Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Моральные и духовные ценности: Духовные ценности: понятие, признаки, виды

Духовные ценности: понятие, признаки, виды

Духовные ценности — это система убеждений, традиций, норм морали, которые формируют приемлемое и неприемлемое поведение человека в обществе, а также задают идеалы, к которым стремится общество. Они определяют отношение человека к самому себе, другому.

Это наверное самая абстрактная тема в обществознании при подготовке к экзаменам. Мало кто вообще понимает, что они в себя включают. В этой статье мы кратко дадим четкое определение, структуру этих ценностей. Как всегда материал разберем на примерах.

Определение коротко и ясно мы привели в начале статьи.

То есть в сущности мы имеем здесь дело с любыми неформальными нормами, которые определяют жизнь человека в обществе. Также эти ценности определяют некие духовные вершины, к которым общество должно стремиться. Дальше разберем примеры.

Мораль

Мораль это система представлений и норм и добре и зле, о том, какое поведение правильное и приводит к добру и о том, какое не правильное и приводит к злу. Более подробно про мораль читайте здесь. А тут также расписал про функции моральных норм.

Например, морально: помогать младшим братьям и сестрам, родителям по дому; помочь перейти престарелому человеку через дорогу; не лгать и пр.

Стремление к морали отражает двойственную природу человека

Аморально: делать всё наоборот — предавать, в глаза лгать человеку, который тебе доверяет; посылать престарелого человека на три буквы, когда он просит уступить ему сидячее место в транспорте. Такое поведение также называют девиантным и асоциальным.

Мера соответствия поведения человека моральным нормам называется нравственностью. Представления о морали и нравственности человек должен усвоить в ходе вторичной социализации. Весомую роль в этом играют агенты социализации: учителя, воспитатели, родители, правоохранительные органы и пр.

Высокие моральные стандарты должны быть свойственны для политической элиты общества. Тогда в целом и само общество будет воспроизводить эти ценности.

Традиции

Традиции — это еще один пример духовных ценностей. Они включают в себя неформальные нормы, которые воспроизводились обществом на протяжении сотен, а подчас и тысячи лет! В силу такого огромного времени, мало кто вообще понимает, что делает, в чем смысл соблюдения той или иной традиции.

Ну, например, есть традиция на кладбище в России огораживать каждую могилу. Или традиция поедания пищи прямо на кладбище, прямо на могилке — в такой христианский праздник, как Троица, или родительская суббота. Ну то есть — миллионы россиян идут на кладбище, устраивают там пир на весь мир, напиваются алкогольными напитками и никакие возвращаются домой. Странно? Да! Но такова традиция. Есть еду на кладбище как минимум — не гигиенично. Распитие спиртных напитков на святой земле, да еще в христианский праздник (ну, если ты считаешь себя правоверным христианином) как минимум — кощунство. 

Но такова традиция! Сюда же относится и народная культура.

Или к примеру — традиция в этикете — пропускать девушку вперед. И ведь обижаются, если ты мужчина — сам проходишь вперед нее. А ведь это неразумно. Мало ли что там может с ней, с девушкой за дверью случится: снег в башку попадет, кирпич упадет; да и вообще как минимум там незнакомое пространство, в которое первым должен заходить мужчина! Но, такова традиция.

Или еще пример. Вот ёлку ставить на Новый год. Елки эти (живые деревья так-то) массово вырубают, продают, наряжают в игрушки, а через неделю — выбрасывают на помойку. Массовое жертвоприношение елок на Новый год! Грин пис отдыхает! Но, такова традиция! 

Также про другие примеры интересных обычаев и традиций можно почитать тут.

Этикет

Этика — это наука о правильном и должном поведении. Существуют разные школы этикета. Понятно, что на обыденном уровне принято принимать пищу не руками, а инструментами (как минимум вилкой или ложкой), не ругаться нецензурной бранью в общественных местах, уступать места престарелым людям в транспорте и многое другое.

Этикет, как система представлений о должном общении между людьми. Тут важно всё: от одежды до манер

Понятно, что чем выше по уровню развития общества, тем и этикет будет сложнее. Например, в Японии не дай Бог не рассчитать угол наклона тела при приветственном поклоне, или обратиться не подобающим образом к тому или иному человеку — сочтут невеждой. 

Или например, на Кавказе как принято пить вино: каждый говорит тост, а затем все выпивают. В общем, норм этикета очень много, и все они рознятся от одного государства к другому. 

Эстетика

Эстетика — это система норм о прекрасном и безобразном. То есть существуют устойчивые, и даже научные представления о прекрасных вещах и безобразных! А вы как думали?! На эту тему настоятельно рекомендую прочесть книгу «Источник» Айн Рэнд. Очень завораживающее художественное произведение о том, что на самом деле прекрасное. Кстати, про актуальные виды искусства узнаете тут.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства и образец представлений о прекрасном

Или например, лет 120 — 150 назад красивой считалась полная девушка — тем полнее, тем лучше. Такая тебе и воды из колода на носит, и корову подоит, и траву покосит, и детей нарожает! А сейчас, как понимаете — наоборот — чем тоще, тем лучше!

А вообще подробнее про искусство можно почитать здесь.

Религия

Религия — это система представлений и верований в сверхъестественные силы. Подробнее про религию читайте здесь. Сегодня в мире масса всевозможных религий: есть мировые — Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм; есть попроще — фетишизм, язычество, магия. Кстати, актуальный список здесь.

Религия выполняет множество функций: от социализации и контроля — до компенсаторной — то есть религия может компенсировать страх смерти верой в загробную жизнь, например. В общем, полезная штука!

Древнерусские подвижники и святые, например, в христианстве, являются не только образцами высоких моральных ценностей и нравственности, но и служат примером для подражания, выступая таким своеобразным незримым агентом социализации.

Думаю, вы получили представление о духовных ценностях. Также рекомендую Вам мои статьи: про духовную культуру и про духовную жизнь общества.

Поделиться в соц. сетях

    «духовный и моральный-одно?» — Яндекс Кью

    Популярное

    Сообщества

    Философия

    Рокко Байкалов

      ·

    1,6 K

    ОтветитьУточнить

    Владимир Садовник

    Политология

    2,2 K

    Садовник. История, общество, политика, культура.  · 9 февр 2020  ·

    В.И. Даль называет духовностью все умственные и нравственные силы человека, его ум и волю. И мне такое понимание близко. Т.е. здесь кроме согласия с нравственными нормами есть также ум и воля. Я же думаю, что благодаря уму и воле человек способен накопить и богатство в своей душе, которым может делиться с другими. Отсюда и получается, что духовность — более широкое понятие, но тем не менее включающее в себя нравственное начало. 

    Вообще, наверное, не следует ставить знак равенства между духовностью и нравственностью. Однако можно сказать, что нравственность является основой духовности. Нравственный человек хочет приносить благо людям, а высокодуховный человек ещё и кроме желания имеет возможность что-то людям дать, уделив им частичку своего духовного богатства.

    Комментировать ответ…Комментировать…

    Георгий Александрович

    543

    …  · 9 февр 2020

    Нет. Например духовное может не совпадать с моральным. Например самоубийства традиционно в европейском обществе считаются якобы аморальными, однако если например один человек считает самоубийство очень одухотворенным действом и не считает его аморальным. Это означает, что мораль и духовность — разные вещи. Духовность является антиподом алчности и корыстолюбия, как вера.

    .. Читать далее

    Комментировать ответ…Комментировать…

    Ярослав Яро

    661

    Философия, этика, искусство  · 9 февр 2020

    Нет, если не отождествлять духовность или мораль с чем-то трансцендентным.

    Духовный — обусловленный нематериальными ценностями.
    Моральный — обусловленный групповыми «общеобязательными» нормами.

    Георгий Александрович

    9 февраля 2020

    Но у некоторых людей мораль сильно отличается от общественных понятий.

    Комментировать ответ…Комментировать…

    Mat Mекалль

    989

    10 февр 2020

    Тут — не спрашивать надо, но о терминах договариваться.  Как и в большинстве философских вопросов, даже не чисто терминологических. Для меня, черпающий некритично духовную пищу из единственного источника субъект (это — уже почти объект, а не субъект — в духовном смысле, объект окормления) есть духовный инвалид, эдакий альтернативно-одарённый духа.

     По-определению!  Уж… Читать далее

    Комментировать ответ…Комментировать…

    Бессонов Алексей

    1,6 K

    «Об этом человеке известно только, что он не сидел в тюрьме, но почему не сидел –…  · 9 февр 2020

    Только если говорить о носителях определенной морали в рамках одного духовного течения. Например — христианская мораль. Мы можем говорить лишь о наличии причинно-следственной связи. То есть, первопричина — духовное, приводит, как следствие,  к формированию морального, внутри определенных групп.   Если же рассматривать некий социум, включающий только  атеистов, то, в их… Читать далее

    Комментировать ответ…Комментировать…

    Вы знаете ответ на этот вопрос?

    Поделитесь своим опытом и знаниями

    Войти и ответить на вопрос

    Духовные, нравственные, социальные и культурные ценности

    Духовный

    Исследуйте убеждения и опыт; уважать веру, чувства и ценности; получать удовольствие от изучения себя, других и окружающего мира; использовать воображение и творчество; отражать. (Офстед определение « духовного  развития»)

    О духовном развитии учащихся свидетельствуют их:

    • способность размышлять о своих собственных убеждениях, религиозных или иных, которые определяют их взгляды на жизнь, а также их интерес и уважение к верованиям, чувствам и ценностям разных людей.
    • чувство удовольствия и увлечения познанием себя, других и окружающего мира
    • использование воображения и творчества в обучении
    • готовность осмыслить свой опыт.

    Мораль

    распознавать правильное и неправильное; уважать закон; понимать последствия; исследовать морально-этические вопросы; предлагать аргументированные взгляды. (определение Офстеда мораль «развитие»)

    О нравственном развитии учащихся свидетельствуют их:

    • способность распознавать разницу между правильным и неправильным и легко применять это понимание в своей жизни, признавать правовые границы и при этом уважать гражданское и уголовное право Англии
    • понимание последствий своего поведения и действий
    • интерес к исследованию и аргументированному мнению по моральным и этическим вопросам, а также способность понимать и ценить точки зрения других по этим вопросам.

    Социальный

    Используйте ряд социальных навыков; участвовать в жизни местного сообщества; ценить различные точки зрения; участвовать, волонтерить и сотрудничать; разрешить конфликт; участвовать в «британских ценностях» демократии, верховенства закона, свободы, уважения и терпимости. (Офстед определение « социальное  развитие»)

    О социальном развитии учащихся свидетельствуют их:

    • использование ряда социальных навыков в различных контекстах, например, работа и общение с другими учащимися, в том числе из разных религиозных, этнических и социально-экономических групп
    • готовность участвовать в различных сообществах и социальных условиях, в том числе путем волонтерства, хорошего сотрудничества с другими и способности эффективно разрешать конфликты
    • принятие и приверженность фундаментальным британским ценностям демократии, верховенства закона, личной свободы и взаимного уважения и терпимости к тем, кто исповедует другую веру и убеждения; они развивают и демонстрируют навыки и отношения, которые позволят им в полной мере участвовать и вносить положительный вклад в жизнь современной Британии.

    Культура

    Цените культурные влияния; оценить роль парламентской системы Великобритании; участвовать в культурных мероприятиях; понимать, принимать, уважать и приветствовать разнообразие. (Офстед определение « культурное  развитие»)

    О культурном развитии учащихся свидетельствуют их:

    • понимание и оценка широкого спектра культурных влияний, которые сформировали их собственное наследие и наследие других
    • понимание и оценка различных культур в школе и за ее пределами как важный элемент их подготовки к жизни в современной Британии
    • знание демократической парламентской системы Великобритании и ее центральной роли в формировании нашей истории и ценностей, а также в дальнейшем развитии Великобритании
    • готовность участвовать и положительно реагировать на творческие, музыкальные, спортивные и культурные возможности
    • заинтересованность в изучении, улучшении понимания и проявлении уважения к различным религиям и культурному разнообразию, а также степень, в которой они понимают, принимают, уважают и приветствуют разнообразие, о чем свидетельствует их терпимость и отношение к различным религиозным, этническим и социально-экономическим группам в местные, национальные и глобальные сообщества.

    Духовно-нравственные ценности

    Перейти к содержимому

    Дом / Мемориальная часовня университета / Духовно-нравственные ценности

    ПОДМЕНЮ &nbsp

    • Мемориальная часовня университета
      • Сотрудники
      • Привет от декана
      • Приветственное письмо студента
      • История
      • Духовно-нравственные ценности
      • Капелланские услуги
      • Экуменизм/Межконфессиональность
      • Религиозные услуги
      • События

    Университетская мемориальная часовня


    Философия университетской мемориальной часовни заключается в том, что образование должно учитывать важность духовных ценностей студента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *