Мотивы поведения | Психологическая энциклопедия 1vc0
Мотивы поведения. Термин «мотив» в пер. с лат. означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное побуждение к достижению цели. Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе малоосознанные и подсознательные), то мотив — сознательно сформированное, понятийно оформленное побуждение.
Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами — иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Они придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение — смысл.
Различные мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или изыскание новых, социально допустимых целей деятельности.
Мотивы следует отличать от мотивировки — оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.
По мере развития личности мотивы ее поведения обогащаются, иерархизируются — выделяются главные жизненные мотивы, поведение человека подчиняется иерархии его ценностной ориентации.
Итак, побудительный и целеобразующий блок в системе человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных и ситуативных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются установки, интересы, желания, стремления, страсти и влечения. Своими мотивами и мотивационными состояниями человек интегрирован в контекст действительности. Первичны не объекты действительности, а потребности и побуждения человека.
Поведение и деятельность человека могут быть обусловлены несколькими мотивами, то есть быть полимотивированными, направленными на одновременное удовлетворение нескольких потребностей. Формирование мотива связано как с актуализированной потребностью, так и с ситуативными возможностями и ограничениями. В отдельных случаях ситуация навязывает выбор мотива. Свойствами мотива может обладать и образ предмета актуализированной потребности, наиболее доступного в данной обстановке.
Мотив — смыслообразующии компонент человеческого поведения. Он определяет личностный смысл как всей деятельности человека, так и отдельных его действий в структуре этой деятельности. Мотив выступает и как оценочный фактор в отношении обстоятельств, препятствующих или способствующих достижению цели. От мотива зависит качественная особенность всей деятельности человека. Чем полнее и глубже человек осознает мотивы своего поведения, тем больше власть человека над этим поведением. Однако мотивы могут осознаваться с различной степенью глубины и развернутости. Они могут подменяться мотивировкой — искусственной рационализацией желаемого действия без достаточного осознания действительных побуждений человека.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
Мотивы поведения, деятельности, система мотивов личности
Мотивы личности в психологии — это некая внутренняя сила человека, которая побуждает его к действию, что важно для достижения цели, которую определил для себя индивид. В научном свете определение мотивов личности очень разнообразно. Отдельные исследователи считают, что это есть идеи, а также представление личности, другие называют мотивами мысли и установки человека, которых он придерживается, руководствуясь ими по жизни. Зачастую многим знакомо чувство, когда хочется горы свернуть и удовлетворить свою потребность. Это чувство и переживание придает индивиду силу, а также веру в себя, что побуждает человека к формированию и росту личности. Собственно говоря, это переживание и есть мотивом личности.
Мотив личности очень важный атрибут в жизни индивида. Именно мотивы определяют, каких высот достигнет личность. В карьерном росте стремления сотрудников приобретают особенных свойств, поэтому начальство часто старается создавать внешние мотивы. К внешним мотивам относят повышение заработной платы или премии, иногда это просто похвала и т.д. Эти вещи побуждают человека проявить интерес и прибавить усилий, чтобы получить внешнюю награду и в результате работать лучше.
Но стоит отметить, что внутренние мотивы гораздо сильнее внешних. Если индивид, так сказать, загорелся изнутри некой целью и непременно хочет ее достичь, то он может преодолеть все преграды, поскольку он это делает для себя.
Мотивы поведения личности
Тема поведения человека интересовала психологию с давних времен. Ответы на вопрос «почему?» люди делают так, а потом ведут себя иначе, искали величайшее умы нашего мира. Сегодня, можно считать, что на человеческое поведение влияет множество разных феноменов. Это может быть определенная ситуация, личные качества человека, внешнее давление на личность, или же мотивы самой личности.
Мотивы поведения личности на что влияют? Рассматривая понятие личностных мотивов, можно говорить о том, что разные мотивы не только всячески влияют на поведение личности, но также в определенных ситуациях, мотивы могут определять поведение человека. Дело заключается в том, что мотив представляет собой слияние внутренних переживаний индивида, что нередко стает атрибутом личности и формулируется в личностное качество. Например, мотивы стать лучше, помогать людям и изменить этот мир на благо человечеству, могут стать характерными для личности, которая их испытывает, и сформироваться в отдельную черту — альтруизм.
Мотивы деятельности личности
В зависимости от того, какую цель видит перед собой человек, он будет действовать соответственным путем, чтобы достичь желаемого и получить наслаждение. Если человек голоден, то он будет действовать таким образом, чтобы найти еду и перекусить, удовлетворив данную потребность. Такое поведение будет обусловлено потребностью в пище, а поиски пищи и будут мотивом деятельности личности.
Зависимо от потребностей или целей человека, мотивы деятельности могут быть очень разнообразными. Например, если потребности касаются базисных явлений, какие обеспечивают жизнь и развитие человека, то мотивы деятельности, которые заставляют удовлетворять такие потребности, будут называться органическими. Если конкретизировать, то к данным потребностям можно отнести уже упоминаемое чувство голода, потребность дышать, потребность спрятаться от жары в летний день, или потребность бежать от опасности с целью самосохранения. Все эти нужды являются базисными, и их человек стремится удовлетворить в первую очередь, чтобы позволить своему организму естественно существовать и развиваться.
Мотивы деятельности личности выделяют также функциональные. Они касаются потребностей, которые обеспечивают рост человека в культурной сфере. Это может быть активный отдых на озере, или занятие спортом, поход в церковь или театр. Все эти потребности создают мотивы деятельности, которые в свою очередь движут человеком к удовлетворению данных потребностей, что обеспечивает функциональный рост личности.
Мотивы деятельности личности бывают материальные. Материализм этих мотивов подразумевает под собой создание материальных вещей, для удовлетворения надобностей человека, которые касаются уюта или бытовой необходимости.
Ни для кого не секрет, что потребность быть уважаемым в обществе очень важна для человека. Иметь свое место среди других людей, занимать соответственный статус, а также возможность проявить свои социальные интересы — все это потребности, которые являются причиной возникновения социальных мотивов деятельности человека. В этом случае личность будет действовать таким образом, чтобы состояться среди людей, которые составляют ее общество. К примеру, деятельность такого рода может выражаться в участии в разнообразных социальных группах, принадлежности к волонтерам, в побуждении к принятию участия в разных акциях, организациях и т.д.
К мотивам деятельности личности могут принадлежать духовные мотивы. Они проявляются там, где человек имеет потребность в саморазвитии, а также в самосовершенствовании. Чтобы удовлетворить такие нужды, человек может читать книги, молиться Богу, заниматься йогой или действовать каким-либо другим образом, чтобы обрести духовное насыщение.
Потребности и мотивы личности
В психологии существуют разнообразные взгляды на определение потребностей личности, собственно говоря, также как и на определение мотивов. Но все взгляды объединяет мысль о том, что потребность — это состояние человека, которое обусловлено той или иной нуждой. Это могут быть материальные или духовные объекты. Такое состояние вызывает внутреннее напряжение у индивида. Чтобы снять напряжение, или иными словами, удовлетворить конкретную нужду, человек начинает действовать соответственным образом, руководствуясь мотивами, которые порождает эта потребность.
Потребности человека могут быть очень разными. Как уже упоминалось, потребности могут касаться органической, функциональной, материальной, социальной или духовной среды человека. Кроме того, ученые выделяют индивидуальные и групповые потребности, а также потребности суточные и годовые, интеллектуальные и психологические.
В одной и той же ситуации, у человека могут возникать несколько потребностей разного рода одновременно. Соответственно, внутреннее напряжение будет в этом случае очень велико, и человеку надо выбирать какие потребности удовлетворять в первую очередь. В этом контексте важно отметить, что существует иерархия потребностей.
Наиболее важными являются физиологические, или органические потребности. Если человек голоден, ему будет трудно сосредоточиться над работой, или когда речь идет о самосохранении, например, если у человека что-нибудь болит, он будет думать только о том, как избавится от этой боли, и пока она не исчезнет, человек не сможет удовлетворить другие свои, социальные потребности.
Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая в свою очередь определяет иерархию мотивов личности. По его мнению, мотивы можно разместить на пяти условных полочках, которые образуют пирамиду Маслоу. На самом нижнем уровне размещены физиологические потребности человека. Поднимаясь уровнями выше, рассматриваются потребности в привязанности, в уважении, эстетические и потребности в самореализации. Важно отметить, что в данной иерархии мотивов, А. Маслоу считает, что нельзя подняться на уровень выше, если потребности нижнего уровня не удовлетворены.
Социальные мотивы личности
Как уже упоминалось, социальные мотивы личности порождаются из потребностей социализации в обществе. Абрахам Маслоу относит к социальным мотивам привязанность. Эти мотивы представляют собой желание быть кому-то нужным, полезным, иметь одобрение со стороны других людей. Кроме того, социальные мотивы обусловлены потребностью в уважении, а также в самоуважении, что не менее важно.
Каждый человек существует в обществе и связан с людьми. Взаимоотношения между людьми никогда не бывают простыми, поэтому возникают разнообразные конфликты, враждебность и прочие неприятные явления. Но, так или иначе, человек рожден в обществе, однако иногда само общество порождает человека. По этой причине, является очень естественным то, что личность пытается найти свое место в социуме, и утвердить свою личность среди людей, которых она знает.
В этой сфере человек может действовать различными способами, руководствуясь социальными мотивами. Например, чтобы понравиться другим людям, чтобы не нарушать идей общества, человек может проявлять конформность, то есть действовать так, как большинство.
Природа человека очень сложная и загадочная. Взаимоотношения между двумя людьми также бывают очень непредсказуемы. Люди движутся социальными мотивами для того, чтобы не быть одинокими. Каждый человек ищет другого человека, который способен его понять, поддержать, а главное любить таким, каков он на самом деле. Это желание заставляет людей искать компромиссы в разногласиях, изменять свое поведение, изменяться в лучшую сторону. Это важнейшие социальные мотивы человека.
Стоит также отметить подчинение власти. Даже если люди жалуются на власть в стране и не считают ее конструктивной, они признают ее легитимность и убеждены, что власть необходима обществу. Отсюда происходит подчинения авторитетам, что также является социальным мотивом личности.
Система мотивов личности
Исходя из того, что у человека постоянно возникают те или другие потребности, можно говорить о том, что человеком постоянно движут какие-нибудь мотивы. В психологической науке, считается, что на протяжении жизни у людей формируются устойчивые мотивы. Как уже упоминалось, они могут порождать поведение людей, быть относительно независимыми от ситуации или даже формировать личностные черты. Именно эти устойчивые мотивы человека, которые определяют его деятельность, в совокупности представляют собой направленность личности.
Направленность личности обусловливается родительским воспитанием и социумом. В своей жизни человек познает мир, в котором живет и формирует свои мысли относительно вещей и людей, которые его окружают. Эти мысли стают установками индивида, которые оказывают очень сильное влияние на направленность личности. Установки, которые стают свойствами личности, образуют разные формы направленности личности, в основе их лежит система мотивов.
Среди форм направленности личности выделяют: влечения, идеал, желания, интерес, стремления, склонность, мировоззрение и убеждение, как наивысшую из форм.
Влечение являет собой неосознанную надобность в чем-то. Эта надобность не является необходимой для личности и вскоре, может просто исчезнуть. Это самая простая форма направленности личности.
Желание характеризуется нуждой человека в чем-то определенном, например, в каком-нибудь объекте. Зачастую желание имеет побуждающий эффект, заставляющий человека действовать, проявляя силу воли, четко определяя для себя желание и пути достижения целей. В этом случае желание превращается в стремление.
Важной формой направленности личности является интерес. Собственно интерес определяет желание человека, а также придает смысл его деятельности и самим целям.
Если человек проявляет интерес в определенной сфере, подключает силу воли, а также направляет свои усилия и действия в эту сферу, то такое явление будет рассматриваться, как стремление.
На протяжении жизни люди строят свои идеалы. У каждого имеется мнение о том, каким должен быть человек, и, безусловно, люди судят других людей, руководствуясь собственными идеалами. Направленность личности состоит из постоянных действий со стремлением достичь своего идеала. Эта форма направленности порождает мировоззрение.
Все вышеперечисленные формы направленности личности могут не связываться друг с другом. Но мировоззрение определяется целостностью. Это как план всего мира в голове человека. Мировоззрение позволяет объединить мысли в одну картину и построить свое, индивидуальное представление о мире и о людях. Это дает возможность человеку увидеть свое место в мире, а также прогнозировать свою будущую деятельность, строить планы и добиваться целей.
Система мотивов личности, которые определяют деятельность человека с учетом его принципов, интересов, взглядов на мир называется убеждением. Когда перед человеком стоит осознанная потребность, он будет действовать в зависимости от своих убеждений, в основе которых лежат мотивы, которые движут человеком и способствуют достижению успехов.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
психологических факторов, определяющих поведение
Перейти к основному содержанию
Блейк ЛеМой
Блейк ЛеМой
blakelemoi.com | Инновации в бизнес-аналитике
Опубликовано 22 августа 2019 г.
+ Подписаться
Мотивация определяется как процесс, который инициирует, направляет и поддерживает целенаправленное поведение. Мотивация — это то, что заставляет вас действовать, будь то стакан воды, чтобы утолить жажду, или чтение книги, чтобы получить знания.
Пристальный взгляд на мотивацию
Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные силы, которые активируют поведение. В повседневном использовании термин «мотивация» часто используется для описания почему человек что-то делает. Например, вы можете сказать, что учащаяся настолько заинтересована в том, чтобы поступить на программу клинической психологии, что проводит каждую ночь за учебой.
«Термин «мотивация» относится к факторам, которые активируют, направляют и поддерживают целенаправленное поведение… Мотивы — это «почему» поведения — потребности или желания, которые управляют поведением и объясняют, что мы делаем. На самом деле мы не наблюдаем мотив; скорее, мы делаем вывод о его существовании на основании поведения, которое наблюдаем».
(Nevid, 2013)
Что именно лежит в основе мотивации наших действий? Психологи предложили различные теории мотивации, в том числе теорию влечений, теорию инстинктов и гуманистическую теорию. Реальность такова, что существует множество различных сил, которые направляют и направляют наши мотивы.
Не позволяйте стрессу взять верх над вами
Если вы чувствуете, что стресс берет верх над вашей жизнью, узнайте, как лучше справляться с его последствиями и найти утешение в удивительно простых занятиях.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Компоненты мотивации
Любой, у кого когда-либо была цель (например, желание сбросить 20 фунтов или пробежать марафон), вероятно, сразу понимает, что просто иметь желание чего-то достичь недостаточно. Для достижения такой цели требуется способность упорно преодолевать препятствия и выносливость, чтобы продолжать идти, несмотря на трудности.
Мотивация состоит из трех основных компонентов: активации, настойчивости и интенсивности.
- Активация включает в себя решение инициировать поведение, например записаться на занятия по психологии.
- Настойчивость — это постоянное стремление к цели, даже несмотря на наличие препятствий. Примером настойчивости может быть прохождение дополнительных курсов по психологии, чтобы получить степень, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
- Интенсивность можно увидеть в концентрации и энергии, которые необходимы для достижения цели. Например, один студент может обходиться без особых усилий, в то время как другой студент будет регулярно учиться, участвовать в дискуссиях и пользоваться исследовательскими возможностями вне класса. Первому студенту не хватает интенсивности, а второй с большей интенсивностью преследует свои учебные цели.
Теории мотивации
Что на самом деле побуждает нас действовать? Психологи предложили различные теории для объяснения мотивации:
- Инстинкты: Инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведение мотивируется инстинктами, которые являются фиксированными и врожденными моделями поведения. Психологи, включая Уильяма Джеймса, Зигмунда Фрейда и Уильяма Макдугала, предложили ряд основных человеческих побуждений, которые мотивируют поведение. Такие инстинкты могут включать биологические инстинкты, важные для выживания организма, такие как страх, чистота и любовь.
- Побуждения и потребности: Многие из ваших действий, таких как еда, питье и сон, мотивированы биологией. У вас есть биологическая потребность в еде, воде и сне. Таким образом, вы мотивированы есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у людей есть основные биологические влечения и что ваше поведение мотивировано необходимостью реализовать эти влечения.
- Уровни возбуждения: теория мотивации возбуждения предполагает, что люди мотивированы на поведение, которое помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Человек с низкой потребностью в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокой потребностью в возбуждении могут быть мотивированы на участие в захватывающих, вызывающих острые ощущения действиях, таких как гонки на мотоциклах.
Внешняя и внутренняя мотивация
Различные типы мотивации часто описываются как внешние или внутренние. Внешние мотивы — это те, которые возникают извне человека и часто связаны с наградами, такими как трофеи, деньги, общественное признание или похвала. Внутренние мотивы — это те, которые возникают внутри человека, например, решение сложного кроссворда исключительно для личного удовлетворения от решения проблемы.
Слово от Verywell
Понимание мотивации важно во многих сферах жизни, от воспитания до работы. Возможно, вы захотите установить лучшие цели и создать правильную систему вознаграждения, чтобы мотивировать других, а также повысить свою собственную мотивацию. Знание мотивирующих факторов и манипулирования ими используется в маркетинге и других аспектах промышленной психологии. Это область, в которой существует много мифов, и каждый может извлечь пользу, зная, что работает, а что нет.
Кендра Черри
Что такое операционное совершенство?
17 января 2022 г.
Проблемы современной рабочей силы
4 января 2022 г.
Эволюция продаж B2B
24 авг. 2021 г.
Стратегии для лучшей работы в сегодняшней новой бизнес-среде
8 июня 2021 г.
10 главных причин неудач продавцов
12 апр.
2021 г.Медицинские устройства и вывод их на коммерческий рынок
29 марта 2021 г.
Маркетинговые неудачи B2B — установите правильные KPI
3 марта 2021 г.
Как конвертировать потенциальных клиентов из вашей печатной рекламы
16 сент. 2020 г.
Труд — это большие затраты для малого бизнеса.
Получите максимум за свои деньги.10 сент. 2020 г.
Правда о фальшивых гуру маркетинга и их уловке №1
21 апр. 2020 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Мотивы как поведение | Педагогическая психология
Иногда полезно думать о мотивации не как о чем-то «внутри» учащегося, определяющем поведение учащегося, а как о эквивалентном внешнем поведении учащегося. Это точка зрения бихевиоризма, который представляет собой способ осмысления процесса обучения. В своей наиболее основательной форме бихевиоризм почти полностью сосредотачивается на том, что можно непосредственно увидеть или услышать о поведении человека, и дает относительно мало комментариев о том, что может лежать в основе (или «под» или «внутри») поведения. Когда дело доходит до мотивации, эта точка зрения означает сведение к минимуму или даже игнорирование различия между внутренним побуждением или энергией учащихся и внешним поведением, выражающим побуждение или энергию. Эти два считаются одинаковыми или почти одинаковыми.
Может показаться, что приравнивание внутреннего и внешнего противоречит здравому смыслу. Как учащийся может что-то сделать без какого-либо чувства или мысли, чтобы действие произошло? Как мы объясним, именно этот вопрос привел к альтернативным моделям мотивации, основанным на когнитивных, а не на бихевиористских теориях обучения. Мы объясним некоторые из них позже в этой главе. Однако, прежде чем перейти к ним, мы рекомендуем вам рассмотреть преимущества бихевиористского взгляда на мотивацию.
Иногда обстоятельства обучения ограничивают возможности учителей различать внутреннюю мотивацию и внешнее поведение. Конечно, учителя видят множество моделей поведения учеников — признаки своего рода мотивации. Но многочисленные требования к обучению могут ограничить время, необходимое для определения того, что означает поведение. Если ученик задает много вопросов во время обсуждения, например, интересуется ли он самим материалом или просто хочет выглядеть умным перед одноклассниками и учителем? В классе с большим количеством учеников и плотной повесткой дня у учителя может не быть много времени, чтобы выбрать между этими вариантами. В других случаях проблема может быть не столько ограничена во времени, сколько трудности в общении со студентом. Рассмотрим учащегося, который все еще изучает английский язык или принадлежит к культурному сообществу, использующему модели разговора, незнакомые учителю, или учащемуся с инвалидностью, которая ограничивает общие языковые навыки учащегося. В этих случаях распознавание внутренних мотивов студента может потребовать больше времени и усилий. Для таких учеников важно вкладывать дополнительное время и усилия, но пока это делает учитель, для него также важно направлять и влиять на поведение учеников в конструктивном направлении. Вот где могут помочь бихевиористские подходы к мотивации.
Оперантное обусловливание как способ мотивации
Наиболее распространенной версией поведенческого взгляда на мотивацию является теория оперантного обусловливания, связанная с Б. Ф. Скиннером (1938, 1957). Описание в этой главе сосредоточено на поведенческом обучении, но та же оперантная модель может быть преобразована в описание мотивации. Как вы помните, в оперантной модели изучаемое поведение («оперант») увеличивается по частоте или вероятности, потому что его выполнение делает доступным подкрепление. Чтобы понять эту модель с точки зрения мотивации, подумайте о вероятности реакции как о мотивации, а о подкреплении — как о мотиваторе. Представьте, например, что учащийся учится отвечать на вопросы во время обсуждения в классе с помощью оперантного обусловливания: каждый раз, когда учащийся отвечает на вопрос (оперант), учитель хвалит (подкрепляет) его поведение. Однако помимо того, что эту ситуацию можно рассматривать как поведенческое обучение, вы также можете рассматривать ее с точки зрения мотивации: вероятность того, что учащийся ответит на вопросы (мотивация), увеличивается из-за похвалы учителя (мотиватора).
Многие концепции оперантного обусловливания фактически могут быть поняты в терминах мотивации. Другим, например, является концепция угасания, которая представляет собой тенденцию к тому, что усвоенное поведение становится менее вероятным, когда подкрепление больше не происходит — своего рода «разучивание» или, по крайней мере, снижение эффективности ранее усвоенного. Снижение частоты выполнения можно рассматривать как потерю мотивации, а удаление поощрения можно рассматривать как устранение мотиватора. В таблице 1 обобщается этот способ переосмысления оперантного обусловливания с точки зрения мотивации.
Таблица 1: Оперантное обусловливание как обучение и как мотивация | |||
---|---|---|---|
Концепция | Определение сформулировано с точки зрения обучения | Определение, сформулированное с точки зрения мотивации | Пример класса |
Оператор | Поведение, которое становится более вероятным из-за подкрепления | Поведение, предполагающее усиление мотивации | Студент слушает комментарии учителя во время лекции или обсуждения |
Усиление | Стимул, повышающий вероятность поведения | Стимул, который мотивирует | Учитель хвалит ученика за то, что он слушает |
Позитивное усиление | Стимул, который увеличивает вероятность поведения, будучи введенным или добавленным к ситуации | Стимул, который мотивирует своим присутствием ; «поощрение» | Учитель ободряет домашнее задание ученика |
Отрицательное подкрепление | Стимул, который увеличивает вероятность поведения, удаляется или убирается из ситуации | Стимул, который мотивирует своим отсутствием или избеганием | Учитель перестал придираться к ученику из-за позднего выполнения домашнего задания |
Наказание | Стимул, который снижает вероятность поведения, будучи представленным или добавленным к ситуации | Стимул, снижающий мотивацию своим присутствием | Учитель вычитает баллы за опоздание с домашним заданием |
Вымирание | Удаление подкрепления за поведение | Удаление мотивирующего стимула, приводящего к снижению мотивации | Учитель вообще перестает комментировать домашнее задание ученика |
Формирование последовательных приближений | Поощрения за поведение, которое постепенно напоминает (приблизительно) конечное целевое поведение | Стимулы, которые постепенно сдвигают мотивацию в сторону конечной цели мотивации | Учитель хвалит ученика за то, что он сдал домашнее задание немного ближе к сроку; Постепенно она хвалит за то, что действительно пришла вовремя |
Непрерывная арматура | Подкрепление, которое происходит каждые раз , когда происходит оперантное поведение | Мотиватор, который появляется каждые раз, когда возникает поведенческий признак мотивации | Учитель хвалит очень активного ученика за каждые раз он работает пять минут без перерыва |
Прерывистая арматура | Подкрепление, которое иногда возникает после оперантного поведения, но не всегда | Мотиватор, который возникает иногда когда проявляется поведенческий признак мотивации, но не всегда | Учитель хвалит очень активного ученика иногда когда он работает без перерыва, но не каждый раз |
Предупреждения о поведенческих взглядах на мотивацию
Как мы уже упоминали, бихевиористские взгляды на мотивацию действительно отражают классовую реальность: учителям иногда не хватает времени, и поэтому они должны сосредоточиться просто на соответствующем внешнем поведении учеников. Но есть, тем не менее, предостережения относительно принятия этой точки зрения. Очевидным является неоднозначность поведения учащихся; то, что для учителя выглядит признаком одного мотива, на самом деле может быть признаком какого-то другого мотива для ученика (DeGrandpre, 2000). Если ученик пристально смотрит на учителя, пока она говорит, означает ли это, что ученик мотивирован учиться или только мечтает? Если учащийся постоянно отводит взгляд, пока учитель говорит, означает ли это, что учащийся проявляет неуважение к учителю или что учащийся происходит из семьи или культурной группы, где избегание зрительного контакта показывает больше уважения к говорящему, чем прямой зрительный контакт?
Еще одна проблема, связанная с бихевиористскими взглядами, включая оперантное обусловливание, заключается в том, что они заставляют учителей игнорировать выбор и предпочтения учащихся и «играть в Бога», делая выбор от их имени (Kohn, 1996). Согласно этой критике, различие между «внутренними» мотивами и выражением мотивов во внешнем поведении не исчезает только потому, что педагог (или психологическая теория) предпочитает трактовать мотив и поведенческое выражение мотива как эквивалентные. Учащиеся обычно знают, чего они хотят или желают, и их желания или желания могут не всегда соответствовать тому, что учитель предпочитает усиливать или игнорировать. Это, в новом обличии, снова проблема внутренняя против внешняя мотивация. Утверждается, что исключительно поведенческие подходы недостаточно чувствительны к внутренним самоподдерживающимся мотивам учащихся.
В этом утверждении есть доля правды, если учитель действительно полагается на вознаграждающее поведение, которое он сам выбрал, или даже если он упорно поощряет поведение, которое учащиеся уже находят мотивирующим без внешнего подкрепления. В этих случаях подкрепление может иметь неприятные последствия: вместо того, чтобы служить стимулом к желаемому поведению, подкрепление может стать напоминанием о силе учителя и о том, что ученики не контролируют свои действия. Классическое исследование внутренней мотивации прекрасно иллюстрирует эту проблему. В ходе исследования исследователи вознаграждали студентов университета за два вида деятельности — решение головоломок и написание газетных заголовков, — которые они уже сочли интересными. Некоторым из студентов, однако, было 9 лет.0019 заплатил за выполнение этих действий, тогда как другие не платили. В этих условиях студенты, которым платили, имели на меньше шансов участвовать в деятельности после эксперимента, чем студенты, которым не платили, хотя обе группы с самого начала были одинаково заинтересованы в деятельности (Deci, 1971). . Внешнее вознаграждение в виде оплаты, казалось, мешало внутреннему вознаграждению за решение головоломок.
Более поздние исследования подтвердили этот эффект во многих ситуациях, хотя они также обнаружили определенные условия, при которых внешнее вознаграждение действует , а не уменьшают внутреннее вознаграждение. Внешние вознаграждения не так вредны, например, если человеку платят «по часам» (то есть по фиксированной ставке), а не по частям (по количеству выполненных задач) (Cameron & Pierce, 1994; Eisenberger & Cameron, 1996). ). Они также менее вредны, если сама задача относительно четко определена (например, решение математических задач или игра в пасьянс) и всегда ожидается высокое качество выполнения. Так что все еще есть случаи и способы, когда внешние подкрепления полезны и эффективны. Однако в целом внешнее вознаграждение достаточно часто подрывает внутреннюю мотивацию, поэтому его необходимо использовать избирательно и вдумчиво (Deci, Koestner, & Ryan, 2001). Как оказалось, помощь в том, чтобы быть избирательным и вдумчивым, можно найти в других, более когнитивно-ориентированных теориях мотивации. Они используют цели, интересы и убеждения учащихся как способы объяснения различий в мотивах учащихся и в том, как эти мотивы влияют на взаимодействие со школой. Далее мы обратимся к этим когнитивно-ориентированным теориям, начиная с тех, которые ориентированы на цели учащихся.
Размышления
Кэмерон, Дж. и Пирс, В. (1994). Подкрепление, вознаграждение и внутренняя мотивация: метаанализ. Review of Educational Research, 64 , 363–423.
Деси, Э. (1971). Влияние внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию. Журнал личности и социальной психологии, 18 , 105–115.