Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Н звонкий звук: Буква «Н» — звонкая или глухая буква?

Звуки [Н] [Н`]. Буквы Н, Н | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):

ЗВУКИ «Н» И «НЬ». Буквы Н,н

1.     ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Н» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «НЬ» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «Н», заучить их:

Надя, Наташа, Нона, награда, наблюдение, наказание, номер, народ, наряд, находка, начальник, нога, ноготь, ножницы, ножовка, ноль, нора, нос, носик, носище, носки, ночь, ноябрь, носорог, наседка, назад, налево, направо.

1) Назвать слова, на мягкий звук «НЬ», заучить их:

Нюра, Нюся, Никита, няня, низкий, нести, немец, незабудки, неделя, невеста, небо, нёбо, нежность, Нина, нитка.

3) Где звук? (в начале, в середине, в конце слова):

«НЬ» — небо, конь, невеста, камень, монета, нитка, осень, пони, тень, лень, коньки, градусник, ладонь.

 «Н» — апельсин, нора, граната, бидон, ежонок, клоун, находка, карман, карандаш, караван, картон, ногти, капкан, ночь, кабан, нож, орден, план.

4) Определи место звука в словах:

 Нос, санки, красный, сон, нора, чеснок, ножницы, сосна.

5) Выдели на слух слияния в словах со звуками «Н», «НЬ»:

Кони (ни), ночка (но), нитки (ни), носорог (но), сосны (ны), Нина (Ни, на), ножи (но), ноги (но), юноша (но), канат (на).

6) Назови слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звуком «Н»,   «НЬ»:

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить),   раскрыть – (накрыть), любить – (ненавидеть).   

7)  ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

     А петух с колючим ежиком                                               Кто один имеет рог?

   Режут сало острым … (ножиком).                                     Отгадайте! … (Носорог.)

8). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    У кого днем один глаз,                                                      Есть всегда он у людей,

   А ночью – много?                                                               Есть всегда у кораблей.

                                 (У неба)                                                                                   (Нос)

   Всю жизнь ходят в обгонку,                                              Пять ступенек – лесенка,

   А обогнать друг друга не могут.                                       На ступеньках – песенка.

                                                   (Ноги)                                                                    (Ноты)

9). ВСПОМНИТЕ СКАЗКИ.

    Отгадайте, из каких сказок и кому принадлежат слова:

   «Не садись на пенек, не ешь пирожок»;

   «Не пей, братец, козленочком станешь».

10) «ДОСКАЖИ, ВСЮ ПОСЛОВИЦУ ПОВТОРИ»:

1. С кем поведешься, от того и… (наберешься).

2.    Поспешишь – людей… (насмешишь).

3.   Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда). 

3. ЗАУЧИВАНИЕ.

                                                                               НОС

                                                            Нос сует свой Игорек

                                                            То в варенье, то в медок.

                                                            Ой, боюсь я, как бы нос

                                                            К банке с медом не прирос.

Стихотворение про букву Н

На букве Н Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю Песенки!

 

Игры для закрепления темы    Звуки [Н ]  [Н`]. Буквы Н, н

 

Игра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «Н». 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ Н- Нь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Н`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Н].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Согласные звуки [н – н’] Буквы Н, н – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    — Познакомить детей с согласными звуками [н – н’] , буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.

    — Воспринимать важность учёбы, как интеллектуального труда и познания нового.

Виды деятельности

    Научить различать звуки [н – н’] и буквы Н, н. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [н] и мягкого [н’]. Слушать и понимать речь других.

Ключевые понятия

    Согласный, гласный, мягкий звук, твердый звук, звонкий, глухой звук, лапоть.

План урока

Название этапаМетодический комментарий
11. Актуализация знанийВот звенит для нас звонок — начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись   — Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв. — На какие группы делятся звуки? (Гласные, согласные.) — Какие звуки мы называем гласными? Давайте хором расскажем стихотворение о гласных звуках.   Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт — Звук получается гласный.   Как обозначаются гласные звуки на схемах? (Красным цветом.) — Произнесите  изученные гласные звуки.   — Какие звуки мы называем согласными? Расскажем о них стихотворение.   А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.   Звуковые упражнения. — Как шумят листья на деревьях?  — Как фыркает ёжик? — Как жужжат шмели в саду? — Какие звуки вы произносили? (Согласные.) — Посмотрите на ленту букв, произнесите  изученные согласные звуки.
22. Мотивация учебной деятельности учащихсяВсе ли звуки и буквы мы с вами уже изучили? — Хотите познакомиться с новыми «жителями» страны звуков и букв? Тогда я вам предлагаю посмотреть небольшой фрагмент про Нюшу из  мультфильма «Смешарики». — Назовите главную героиню этого мультфильма. (Нюша.) — Почему именно о ней мы сегодня вспомнили? (Подводим детей к  выделению первого звука в имени Нюша  и соответствующей буквы. )
3!!! 3. Мотивация учебной деятельности учащихся— Каких ещё сказочных персонажей, имена которых начинаются на букву Н вы знаете? (Незнайка, Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, Нильс, Настенька, Несмеяна.)   —  Произнесите первые звуки  данных  слов. ([н –н’]) — А раньше мы говорили про эти звуки? (Нет.) — Кто знает, какой буквой на письме обозначаются данные звуки? (Н)   — Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.  (Звуки [н–н’], буквы Н, н.)
44. Первичное усвоение новых знанийРабота по учебнику (с. 29). — Рассмотрите, какие предметы принёс сегодня к нам на урок Незнайка. (Ножницы и нитки.) — Назовите эти предметы. — Произнесите слово ножницы, выделяя первый звук. Обратите внимание, как мы его произносим. Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит, он какой? Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.  Охарактеризуйте его. (Согласный, твёрдый, звонкий.) Твёрдые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом.
— Произнесите слово нитки, выделяя первый звук. Обратите внимание, как мы его произносим. Встречает ли звук [н’] при произнесении преграду? Значит, он какой? Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.  Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий.)  Мягкие согласные звуки мы будем обозначать зелёным цветом. Незнайке очень понравились звуки [н–н’], но он не знает, какой буквой их нужно обозначать. А вы знаете? —  Посмотрите в учебник, какой буквой мы будем обозначать звуки [н–н’]? Это печатная буква Н. Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква? На что похожа буква Н? (Звуки  [н–н’] живут в букве Н, н.)   На букве Н Я, как на лесенке. Сижу и распеваю песенки.   — Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
55. Артикуляционная гимнастикаПроизнесите чистоговорки.   НО-но-но-но Посмотрели мы в окно.   На-на-на-на В небе полная луна.   Он-он-он-он Под луною ходит слон.   Ну-ну-ну-ну Нужно погулять слону.
66. Артикуляционная гимнастика— Какие слова со звуком [н], вы услышали? (Окно, луна, слон, небо …)  Где могут находиться звуки  [н–н’] в словах? ( В начале, в середине и в конце.)   Физкультминутка.
77. Первичное усвоение знанийРабота по учебнику (с. 29). Звуковой анализ слов акула, баран, окуни. — Назовите предметы, изображенные на рисунке. Рассмотрите схемы.  Определите, какая схема может быть лишней? ( В слове акула  нет звуков[н–н’]; баран — 2 слога,  окуни — мягкий согласный звук [н’], мн. число.) Сколько слогов в слове баран? Произнесите первый слог, второй. Какой слог ударный? Произнесите его. Какой звук обозначает буква Н?  Каким цветом он обозначен? Почему? Аналогичная работа проводится со словом окуни, выделяется звук [н’].
88. Первичное закреплениеРаспределите слова в два столбика по мягкости/твёрдости звуков [н’], [н]. Слова: банка, пенал, пень, стул, день, нота, иней, клоун, собака, кони, орден, книга, олень.
99. Первичное закрепление— Прочитайте пословицу на с. 29. Работа по содержанию пословицы. — Как вы понимаете смысл данной пословицы? — Как вы понимаете значение слова  лапоть?. — Назовите слово, в котором есть звуки [н] или [н’], какой буквой они обозначены?
1010. Первичное закреплениеЗадание в рабочей тетради: с. 15,  № 3. Рассмотри иллюстрации, поставь «галочку» около предметов, в названиях которых есть мягкий звук [н’]. с. 15, № 4 Найдите все буквы Н и соберите их на ниточку. — Потренируйтесь в написании большой и маленькой букв Н.
1111. Рефлексия (подведение итогов)— Вы сегодня хорошо поработали. Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. — Что нового узнали на уроке? — С какими звуками познакомились на уроке? — Какой буквой обозначаются эти звуки? — Что помогало вам в работе? — Что было интересным для вас на уроке?

Возможные причины возникновения тиннитуса (звона в ушах)

Авторы: Редакторы WebMD

Шум в ушах, или звон в ушах, может быть вызван многими причинами. Но это не болезнь. Это симптом другой проблемы со здоровьем.

Что вызывает звон? Обычно это происходит из-за повреждения крошечных волосков во внутреннем ухе. Это изменяет сигналы, которые они посылают в ваш мозг и контролируют то, как вы слышите звук. Вы можете получить шум в ушах как нормальную часть старения, но есть и другие причины. Это может быть временно, а может длиться всю оставшуюся жизнь.

Возрастная потеря слуха: У многих людей с возрастом слух ухудшается. Обычно это начинается около 60 лет. Обычно поражает оба уха. Вы, вероятно, заметите проблему с высокочастотными звуками.

Громкий шум: Громкий шум является основной причиной. Это может быть что-то, что вы слышите каждый день в течение многих лет, или что-то, что происходит только один раз. Это включает в себя все, от концертов и спортивных мероприятий до громкой техники и двигателей. Они могут поражать одно или оба уха и вызывать потерю слуха и боль. Повреждение может быть постоянным или временным.

Слишком много ушной серы: Ваше тело вырабатывает эту вонючую субстанцию, чтобы задерживать грязь и защищать ваши уши. Но если он не смывается сам по себе и накапливается слишком много, это может привести к звону или потере слуха. Ваш врач может аккуратно удалить нарост. Не хватайте ватную палочку и не пытайтесь сделать это самостоятельно.

Некоторые лекарства : Лекарства, отпускаемые по рецепту и без рецепта, могут вызвать звон или сделать его громче. Сюда входят аспирин, диуретики, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), препараты на основе хинина, а также некоторые антибиотики, антидепрессанты и противораковые препараты. Обычно, чем сильнее доза, тем больше у вас шансов на проблемы. Часто, если вы прекратите прием препарата, ваши симптомы исчезнут. Обратитесь к врачу, если вы считаете, что причиной может быть лекарство. Но не прекращайте принимать какие-либо лекарства, не посоветовавшись сначала с врачом.

Инфекции уха и носовых пазух: Вы можете заметить шум в ушах, когда переболели простудой. Это может быть связано с инфекцией уха или носовых пазух, которая влияет на ваш слух и повышает давление в носовых пазухах. Если причина в этом, то ненадолго. Если через неделю или около того не станет лучше, обратитесь к врачу.

ВНЧС : Проблемы с челюстью или височно-нижнечелюстным суставом (ВНЧС) могут вызывать шум в ушах. Вы можете заметить хруст или боль в суставе, когда жуете или говорите. Этот сустав имеет общие нервы и связки со средним ухом. Стоматолог может лечить заболевания ВНЧС и помочь предотвратить усиление звона в ушах.

Проблемы с кровяным давлением: Это может включать высокое кровяное давление и причины, которые его повышают в краткосрочной перспективе, такие как стресс, алкоголь и кофеин. Затвердение артерий также может играть роль. Кровеносные сосуды рядом со средним и внутренним ухом становятся менее эластичными, поэтому ваш кровоток становится сильнее и кажется громче. Это то, что известно как пульсирующий шум в ушах.

Другие медицинские проблемы: К ним относятся изменения костей внутреннего уха, заболевание внутреннего уха, называемое болезнью Меньера, или травмы головы и шеи. Такие состояния, как фибромиалгия и болезнь Лайма, также могут вызывать звон в ушах. Ваш врач поможет вам выяснить причину и облегчить звуки.

Звон в ушах (звон в ушах)

Звон в ушах  — это ощущение звона в одном или обоих ушах без какого-либо внешнего звука. Шумы могут быть высокими, звенящими, щелкающими, пульсирующими или жужжащими. Вы также можете услышать:

  • Звон, рев, жужжание, свист или шипение
  • Прерывистое, непрерывное или пульсирующее качество
  • Одинаковая или разная громкость
  • Один или несколько тонов
  • Больше раздражающих симптомов в тихих местах или когда меньше отвлекающих факторов

Что вызывает шум в ушах?

Общие причины включают:

  • Потеря слуха
  • Повреждение внутреннего уха в результате воздействия шума
  • Побочные эффекты лекарств

Случайные эпизоды шума в ушах, длящиеся несколько минут, характерны для большинства людей, особенно после воздействия громких звуков.

У вас также может быть шум в ушах из-за:

  • Профессий или действий, связанных с громкими звуками
  • Ушная сера или что-то еще в ушном канале
  • Жидкость или инфекция в ухе
  • Разрыв барабанной перепонки
  • Токсины, такие как тяжелые металлы, монооксид углерода или спирт
  • Определенные состояния здоровья:
    • Болезнь Меньера
    • Высокое или низкое кровяное давление
    • Диабет
    • Депрессия или тревога
    • Опухоли головы или шеи
    • Проблемы с щитовидной железой
    • Заболевание височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС)
  • Заболевания кровеносных сосудов, такие как затвердение артерий, могут быть связаны с шумом в ушах, который может быть похож на биение сердца
  • Сотрясение мозга или травма головы

Должен ли я позвонить своему врачу по поводу шума в ушах?

Позвоните своему врачу, если у вас шум в ушах, особенно если он:

  • связан с потерей слуха, головокружением, слабостью в любой части тела или изменением личности или речи
  • Есть только в одном ухе
  • Начинается после травмы головы или шеи
  • Случается с новым лекарством
  • Импульсы (например, ваше сердцебиение)
  • Проявляется болью в ухе, лихорадкой, тошнотой или рвотой

Постановка диагноза

Врач осмотрит ваши уши, голову и шею и задаст следующие вопросы:

  • Как звучит ваш звон в ушах
  • Факторы, влияющие на громкость или высоту звука тиннитуса
  • Лекарства, которые вы принимаете
  • История травмы
  • История шумового воздействия
  • Потеря слуха

Врач может порекомендовать вам пройти проверку слуха, а также может направить вас на визуализирующие обследования, такие как компьютерная томография или МРТ.

Проверка слуха включает:

  • Осмотр ушей с помощью специального эндоскопа
  • Ношение наушников и прослушивание слов и тонов
  • Проверка работы барабанных перепонок

Лечение

Лечение зависит от причины. Это может означать:

  • Удаление серы из ушного канала
  • Прекращение приема или замена лекарств, чтобы увидеть, исчезнет ли шум в ушах
  • Прием антибиотиков при ушной инфекции

Управление направлено на уменьшение раздражения, связанного с тиннитусом, которое может включать:

Механические устройства, снижающие ваше восприятие

Устройства включают:

  • Слуховые аппараты — улучшают слух у людей с потерей слуха и могут уменьшить шум в ушах у некоторых людей
  • Подавление шума в ушах — устройство, излучающее низкий уровень шума или музыки, чтобы помочь скрыть внутренние шумы и уменьшить внимание к шуму в ушах
  • Все, что создает фоновый шум низкого уровня, например вентилятор, звуковая машина, компакт-диск, DVD или приложение для смартфона, использующее статические или «белые шумы», звуки природы, такие как океан или дождь, даже телевизор или радио для покрытия шум в ушах

Меры по образу жизни и уходу за собой

Меры, которые следует обсудить с врачом, если лекарство или специальное лечение недоступны, включают:

  • Когнитивно-поведенческая терапия у обученного специалиста
  • Методы управления стрессом и релаксации
  • Биологическая обратная связь
  • Присоединение к группе поддержки
  • Избегайте вещей, которые усиливают шум в ушах, таких как:
    • Громкие звуки
    • Алкоголь
    • Курение
    • Соль
    • Кофеин
  • Регулярные физические упражнения для улучшения кровообращения
  • Включение радио или генератора белого шума в течение примерно 30 минут перед сном, чтобы скрыть шум в ушах

Лекарства для облегчения боли

Эффективность лечения шума в ушах не доказана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *