Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Метод наблюдения в социальной психологии: Метод наблюдения в социальной психологии

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы социальной психологии

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Ключевые слова: ясность, поиск, анализ, информация, ПО, поле, связь, переменная, коэффициент корреляции, целый, универсальность, коэффициенты, Личность, вывод, отношение, выборка, очередь, опрос, шумы, опыт, печать, полнота, достоверность, основное средство, значение, программа, группа, ВС, прямой, контроль, деление, значимость, совместная работа, Произведение, слово, параграф, единица, объект

3.1. Этапы социально-психологического исследования

Начинать социально-психологическое исследование необходимо с составления его программы, включая и соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.

Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.

Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С. Франзой, самый главный вопрос для исследователя состоит здесь в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима «внутренняя согласованность» теории, т.е. не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi, 1996).

Следующий этап работы исследователя — поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования. Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.

Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.

Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.

Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% исследований приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, по сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, скорее всего, противоположным образом.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. В современной социальной психологии этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ. Итогом всей указанной выше работы является научный отчет.

Дальше >>

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Плюсы и минусы метода наблюдения

Плюсы и минусы метода наблюдения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:41

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • ошибки в оценках,
  • «гало-эффект»,
  • «эффект снисходительности»,
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • ошибки моделирования,
  • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.
  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.;;

5Подробнее

Содержание

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Психология для профи

Новые статьи:

  • Железная леди Маргарет Тэтчер
  • Профнабор интересной статусной девушки
  • Формат, обязательный для маленьких детей
  • Уважение начинается с вежливости
  • Кружки и развивающие занятия – как часто?

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Навигатор по сайту
  • Дистанция для членов Клуба

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Убираю нетки: отчеты
  • Интонации: профнабор продажи и переговоры
  • Доклад об успехах. Лучшие отчеты

Методы и приложения наблюдательных исследований

Insights

Наблюдательное исследование — это метод качественного исследования, при котором целевого респондента/субъекта наблюдают и анализируют в их естественной/реальной обстановке. Наблюдательные исследования используются, когда другие процедуры сбора данных, такие как опросы, анкетирование и т. д., неэффективны или неадекватны. Когда целью является оценка текущего поведенческого процесса, события или ситуации; или когда есть физические результаты, которые можно легко увидеть.

Наблюдательные исследования обычно предоставляют качественные данные, поскольку исследователь наблюдает за объектом в его естественной среде. За результатами наблюдательного исследования иногда следует количественный опрос, чтобы поддержать определенное поведение / наблюдения, сопоставить и получить более значимые идеи.

Методы наблюдательного исследования:

  • Естественные/скрытые наблюдательные исследования – когда исследователи не идентифицируют себя и либо смешиваются с субъектами незамеченными, либо наблюдают на расстоянии.
  • Контролируемое/открытое обсервационное исследование – Когда исследователи называют себя исследователями и объясняют цель своих наблюдений.

В отличие от других количественных и качественных методов исследования, обсервационное исследование обычно является скрытым/необъявленным исследованием. Основные различия между скрытым и открытым методом исследования перечислены ниже:

Применение наблюдения:

Наблюдательное исследование может обеспечить более глубокое понимание поведения людей и может помочь в процессе принятия бизнес-решений посредством:

  • Поведение покупателей в магазине – наиболее часто посещаемые разделы, цвета/визуальные товары, которые привлекли их внимание, движение глаз, время, уделяемое различным разделам, время, затрачиваемое на принятие решений
  • Исследование времени и движения промоутеров продаж в магазине
  • Раскрытие предполагаемых преимуществ продукта или услуги
  • Увидеть, как люди на самом деле используют продукты или услуги
  • Раскрытие новых возможностей продукта или услуги
  • Проверка идей на раннем этапе, а не на рынке

Темы: Исследования рынка

Недавние тематические исследования

\n

\n\n\n

\n

\n

\n

\n

Благодарим вас за интерес к предложениям Channelplay! Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Если вам нужно немедленно связаться с нами, вы найдете наши контактные данные в электронном письме, которое мы только что отправили вам.

\n

\n

\n

\n

«, RawinLineMessage: «

\ N

\ N

\ N

\ N

Спасибо!

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N

\ N n

\n

Благодарим вас за интерес к предложениям Channelplay! Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Если вам нужно немедленно связаться с нами, вы найдете наши контактные данные в электронном письме, которое мы только что отправили на адрес ты

\n

\n

\n

\n

«, hsFormKey: «a84cf57e00d656e072f603a16159d6b4″, css: », цель: ‘#hs_form_target_form_231493405’, contentType: «блог-пост», formBaseUrl: ‘/_hcms/forms/’, данные формы: { cssClass: ‘hs-form stacked hs-custom-form’ } }; options.getExtraMetaDataBeforeSubmit = функция () { переменные метаданные = {}; если (hbspt.targetedContentMetadata) { var count = hbspt.
targetedContentMetadata.length; вар targetContentData = []; для (var i = 0; i

За вами следят. Методы наблюдения в социальных исследованиях и оценке

Наблюдение – это систематический процесс регистрации поведенческих моделей людей, объектов и событий без вопросов или иного общения с ними. Это немного похоже на профессиональное преследование, но с этическими и дизайнерскими ограничениями. Этот метод можно использовать в качестве инструмента для научных исследований, если он служит конкретной исследовательской цели, систематически планируется и регистрируется, а также подвергается проверкам или контролю на предмет достоверности и надежности.

Немногие методы социальных или маркетинговых исследований полагаются исключительно на методы наблюдения для сбора первичных данных. Это означает, что методы наблюдения имеют ряд существенных недостатков по сравнению с другими методами сбора данных и информации. Тем не менее, методы наблюдения дают некоторые преимущества, если они используются в правильном контексте.

Относительные преимущества наблюдения

Наибольшее преимущество методов наблюдения заключается в том, что они позволяют измерять фактическое поведение, а не сообщать о предполагаемом поведении или предпочтительном поведении. Нет предвзятости в отчетах, а также нет предвзятости, вызванной интервьюером и процессом интервью. Методы наблюдения включают просмотр моделей поведения, о которых респондент не знает или не может сообщить. Например, то, как посетители музеев или галерей взаимодействуют с вывесками или дорожками, лучше всего понять, наблюдая за их перемещением по пространству. Если наблюдаемое явление происходит часто или непродолжительно, методы наблюдения могут быть дешевле и быстрее, чем методы обследования. Например, наблюдение за тем, как посетители взаимодействуют с помощниками, когда они входят в концертный зал. Мы использовали наблюдения посетителей в нашем исследовании, которое использовалось при подготовке генерального плана Национальной столичной выставки в Канберре.

Относительный недостаток наблюдения

Самый большой недостаток наблюдения заключается в том, что этот метод не обязательно раскрывает причины наблюдаемого поведения, мотивы, убеждения, отношения или предпочтения. Например, может быть неизвестно, почему посетитель галереи выбирает определенный маршрут вокруг выставки. Кроме того, данные наблюдений часто требуют больших затрат времени и средств. В некоторых случаях использование методов наблюдения может быть неэтичным, если за людьми ведется наблюдение без их согласия.

Этические вопросы наблюдения за людьми

Методы наблюдения связаны с рядом этических вопросов. Скрытое наблюдение поднимает вопрос о праве респондента на неприкосновенность частной жизни. Посетители музея или галереи могут искать уединения во время своего визита. Чтобы наблюдать за их поведением, исследователь должен следовать за ними по пятам на заданном расстоянии, что может нарушить их конфиденциальность. Некоторые люди могут рассматривать надуманное наблюдение как ловушку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *