Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Моральные представления: Как влияют моральные нормы, представления о добре и зле, на нашу оценку других людей?

Моральные требования и представления

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Морально-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

* «не лги»

* «не укради»

* «не убий»

* «почитай старших»

* доброжелательность

* справедливость

* мудрость

* коллективизм ↔

индивидуализм

* эгоизм ↔

альтруизм

* долг

* совесть

* смысл жизни

* свобода

* счастье

СПОР: мораль =/≠ нравственность ???

!!!

одни

мораль = нравственность (СИНОНИМЫ), т. к. рус. вариант лет. термина «мораль»

происходит от слова «нрав»

другие

данные понятия разводят

понятие «МОРАЛЬ»

понятие «НРАВСТВЕННОСТЬ»

специфическая сфера к-ры, в к-рой обобщаются

* высокие идеалы

* строгие нормы, к-рые регулируют поведение и сознание чел-ка в разл. обл-ях общ-ной жизни

— ———————————————————————————

!!! т. е. * что д/ быть

* к чему чел-к д/ →-ться, т. е. МИР ДОЛЖНОГО

принципы реального ПРАКТИЧЕСКОГО поведения людей, в к-ром строгость высокоморальных норм значит-но смягчается, т. е. б. * «житейское»

* «приземлённое» знач-е

— ———————————————————————————

!!! т. е. реально практикуемые нормы, с к-рыми чел-к сталкивается в повседневной жизни, т. е. МИР СУЩЕГО

ЭТИКА (от греч. ethos — обычай) – философская НАУКА, к-рая изучает мораль + нравств-сть. !!!

1) выясняет место + роль морали в системе др. компонентов к-ры (Н/р., наука, право, религия, ….)

2) анализирует её стр-ру

3) изучает * происхожд-е

* историч-ое р-тие нравств-сти …

Мораль + право (появилось позднее)= регуляторы поведения людей

с 1 стор.

с др.

имеют ОБЩИЕ черты, НО ОТЛИЧАЮТСЯ друг от др.

нормы МОРАЛИ

нормы ПРАВА

ОБЩЕЕ

1) явл-ся в системе соц-ных норм самыми УНИВЕРСАЛЬНЫМИ, т. к. распростр-ся на всё общ-во

2) и/ один ОБЪЕКТ регулир-ния – ОБЩЕСТВ-ЫЕ ОТНОШ-ИЯ

3) выступают МЕРОЙ СВОБОДЫ в общ-ве

4) связаны с категорией «соц-ная справедливость»

5) и/ сходную СТР-РУ

РАЗЛИЧИЯ

1. * форм-ся в пр-се р-тия моральных взглядов и идеалов

* содержаться в СОЗНАНИИ людей

* выражаются в ОБЩ-НОМ МНЕНИИ

1. * установлены ГОС-ВОМ

* официально зафиксир-ны в ЮРИДИЧЕСКИХ ДОК-ТАХ

2. исполн-ся в силу * ПРИВЫЧКИ

* ВНУТРЕННИХ ПОБУЖДЕНИЙ

2. ОЯЗЯТЕЛЬНЫ для исполнения с момента вступления в

силу юридического акта, в к-ром они содерж-ся

3. а) их РЕАЛИЗАЦИЯ НЕ нуждается в организованной

принудительной силе

б) гарант: * совесть индивида

* обществ-ое мнение

* общесв-ая оценка поведения людей

3. их РЕАЛИЗАЦИЯ поддерживается

* специальным ап-том

* СИЛОЙ ГОСУД-НОГО ПРИНУЖДЕНИ

4. дают >-ой ПРОСТОР для ТОЛКОВАНИЯ

4 . хар-на КОНКРЕТНОСТЬ содерж-ия

определённость формулировок

5 . РЕГУЛ-ЮТ отнош-ия подконтрольные

Неподконтрольные гос-ву

Н/р., отнош-ия * дружбы

* любви …

5. РЕГУЛ-ЮТ отнош-ия, подконтрольные гос-ву

6. регул-ют обществ-ые отнош-ия с ПОЗИЦИЙ

* ДОБРА – ЗЛА

* справедливого – несправедливого

6. регул-ют обществ-ые отнош-ия с ПОЗИЦИЙ

* ЗАКОННОГО – НЕЗАКОННОГО

* правомерного — неправомерного

Моральное представление — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Cтраница 1

Моральные представления и понятия вырабатываются людьми для ориентировки в природных и социальных явлениях.  [1]

Основу моральных представлений составляют представления о добре и зле.  [2]

Между моральными представлениями и нормами христианства, ислама, иудаизма, буддизма и др. религий имеются значит, различия н противоречия. Так, в отличие от ряда др. религий, ислам разрешает многоженство, а индуизм и буддизм предписывают не умерщвлять животных. Однако такие особенности не исключают определ.  [3]

Согласно логике морального языка, частное моральное повеление обосновывается при помощи ссылки на общую норму; в свою очередь, общая норма обосновывается через принцип, а моральные принципы — в рамках целой системы моральных представлений и других принципов.  [4]

Чрезвычайно важно понимать ( и это следует повторять снова и снова), что нет одной-единственной, абсолютной морали, а есть многочисленные, совершенно различные и часто противоречащие друг другу моральные системы; что позитивный правопорядок вполне может в общем и целом соответствовать ( и, как правило, фактически так оно и бывает) моральным представлениям определенной ( обычно правящей) группы подчиненного ему населения и при этом противоречить представлениям другой группы.

И прежде всего следует иметь в виду, что представления о том, что с точки зрения нравственности хорошо, а что плохо, что может быть оправдано, а что нет, — все эти йредставления, как и право, постоянно меняются, так что возможна следующая ситуация: правопорядок ( или некоторые его нормы) в то время, когда он был действителен, соответствовал требованиям морали, а теперь оценивается как в высшей степени неморальный. Отвергаемый чистым учением о праве, но широко распространенный в традиционной юриспруденции тезис, согласно которому право по своей природе должно быть моральным, а неморальный социальный порядок не есть право, предполагает существование абсолютной, [ с. В противном случае традиционная юриспруденция не могла бы достичь своей цели — обеспечить незыблемый, не зависящий от места и времени критерий оценки того, что в социальном порядке право, а что неправо.  [5]

Мораль эксплуататорских классов служит идеологическим средством обмана угнетенных и эксплуатируемых и направлена на обоснование справедливости такого положения, которое соответствует интересам господствующих классов. Угнетенные классы формируют собственные моральные представления в той степени, в какой они осознают свое общественное положение и несправедливость существующих отношений.  [6]

Обязательной санкцией морали, кроме общественного мнения, делалась боязнь нравственного воздаяния, и человек в своем нравственном поведении легко руководился психологически теми же полицейскими правилами — то нельзя, а это можно. Один из русских философов правильно называет эти моральные представления нравственной полицией, потому что сила нравственных законов покоилась на принудительной и унизительной силе страха перед нравственной карой и муками совести. Возникла особая мораль сильных и слабых, и как в отношении внешнего закона, так и законов совести слабые подчинялись им, сильные восставали и нарушали их. Европейская философия в бунте против буржуазной морали провозглашала имморализм своим основным законом, а себя объявила устами Ницше по ту сторону добра и зла.

 [7]

Экономика не свободна от морали. С одной стороны, она управляется экономическими законами, с другой стороны, определяется людьми, в желаниях и выборе которых всегда присутствует целая совокупность ожиданий, норм, установок, а также моральных представлений.  [8]

Между тем наша школа, совершенно не учитывая психологического факта многообразия возможных толкований и моральных выводов, всегда старалась подгонять всякое художественное переживание под известную моральную догму и довольствовалась усвоением этой догмы, не подозревая, что художественный текст часто не только не помогал ее усвоению, но, напротив того, внушал

моральное представление как раз обратного порядка. Совершенно справедливо характеризует наше эстетическое воспитание Блон-ский, когда говорит, что на уроках словесности поэзия, как таковая, отсутствовала, утрачивалось всякое различие между текстом басни Крылова и прозаическим изложением содержания ее.  [9]

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА — течение в буржуазной этике, развивающееся в русле этического натурализма; основано Спенсером, В 20 в. Критерием нравственности считается процесс развития ( эволюция), обнимающий весь живой мир; то, что способствует его прогрессу, есть добро, а то, что противодействует, — зло. Моральные представления и понятия вырабатываются людьми для ориентировки в природных и социальных явлениях.  [10]

Интуитивисты отрывают моральные представления человека от его социальных убеждений, а этику — от общественных наук, лишая ее научного фундамента. Это приводит их к утверждению, что моральные нормы вне-историчны и не связаны с об-вом. Говоря о самоочевидности этических правил, они, в сущности, обосновывают незыблемость буржуазной морали.  [11]

Интуитивисты отрывают моральные представления человека от его социальных убеждений, а этику — от общественных наук, лишая ее научного фундамента. Это приводит их к утверждению, что моральные нормы вне-псторичны и не связаны с об-вом. Говоря о самоочевидности этичз-ских правил, они, в сущности, обо -, сковывают незыблемость буржуазной морали.  [12]

Интуитивисты отрывают моральные представления человека от его социальных убеждений, а этику — от общественных наук, лишая ее научного фундамента. Это приводит их к утверждению, что моральные нормы вне-историчны и не связаны с об-вом. Говоря о самоочевидности этических правил, они, в сущности, обосновывают незыблемость буржуазной морали.  [13]

В этом плане мораль включает в себя общие нормы и принципы поведения, цели социальных движений, выраженные в виде обществ, и нравств. Общие черты исторически формирующегося нравственного сознания составляют единую для всех конкретных моральных представлений эпох и классов систему нравств. Анализ логики морали не должен ограничиваться только ее описанием, а предполагает выяснение структуры и механизма тех отношений и форм деятельности, к-рые эта логика выражает. Спорным является и вопрос о различении морали и нравственности, а также о способе этого различения. Здесь возникает проблема соотношения в морали функций регуляции повседневного поведения людей в обществе и общей мировоззренч. Поскольку вторая функция является развитием первой, речь, по-видимому, должна идти не просто о разграничении двух сфер морали, а о выявлении в ней как расчлененной целостности различных уровней и форм регуляции и представлений.  [14]

Ричард Прайс, Ральф Кэдворт, Сэмюэл Кларк) и развиты затем совр. Эти идеи приводят интуитивистов к убеждению, что нормативная этика не может основывать свои выводы на данных др. наук, а составляет совершенно изолированную область знания. В дальнейшем логический позитивизм в этике развил это положение до утверждения, что моральные представления вообще не являются знанием и произвольны. Интуитивисты же придерживаются взгляда, что осн.  [15]

Страницы:      1    2

Примеры морали в обществе и литературе

  • Описание

    Примеры социальной морали

  • Источник

    Созданы Кариной Гото для вашего твоя формируются из ценностей человека. Ценности являются основой способности человека различать правильное и неправильное. Мораль основывается на этом, чтобы сформировать определенные, контекстно-зависимые правила, которые управляют поведением человека. Они формируются из жизненного опыта человека и зависят от мнения.

    Например, чьи-то моральные принципы могут указывать на то, что они против убийства. Это довольно общее правило. Но как насчет чего-то более приземленного? В то время как мораль одного человека может говорить ему не сплетничать, мораль другого человека может быть совершенно другой. Они могут не считать сплетни чем-то плохим. Рассмотрите следующие примеры морали и посмотрите, какие из них соответствуют вашим основным ценностям и убеждениям.

    Мораль в обществе

    Действительно ли в наши дни в обществе существует стандартный моральный кодекс? Да, в то время как большинство людей следуют законам общества, они также соблюдают определенные социальные нравы, которые регулируются моралью. Хотя мораль, как правило, определяется личными убеждениями и ценностями, безусловно, есть некоторые общие моральные принципы, с которыми соглашается большинство людей, например:

    • Всегда говори правду
    • Не уничтожать имущество
    • Имейте мужество
    • Держите свои обещания
    • Не обманывай
    • Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
    • Не осуждай
    • Быть надежным
    • Будьте прощающими
    • Иметь целостность
    • Возьмите на себя ответственность за свои действия
    • Наберитесь терпения
    • Будь верен
    • Уважайте себя и других
    • Будьте терпимы к различиям
    • Искать справедливости
    • Имейте смирение
    • Будь щедрым

    Чтобы глубже понять разницу между ценностями и моралью, прочитайте «В чем разница между этикой, моралью и ценностями?».

    Реклама

    Десять заповедей

    Десять заповедей часто считаются основой обществ, основанных на иудео-христианских принципах. Вы заметите некоторое совпадение с приведенным выше списком, так как многие из этих принципов все еще укоренены в обществе в целом.

    1. Не надо богов до меня
    2. Не делай себе кумира
    3. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе
    4. Помните день субботний, чтобы святить его
    5. Почитай отца и мать
    6. Не убивать
    7. Не прелюбодействуй
    8. Не воруй
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего
    10. Не возжелай жены или имущества ближнего твоего

    Примеры морали в литературе

    Имейте в виду, что примеры морали в рассказе отличаются от морали рассказа . Помните, что мораль – это правила, регулирующие поведение человека. Мораль истории, однако, является всеобъемлющим учением, которое автор пытается представить. Конечно, они могут совпадать, но это разные сущности.

    Например, персонаж может бороться за освобождение своей ошибочно осужденной жены из тюрьмы, потому что его мораль говорит ему, что работа мужчины состоит в том, чтобы защищать свою жену. В своем стремлении освободить ее он пойдет на все, включая ложь и обман (что, как мы знаем, противоречит здравой морали), чтобы вызволить ее. В данном случае мораль этой истории не в том, чтобы быть честным или не лгать. Скорее, это может быть «Семья превыше всего».

    Реклама

    Убить пересмешника

    В романе Харпер Ли «Убить пересмешника» Аттикус Финч — белый мужчина, защищающий чернокожего Тома Робинсона, обвиняемого в изнасиловании молодой девушки. На Глубоком Юге в 1930-е годы это было возмутительно из-за вездесущего расизма. Тем не менее, его мораль говорит ему защищать и служить каждому члену общества, независимо от цвета его или ее кожи.

    Когда рассказчица, Скаут, спрашивает ее отца, почему он защищает Робинсона, он отвечает: «Нельзя понять человека, пока не взглянешь на вещи с его точки зрения — пока не заберешься в его шкуру и не будешь ходить в ней». Аттикус учил ее сочувствию и не осуждать, и то, и другое было здоровой моралью.

    Темная Ведьма

    Темная Ведьма начинает причудливую трилогию Норы Робертс. В нем мы читаем об американской девушке по имени Айона, которая едет из Бостона в Ирландию, чтобы встретиться со своей кузиной Бранной, известной «Темной ведьмой». Вместе Иона, Бранна и брат Бранна объединяют усилия, чтобы отразить злого колдуна, который преследовал семью в течение 800 лет.

    Бранна и ее брат особо просят Иону не переходить через определенные лианы и не входить в ту часть леса, где злой колдун может схватить ее или ранить. Однажды Иона слышит, как ее зовут, и в состоянии, похожем на транс, начинает уходить в лес. К счастью, ей удалось выйти из транса до того, как она вошла в лес, но, вернувшись домой, она сказала двоюродному брату:0005

    Сначала я должен тебе кое-что сказать. Я не нарушаю своего слова. Это важно. Но сегодня, возвращаясь из конюшни, я начал рыться в этих лианах. Я не хотел, но мне показалось, что я увидел свет и снова и снова слышал свое имя. Это было почти похоже на мой сон. Я чувствовал, что вышел из себя, меня втянуло внутрь. Как будто мне нужно было пройти через то, что ждало меня. Кэтл снова остановила меня. Я не нарушаю обещаний, Бранна. Я не лгу.

    Здесь нам не нужно делать выводы о ее морали. Они четко указаны. Она не нарушает своего слова; она не лжет. Ее мораль продолжает строить историю, наполненную храбростью и отвагой. Возможно, мораль этой истории в том, чтобы всегда быть смелым и поступать правильно, но это проистекает из здравой морали Ионы.

    Реклама

    Басни Эзопа

    Самым богатым источником нравственных уроков в литературе являются Басни Эзопа. Давайте посмотрим на некоторые учения, содержащиеся в этих популярных сказках:

    • Внешность обманчива. — Волк в овечьей шкуре

      Избегайте лекарства, которое хуже болезни. — Ястреб, коршун и голуби

    • Не делай много шума из ничего. Гора в трудах
    • Каждый мужчина должен заниматься своим делом. — Чайка и воздушный змей
    • Ему нельзя доверять как другу, который плохо обращается со своей семьей. — Хозяин и его собаки
    • Мудр тот, кто предупрежден несчастьями других. — Больной лев
    • Тот, кто однажды начинает лгать, обязан рассказывать другим, чтобы они казались правдой, и рано или поздно они навлекут на него неприятности. — Обезьяна и дельфин
    • Тот, кто стремится навредить другим, часто наносит вред только себе. — Лошадь и олень
    • Это показывает злую склонность использовать в своих интересах друга, попавшего в беду. — Бык и Коза
    • Несчастье проверяет искренность друзей. — Медведь и два путешественника
    • Никто не должен быть обвинен в своих немощах. — Старая гончая
    • Гордость предшествует разрушению. — Бойцовые петухи и орел
    • Герой храбр не только в словах, но и в делах. Охотник и дровосек
    • Лжецу нельзя поверить, даже если он говорит правду. — Пастуший мальчик и волк
    • Те, кто берут на себя характер, который им не принадлежит, только выставляют себя смешными. — Ворона и Ворон

    Реклама

    Каков ваш моральный кодекс?

    Эти примеры морали и уроки морали демонстрируют, что, хотя существуют определенные морали, которым следует общество в целом, мораль также является сугубо личной. Они основаны на личной системе убеждений. В литературе мораль истории часто проистекает из набора морали центрального персонажа, но интересно посмотреть, как чья-то мораль двигает историю вперед.

    Если вы хотите создать интересную историю с соответствующей моралью, взгляните на эти примеры черт характера. Из них вы могли бы развить мораль главного героя, создав таким образом причудливую сказку.

    Информация для студентов и преподавателей

    «Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


    Крис Дрю, доктор философии
    Основатель и главный редактор

    О курсе «Уверенность в написании эссе»

    Что говорят мои ученики

    «ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


    Джессика Т.
    Студент социальных наук

    «Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


    Салли Р.
    Бакалавр педагогики Студент

    «Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


    Кристин С.
    Молодежная студентка

    «Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


    Джеймс Л.
    Бакалавр гуманитарных наук Студент

    Take the Essay Writing Course

    As Featured In

    The Economist

    Readers Digest

    Times Higher Education

    eLearn Magazine

    Browse the Site


    Academic Writing Навыки

    Поиск


    Советы по учебе в колледже

    Поиск


    Руководства по тематическому исследованию

    Поиск


    Поиск руководств по обучению

    Top Academic Writing и учебные навыки.

    Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

    Как избежать прокрастинации во время учебы

    Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

    Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

    Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

    Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

    Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

    Моя идеальная формула структуры абзаца

    Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

    Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

    Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

    Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

    Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

    Как отредактировать сочинение, чтобы получить на 13% более высокие оценки

    Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *