западных психологов: «Сторонники «эмоционального интеллек­та» по Д. Гоулмену иногда доходили до пол­ного отрицания ценности изучения общего интеллекта, опираясь на сравнение несравни­мого [Выделено мной. – Г. О.]» [12, с. 7]. Действительно, никто не станет сравнивать сладкое яблоко и  красное яблоко. Но сравнивать социальный интеллект с эмоциональным почему-то считается возможным.

Интеллект (от лат. intellectus — ум, рассудок, разум) традиционно  характеризуется как мыслительная способность человека: «Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образование понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания» [13]. Именно на таком понимании интеллекта основаны многочисленные психологические тесты по измерению IQ.

Поскольку само понятие «интеллект» связано с разумом, то сомнительными становятся его расширительные определения, в частности, далеко не безупречным представляется понятие «эмоциональный интеллект» (в той его трактовке, когда он обозначает не рациональное освоение эмоциональных объектов, а отождествляется с эмоциональностью как особым компонентом психики). Любой научный термин оправдан лишь тогда, когда он фиксирует содержание, отличное от содержания других терминов. Но в рассматриваемой ситуации понятие «интеллект» представляется едва ли не излишним, поскольку его содержание распространяется до объема понятия «сознание», а то и «человеческая психика».

Многие авторы указывают на трудности, связанные с «разведением» содержания понятий «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект» [см., напр.: 14]. Но это – непреодолимые трудности в той ситуации, когда эти интеллекты разделяются на основе различных критериев. Дело еще больше запутывается введением понятия «социальный эмоциональный интеллект».

Термин «социальный интеллект» также вряд ли следует считать безупречным априори, а существующие определения и методологические подходы к социальному интеллекту надо выверять в разных аспектах, в том числе в семантическом и логическом.

Не выдерживают, в частности, никакой критики заявления о несовместимости «общего» интеллекта и социального интеллекта. Такой подход противоречит логическим соотношениям рода и вида: если социальный интеллект не включает в себя родовых характеристик интеллекта, то термин «интеллект» в словосочетании «социальный интеллект»  мгновенно становится алогичным и требует исключения или замены.

Так, из публикации в публикацию отечественных исследователей кочует тезис о том, что «Дж. Гилфорд, создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации» [8; 15 и др.]. Однако, во-первых, никто из публикантов не задается вопросом: действительно ли этот тест «надежен», а во-вторых, не видит, что сам этот тезис подрывает вывод о надежности: если социальный интеллект независим «от фактора общего интеллекта», то он может являться чем угодно, но только не интеллектом. Тем не менее, идею независимости друг от друга социального и общего интеллектов разделяют и некоторые отечественные ученые — Н. А. Кудрявцева, М. И. Бобнева и др. [подробнее см.: 15].

Видимо, Э. Торндайка подобный подход поверг бы в шок, поскольку для него социальный интеллект – это, прежде всего,  интеллект. Поэтому не будет ошибкой сказать, что социальный интеллект Э. Торндайка и социальный интеллект Д. Гилфорда – это разные феномены.

В числе российских исследователей О.В. Лунева является одной из немногих, кто однозначно рассматривает социальный интеллект «как самостоятельный вид интел­лекта, качественно отличный от общего ин­теллекта (в его доминирующей когнитивной трактовке) и имеющий с ним родовидовые отношения. Родовым, базовым, компонен­том в социальном интеллекте можно считать способность к ментальной деятельности» [6, с. 234]. Тем самым она развивает методологически безупречный подход Д.В. Ушакова, утверждавшего, что социальный интеллект – это один из видов интеллекта, а потому «подчиняется его общим закономерностям» [16, с. 25].  С этим следует согласиться при учете того, что ментальная (лат. mens – ум, разум) деятельность – это,  прежде всего,  деятельность ума, но не подсознания или эмоций.

Вывод. Таким образом, социальный интеллект – это одна из разновидностей интеллекта (разума, способности мыслить). Объектом его когнитивного освоения выступает социальная действительность. Имеет право на существование и такая его трактовка (ведущая начало от Э. Торндайка), когда социальный интеллект мыслится как специально направленный интегральный интеллект человека, а именно – направленный на когнитивное освоение социальной действительности. Вне и помимо общего, «целостного» интеллекта осмысление социального интеллекта бессмысленно.

Отметим, что может быть дано и существенно отличающееся понимание социального интеллекта, вытекающее  из принципиально иного понимания термина «социальный», чем это принято в психологических публикациях по социальному интеллекту. Это понимание «социального» связано не с объектом отражения, а субъектом социального интеллекта, и в качестве социального интеллекта понимается интегральный интеллект социума, социальной группы. Подобный подход развивается в ряде социологических публикаций, а также в работах Д.А. Ростовых по философскому осмыслению социального интеллекта [17; 18; 19].

Библиографический список

  1. Кальной Д.А. Социальный интеллект как условие развития психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4350 (дата обращения: 14.11.2015).
  2. Кудака М.А., Каракина Т.Г. Характеристика особенностей социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детских домах // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12290 (дата обращения: 13.11.2015).
  3. Талаев С. А. Гендерные аспекты социального интеллекта военнослужащих // Молодой ученый. 2013. №12. С. 824-826.
  4. Ульянова Н.Ю., Локтева Е.В. Социальный интеллект и личностные особенности работников ресторанного сервиса (на примере официантов) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11801 (дата обращения: 15.11.2015).
  5. Горчакова О.Ю., Богомаз С.А. Исследование социального интеллекта: проблемы, основные понятия и подходы // Психология когнитивных процессов. 2015. № 2. С. 44-55.
  6. Лунева О.В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 231-236.
  7. Стернберг Р., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 265 с.
  8. Васильева И.А., Болотова У.В., Рясная Ю.О.  Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-3. С. 171-175.
  9. Стенберг Р. Интеллект успеха. Минск: Попурри, 2015 [Электронный ресурс]. URL:   http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11808535
  10.  Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine 1920. № 140. Р. 227-235.
  11. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения. URL:  // http://www.nrpsy.ru/social_intellect_belova.html (дата обращения: 13.04.2016).
  12. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 42 (175). С. 4-7.
  13. Философский энциклопедический словарь. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-2361.htm
  14. Люсин Д. В. Современные представления о социальном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-38.
  15. Кудинова И.Б., Вотчин И.С.  Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132-142.
  16.  Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28.
  17. Анурин В.Ф. Интеллект и социум: Введение в социологию интеллекта. – Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1997. 436 с.
  18. Каныгин Ю.М. Основы когнитивного обществознания (Информационная теория социальных систем). – Киев: Украинская акад. информатики, 1993.  236 с.
  19. Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор развития информационного общества // Социальная политика и социология. 2007. № 3. С. 258-262.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Отюцкий Геннадий Павлович»

Социальный интеллект

Новая наука о человеческих отношениях

Автор: Дэниел Гоулман, доктор философии, прочитано Деннисом Бутсикарисом

19,99 $

Доступно в цифровом аудио!

Digital AudioDigital AudioFormat

Об этой книге

Точно так же, как Эмоциональный интеллект дал новое определение тому, что значит быть умным, новая крупная аудиокнига Дэниела Гоулмана меняет наше понимание отношений, от самых интимных моментов до важнейших социальных проблем нашего времени.

Сведения о книге

Эмоциональный интеллект стал международным феноменом, фигурировавшим в списке бестселлеров New York Times более года, было продано более пяти миллионов экземпляров по всему миру. Теперь, с Social Intelligence , Дэниел Гоулман представляет новаторскую работу, которая синтезирует последние открытия в биологии и науке о мозге, показывая, что мы «запрограммированы на связь».

В богатом анекдотичными подробностях Гоулман оживляет область социальной нейронауки, возникшую за десятилетие после публикации Эмоциональный интеллект . Он показывает, что наши ежедневные встречи с родителями, супругами, боссами и даже незнакомцами формируют наш мозг и влияют на клетки всего тела в гораздо большей степени, чем мы осознаем. Наши отношения определяют наше ежедневное настроение и влияют на наш иммунный ответ; они имеют решающее значение для достижений студентов и рабочих; они определяют, экспрессируются ли некоторые гены, хорошо это или плохо.

Прежде всего, Гоулман исследует основы взаимопонимания, любви, сотрудничества и альтруизма, что имеет большое значение для благополучия наших семей, сообществ и рабочих мест. Слушаете ли вы это как любовник или родитель, медицинский работник или бизнесмен, учитель или общественный деятель, вы уже никогда не увидите свои отношения прежними.

Выходные данные Издательство

Macmillan Audio

ISBN

9781427200129

In The News

«Превосходное исследование, четкое изложение и плавное изложение порадуют как случайных, так и серьезных людей, изучающих то, как повседневные мысли сочетаются с серьезными эмоциями… . Автор использует увлекательные социальные виньетки, чтобы представить каждый новый раздел. Краткие ссылки на текущие исследования описывают успешное применение его теории. Логика этого материала и его социальная значимость сильны и убедительны. Интерес слушателя и усвоение материала поддерживаются без педантичных вступлений и музыкальных переходов. Эта программа устанавливает новый стандарт сокращения и выполнения психологической работы». — AudioFile on Emotional Intelligence

«Эта книга является продолжением автора его новаторского Emotional Intelligence . Здесь он фокусируется на использовании эмоционального интеллекта на работе; он объясняет, почему люди, которые сосредотачиваются на навыках и информации, находятся в невыгодном положении по сравнению с работниками, которые справляются со своими эмоциями и понимают эмоции своих коллег». — Аудиофайл по работе с эмоциональным интеллектом

О создателях

19,99 $

Доступно в цифровом аудио!

Digital AudioDigital AudioFormat

Social Intelligence

00:00

/

00:00

Что такое социальный интеллект? | Greater Good

Трое 12-летних детей идут на футбольное поле на урок физкультуры.

Два мальчика спортивного вида идут сзади и хихикают над третьим, несколько полноватым одноклассником.

© Лейн Брукшир

«Значит, ты собираешься попробовать поиграть в футбол», — саркастически говорит один из двоих третьему, его голос сочится презрением. Пухленький мальчик на мгновение закрывает глаза и делает глубокий вдох. Затем он поворачивается к двум другим и отвечает спокойным, деловым тоном: «Да, я собираюсь попробовать, но у меня это не очень хорошо получается».

Реклама Икс

Знакомство с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

После паузы он добавляет: «Но я хорош в искусстве — покажи мне что-нибудь, и я смогу нарисовать это очень хорошо…»

Затем, указывая на своего антагониста, он говорит: «Теперь ты… отлично играет в футбол — просто фантастика! Я хотел бы когда-нибудь стать таким же хорошим, но я просто не могу. Может, у меня получится немного лучше, если я продолжу попытки». При этом первый мальчик, теперь его презрение совершенно обезоружено, дружеским тоном говорит: «Ну, ты на самом деле не , что плохой. Может быть, я смогу показать вам кое-что о том, как играть».

Это короткое взаимодействие предлагает мастерскую демонстрацию «социального интеллекта». Сохраняя хладнокровие, начинающий художник сопротивлялся тяге к гневу из-за саркастической насмешки другого и вместо этого приводил другого мальчика в свой собственный, более дружелюбный эмоциональный диапазон.

«Социальный интеллект в изобилии проявляется в детской, на детской площадке, в казармах, на фабриках и в торговых залах, но он ускользает от формальных стандартизированных условий испытательной лаборатории». Так заметил Эдвард Торндайк, психолог Колумбийского университета, впервые предложивший эту концепцию, в 1919 году.20 статья в ежемесячном журнале Harper’s Monthly Magazine . Торндайк отметил, что такая межличностная эффективность имеет жизненно важное значение для успеха во многих областях, особенно в лидерстве. «Лучший механик на фабрике, — писал он, — может потерпеть неудачу в качестве мастера из-за отсутствия социального интеллекта».

Теперь, почти столетие спустя, «социальный интеллект» созрел для переосмысления, поскольку нейробиология начинает картировать области мозга, которые регулируют межличностную динамику. Психологи спорят о том, какие человеческие способности являются социальными, а какие эмоциональными. Неудивительно: эти две области смешиваются, точно так же, как социальная недвижимость мозга перекрывается с его эмоциональными центрами. В моей книге Эмоциональный интеллект , я включил социальный интеллект в свою модель эмоционального интеллекта, не придавая этому большого значения, как это делают другие теоретики в этой области. Но, как я пришел к выводу, простое отнесение социального интеллекта к категории эмоциональных мешает свежему осмыслению человеческих способностей к отношениям, игнорируя то, что происходит во время нашего взаимодействия. Эта близорукость исключает «социальную» часть интеллекта. Компоненты социального интеллекта, как мне представляется, можно разделить на две широкие категории: социальная осведомленность, то, что мы чувствуем в отношении других, и социальная способность, то, что мы затем делаем с этой осведомленностью.

Социальная осведомленность относится к спектру, который простирается от первичной эмпатии (мгновенное ощущение внутреннего состояния другого человека) до эмпатической точности (понимание ее чувств и мыслей) и социального познания («понимание» сложных социальных ситуаций).

Но простое ощущение того, что чувствует другой, или знание того, что он думает или намеревается, не гарантирует плодотворного взаимодействия. Социальное средство основано на социальной осведомленности, чтобы обеспечить гладкое и эффективное взаимодействие. Спектр социальных возможностей включает самопрезентацию, влияние, заботу и синхронность (гладкое взаимодействие на невербальном уровне).

Как социальная осведомленность, так и социальные объекты варьируются от базовых возможностей «малой дороги» до более сложных артикуляций «большой дороги».

Под «низкой дорогой» я подразумеваю нейронные схемы, которые работают вне нашего сознания, автоматически и без усилий, с огромной скоростью. Когда мы очарованы привлекательным лицом, мы должны благодарить за низкую дорогу.

«Большая дорога», напротив, проходит через нейронные системы, которые работают более методично и шаг за шагом, с преднамеренными усилиями. Мы осознаем большую дорогу, и она дает нам хоть какой-то контроль над нашей внутренней жизнью, в чем нам отказывает низкая дорога. Размышляя о том, как приблизиться к этому привлекательному человеку, мы выбираем верный путь.

Традиционные представления о социальном интеллекте слишком часто сосредотачивались на талантах высокого уровня, таких как социальные знания или способность извлекать правила, протоколы и нормы, определяющие надлежащее поведение в данной социальной среде. Хотя этот когнитивный подход хорошо зарекомендовал себя в лингвистике и в области искусственного интеллекта, в применении к человеческим отношениям он выходит за пределы своих возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *