Метод наблюдения в психологии — виды, преимущества и недостатки
Наблюдение — это общепринятый метод изучения психопатических реакций подопытного объекта с последующей обработкой собранных данных и выявлением закономерностей. Данный психодиагностический метод относиться к числу старейших способов исследования, известный с 19 века.
Систематизация видов
Накопленная база вариативных классификаций позволяет выделить виды исследовательского метода:
- осознанный и неосознанный. Первый вид изыскания предусматривает организацию обследования с открытой фиксацией проявлений психической деятельности и перманентное взаимодействие психолога-наблюдателя и изучаемых людей. Неосознанный способ подразумевает не афиширование диагностической методики для объекта;
- внешний и внутренний. Для внешнего вида психодиагностики характерен сбор информации посредством изучения объекта со стороны. Самоличное изучение исследователем, протекающих процессов в его сознании, определяется, как внутренний вид;
- сплошной и выборочный.
- систематический и несистематический. В основу этих видов легла регулярность наблюдения;
- долговременный и кратковременный. Первый характеризуется продолжительностью обследования в течение длительного времени, вплоть до расширения временных рамок изучения до нескольких лет. Наблюдение кратковременного вида определяется ограниченным периодом изучения;
- включенный и не включённый. Вид изыскания, подвергающий анализу изучаемую тему «изнутри», при котором психолог-наблюдатель становится участником исследуемой группы, называется включенным. Для второго вида свойственно сбор данных «извне»;
- естественный и лабораторный. При естественном варианте изучение и анализ осуществляется в натуральной среде для человека. Лабораторный метод предполагает создание искусственной среды для изучения.
Психологическое изыскание посредством наблюдения может реализовываться самолично психологом или с внедрением в психодиагностику всевозможной фиксирующей техники. Однако, использование аппаратуры не всегда допустимо при наблюдении в силу того, что нескрываемая фиксация может отразиться на валидности информации, а включение в процесс техники, скрытой от глаз объектов изучения, становится спорным моментом, затрагивающим вопросы этики.
Плюсы и минусы
Целенаправленно организованное восприятие и регистрация психической деятельности, является высоко результативным методом сбора информации. К базисным достоинствам наблюдения можно отнести следующие:
- уровень материальных затрат минимален;
- фиксирование данных одновременно по нескольким критериям;
- исследование допустимо без согласия объектов и их предварительной подготовки.
Главными и значительными изъянами метода психодиагностики считаются персонализация информации и низкий показатель достоверности результатов при вторичном изучении объекта.
Научная сторона Комментарии: 0Основные плюсы и минусы метода наблюдения
Попадая в новый коллектив, обстановку или компанию человек чаще всего не знает, как себя вести, чувствует свои движения скованными, ведет себя менее общительно, чем обычно. Чтобы понять поведение и привычки незнакомого человека мы начинаем наблюдать за ним, стараться понять какой манеры поведения придерживается исследуемое лицо. Данное явление в психологии называется методом наблюдения.
Суть метода наблюдения
Как было сказано выше метод наблюдения используется в психологии для того, чтобы понять манеру поведения незнакомца. Он позволяет понять представляет ли данный объект угрозу, какие намерения имеет при себе, чем интересуется, к чему стремится и т.д. Иными словами можно привести простой пример: когда ребенка впервые приводят в детский сад, он чувствует себя не в своей тарелке. Как и другие дети в силу своей одинокости он быстро находит себе подходящую компанию детей, стараясь понять их.
Выбирая себе компанию он заранее понимает из своих наблюдений: кто нравится, кто представляет угрозу для репутации, а кто вовсе уже завоевал внимание и является настоящим другом.На этом простом примере и строится метод наблюдения. Он является весьма полезным, ведь если человек не будет прислушиваться к своим внутренним чувствам, определять для себя кто друг, а кто враг, он быстро потеряется в этом мире. Каждому человеку необходимо знать по мере изменения условий об их сущности. Это касается не только людей, но и всего интересующего.
Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.
Наблюдение может возникать целенаправленно, например, в силу исследований, проведения анкетирований, статистических измерений или любых других целей и неосознанно, когда мы невольно начинаем наблюдать за интересующим объектом. Так же оно может быть разным по времени:
- Эпизодическим (возникающим кратковременно).
- Длительным (долгосрочное время наблюдения).
Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.
Плюсы метода наблюдения
Наблюдая за чем-то или кем-то, мы можем иметь в этом пользу:
- Получение обширных данных исследуемого . Можно изучить объект получив максимально широкое количество информации о нем.
- Отсутствие искажения данных. Чем больше мы вникаем в вопрос самостоятельно, тем меньше есть вероятность о получении ложной информации. Как гласит известная пословица: хотите сделать хорошо, сделайте это сами.
- Личное участие в процессе. Особенно приятно это может быть в том случае, когда исследование волнует наблюдателя.
- Независимость. Тот, кто исследует данный объект или предмет никак не связан с ним и не несет никаких последствий для себя. Главным же инструментом здесь выступает интерес и наблюдательность, которые не стоят больших усилий.
- Позволяет уловить детали и фиксировать то, что можно упустить.
Минусы метода наблюдения
- Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным. Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
- Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько. Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.
- Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.
- Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
- Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.
- Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению. В такой ситуации может не хватить наблюдательности, усидчивости, тяги к получению сведений и других понятных причин.
- Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.
Вывод
Как следствие можно прийти к выводу, что метод наблюдения является полезным способом понять что-либо или кого-либо. Однако не стоит полагаться чисто на наблюдение, ведь иногда то, что мы видим может обманывать нас и следует довериться фактам или словам.
С психологической точки зрения наблюдательность – неплохая черта, которая может пригодиться в трудную минуту и помочь выйти из положения, но не стоит этим сильно злоупотреблять. Ведь если мы будем только смотреть на поверхность, мы можем так и не узнать о том, что скрывается внутри.
Метод наблюдения в психологии
Метод наблюдения в психологииРеклама
Реклама
1 из 18
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения оффлайн
Образование
90Метод психологии 003
Реклама
Метод наблюдения психология
- Саджай Лоуренс С. Английский
- Наблюдение — это один из методов сбора исследовательских данных. Это включает в себя наблюдение за участником и запись соответствующих поведение для последующего анализа. Альберт Бандура, психолог и теоретик обучения, первой предложенной теории социального научения можно приписать впервые отметив наблюдательное обучение. Это мощный инструмент психологического исследования. Обдуманно и целеустремленно.
- Выбор: Выбор определенного аспекта наблюдения. Запись: вести учет наблюдаемых аспект в письменной или какой-либо другой постоянной форме. Анализ: Изучение элемента или структуры детально наблюдаемые аспекты. Интерпретация: объяснение аспектов наблюдение или проведение измерений.
- Натуралистический. Контролируется. Структурированные и неструктурированные. Участник и неучастник.
- Наблюдение за людьми в их обычном окружении. Часто используется при изучении поведения животных.
- Преимущества . Используется для генерации новых идей. . Всю ситуацию можно изучить. . Получается больше понимания. Недостатки . Невозможно наблюдать все типы поведения в естественном параметр. . Многие примеры поведения не повторяются.
- Проводится в лаборатории. Наблюдатель решает, куда вести наблюдение место, в какое время и при каких обстоятельствах. Используются стандартные процедуры.
- Преимущества
. Могут быть легко воспроизведены другими исследователями с помощью
та же схема наблюдения.
. Наблюдатель может контролировать переменные.
. Менее трудоемкий метод по сравнению с натуралистическим
наблюдение.
Недостатки
. Участники ведут себя по-разному, поскольку они знают, что они
наблюдается.
- Также называется систематическим наблюдением. Схема кодирования используется исследователями. Это метод сбора данных, с помощью которого исследователи собирать данные без прямого участия участники.
- Преимущества . Улучшенный контроль выборки. . Измерение ошибки. . Позволяет более сильное обобщение и проверяет надежность и действительность. . Аналогичен опросу, но вопросы не задаются. Недостатки . Языковой и культурный барьер. . Люди могут вести себя неестественно, поскольку знают, что они наблюдаются.
- Вовлекает исследователей в запись поведения, которое они можно увидеть. Преимущество: предоставление богатых качественных данных. Недостаток: без использования записывающее оборудование. Например, наблюдая за детьми, играющими со своими новые игрушки, полевые наблюдения или обзоры.
- Включенное наблюдение предполагает активное участие наблюдателя. Включенное наблюдение бывает двух типов. участники осознают, что за ними наблюдают которое называется открытым включенным наблюдением и другие, когда участники не знают, что они наблюдение, которое называется явным участником наблюдение.
- Преимущества . Исследователь, способный быть честным с группой в явном виде включенное наблюдение. . Скрытое включенное наблюдение может быть единственным способом собирать информацию о незаконной деятельности. . Незнание того, что за ними наблюдают, позволяет избежать «эффект наблюдателя». Недостатки . Может потерять объективность и стать предвзятым.
- . Если исследователь «под прикрытием», он должен быть очень скрытным о его исследованиях. . Исследователь может повлиять на происходящее.
- Наблюдение без участия предполагает наблюдение участников без активного участия. Преимущества . Участники склонны действовать более реалистично. . Исследователь не имеет никакого влияния на ситуацию. Недостатки . Наблюдатель может не понять, что происходит. . Сложнее найти или подтвердить гипотезу без воздействовать на участников.
- Наблюдение — важный метод получения данных коллекция. Существуют различные типы наблюдения. Тем не менее, имеет ограничения, которые необходимо преодолеть, дополнив другими исследованиями такие методы, как опрос участников и использование эксперименты.
Реклама
Натуралистическое наблюдение | Определение, руководство и примеры
Опубликован в 10 февраля 2022 г. к Прита Бхандари. Отредактировано 13 марта 2023 г.
Натуралистическое наблюдение — это метод качественного исследования, при котором вы записываете поведение испытуемых в реальных условиях. Вы избегаете вмешательства или влияния на какие-либо переменные в натуралистическом наблюдении.
Вы можете думать о натуралистическом наблюдении как о «людях, наблюдающих» с определенной целью.
ПримечаниеЕстественные наблюдения — это один из методов исследования, который можно использовать для планирования исследования методом наблюдения. Другим распространенным типом наблюдения является контролируемое наблюдение . В этом случае исследователь наблюдает за участником в контролируемой среде (например, в лаборатории). Наблюдатель контролирует большинство переменных и обеспечивает структурное наблюдение за участниками (например, путем кодирования определенного поведения).
Содержание
- Что такое натуралистическое наблюдение?
- Типы методов натуралистического наблюдения
- Как собирать данные
- Выборка данных
- Преимущества натуралистического наблюдения
- Недостатки натуралистического наблюдения
- Часто задаваемые вопросы о натуралистическом наблюдении
Что такое натуралистическое наблюдение?
В ходе натуралистических наблюдений вы изучаете своих испытуемых в их собственной среде, чтобы изучить их поведение без какого-либо внешнего влияния или контроля. Это исследовательский метод, используемый в полевых исследованиях.
Традиционно натуралистические наблюдения использовались исследователями животных, психологами, этнографами и антропологами. Естественные наблюдения полезны в качестве подхода к выдвижению гипотез, потому что вы собираете богатую информацию, которая может вдохновить на дальнейшие исследования.
Пример: натуралистическое наблюдение в зоологии. В 1930-х годах зоолог Конрад Лоренц ввел знаменитый термин «импринтинг», который описывает критический период обучения животных. Он придумал эту идею, наблюдая за вылупляющимися утятами и гусятами, а затем делая подробные записи об их поведении.Основываясь на своих натуралистических наблюдениях, он полагал, что эти птицы импринтировались на первого потенциального родителя в их окружении, и они быстро научились следовать за ними и их действиями.
Позже он разработал эксперименты для проверки гипотезы и нашел явное подтверждение своей теории.
Естественные наблюдения особенно ценны для изучения поведения и действий, которые невозможно воспроизвести в контролируемых лабораторных условиях.
Поле | Пример |
Развитие ребенка | Вы отслеживаете развитие речи ребенка в естественной среде, в собственном доме, с помощью устройства для записи звука. |
Исследования потребителей | Вы изучаете, как покупатели продовольственных товаров перемещаются по магазину и делают покупки по-разному после изменения планировки. |
Спортивная психология | Вы триангулируете отчеты об употреблении наркотиков среди спортсменов с помощью личных наблюдений. |
Типы натуралистических методов наблюдения
Натуралистические наблюдения могут быть:
- Скрыто или явно: Вы либо скрываете, либо раскрываете свою личность в качестве наблюдателя участникам, за которыми вы наблюдаете.
- Участник или неучастник: Вы сами участвуете в деятельности или поведении или наблюдаете со стороны.
Существует четыре основных способа использования натуралистических наблюдений.
Включенное наблюдение | Невключенное наблюдение | |
---|---|---|
Скрытое наблюдение | Субъекты не подозревают, что вы наблюдаете за ними, потому что сообщение им может повлиять на их поведение. Вы также погружаетесь в деятельность, которую исследуете сами. | Вы не сообщаете и не показываете участникам, что наблюдаете за ними. Вы наблюдаете за участниками на расстоянии, не вовлекаясь в них. |
Пример: Вы изучаете организационную практику в небольших стартапах, присоединившись к ним в качестве сотрудника. Вы не раскрываете, что являетесь исследователем, и тайно делаете заметки о поведенческих данных. | Пример: Вы делаете видеозаписи занятий в классе, чтобы учиться в качестве наблюдателя. Участники не знают, что за ними наблюдают, потому что камеры расположены незаметно. | |
Открытое наблюдение | Вы сообщаете или даете понять участникам, что наблюдаете за ними. Вы также участвуете в деятельности, которую исследуете сами. | Участники знают, что вы наблюдаете за ними. Вы наблюдаете за участниками на расстоянии, не вовлекаясь в них. |
Пример: Вы присоединяетесь к стартапу в качестве стажера и проводите там исследования для своей диссертации. Вы участвуете в организации, изучая их организационную практику со всеобщим знанием. | Пример: Вы присоединяетесь к классу и изучаете поведение учеников, не участвуя в этом сами. Вашим участникам ясно, что вы за ними наблюдаете. |
Важно отметить, что все это происходит в естественных условиях, а не в условиях экспериментальной лаборатории. Хотя вы можете активно участвовать в некоторых видах наблюдений, вы воздерживаетесь от влияния на других или чрезмерного вмешательства в действия, за которыми наблюдаете.
Предотвращение плагиата. Запустите бесплатную проверку.
Попробуй бесплатноКак собирать данные
Вы можете использовать различные методы сбора данных для натуралистических наблюдений.
Аудиовизуальные записи
В настоящее время принято собирать наблюдения с помощью аудио- и видеозаписей, чтобы вы могли вернуться к ним на более позднем этапе или поделиться ими с другими обученными наблюдателями. Лучше всего размещать эти записывающие устройства незаметно, чтобы они не отвлекали ваших участников. Это может привести к эффекту Хоторна, когда участники меняют свое поведение, как только узнают, что их записывают.
Однако убедитесь, что вы получили информированное согласие (в письменном формате ) от каждого участника до их записи.
Пример: аудиовизуальные записи. Вы размещаете видеокамеры на школьной площадке, чтобы изучить частоту и тип взаимодействия детей со сверстниками с течением времени. Вы должны убедиться, что эти камеры находятся вне поля зрения, чтобы ваши испытуемые не обращали на них внимания.Ведение заметок
Вы можете делать заметки во время натуралистических наблюдений. Запишите все, что кажется вам релевантным или важным для вас, исходя из темы вашего исследования и интересов, неструктурированным образом.
Пример: Ведение заметок Вы наблюдаете за социальными взаимодействиями и употреблением алкоголя в баре колледжа и делаете заметки. Вы записываете свое восприятие уровня потребления пива испытуемыми, громкости и частоты их речи, их общего поведения и всего остального, что бросается в глаза.Счетчик
Если вы изучаете конкретное поведение или события, часто полезно подсчитывать частоту их появления в течение определенного периода времени. Вы можете использовать подсчет, чтобы легко записывать каждый случай, который вы наблюдаете в данный момент.
Пример: подсчет. Вы сосредотачиваетесь на наблюдении за четырьмя студентами колледжа, в частности, в баре колледжа. Вы изучаете их поведение, связанное с употреблением алкоголя, и записываете, сколько напитков они выпивают за одно посещение.Выборка данных
Существует много информации, которую вы можете собрать, проводя исследования в естественной, неконтролируемой среде. Чтобы упростить сбор данных, вы часто будете использовать выборку данных.
Выборка данных позволяет сузить область записи данных до определенного времени или события.
Выборка времени
Вы записываете наблюдения только в определенное время. Эти временные интервалы могут быть выбраны случайным образом (например, в 8:03, 10:34, 12:51) или систематически (например, каждые 2 часа). Вы записываете, происходит ли интересующее вас поведение в эти периоды времени.
Пример: временная выборка. Вы наблюдаете за социальным поведением детей в классе. Вы систематически наблюдаете и записываете все социальное поведение в течение 5 минут каждые 2 часа в течение нескольких дней.Выборка событий
Вы записываете наблюдения только тогда, когда происходят определенные события. Вы можете использовать подсчет, чтобы отметить частоту события, или делать заметки каждый раз, когда вы видите, что событие происходит.
Пример: выборка событий. Вы фокусируетесь на кооперативном поведении восьмилетних детей в классе. Во время групповых занятий вы наблюдаете и делаете заметки каждый раз, когда сталкиваетесь с социальным поведением детей.Преимущества натуралистического наблюдения
Естественные наблюдения — ценный инструмент из-за его гибкости, внешней валидности и пригодности для исследовательских тем, которые нельзя изучать в лаборатории.
Гибкость
Поскольку натуралистическое наблюдение не является экспериментальным методом, вы не обязаны соблюдать строгие процедуры. Вы можете избежать использования жестких протоколов, а также изменить свои методы на полпути, если вам нужно.
Экологическая достоверность
Естественные наблюдения имеют особенно высокую экологическую достоверность, потому что вы используете реальную среду вместо лабораторных. Люди не всегда ведут себя одинаково в лаборатории и за ее пределами. Ваши участники ведут себя более аутентично, когда не знают, что за ними наблюдают, что снижает риск эффекта Хоторна.
Инновация
Естественные наблюдения помогают вам изучать темы, которые вы не можете изучать в лаборатории по этическим соображениям. Вы также можете использовать технологию для записи разговоров, поведения или другого шума, если у вас есть согласие или это допустимо с этической точки зрения.
Недостатки натуралистического наблюдения
К недостаткам натуралистического наблюдения относятся отсутствие научного контроля, этические соображения и возможность предвзятости со стороны наблюдателей и испытуемых.
Отсутствие контроля
Поскольку вы проводите исследования в естественной среде, вы не можете контролировать настройки или какие-либо переменные. Без этого контроля вы не сможете делать выводы о причинно-следственных связях. Возможно, вы также не сможете воспроизвести свои выводы в другом контексте, с другими людьми или в другое время.
Большинство людей не хотят, чтобы за ними наблюдали в течение дня без их явного согласия или осознания. Важно всегда уважать конфиденциальность и стараться быть ненавязчивым. Также лучше использовать натуралистические наблюдения только в публичных ситуациях, когда люди ожидают, что они не будут одни.
Примечание: Не записывайте людей без получения письменного информированного согласия до начала наблюдений.Предвзятость наблюдателя
Поскольку вы собираете данные косвенно, всегда существует риск предвзятости наблюдателя при натуралистических наблюдениях. Ваше восприятие и интерпретация поведения могут зависеть от вашего собственного опыта и неточно отражать правду. Этот тип смещения особенно вероятен при использовании методов включенного наблюдения.
Предвзятость субъекта
Когда вы наблюдаете за объектами в их естественной среде, они иногда могут осознавать, что за ними наблюдают. В результате они могут изменить свое поведение, чтобы действовать более социально желательными способами, чтобы подтвердить ваши ожидания, или восприятие высоких или низких ожиданий может вызвать эффект Пигмалиона.
Часто задаваемые вопросы о натуралистических наблюдениях
Вы можете использовать несколько тактик, чтобы свести к минимуму предвзятость наблюдателя.
- Используйте маскировку (ослепление) , чтобы скрыть цель вашего исследования от всех наблюдателей.
- Триангулируйте ваши данные с помощью различных методов или источников сбора данных.
- Используйте несколько наблюдателей и обеспечьте надежность между станциями.
- Обучите ваших наблюдателей, чтобы убедиться, что между ними постоянно записываются данные.
- Стандартизируйте процедуры наблюдения, чтобы они были структурированными и четкими.
Предвзятость социальной желательности — это склонность участников интервью давать ответы, которые будут благосклонно восприняты интервьюером или другими участниками. Это происходит во всех типах интервью и опросов, но чаще всего в полуструктурированных интервью, неструктурированных интервью и фокус-группах.
Предвзятость социальной желательности можно смягчить, обеспечив участникам непринужденность и удобство при обмене мнениями. Обязательно обращайте внимание на собственный язык тела и любые физические или словесные сигналы, такие как кивание или расширение глаз.
Этот тип предвзятости также может проявляться в наблюдениях, если участники знают, что за ними наблюдают. Соответственно они могут изменить свое поведение.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.