Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методами наблюдения являются: 3. Методами наблюдения являются:

Метод наблюдения в социологических исследованиях

Метод наблюдения в социологических исследованиях

 

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.

Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения. По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три. Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.

Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.

Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.

В процессе применения метода наблюдения социолог сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь, это трудности субъективного характера. Дело в том, что наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов. Среди объективных трудностей необходимо выделить, во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, и, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.

Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно.

Как уже отмечалось выше, характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения. Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:

1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.

2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.

3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

 

Виды наблюдения

 

Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.

По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.

В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени (на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.

Наблюдение – один из интереснейших  методов сбора первичной социологической информации. Его важнейшее преимущество – непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимых на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы.

Первичные маркетинговые исследования: методы

Первичные маркетинговые исследования – это своего рода способ сбора информации непосредственно от источника (чаще всего, клиента). Это оригинальная информация, в чём её большой плюс. К тому же, первичные маркетинговые исследования весьма специфичны и отвечают конкретно-поставленным целям.

Проведение первичных маркетинговых исследований имеет ряд преимуществ:

  • Дают больший контроль информации – первичные исследования дают возможность поиска только точной информации, а не той, которая не относится к делу. Это позволяет лучше контролировать и фильтровать данные, которые получают маркетологи.
  • Дают возможность исследования и интерпретации информации — в случае первичного исследования рынка, данные могут быть проанализированы и интерпретированы самой компанией (или для конкретной компании), и будут в итоге более чётко проделанными и более полезными, чем в случае с вторичными исследованиями, где оценка уже была проведена кем-то другим.
  • Адресность исследований, ответы на главные вопросы – исследованию подвергаются только главные проблемы, и то, что действительно важно для компании. При первичных исследованиях предприятия могут сосредоточить свои действия лишь на конкретной (нужной) аудитории или рынке, не распространяясь на те сферы и области, которые для них излишни.
  • Затраты только на необходимую информацию – в отличие от вторичных исследований, в первичных, затраты идут только на ту информацию, которая в итоге будет использоваться.

Информация, как частная собственность — существенное преимущество первичного исследования: оно позволяет исследователям или владельцам бизнеса претендовать на информацию, которую они получили (или которую собрали специально для них). В их правах сделать её только для личного пользования или же «достоянием общественности».

Способы проведения первичных исследований:

Фокус-группы

Одна из наиболее предпочтительных форм проведения первичных маркетинговых исследований. В основном, это группа потребителей или клиентов, которых собрали в одном месте для того, чтобы получить от них обратную связь. Возглавляются группы опытными исследователями, которые способны получить от респондентов качественные, углубленные мнения и отклики.

Преимущества:
  • Получение большого круга мнений – одно из главных преимуществ фокус-групп. За несколько часов исследования можно получить большой срез мнений.
  • Интерактивность – фокус-группы подразумевают честное общение и обмен мнениям, а потому они нередко дают ясные представления о том, что сейчас волнует людей, каковы их потребности и многое другое.
  • Использование наглядных пособий – респонденты могут поделиться своим мнением, основываясь на том, что они рассмотрели, потрогали, понюхали, послушали и т. д.
  • Возможность наблюдения за публикой – ведущий может наблюдать за респондентами и оценивать их поведение, то, насколько они заинтересованы в продукте, в исследовании в целом, а также насколько честны их ответы и мнения и т. д.
Недостатки:
  • Поиск исследователя – нужно потратить немало времени для того, чтобы найти хорошего и опытного модератора, который умело может управлять группой, давая ей возможность стихийного развития, и при этом, направлять её в соответствии с заданной темой, чувствовать респондентов и пр.
  • Тяжело собрать респондентов – от темы и масштабности исследования, а также от критериев выборки, зависит то, насколько тяжело, и вообще, насколько возможно будет собрать нужное количество респондентов. Препятствий может быть масса – от географической удалённости участников, до чрезмерной чувствительности темы собеседования и т. д.
  • Стоимость – при всех положительных моментах, фокус-группы – это удел больших компаний и крупных маркетинговых исследований. Потому как, проведение фокус-групп предполагает немалые траты – стимулирование участников, работа ведущего, а также аренда помещения для проведения мероприятия и прочее. Всё это не всегда может окупиться при малых маркетинговых исследованиях.

Интернет-опросы и анкетирования

Интернет, один из самых популярных источников для вторичных исследований, при этом, он также может оказаться отличным способом и для того, чтобы собрать свежие отзывы и мнения потребителей. Существует множество путей для использования Интернета как платформы для первичных исследований, самые популярные из них:

  • Просьба посетителей того или иного вебсайта (относящегося к компании) заполнить электронные опросники;
  • Просьба посетителей сайта заполнить анкеты в обмен на какие-либо купоны, ваучеры и прочее;
  • Просьба посетителей сайта заполнить анкеты в обмен на бесплатное членство, рассылку новостей и т. д.

Интернет также нередко используется для отправки опросов по почте реальным клиентам и потребителям, чтобы получить от них обратную связь. Эти опросы используются для оценки общего уровня удовлетворённости потенциальной аудитории компании. На их основе предприятие может делать выводы, и вносить соответствующие изменения в производство.

Преимущества:
  • Недорогой способ – это одно из самых больших преимуществ Интернет-исследований. Они финансово доступны даже для малого бизнеса и не требуют огромных инвестиций.
  • Предложение графических данных, изображений, видео и т. д. – также важное преимущество метода. Так как клиенты могут дать оценку, не только опираясь на словесное описание чего-либо, но и на наглядные пособия.
  • Лояльность пользователей – сидя в Интернете люди готовы проводить больше времени на заполнение анкет и опросных листов, чем где-либо ещё.
Недостатки:
  • Знания – представители крупного бизнеса, прибегая к Интернет-опросам, могут нанимать целый штат людей, составляющих для них анкеты, и проводящих экспертизу опроса.
    Представителям малого бизнеса это может быть недоступно в силу финансов. В то время как от качества составленной анкеты будет зависеть то, как будут отвечать на неё клиенты, а также последующие ошибки при анализе исследования.
  • Риск спугнуть клиентов – использование анкет и опросников может иногда спугнуть посетителей в зависимости от того, как анкета была составлена, какова тема исследования, количество вопросов и т д.

Наблюдения

Этот метод может использоваться в самых разных вариациях. Как правило, есть два самых главных типа наблюдений: строгое наблюдение без взаимодействия с наблюдаемым, или взаимодействуя с предметом наблюдения. Примеры наблюдений, которые широко используются сегодня:

  • Отслеживание движений глаз – усовершенствованный метод, особенно хорошо работающий для владельцев веб-сайтов. Наблюдение проводится с целью увидеть, на чём глаза посетителей фокусируются в большей степени. Для этого создаётся специальная тепловая карта, которая отслеживает движение глаз, и выясняет таким образом, на что клиенты больше всего обращают внимание.
  • Таинственный покупатель – довольно популярный метод, который подразумевает ситуацию, в которой специально нанятый человек делает покупки. Таким способом можно выяснить, насколько качественно оказываются услуги со стороны персонала.
  • Контекстуальный опрос – проводится непосредственно в естественной среде потребителей. Позволяет выяснить не только что они покупают, но и почему делают выбор именно данного товара.

Преимущества:
  • Может быть измерено фактическое поведение людей – большой плюс в том, что людей можно наблюдать в естественной среде, где они не могут повести себя искусственно или нечестно в отличие от опросов, интервью и иных методов.
  • Достоверность и полезность выводов – в этом методе практически исключено получение неверных данные и формирование ложных выводы в том случае если он был правильно организован и проведён.
Недостатки:
  • Трудно в проведении – одна из основных проблем в том, что наблюдение порой не так просто организовать. Даже организация тайной покупки может обойтись компании в немалую сумму в зависимости от стоимости товара и т. д. Не говоря уже о таких технически сложных и дорогостоящих способах как отслеживание движений глаз и т. д.

Испытания и эксперименты

Один из ценных способов получения маркетинговой информации. Количественная информация в нём добывается не путём сухих расспросов, а базируясь на мнениях и чувствах клиентов.

Преимущества:
  • Высокая эффективность – это самое плодоносное в плане результатов исследование. Только один этот метод может подвигнуть компанию на принятие серьёзных и важных решений.
  • Не нуждается в прямом контакте с респондентами – одно из немногих исследований, в котором можно получить результаты от людей, не контактируя с ними. Как например, когда компании необходимо определиться с выбором упаковки, она просто выпускает два разных вида, а затем выясняет, какой пользуется большей популярностью.
Недостатки:
  • Дороговизна – опять же, этот вид исследования может быть сопряжён с большими расходами для компании, особенно если речь заходит о крупных и дорогостоящих товарах. Далеко не каждая, даже крупная компания, может позволить себе такой вид исследований.
  • Долгое по времени – полевые эксперименты могут занять массу времени, иногда их проведение длится не один месяц, а нередко, год.

Проведение face-to-face (глубинного) интервью

Это очень плодоносное исследование, которое в ряде случаев может быть крайне полезным для компании. Оно больше сводится к плавно текущей беседе, без четко очерченного числа вопросов, и направлено, чаще всего, на сбор максимально возможной информации о потребностях, мотивах, предпочтениях клиентов. Для наиболее удачного проведения такого исследования, респондентам предлагаются какие-либо «стимулы» — путевки, купоны на скидки, ваучеры и прочее.

Преимущества:
  • Личностное исследование – одно из главных преимуществ в том, что это исследование носит очень личный характер. Форма тет-а-тет предполагает наличие личных вопросов, а также ориентирована на то, что респондент будет давать более откровенные ответы.
  • Глубинность исследования – предполагает долгий разговор и доскональное выяснение всех глубинных мотивов и потребностей респондентов. Может дать гораздо больше информации, чем анкеты и опросы.
  • Возможность наблюдения – исследователь может наблюдать за респондентом, и делать какие-либо выводы, что значительно облегчает процесс оценки его поведения и предпочтений. В отличие от фокус-групп внимание уделено лишь одному человеку.
Недостатки:
  • Дороговизна исследования – в то время как для одних компаний это вид исследований не будет стоить больших денег, для других это будут крупные траты. Всё зависит от уровня организации, темы исследования и о того, каким образом компания намерена поощрять респондентов.
  • Откровенность респондентов – иной раз тема может быть действительно сложной, или исследователь недостаточно профессионален, чтобы расположить к себе респондента. В итоге это может отразиться на качестве и честности ответов респондентов.

Телефонные интервью

Другой подход, который также даёт большое количество информации для первичных исследований. Так как телефоны – сегодня основное средство связи, выполнение этого метода значительно проще, чем многих других. Оно позволяет охватить огромную базу клиентов. Эти интервью жёсткие по структуре, следуют определённой схеме, и довольно быстрые по времени. Они не предполагают долгих бесед, изучения реакции человека, лишь чёткие и ясные ответы.

Преимущества:
  • Относительная дешевизна – если в целях компании не стоит обзвонить тысячи абонентов, то такое исследование вполне может обойтись в небольшую сумму для компании. При этом в сравнении с онлайн-опросом, оно может дать гораздо больше информации.
  • Преодоление географических границ – с помощью мобильной связи можно опрашивать клиентов в любой географической точке, что позволяет охватить большое количество респондентов, не взирая на территориальные преграды.
Недостатки:
  • Множество ответов можно потерять – немало людей ввиду нехватки времени или отсутствия интереса могут оказаться от прохождения интервью. Из-за этого будет потрачено много сил и времени, так как на одного опрошенного человека может приходиться несколько отказов.
  • Риск получения неполной информации – успех этого исследования во многом зависит от мастерски составленных вопросов и от профессионализма интервьюеров. В противном случае компания может получить неполные или нечестные данные, что может «убить» в итоге всё исследование. К тому же, по времени, такие интервью всегда строго ограничены.
  • Невозможно наблюдать за респондентом – существенный минус состоит в том, что интервьюер не может видеть респондента, оценивать его поведение, то, насколько честны его ответы, и интересна ли ему вообще тема.

Различные методы наблюдения в раннем возрасте

23 мая

Разместил: School Jotter Team

Категория: Технологии

Наблюдение является ключом к пониманию маленьких детей и большему изучению их личности. Это фундаментальный аспект цикла оценки и планирования, обеспечивающий прочную основу для размышлений.
Этот процесс имеет решающее значение для оказания помощи родителям или практикующим врачам в удовлетворении потребностей развития детей в раннем возрасте. Обе стороны должны работать вместе, чтобы понять и удовлетворить индивидуальные потребности ребенка, учась друг у друга и делясь друг с другом.
Наблюдение — это наблюдение за детьми и замечание их действий, выражений, поведения и взаимодействий. Наблюдения должны происходить на регулярной основе — возможно, ежедневно — чтобы дать представление о том, как они развиваются, что им нравится делать и чему они учатся в своей игре и жизненном опыте. Для родителей и врачей важно поделиться каждой деталью, чтобы можно было решить, находится ли развитие ребенка на ожидаемой стадии.
Наблюдение за детьми в раннем возрасте жизненно необходимо, так как каждый ребенок обладает уникальным набором способностей и талантов. Наблюдение за тем, что ребенок предпочитает делать и с какими ресурсами ему нравится играть, дает достоверную информацию о том, кто он как личность. Это также может дать возможность определить потребности ребенка и, следовательно, спланировать следующие шаги в его обучении.
Вот некоторые примеры того, что вы можете узнать из наблюдений:

  • Что нравится детям и каковы их интересы
  • Дружба, которую они могут завязать
  • Определение конкретных потребностей в обучении
  • Благополучие ребенка
  • Особые области развития – физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные
  • Чтобы лучше узнать ребенка

Каковы наилучшие методы наблюдения в раннем возрасте?

Документация наблюдений должна регистрироваться регулярно и быть как можно более подробной, с указанием увиденного и услышанного. Вот несколько различных методов наблюдения, которые помогут в развитии детей в раннем возрасте:

Неподтвержденные записи

Этот метод включает фактические отчеты о произошедших событиях. Анекдотические записи должны быть написаны в прошедшем времени и охватывать три W: что, когда и где? Другие невербальные сигналы, такие как язык тела, реакции и выражение лица, должны быть включены в событие.

Текущие записи

Этот метод включает запись того, что вы видите и что говорит ребенок, когда это происходит. Оно должно быть написано в настоящем времени и содержать как можно больше подробностей.

Образцы времени

Это включает запись наблюдений за поведением ребенка и тем, что ребенок делает в определенное время. Это можно делать через регулярные промежутки времени, и это может быть полезно при выявлении негативного поведения, поскольку позволяет понять контекст, окружающий ситуацию.

Заметки

Это включает в себя запись коротких предложений с подробным описанием важных событий, поведения и разговоров.

Образцы работ

Образцы работ включают детские картины, рисунки, письмена, фигурки и другие творческие работы. Вы также должны сделать несколько заметок, подробно описывающих, что ребенок сказал или сделал в связи с этими примерами работы.

Фотографии

Изображения ребенка с аннотациями и описаниями того, что происходило во время съемки, дают жизненно важное представление о том, кем является ребенок как личность.
Документирование обучения — еще один способ рассказать о достижениях ребенка. Предоставление доказательств обучения ребенка, записанных с помощью наблюдений и примеров детских работ, хранящихся в портфолио или папке, хорошо зарекомендовало себя в раннем возрасте.
Важно, чтобы при использовании различных методов наблюдения родители и практикующие врачи четко понимали цель того, что они делают, и чтобы процессы наблюдения соответствовали этой цели.
Learner Journey помогает учителям снимать видео и фотографии учеников, а также комментировать изображение с помощью функции мгновенного преобразования речи в текст. Затем они могут оценить прогресс ребенка с помощью раскрывающихся списков во всех областях EYFS. Затем наблюдение уведомляет родителя через мобильное приложение. Свяжитесь с нами сегодня для бесплатной демонстрации.

Наблюдение Метод сбора данных: преимущества, недостатки, методы, типы

Наблюдение — это метод, который включает в себя систематический выбор, наблюдение, прослушивание, чтение, прикосновение и запись поведения и характеристик живых существ, объектов или явлений.

Почему исследователь использует метод наблюдения для сбора данных?

Исследователи, приняв этот метод, пытаются понять поведение и общества, знакомясь с вовлеченными людьми и их ценностями, ритуалами, символами, верованиями и эмоциями.

Метод квалифицируется как научный метод сбора данных, если он специально разработан для ответа на исследовательский вопрос и систематически планируется и выполняется с надлежащим контролем.

Универсальность метода делает его незаменимым основным источником данных и дополнением к другим методам.

Преимущества метода наблюдения

Метод наблюдения при сборе данных имеет 4 основных преимущества;

Прямота

Главное преимущество наблюдения — его непосредственность. Мы можем собирать данные в момент их возникновения. Наблюдатель не должен спрашивать людей об их поведении и отчетах других.

Он или она может просто наблюдать, как люди действуют и говорят. В то время как респонденты опроса могут иметь смутные или устаревшие воспоминания о событиях, которые произошли в далеком прошлом, наблюдатель изучает события по мере их возникновения.

Природная среда

В то время как другие методы сбора данных привносят искусственность в исследовательскую среду, данные, собранные в ходе наблюдения, описывают наблюдаемые явления так, как они происходят в их естественных условиях.

Наблюдение не является ни ограничивающим, ни искусственным, как опрос или эксперимент.

Продольный анализ

Поскольку наблюдение может проводиться в естественных условиях, наблюдатель может проводить свое исследование в течение гораздо более длительного периода, чем исследование или эксперимент.

Невербальное поведение

Наблюдение явно лучше, чем опросы, эксперименты или изучение документов для сбора данных о невербальном поведении. Некоторые исследования сосредоточены на людях, которые не могут давать устные отчеты или осмысленно формулировать свои мысли.

Для этих субъектов метод наблюдения незаменим. К ним относятся дети, калеки, умственно и физически кустарные люди.

Недостатки метода наблюдения

4 основных недостатка метода наблюдения;

Отсутствие контроля

Несмотря на преимущество естественной среды, исследование наблюдения мало контролирует посторонние переменные, которые могут повлиять на данные.

Присутствие постороннего (наблюдателя) и ошибка, связанная с человеческим наблюдением и записью данных, которые могут остаться вне контроля наблюдателя, могут сильно повлиять на наблюдения.

Трудности количественного определения

Измерение в обсервационных исследованиях обычно принимает форму неколичественного восприятия наблюдателя, а не количественных мер, часто используемых в опросах и экспериментальных исследованиях.

Небольшой размер выборки

Поскольку обсервационные исследования, как правило, проводятся углубленно, с данными, которые часто субъективны и трудно поддаются количественной оценке, размер выборки обычно поддерживается минимальным.

Кроме того, углубленный характер наблюдательных исследований обычно требует, чтобы они проводились в течение более длительного периода времени, чем метод обследования или эксперименты. Эта особенность имеет тенденцию ограничивать размер выборки.

Нет возможности учиться после

В обсервационном исследовании невозможно узнать прошлое. Также трудно собрать информацию о намерениях, мнениях, установках или предпочтениях.

Этот метод может генерировать количественные или качественные данные, но, как правило, используется больше для небольших поисковых исследований, чем для крупномасштабных количественных исследований. Это связано с тем, что обычно требуются

  • Относительно высококвалифицированные наблюдатели и аналитики
  • Длительные периоды наблюдения
  • Высокая стоимость единицы наблюдения.

Методы наблюдения

Этот метод особенно подходит для наблюдения за реакцией сообщества на усилия программы.

Это основной метод этнографов, специализирующихся на изучении сообществ. Это также полезно для организационных исследований, таких как наблюдение за работой клиники, деятельностью полевых работников и административными процедурами.

Обсервационное исследование обычно начинается с трех разных точек зрения, как показано ниже:

  • Является ли наблюдение прямым или косвенным,
  • Известно или неизвестно присутствие наблюдателя и
  • Какую роль играет наблюдатель во время наблюдения.

Когда наблюдательное исследование проводится с использованием первых двух подходов, мы называем его наблюдательным исследованием без участия.

Третий подход ведет к исследованию, которое мы называем включенным наблюдением.

  • Совместное наблюдение: Наблюдатель принимает участие в ситуации, которую он наблюдает.
  • Наблюдение без участия: наблюдатель наблюдает за ситуацией открыто, но не

Методы наблюдения:

  1. Прямое наблюдение
  2. Косвенное наблюдение

Прямое наблюдение

Прямое наблюдение означает, что наблюдатель физически присутствует и лично наблюдает за происходящим.

Этот подход очень гибкий, потому что он позволяет наблюдателю реагировать на тонкие аспекты происходящих событий и сообщать о них.

Во время акта наблюдения наблюдатель может свободно менять фокус наблюдения, концентрироваться на неожиданных событиях или даже менять место наблюдения, если этого требует ситуация.

Косвенное наблюдение

Косвенное наблюдение происходит, когда запись производится с помощью механических, фотографических, видеопленок, камер или других электронных средств.

Например, в универмаге может быть установлена ​​специальная камера для изучения перемещений покупателей или сотрудников.

Камера также может быть установлена ​​в пассажирском поезде или самолете для определения комфорта пассажиров путем наблюдения за тем, как пассажиры сидят и двигаются на своих местах. Такое наблюдение также может проводиться при планировании регулирования дорожного движения и реконструкции периферийных улиц.

Второй подход к наблюдению касается того, известно ли присутствие наблюдателя (явно) или неизвестно (скрыто) субъектам. При открытом исследовании наблюдатель остается видимым для наблюдателя, и испытуемые осознают, что за ними наблюдают.

С другой стороны, в тайном исследовании субъекты не подозревают, что за ними наблюдают.

Основная проблема открытого исследования заключается в том, что оно может быть реактивным. То есть это может вызвать у испытуемых неловкость и заставить их действовать иначе, чем если бы за ними не наблюдали.

Тайное исследование использует подход сокрытия, когда наблюдатели прячутся от объекта своего наблюдения.

Часто используются технические средства, такие как односторонние зеркала, скрытые камеры или микрофоны.

Этот метод снижает риск предвзятости наблюдателя, но поднимает этические проблемы в том смысле, что скрытое наблюдение является формой шпионажа.

Третий подход к сбору данных в естественных условиях — это включенное наблюдение, наблюдение, при котором наблюдатель получает знания из первых рук, находясь в исследуемой социальной среде и рядом с ней.

С помощью этого метода наблюдатель включается в повседневную жизнь группы или организации, которую он изучает.

Он наблюдает за тем, что происходит с членами сообщества и как они себя ведут. Он также вступает с ними в беседы, чтобы узнать их реакцию и интерпретацию событий.

Продолжительное личное взаимодействие с субъектами исследования является главным преимуществом включенного наблюдения.

Длительный контакт с субъектами помогает им чувствовать себя комфортно в присутствии участвующего наблюдателя. Задача наблюдателя состоит в том, чтобы занять наилучшую позицию для получения полной и непредвзятой картины жизни сообщества, за которым он наблюдает.

Для этого наблюдатель должен изучить язык, привычки, режим работы, досуг и другие аспекты своей повседневной жизни. В совместном исследовании исследователь берет на себя либо полную роль, либо роль участника в качестве наблюдателя.

В роли полного участника наблюдатель полностью скрыт; исследовательская деятельность неизвестна испытуемым, и исследователь пытается стать членом наблюдаемой группы.

Полный участник взаимодействует с субъектами максимально естественно.

Полное участие было оправдано, потому что оно делает возможным изучение недоступных групп или групп, которые не раскрывают некоторые аспекты своей жизни посторонним.

Предположительно, наблюдатель рассматривается как еще один член наблюдаемой группы.

Несмотря на это преимущество, некоторые исследователи резко критикуют подход полного участия по методологическим и этическим соображениям. Они утверждают, что такие подходы представляют собой вторжение в частную жизнь и могут нанести вред субъектам.

Учитывая указанные выше ограничения, современные исследователи чаще всего выступают за роль участника как наблюдателя. Когда исследователи берут на себя эту роль, они информируют изучаемую группу о наличии исследовательской программы.

Исследователи берут на себя долгосрочные обязательства стать активными членами группы и пытаются установить тесные отношения с ее членами, которые впоследствии служили как информаторами, так и респондентами.

С помощью этого метода наблюдатель получает более глубокое понимание группы и ее образа жизни, а также может достичь различных уровней понимания, участвуя, а не просто наблюдая.

Типы наблюдения

В отличие от обзорных исследований, в которых вопросы стандартизированы и составлены заранее для получения количественных данных, наблюдательные исследования гораздо менее структурированы и в то же время вневременны и систематичны.

Тем не менее, обсервационное исследование должно быть спланировано таким образом, чтобы оно, по крайней мере, отражало научные процедуры других процедур сбора первичных данных.

Bailey (1987) классифицирует наблюдательные исследования по степени структурированности окружающей среды и по степени структурированности окружающей среды исследователями.

Вслед за автором есть два типа структуры. Во-первых, это степень структурированности окружающей среды, которую можно разделить на 90–118 естественную обстановку, искусственную 90–119 или лабораторную обстановку.

Другая степень структурированности, налагаемая исследователем на среду наблюдения, которую опять-таки можно разделить на структурированную (например, подсчет частоты, с которой происходит определенное поведение) и неструктурированную, в которой исследователь не ищет никаких определенное поведение, а просто наблюдает и записывает все, что происходит.

The resulting typology can be displayed in tabular form as follows:

Study type Environment
Type 1: Completely unstructured Natural setting
Type 2: Unstructured Лаборатория
Тип 3: Структурированная Естественная обстановка
Тип 4: Полностью структурированная Лаборатория

В исследовании типа 1, проводимом в естественных условиях, исследователь как участник-наблюдатель становится частью культуры и подробно описывает все, что связано с интересующим событием или деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *