Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Метод включенного наблюдения: Этнография — Исследовательский центр «ДИСКУРС»

Содержание

Этнография — Исследовательский центр «ДИСКУРС»

Описание

Этнография — метод социального исследования, в ходе которого исследователь с помощью наблюдения регистрирует нужные события. Особенность его в том, что исследователь должен наблюдать социальную реальность, представителем которой является. Социолог находиться в двойственной позиции: с одной стороны, он исследователь, с другой, его социальные характеристики являются исследуемыми.

Для получения высокой надежности результатов необходимо, чтобы исследователь обладал способностями рефлексивного мышления. Вести наблюдение социальных событий возможно различными способами: по заранее подготовленному плану или без него, проводить регулярные замеры либо анализировать случайным образом, активно влиять на изучаемый объект или наблюдать его со сторон.

Виды наблюдения

Наблюдение можно разделить на:

  • включенное
  • внешнее
  • кейс стадии (case-study)
  • таынй покупатель (mystery shopping)

Включенное наблюдение

Метод включенного наблюдения заключается в том, что сам исследователь становится в различной степени участником изучаемого явления. Степень участия зависит от задач проекта.

 Разновидности
  • К примеру, изучая субкультуру футбольных фанатов, социолог может просто находиться рядом с нужной группой и наблюдать взаимоотношения в ней.
  • Другой вид включенности исследователя, когда он становиться футбольным фанатом и оказывает пассивное влияние на изучаемый объект.
  • В третьей разновидности включенного наблюдения исследователь становиться активным футбольным болельщиком и старается воздействовать на поведение других.

В процессе наблюдения у исследователя появляется возможность фиксировать не только то, что говорят фанаты, но и их поступки, внутригрупповые отношения, внешний вид, т.е. вещи, которые могут быть не важны членам группы, но необходимы для решения поставленных в исследовании задач.

Внешнее наблюдение

Внешнее наблюдение – это некий взгляд «со стороны» на социальное явление или процесс. Для понимания данного метода хорошо вспомнить рассуждение Сократа. Он говорил:

На Олимпийских Играх есть три вида людей: первый вид — непосредственные участники соревнований; второй вид людей — это болельщики, которые переживают за своих спортсменов; третий вид – люди, которые зарабатывают на таких мероприятиях; и я, который не отношусь ни к первому, ни ко второму, ни к третьему виду, я нахожусь здесь и все это понимаю

Сократ в этом случае играет роль внешнего наблюдателя. Применение этого метода целесообразно при изучении масштабных социальных явлений.

Консультация

Если Вы хотите получить бесплатную консультацию, более подробно узнать о стоимости фокус-групп, применении метода, звоните +7(499) 705-15-19 / пишите: [email protected][email protected].

Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере для заполнения данной формы.

Имя

Email

Опишите метод исследования, общий объем выборки и целевую аудиторию

Телефон

  • Я согласен(а) на обработку персональных данных

Message

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.   
                              
В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить:

  • элементы деятельности;
  • категории действий;
  • объект или лицо, выступающее центром внимания группы;
  • индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.  
   
Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.

В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски.

«В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке».

Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.

Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.

Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.

Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности. Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.

Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.

Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпринял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.

Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями.

Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.

Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым. В первом случае сбор информации осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизненной обстановке.

К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска. Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы. Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.

А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска. В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.

Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е. комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения. Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией. Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.

Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М. Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е. необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.

Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях. Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью. К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.

Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно. Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них. На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г. Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.

Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка). Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога. Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника. Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом. В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М. Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т. п.).

Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б. Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков. За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».

Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».

Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации. Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.

Включенное наблюдение: что это такое, типы и применение

Включенное наблюдение широко используется в таких дисциплинах, как антропология, социология, коммуникативные исследования, политология, социальная психология и даже в маркетинговых исследованиях.

Чтобы помочь вам получить общее представление об этой методологии, в этой статье мы собрали ее наиболее важные характеристики, ее важность и некоторые типы включенного наблюдения, которые вы можете применить на практике для своего следующего исследования.

Что такое включенное наблюдение?

Включенное наблюдение — методология качественного исследования, при которой исследователь изучает группу не только посредством наблюдения, но и путем участия в ее деятельности.

В этой методологии качественного наблюдения исследователь погружается в повседневную деятельность участников, чтобы записать их поведение в как можно большем количестве сценариев.

Благодаря погружению в место исследования исследователи могут наблюдать за повседневной жизнью людей: их общением друг с другом, формальными и неформальными разговорами, привычками и т. д.

Предлагает исследователям возможность собирать честную и личную информацию о людях. Однако эта информация фильтруется с точки зрения исследователей, которые, используя этот метод, рискуют потерять свою объективность и изменить своим присутствием поведение изучаемых ими групп.

Важность включенного наблюдения

Включенное наблюдение — это метод, который помогает вам увидеть и понять, что делают люди, и сравнить это с тем, что они говорят. Таким образом, вы помогаете исследователям узнать, ведут ли себя люди, с которыми вы проводите исследование, не так, как их описывают.

Это также позволяет исследователю лучше понять, что происходит в данной группе и ее культурной среде, что придает больше правдоподобности их интерпретации наблюдения.

Кроме того, он позволяет исследователю собирать качественные данные с помощью различных типов интервью и количественные данные с помощью опросов и различных количественных методов наблюдения.

Характеристики включённого наблюдения

Включённое наблюдение исторически ассоциировалось с формой полевых исследований, при которой исследователь проживает в течение длительного периода времени в небольшом сообществе.

Сегодня эта методология используется в самых разных условиях и в течение самых разных периодов времени, от одного взаимодействия до многих лет. Но обычно его характеризуют следующие моменты:

  • Длительный характер взаимодействия исследователя и участников в рамках полевого процесса.
  • Широкий спектр динамики отношений, которую он изучает, например, различия в статусе между двумя сторонами, различия во власти и различия в образовании, а также степени формальности. Различия во власти могут быть связаны с полом, социальным классом, состоянием здоровья и другими аспектами.
  • Разнообразие обстановки, от тесного межличностного взаимодействия до наблюдения за публичными собраниями и реальным участием в общественных мероприятиях.
  • Во многих случаях исследование проводится в условиях, незнакомых исследователю, что делает его презентацию и взаимодействие с другими особенно деликатными.
  • Могут быть разные этические кодексы между изучаемыми группами и кодами страны или учреждения исследователя. Они также могут отличаться от этических принципов, которым следует правительство принимающей страны, неправительственные организации в регионе или агентства, финансирующие исследование.
  • Изменение характера ролей и отношений исследователя с изучаемой группой с течением времени.
  • Использование технологий для документирования наблюдений, включая картографирование, фотографирование, видео- и аудиозапись.

Типы включенного наблюдения

Теперь, когда вы знаете, что это за метод и каковы его наиболее распространенные характеристики, мы познакомим вас с существующими типами.

Исследователи наблюдают и записывают поведение своих испытуемых в их собственном окружении, не разговаривая с ними и не взаимодействуя с ними каким-либо образом.

Многие исследования, в которых используется эта форма включенного наблюдения, представляют собой исследования, в которых исследователи наблюдают за поведением людей и общением в общественных местах, таких как рестораны, кафе, транспортные узлы и даже в Интернете, с помощью инновационных методов, таких как нетнография .

Таким образом, исследователи общаются со своими субъектами и участвуют в повседневной жизни групп, которые они изучают, включая их деятельность, обычаи, ритуалы, распорядок дня и т. д.

Степень приверженности исследователей этим группам различается. Некоторые исследователи ограничивают свое взаимодействие интервью, в то время как другие участвуют во всех аспектах жизни своих испытуемых.

Примерами этой формы включенного наблюдения являются исследования, в которых исследователи жили в течение длительного периода времени среди различных этнических, культурных или религиозных сообществ.

  • Скрытое и явное 

При скрытом включенном наблюдении исследователи не сообщают о своем присутствии испытуемым, а если и сообщают, то не идентифицируют себя как следователи, в то время как при открытом включенном наблюдении они это делают.

Однако, даже когда расследование открыто, следователи часто не информируют людей, которых они встречают в ходе расследования, о конкретной цели расследования, а также не сообщают всем встречным, что они являются исследователями, так как это может излишне прерывать разговоры и наблюдаемые события.

  • Скрытое и активное 

Скрытое и активное включенное наблюдение имеет ряд преимуществ. В этом типе включенного наблюдения исследователи могут иметь доступ к группе, которую они иначе не имели бы возможности наблюдать, и они могут испытать практику группы так же, как ее испытывают члены группы.

Как правило, исследователи могут изменить поведение группы своим присутствием, но в этой форме включенного наблюдения группы не будут сознательно менять свое поведение в ответ на присутствие исследователя, потому что они не осознают, что за ними наблюдают.

  • Скрытый и пассивный

В случае скрытого и пассивного включенного наблюдения исследователи вряд ли изменят поведение своих испытуемых, поскольку исследователи не взаимодействуют со своими испытуемыми активно, а субъекты также не осознают, что за ними наблюдают.

Однако, поскольку наблюдение является пассивным, у исследователей нет возможности испытать на себе жизнь испытуемых.

  • Открыт и активен

Если наблюдение является открытым и активным, люди могут участвовать и переживать действия своих субъектов так же, как и их субъекты, но они рискуют изменить как поведение своих субъектов посредством взаимодействия с ними, так и то, что их субъекты изменят свое поведение сами по себе зная, что их изучают.

  • Открытый и пассивный

Как и в случае скрытого и пассивного включенного наблюдения, исследователи не рискуют тем, что их присутствие изменит поведение групп, которые они изучают, посредством взаимодействия с ними.

Тем не менее, эффект морской свинки является проблемой для этой формы наблюдения, в отличие от случая скрытого и пассивного наблюдения за участниками, потому что участники знают, что их изучают. Кроме того, исследователи не могут воспринимать мир таким, какой он есть, как это могли бы делать испытуемые.

Заключение

Как видите, включенное наблюдение — это метод исследования, который позволяет получить ценную информацию о социальных и культурных отношениях в группе или сообществе с течением времени.

Раскройте самые важные идеи. Используйте платформу для исследования рынка QuestionPro, чтобы раскрыть сложные идеи, которые могут вывести ваш бизнес на передовые позиции в вашей отрасли.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Наблюдение участников 101: определение, типы, использование, примеры

Если вы планируете использовать включенное наблюдение в исследованиях или просто хотите освежить в памяти основы, вы попали по адресу.

Вот что мы рассмотрим в этом блоге:

  1. Включенное наблюдение: определение
  2. 6 типов включенного наблюдения
  3. Где используется включенное наблюдение?
  4. 5 примеров включенного наблюдения

Что такое включенное наблюдение?

«Но тогда у вас должно быть какое-то представление о том, кто стоит за всем этим».

Эта строка из книги «Гарри Поттер: Тайная комната». Короче говоря, Гарри и Рон превращаются в Гойла и Крэбба (благодаря оборотному зелью Гермионы), чтобы увидеть Драко и выяснить, наследник ли он Салазара Слизерина. Спойлер, если вы не читали книгу: его не было.

Но с какой стати мы обсуждаем Гарри Поттера и эту сцену? Ну, потому что это отличный вымышленный пример метода включенного наблюдения .

Включенное наблюдение — метод исследования, при котором исследователь наблюдает за целевой аудиторией или группой и их повседневной деятельностью.

Целью метода включенного наблюдения является изучение как можно более широкого диапазона поведения в естественной органической обстановке. В результате исследования включенного наблюдения играют жизненно важную роль в областях, изучающих человеческое поведение, включая социологию, психологию, культурную антропологию и этнографию.

В бизнесе включенное наблюдение определяется как качественное исследование, и оно полезно для создания и маркетинга более качественных продуктов. Вы можете использовать его в сочетании с такими инструментами для проведения опросов, как SurveySparrow, для сбора и визуализации результатов вашего исследования в режиме реального времени.

Ознакомьтесь с этим шаблоном опроса для исследования рынка:

Вы можете получить доступ к другим шаблонам и инструментам опроса, которые расширят масштабы вашего исследования, зарегистрировавшись ниже. Бонус: вы также получите полный доступ ко всем нашим функциям на 14 дней.

Какие существуют 6 видов включенного наблюдения?

№1. Пассивное включенное наблюдение

В методе пассивного включенного наблюдения исследователи наблюдают и записывают поведение участников, не вовлекаясь активно в ситуацию. Они не взаимодействуют и не разговаривают с участниками, а наблюдение часто осуществляется без ведома участников.

Пример : Наблюдение за людьми в общественных местах, таких как парки, кафе, торговые центры, транспортные узлы и даже социальные сети. Вещи, взятые прямо из детективной книги, согласитесь?

  • Плюсы: Он предоставляет подробные данные, не будучи навязчивым и не нарушая нормальную рутину участника.
  • Минусы : потенциально может нарушить конфиденциальность человека, поскольку он не может дать информированное согласие.

#2. Активное включенное наблюдение

В активной форме включенного наблюдения исследователи разговаривают с участниками и погружаются в их жизнь. При этом исследователь находит информацию об их деятельности, привычках, интересах и даже целях. Некоторые исследователи ограничивают свое участие опросом испытуемых, в то время как другие погружаются в жизнь своей целевой группы.

Пример : Исследования, которые продолжаются в течение длительного периода времени – подобно антропологу, живущему в аборигенной общине для изучения набора их обычаев и культуры.

  • Плюсы : Исследователь может получить доступ к редким крупицам информации от жизни в составе целевой группы.
  • Минусы: Реактивность или изменение поведения участников, потому что они знают, что находятся под наблюдением, может повлиять на результаты.

#3. Скрытое активное наблюдение за участниками

Закрытое наблюдение за участниками — это когда исследователь работает под прикрытием. Другими словами, исследователи предполагают идентичность своей целевой группы. Они скрывают свою истинную личность на время исследования, и целевая группа не знает, что их изучают. В активной форме этого метода включенного наблюдения исследователи переживают все практики так же, как и все в группе.

Пример : Это исследование футбольного хулиганства 2009 года основано на скрытом активном исследовании болельщиков «Блэкпула» в 90-е годы.

  • Плюсы : Получить доступ к закрытым группам проще, так как исследователю не нужно получать разрешение.
  • Минусы: Исследователь находится под постоянным давлением, чтобы сохранить свою альтернативную личность и одновременно записывать данные.

#4. Скрыто-пассивное включенное наблюдение

При пассивной форме скрытого исследования исследователь не пытается обмануть или ввести в заблуждение участников. Традиционно наиболее распространенным примером скрытого исследования этого типа было наблюдение за деятельностью в общественных местах, таких как торговые центры, парки, рестораны и т. д., или в виртуальных сообществах и форумах.

Пример: Исследователь наблюдает и отслеживает онлайн-взаимодействия других участников в подразделе Reddit, но решает не вносить свой вклад или не предоставлять публичное объяснение своего исследования.

  • Плюсы : Этот метод полезен для наблюдения в местах, где люди живут непродолжительное время и где социальные взаимодействия минимальны.
  • Минусы: Из-за нехватки времени этот метод может предоставить только ограниченную информацию по определенным темам.

#5. Открытое активное включенное наблюдение

При открытом наблюдении исследователь становится полноправным членом своей целевой группы… но группа знает, что проводит исследование. Активная форма открытого наблюдения позволяет исследователю участвовать в повседневной деятельности группы.

Пример: Во многих этнографических исследованиях, таких как это исследование элитной средней школы в Конкорде, штат Нью-Гемпшир, используется открытое активное наблюдение.

  • Плюсы : Это наиболее этичный тип наблюдения, потому что участники могут дать свое информированное согласие, и обман не нужен.
  • Минусы: Исследователь все еще может невольно влиять на то, что происходит в группе.

#6. Открыто-пассивное включенное наблюдение

Здесь целевая группа знает об исследователе. Однако исследователь не принимает участия в их деятельности. Он просто молчаливый наблюдатель, наблюдающий за практиками, которым следуют все участники. Так что ни один участник не чувствует его присутствия.

Пример: Когда исследователь присоединяется к сотрудникам на собраниях, но никоим образом не вмешивается.

  • Плюсы : Этот метод можно комбинировать с интервью и опросами один на один, чтобы лучше понять точки зрения разных людей.
  • Минусы: Даже когда исследователь не взаимодействует активно, субъекты все равно могут изменить свое поведение, потому что они знают, что человек наблюдает за ними.

Где используется включенное наблюдение?

Включенное наблюдение как метод качественного исследования применяется во многих секторах и отраслях. Тем не менее, есть 4 основные области, в которых используется наблюдение за участием. Поговорим о них:

#1. Исследование рынка

Организации всех форм и размеров используют включенное наблюдение для проведения исследования рынка. Они делятся с людьми целевым опросом по исследованию рынка, а организаторы опроса анализируют ответы, чтобы найти соответствующие закономерности. Узнайте, как создать идеальный опрос для исследования рынка, который будет выполнять свою работу.

На самом деле организатор не вмешивается напрямую в роль публики. Они наблюдают и записывают поведение испытуемых посредством их ответов на опрос. Да, вы правильно угадали! Пассивное наблюдение за участием — вот как здесь все делается.

№2. Социологическое исследование

Практически все рассмотренные методы (виды) включенного наблюдения широко используются в социологических исследованиях. Здесь поведение людей и культуры изучаются на основе их социальных взаимодействий. Исследователи используют этот метод наблюдения для участия в мероприятиях и проведения критического анализа на основе их общения с ними.

Социологическое исследование с использованием включенного наблюдения может быть краткосрочным или даже долгосрочным исследованием, когда есть свобода воли для поиска соответствующих закономерностей в течение длительного периода времени.

№3. Кампании и события

«Я не знаю, в какую сторону повернется результат. Боже, я так нервничаю!»

Вы этот парень до объявления результатов кампании?

Ну да ладно… не напрягайся. Заранее узнайте свою аудиторию, используя включенное наблюдение, и у вас будет четкое представление о том, в каком направлении движется волна. Политические кампании, организационные мероприятия, выборы в колледжи. Вы называете это. Этот качественный метод исследования является способом сделать это.

№4. Психическое здоровье

Пандемия Covid-19 стала тревожным сигналом о том, что психическое здоровье так же важно, как и физическое. Было много случаев недовольства сотрудников, приводивших к ухудшению психического самочувствия. Организации во всем мире проделали фантастическую работу по повышению осведомленности о психическом здоровье, и включенное наблюдение сыграло (и до сих пор играет) значительную роль в этом.

Было много случаев, когда отделы кадров взаимодействовали с сотрудниками и участвовали в мероприятиях, чтобы понять уровень их удовлетворенности. Точно так же общение с людьми, страдающими от проблем с психическим здоровьем, помогло найти первопричину. Оба этих метода включенного наблюдения были сосредоточены на прямом взаимодействии с целевой группой и попытках занять ее место, чтобы найти проблемные области. Это сработало!

5 лучших примеров наблюдения участников

Лучшие опубликованные примеры наблюдения участников — лучший способ еще больше осознать важность этого метода исследования. Итак, без лишних слов, пора выпустить кота из мешка.

№1. Этнография элитной средней школы

Большинство этнографических работ, которые мы видим, посвящены общинам меньшинств и беднякам. Но этот пример качественного исследования, упомянутый выше, привлек огромное внимание, поскольку он был сосредоточен на поиске научного описания культуры и обычаев учащихся элитной средней школы.

Исследователь Шамус Хан использовал открытый и активный метод включенного наблюдения, чтобы устроиться на работу в школу, переехать в квартиру в кампусе и наблюдать за распорядком дня студентов. Пока продолжалось это наблюдение, исследователь принимал участие в большинстве мероприятий целевой группы и брал у них интервью по вопросам, связанным с исследованием.

Как только он получил ответы, он обнаружил соответствующие закономерности, которые привели ко многим откровениям о культурах и привычках, выработанных в элитной школе. Все эти выводы есть в этой книге.

#2. Наблюдение за социальной активностью и мигрантами

Одним из лучших способов использования включенного наблюдения является изучение причин роста социальной активности и миграции определенной группы людей.

В большинстве случаев, как и в этом случае, они проводили наблюдение скрытно, когда исследователь остается скрытным, но продолжает взаимодействовать со всеми участниками. В результате, он, что, почему, как и когда хорошо отвечает таким образом.

№3. Поведение лучших спортсменов

Люди всегда смотрят на лучших спортсменов как на идеалы и образцы для подражания. Например, они хотят знать свой распорядок дня, диету и тренировки. На этом фронте всегда проводятся дополнительные исследования, и в большинстве из них для этого используется включенное наблюдение.

Итак, исследователь проводит за ними тайное наблюдение, чтобы узнать об их поведении и всем распорядке дня. Участвующий наблюдатель знакомится со спортсменом как студент, интересующийся спортом. Таким образом, ему не нужно участвовать в игре. Следовательно, они могут наблюдать за спортсменами и задавать им интересующие их вопросы (вопросы).

Другой способ, когда спортсмены знают, что вы наблюдатель, и готовы давать ответы. Вы можете принять активное участие с ними в стиле «день из жизни…» и задавать вопросы, чтобы понять, что делает их лучшими игроками.

Затем в отношении игроков проводятся «расследования», чтобы выяснить, каковы они в реальной жизни, вне спорта. Для этого наблюдатель остается скрытным, тратя время на выявление различий в поведении как на поле, так и за его пределами. Для этого наблюдатель должен завоевать доверие группы спортсмена, чтобы получить более точную информацию, а это требует времени.

№4. Изучение региональных проблем

Лора-Уэйнрайт изучала проблемы тяжелого населения в сельских районах Китая с 2009 по 2013 год с помощью включенного наблюдения. Основная цель ее исследования заключалась в том, чтобы выяснить, как люди там справляются с этим, зная о его пагубном влиянии на их здоровье.

Для этого она наблюдала за тремя деревнями, справляющимися с крупномасштабным промышленным загрязнением. Примечательно, что Лора сосредоточилась на том, чтобы выяснить, как люди отреагировали, узнав о риске рака от этого загрязнения, как они организовались для протеста и как они справлялись с этим каждый день, поскольку загрязненная вода подрывала здоровье людей в этих деревнях.

Кроме того, ее внимание было также сосредоточено на неспособности китайского правительства обуздать это загрязнение и его программе индустриализации. Она написала об этом книгу, которая в настоящее время пересматривается, но этот подкаст обобщает все ее открытия. Проверьте это.

№5. Понимание отрасли

Проведение маркетинговых исследований — отличный способ сделать это, и мы уже говорили о том, как там используется включенное наблюдение. Но сделано это тоже весело!

Например, Хелен Сэмпсон поднялась на борт своего первого грузового корабля, так как хотела многое понять о том, как работает судоходная отрасль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *