Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мораль это правила доброго интеллектуального ответственного поведения: Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных. Мораль — это правила (доброго, интеллектуального,

Тест по обществознанию Человек славен добрыми делами 6 класс

Тест по обществознанию Человек славен добрыми делами для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Нравственные основы жизни.

1 вариант

1. Найдите термин, которому наиболее соответствует опреде­ление: «всё, что способно удовлетворять потребности людей, приносить людям пользу».

1) благо
2) гуманизм
3) любовь
4) милосердие

2. Закончите предложение правильно.

Добрым называют человека, который

1) хорошо учится и ведёт себя
2) выполняет требования учителя
3) помогает тому, кто слабее его
4) ответственно относится к любому делу

3. Дополните приведённый перечень: этикет, правила дорожного движения, религиозные нормы, __________.

1) санкции
2) мораль
3) добро
4) манеры

4. Золотое правило нравственности гласит

1) «Худой мир лучше доброй ссоры»
2) «Слово — серебро, молчание — золото»
3) «Поспешишь — людей насмешишь»
4) «Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе»

5. В какой ситуации человек сделал доброе дело?

1) Стараясь помочь маме, Катя собрала бумажки и выбро­сила их за дверь.
2) Костя подарил другу на день рождения игрушечный ав­томобиль, который взял из коллекции дедушки без раз­решения.
3) Молодой человек преподнёс девушке ветку сирени, ко­торую сломал в соседском саду.
4) Сережа забыл дома тетрадь с домашней работой, но стар­ший брат прибежал: в школу и принес её.

6. Какое из названных чувств мы в первую очередь назовем добрым?

1) милосердие
2) чувство ответственности
3) чувство удовлетворения
4) чувство долга

7. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Мораль — это правила (доброго, интеллектуального, ответственного) поведения. (Ритуалы, нормы, обычаи) __________ морали выполняют важную роль в обществе. Они __________ (подчиняют, регулируют, украшают) жизнь людей на основах взаимной поддержки и добра.

8.

Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1)Легко ответить на вопрос: «С чего начинается доброта?» (2)Доброта начинается с заботы о близких людях. (3)По­могая близким, мы накапливаем опыт добрых дел.

2 вариант

1. Найдите термин, которому наиболее соответствует опреде­ление: «всё хорошее и полезное; всё, что защищает и под­держивает жизнь».

1) благо
2) человеколюбие
3) гуманизм
4) добро

2. Закончите предложение правильно.

Моральные нормы

1) никогда не изменялись
2) действуют только в современном обществе
3) создаются государством
4) регулируют отношения в обществе

3. Дополните приведённый перечень: государственные законы, традиции, ритуалы, __________.

1) поведение

2) добро
3) мораль
4) общение

4. Золотое правило нравственности гласит

1) «Смотри дерево в плодах, а человека в делах»
2) «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь при­вычку — пожнёшь характер»
3) «Чего сам не желаешь, того не делай другому»
4) «Учиться всегда пригодится»

5. В какой ситуации говорится о добром деле?

1) Василий сломал ногу и попал в больницу, но не отстал в учёбе: в больнице работали учителя, а одноклассники регулярно приходили к нему и приносили домашние за­дания.
2) Чтобы мама не волновалась из-за плохих оценок, Нина сказала, что потеряла дневник.
3) Чтобы порадовать товарища, Степан подарил ему ме­даль своего прадедушки, которую нашёл в маминой шкатулке.
4) Бабушка Александра любила разгадывать кроссворды, и мальчик вырвал страницу из библиотечной книги с ин­тересным кроссвордом.

6. Какое из названных чувств мы в первую очередь назовём добрым?

1) чувство справедливости
2) сострадание
3) любовь к истине
4) чувство радости

7. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Среди человеческих чувств особую группу составляют __________ (высшие, уникальные, неповторимые) чувства — нравственные, эстетические, интеллектуальные. К нравственным чувствам относится ___________ (чувство наслаждения прекрасным, чувство долга, радость от познания мира). Золотое правило нравственности учит __________ (гуманному, требовательному, решительному) отношению к другим людям.

8. Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1)He так просто выполнять моральные нормы каждый день, каждый час, каждую минуту своей жизни. (2)Мо­ральные нормы регулируют поведение людей. (3)Они осно­ваны на общественных представлениях о добре и зле.

Ответы на тест по обществознанию Человек славен добрыми делами
1 вариант
1-1
2-3
3-2
4-4
5-4
6-1
7. доброго, нормы, регулируют
8-1
2 вариант
1-4
2-4
3-3
4-3
5-1
6-2
7. высшие, чувство долга, гуманному
8-1

PDF-версия
Тест Человек славен добрыми делами
(86 Кб, pdf)

Человек славен добрыми делами — презентация онлайн

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия — военный

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

Развитие связной речи у дошкольников

Технология В. А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Человек славен
добрыми делами

2. Понятия, термины

• Золотое правило
нравственности;
• добро;
• зло;
• добродетель;
• добро

3. Актуализация проблемы

О чём ты узнаешь
Что такое человечность?
Как проявить заботу о
близких?
Знаком ли страх смельчакам
На какие вопросы ответишь
Что такое золотое правило
морали?
Как смелость помогает
преодолевать зло?
Как научиться делать добро?

4. Актуализация проблемы

Что такое добро. Кого называют добрым.
Доброе — значит, хорошее.
Главное правило доброго человека.
Пословицы и поговорки о добре:
«От добра добра не ищут»;
«Кто добро творит, тому Бог отплатит»;
«Худо тому, кто добра не делает никому»;
«Час в добре побудешь, все горе забудешь»;
«Кто живет в добре, тот ходит в серебре»;
«Много желать — добра не видать»;
«За худом пойдешь, добра не найдешь»;
«В ком добра нет, в том и правды мало»;
«Бедного обижать, себе добра не желать»;
«Доброе имя дороже богатства»…
2. Доброе — значит, хорошее
Какие добрые чувства
вы можете назвать?
любовь, сочувствие,
милосердие;
сострадание,
благодарность;
симпатия…
Добрыми могут быть
дела.
Приведите свои
примеры добрых дел.
Почему утверждают,
что от хороших
чувств следует
переходить к
хорошим делам?
Доброта
пассивная
Доброта
активная
Доброта
созидательная
Человек не
ударит слабого,
не оскорбит
слабого. Но
пройдёт мимо
зла, не
поспешит
сделать добро.
Человек
совершает
добрые дела,
но тоже
проходит мимо
зла. Может, он
делал добро
другим для
своей выгоды?
Такая доброта
выбирает себе
хозяина –
человека с
чувством
обострённого
достоинства,
который
защитит слабого,
поможет в беде.
Жил на свете человек
Учебник
Можно ли назвать
академика Сахарова
добрым человеком?
Почему ты так
думаешь?
А ты встречал добрых
людей?
Почему ты их считаешь
добрыми? Подумай,
считаешь ли ты себя
добрым человеком
или нет. Почему?
А.Д.Сахаров
Картинная галерея
Какие чувства, кроме
радости встречи,
испытывает отец?
Какие чувства, кроме
радости встречи,
испытывает его сын?
В библейской притче
рассказано, что,
встретив сына, отец
воскликнул: «…Сын
мой был мёртв и
ожил, пропадал и
нашелся…»
«Пропадал и
нашелся» — это
понятно. Но что
значит «был мертв и
ожил»?
Рембрандт. Возвращение блудного сына
3. Главное правило доброго
человека
Относись к
другим
так, как ты
хочешь,
чтобы другие
относились
к тебе!
Почему люди так высоко ценят его и почему это
правило живет много веков? Всегда ли ты следуешь
этому правилу?
Моральные нормы
и религиозные
не
лги
не
предава
й
не
кради
не
жаднич
ай
не
почита
обижа
й отца
й
и мать
слабых
Моральные нормы основаны на представлении
людей о добре и зле, хорошем и плохом, о
справедливости, чести, совести
Правила жизни Человека
Доброта для души то же, что здоровье
для тела:
она незаметна, когда владеешь ею, и она
дает успех во всяком деле.
Толстой Л. Н.
Попытайтесь быть хотя бы немного
добрее —
и вы увидите, что окажетесь не в
состоянии совершить дурной поступок.
Конфуций
Состраданье к животным так тесно
связано с добротою характера, что можно
с уверенностью утверждать, что не может
быть добрым тот, кто жесток с животными.
Шопенгауэр А.

13. Проверь себя

В какой ситуации говорится о добром деле?
1) Василий сломал ногу и попал в больницу, но не
отстал в учёбе: в больнице работали учителя, а
одноклассники регулярно приходили к нему и
приносили домашние задания.
2) Чтобы мама не волновалась из-за плохих оценок,
Нина сказала, что потеряла дневник.
3) Чтобы порадовать товарища, Степан подарил ему
медаль своего прадедушки, которую нашёл в маминой
шкатулке.
4) Бабушка Александра любила разгадывать
кроссворды, и мальчик вырвал страницу из
библиотечной книги с интересным кроссвордом.

14. Проверь себя (мальчики)

Заполните пропуски в тексте (письменно в тетради).
Выберите правильный вариант из предложенных.
Среди человеческих чувств особую группу составляют
__________ (высшие, уникальные, неповторимые)
чувства — нравственные, эстетические,
интеллектуальные. К нравственным чувствам
относится ___________ (чувство наслаждения
прекрасным, чувство долга, радость от познания мира).
Золотое правило нравственности учит __________
(гуманному, требовательному, решительному)
отношению к другим людям.

15. Проверь себя

В какой ситуации человек сделал доброе дело?
1) Стараясь помочь маме, Катя собрала бумажки и
выбросила их за дверь.
2) Костя подарил другу на день рождения игрушечный
автомобиль, который взял из коллекции дедушки без
разрешения.
3) Молодой человек преподнёс девушке ветку сирени,
которую сломал в соседском саду.
4) Сережа забыл дома тетрадь с домашней работой, но
старший брат прибежал: в школу и принес её.

16. Проверь себя (девочки)

Заполните пропуски в тексте (письменно в тетради).
Выберите правильный вариант из предложенных.
Мораль — это правила (доброго, интеллектуального,
ответственного) поведения. (Ритуалы, нормы, обычаи)
__________ морали выполняют важную роль в
обществе. Они __________ (подчиняют, регулируют,
украшают) жизнь людей на основах взаимной
поддержки и добра.

17. Проверь себя

Найдите термин, которому наиболее соответствует
определение: «всё, что способно удовлетворять
потребности людей, приносить людям пользу».
1) благо
2) гуманизм
3) любовь
4) милосердие

18. Проверь себя

Какое из названных чувств мы в первую очередь
назовём добрым?
1) чувство справедливости
2) сострадание
3) любовь к истине
4) чувство радости

English     Русский Правила

Введение в этические концепции, часть 3

Введение в этические концепции, часть 3 Вернуться на главную страницу 2.95J
Вернуться к показаниям

Содержание/Введение
Часть 1. Ценности и оценочные суждения
Часть 2.

Этические требования к действиям
Часть 3. Моральные качества и ответственность
Часть 4. Неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность, интеллектуальная собственность и закон
Тонкости
Примечания

Часть 3 , Моральные качества и ответственность

  1. Добродетели и пороки
  2. Этическая ответственность и официальные Ответственность
  3. Доверие и ответственность
1. Добродетели и пороки
В отличие от моральных прав, моральных правил и моральных обязательств черты моральных характер , или добродетелей и пороков , таких как честность, доброта, трусость и ответственность, являются характеристиками людей, а не поступков или последствия этих действий. Как утверждал Аласдер Макинтайр, черты морального характер имеют важное значение в развитии сложной совместной деятельности. Социальное практики достигают целей и производят результаты, за которые их практикующие могут получить то, что Макинтайр называет «внешними» вознаграждениями: зарплата, слава или карьерный рост.
Например, эпидемиологические исследования дают новые знания о болезнях в популяции, за которые исследователи могут получать внешнее вознаграждение в дополнение к зная, что они преуспели в продвижении знаний. Помимо разработки определенные навыки, связанные с практикой, также развивают в ней определенные достоинства. практикующие. Практика эпидемиологических исследований, например, развивается не только исследовательские навыки, но и такие добродетели, как терпение, тщательность и трудолюбие. Макинтайр называет эти добродетели «внутренними» благами или наградами за практику. потому что они достигаются совершенно независимо от того, дает ли исследование какое-либо особенно заметные результаты или продвижение карьеры исследователей. Черты характера которые считаются желательными и поэтому называются добродетелями, несколько различаются со сферой деятельности и относительной важностью конкретных видов деятельности. закреплены в определенных культурах. Например, интеллектуальная самодисциплина.
требуется для строгой проверки гипотез в технике и других научных областях, может не быть важной чертой характера в воспитании маленького ребенка. Тем не менее многие Ученые сходятся во мнении, что некоторые добродетели, такие как честность и мужество, необходимы для успешное выполнение всех или большинства социальных практик.

Чтобы понять характер человека, нужно понять всю конфигурацию его этически значимые соображения, которые повлияли на его действия. Зная, что человек часто нарушал закон, может привести к выводу, что человек был нечестен. Однако, если личность обычно укрывала людей от несправедливых преследований со стороны тиранического правительства, то человек вполне мог быть честным человеком в обстоятельствах это оправдывало ложь сотрудникам правоохранительных органов. Если кажущаяся храбрость человека и готовность рисковать своей жизнью в бою проистекала главным образом из одержимости убивая и калеча людей, то качество было бы не добродетелью храбрости, а просто успешное перенаправление дефекта характера в социально приемлемое путь.

Концепция моральной целостности является центральной для оценки характера, но это не еще одна черта характера. Грубо говоря, моральная целостность этическая согласованность жизни и действий человека. Можно ожидать, что ценности людей развиваются в течение жизни, поэтому моральная целостность — это не просто настойчивость. в выполнении обязательств по стоимости. Связность жизни человека – это нарратив связность, то есть понимание характера человека и его нравственной целостности необходимо понять место каждого кажущегося идеала в истории жизни этого человека. Часто это требует понимания как этической, так и религиозной традиции того или иного государства. человека и формирующего его жизненного опыта.

Потеря целостности может быть навязана человеку. Одним из примеров является Софи, в книге и пленка Выбор Софи . Она сталкивается с настоящей дилеммой, будучи вынужденной выбрать в присутствии двух ее детей, кого из двоих убить. Существование принуждение предать одного из своих детей губительно для ее моральной целостности и чувства собственного достоинства. себя. Это крайний случай, но он иллюстрирует, что обстоятельства, а также личная решимость является фактором сохранения моральной целостности.

Более распространена ситуация, когда человека просят ответить на ситуация во всех очевидных ответах грозит предательством каких-то отношений или доверять. Это может случиться, когда кто-то призван оказать серьезную медицинскую помощь. решение от имени члена семьи, которое лицо, принимающее решение, не готово принять так, как, по его мнению, хотел бы больной человек.

При разработке или пересмотре политики и практики в рабочей ситуации важно быть внимательным к несоответствиям или даже конфликтам между навыками и достоинства ключевых действующих лиц и навыки, а также достоинства, которые нужны другим в этих ключевых актеры. Даже благонамеренные люди могут плохо ответить, если не подумали через то, как они будут выполнять потенциально конфликтующие обязанности одновременно. Например, преданность прогрессу научных исследований может вмешиваться в обязанности поставщика медицинских услуг по обеспечению наилучшего здоровья результат для своих пациентов, или под надзором члена инженерного факультета аспирантское образование.

2. Этическая ответственность и служебная ответственность
Для кого-то иметь моральную ответственность за какое-то дело означает, что человек должен проявлять рассудительность и осторожность, чтобы достичь или поддерживать желаемое состояние дела. Обратите внимание, что мы говорим о людях, достигших «возраста ответственность» или «возраст усмотрения», указывая на то, что, хотя дети могут следовать моральным правилам, требуется нечто большее с точки зрения познавательной способность или зрелое суждение надлежащим образом исполнять обязанности.

Моральное чувство ответственности, при котором человек берется за достижение какого-то будущего положение дел или поддерживать какое-либо существующее, не следует путать с каузальный смысл ответственности за какое-то существующее или прошлое положение дел. (Вспомните пример бури, о которой говорили, что она «ответственна за» гибель людей и материальный ущерб. Это была причинная ответственность, а не моральная ответственность. Возложение ответственности на шторм означает только то, что шторм вызвал конкретные исходы. Как мы видели, бури не несут моральной ответственности и ни ответственным, ни безответственным в моральном смысле. Они причинны, но не моральные агенты, поэтому их действия не подлежат моральной оценке.) обязанности морального агента может происходить из их каузального обязанности однако. Если человек вызвал затруднение, есть причина думать, что человек несет некоторую моральную ответственность за исправление ситуация. Если вы что-то сломаете, вы несете определенную ответственность за это или за ремонт. почистить и заменить. Однако люди часто сталкиваются с ответственности не по своей вине. Если младенец или маленький ребенок сломал что-то, кто-то другой должен это убрать. Существует много дискуссий о том, что если загрязнение окружающей среды не решается должным образом в одном поколении, последующие поколения несут ответственность за очистку от загрязняющих веществ что другой ушел.

Характерно, что достижение желаемого результата требует определенных усилий. усмотрение или суждение. Это то, что отличает ответственность от других моральных требования. Обязанность или обязанность определяет, какие действия лицо обязано совершить. выполнять или воздерживаться от выполнения. Обратите внимание, что эта разница отражена в разница между выражением «ответственный за (какую-то цель)» — например, ответственность за безопасность какого-либо устройства, ответственность за благополучие некоторых человек — в отличие от «обязан сделать или воздержаться от определенных действий вещи.» Часто то, что обязательство устанавливает довольно конкретно, является действиями. предполагается выполнить или воздержаться от выполнения. В отличие от профессионального ответственность за благополучие своих клиентов с профессиональным долгом или обязательство быть правдивым в отношении своей квалификации или чье-либо обязательство воздерживаться от нападения на людей.

Отношение между обязательством и ответственностью на самом деле несколько более сложные и пересекающиеся. Чтобы увидеть, как это сделать, обратите внимание на Кодекс этики национального Общество профессиональных инженеров (NSPE), заявив, что инженеры должны «удерживать имеют первостепенное значение [то есть берут на себя основную ответственность] безопасность, здоровье и благополучие населения при выполнении своих профессиональных обязанностей» продолжается сказать: «Инженеры должны всегда признавать, что их основная обязанность для защиты безопасности, здоровья, имущества и благосостояния населения». обязательство, указанное в этом последнем отрывке. Это указано в форме, которую я описал, это как обязательство перед сделать что-нибудь (в этом случае защитить безопасность). Обязательство указано, а не с точки зрения конкретных действий, которые человек должен совершить или воздержаться от выполнения, но с точки зрения того, что нужно защищать , что указывает на более что нужно достичь, сохранение безопасности и т. д. публики. Этот иллюстрирует, что обязательство может быть определено с точки зрения того, что человек должен достичь , а не того, что ожидается от человека, и в этом случае обязательство взаимоопределимо с ответственностью. Обязанность воздерживаться от получение взятки указывает, что действия запрещены, тогда как обязательство защита общественной безопасности указывает, что вы должны достичь , а не то, что действия, которые вы должны совершить. Таким образом, обязательство по обеспечению безопасности может быть выражается как ответственность за общественную безопасность . Условия «обязательство» «обязанность» может использоваться в некоторых вопросах обязанность. Подчеркнуть важное различие между моральными требованиями что можно довольно точно указать в терминах того, какие действия предполагается совершить выполнять или воздерживаться от выполнения и ответственность за достижение какой-либо цели термины «обязательство» и «обязанность» будут использоваться только для требований которые довольно точно определяют действия, которые предполагается совершить или воздержаться от выполнение. Термин «ответственность» будет использоваться всегда, когда только результат, который должен быть достигнут, определен, и, следовательно, требуется значительная свобода действий и суждений. необходимо выяснить, что делать.

Моральная ответственность вытекает либо из межличностных отношений с человек, чье благополучие находится под вопросом, или из специальных знаний, которыми он обладает таким как профессиональные знания, имеющие решающее значение для благополучия другого человека. Примеры первого рода включают ответственность одного друга за другого и родителя для ребенка. Обратите внимание, что человек может иметь этот первый вид ответственности, не обладая какими-либо особыми знаниями, которые помогают ему выполнять обязанность. Примерами второго рода являются ответственность здравоохранения. практик, чтобы остановиться и оказать помощь пострадавшему, который может быть незнакомцем, и ответственность инженера за обеспечение общественной безопасности и, таким образом, защиту многих люди, которых инженер никогда не встретит. Ответственность одного человека за благополучие другого может сочетать в себе оба элемента. Например, медицинский работник может иметь важные личные отношения с пациентом, который также зависит от знания практикующего врача для адекватного лечения. Поскольку мало отношений и знания являются общими для всех, большинство моральных обязанностей являются особыми моральными обязанности, то есть они принадлежат одним людям, а не другим. Нет общепринятая категория «человеческих обязанностей», так как существует человеческая права или (вытекающие из прав человека) человеческие обязанности.

Профессиональная ответственность — наиболее распространенный вид моральной ответственности. которая возникает из специальных знаний, которыми обладает человек. Владение особым телом передовых знаний, особенно знаний, которые имеют непосредственное отношение к благополучию других, отличает профессии от других занятий. В современности это просто не под силу человеку овладеть всеми знаниями, актуальными даже для ее собственное благополучие. Потому что общество надеется, что представители данной профессии овладеют и развивать знания в той или иной области, представители профессии несут особую моральную ответственность за использование возложенных на них специальных знаний. Штат отдел охраны окружающей среды нанимает инженера-эколога, чтобы решить, планы строительства электростанции соответствуют нормативным требованиям Закон о чистом воздухе, то есть предусматривают ли планы в достаточной степени сокращение таких загрязняющие вещества, такие как диоксид серы и оксиды азота, и, таким образом, будет ли здание разрешение должно быть выдано. Для этого необходимы инженерные знания. оценка. Ни общественность, ни администраторы не могут сделать такую ​​оценку без такое знание.

Хотя некоторые моральные требования к профессионалам адекватно выражаются в правилах поведение, определяющее, какие действия допустимы, обязательны или запрещены, есть еще действовать ответственно. Хороший инженер-консультант не только избегает взяток, проверяет планы перед тем, как подписать их, и т. п., но также выносит суждения и усмотрение и заботится о том, чтобы обеспечить дизайн или продукт, который является безопасным и высоким качественный. Для предоставления таких проектов и продуктов необходимы рассудительность и осмотрительность. Моральные агенты в целом и профессионалы в частности должны решить, как лучше всего добиваться хороших результатов в делах, вверенных их заботе.

Мало того, что ответственное поведение требует большего, чем выполнение определенных действий, но лицо, несущее ответственность, не обязательно должно совершать действия, которые необходимы; этому человеку нужно только видеть, что это делает кто-то другой. Таким образом, вопрос «Кто будет отвечать за программу проверки свинца?» не спрашивает кто будет делать скрининговые тесты, а кто увидит, что программа выполняется.

Теперь рассмотрим разницу между моральной ответственностью и официальный ответственность — то есть ответственность, которую кому-то поручено выполнять в качестве часть возложенных на нее обязанностей. В описании работы или офиса указываются некоторые из свои служебные обязанности. Можно утверждать, что существует prima facie мораль обязательство сдерживать свои обещания, и когда человек устраивается на работу, он неявно обещает выполнять обязательства или «обязанности», связанные с этой работой. Один поэтому морально обязан выполнять эти обязанности, потому что обещал сделать это. Таким образом, официальные обязанности и ответственность могут стать моральную ответственность и моральные обязательства в той мере, в какой человек свободно берет на себя работу или офис. Моральная ответственность, однако, не сводится к официальной обязанность. Действительно, некоторые официальные обязанности или обязательства могут быть аморальными. «Я просто делал свою работу» или «Я просто делал то, что мне говорили» не является общепринятым оправданием неэтичного поведения со стороны взрослого.

Понятие официальной ответственности играет центральную роль в присвоении решений организаций, а не людей в них. Например, люди могут сказать, что Ford Motor Company приняла решение ускорить производство Pinto, а не чем те конкретные люди, такие как Ли Якока, тогдашний президент Ford, сделали решение. Такой способ мышления о решениях основывается на идее, что организация является «структурой, принимающей решения», и что фактическое лицо или люди, которые принимают решение, действуют, выполняют свои служебные обязанности и обязательства в соответствии с ценностями и критериями, установленными компанией. Организационные ценности определяют все цели, которые должны быть достигнуты. Технические навыки и объем полномочий предназначены для указания объема действий, которые агент должен выполнять. принимать участие в достижении этих организационных целей. Собственные ценности агента или ценности профессия агента, религия или культура считаются не имеющими отношения к что агент будет делать, «выполняя свою работу». Поэтому на этой модели делаем работа не зависит от характера и ценностей человека, выполняющего эту работу. Любой решения, которые лицо принимает в своем официальном качестве, относятся к организация, а не личность.

Как утверждал Джон Лэдд, официальные обязанности значительно отличаются от моральные обязанности в том смысле, что они связаны с категориями работы и безличными ролями а не конкретным людям в конкретных обстоятельствах, с историями и человеческие отношения, присущие только им.

Объем служебных обязанностей определяется занимаемой должностью, описание работы, помимо более широкого понимания ситуации. одного человека служебные обязанности исключают чужие. Эта исключительная особенность делает официальная ответственность совсем не похожа на моральную ответственность. Два друга одного и того же у обоих может быть моральная ответственность следить за тем, чтобы он не водил в состоянии алкогольного опьянения, например.

Если бы руководитель сказал инженеру: «Это не ваша работа — думать о вопросы безопасности», это может быть правдой как заявление об официальном ответственности, но это не означает, что инженер не несет никакой моральной ответственности за поднятие вопросов безопасности. Хотя должностная инструкция человека может не включать какое-то дело, она может нести моральную ответственность в этом вопросе, особенно если это ответственность ее профессии.

Для случая, основанного на реальных событиях и связанного с ответственностью инженера за безопасности, учтите следующее:

Стандарты чистого воздуха и государственный инженер

Хиллари — инженер, работающий в государственном отделе охраны окружающей среды. Начальник Хиллари, Пэт, говорит Хиллари быстро оформить разрешение на строительство дома. электростанции и во избежание каких-либо задержек. Хиллари считает, что планы неадекватны для соблюдения норм чистого воздуха, но Пэт считает, что эти проблемы можно решить. Хиллари спрашивает Государственную инженерно-регистрационную комиссию о последствиях выдача разрешения, которое противоречит экологическим нормам, и находит, что инженерная лицензия может быть приостановлена ​​для такого действия. Хиллари отказывается выдавать разрешение, но департамент Хиллари все равно разрешает это. — адаптировано из NSPE Совет по этической экспертизе, дело 92-4

Соответствовали ли действия Хиллари ее профессиональным обязанностям и обязательствам? Делал Пэт?

Какую еще информацию вы хотели бы получить и какое значение она имеет для ваши оценки?

Ответственность за безопасность и обязательство по сохранению клиента Конфиденциальность

Владельцы многоквартирного дома предъявляют иск своим жильцам, чтобы заставить их устранять дефекты, которые доставляют много неприятностей жильцам. Адвокат владельца нанимает Лайла, инженера-строителя, для осмотра здания и дачи показаний в пользу владельца. Лайл обнаруживает серьезные структурные проблемы в здании, которые сразу бросаются в глаза. угроза безопасности жильцов. Эти проблемы не упоминались в отзывах жильцов. подходить. Лайл сообщает эту информацию адвокату, который просит Лайла сохранить это. конфиденциальная информация, потому что это может повлиять на судебный процесс. Лайл соответствует решение прокурора.

— адаптировано из дела NSPE Board of Ethical Review Case 90-5

Что, если вообще что-либо, мог сделать Лайл, кроме как сохранить эту информацию? конфиденциально? Какое из этих действий, если таковое вообще имеется, лучше соответствовало бы обязанности инженера?

Какая еще информация может понадобиться для принятия этого решения?

Подборка дел и решений Совета по этической экспертизе [BER]. принадлежащий Национальное общество профессиональных инженеров [NSPE] находится на WWW в WWW Ethics Center for Engineering & Science. ( 2 ). Описания случаев NSPE BER основаны на реальных событиях, но лишены двусмысленности, представлены как законченные истории а не как открытые проблемные ситуации и сосредоточиться только на действиях лицензированные инженеры в каждом случае. Моральная ответственность, в отличие от официальной ответственность, не может быть просто переложена на кого-то другого. Эта особенность нравственности ответственность выражается в том, что она неотчуждаема. Если инженер в Ответственность за проект возлагает на другого члена команды ответственность за выполнение определенные проверки безопасности и подчиненный не выполняет их, ответственный инженер нести некоторую ответственность за отказ, особенно если ответственный инженер основание знать, что подчиненный не был надежным или не имел соответствующих компетентность.

Существует некоторая опасность того, что, подчеркивая профессиональную ответственность за работу на благополучие клиента — вместо того, чтобы просто подчеркивать права клиента — мы поощрять патернализм со стороны профессионала. Патернализм проистекает от латинского слова «отец» ( pater ). Поступать как родитель по отношению к тем, кто не являются вашими детьми, может быть или не быть оправданным в конкретных обстоятельствах.

Патернализм можно грубо определить (вслед за Гертом и Калвером) как нарушение моральных принципов. правило поведения по отношению к кому-либо или нарушение прав этого лица (например, права самоопределения) за то, что агент считает собственной выгодой. Патернализм в обращении с клиентами чаще всего возникает в профессиональных контекстах. где профессионал имеет отношения лицом к лицу с теми, чье благополучие они стремятся обеспечить и в профессиях, где практики занимают руководящие должности. большую власть, чем их клиенты. Часто возникает вопрос о патернализме. медицины и здравоохранения в отношении лечения пациентов. Потому что многие инженеры в промышленности должны защищать безопасность и здоровье анонимных членов публичные, а не идентифицированные клиенты, и обычно не занимают более высокие должности. власти, чем клиенты, которые у них есть, патернализм не часто обсуждаемая тема для инженеров в промышленности. Однако даже для таких инженеров в промышленности вопрос Патернализм может возникнуть в связи с «защитой от идиотов», как мы увидим. в главе 3. Вопросы патернализма часто возникают у инженеров и ученых в отношения связи между коллегами и образовательными контекстами.

ДЕЛО О СКУДНЫХ СРЕДСТВАХ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Аптечки первой помощи в некоторых учебных лабораториях содержат только полоски СПИД. Когда некоторые члены инженерного факультета пытались иметь более адекватные расходные материалы, помещенные в комплекты, им сказали, что если в наборах будет больше расходных материалов, эти расходные материалы могут быть использованы не по назначению, что может привести к травмам. Любой, кто нужно больше, чем лейкопластыри, сказали им, следует обратиться в службу здравоохранения для лечение.

Этот пример показывает, что если кто-то решил ничего не вкладывать в народы руки, которыми они могли бы повредить себе, они не смогут сделать себе тоже много хорошего.

Сказать, что какой-то поступок считается патернализмом, еще не говорит нам, является ли он оправданный или неоправданный патернализм. Однако патернализм нуждается в оправдании; бремя доказывания лежит на тех, кто утверждает, что данный акт патернализма является морально приемлемым. Кроме того, обязанности специалиста по осмотру для благополучия клиента в области профессиональных знаний не обязательно противоречить каким-либо правам клиента, особенно если профессионал объясняет плюсы и минусы ситуации клиенту, а не просто вынесение суждения что осталось необъяснимым.

Поскольку патернализм предполагает нарушение моральных правил, он нуждается в оправдании. Если правило, нарушенное в данном случае, не было абсолютным правилом морали, то другие моральные соображения могут показать, что акт патернализма был, в конечном счете, оправдал , то есть в тех обстоятельствах это было правильно.

3. Доверие и ответственность
Для обычной жизни необходимо доверие многих видов: доверие к технике, доверие к учреждения, доверие других лиц. Без доверия не может быть сотрудничества деятельности и, таким образом, никакой жизни в сообществе или обществе. (Совместная деятельность включают многие из них также конкурентоспособный. Спортивные состязания являются удобным примером соревновательной деятельности, в которой действуют нормы «справедливого конкуренция» для взаимной поддержки.) Доверие уверенная уверенность; уверенность и уверенность не всегда идут вместе. Мы можем положиться на кого-то или что-то, полагая, что вещь или человек, о которых идет речь, будут действовать так, как нужно, и ожидал. Однако мы также можем полагаться на людей или вещи, даже если у нас есть хорошие повод им не доверять. Если мне скажут, что мой колодец мог быть заражен ядовитых веществ, то я перестану пользоваться водой из колодца только в том случае, если что у меня есть другой источник воды. С другой стороны, у нас может быть большое уверенность в чем-либо — скажем, что автомобиль президента «Дженерал Моторс» находится в хорошем состоянии, но если мы каким-либо образом не полагаемся на этот факт, мы не верим в Это.

Как утверждала Аннет Байер, доверие не всегда имеет этическую основу. Кто-то может доверять другому, кому он успешно угрожал или иным образом принуждал в выполнении ее приказа. Общий взгляд Байера на мораль доверия проливает свет на сильная связь между доверием , достойным и истинным. доверие отношения, согласно Байеру, являются приличными, если или в той мере, в какой они выдерживают тест раскрытия основы для доверия каждой стороны. Например, предположим, что один сторона доверяет другой действовать так, как это необходимо, только потому, что доверяющий полагает, что считается слишком робким или лишенным воображения, чтобы поступить иначе. Или предположим, что доверенный оправдывает ожидания доверителя только потому, что боится обнаружения и наказания. Раскрытие этих предпосылок подорвет доверительные отношения. Зная правда даст доверенному лицу стимул доказать, что доверяющий не прав, или даст доверитель знает, что, если станет возможным незамеченное предательство или предательство, доверенный, вероятно, предаст или предаст. Говорить правду об основании доверие — это операционная проверка того, основано ли доверие на надежности и уверенность в благонадежности другого. Если доверительные отношения не могут выдержать, когда о нем говорят правду, оно испорчено.

Хотя открытое обсуждение моральной благонадежности началось относительно недавно, оба профессиональная этика и философия техники дали значительный внимание на понятие ответственности. Доверие , достойное , является ключом к действию. ответственно в профессиональном качестве или будучи ответственным лицом в добродетели чувство «ответственности». Поэтому литература об ответственности, которая широко обсуждалась в недавних дискуссиях о профессиональной этике, дает, по крайней мере, неявное обсуждение многих аспектов морали доверия к этому профессиональному упражняться.

Поскольку быть ответственным человеком означает быть способным взять на себя ответственность за свою собственных действий, она тесно связана с правом на самоопределение. В первую очередь среди это права на личность — тело и разум, — хотя права собственности часто утверждалось (например, Джоном Локком в семнадцатом веке), что оно происходит от права на свое тело и плоды своего труда. Если права человека на его тело и разум не уважают, поступки человека не его собственные в важном смысл. Если бы, например, людей накачивали наркотиками, это фактически подорвало бы выполнение своих моральных обязанностей, личных и профессиональных, и т. подрывает остальную часть нравственной жизни.

Как мы видели ранее, права человека отражают моральные требования, без которых трудно людей выступать в качестве моральных агентов. К числу этих основных прав часто относятся права конфиденциальность . Однако конфиденциальность — это понятие, которому уделяется больше внимания в индивидуалистических культур, чем в других. На самом деле, как было сказано ранее, некоторые культуры не имеют слова для этого понятия.


Содержание/Введение
Часть 1. Ценности и оценочные суждения
Часть 2. Этические требования к действию
Часть 3. Моральные качества и ответственность
Часть 4. Неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность, интеллектуальная собственность и закон
Тонкости
Примечания

© Copyright Whitbeck 1995
[email protected]

Свобода воли и моральная ответственность | Определение, теории и факты

Иммануил Кант

Все СМИ

Похожие темы:
либертарианство детерминизм компатибилизм мораль долг

См. весь связанный контент →

свобода воли и моральная ответственность , также называемая проблема моральной ответственности , проблема примирения веры в то, что люди несут моральную ответственность за то, что они делают, с очевидным фактом, что люди не обладают свободой воли потому что их действия причинно детерминированы. Это древняя и непреходящая философская загадка.

Свобода и ответственность

Исторически большинство предлагаемых решений проблемы свободы воли и моральной ответственности пытались установить, что люди действительно обладают свободой воли. Но в чем состоит свобода воли? Когда люди принимают решения или совершают действия, они обычно чувствуют, что делают выбор или действуют свободно. Человек может решить, например, купить яблоки вместо апельсинов, провести отпуск во Франции, а не в Италии, или позвонить сестре в Небраске, а не брату во Флориду. С другой стороны, есть, по крайней мере, некоторые ситуации, в которых люди, кажется, действуют несвободно, например, когда их принуждают физически или мысленно или эмоционально манипулируют. Один из способов формализовать интуитивную идею свободного действия состоит в том, чтобы сказать, что люди действуют свободно, если верно, что они могли бы действовать иначе. Покупка яблок обычно является свободным действием, потому что при обычных обстоятельствах вместо этого можно купить апельсины; ничто не заставляет покупать яблоки и не мешает покупать апельсины.

Однако решения, принимаемые людьми, являются результатом их желаний, а их желания определяются их обстоятельствами, прошлым опытом, психологическими и личностными чертами — их склонностями, вкусами, темпераментом, уровнем интеллекта и так далее. Обстоятельства, опыт и черты в этом смысле, очевидно, являются результатом многих факторов, не зависящих от человека, включая воспитание и, возможно, даже генетическую предрасположенность. Если это так, то действия человека могут в конечном итоге быть результатом свободной воли не больше, чем цвет глаз.

Существование свободы воли, кажется, предполагает понятие моральной ответственности. Большинство людей согласится с тем, что нельзя нести моральную ответственность за действия, которые невозможно не совершить. Более того, моральная похвала и порицание или вознаграждение и наказание, по-видимому, имеют смысл только при допущении, что рассматриваемый агент морально ответственен. Эти соображения, по-видимому, подразумевают выбор между двумя неправдоподобными альтернативами: либо (1) люди обладают свободой воли, и в этом случае их действия не определяются их обстоятельствами, прошлым опытом, психологическими и личностными чертами, либо (2) люди не обладают свободой воли. свобода воли, и в этом случае они никогда не несут моральной ответственности за то, что они делают. Эта дилемма — проблема свободы воли и моральной ответственности.

Детерминизм – это точка зрения, согласно которой, учитывая состояние Вселенной (полные физические свойства всех ее частей) в определенное время и законы природы, действующие во Вселенной в это время, состояние Вселенной в любое последующее время полностью определяется. Никакое последующее состояние Вселенной не может быть иным, чем то, чем она является. Поскольку человеческие действия на соответствующем уровне описания являются частью вселенной, отсюда следует, что люди не могут действовать иначе, чем они действуют; свобода воли невозможна. (Важно отличать детерминизм от простой причинности. Детерминизм — это не тезис о том, что каждое событие имеет причину, поскольку причины не всегда обусловливают свои следствия. Это, скорее, тезис о том, что каждое событие причинно неизбежно. произошло, то невозможно, чтобы оно не могло произойти, учитывая предыдущее состояние Вселенной и законы природы. )

Философы и ученые, которые верят, что Вселенная детерминистична и что детерминизм несовместим со свободой воли, называются «жесткими» детерминистами. Поскольку моральная ответственность, по-видимому, требует свободы воли, жесткий детерминизм подразумевает, что люди не несут моральной ответственности за свои действия. Хотя этот вывод сильно противоречит интуиции, некоторые жесткие детерминисты настаивают на том, что весомость философского аргумента требует его принятия. Нет другой альтернативы, кроме как реформировать интуитивные убеждения в свободе и моральной ответственности. Другие жесткие детерминисты, признавая, что такая реформа вряд ли осуществима, считают, что могут быть социальные выгоды от чувства и проявления моральных эмоций, даже если сами эмоции основаны на вымысле. По мнению этих мыслителей, таких преимуществ достаточно, чтобы твердо придерживаться дофилософских убеждений о существовании как свободы воли, так и моральной ответственности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны).

Философы и ученые, верящие в индетерминированность Вселенной и в то, что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством). Хотя можно считать, что Вселенная недетерминистична и что человеческие действия, тем не менее, детерминированы, немногие современные философы защищают эту точку зрения.

Либертарианство уязвимо перед тем, что называется возражением «понятности». Это возражение указывает на то, что люди не могут иметь больше контроля над чисто случайным действием, чем над действием, которое детерминистски неизбежно; ни в том, ни в другом случае свобода воли не входит в картину. Следовательно, если человеческие действия недетерминированы, свободы воли не существует.

Немецкий философ эпохи Просвещения Иммануил Кант (1724–1804), один из первых защитников либертарианства, попытался преодолеть возражение относительно умопостигаемости и тем самым освободить место для моральной ответственности, предложив своего рода дуализм в человеческой природе. В его Критика практического разума (1788 г.) Кант утверждал, что люди свободны, когда их действия управляются разумом. Разум (то, что он иногда называл «ноуменальной самостью») в некотором смысле независим от остальной части агента, что позволяет агенту делать моральный выбор. Теория Канта требует, чтобы разум был отсоединен от причинного порядка таким образом, чтобы быть способным выбирать или действовать сам по себе, и в то же время, чтобы он был связан с причинным порядком таким образом, чтобы быть интегральным. детерминанта действий человека. Детали точки зрения Канта были предметом многочисленных споров, и остается неясным, логична ли она.

Хотя либертарианство не было популярно среди философов 19-го века, оно пережило возрождение в середине 20-го века. Наиболее влиятельными из новых либертарианских представлений были так называемые теории «агент-причинность». Эти теории, впервые предложенные американским философом Родериком Чизхолмом (1916–1999) в его основополагающей статье «Свобода человека и личность» (1964), утверждают, что свободные действия вызываются самими агентами, а не каким-то предшествующим событием или положением дел. Хотя теория Чизхолма сохраняет интуицию о том, что конечный источник действия — и, следовательно, окончательная моральная ответственность за него — лежит на агенте, она не объясняет деталей или механизма агент-каузальности. Агент-причинность — это примитивное, не поддающееся анализу понятие; его нельзя свести ни к чему более основному. Неудивительно, что многие философы сочли теорию Чизхолма неудовлетворительной. Они возражали, что нужна теория, объясняющая, что такое свобода и как она возможна, а не теория, которая просто постулирует свободу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *