Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Личностью становятся или рождаются: Эссе «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»…

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»

(А.Г. Асмолов)

Действительно, нельзя не согласиться с известным социальным психологом современной России А.Г. Асмоловым. Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. В этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать.

Индивид – это отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств.

Поэтому индивидом человек является с рождения.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. 

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях и ценностях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве и продолжается в течение жизни человека.
Социализация начинается в семье, так как родители первыми начинают передавать свой опыт и знания путем обучения, приобщать к традициям и социальным нормам и правилам поведения, прививать культурные ценности. Далее человек проходит социализацию в учебных и образовательных учреждениях. Также на человека влияет и его окружение (друзья, трудовой коллектив, средства массовой информации и тд.). Таким образом, человек в процессе взросления получает свой жизненный опыт, который формирует его мировоззрение, культуру, ценности и принципы.

Личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

В процессе становления личности, человек развивает свои уникальные качества и способности, что делает его индивидуальностью. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается совокупность уникальных и неповторимых качеств, присущих каждому человеку.  Индивидуальность выделяет человека из сообщества других людей. В школьном возрасте дети уже начинают отстаивать свое право на индивидуальность через стиль общения, манеры поведения, одежду или через проявление творческих способностей или иных талантов.

Примером яркой личности и индивидуальности является итальянский ученый, философ и поэт Джордано Бруно. Он впервые создает систему, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового космизма, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов.

За свои взгляды был осуждён католической церковью как еретик и приговорён к смертной казни через сожжение. Даже под страхом смерти Джордано Бруно не отрекся от своих принципов и взглядов, что характеризует его как состоявшуюся личность, образец бесстрашного служения научной истине. Он был ярким представителем эпохи Возрождения, которая, по выражению Ф. Энгельса, «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Известный русский профессор Илья Николаевич Шевелёв утверждал: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Я полностью

согласна с этим утверждением. Моральные принципы — это принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, которые вытекают из этих представлений.

Я считаю, что семья является главным посредником социализации личности. Социализация личности — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. С раннего детства у ребенка формируются взгляды, манеры, ценности, привычки, культура поведения и общения с людьми. В семье ребенок узнает морали, права и обязанности, получает представление об обществе и отношениях между людьми. Таким образом основы характера закладываются с ранних лет и дальнейшее его развитие зависит от социальной среды и главным образом от воспитания. В семье формируются основы характера человека, его отношение к моральным, культурным и идейным ценностям. Родители учат детей и указывают на то, что хорошо, а что плохо. Например, помогать пожилым людям и разговаривать вежливо — это хорошо, а воровать и ругаться матом — плохо. На самом деле у каждого человека существует своя система моральных принципов и каждый человек все воспринимает по-разному. Характер же каждого человека меняется с возрастом, т.к. на протяжении всей жизни мы попадаем в различные ситуации, где нужно уметь постоять за себя, действовать разумно, уметь договориться с людьми, принять правильное решение.

Именно так и формируется характер каждого человека.

Приведу следующий пример. Я посмотрела фильм Динары Асановой «Пацаны». Фильм повествует нам о жизни детей из неблагополучных семей, которые пьют, курят и воруют, которые не воспитаны и никем не любимы. Родители этих детишек ничего не вкладывали в них, не воспитывали. Эти дети не знают как вести себя в той или иной ситуации, не знают как правильно постоять за себя. Я думаю, что они боятся окружающего мира, внешних влияний и людей, потому что они чувствуют себя никому не нужными, не знают куда податься, к кому обратиться и поэтому в любой ситуации показывают ненависть и агрессию. Они пьют, курят и воруют — поддаются влиянию всего негативного. Этих детей изначально ничему не учили, им ничего не прививали, они не знают никаких моральных ценностей и принципов и поэтому имеют такой сложный характер. В их жизни находится такой человек, которому они нужны, который готов любого вытащить из «болота», тот, кто готов понести ответственность за все их поступки.

Этот человек Павел Васильевич Антонов , начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков. На мой взгляд этот мужчина прекрасно понимает, что эти дети никому не нужны и он принимает их всех как своих. Пытается научить их чему-то новому, отвлечь от плохого, пытается дать им заботу, научиться не бояться ничего вокруг, сделать из них людей, а не каких-то отморозков. Он не хочет, чтобы жизнь любого из них была испорчена. Он считает, что все равны между собой, как дети, так и взрослые и сам общается с ними на равных. Павел Васильевич пытается помочь им раскрыться, исправить сложный характер многих мальчишек, но сложно исправить характер, который уже сформирован.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моральные ценности прививаются каждому человеку с детства, а характер преобразуется с возрастом.

Как сказал Илья Николаевич Шевелев: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Автор обращается к актуальной теме-теме нравственного воспитания. Я согласна с авторской позицией

данного вопроса и приведу аргументы, опираясь на фильм Д.Асановой «Пацаны».

Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Именно в период детства родители пытаются привить жизненно-необходимые навыки, научить что такое хорошо, а что такое плохо, заложив правильную основу воспитания. На ребенка влияют социальные условия, атмосфера в семье, ценности и традиции, уровень достатка и образования. Аккуратность, милосердие, хорошие манеры, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность. Любой родитель хочет заложить именно эту основу в ребёнке с самого детства. Воспитание подростков, скорее всего, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Но, к сожалению, их некоторая доля считает, что своим развитием и воспитанием ребёнок должен заниматься самостоятельно. Такой пример можно увидеть в фильме. Мальчики, оставленные без внимания взрослых, начинают воровать, драться, неуважительно относиться к старшим, становятся беспризорниками.


В период же подросткового возраста встаёт ряд особенностей. К примеру, чувство взрослости, стремление к независимости, самовыражению, самостоятельности, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых. Они заставляют подростков противостоять окружающему миру. В период взросления у подростка формируется своя точка зрения, свои идеалы, идеи. Огромное влияние теперь исходит больше от сверстников. Из фильма можно привести пример, когда ребята, узнав о том, что одного из их компании забрали в милицию, несколько человек начинают бунт, остальные подхватывают его. В этой ситуации поведение подростков является коллективно-групповым. Они поддерживают друг друга в данной ситуации и пытаются подражать зачинщикам.
При взрослении человеком формируется характер. Человек уже имеет определённый опыт, который он получил в течение жизни. Именно некие ситуации помогают переменить точку зрения в лучшую, а может и в худшую сторону. От этого и меняется и характер. Теперь человек сам формирует своё мировоззрение, сам решает проблемы, сам делает переоценку ценностей.
В конце фильма после просмотра телепередачи, в которой говорилось о бывшем уголовнике, ребята задумались над тем, чем они занимались. Я надеюсь, многие сделали для себя выбор в лучшую сторону, которая находится в добром мире, без лжи, грабежа и прочих проступков.

Таким образом, характер человека формируется с самого детства. С возрастом он сознательно является творцом своего характера. Он анализирует свое поведение, свои мысли и чувства.

«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом», — так писал профессор и автор книг с афоризмами И. Шемелёв, пытаясь донести до нас с

вами, что люди ещё будучи маленькими детьми учатся у родителей и близких людей моральным нормам и устоям. Вместе с тем, автор данных слов говорил читателям, что характер зависит от восприятия окружающего мира самим человеком, он складывается с возрастом и формирует личность человека.

Чтобы проанализировать данную нам цитату, нужно прежде всего понять, что есть моральные принципы, а что – характер. В качестве моральных принципов выступают нормы общения и поведения в обществе. Для наглядного примера мы можем обратиться к фильму «Пацаны» известного советского кинорежиссёра Динары Асановой. Данная картина начинается со знакомства зрителей с парнями через ответы на вопросы. Но, исходя из того, с каким трудом они пытались объяснить, кто такой «добрый человек», мы понимаем, что эти люди не знают ни добра, ни отзывчивости. Далее нас знакомят с мальчиком пятнадцати лет, который совершенно не знает моральных принципов. Он дерзок и груб по отношению к судьям, в чьих руках находится его ближайшее будущее именно потому, что не знает других способов общения и поведения в обществе.

Однако благодаря таким людям, как Павел Васильевич, мы можем наблюдать интересную картину перевоплощения парней из невеж в добродушных и внимательных юношей. Антонов поставил себе такие цели, как раскрытие внутреннего мира, пробуждение совести и искренних чувств, а самое главное – формирование доброго и сильного характера своих подопечных. И у него получилось вселить надежду в их сердца на лучшее будущее.

Таким образом, можно с твердостью сказать, что в независимости от заложенных моральных принципов в детстве характер человека меняется на протяжении всей жизни, в следствие чего порой перерождаются и сами нравственные устои.

«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом» (И.Шевелев)

Известный ученый Илья Николаевич Шевелев поднимает проблему, идущую в ногу с человеком с самых давних времен, не потерявшую свою важность и в наши дни, — проблему становления личности.
Нельзя не согласится с отведенными автором афоризма детству и более сознательному возрасту значениями. Шевелев, на мой взгляд, абсолютно верно заметил, что основы поведения в обществе впитываются «с молоком матери». Именно в детстве родители объясняют ребенку, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести и как нельзя, это и есть фундаментальные понятия о чести, этикете, морали и других жизненных устоев. Если в детстве ребенок остается без опеки родителей, предоставленным самому себе, то в его воспитании возникает существенный пробел: общество может остаться для него чуждым и непонятым, а сам он оторванным от него, не знакомым с общественными нормами.  На начальном этапе социализации закладываются уникальные черты будущей личности, его характер. Но это еще далеко не все. Характер неопытного человека являет собой нечто неустойчивое, изменчивое. И как далее замечает И.Н. Шевелев именно с возрастом к человеку приходит его собственные, независимые принципы. Так почему же характер формируется с возрастом? Все от то, что находясь под покровительством родителей, мы ограничены в собственных действиях и ответственности. Но повзрослев, мы начинаем делать самостоятельные шаги, основанные на своем интуиции. Вначале мы напоминаем путника в кромешной тьме: наши шаги не уверенны, а порою и не верны. Но постепенно человек накапливает огромный жизненный опыт, у него складываются стойкие принципы и нормы. Пройдя путь проб и ошибок, мы становимся независимой личностью с закаленным характером.
Ярким примером, способным образно показать извилистый путь социализации, может служить кинокартина Динары Асановой — «Пацаны». Нам показывается жизнь мальчишек, трудных подростков, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной и физической гибели их спас «добрый человек». У них нет «отцов» или они от них отвернулись, нет таких людей, которых можно уважать, на которых можно равняться, и поэтому становится неудивительно, когда вырастает такое поколение ребят; ребят, которые просто не знают, как нужно правильно жить, не знают принципов, кроме «человек человеку волк», их другому не научили, ребят, которым приходится ненавидеть и скалиться на окружающий мир, который их просто не понимает и не принимает. А почему? Наверное, от того, что у них не было взрослого человека, которого можно назвать на «ты». Этим человеком для «пацанов» становится Павел Антонов, воспитатель лагеря. Ему удается невозможное: он пробуждает в подростках человеческое начало, а не волчье, находит в душе каждого подростка уголок, где царит тепло и огонек надежды, который ещё не успело потушить окружающее равнодушное общество. Из ребят далеких от нравственности Антонов делает настоящих мужчин, знающих понятие чести. И все это, не показывая зубы, а любовью, вниманием, человеческим отношением, которого так не хватало каждому из подростков.
В конце фильма перед нами уже не те «пацаны», которые в начале кинокартины не могли сказать, что такое доброта, не просто безликая толпа, а индивидуальности с чувством ответственности и перед собой, и перед другими. Они никогда не встанут на скользкий путь, и не потому что они боятся закона, а потому что им будет стыдно перед собой за совершенный проступок. Павел Антонов одновременно и заложил моральные принципы, и сформировал их характер.
Исходя из этого примера, мы понимаем насколько важную роль в жизни человека играет его воспитание, осознаем из чего оно состоит. Только там, где заложены основы морали, может созреть и развиться характер.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»

Ежесекундно в мире рождается несколько детей, чей жизненный путь еще даже не начинался. Все мы появились на свет похожими как две капли воды, две ручки, две ножки, и на вид нет ничего уникального в малышах. Совершенно непонятно, кто из них станет известным композитором, а кто выдающимся инженером.

Смысл младенческого возраста ограничивается физиологическими потребностями. Мы растем, но только физически, закладываем здоровую базу, которая в будущем сыграет положительную роль в становлении личности («в здоровом теле – здоровый дух»). Научившись говорить, читать, писать, мы подходим к тому периоду, когда малейшие привычки, черты характера, родительское воспитание формируют нас таким, каким мы останемся на всю жизнь. Ребенок подобен чистому листу, на котором хороший художник может изобразить изумительной красоты произведение. Этим творцом могут быть семья, друзья, школа, трудности, встречающиеся на пути, которые как никакое другое событие изображают жизнь с той стороны, которую несамостоятельный ребенок не привык видеть. Набираться опыту, впитывать в себя благодетели, духовно взрослеть — вот, что значит становиться личностью.

Но как известно, мир не всегда прогибается под нас, а зачастую ломает, коверкает жизни людей, не сумевших дать отпор. Многие не могут отстоять свою индивидуальность, свое видение мира и понятие о справедливости, становятся приспособленцами, слугами чужих прихотей. Про таких людей говорят, человек без стержня, еще и подхалим. И разве после этого можно назвать его личностью? Едва ли… Индивидуальность требует борьбы: либо ты систему, либо она тебя. История знает много примеров, когда наперекор судьбе люди говорили «нет» тому, что противоречило его принципам. Александр Солженицын писал: «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность… Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Писатель и правозащитник, он выбрал путь наибольшего сопротивления, осознанно идя на столкновение с полицейской системой. И именно такие люди, которые умалчивают пороки человеческие, пусть и большими жертвами, но могут отстоять свою индивидуальность, в этом им помогает вера в свою правоту.

Другим, уже художественным примером, может послужить выдающаяся киноработа режиссера Александра Прошкина – «Холодное лето пятьдесят третьего».

Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Лузга – герой Великой Отечественной войны, капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили и Копалыч — бывший инженер, оклеветанный и сосланный за Урал.  Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики», они способны действовать, так как являются личностями, несмотря на всепоглощающую тоталитарную власть они остались Людьми. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Они забывают обиду для того, чтобы отдать все за свою Родину.

Возможно, отстаивание индивидуальность, человеческого достоинства и есть первейшая цель нашей жизни.

Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом.

Фильм режиссёра Динары Асановой «Пацаны» затрагивает вечную глобальную проблему — взаимоотношения между взрослыми и детьми — конфликт поколений. Фильм прост до невозможности, но в простоте заключается вся сила и глубина этой картины. Нам показывают жизнь мальчиков, которые являются трудными подростками, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной гибели их спас добрый человек — Паша. Именно он перевернул их жизни.

Фильм начинается со сцены, в которой мальчишки отвечают на такой простой вопрос «что такое доброта», они не могут объяснить что это, ведь в своей жизни они не ощутили ни капли ласки и заботы, а только грубую силу и ругательства. Возможно, доброта для них — это лишь минимальная степень заботы и внимание со стороны окружающих. Это могут быть конфеты, подаренные на день рождение, отсрочка от тюремного заключение или весточка от родных.

За просмотром данного фильма можно задуматься о том, когда маленький ребенок начинает осознавать что такое мораль и моральные принципы.

С детства наши родители учили нас быть добрыми и искренними по отношению к другим людям. А этих мальчишек никто не мог научить, люди закрывались от них, не давая им возможности даже узнать о том, что такое доброта. А ведь чтобы в будущем быть воспитанным человеком, необходимо с детства знать, что такое мораль и следовать ей. Мораль — это гуманность к другим людям, к сверстникам, то есть человеколюбие. Если человек имеет такую черту нравственности, то он легко найдет общий язык с другими. Именно Павел Васильевич пробуждает в трудных подростках, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность. И пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, и они подчиняются Паше и никому другому. А при вопросе «Кем ты хочешь стать?» следует ответ «Как Паша…». В сердце каждого из них, как показал фильм, царит тепло, нужно только вытолкнуть его наружу и перед нами предстанет прекрасный воспитанный ребенок, которого никто не посмеет назвать испорченным.

Герой картины Валерий Приёмыхов говорит в одной из сцен о том, как двадцатилетним парням становилось стыдно перед самим собой. Это значит, что с возрастов формируется ещё одна важная черта человека как характер.

Он формируется не с пустого места, а под влиянием той среды, в которую попал человек. Это может быть школа, сверстники во дворе, а для таких мальчишек главное влияние на их характер сыграл лагерь для трудных подростком и так же никем незаменимый Паша. Он смог вытащить наружу все лучшие качества мальчишек, не дав им загубить свою жизнь. В ответ на его помощь они становятся взрослыми мужчинами со своим взглядом на жизнь, а значит и своим характером. Вся система воспитательных мероприятий должна основываться на том, чтобы ребёнок впоследствии мог применить освоенные им принципы поведения, смог бы претворять свои мысли и взгляды в поступки, смог бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил ребенок, не требовали от него проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер создаётся в борьбе с трудностями, путем их преодоления.

После простора данного фильма ты наполняешься чувством гордости за таких людей как Паша, которые, не смотря на трудности, могут помочь подросткам подсказать правильный жизненный путь и подарить им основы морали и создать сильный характер, присущих каждому взрослому человеку.

«Индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность — отстаивают» А.Г. Асмолов

Преобразить свою жизнь можно только одним путём — изменив свои поступки. К сожалению, сталкиваться лицом к лицу с нестерпимыми трудностями настоящего времени и преодолевать сильные удары судьбы способны не все, но чистое старание — это тоже начало. Попытка «проявить себя лучше» цениться немыслимо дорого, поэтому необходимо правильно располагать нравственными качествами, являющимися отправной точкой в долгом и сложном пути. Думаю, одна из главных проблем современности в том, что лишь единицы желают быть не просто людьми, а личностями. Многие носятся как сумасшедшие, стараются найти себя, свои блестящие особенности и тёмные недостатки. Они действительно верят, что знают, кем являются. Но кто они такие? Обычные люди, индивидуальности которых теряются глубоко в душе, а разумы затмеваются непробиваемой пеленой лживости и нестерпимого эгоцентризма.

Существует воля судьбы, которая всегда права, даже если всему миру кажется, что она поступает по-настоящему несправедливо. Там, где приказывает этот высший образец, несчастные должны подчиняться. Там, где он проявляет своё лицемерное сострадание, несчастные должны радоваться. Но каждый пишет историю жизни самостоятельно. И она способна превратиться в идеал; возможно, невыносимо скучный, унылый, спокойный, но идеал. Главное, чтобы эта история была поистине честной и не терзала чувства невинных, добрых и смелых личностей.

Я считаю, что внутри каждого человека клокочет врожденная способность к великим делам. Любой способен отстаивать добро и совершать самоотверженные поступки, подобно благородному созданию, либо губить судьбы безобидных людей, подобно безжалостному убийце. Подобная параллель аккуратно проводиться в великолепном кинофильме Александра Прошкина — «Холодное лето пятьдесят третьего…». В небольшом хронометраже картины режиссёру удалось невероятно точно передать трагедию целой страны без тех жестоких арестов, массовых расстрелов, лагерей. Данная работа заставляет трепетать от волнения и сопереживать безжалостным действиям, что разворачиваются на экране. История держит в строгом напряжении многих людей и вызывает сильнейшие эмоции. Однажды в спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых человечность уже ничего не значит. Они, почувствовав свободу, начинают вести себя как хотят. И на защиту бедных людей встают двое ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? Может быть, но в основном потому, что несправедливость жизни не сломила и не отстранила от них понятие чести. Я считаю, что этот фильм повествует о настоящих людях, которые, несмотря на все горькие невзгоды сохранили достойные качества — отвагу, решительность, гордость, жалость, мужественность, гуманность, бесстрашие и сострадание.

В этой киноленте помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей есть невероятная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта. Тревога волнует своей угнетённостью, но героические поступки главных героев вызывают истинную гордость. И думается, что не только «воспитание» создаёт личность. Иногда ведь, наоборот, личность вырастает вопреки какому-то давлению, растет наперекор всему — впитывая честность и чистоту. Её истинная индивидуальность раскрывается постепенно, а после начинает сверкать различными красками, которые являются неким спасением. Поэтому мне кажется, что никогда нельзя судить о книге по обложке, но можно по первым главам. И точно, по последней.

Каталог: ld
ld -> Передовая статья Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье
ld -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
ld -> Составители: канд психол наук, доц. Габдреева Г. Ш
ld -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке
ld -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников
ld -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент
ld -> 1 Семья как фактор формирования агрессивного поведения ребенка…
ld -> Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву
ld -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»


Скачать 74. 5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» — ВИОП Аксиома. СМИ ЭЛ № ФС 77

Периодический печатное журнал «Мудрец»

  • Издание «Мудрец»
  • Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»

Всероссийский научно-методический журнал «Мудрец» № 11 ноябрь 2022г.

ПРИЁМ СТАТЕЙ ЕЖЕДНЕВНО!

ЭЛЕКТРОННЫЙ МАКЕТ ЖУРНАЛА  БУДЕТ РАЗМЕЩЁН НА САЙТЕ  В ФОРМАТЕ PDF 29.11.2022 г.
ОТПРАВКА ПЕЧАТНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ЖУРНАЛА «МУДРЕЦ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С 30. 11.2022 г. 

Уважаемый автор!

Если у Вас остались вопросы, то можете написать редактору на номер Ватсап 89881577728

 

 

На сайте организации найдёте увлекательные конкурсы для педагогов и детей. Так же на сайте СМИ можете разместить авторские публикации. Каждой публикации присваивается отдельная ссылка, которая находится в свободном доступе в сети интернет. Редакцией принимаются на рассмотрение, рецензируются статьи ежедневно.

Подробности

выполнила:

воспитатель

Безрукова Галина Александровна

МАДОУ «Детский сад №211»

г. Саратов

 


«Индивидом рождаются, личностью ста¬новятся,
индивидуальность — отстаивают»

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.
В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.
Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность).
В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. — словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.
В процессе социализации индивид становится личностью.
Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:
— человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;
— особое качество человека, приобретаемое им в социо — культурной среде в совместной деятельности и общении;
— результат процесса воспитания и самовоспитания.
Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.
Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.
Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность.
За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.
Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.
В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

 

 Перейти к  публикации статьи для педагогов с выдачей сертификата:

 

 

 

 

 

 


Памятка для родителей и воспитателей.
Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
2. Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это очень красиво! Хорошая работа!
3. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
4. Это лучше всего! Это лучше, чем всегда! Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя!
6. Ты настоящий мастер. Ты сейчас на правильном пути.
7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав! Ты – чудо!

 

 

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста!!!
1. Оценивать поступок, а не личность!
2. Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно) .
3. Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.
4. Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.
5. Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.
6. Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее!
7. Поощрения должны исполняться.
8. Можно использовать варианты «косвенного одобрения».
9. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы!
10. Поощрения не должны быть чрезмерны!
11. Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний!
Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста!!!

1. Молчанием!
2. Лишением любви!
3. Физически! (вызывает страх, ответную агрессию)
4. Криком! (воспринимается ребенком как словесное битье)
5. Наказание должно быть значимо для ребенка!
6. Наказания должны выполняться, т. к. запугивание приводит к неверию ребенка в возможность наказания.
7. Наказание не должно быть отсроченным!
8. Наказывать должен тот, в чьем присутствии произошел случай.
9. За один раз – одно наказание.
10. За один и тот же проступок не наказывают дважды.
11. Нельзя наказывать деятельностью.
12. Наказание не должно затрагивать, унижать личность ребенка!
13. Наказание не должно совершаться в присутствии посторонних людей!
14. Наказание должно быть не нормой, а исключением!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ты родился интровертом или стал им?

Интроверты, наконец, получают наше время на солнце. Существует больше веб-сайтов, книг и сообществ для интровертов, чем когда-либо прежде, — достаточно, чтобы молодые интроверты могли расти, понимая свою интроверсию, вместо того, чтобы чувствовать себя «неправильным», как я в детстве. Но нет недостатка в людях, которые до сих пор этого не понимают. Каждый раз, когда я упоминаю, что я интроверт, кто-то спрашивает что-то вроде: «Почему ты не можешь просто научиться быть общительным, как все?»

Это обратная точка зрения, но она поднимает хороший вопрос. Люди «учатся» быть интровертами по мере взросления или мы интроверты с рождения? Другими словами, что делает вас интровертом — ваши гены, ваше воспитание или сочетание того и другого?

Наука юных интровертов

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратился к книге доктора Марти Олсен Лэйни « Скрытые дары ребенка-интроверта: помощь ребенку в процветании в экстравертном мире». Лэйни дает подробное изложение того, что мы знаем о молодых интровертах, включая конкретные факторы, которые в первую очередь делают их интровертами.

Как и большинство вопросов о природе и воспитании, Лэйни говорит нам, что ответ состоит из того и другого:

«Да, дети рождаются с врожденным темпераментом. И да, родители жизненно важны для воспитания этого темперамента».

Но она подчеркивает, что интроверты (в основном) такими рождаются. В частности:

  • Степень интровертности или экстравертности зависит от генетики.
  • Из всех изученных черт личности интроверсия/экстраверсия является одной из наиболее сильно наследственных.
  • Тем не менее, многие факторы окружающей среды, например, то, как вы воспитаны, также влияют на это.

Это не догадки Лэйни. Она собрала воедино некоторые из лучших неврологических исследований интровертов, чтобы точно показать, насколько это генетическое явление, и почему некоторые факторы могут бросить вызов вашему генетическому «программированию» и изменить вашу предрасположенность.

Генетическая основа интроверсии

Лэйни говорит, что в основе интровертности лежит наша биохимия. Человеческий мозг состоит из более чем 60 нейротрансмиттеров, химических веществ, которые точно определяют, как работает мозг. Хотя эти химические вещества в основном одинаковы у разных людей, у каждого из нас есть небольшие различия — наш собственный «рецепт». Ваш рецепт определяется вашими генами и с вами с рождения. Он также определяет многие черты личности, такие как склонность к интроверсии или экстраверсии.

Эта корреляция настолько сильна, что, по словам Лейни, дети проявляют склонность к интроверсии/экстраверсии с момента своего рождения.

Наиболее важным из этих нейротрансмиттеров является дофамин, который вознаграждает вас за стремление к внешним вознаграждениям. Мозг интровертов гораздо меньше зависит от дофамина. Мы не получаем от этого кайфа, как экстраверты, поэтому мы не ищем столько внешней стимуляции.

Наша чувствительность к дофамину является примером действия наших нейротрансмиттеров, и она определяется нашей ДНК.

Как генетические «уставки» делают вас гибкими

Интроверсия не является полностью генетической. В молодом возрасте на него влияет окружающая среда, и наши гены допускают определенную гибкость в ответ. Это происходит через «установочные точки», которые являются верхним и нижним пределом того, с какой экстраверсией может справиться ваш мозг.

Лейни сравнивает эти уставки с установкой диапазона температур на термостате. Вы можете запрограммировать свой термостат на поддержание температуры в доме между 68 и 74 градусами по Фаренгейту. В этом диапазоне вам комфортно, и климат-контроль не нужен. Но если становится слишком холодно или слишком жарко, включается обогреватель или кондиционер, и вам приходится тратить энергию, чтобы вернуться в зону комфорта.

Мозг работает так же. Как интроверт, вы можете хотеть больше времени на общение в один день и меньше в другой день, и пока вы находитесь в пределах своих «установочных точек», все в порядке. Но если стимуляция выведет вас за пределы установленного верхнего предела — например, если вы пойдете на большую вечеринку по случаю дня рождения, — мы все знаем, насколько опустошенными вы будете себя чувствовать.

Это означает, что два интроверта с одинаковой генетической предрасположенностью могут совершенно по-разному выглядеть. Один может оставаться ближе к границе диапазона комфорта с высокими стимулами, в то время как другой осторожно остается на нижнем уровне. Такое поведение в значительной степени вырабатывается на опыте. Если ребенок получает достаточно положительных впечатлений от общения, ему может нравиться выходить за пределы своего диапазона, даже если он интроверт. Ребенок, у которого есть негативный опыт, может вести себя более замкнуто и тихо.

Портрет трех детей

Чтобы понять, как это работает, давайте посмотрим на трех гипотетических детей. Все трое интроверты, но не все одинаковые:

  • Джен и Аманда — однояйцевые близнецы. У них одинаковая ДНК и очень похожий мозг при рождении. Оба проявляют признаки интровертности, но их «установочные точки» довольно широки. В любой день они могут вести себя более общительно или более замкнуто.
  • Мэтью тоже интроверт с юных лет. Однако у его мозга довольно узкие заданные значения, гораздо более узкие, чем у Джен и Аманды.

Несмотря на то, что все дети интроверты, они очень разные.

Джен имеет ранний положительный опыт, который вознаграждает социальную активность. Она старше Аманды на несколько часов, и люди всегда спрашивают, будет ли она «лидером» из них двоих. Когда она делает что-то смелое или эффектное, взрослые смеются и аплодируют. Это положительное поощрение делает забавным оставаться в верхней части заданного диапазона и быть социальным интровертом.

Аманда имеет противоположный опыт. Когда она делает что-то эффектное, взрослые говорят, что она копирует свою сестру. Ей не так уж приятно выходить из своей скорлупы. К тому времени, когда она становится достаточно взрослой для дошкольного возраста, она не так рада заводить друзей, как Джен. Другие дети смотрят на близнецов, и она воспринимает это внимание как негативное. Она более счастлива, когда держится около своей нижней контрольной точки. Она считается застенчивой.

У Мэтью другое воспитание. Он единственный ребенок, и родители уделяют ему много внимания. Они рано замечают его замкнутость и вместо того, чтобы критиковать, стараются мягко подбадривать его в социальных ситуациях. Они водят его на игровую площадку, присоединяются к игровой группе с другими семьями и помещают в частный детский сад, который поощряет творчество.

Но Мэтью остается замкнутым. Несмотря на то, что его групповой опыт положительный, у него очень низкая установка для внешнего стимула. Он возвращается с игровых свиданий капризным или сонным. Он хорошо приспособлен в обществе, но предпочитает внутреннюю, творческую деятельность общению.

Так ты родился интровертом или нет?

Эти дети воображаемые, но они соответствуют образцам, которые многие из нас прожили в реальной жизни. Ваши гены дают вам «диапазон» интроверсии. Широкий диапазон может сильно зависеть от того, как вас воспитывали, но узкий диапазон означает, что воспитание не изменит вас так сильно. Вот почему Лэйни говорит, что ответ на вопрос о природе и воспитании: «Да… и да». Ваши гены делают выбор, но они также могут сделать вас гибкими.

Совершенно очевидно, что ваше предпочтение интроверсии или экстраверсии фиксируется на ранней стадии. Как бы ваш опыт ни формировал вас, Лэйни говорит, что большинство детей остаются верными тем предпочтениям, которые они проявляли в первые четыре месяца жизни.

Я ясно вижу события в своей жизни, которые помогли мне развить мои сильные интровертные наклонности, например, я был неудачником в школе. Мне также интересно, может ли у меня быть «узкий» диапазон точек отсчета, больше как у Мэтью, чем у Джен и Аманды, поскольку я могу счастливо проводить недели без социального контакта.

Вам понравилась эта статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать больше таких историй.

Прочтите это: Я не жил своей жизнью, пока не научился оставаться дома

Что происходит, когда человек рождается заново?

Библия говорит, что многое происходит с человеком, когда он рождается свыше. К ним относятся следующие:

1. Дитя Божье

В момент нашего обращения мы становимся детьми Божьими:

Ибо все мы дети Божии по вере в Иисуса Христа (Галатам 3:26).

До этого времени мы не были Божьими детьми, потому что грех отделил нас от Него.

2. Имеет правильное отношение к Богу

Наши отношения с Богом становятся правильными, как только мы верим во Христа:

Итак, теперь нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе (Римлянам 8:1).

Нам не придется нести наказание за наши грехи, потому что Христос взял на Себя наши грехи на Голгофском кресте.

3. Пребывание в Духе Святом

Веруя, мы получаем Дух Божий в нашу жизнь:

Или не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Коринфянам 6:19).

Сам Бог через Святого Духа поселяется внутри нас.

4.Святой

Те, кто доверяют Христу, становятся святыми:

Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, на всяком месте призывающими имя Христа Иисуса, Господа нашего, и с ними, и с нашими (1 Коринфянам 1:2). ).

Слово святой является переводом греческого слова, означающего святой. Все верующие в Иисуса — святые, даже если они не всегда ведут себя праведно. Апостол Павел писал церкви в Риме:

Чтобы вы могли принять ее в Господе достойно святых (Римлянам 16:2).

Нет никаких оснований причислять к лику святых особых людей. Все верующие святые.

5. Принято в Возлюбленном

Хотя люди в этом мире могут отвергать нас, мы приняты в глазах Бога. Мы были приняты Божьим Сыном, Иисусом Христом.

В похвалу славы благодати Его, которою Он соделал нас принятыми в Возлюбленном (Ефесянам 1:6).

Принятие Христом нас безусловно, Он любит нас вопреки нам самим. Хотя мир может ставить условия для принятия нас, Бог этого не делает.

6. Член Истинной Церкви

Мы являемся частью истинной Божьей церкви, состоящей из всех, кто уверовал в Него.

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Коринфянам 12:13).

Поэтому мы принадлежим к универсальной группе верующих, доверившихся Христу как Спасителю.

7.Наследник всего

Верующие имеют право на все, что Бог дал Иисусу:

А если дети, то наследники Божии и сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы вместе и прославиться (Римлянам 8:17).


8.Теперь есть смысл жизни

Когда человек рождается свыше, у него появляется цель в жизни. Они знают, кто они, почему они живы и что с ними будет, когда они умрут. Апостол Павел понял это, когда написал:

. Вот почему я так страдаю. Но я не стыжусь, потому что знаю, кому я уверовал, и уверен, что он может соблюсти то, что я вверил ему на тот день (2 Тимофею 1:12).

9. Имеет Божью защиту


Тем, кто доверился Христу как Спасителю, была обещана Божья защита.

И мы знаем, что Бог во всем содействует ко благу любящих Его, призванных по Его изволению (Римлянам 8:28).

Хотя все, что с нами случается, нехорошо, Библия говорит, что в конечном итоге они содействуют ко благу.

10. Завершить во Христе


Теперь верующий предстаёт перед Богом совершенным — у нас нет недостатка ни в чём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *