Задание 20. Лексические нормы. Вариант 3
Готовимся к ЕГЭ. Задание 20. Лексические нормы.
Вариант 3
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
С водителями автоколонны была прочитана беседа о недопустимости курения и разговора по телефону при работе на линии.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня.
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Чтобы увеличить уровень гемоглобина в крови, нужно откорректировать питание.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть и повреждены трансформаторы.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Это событие, произошедшее ранней весной, сыграло большое значение в дальнейшей жизни героя.
8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Все присутствующие изъявили согласие узнать эту историю, или, как выразился почтмейстер, презанимательную для писателя в некотором роде поэму.
9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Она была, видимо, не прочь продвинуться еще дальше, но устройство прибора не позволяло ей предвещать хорошую погоду более настойчиво.
10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
Ответы
1. Проведена
2. Противопоставлена
3. Доля
4. Повысить
5. Из-за
6. Принципу
7. Имело или роль
8. Желание
9. Предсказывать
10. Мнения
ЕГЭ 2019. Задание 6
Данное задание вызывает у выпускников трудности.
Задание 6 в экзаменационных материалах 2019 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.
В качестве основы для лингвистического материала задания 6 будут взяты основные виды речевых ошибок (табл. 4), представленные в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.
Таблица 4
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности (вместо средства). Автор увеличивает впечатление. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. |
9 |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
Исключение |
Замена |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. Ответ: __________________________. |
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: __________________________. |
(Ответ: необычный) |
(Ответ: потерпели) |
Методика работы на уроках русского языка по предупреждению речевых ошибок должна основываться, во-первых, на распознавании ошибок различных типов и, во-вторых, на их устранении (с помощью специальных приемов). Причем сам этап распознавания ошибки должен строиться на понимании семантического противоречия, спровоцированного ошибкой в данном предложении. Это означает, что работа с заданием 20 не должна сводиться только к требованию исправить ошибку. Выполнение этого задания потребует особого алгоритма его выполнения: найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки) → распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности) → если это ошибка, исправь ее.
В целом следует говорить о создании на уроке проблемной ситуации, которая будет эффективной только в том случае, если ученики хорошо ее понимают, убеждены в необходимости разрешения проблемы. Важно, чтобы поставленная проблема была обусловлена и подготовлена ходом урока, логикой работы над новым материалом. В противном случае проблемная постановка задачи из эффективного, развивающего фактора может превратиться в фактор, тормозящий учебную деятельность учащихся.
Речевая избыточность (плеоназм и тавтология).
Плеоназм (от греч. «излишество») — один из видов многословия, тот случай, когда уточняющие слова не несут никакой смысловой нагрузки. Вот примеры из школьных сочинений: «Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души». А вот цитата из детективного романа: «Их предводитель умер, и они выбрали нового из числа живущих». А эту фразу мы услышали в одной радиопередаче: «У Светланы десять братьев, и все как один парни».
В следующих словосочетаниях русское слово и иностранное дублируют друг друга (подобные ошибки встречаются особенно часто): «страсть к графомании», «памятные сувениры» (сувенир — французское слово, означающее «подарок на память»), «необычный феномен», «биография жизни», «в конечном итоге», «ведущий лидер» и т.д. Мы, не задумываясь, употребляем такие словосочетания, как «ценные сокровища», «топтать ногами». А ведь это тоже плеоназм.
Но необходимо помнить, что в современном языке существуют словосочетания, которые перестали быть плеоназмами, например «монументальный памятник». Прилагательное «монументальный» (от «монумент» — «памятник») обрело новое значение: «внушительных размеров».
Тавтология возникает тогда, когда рядом оказываются однокоренные слова. Тавтология — это «масло масляное». «Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из далекой Монголии». «На этой неделе в Московской области ожидаются сильные снегопады, и выпадет много снега». Впрочем, в художественной и публицистической речи тавтология может быть выразительным средством. «Живой как жизнь», «Крайности Крайнего Севера», «Случаен ли несчастный случай?» «Позвольте вам этого не позволить!»
В некоторых случаях проблему тавтологии разрешить не удается: русский язык не знает подходящих синонимов, например, «словарь иностранных слов», «загадать загадку», «постелить постель».
Речевая недостаточность.
Нередко у пишущего человека мысль опережает слово. И автор пропускает некоторые слова, а то и целые фрагменты текста, необходимые для выражения мысли. Читатель же с трудом понимает написанное, или понимает неправильно, или не понимает вовсе.
«В старом клубе открылся дом быта, в ремонт принимаются все виды услуг». «Граждане! Берегите мусоропровод, это ваш дом, в котором вы живете!» «В этом травмпункте делают только срочные переломы». «Детей надо приводить чистыми, опрятными, подстриженными, с запасным бельем и инициалами». «Никто не гарантирован от недуга. И пусть станет больше людей, которые могут сказать: «Спасибо, доноры!» «Легко и изящно проводят свои выступления Екатерина Символокова (жонглер на лошади) и Яна Кудрявцева (дрессированная собачка)». «Была организова¬на выставка работ из природного материала воспитателей, родителей и детей». «Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете их съесть на ужин!»
Друзья, не забывайте, что «поспешишь — людей насмешишь», причем «насмешишь» в лучшем случае. Поэтому всегда проверяйте написанное помногу раз, будьте внимательны и побольше читайте.
Тренировочное задание 1. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.
1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе, приняло ложное направление.
2. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.
3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан.
4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел.
5. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем.
6. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
7. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.
8. Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело.
9. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки.
10. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.
11. Толпа людей ворвалась в здание.
Тренировочное задание 2. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если это необходимо.
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями.
3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод.Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.
4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки.
5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.
6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть внимательными, предупредительными, чуткими.
7. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки.
8. Какой же судья захочет быть подсудимым? (заголовок газетной статьи)
9. Быстрое экономическое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важнейших торговых путей.
10. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 1
1. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.
12. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.
Тренировочное задание 3. Устраните тавтологию, используя синонимы.
1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.
2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.
3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.
4. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.
5. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
6. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.
7. В процессе тиснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках.
8. Проходят мимо станции товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
9. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре весь был охвачен огнем.
10. Следует отметить в данной работе следующий недостаток: раскрываемая тема не до конца раскрыта в работе.
Тренировочное задание 4. Где, при каких обстоятельствах могли быть произнесены эти фразы и что они означают?
1. Загибайте хвост к выходу!
2. Выбейте мне мозги!
3. Вам разрешено жить еще только одни сутки. После этого ничем помочь не смогу.
4. Гаврилов был в красивой комбинации.
P.S.В данном материале были использованы разработки открытого лицея «ВЗМШ» при МГУ им. М.В.Ломоносова/
Тесты для отработки навыков.
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Работодатель должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подает руку, обернутую в стерильную бумажку.
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Не курите сами, так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Как сообщает печатная пресса, за 9 месяцев 2006 года поездами дальнего следования воспользовались 2 млн. 276 тыс. человек, поездами пригородного сообщения – 945 тыс. человек.
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Бассейн реки Чусовой в течение несколько столетий служил кровавой ареной, на которой кипела самая ожесточенная борьба местных аборигенов с безвестными пришельцами.
8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Добросовестно занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему друзей.
9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
У неё были мягкие черты лица, и, когда мы принимали какое-нибудь решение, её глаза и улыбка вспыхивали, словно ей преподнесли бесплатный подарок.
10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на произвол судьбы.
12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На сцену вышла молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась.
13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок.
14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет исповедь героя перед своей смертью.
15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней войне.
16. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе.
17. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В поезде князь впервые знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние.
18. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.
19. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Нагульнов в два прыжка очутился у амбара, ударом сжатого кулака сшиб стоявшего на порожке парня, резко захлопнул дверь и крепко прислонился к ней спиною.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.
21. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
С водителями автоколонны была прочитана беседа о недопустимости курения и разговора по телефону при работе на линии.
22. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.
23. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.
24. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Чтобы увеличить уровень гемоглобина в крови, нужно откорректировать питание.
25. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть и повреждены трансформаторы.
26. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
27. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Это событие, произошедшее ранней весной, сыграло большое значение в дальнейшей жизни героя.
28. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Все присутствующие изъявили согласие узнать эту историю, или, как выразился почтмейстер, презанимательную для писателя в некотором роде поэму.
29. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Она была, видимо, не прочь продвинуться ещё дальше, но устройство прибора не позволяло ей предвещать хорошую погоду более настойчиво.
30. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
Благодарим Наталью Георгиевну Харланову за предоставленный материал.
Тренажер «Лексические ошибки». Задание 6.
Автор: Н.Т.Морозова
То, что вы говорите о других, многое говорит о вас, как показывают исследования — ScienceDaily .
«Ваше восприятие других так много говорит о вашей собственной личности», — говорит Дастин Вуд, доцент психологии в Уэйк Форест и ведущий автор исследования, о своих выводах. Попросив участников исследования оценить положительные и отрицательные характеристики всего трех человек, исследователи смогли узнать важную информацию о благополучии, психическом здоровье, социальных установках оценщика и о том, как его оценивают другие.
Исследование опубликовано в июльском номере Journal of Personality and Social Psychology . Питер Хармс из Университета Небраски и Симин Вазире из Вашингтонского университета в Сент-Луисе выступили соавторами исследования.
Исследователи обнаружили, что склонность человека описывать других в положительном ключе является важным показателем позитивности его собственных личностных качеств. Они обнаружили особенно сильную связь между позитивным суждением о других и тем, насколько восторженным, счастливым, добросердечным, вежливым, эмоционально стабильным и способным человек описывает себя и как его описывают другие.
«Наблюдение за другими позитивно раскрывает наши собственные положительные черты, — говорит Вуд.
Исследование также показало, что то, насколько положительно вы смотрите на других людей, показывает, насколько вы удовлетворены своей жизнью и насколько вы нравитесь окружающим.
Напротив, негативное восприятие других связано с более высоким уровнем нарциссизма и антиобщественного поведения. «Огромный набор негативных черт личности связан с негативным отношением к другим», — говорит Вуд. «Простая склонность видеть людей в негативном свете указывает на большую вероятность депрессии и различных расстройств личности». Учитывая, что негативное восприятие других может лежать в основе некоторых расстройств личности, поиск методов, позволяющих людям смотреть на других более позитивно, может способствовать прекращению моделей поведения, связанных с несколькими различными расстройствами личности одновременно, говорит Вуд.
Это исследование показывает, что, когда вы просите кого-то оценить личность конкретного коллеги или знакомого, вы можете узнать столько же о оценщике, дающем описание личности, сколько и о человеке, которого он описывает. Уровень негативности, который оценщик использует при описании другого человека, может действительно указывать на то, что другой человек обладает отрицательными характеристиками, но также может указывать на то, что оценщик несчастен, неприятный, невротик или обладает другими отрицательными чертами личности.
Оценщики в исследовании состояли из друзей, оценивающих друг друга, первокурсников колледжа, оценивающих других, которых они знали в своих общежитиях, и членов братства и женского общества, оценивающих других в своей организации. Во всех выборках участники оценивали реальных людей, и было обнаружено, что положительность их оценок связана с собственными характеристиками участника.
Оценивая оценщиков и то, как они снова оценивали своих сверстников год спустя, Вуд обнаружил убедительные доказательства того, что то, насколько позитивно мы склонны воспринимать других в нашем социальном окружении, является очень стабильной чертой, которая существенно не меняется с течением времени.
Большая пятерка личностных черт
Обзор
Большую пятерку личностных черт можно резюмировать следующим образом:
- Нейротизм — Склонность легко испытывать неприятные эмоции, такие как тревога, гнев или депрессия.
- Экстраверсия — Энергия, напористость и склонность к поиску стимуляции и компании других.
- Приятие — склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим.
- Добросовестность — Склонность проявлять самодисциплину, действовать послушно и стремиться к достижению.
- Открытость к опыту — Оценка искусства, эмоций, приключений и необычных идей; образный и любопытный.
Эти черты обычно измеряются в виде процентилей со средней оценкой 50%; так, например, рейтинг Сознательности в 80-м процентиле указывает на чувство ответственности и упорядоченности выше среднего, в то время как рейтинг Экстраверсии в 5-м процентиле указывает на исключительную потребность в уединении и тишине.
Происхождение
В 1936 году Гордон Олпорт и Х. С. Одберт выдвинули гипотезу, что индивидуальные различия, которые являются наиболее заметными и социально значимыми в жизни людей, в конечном итоге будут закодированы в их языке; чем важнее такое различие, тем больше вероятность того, что оно будет выражено одним словом.
Это утверждение стало известно как лексическая гипотеза.
Терапевты готовы оказать вам помощь при депрессии, беспокойстве или других проблемах психического здоровья
Исследуйте свои варианты сегодня
Олпорт и Одберт проработали два самых полных словаря английского языка, доступных в то время, и извлекли 18 000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они извлекли 4500 прилагательных, описывающих личность, которые, по их мнению, описывают наблюдаемые и относительно постоянные черты.
В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал новые компьютерные технологии для анализа списка Олпорта-Одберта. Он разбил список на 181 кластер и попросил испытуемых оценить людей, которых они знали, по прилагательным в списке. Используя факторный анализ, Кеттелл сгенерировал двенадцать факторов, а затем включил четыре фактора, которые, по его мнению, должны были появиться. Результатом стала гипотеза о том, что люди описывают себя и друг друга в соответствии с шестнадцатью различными независимыми факторами.
Взяв за основу эти шестнадцать факторов, Кеттелл разработал личностный опросник 16PF, который до сих пор используется университетами и предприятиями для исследований, отбора персонала и тому подобного. Хотя последующие исследования не смогли воспроизвести его результаты, и было показано, что он сохранил слишком много факторов, текущий 16PF учитывает эти результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году У. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что пяти факторов будет достаточно.
Перерыв в исследованиях
В течение следующих семнадцати лет изменяющийся дух времени затруднял публикацию исследований личности. Социальные психологи утверждали, что поведение не стабильно, а меняется в зависимости от контекста, поэтому предсказать поведение с помощью личностного теста невозможно. Они также утверждали, что характер или личность — это то, что люди навязывают людям, чтобы поддерживать иллюзию постоянства в мире. Кроме того, Уолтер Мишель в своей книге 1968 года Psychological Assessment , утверждал, что личностные тесты не могут предсказать поведение с корреляцией более 0,3.
Приблизительно в 1980 году исследования личности вошли в современную эпоху благодаря трем разработкам: персональным компьютерам, статистическому агрегированию и Большой пятерке.
Персональные компьютеры
До появления персональных компьютеров психологам, желающим проводить крупномасштабный статистический анализ, приходилось арендовать доступ к мейнфрейму. Однако, как только персональные компьютеры станут широко доступными, они смогут выполнять эту работу на своих настольных компьютерах. Поэтому любой может легко пересмотреть список Олпорта-Одберта. Оставался вопрос, почему они это делают, учитывая, что, казалось бы, уже установлено, что личность является иллюзией.
Утверждалось, что психологи личности рассматривали поведение с неправильной точки зрения. Вместо того, чтобы пытаться предсказать отдельные случаи поведения, что было ненадежно, считалось, что исследователи должны попытаться предсказать модели поведения. В результате корреляция взлетела с 0,3 до 0,8, и казалось, что «личность» действительно существует. Социальные психологи до сих пор утверждают, что мы навязываем миру постоянство, но с помощью статистического агрегирования можно показать, что на самом деле последовательности больше, чем считалось раньше.
Большая пятерка
В 1981 году на симпозиуме в Гонолулу четыре выдающихся исследователя (Льюис Голдберг, Наоми Такамото-Чок, Эндрю Комри и Джон М. Дигман) рассмотрели имеющиеся на тот момент личностные тесты и решили, что большинство из них многообещающие тесты, казалось, измеряли подмножество пяти общих факторов, как это обнаружил Норман в 1963 году. была разработана модель, в которой утверждается, что личность может быть описана с помощью пяти дескрипторов черт совокупного уровня.
Хотя многие исследователи личности построили свои собственные модели, когда они разговаривают друг с другом, они обычно переводят свою модель в модель, предложенную Норманом в 1963 году.
Факторы
сочинения доктора Джона А. Джонсона.)
Нейротизм или (обратно) эмоциональная устойчивость
Нейротизм — это фактор, определяющий уровень эмоциональной стабильности человека и его эмоциональные реакции на раздражители. Тем, у кого высокий балл по невротизму, не чужды тревога, гнев или депрессия, и они, вероятно, регулярно испытывают некоторые из этих эмоций. Проще говоря, те, у кого высокий балл по невротизму, как правило, более эмоционально реактивны, а те, кто набирает меньше баллов, как правило, менее эмоционально реактивны.
Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, эмоционально реактивны, склонны к интенсивным реакциям на стимулы, на которые другие люди с низким уровнем невротизма не склонны реагировать. Эти вспышки могут постепенно подрывать способность человека логически мыслить, легкомысленно принимать сложные решения и эффективно справляться со стрессом. Люди с высоким уровнем невротизма склонны вести себя негативно, усугубляя даже малейшие неудачи и имея постоянное «плохое настроение».
И наоборот, люди с низким уровнем невротизма, как правило, более эмоционально стабильны, менее склонны к вспышкам гнева и обычно считаются более спокойными, чем те, у кого невротизм высок. Хотя нет гарантии, что люди с низким уровнем невротизма будут настроены позитивно (экстраверсия более прямо коррелирует с позитивностью), им может быть легко освободиться от эмоциональных неудач, которые могут вызвать у человека с высоким уровнем невротизма длительное плохое настроение.
Вы, вероятно, знаете о бинарной системе интроверт-экстраверт и о том, где вы находитесь на шкале. Экстраверсия — это фактор, определяющий, как человек взаимодействует с физическим внешним миром.
Экстраверты, или те, кто занимает высокое место по шкале экстраверсий, как правило, обладают позитивным духом «умения». Часто полные энергии, они процветают благодаря социальным взаимодействиям и физическому опыту с миром.
Интроверты или те, кто занимает низкие позиции по шкале экстраверсий, склонны к более непринужденному отношению, им не нужно постоянно участвовать в социальных взаимодействиях. Хотя интроверты менее позитивны, чем экстраверты, следует отметить, что интроверты не всегда застенчивы или подавлены. Скорее, они находят социальную и физическую стимуляцию более подавляющей и предпочитают одиночество, время для обработки эмоций и меньше, но более интимные социальные связи.
Доброжелательность
Доброжелательность измеряет готовность и способность человека участвовать в социальном сотрудничестве. Хотя может показаться, что доброжелательность с самого начала является универсально полезным качеством, это не всегда так. В то время как приятные люди, как правило, положительно воспринимаются своими сверстниками, они также склонны испытывать нерешительность при попытке выполнить сложные или стрессовые задачи.
Покладистые люди понимают ценность ладить с другими. Они склонны придавать первостепенное значение целям и эмоциям других, часто даже выше своих собственных интересов. Дружелюбные, отзывчивые и безжалостно оптимистичные, приятные люди кажутся окружающим надежными и непоколебимо честными.
На другом конце спектра неприятные люди — это те, кто ставит свои интересы выше всего остального. Неприятные люди обычно не заботятся о благополучии других, вместо этого сосредотачиваясь на том, как продвигать свои собственные цели и планы. Они воспринимаются как недружелюбные и отказывающиеся сотрудничать, заботящиеся только о себе и ни о ком другом. Однако не все так плохо, поскольку сосредоточенность Неприятных людей на собственных идеях и целях делает их идеальными в определенных областях, таких как наука, критика, бизнес и военная жизнь.
Сознательность
Сознательность измеряет, как и в какой степени мы можем контролировать свои импульсы. По сути, Сознательность человека определяет, какой успех он может достичь и как лучше всего его добиться.
Люди с высоким рейтингом добросовестности с большей вероятностью лучше контролируют свои импульсы. Хотя они могут показаться жесткими и, возможно, немного скучными, они преуспевают в преследовании и достижении целей благодаря правильному планированию и внутренней мотивации. Они будут держаться подальше от ошибочных решений и будут избегать неприятностей любой ценой. Проблемы у высокосознательных людей возникают, когда планы идут наперекосяк или когда они не соответствуют чрезвычайно высоким (и обычно добровольно установленным) стандартам.
Люди с низким рейтингом Сознательности меньше способны откладывать удовлетворение и, следовательно, более склонны следовать своим импульсам. Хотя это доставляет массу удовольствия на вечеринках и может быть именно тем, что необходимо в ситуациях, когда действие важнее мысли, это также означает, что людьми с низкой Сознательностью будет трудно управлять, и они часто могут попасть в неприятности с авторитетными фигурами.
Открытость к опыту
Открытость к опыту определяет, насколько человек восприимчив к новым идеям и опыту. Тех, кого считают «открытыми опыту», обычно можно охарактеризовать как интеллектуально и художественно любознательных с острым чувством прекрасного. Те, кто открыт для опыта, преуспевают в творческих ролях, и их можно найти в высших эшелонах академических кругов и дизайнерских команд. Однако они, как правило, избегают позиций, требующих соблюдения набора правил и руководящих принципов.
Хотя маловероятно, что кто-то может быть полностью ограниченным, тех, кто не набирает высоких баллов по критериям Открытости к опыту, можно назвать таковыми. «Закрытые» люди склонны иметь несколько общих интересов. Скорее всего, они будут яростными противниками двусмысленности и тонкости, особенно в разговоре, и плохо справляются с переменами. Хотя они, возможно, и не зажигают мир новыми изобретениями, «закрытые» люди демонстрируют лучшие результаты в таких областях, как продажи или работа в полиции, где порядок важнее всего остального.
Одним из наиболее значительных достижений пятифакторной модели стало установление таксономии, демонстрирующей порядок в ранее разбросанном и неорганизованном поле. Например, как чрезвычайно разнородный набор черт, исследование показало, что «личность» (т. Е. Любая из большого числа предполагаемых черт личности) не является предиктором важных критериев.
Однако, используя пятифакторную модель в качестве таксономии для группировки огромного количества непохожих личностных черт, психологи Баррик и Маунт использовали метаанализ предыдущих исследований, чтобы показать, что на самом деле существует много значимых корреляций между личностными чертами человека. пятифакторная модель и производительность труда на многих работах. Их самым убедительным открытием было то, что психометрическая добросовестность предсказывала производительность во всех изученных семействах профессий. В этом есть смысл, поскольку очень трудно представить работу, где при прочих равных условиях высокая Сознательность не является преимуществом.
Научные выводы
С 1990-х годов, когда психологи постепенно пришли к единодушному мнению в пользу «Большой пятерки», число исследований, связанных с этими личностными чертами, растет. Существование каждого из них было подтверждено кросс-культурным исследованием людей за пределами западных стран, и все они демонстрируют влияние как наследственности, так и факторов окружающей среды (примерно в равной пропорции).
Было обнаружено, что оценки человека по пяти факторам меняются со временем. С возрастом наблюдается увеличение доброжелательности и добросовестности. И наоборот, Экстраверсия, Нейротизм и Открытость обычно уменьшаются с возрастом человека.
Полы демонстрируют различия в показателях «Большой пятерки» в разных культурах, при этом женщины набирают более высокие баллы как в областях приятности, так и в области невротизма. (Простой факт обнаружения половых различий сам по себе не свидетельствует о том, что полы врожденно различны по характеру, хотя это возможно.)
Индивидуумы также различаются, если рассматривать их по порядку рождения; Фрэнк Дж. Саллоуэй собрал доказательства того, что порядок рождения коррелирует с личностными чертами: первенцы статистически более сознательны, более социально доминируют, менее приятны и менее открыты для новых идей по сравнению с теми, кто родился позже.
Недавняя работа также обнаружила взаимосвязь между культурными факторами Герта Хофстеде, Индивидуализмом, Дистанцией власти, Мужественностью и Избеганием неопределенности со средними показателями Большой пятерки по стране. Например, степень, в которой страна ценит индивидуализм, коррелирует с ее средней экстраверсией, в то время как люди, живущие в культурах, допускающих большое неравенство в своих структурах власти, как правило, имеют несколько более высокие баллы по добросовестности. Причины этих различий неизвестны, но область остается активной с точки зрения исследований.
Слабые стороны
Несмотря на то, что было проведено большое количество исследований Большой Пятерки, относительно небольшое количество исследований было опубликовано в обобщенной форме. Большинство исследований появляются в научных журналах относительно некомпилированными. Для лучшего понимания «Большой пятерки» необходимо быть в курсе литературы, которая может ограничивать полное понимание для случайных читателей.
У Большой пятерки есть и другие слабости. Первый из них заключается в том, что пять факторов не полностью «ортогональны» друг другу; то есть пять факторов не являются независимыми. Отрицательные корреляции часто появляются между невротизмом и экстраверсией, например, указывая на то, что те, кто более склонен испытывать негативные эмоции, как правило, менее разговорчивы и общительны.
Еще одна слабость состоит в том, что Большая пятерка не объясняет всю человеческую личность. Некоторые психологи не согласны с этой моделью именно потому, что считают, что она игнорирует другие черты личности, такие как:
- Религиозность
- Манипулятивность
- Честность
- Сексуальность
- Бережливость
- Консервативность
- Мужественность/Женственность
- Снобизм
- Чувство юмора
Были обнаружены корреляции между этими факторами и Большой Пятеркой, такие как хорошо известная обратная связь между политическим консерватизмом и Открытостью, хотя различия в этих чертах не полностью объясняются самими Пятью Факторами.
Кроме того, методология, используемая для исследования этих явлений (факторный анализ), не имеет хорошо обоснованной, общепризнанной научной или статистической основы для выбора среди решений с разным количеством факторов. То есть пятифакторное решение является выбором аналитика, по крайней мере, в некоторой степени. На самом деле в основе этих пяти факторов может лежать большее количество факторов, и набор данных этих переменных может быть включен в более простые модели. Это привело к спорам об «истинном» количестве факторов. Многие исследователи и практики критикуют эти пять факторов как слишком широкие для прикладной работы. В неопубликованном исследовании Голдберг (исследователь, придумавший термин «Большая пятерка») обнаружил, что 16-факторное решение Кеттелла обладает большей прогностической силой, чем пять факторов, даже когда количество предикторов контролируется с помощью выборки перекрестной проверки для оценки прогноза. конкурирующих регрессионных моделей (16 переменных против 5).
Еще одна слабость Большой пятерки заключается в том, что они полагаются на анкеты самоотчетов для измерения; С предвзятостью самоотчетов и фальсификацией ответов невозможно полностью справиться. Это становится особенно важным при рассмотрении вопроса о том, почему оценки могут различаться между отдельными людьми или группами людей — различия в оценках могут представлять собой подлинные лежащие в основе личностные различия или они могут быть просто артефактом того, как испытуемые отвечали на вопросы.
Последняя слабость «Большой пятерки» и критика, которая часто была направлена на нее, заключается в том, что она не основана ни на какой лежащей в ее основе теории; это просто эмпирический вывод о том, что определенные дескрипторы группируются вместе при факторном анализе. Хотя это не означает, что этих пяти факторов не существует, лежащие в их основе причины неизвестны. Например, нет теоретического обоснования того, почему поиск ощущений и общительность предсказывают общую экстраверсию; это область для будущих исследований.
NEO PI-R (тот же, переработанный) представляет собой психологический опросник личности; 240-анкетный показатель пятифакторной модели: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.
Кроме того, тест измеряет шесть второстепенных параметров каждого из «Большой пятерки» личностных факторов.
Тест был разработан Полом Т. Коста-младшим и Робертом Р. МакКрэем для взрослых (18+) мужчин и женщин без явной психопатологии.
Дальнейшие исследования
Текущие исследования концентрируются на трех областях.
- Верны ли пять факторов? Попытки воспроизвести «Большую пятерку» в других странах с помощью местных словарей в одних странах увенчались успехом, а в других — нет. Например, у венгров явно отсутствует открытость опыту. Конечно, есть, говорят другие, проблема в том, что язык не обеспечивает достаточного разнообразия связанных терминов для надлежащего статистического анализа. Кто-то нашел семь факторов, кто-то только три.
- Какие факторы предсказывают что? Результаты работы лидеров и продавцов уже были измерены, и в настоящее время проводятся исследования по расширению списка профессий. Есть также множество жизненных результатов, на которые, как показывают предварительные исследования, влияет личность, например, курение (прогнозируемое высокими баллами по невротизму и низкими баллами по доброжелательности и добросовестности) и интерес к различным видам музыки (в значительной степени опосредованный открытостью).