Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Методики наблюдения: Методика наблюдения

Содержание

Отчет №1 определение (здесь указывается психологическая переменная, которая является предметом наблюдения) методом наблюдения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Отчет №1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (здесь указывается психологическая переменная, которая является предметом наблюдения) МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ

Название индивидуальной работы каждого студента должно отражать ее содержание. Название будет модифицироваться в зависимости от предмета наблюдения и проблемы, решаемой в работе. Например, «Определение доминантности/ конформности методом наблюдения», «Сравнение эффективности стандартизованного и нестнадартизованного наблюдения», «Сравнение экспрессивности у экстравертов и интровертов» и т.д.
1. Введение

Прежде чем приступать к описанию проделанной работы, необходимо определить основные понятия, используемые в работе. Например, если работа посвящена определению экстраверсии и интроверсии или стратегий поведения в конфликте, нужно написать, что это такое, какие индивидуальные особенности стоят за этими психологическими квалификациями, к каким психологическим характеристикам человека они относятся – способностям, чертам характера, установкам и т.

д. Для чего может быть полезно умение выявлять эти психологические особенности? (Ответ на этот вопрос зависит от того, какая проблема решается в работе.) Если работа посвящена исследованию взаимодействия экстраверсии/ интроверсии с другими психологическими процессами – необходимо рассмотреть возможности и особенности такого взаимодействия.

После этого необходимо:

охарактеризовать замысел и проблему работы

сформулировать цели и задачи работы

обосновать гипотезу наблюдения


Пример формулировки проблемы и цели исследования

В рамках одного и того же наблюдения могут решаться разные проблемы. В качестве примера будут разобраны две формулировки, хотя в действительности можно сформулировать намного больше. Проблема работы может быть исследовательской, например, сравнение особенностей эмоциональной экспрессии у экстравертов и интровертов. Эта проблема – исследовательская, потому что изучается то, как связано функционирование психологического процесса (эмоциональной экспрессии) с проявлением таких личностных черт, как экстраверсия или интроверсия.

В результате исследователь узнает больше о взаимодействии психологических характеристик человека.

Проблема работы может быть прикладной, если целью исследователя является не выяснение закономерностей функционирования или взаимодействия каких-то психических функций, а применение имеющихся знаний к конкретной задаче. Прикладная проблема данной работы, например, может быть такой: сравнить частоту проявлений экстравертированного/ интровертированного поведения в ситуации навязывания. Исследование по такой проблеме позволит ответить на вопрос, способствует ли ситуация навязывания проявлению одной из этих форм поведения. С учетом результатов можно, например, скорректировать поведение продавца или его отношение к покупателям, т.е. решить прикладную, практическую задачу.

Замысел работы представляет собой краткое описание того, как и что будет исследоваться. Пример 1: мы сравним количество проявлений эмоциональной экспрессии у экстравертов и интровертов в нескольких ситуациях. Пример 2: мы сравним количество проявлений экстраверсии и интроверсии у одних и тех же людей в ситуации, когда им навязывалось некоторое действие.

Самостоятельно сформулируйте замысел Вашей собственной работы в соответствии с проблемой и особенностями вашего исследования. Для этого конкретизируйте цель, параметры или/и ситуации наблюдения.

Замысел, цели и задачи работы будут сформулированы по-разному, в зависимости от проблемы работы. В первом случае (исследовательской проблемы) целью может быть сравнение количества экспрессии у экстравертов и интровертов. Другой целью исследования в рамках той же проблемы может быть выяв­ление особенностей экспрессии у экстравертов и интровертов. Если разделить экспрессию на позитивную и негативную, то сравнение позитивной и негативной экспрессии у экстравертов и интровертов может выступить еще одной целью исследования по той же проблеме. Во втором случае (прикладной проблемы) цель может состоять в том, чтобы разработать рекомендации продавцу по общению с покупателями, другой вариант цели – установить факторы, содержащиеся в экстравертированном или интровертированном поведении, обеспечивающие сопротивляемость или повышенную подчиняемость навязыванию.


Каждая цель требует для своего достижения решения специфических задач, в которых она конкретизируется. Сформулируйте эти задачи самостоятельно.
Если проблема работы связана со сравнением разных методов наблюдения (например, разных видов наблюдения), то примерная
гипотеза
может касаться тех критериев, по которым различаются методы, например, большая полнота наблюдения или легкость в применении.

Если же проблема работы исследовательская или прикладная, то гипотеза строится в соответствии с ожидаемым результатом. Например, экстраверты продемонстрируют большее (меньшее) количество экспрессии, чем интроверты. Или: интровертированное поведение в ситуации навязывания проявляется чаще, чем экстравертированное.

Любую гипотезу необходимо обосновать, т.е. ответить на вопрос, почему предполагается, что по названным критериям метод такой-то эффективнее, чем метод такой-то; почему экстраверты должны быть более экспрессивными; за счет чего интровертированное поведение в ситуациях навязывания предпочитается.

2. Методика

Раздел содержит конкретное описание этапов проведенной работы. Основная цель этого раздела состоит в том, чтобы описать процесс наблюдения так, что любой другой человек, воспользовавшись этим описанием смог бы точно повторить это наблюдение. Критерием полноты описания методики наблюдения является объяснение того, как исследователь преодолевал 6 основных проблем, с которыми сопряжено использование метода наблюдения. Для этого:

Опишите ситуации, в которой проводилось стандартизованное наблюдение и их контекст (продолжительность наблюдения, количество наблюдений, были ли все ситуации рядовыми или чем-то отличались от обычных и т.д.). Как осуществлялся выбор ситуаций наблюдения? Каков временной интервал между наблюдениями (разные наблюдения не должны непосредственно следовать друг за другом во времени в соответствии с требованием репрезентативности ситуации наблюдения). Были ли дополнительные условия наблюдения, связанные с проблемой репрезентативности ситуаций наблюдения? Если да, то какие?

В каком состоянии находился сам наблюдатель, было ли это обычное состояние и если нет, чем оно отличалось от обычного (был ли наблюдатель усталым, рассеянным, раздраженным, находился в приподнятом настроении и т. д.)

Подробно опишите все серии наблюдения: какие виды наблюдения использовались на каждом из них? Какими формами отчетов пользовались наблюдатели? Опишите их, кратко охарактеризуйте систему категорий наблюдения. Что входило в задачи наблюдателя? Если целью исследования выступало сравнение эффективности действий испытуемых или разных методов наблюдения, не забудьте описать критерии эффективности.

Для чего проводилась оценка согласия наблюдений? Каким способом оценки пользовались? Опишите процедуру оценки, т.е. что и как считали (все расчеты проводились с помощью статистической программы SPSS 14.0).

Под конец описывается выборка испытуемых – сколько их было, каковы их особенности, существенные для проводимого исследования. Обязательно среди этих особенностей всегда указывается пол и возраст испытуемых, а также те особенности, которые могут повлиять на достоверность результатов исследования (например, эмоциональные нарушения, если речь идет об исследовании экспрессии).

3. Результаты исследования

Нужно представить 3 блока результатов: по данным стандартизованного наблюдения, по итогам оценки согласованности результатов наблюдений и по значимости различий или согласованности между сравниваемыми параметрами наблюдения.

Результаты стандартизованного наблюдения нужно представить в виде таблицы средних значений частоты категорий:
Таблица 1 Средние значения частоты встречаемости категорий наблюдения


Название категории





















Средняя частота

Для каждого условия наблюдения делается отдельная таблица. Если сравниваются две группы испытуемых, например, мужчины и женщины в ситуации навязывания – то для каждой группы делается по таблице. Если сравнивается количество проявлений экстраверсии и интроверсии у одного и того же человека в ситуации навязывания, то делается таблица, содержащая проявления экстраверсии, и таблица, содержащая проявления интроверсии, и один и тот же человек (закодированный номером), обозначается в двух таблицах.

Чтобы вычислить средние частоты встречаемости категории, нужно сложить частоты какой-либо категории, собранные во всех ситуациях наблюдения, и эту сумму разделить на число ситуаций наблюдений. По Таблицам нужно прокомментировать в тексте, поясняющем содержимое таблицы:



  • наиболее часто встречающиеся категории;

  • наименее часто встречающиеся категории;

  • категории со средними значениями частот;

Какие действия, судя по этим трем пунктам, преобладают и, наоборот, не характерны для испытуемых в исследуемых условиях?

Представляя данные о согласии наблюдений, укажите величину коэффициента α Кронбаха.

Если согласованность наблюдений низка, подсчитайте коэффициенты корреляции между всеми наблюдениями. При подсчете корреляций укажите, сколько имеется значимых коэффициентов корреляции, а сколько – средних и низких. (Не пропустите отрицательный коэффициент корреляции.) Каково соотношение значимых коэффициентов и их общего числа?

Результаты подсчета коэффициентов корреляции необходимо представить в виде таблицы (которую можно скопировать из программы SPSS):

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между четырьмя наблюдениями и уровень их значимости



наблюдение 1

наблюдение 2

наблюдение 3

наблюдение 4

наблюдение 1

наблюдение 2

наблюдение 3

наблюдение 4

Обратите внимание, что все таблицы должны содержать заголовки, объясняющие читателю, что за данные приведены в таблице. В таблице не должно быть чисел и значков, не имеющих пояснения.

С помощью статистических критериев Манна-Уитни, Вилкоксона, хи-квадрата оцените уровень значимости полученных результатов.

4. Интерпретация результатов и выводы

Сформулируйте заключение о том, можно ли считать согласованность наблюдений высоким, а полученные данные, соответственно, надежными? Обоснуйте. Если да, то какие условия наблюдения способствовали получению надежных данных и как? Если нет, то в каком из наблюдений и почему были получены недостоверные данные наблюдения?

Далее проинтерпретируйте данные стандартизованного наблюдения. О чем говорят высокие частоты категорий? Низкие? Средние? Проанализируйте важные сочетания категорий. На основании данных о наибольшей и наименьшей частоте встречаемости и о сочетании категорий сформулируйте заключение о наличии (и возможно, выраженности) у испытуемого или у группы испытуемых исследуемой в работе психологической черты. Обоснуйте каждый из сформулированных тезисов данными нестандартизованного наблюдения. (Условный пример: тезис – «Испытуемый в ситуациях группового взаимодействия ведет себя замкнуто», обоснование – «При общении в компании испытуемый произносил меньше реплик, чем другие участники разговора. При обращении к нему отвечал короткими фразами (2-3 слова) и односложно. Никогда не задавал встречных вопросов. Сам инициировал разговор 2 раза, в обоих случаях обращался не к группе, а к конкретному человеку. В обоих случаях после получения содержательного ответа на свой вопрос не инициировал продолжение разговора и в спровоцированном им обсуждении (в случае, когда оно продолжалось) далее не участвовал. Тот факт, что испытуемый не поддерживает общий разговор, включается в него только с целью получения содержательного ответа на интересующий его вопрос и адресует этот вопрос не группе, а конкретному человеку, подкрепляет вывод о его замкнутости в ситуации группового взаимодействия»).

Интерпретация результатов должна дать ответы на следующие вопросы:



  1. Подтвердилась или не подтвердилась гипотеза? Какие данные свидетельствуют в пользу гипотезы, а какие против нее? Подтвердилась гипотеза полностью или частично? Если частично, то в каких аспектах гипотеза подтвердилась, а в каких – нет? Почему?

  2. Какое решение получила проблема исследования, заявленная во введении?

  3. Какие преимущества и недостатки обсуждаемых видов наблюдения вы заметили, выполняя эту работу?

  4. Какие дополнения, с вашей точки зрения, требуется внести в использованную систему категорий?

Эти вопросы необходимо подробно обсудить в разделе Интерпретации, они же должны быть кратко освещены в выводах. Выводы могут быть выделены в отдельный подраздел работы или представлять собой заключительный абзац (или несколько абзацев) в разделе Интерпретация результатов. Выводы могут отчасти повторять то, что уже было написано в разделе Интерпретации. Основная задача выводов – подвести краткий итог по всем результатам, полученным в работе, относительно достижения цели и проверки гипотезы.

5. Приложения

В этот раздел работы попадают:



  • Заполненный лично вами в ходе стандартизованного наблюдения протокол наблюдения, включающий наблюдение за испытуемым как минимум в 4 ситуациях.

  • Таблица для подсчета коэффициента α Кронбаха или коэффициентов корреляции, составленная на основе протокола наблюдения.

Каталог: 0809
0809 -> Программа развития межшкольного учебного комбината г. Липецка на период с 2005 по 2007 год г. Липецк 2005г
0809 -> Отчет №6 Редукция эффекта (какого? ) посредством
0809 -> Вопросы к экзамену по общей психологии
0809 -> Вопросы к экзамену по общей психологии (2 курс, 1 семестр)


Скачать 98. 39 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выяснения его типа темперамента

 Предлагаемая ниже методика будет полезной воспитателям старших и подготовительных групп, учителям первых классов, а также родителям, которые и первые учителя, и первые диагносты своего ребенка. Она проста в исполнении и обработке.

Диагностика темперамента ребенка проводится в форме наблюдения.

Инструкция. Наблюдение за каждым ребенком ведите 1-2 месяца в удобной для вас форме.

Цель наблюдения — выяснить, как будет вести себя ребенок в различных ситуациях, объединенных в 4 группы (представлены в табличке ниже).

Отмечайте ежедневно характер этих проявлений цифрами в табличке так:

М         черты меланхолика    0

Ф         черты флегматика        1

С         черты сангвиника          2

Х          черты холерика            3

Обратите внимание, каких проявлений будет больше в процентном соотношении. Это и будет доминирующий темперамент.

Поведенческие реакции

Отметки каждый день

Даты

1

2

3

4

I. Поведение в ситуациях, когда НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ

     

М

Действует робко, неуверенно

     

Ф

Действует спокойно, без слов

     

С

Легко включается в действие

     

Х

Активно действует

     

II. Как реагирует НА ЗАМЕЧАНИЕ

     

М

Молчит, обижается, переживает

     

Ф

Выслушивает молча

     

С

Обещает клятвенно, что больше не будет, и через небольшое время все повторяется

     

Х

Не слушает, бурно реагирует, возмущается

     

III. Как разговаривает с другими ребятами в ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ

     

М

С большой неуверенностью

     

Ф

Медленно, спокойно, но при этом —  уверенно

     

С

Быстро, с жаром, но прислушивается к мнению других

     

Х

Быстро, со страстью, других мнений не слушает

     

IV. Поведение в НЕЗНАКОМОЙ обстановке

     

М

Растерян

     

Ф

Спокоен, рассматривает окружающее

     

С

Довольно легко находит выход из положения, проявляет активность

     

Х

Активен, повышенно возбудим

     

Знание темперамента нужны даже для того, чтобы правильно рассадить детей на занятие или урок. Например, из опыта американских педагогов: для групповых занятий (в детском саду) и уроков (в школе) детей лучше рассаживать так :

  1. меланхолики – под стеночкой,
  2. сангвиники и флегматики (это большинство детей) – по всей группе,
  3. холерики – на приличном расстоянии друг от друга.

Это будет выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 1. Так дети разного темперамента будут чувствовать себя комфортно.

Конечно, определенное понятие о темпераменте есть у каждого взрослого. Но не лишне будет еще раз напомнить следующее.

Темперамент — комплекс индивидуальных особенностей человека. Он биологически обусловлен. Что это значит? Мы не можем его изменить. Если мы воспитываем и обучаем ребенка в соответствии с его темпераментом, то сохраняем его здоровье.

Иметь представление о темпераменте своего воспитанника полезно любому педагогу и родителю. Но особенно это важно, чтобы правильно понять ребенка и помочь ему во время, например, кризисных периодов.

 

Диагностика типа темперамента дошкольника

Предложите ребёнку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.

1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?
4. Тебе нравится ходить в садик?
5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?

После того как ребёнок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем более этот ребёнок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребёнок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.

Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребёнок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2-3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребёнок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4-5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребёнок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребёнок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребёнок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.

Приступаем к следующим вопросам.

7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9. Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11. Ты боишься оставаться один дома?
12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребёнка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.

Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребёнок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2-3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребёнок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4-5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребёнка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребёнок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно. Для определения типа темперамента ребёнка можно воспользоваться «кругом Айзенка».

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «интроверсия — экстраверсия» (вопросы 1-6), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «стабильность — нестабильность» (вопросы 7-12). Отметив на осях обе точки, проведите от каждой перпендикуляр до точки пересечения. В том секторе, где пересеклись линии, обозначен темперамент ребёнка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из четырех видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребёнку свойственны черты двух видов темперамента.

 

 

Методы наблюдения | ЦЕИ | Center for Education Innovation

При проведении практических исследований по улучшению преподавания и обучения важная роль исследователя/инструктора заключается в сборе данных и фактов о процессе преподавания и обучении студентов. Далее следует введение в некоторые методы, которые можно использовать для указанной цели.

  • Оценка учащихся
  • Закрытые вопросники
  • Дневник/журнал
  • Подтверждающие документы
  • Графики взаимодействия
  • Интервью
  • Инвентаризация обучения
  • Открытые анкеты
  • Диагностика представлений учащихся
  • Магнитофонная запись
  • Триангуляция
Оценка учащихся

Тесты, экзамены и непрерывная оценка могут предоставить ценные данные для практических исследований. Для вашего учебного курса вы должны настроить метод оценки учащихся, и ваши студенты должны быть оценены, поэтому вы также можете использовать его в своем проекте.

Однако вы должны четко понимать характер информации, которую вы можете получить из результатов экзаменов или оценок. Сравнение одного набора результатов с другим часто имеет ограниченную достоверность, поскольку задания, экзамены, маркеры и схемы оценивания редко остаются постоянными. Кроме того, в большинстве оценок используется ссылка на норму, а не на критерий. (Связано с разрешением CRESST, UCLA в США.)

Вы также должны очень четко понимать, что оценивается. Экзаменационные оценки могут иметь мало отношения к конкретным качествам, которые вы могли бы исследовать. Например, если тема исследовательского проекта направлена ​​на поощрение осмысленного обучения, то результаты экзамена будут иметь ценность только в том случае, если они действительно отражают осмысленное обучение. Они не имели бы большого значения, если бы состояли из задач, которые можно решить, подставив числа в запомненную формулу, или из эссе, требующих воспроизведения отрывков из конспектов лекций. Поэтому тщательно подумайте о качествах, которые вы хотите проверить, и о том, является ли оценка настоящей проверкой этих качеств.

Одним из способов анализа ответов на оценочные вопросы для целей проекта является их разделение на качественные категории. Систематической процедурой установления категорий является таксономия SOLO (Biggs and Collis, 1982). Таксономия SOLO делит ответы на вопросы письменной оценки на пять категорий, оцениваемых в зависимости от уровня обучения: предструктурные, одноструктурные, многоструктурные, реляционные и расширенные абстрактные. Пять уровней соответствуют ответам, начиная от неправильных или нерелевантных, за счет использования соответствующих данных, до интеграции данных надлежащим образом и заканчивая инновационными расширениями.

Чтобы узнать больше об оценивании учащихся, посетите страницу Assessment for Learning.

Биггс, Дж. Б. и Коллис, К. Ф. (1982). Оценка качества обучения: таксономия SOLO (структура наблюдаемого результата обучения). Нью-Йорк: Академическая пресса.

Вернуться к началу

Закрытые анкеты

Закрытые анкеты – это анкеты, ограничивающие ответы ограниченным числом, выбранным исследователем; по сути, это формат множественного выбора. Обычно респондентов спрашивают, в какой степени они согласны или не согласны с тем или иным утверждением. Ответы записываются по шкале Лайкерта, такой как в приведенном ниже примере, которая варьируется от «определенно согласен» до «определенно не согласен».

Вопросы должны быть тщательно составлены, чтобы смысл был ясным и недвусмысленным. Рекомендуется протестировать вопросник на ограниченном числе учащихся, прежде чем раздавать его всей группе.

Закрытые анкеты просты в обработке и оценке и могут дать четкие ответы на конкретные вопросы. Однако вопросы определяются исследователем, поэтому могут полностью упустить опасения респондентов. Поэтому вы можете составить вопросы после нескольких предварительных интервью или включить несколько открытых вопросов, чтобы дать респондентам возможность поднять другие волнующие их вопросы.

Ниже показан раздел типичной закрытой анкеты, используемой для оценки курса.

В настоящее время в большинстве учебных заведений имеется некоторая форма стандартной анкеты для оценки преподавания. Они могут в некоторой степени помочь в оценке проекта, но в большинстве случаев вопросы не будут в достаточной степени специфичны для конкретного типа внедренных инноваций. Что может быть более полезным, так это наличие банков данных с дополнительными вопросами. Их можно использовать для выбора или предложения вопросов, которые могут быть включены в более индивидуальную анкету.

Традиционно при сборе анкет и данных обследований используются копии бумажных анкет и листов для ответов. С появлением веб-технологий появилась возможность собирать данные опросов в режиме онлайн.

Для сбора данных с помощью бумажных вопросников часто используются специальные листы ответов, называемые бланками ОМР. Респондентам анкет будет предложено отметить свои ответы на вопросы анкеты в формах OMR. Затем будет использоваться оптический сканер меток для считывания меток, сделанных в формах OMR. В ходе этого процесса будет создан электронный файл данных, содержащий ответы на вопросник. Затем файл данных можно проанализировать с помощью таких программ, как MS Excel или SPSS. В HKUST и сканер оптических меток, и формы OMR доступны в ITSC.

В HKUST преподаватели могут использовать специально разработанную веб-систему под названием Qualtrics для сбора данных опроса в режиме онлайн. Эта система позволяет пользователям создавать свои онлайн-анкеты с помощью графического интерфейса и без необходимости какого-либо программирования. После создания анкеты преподаватель может попросить студентов посетить веб-сайт Qualtrics, чтобы заполнить анкету онлайн. Данные будут храниться в базе данных Qualtrics. Простые отчеты могут создаваться пользователями одним нажатием кнопки. Чтобы использовать Qualtrics, обратитесь в ITSC ([email protected], доб. 6200).

Вернуться к началу

Дневник/журнал

Каждый, кто участвует в проекте обучения действием, должен вести дневник или журнал, в котором они записывают:

  • свои первоначальные размышления по интересующей теме
  • планы, которые были сделаны
  • запись действий, которые были предприняты
  • наблюдение за последствиями действий
  • впечатлений и личных мнений о предпринятых действиях и реакции на них
  • результатов, полученных с помощью других методов наблюдения
  • ссылок и примечаний к любой соответствующей литературе или вспомогательным документам, которые были обнаружены.

Отчеты об исследованиях часто являются очень обезличенными документами, но это не должно быть в случае с журналом обучения действием — как раз наоборот! Он должен содержать записи о том, что вы делали и о чем думали. В нем вы должны регулярно и систематически критически размышлять о последствиях вашего проекта и о том, как он продвигается.

Журналы служат отправной точкой для критических размышлений на регулярных собраниях команды проекта. Делясь наблюдениями и размышлениями, можно усовершенствовать инновации. Сочувственное, но критическое обсуждение также может повысить осведомленность и способствовать изменению точек зрения.

Ссылка на советы по написанию журналов:

Центр письма Tidewater Community College, Вирджиния, США

Вернуться к началу

Подтверждающие документы

Сохраняйте копии всех документов, имеющих отношение к изучаемому вами курсу. Сюда могут входить:

  • документы для разработки курса и процесса аккредитации
  • минут курсовых комиссий
  • программа курса
  • служебных записок между руководителями групп курса и участниками
  • раздаточных материалов для учащихся
  • экземпляров зачетов и экзаменов
  • списков результатов тестов и оценок учащихся.

Вернуться к началу

Графики взаимодействия

Графики взаимодействия — это методы анализа и записи того, что происходит во время занятий. Обычный подход заключается в том, чтобы через равные промежутки времени (скажем, каждую минуту) записывать, кто говорит, и классифицировать то, что они говорят или делают. Альтернативой временной выборке является выборка событий, при которой поведение регистрируется каждый раз, когда происходит определенное событие. Примеры категорий могут быть; репетитор задает вопрос, репетитор дает объяснение, репетитор дает инструкции, студент отвечает на вопрос или студент задает вопрос. Анализ может быть сделан наблюдателем в классе или может быть сделан впоследствии с магнитофонной или видеозаписи.

Ниже приведены профили, в которых сравниваются взаимодействия во время двух обучающих программ. Наблюдатель с интервалом в одну минуту отмечал, кто разговаривал, и тип связи. Графики можно использовать для сравнения степени, в которой преподаватель доминировал на занятии, а студенты внесли свой вклад. Пример адаптирован из работы Уильямса и Гилларда (1986).

Существуют и другие подходы к записи и анализу событий в классе. McKernan (1991) обсуждает широкий спектр методов, приводит примеры каждого из них и рассматривает, как следует анализировать собранные данные.

Вернуться к началу

Интервью

Интервью могут предоставить респондентам еще больше возможностей для поднятия своих вопросов и опасений, но, соответственно, требуют больше времени и могут вызвать трудности при сопоставлении и интерпретации информации. Формат может варьироваться от полностью открытой дискуссии до четко структурированных вопросов. Полуструктурированные интервью имеют небольшой список вопросов, чтобы указать интервьюируемому на область, интересующую исследователя, но затем позволяют интервьюируемым поднимать любые вопросы, которые им нравятся, в рамках общей области темы. Поскольку интервью дают студентам возможность поднять свою собственную повестку дня, они полезны, когда вопросы открыты или находятся на исследовательской стадии. Небольшое количество интервью может быть полезным для определения вопросов для последующих более строго структурированных вопросников.

Интервью обычно записываются на пленку. Если требуется анализ, а не просто впечатление, то должны быть подготовлены стенограммы. Стенограммы обычно анализируются путем поиска часто встречающихся ответов или тем. Цитаты из расшифровок можно использовать для освещения или иллюстрации выводов, изложенных в отчетах и ​​документах.

Существуют компьютерные программы для помощи в анализе качественных данных. Одним из примеров является программа NUDIST, которая имеет средства для индексирования, поиска по тексту, использования логических операций над определенными узлами индекса и объединения данных из нескольких изначально независимых исследований.

Ссылки на методики проведения интервью:

Методы проведения интервью и сбора данных профессора Вики Сотер, Колледж делового администрирования, Университет Миссури, Сент-Луис, США (http://www. umsl.edu/~sauter/analysis/interview /interview2.html)

Вернуться к началу

Опросники обучения учащихся

Опросы учащихся являются примерами измерительных инструментов, полученных эмпирическим путем. Существует множество числовых реестров, предназначенных для измерения широкого спектра характеристик. Кадастры обучения учащихся были выделены, потому что они исследуют качество обучения. В частности, они рассматривают категории глубокого и поверхностного обучения. Реестры можно использовать для сравнения групп учащихся, изучения подходов до и после изменений в методах обучения, а также для изучения корреляций с другими переменными.

Анкета учебного процесса (SPQ), разработанная Джоном Биггсом (1987), оценивает подходы учащихся к обучению. Баллы выставляются для каждого ученика по шкалам глубины, поверхности и достижения. SPQ широко используется в Гонконге, и его культурная применимость широко исследуется. Подробный отчет об использовании SPQ вместе с таблицами норм для гонконгских студентов для целей сравнения содержится в Biggs (1992). SPQ доступен на английском, китайском или двуязычном языках.

Для проектов практического обучения подходящим способом использования SPQ является применение его в начале и в конце инновации. Затем изменения в баллах SPQ можно интерпретировать как отражение контекста преподавания и обучения. Результаты покажут, способствовала ли инновация осмысленному подходу к обучению.

Биггс, Дж. Б. (1987). Анкета учебного процесса (SPQ): руководство. Боярышник, Виктория: Австралийский совет по исследованиям в области образования.

Биггс, Дж. Б. (1992). Почему и как учатся гонконгские студенты? Использование анкеты обучения и учебного процесса. Гонконг: Университет Гонконга.

Вернуться к началу

Открытые анкеты

Открытые анкеты содержат ряд конкретных вопросов, но оставляют место для ответов респондентов по своему усмотрению. Таким образом, у вас больше шансов узнать мнение студентов, но ответы труднее анализировать и сопоставлять. Обычная процедура заключается в поиске категорий общих ответов.

Пример открытой анкеты показан ниже.

Нет необходимости иметь отдельные вопросники для открытых и закрытых пунктов. Наиболее успешные анкеты часто содержат как открытые, так и закрытые пункты.

Вернуться к началу

Диагностика представлений учащихся

Хорошей основой для улучшения преподавания является диагностика понимания учащимися ключевых понятий курса. Часто бывает удивительно, как студенты могут сдать университетские экзамены, но при этом иметь фундаментальные непонимания ключевых понятий. Обычный метод диагностики студенческих представлений состоит в том, чтобы задать вопрос, который применяет понятие к повседневной ситуации: вопрос, на который нельзя ответить путем воспроизведения или подстановки в формулы. Ответы получают от студентов в ходе интервью или в письменной форме.

Ответы учащихся обычно можно разделить на небольшое количество (обычно от двух до пяти) представлений или неправильных представлений о явлении. Как и в случае анализа данных интервью, необходимо соблюдать осторожность при составлении классификаций. Они не появляются автоматически из стенограммы, но зависят от опыта и знаний исследователя.

Ниже приводится пример типа вопроса и категорий студенческих концепций, которые он выявил (Dahlgren, 1984).

Вернуться к началу

Запись на магнитную ленту

Запись на магнитную ленту — это способ получения полных, точных и подробных записей дискуссий в классе, разговоров на собеседованиях или аргументов и решений на собраниях. Легко получить запись; вы просто берете с собой кассеты и портативный диктофон и включаете его. Однако наличие магнитофона может препятствовать обсуждению или влиять на поведение людей.

При использовании магнитофонных записей необходимо решить ряд этических вопросов. Записываемая группа должна установить цель записи и способ использования кассет. Если какие-либо цитаты делаются в последующих отчетах, обычно сохраняется анонимность источника.

Если вам нужно сделать подробный анализ разговоров, то необходимо будет сделать расшифровку. Это трудоемкий и кропотливый процесс, поэтому ограничивайте использование магнитофонных записей ситуациями, когда это действительно необходимо.

Вернуться к началу

Триангуляция

Триангуляция — это не особый метод наблюдения, а процесс сравнения и подтверждения данных из одного источника в другой. Если вы возьмете всего несколько интервью, ваши выводы могут быть восприняты скептически. Но если результаты интервью совпадают с выводами из анкеты, тенденциями в результатах исследований и данными из вашего журнала, то выводы гораздо более убедительны. Сообщение простое; используйте более одного метода наблюдения, чтобы увидеть, согласуются ли ваши результаты.

Вернуться к началу

Методы наблюдения — Online Tesis

Наблюдение — это метод качественного исследования, при котором исследователи наблюдают за непрерывным поведением участников в естественной ситуации. В зависимости от типа обсервационного исследования и цели исследования, исследователь рынка будет иметь различные уровни участия в исследовании. Вот несколько вопросов, которые следует задать себе при анализе своих наблюдений:

В чем смысл того, что вы наблюдали?

Как вы думаете, почему произошло то, что вы наблюдали? Какие у вас есть доказательства ваших рассуждений?

Какие события или поведение были типичными или широко распространенными? В вашем случае, что было необычным или необычным? Как они распределялись по категориям людей?

Видите ли вы какую-либо связь или закономерность в том, что вы наблюдали?

Почему люди, которых вы наблюдали, приступили к действию именно так? Какие последствия это имеет?

Совпадают ли заявленные или неявные цели наблюдаемого с тем, что было достигнуто?

Каковы относительные достоинства поведения, которое вы наблюдали?

Каковы сильные и слабые стороны записанных вами наблюдений?

Видите ли вы связь между тем, что вы наблюдали, и результатами аналогичных исследований, выявленных в вашем обзоре литературы?

Как ваши наблюдения вписываются в более широкий контекст профессиональной практики? Как ваши наблюдения смогли изменить или подтвердить ваше восприятие профессиональной практики?

Узнали ли вы что-нибудь из того, что вы наблюдали?

ПРИМЕЧАНИЕ. Основывайте свои интерпретации исключительно на том, что вы действительно наблюдали. Не спекулируйте и не манипулируйте данными наблюдений, чтобы они соответствовали теоретическим рамкам вашего исследования.

Методы записи при наблюдении

Несмотря на то, что нет ограничений на типы методов сбора данных, которые вы можете использовать, вот наиболее часто используемые методы:

Ведение заметок

Это наиболее распространенный и простой метод ваши наблюдения. Советы по ведению заметок включают в себя: организация некоторых сокращенных символов таким образом, чтобы запись основных или повторяющихся действий не мешала вашей способности наблюдать, использование большого количества небольших абзацев, отражающих изменения в действиях, кто говорит и т. д., а также оставляя место на странице. иметь возможность записывать дополнительные мысли и идеи по поводу наблюдаемого, любые теоретические идеи и заметки для себя, отложенные для дальнейших исследований. См. раскрывающуюся вкладку для получения дополнительной информации о ведении заметок.

Fotografía

С появлением смартфонов стало возможным делать почти неограниченное количество высококачественных фотографий объектов, событий и людей, наблюдаемых во время полевых исследований. Фотографии могут помочь запечатлеть важный момент времени, а также задокументировать детали места, где происходит наблюдение. Фотосъемка может сэкономить вам время на документирование деталей пространства, которое в противном случае потребовало бы обширных заметок.

Однако имейте в виду, что съемка со вспышкой может ухудшить вашу способность незаметно наблюдать, поэтому оцените освещение места наблюдения; если слишком темно, вам, возможно, придется прибегнуть к ведению заметок. Кроме того, вам следует отказаться от идеи, что фотографии представляют собой некое «окно в мир», потому что это предположение создает риск чрезмерной интерпретации того, что они показывают. Как и в случае любого продукта для сбора данных, вы являетесь единственным инструментом интерпретации и создания значения, а не сам объект.

Видео- и аудиозаписи

Видео- или аудиозаписи наблюдений имеют положительный эффект, поскольку обеспечивают нефильтрованную запись события наблюдения. Это также облегчает повторный анализ наблюдений. Это может быть особенно полезно при сборе дополнительной информации или знаний во время исследования. Однако эти методы имеют негативный эффект, увеличивая степень вмешательства в качестве наблюдателя, и часто непрактичны или даже не разрешены в определенных обстоятельствах [например, взаимодействие между врачом и пациентом] и в определенных организационных условиях [напр. суд].

Иллюстрации/рисунки

Это не художественное произведение, а относится к возможной необходимости, например, нарисовать карту среды наблюдения или проиллюстрировать объекты в связи с поведением людей. Он также может иметь форму приблизительных таблиц, диаграмм или графиков, которые документируют частоту и тип наблюдаемой деятельности. Впоследствии они могут быть размещены в более читаемом формате при написании полевого отчета. Чтобы сэкономить время, сделайте таблицу [то есть столбцы и строки] на отдельном листе бумаги перед наблюдением, если вы знаете, что вводите данные таким образом.

Возможно, вы захотите использовать ноутбук или другое электронное устройство для записи своих заметок во время просмотра, но имейте в виду, что щелчки клавиш во время набора текста или шумы вашего устройства могут раздражать при написании заметок на бумаге. относительно тихо и незаметно. Всегда оценивайте свое присутствие в среде, в которой вы собираете данные, чтобы свести к минимуму свое влияние на изучаемый предмет или явление.

Навыки, необходимые при выполнении наблюдения

Преднамеренное наблюдение и методы сбора данных не являются врожденными навыками; это навыки, которые необходимо изучать и практиковать для достижения компетентности. Прежде чем приступить к первому наблюдению, отработайте технику, которую вы планируете использовать, в среде, похожей на место вашего исследования [например, сделайте заметки о том, как люди выбирают очередь в кассу супермаркета, если ваше исследование включает в себя изучение паттернов выбора не связанных между собой людей, которые вынуждены стоять в очереди в людных местах]. Когда акт сбора данных имеет значение, вы будете рады, что потренировались заранее.

Редко обсуждаемый в литературе вопрос: следует ли перемещаться по месту исследования во время наблюдения или оставаться на одном месте. Переезд может быть навязчивым, но он облегчает наблюдение за поведением людей с разных сторон. Однако, если вы будете оставаться на одном месте в течение [o durante cada observación] наблюдения, вы в конечном итоге потеряете связь с фоном и уменьшите возможность невольного влияния на поведение людей. Если в месте проведения есть сложный набор взаимозависимых взаимодействий или действий [например, игровое поле], подумайте о переезде; если место учебы относительно фиксировано [например, классная комната], подумайте о том, чтобы оставаться на одном месте во время наблюдения.

Примеры вещей для документирования при наблюдении

Физическая среда

Характеристики занятого пространства и использование человеком места, где проводится наблюдение.

Предметы и материальная культура

Относится к наличию, размещению и расположению предметов, влияющих на поведение или действия наблюдаемых. Если уместно, опишите культурные артефакты, которые отражают убеждения [т. е. ценности, идеи, взгляды и предположения] людей, за которыми вы наблюдаете [например, выбор определенных типов одежды при наблюдении за семейными собраниями во время праздников, характерных для данной культуры].

Использование языка

Не просто наблюдайте, но и слушайте, что говорят, как говорят и тон разговоров между участниками.

Циклы поведения

Речь идет о документировании того, когда и кто выполняет какое поведение или задачу и как часто они происходят. Запишите, когда это поведение происходит в среде.

Порядок развития событий

Запишите последовательные модели поведения или время, когда происходят действия или события, и их значение. Кроме того, будьте готовы записывать моменты, которые отклоняются от этих последовательных моделей поведения или действий.

Физические характеристики субъектов

При необходимости запишите личные характеристики наблюдаемых лиц. Обратите внимание, что если эти данные не могут быть проверены в ходе интервью или на основе документальных свидетельств, вам следует сосредоточиться только на тех характеристиках, которые можно четко наблюдать [например, одежда, внешний вид, язык тела].

Выразительные движения тела

Сюда входят такие вещи, как поза или выражение лица. Имейте в виду, что также может быть уместно оценить, поддерживают ли выразительные движения тела язык, используемый в разговоре, или противоречат ему.

Краткие примечания ко всем этим примерам контекстуализируют его наблюдения; тем не менее, ваши заметки о наблюдениях будут основываться в первую очередь на вашей теоретической основе, имея в виду, что ваши наблюдения будут подпитывать и потенциально модифицировать или изменять эти основы.

Методы выборки, используемые при наблюдении

Выборка относится к процессу, используемому для отбора части населения для исследования. Качественные исследования, в которых наблюдение является методом сбора данных, обычно основаны на непреднамеренной невероятностной выборке, а не на вероятностных или случайных подходах, характерных для количественных исследований. Выборка в наблюдательных исследованиях является гибкой и обычно продолжается до тех пор, пока из данных не появятся новые темы, точка, называемая насыщением данных.

Все решения по выборке принимаются с явной целью получения как можно более богатого источника информации для ответа на вопросы исследования. Решения о выборке предполагают, что вы знаете, что хотите наблюдать, какое поведение важно зафиксировать и какая исследовательская проблема решается до начала исследования. Эти вопросы определяют метод выборки, который вы должны использовать, поэтому убедитесь, что вы правильно ответили на них, прежде чем выбирать метод выборки.

Формы отбора проб при проведении наблюдения включают:

Отбор проб вволю

Этот подход мало чем отличается от того, что люди делают в зоопарке; они наблюдают все, что кажется интересным в данный момент. Отсутствует организованная система записи наблюдений; вы просто записываете то, что кажется актуальным в данный момент. Преимущество этого метода заключается в том, что часто можно наблюдать относительно редкое или необычное поведение, которое можно было бы оставить незамеченным при использовании более преднамеренных методов выборки. Этот метод также полезен для получения предварительных наблюдений, которые можно использовать для разработки вашего окончательного полевого исследования. Проблемы с этим методом включают в себя возможность врожденного предубеждения в отношении поразительного поведения или отдельных лиц, что приводит к потере обыденных или повторяющихся моделей поведения и может упускать короткие взаимодействия в социальных условиях.

Поведенческая выборка

Она включает в себя наблюдение за всей группой испытуемых и запись каждого проявления определенного интересующего поведения с учетом того, какие лица были задействованы. Этот метод удобен для записи редкого поведения, которое не фиксируется другими методами выборки, и часто используется в сочетании с фокальным или сканирующим [véase más adelante] методами. Однако выборка может быть смещена в сторону определенного привлекательного поведения.

Непрерывная регистрация

Он обеспечивает достоверную запись поведения, включая частоты, продолжительность и задержки. [el tiempo que transcurre entre un estímulo y la respuesta al mismo] Это очень требовательный метод, потому что вы пытаетесь записать все в окружающей среде и, следовательно, можете пожертвовать надежностью измерения. Кроме того, продолжительность и задержки являются надежными только в том случае, если субъекты присутствуют на протяжении всего сбора данных. Однако этот метод облегчает анализ поведенческих последовательностей и обеспечивает получение большого объема данных о месте наблюдения и людях, находящихся в нем. Использование аудио- или видеозаписей очень полезно в этом типе выборки.

Фокусная выборка

Она заключается в наблюдении за человеком в течение определенного времени и регистрации всех случаев его поведения. Обычно у вас есть набор предопределенных категорий или типов поведения, за которыми вы хотите наблюдать [например, когда учитель ходит по классу] и отслеживать продолжительность этих действий. Этот подход не склонен отдавать предпочтение одному поведению по сравнению с другим и предоставляет важные детали поведения человека. Однако при использовании этого метода вам, скорее всего, придется выполнить множество фокусных проб, прежде чем вы получите хорошее представление о том, как взаимодействуют члены группы. Кроме того, в определенных условиях может быть сложно удерживать человека в поле зрения в течение всего периода наблюдения, не проявляя при этом навязчивости.

Мгновенная выборка

В этом случае сеансы наблюдения разбиваются на короткие интервалы, разделенные точками выборки. В каждой точке выборки наблюдатель записывает, имеют ли место предопределенные интересующие поведения. Этот метод неэффективен для записи дискретных событий небольшой продолжительности, и часто наблюдатели хотят зафиксировать новое поведение, которое происходит немного раньше или позже точки выборки, создавая ошибку выборки. Несмотря на то, что этот метод не является точным, он дает представление о продолжительности и относительно прост в использовании. Он также удобен для записи паттернов поведения, возникающих в определенное время, таких как движения тела или положения.

Выборка с нуля

Она очень похожа на мгновенную выборку, только наблюдатель записывает, имели ли место интересующие поведения в любой момент в течение интервала, а не в момент точки выборки. Этот метод полезен для сбора данных о моделях поведения, которые начинаются и заканчиваются многократно и быстро, но длятся лишь короткий период времени. Недостатком этого метода является то, что вы получаете безразмерную оценку для всего сеанса записи, поэтому вы получаете только одну точку данных для каждого сеанса записи.

Сканирование выборки

Этот метод заключается в проведении переписи всей наблюдаемой группы в заранее определенные периоды времени и регистрации того, что каждый человек делает в это время. Это полезно для получения данных о групповом поведении и позволяет получать данные, одинаково репрезентативные для отдельных лиц и периодов времени. С другой стороны, этот метод может быть смещен в сторону наиболее поразительного поведения, и многое из того, что происходит между наблюдениями, особенно редкое или необычное поведение, может быть утеряно. Также трудно записать более чем нескольких человек в группе, не упустив при этом того, что каждый человек делает в каждый заранее определенный момент [например, дети сидят за столом во время обеда в школе]. В этом типе выборки полезно использовать аудио- или видеозаписи.

Наши специалисты ждут, когда вы свяжетесь с ними через форму запроса или прямой чат. У нас также есть конфиденциальные каналы связи, такие как WhatsApp, и Messenger. А если вы хотите быть в курсе наших инновационных услуг и различных преимуществ сотрудничества с нами, следите за нами в Facebook, Instagram, или Twitter.

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поделиться ею в своих социальных сетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *