Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Наука изучающая продуктивное творческое мышление называется: Наука, изучающая творческое мышление и методы его стимулирования, 9 (девять) букв

Эвристика

Эвристика[1]  

специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

 Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).

 Восходящий к Сократу метод обучения[2]

Данную работу я постараюсь разделить на две главы:

она будет рассматривать с философской точки зрения, (психологии, конфликтологии, логике и т.п.)

. с точки зрения математиков, праграмистов на примере ЭВМ технологий

И максимально рассмотреть взятые мной вопросы.

Введение в первую часть

     Слово «эвристика» ведёт глубоко в историю. В соответствии со словарем, прилагательное «эвристический» означает «способствующий открытию». Оно является производным от «эврика», а слово «эврика», в свою очередь, произошло от греческого «heurisko» — «нахожу».

«Эврика!»-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи.  Это слово не просто констатация факта находки,  в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи,  которую до этого  никому  не удавалось решить  и  путь решения которой был тернист и долог.

«Эврика»-это финал поиска той истины, того знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.

Эвристика и техническое творчество.

     2000 ЛЕТ! прошло, и в нашем лексиконе появилось слово «эвристика».  В наше время оно нашло широкое распространение. «Эвристическое мышление», «Эвристические приемы и методы»,  «эвристическое свойство» и т.д. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем,  какой смысл вкладываем в понятие «эвристика»,  но в нашем  сознании  оно  всегда связано с творческой деятельностью.

     В научной литературе это понятие не имеет единого  толкования. В некоторых работах об интенсификации научно-технического творчества эвристика отождествляется с: 

психологией научного творчества:  «Психология научного творчества — эвристика изучает,  как решаются  научные  задачи,  требующие, кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки».

    Другие психологи считают,  что 

эвристика  —  это «абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных уровней организации творческой деятельности и ее продуктов».

Следующие определения эвристики:

 1.Специальные методы,  используемые в процессе открытия  (создания)  нового (эвристические методы). [3]

2.Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность). [4]

3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика)[5] .

     По мнению психологов,  эвристика — это отрасль знания, «изучающая формирование новых действий в необычной ситуации», она  может стать наукой «в том случае,  если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут наконец свое математическое описание».

     Приведенные высказывания (которых можно было бы  привести больше), свидетельствуют  о  том,  что эвристика как самостоятельная наука еще не сформировалась.

     Несмотря на большое количество научных трудов,  посвященных вопросам эвристики,  они, как правило, касаются ее частных проблем и  не  дают четкого представления ни об объекте,  ни о предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.

     Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса  и  предмета  эвристики изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.

     По определению авторов этой работы:

«Эвристика — это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении«.

     Предметом эвристики является «выявление, обработка и упорядочение закономерностей,   механизмов   и   методологических средств антиципации  (предвосхищения) и конструирования нового знания и целеустремленных  способов  деятельности  и  общения, создаваемых на  основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью более полного  удовлетворения потребностей людей».

     Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения обобщения  частных  подходов  к эвристике она удалась,  но вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности помешало авторам  в  данном  определении  выделить специфические черты именно эвристики,  и в результате  под  это  определение можно подвести  и другие общенаучные дисциплины,  например такие, как прогнозирование или системный подход.

     Множество толкований  эвристики говорит о разном содержании, которое вкладывают авторы различных  концепций  в  данное понятие. При этом общим и бесспорным является то,  что во всех случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятельностью, с творчеством.

     Общими звеньями,  связывающими в единую цепь понятия «эвристика» и «творчество»,  являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к понятию «творчество» такими качествами характеризуется результат творческой деятельности, применительно к эвристике — методы и средства получения этого результата.

  

Эвристические приемы активизации творческого мышления

     Потребность в  эффективных  приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно,  хотя до  недавнего времени инженерный  труд  рассматривался как процесс,  носящий исключительно рациональный  характер,  лишенный  эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие),  но и богатством воображения, развитостью  фантазии.  умением   абстрагироваться, «видеть в обычном необычное и в необычном обычное». «Воображение — по словам А.Энштейна,  — важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение  же  охватывает все на свете,  стимулирует прогресс и  является  источником  его  эволюции».  Воображение — психологический процесс, состоящий в создании образов на основе разборке прошлых опытов.

     Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инертности мышления и  ускорения поиска решений  поставленных задач.   С этой целью используются различные эвристические приемы в  виде  ассоциаций,  аналогий, контрольных вопросов,  приемов устранения технических противоречий.

     В литературе  по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой,  методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более  определенного их понимания.

     ПРИЕМ — Это элементарное действие или  несколько  элементарных  действий,  выполняемых  по  определенным  правилам для достижения определенной цели.

     МЕТОД —  это  способ достижения какой-либо цели,  решения конкретной задачи,  рассматриваемый как  совокупность  приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

     МЕТОДИКА — это совокупность приемов и методов,  выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.

     МЕТОДОЛОГИЯ — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

     МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ — учение о принципах построения, формах и методиках научного познания.

     Прежде чем перейти  к  методу  гирлянд  случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить, что такое  ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.

     Под ассоциацией понимается отражение в сознании  человека взаимосвязи  между  предметами,  явлениями  действительности и психическими восприятиями,  ощущениями,  двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека,  его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.

     Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации,  которую можно использовать в творческом процессе.

     Основная цель  генерирования  ассоциаций  заключается   в том, чтобы «расшатать»   стереотипные  представления  о  совершенствуемом объекте,  активизировать фантазию  и  воображение, перекинуть «мостик»  к  искомым аналогиям.  Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые «подсказки»,  как  аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования,  объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой.  В примере с «арахнавтикой»,  наверное,  родились идеи использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств:

— наблюдение  летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом.  Именно в тех случаях,  когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и  оригинальностью.

     Различают ассоциации по:

сходству,

контрасту,

смежности.

     Ассоциации по похожести могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической инверсии (обращения,  поиска от конца к началу), по смежности — для приемов преобразования в пространстве и времени.

     Все примеры генерирования ассоциаций можно  разделить  на две группы: 

приемы свободных ассоциаций;

направленных детерминированных ассоциаций.

     Свободные ассоциации это те,  обработка которых производится без каких-либо ограничений  смыслового  или грамматического характера.  При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

     Генерирование направленных  ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями.

     К таким условиям,  например,  можно отнести:

генерирование ассоциаций по контрасту,  выраженных только глаголом  и  т. д.,

ассоциацией по сходству, также выраженных словами определенной части речи или символами, знаками и т.п.

     Генерация свободных, и направленных ассоциаций основывается на скоростной реакции на слово раздражитель. Человек реагирует на слово-раздражитель является индивидуальной и зависит от его интеллекта,  темперамента,  условий, психо — физиологического состояния и т.п.

     Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде сгруппированной последовательности — «гирлянды», ведь тогда когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом —  раздражителем и для последующей ассоциации.

Пример, со словом-раздражителем «маяк» можно  образовать следующую группу ассоциаций:

Маяк:

направление, 

движение, 

вода (море), 

земля — суша (остров в соотношение с водой),

навигационные карты,

уверенность,

мужество,

поход (круиз, путешествие и т. п.),

подводный мир ( рыбы, раки, и т.п.),

водное транспортное средство(катер, сухогруз, яхта, лайнер и т.п.),

 погодные условия,

 навигация и т.д.

Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность:

маяк — движение, 

движение — здоровье,

здоровье — бодрость,

бодрость — сила,

сила — гиря,

гиря — игрушка силачей и т.д.

     Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения,  символы,  любые предметы окружающего  мира,  а также совершенствуемый объект или ключевые слова,  характерные для совершенствуемого объекта.

     Генерирование группы  ассоциаций  может быть полезным как при поиске новых технических решений,  так и на стадии  постановки задачи  для  более  глубокого  анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.

Также гирлянда ассоциаций  может  рассматриваться  как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных сравнений  и  аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией).  Данный прием  может  быть  полезен при поиске новейших функций свойств и качеств объекта.

     Уже говорилось,  что эффект всех эвристических приемов, в том числе  и  ассоциаций,  проявляется  не  столько  в обеспечении прямого выхода на искомое решение,  сколько в подготовке психологии человека к моменту «озарения», в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

     Нельзя не видеть возможности ассоциаций для развития  творческих задатков:

памяти,

остроты мышления,

воображения,

а использование метафорических ассоциаций  развивает, кроме того,

образность мышления.

     В виде упражнений для тренировки этих задатков можно использовать все изложенные приемы. Хорошо бы, если эти упражнения будут выполняться в виде игры, особенно детьми, воображение у которых и образность мышления проявляются сильнее. В такой игре дети будут выполнять роль «катализатора» и одновременно с помощью взрослых развивать свои природные задатки.

     Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой для  создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов активизации творческого мышления. Такие методы можно рассматривать как  совокупность предписаний по выполнению эвристических приемов, с точки зрения же их использования  для развития задатков, а также способностей творческой личности — как готовые упражнения для тренировок.

     Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к группе:

ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ — метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд ассоциаций и случайностей.

    Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении,  ну, а далее будет подробно изложен пример.

АЛГОРИТМ

     ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

     ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

     ТРЕТИЙ ШАГ.  Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

     Комбинации составляются из двух элементов  путем  попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки  случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков  в  течение  ограниченного времени (2-3  мин.).  Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков  случайных  объектов,  поэтому  целесообразно перечислять  как  основные,  так  и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) —  признаки  этих  случайных  объектов.

     ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к  техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.

     ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

     Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге,  генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из  отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны,  поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

     Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится  коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

 

 СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам  гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

     ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

     На этом шаге решается вопрос —  продолжать  генерирование гирлянд ассоциаций  или  их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких  идей  мало,  можно продолжить создание  гирлянд ассоциаций,  начиная с какого-нибудь нового элемента  гирлянд,  созданных  на  шестом  шаге  и действуя подобным же образом.

     ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

     Среди множества нерациональных,  тривиальных и даже нелепых идей,  как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения,  то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

     ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы  с сайта http://www. studentu.ru

[1] От греч. heurískō — отыскиваю, открываю, нахожу.

[2]   Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика.

[3] Советский энциклопедический словарь

[4] Советский энциклопедический словарь

[5] Советский энциклопедический словарь

Эвристическое программирование

Эвристическим программированием названы такие методы поиска оптимальных решений, основу которых составляют формализованные (т.е. представленные в виде конечного алгоритма) эвристики, причем под эвристикой понимаются методы отыскания нового. А поскольку наиболее универсальным инструментом отыскания принципиально нового является мыслящий мозг человека, то под эвристикой (эвристическим правилом, эвристическим методом) принято понимать правило, стратегию или просто ловкий прием, найденные человеком на основе своего опыта, имеющихся знаний и интуиции и позволяющие наиболее эффективно решать некоторый класс слабоструктурированных задач. Найденные таким образом эвристики подвергаются формализации с целью представления их в виде конечного алгоритма, который можно реализовать на ЭВМ. После реализации на ЭВМ можно решать все оптимизационные задачи того класса, для которого найдена эвристика. Таким образом, схема разработки методов эвристического программирования в обобщенном виде может быть представлена в следующей последовательности процедур: изучена содержания соответствующего класса слабоструктурированных задач; изучение приемов решения задач данного класса человеком; выявление закономерностей в решении человеком задач рассматриваемого класса; формализация выявленных закономерностей, приемов и правил и построение на этой основе модели решения задач данного класса; алгоритмическая реализация построенной модели. На основе анализа принципиальных особенностей мышления человека нетрудно заключить, что методы эвристического программирования вовсе не гарантируют получения строго оптимальных решений. Более того, не исключаются даже случаи, когда полученное на основе эвристической модели Решение будет далеко от оптимального. Единственное, что гарантируют эти методы — это, во-первых, что решение непременно будет найдено, и во-вторых, — что найденное решение будет лучшим среди решений, получаемых без использования эвристик. Регулярная теория построения эвристических моделей до настоящего времени не разработана в силу огромных трудностей изучения такого феномена, как мышление человека. Наиболее правдоподобной представляется следующая интерпретация принципиальных отличий эвристического поиска от поиска по конечным формальным методам. В процессе решения задачи строго формальными методами поле поиска (область допустимых решений) остается неизменным. Сам процесс решения заключается в прямом, направленном или случайном переборе возможных решений. Для эвристических же методов характерно, с одной стороны, сужение поля поиска (области допустимых решений) за счет исключения из рассмотрения подобластей заведомо непригодных решений, а с другой — расширения поля поиска за счет генерирования новых подобластей. Из конкретных методологий, реализующих данное представление об эвристиках, наибольшее распространение получили так называемые лабиринтные и концептуальные эвристики. Согласно лабиринтной модели задача перед решением представляется человеку в виде лабиринта возможных путей поиска решения, ведущих от начальной площадки, характеризующей условия задачи, к конечной, характеризующей условия завершения решения задачи. Предполагается, что благодаря своим природным механизмам мышления человек способен очень быстро произвести отсекание всех неперспективных вариантов движения по лабиринту и оставить то поле возможных вариантов, которое с большой вероятностью содержит путь, ведущий к конечной площадке.

Основной механизм поиска решения

Основным механизмом поиска решения в концептуальные эвристиках считается генерирование множества таких путей решения задачи, среди которых с большой вероятностью содержится и результативный путь. Концептуальная теория рассматривает механизм получения решения в следующем виде. При анализе исходной ситуации и соотнесении ее с результирующей человек не просто собирает информацию, необходимую для решения задачи, а строит (даже не осознавая этого) структурированную модель проблемной ситуации, вычленяя в исходной информации важные элементы и формируя на их основе обобщенные элементы и отношения между ними. Такие обобщенные элементы и отношения названы концептами, откуда получила название и сама рассматриваемая теория. Концепты играют основную роль в осмысливании исходной ситуации, создании ее модели и мысленной работе с моделью. Согласно концептуальной теории набор концептов универсален, и ему соответствуют имеющиеся у человека ме-ханизмы вычисления, трансформации и формирования отношений- В результате мысленного эксперимента с структурированной моделью ситуации человек получает возможность породить тот небольшой участок лабиринта, в котором уже нетрудно найти необходимое решение. Более детально с основными положениями лабиринтной и концептуальной теорий можно познакомиться в [II], [12J и др. Эволюционное моделирование представляет из себя расширенную модификацию статистического моделирования, причем расширение заключается в том, что в процессе моделирования статистически совершенствуется (прогрессивно эволюционирует) сам алгоритм, в соответствии с которым имиТИРУЮТСЯ процессы функционирования моделируемых систем. Иными словами, как бы моделируются процессы естественной эволюции. Общая схема процесса эволюционного моделирования представлена на рис. 3.30. Желающим детально познакомиться с методом эволюционного моделирования можно порекомендовать [13], [14] и др. Из неформальных методов непосредственного поиска оптимальных решений, как показано на рис. 3.9, к настоящему времени разработаны и могут быть рекомендованы для практического применения методы: простых экспертных оценок; неформально-эвристического программирования; основанные на управлении продуктивным мышлением человека непосредственно в процессе решения задачи. Методы простых экспертных оценок достаточно детально рассмотрены в § 3.9. Использование их естественным образом распространяется и на задачи поиска оптимальных решений, если только процесс поиска может быть ограничен простой оценкой. Под неформально-эвристическим понимается такая разновидность эвристического программирования, когда человек принимает непосредственное участие не только в процессах составления моделей для поиска решений, но также в их обучении (т. е. подготовке к решению задач в конкретных условиях) и в процессах непосредственного решения конкретных задач. Одной из разновидностей неформально-эвристического программирования являются так называемые неформальные аналоги, т.е. поиск решения человеком на основе тех прецедентов решения аналогичных задач, которые имели место в предшествующей личной практике или практике других специалистов. Последнюю группу выделенных на рис.3.9 неформально-эвристических методов непосредственного поиска оптимальных решений составляют методы, основанные на управлении продуктивным мышлением человека непосредственно в процессе самого поиска. Сущность этих методов в общем виде может быть представлена так. Как известно, человеческому мышлению присущи следующие особенности: 1) неформальность, 2) способность к обобщениям, 3) способность ориентации в неопределенных ситуациях, 4) склонность к рассеиванию 5) склонность к потере информации (способность забывать).

Формирование эвристической направленности мышления школьников в процессе обучения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Формирование эвристической направленности мышления школьников в процессе обучения

Егорова С.

Руководитель – к.п.н., доцент Е.В. Телеева

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами [3, стр. 172].

Мышление носит опосредованный характер, т.е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания или, точнее говоря, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.

Человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности [5, стр. 176].

Весь мыслительный процесс прогнозирования и открытия существенного, нового протекает в специфических условиях, когда вплоть до самой последней его стадии еще не существует полностью и четко определенного конечного результата. Эти изначальные неданность и неполная заданность конечного результата, или конечной стадии мышления как процесса, непрерывно определяют и составляют проблемность решаемой человеком задачи [1, стр. 203].

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. При их рассмотрении можно сделать вывод: любые знания, которыми овладевает человек, могут быть им усвоены только в том случае, если совершается вся система мыслительных операций. С другой стороны, ни одной из мыслительных операций не может овладеть человек вне процесса усвоения каких-то знаний [4, стр. 241-242].

Рассматривая виды мышления, можно выделить практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Все эти виды мышления взаимосвязаны. Имея в виду необходимость развития всех видов мышления, и помня, что вид мышления существенно зависит от содержания решаемой задачи, очень важно в процессе обучения максимально разнообразить предлагаемые школьникам учебные задачи [4, стр. 250-252].

Во всякой сложной мыслительной деятельности присутствует эвристическая деятельность как элемент творческого мышления. Эвристическая деятельность (эвристика) – в широком смысле – наука о творчестве; в узком, более современном, — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристика – это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Описание мышления основано на отождествлении функций мышления, логики и интуиции [2, стр. 48-52].

Логика, изучая структуру отдельной мысли и различных сочетаний мыслей в сложные формы, абстрагируется не только от конкретного содержания, но и от процессов возникновения, формирования и творческого развития мыслей, что исключает возможность описания мышления в понятиях традиционной логики.

Существенное значение в эвристическом поиске имеет интуиция (лат.- пристально смотрю). Интуиция – это способность непосредственного постижения возможного результата деятельности, пути его достижения без предварительного логико-эвристического рассуждения [1, стр. 135-146].

Формирование мышления – важная задача обучения. Особенно если это касается эвристической направленности мышления. Поэтому здесь необходимы особые методы и приемы.

Данная группа методов и приемов обучения, называемых иногда сократическими (впервые такой метод обучения был применен Сократом), присутствует практически в каждой классификации. Применение сократического метода и элементов эвристики мы находим у русского педагога К.Д. Ушинского, немецкого педагога А. Дистервега [6, стр. 165-166].

Под эвристическим методом чаще всего понимается вариант словесного метода обучения. В последнее время показано, что данный метод, выведенный на уровень методологического принципа, способен выступить основой нового типа обучения – эвристического.

В.И. Андреев называет эвристические методы основой учебно-творческой деятельности. «Эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач» [6, стр. 165-166].

Педагоги отмечают две основные функциональные характеристики эвристических методов: функции «наведения» на правильное решение и функции «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач.

Эвристические методы подобного рода называют обычно эвристиками, их с успехом используют для решения различных методических задач.

Выбирая метод, не следует исходить из того, что поскольку поисковые методы эффективны для развития мышления, то все уроки необходимо делать только проблемными. Каждый урок не может быть проблемным, но каждый урок должен обеспечивать личностное образованное приращение учащихся [7, стр. 241-244].

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. В наше время, в эпоху интенсивного развития науки, техники, проблема управления творческой интеллектуальной деятельностью представляет для человека гораздо больший интерес. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Когда перед человеком возникает какая-нибудь научная или техническая задача, ее решение не может осуществиться помимо конкретной мыслительной деятельности конкретных людей. Поэтому эвристическая деятельность отдельного инженера, ученого, изобретателя, будучи его индивидуальной деятельностью, выполняет общечеловеческую функцию. Она порождает новые технические устройства, приемы выращивания растений, теории, объясняющие догадки природы. И чем быстрее развивается наука и техника, тем большие требования предъявляются к интенсивности и эффективности этой деятельности [1, стр. 198-203].

Существует еще одна чрезвычайно важная проблемы эвристики – проблема формирования эвристической деятельности. Интенсивное накопление знаний различными отраслями науки привело к огромному росту объема информации, которую должен усвоить каждый специалист, для того, чтобы подняться на уровень современной науки. Количество сведений так велико, что для их усвоения может не хватить всей человеческой жизни. В области педагогики назрела необходимость в таких преобразованиях, которые при сокращении сроков обучения позволили бы людям более свободно ориентироваться в океане научной информации.

Подводя итог можно сделать вывод, что формирование эвристического мышления дает человеку возможность направить свою поисковую деятельность на оптимальное решение проблемы, на получение нового знания. Сформированное эвристическое мышление составляет творческий потенциал человека и проявляется в умении осуществлять в дальнейшем эвристическую деятельность. Эвристическое мышление напрямую отражает особенности индивидуальности человека [8, стр. 39-42].

Эвристическое мышление непосредственно влияет на становление и саморазвитие человеческой индивидуальности, раскрытие творческих задатков, которые невозможно развить только традиционным путем обучения. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека [5, стр. 251-260].

Литература



  1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981. — С.240.

  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. — С. 96.

  3. Гамеза М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Педагогическое общество России. – М. 2001. — С.275.

  4. Общая психология. Под редакцией Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А. – М.: Просвещение, 1981. — С.383.

  5. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967. — С.269.

  6. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 255.

  7. Хуторский А.В. Методы эвристического обучения //Школьные технологии. – 1999. — №1-2. — С. 233-244.

  8. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников //Вопросы психологии. – 1997. -№ 2. – С. 37-42.

Каталог: files -> faculties -> f11 -> info -> conf olimp 2009 -> konf -> tmoi
f11 -> Педагогическая поддержка учащихся
f11 -> С. В. Курочкин Творческие задачи как средство развития познавательного интереса учащихся
f11 -> От творчества учителя к творчеству ученика
konf -> Статья Парфеновой Екатерины
f11 -> Методические аспекты использования виртуальных лабораторий
f11 -> Проектирование в деятельности учителя и учащихся в процессе обучения информатике
tmoi -> Развитие познавательной самостоятельности школьников в учебном процессе
tmoi -> Интегрированный урок как средство формирования мотивов учения школьников в процессе обучения информатике


Скачать 42,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

навыков творческого мышления | College Success

У каждого есть творческий потенциал, и как только вы сможете выразить этот творческий потенциал, вы сможете изменить мир. — Пауло Коэльо, автор и автор текстов

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение творческому мышлению
  • Определите ценность творческого мышления в образовании
  • Опишите влияние ограничений (например, правил) на творческое мышление
  • Опишите роль навыков творческого мышления в решении проблем

Креативное мышление

Вспомните случай, когда вы посетили музей или сад скульптур, посетили оркестровое представление или концерт любимого исполнителя. Вы восхищались мастерством, артистизмом и новаторством? Вы представляли себе, как прекрасно должно быть иметь эти способности?

Если у вас когда-либо возникали подобные мысли, знайте, что вы не одиноки. Любому человеку трудно созерцать великое произведение искусства или перформанс и не воображать, что вы стоите, хотя бы ненадолго, на месте художника.

Но когда вы восхищались творческими работами или творческими людьми, признавали ли вы в себе семена творчества?

Вы можете быть удивлены, узнав, что творческие способности есть у всех: это верно как для всех, кто полностью выражает творческие способности, так и для тех, кто проявляет их очень мало или совсем не проявляет. Все люди врожденно креативны, особенно если креативность понимается как навык решения проблем.

Иными словами, творчество вдохновляет, когда нужно решить проблему. Например, когда скульптор создает удивительную скульптуру, это акт решения проблемы: возможно, он должен определить, какой художественный стиль использовать, чтобы создать подобие объекта, или, возможно, он решает, какие инструменты больше всего подходят для его цели. или стиль, возможно, она оценивает, как лучше всего удовлетворить запрос клиента или получить доход от своего искусства — вы поняли идею. В любом случае проблема пробуждает творческий потенциал скульптора, и он использует свой творческий потенциал для поиска художественного решения.

Рассматриваемое как акт решения проблем, творчество можно понимать как навык — в противоположность врожденному таланту или природному «дару», — которому можно как научиться, так и научиться. Решение проблем — это то, что мы призваны делать каждый день, от выполнения рутинной работы до выполнения сложных проектов. Хорошая новость заключается в том, что мы всегда можем улучшить свои навыки решения проблем и творческого мышления, даже если мы не считаем себя художниками или «творцами». Следующая информация может вас удивить и воодушевить!

  • Креативное мышление (дополнение к критическому мышлению) — бесценный навык для студентов . Это важно, потому что помогает взглянуть на проблемы и ситуации с новой точки зрения. Создание мышления — это способ разработки новых или нестандартных решений, которые не зависят полностью от прошлых или текущих решений. Это способ использования стратегий, чтобы очистить свой разум, чтобы ваши мысли и идеи могли выйти за пределы того, что кажется ограничениями проблемы. Креативное мышление — это способ преодолеть барьеры. [1]
  • Как творческий мыслитель, вы любопытны, оптимистичны и обладаете богатым воображением. Вы рассматриваете проблемы как интересные возможности, бросаете вызов предположениям и воздерживаетесь от суждений. Вы не сдаетесь легко. Ты усердно работаешь. [2]

Это ты? Даже если вы еще не считаете себя компетентным творческим мыслителем или способным решать проблемы, вы можете освоить надежные навыки и приемы, которые помогут вам стать таковым.

Упражнение: Оцените свои творческие навыки решения проблем

Цель
  • Оцените свое отношение к решению проблем в контексте развития творческого мышления.
Как проехать:
  • Доступ к Psychology Today Тест на решение творческих задач на веб-сайте Psychology Today .
  • Прочтите вводный текст, в котором объясняется, как творчество связано с фундаментальными качествами мышления, такими как гибкость и терпимость к двусмысленности.
  • Затем перейдите к вопросам, нажав кнопку «Пройти тест». Тест состоит из 20 вопросов и займет примерно 10 минут.
  • После прохождения теста вы получите краткий отчет с введением, диаграммой и персонализированной интерпретацией одного из результатов теста.

Выполните дальнейшие действия, следуя указаниям инструктора.

Креативное мышление в образовании

Теперь, когда вы прошли тест на самооценку по творческому решению проблем, стали ли вы лучше понимать, какие навыки и установки творческого мышления у вас есть и какие из них вы могли бы улучшить?

Колледж – отличная площадка для развития навыков творческого мышления. Ниже приведены некоторые мероприятия в колледже, которые могут стимулировать творческое мышление. Есть ли знакомые вам?

  • Придумайте примеры вопросов для экзамена, чтобы проверить свои знания во время подготовки к выпускному экзамену.
  • Разработайте стратегию для клуба в кампусе в социальных сетях.
  • Предложите план обучения по специальности, которую вы разрабатываете для себя.
  • Подготовьте речь, которую вы будете произносить в дебатах на своем курсе.
  • Разработать выкройку костюма в театральной постановке.
  • Расставьте места для аудитории в классе, чтобы максимально привлечь внимание во время презентации.
  • Устройте яркую праздничную презентацию в общежитии или многоквартирном доме.
  • Примите участие в мозговом штурме со своими коллегами-музыкантами о том, как вы будете сотрудничать, чтобы написать музыкальную композицию.
  • Составьте сценарий видеопродукции, которую покажут нескольким администраторам колледжа.
  • Составьте набор запросов и рекомендаций для офиса кампуса по улучшению обслуживания клиентов.
  • Разработайте маркетинговый ход для фиктивного бизнеса, который вы развиваете.
  • Разработайте комплексный план снижения энергопотребления для вашего совместного проживания.

Как стимулировать творческое мышление

В следующем видеоролике Как стимулировать творческий процесс показаны шесть стратегий для стимулирования творческого мышления.

  1. Спи ​​на нем. За прошедшие годы исследователи обнаружили, что цикл быстрого сна повышает нашу креативность и способность решать проблемы, предоставляя нам инновационные идеи или ответы на неприятные дилеммы, когда мы просыпаемся. Держите ручку и бумагу у кровати, чтобы вы могли записывать свои ночные озарения, если они вас разбудят.
  2. Отправляйтесь на пробежку или в спортзал. Исследования показывают, что физические упражнения стимулируют творческое мышление, а повышение умственных способностей длится несколько часов.
  3. Позвольте своему разуму блуждать несколько раз в день. Было обнаружено, что мечтания наяву не являются пустой тратой времени и являются неотъемлемой частью генерирования новых идей. Если вы застряли на проблеме или творчески заблокированы, подумайте какое-то время о чем-то другом.
  4. Продолжай учиться. Изучение того, что далеко от вашей области знаний, особенно эффективно помогает вам мыслить по-новому.
  5. Время от времени ставьте себя в нервную ситуацию, чтобы разжечь свой мозг. Страх и разочарование могут спровоцировать инновационное мышление.
  6. Держите при себе блокнот, чтобы всегда иметь возможность записывать мимолетные мысли. Иногда они являются лучшими идеями из всех.

Советы по творческому мышлению

Лучший способ придумать хорошую идею — иметь много идей. —Лайнус Полинг, дважды Нобелевский лауреат, химик, биохимик и борец за мир видеть, пробовать, обонять, осязать, слышать, думать, говорить.

  • Будьте хорошим наблюдателем за людьми, природой и событиями вокруг вас.
  • Мышление
    • Задействуйте правое полушарие мозга (интуиция, широта взглядов, визуальное восприятие, ритм. ..).
    • Измените свою интерпретацию события, ситуации, поведения, человека или объекта.
    • Позвольте идеям развиваться.
    • Будьте открыты для понимания, когда идеи появляются в вашем уме.
    Воображение
    • Проведите мозговой штурм, генерируя идеи с группой людей.
    • Спросите: «Что произойдет, если . . ».
    • Спросите: «Сколькими способами . . ».
    • Развивайте идеи и расширяйте их возможности.
    • Представь будущее.
    Разговор и письмо
    • Используйте свои слова и свой «голос» при передаче своих оригинальных идей.
    • Избегайте использования клише или слишком фамильярных ответов на вопросы или проблемы.
    • Объясните, как ваши идеи выходят за рамки статус-кво и способствуют обсуждению.
    • Делайте заметки.
    Чертеж
    • Используйте интеллект-карты для фиксации идей; начните с ключевой концепции и напишите ее в центре страницы; используйте соединительные линии, расходящиеся от центральной концепции, и записывайте любые связанные или связанные идеи, которые приходят вам в голову.
    • Создавайте изображения или рисунки ситуаций («расширенные изображения»), чтобы показать их по-другому.
    Обучение
    • Найдите способы продемонстрировать свои личные инвестиции в проекты.
    • Собирайте знания и проводите исследования.
    • Получайте больше удовольствия от обучения!
    Перемещение
    • Занимайтесь физическими упражнениями, чтобы задействовать творческие области мозга и мыслить иначе.
    Отдых
    • Делайте перерывы.

    Креативное мышление Вымысел и факты

    Продолжая развивать свои навыки творческого мышления, будьте внимательны к представлениям о творческом мышлении, которые могут замедлить прогресс. Помните, что творческое мышление и решение проблем — это способы преодолеть ограничения проблемы и увидеть прошлые барьеры. Это способ мыслить «нестандартно».

    ФИКЦИЯ ФАКТЫ [3]
    1 У каждой проблемы есть только одно решение (или один правильный ответ) Цель решения проблем состоит в том, чтобы решить проблему, и большинство проблем можно решить любым количеством способов. Если вы найдете решение, которое работает, это хорошее решение. Другие люди могут придумывать решения, отличные от ваших, но это не делает ваше решение неправильным или неважным. Каково решение проблемы «изложить слова на бумаге»? Перьевая ручка, шариковая ручка, карандаш, маркер, пишущая машинка, принтер, печатный станок, текстовый процессор. . .?
    2 Лучший ответ, решение или метод уже обнаружен  Посмотрите историю любого решения, и вы увидите, что всегда находятся улучшения, новые решения и новые правильные ответы. Каково решение проблемы перевозки людей? Бык или лошадь, повозка, повозка, поезд, автомобиль, самолет, реактивный самолет, космический шаттл? Что самое лучшее и последнее?
    3 Креативные ответы технологически сложны Лишь немногие проблемы требуют сложных технологических решений. Большинство проблем, с которыми вы столкнетесь, требуют только продуманного решения, включающего личные действия и, возможно, несколько простых инструментов. Даже многие проблемы, которые, казалось бы, требуют технологий, могут быть решены другими способами.
    4 Идеи либо приходят, либо нет. Ничто не поможет — уж точно не структура. Существует много успешных методов генерации идей. Одним из важных методов является включение структуры. Создавайте для себя руководящие принципы, ограничивающие параметры и конкретные цели, которые стимулируют и формируют ваше творчество. Эта стратегия может помочь вам преодолеть страх перед «чистой страницей». Например, если вы хотите написать рассказ о человеке, который обрел понимание благодаря опыту, вы можете стимулировать свое творчество, ограничив или сузив свою тему до «молодой девушки в Камбодже, сбежавшей от красных кхмеров, чтобы найти новую жизнь в качестве медсестры в Франция.» Примените эту специфику и структуру к любому творческому начинанию.

    Решение проблем с творческим мышлением

    Креативное решение проблем — это тип решения проблем. Он включает в себя поиск новых и нестандартных решений проблем. В отличие от критического мышления, которое тщательно изучает предположения и использует аргументацию, творческое мышление направлено на генерирование альтернативных идей — практик и решений, которые являются уникальными и эффективными. Речь идет о том, чтобы сталкиваться с иногда мутными и неясными проблемами и видеть, как «вещи» можно сделать по-другому — как можно вообразить новые решения. [4]

    Следующие слова доктора Эндрю Роберта Бейкера взяты из его эссе «Мыслить критически и творчески», представленного ранее. Ниже д-р Бейкер продолжает освещать некоторые из многих способов, с помощью которых студенты колледжей будут подвергаться творческому мышлению, и как это может обогатить их учебный опыт.

    Критическое и творческое мышление

    В то время как критическое мышление анализирует информацию и выявляет истинную природу и аспекты проблем, именно творческое мышление способствует прогрессу, когда дело доходит до решения этих проблем. Исключительно творческие мыслители — это люди, которые изобретают новые решения существующих проблем, не опираясь на прошлые или текущие решения. Именно они изобретают решение C, когда все остальные все еще спорят между A и B. Навыки творческого мышления включают в себя использование стратегий для прояснения ума, чтобы наши мысли и идеи могли преодолеть текущие ограничения проблемы и позволить нам видеть за пределами барьеров. которые не позволяют найти новые решения.

    Мозговой штурм — простейший пример преднамеренного творческого мышления, который большинство людей пробовали хотя бы раз. Быстро генерируя множество идей одновременно, мы можем блокировать естественную тенденцию нашего мозга ограничивать наши способности генерировать решения, чтобы мы могли получить доступ и комбинировать множество возможных решений/мыслей и изобретать новые. Это похоже на бег через финишную черту гонки только для того, чтобы обнаружить, что на другой стороне есть новая трасса, и мы можем продолжить движение, если захотим. Как и в случае с критическим мышлением, высшее образование требует от нас творческого мышления и является идеальным местом для практики и развития навыков. Все, от текстовых задач на уроке математики до мнений или убедительных речей и статей, требует наших навыков творческого мышления для создания новых решений и точек зрения в ответ на требования нашего преподавателя. Навыки творческого мышления задают такие вопросы, как «Что, если?» Почему бы нет? Что еще есть? Могу ли я комбинировать точки зрения/решения? Что еще никто не поднял? Что забывают/игнорируют? Как насчет ______? Это открытие дверей и возможностей следует за выявлением проблемы.

    Рассмотрим задание, которое требовало от вас сравнения двух разных авторов по теме образования, выбора и защиты лучшего из них. Теперь добавьте к этому сценарию, что ваш профессор явно предпочитает одного автора другому. В то время как критическое мышление может привести вас к выявлению сходств и различий между этими авторами и оценке их достоинств, именно творческое мышление вы должны использовать, если хотите оспорить мнение своего профессора и изобрести новые точки зрения на авторов, которые ранее не были известны. обдуманный.

    Итак, что мы можем сделать, чтобы развить навыки критического и творческого мышления? Хотя многим учащимся это может не понравиться, групповая работа — отличный способ развить мыслительные способности. Много раз я слышал от студентов их презрение к работе в группах, основанное на расписании, различных уровнях приверженности группе или проекту, а также, конечно же, личных конфликтах. Правда, это не всегда легко, но именно поэтому оно так эффективно. Когда мы совместно работаем над проектом или проблемой, мы задействуем много мозгов для решения предмета. Эти разные мозги естественным образом разрабатывают различные способы решения или объяснения проблем и изучения информации. Для наблюдательного человека мы видим, что это помещает нас в постоянное состояние критических/творческих режимов мышления.

    Например, в групповой работе мы одновременно анализируем информацию и генерируем собственные решения, в то же время подвергая сомнению чужие анализы/идеи и отвечая на вызовы нашим собственным анализам/идеям. Это одна из причин, по которой учащиеся склонны избегать групповой работы — это бросает вызов нам как мыслителям и заставляет анализировать других, защищая себя, что не является чем-то, к чему мы привыкли или к чему не привыкли, поскольку большая часть нашего образовательного опыта связана с индивидуальной работой. Ваши преподаватели знают об этом — вот почему мы назначаем это — чтобы помочь вам расти как ученикам, ученикам и мыслителям!

    —Доктор. Эндрю Роберт Бейкер,  Основы академического успеха: слова мудрости

    Ресурсы для творческого мышления

    • Игры, стимулирующие творчество
    • Навыки творческого мышления
    • 45 веб-сайтов по творческому мышлению и творческим навыкам
    • Техники творчества от А до Я

    1. Мумав, Стефан. «Рожденный таким: творчество врожденное или приобретенное?» Персиковая косточка . Пирсон, 27 декабря 2012 г. Интернет. 16 фев 2016. ↵
    2. Харрис, Роберт. «Введение в творческое мышление». Виртуальная соль . 2 апреля 2012 г. Интернет. 16 февраля 2016 г. ↵
    3. Харрис, Роберт. «Введение в творческое мышление». Виртуальная соль . 2 апреля 2012 г. Интернет. 16 февраля 2016 г. ↵
    4. «Критическое и творческое мышление, Массачусетс». Массачусетский университет, Бостон, . 2016. Интернет. 16 февраля 2016 г. ↵

    7.2 Креативное мышление — Успех в колледже

    Расчетное время прохождения: 28 минут.

    Вопросы для размышления:

    • Как вы можете генерировать оригинальные идеи?
    • Как лучше всего подходить к работе с нестандартными идеями?

    Вам когда-нибудь говорили, что у вас есть творческий талант? Если да, то празднуйте! Это хорошая черта характера, которую нужно развивать. Творчество необходимо во всех профессиях и на всех этапах жизни. Научившись быть в гармонии со своей собственной версией творчества, вы сможете мыслить более ясно, решать проблемы и ценить неудачи. Вы креативны, если переделываете старую мебель в новую функцию. Вы также проявите творческий подход, если придумаете новый рецепт печенья для друга, у которого аллергия на орехи. И вы используете творческий подход, если можете объяснить сложные биологические концепции своим одноклассникам в своем лабораторном классе. Творчество проявляется повсюду. Когда в игру вступает творческое мышление, вы будете искать как оригинальные, так и нестандартные идеи, и научиться распознавать эти идеи улучшит ваши мыслительные способности во всех отношениях.

    Узнаете ли вы больше о Французской революции, попробовав популярные в ту эпоху продукты? Что, если бы вы перестали использовать свой телефон для всех неэкстренных сообщений, чтобы понять, как передавались новости в начале 20-го века? Эти примеры представляют творческие способы изучения опыта определенного периода истории. Когда актеры хотят узнать больше о персонаже, которого они будут играть, они часто используют метод актерского мастерства, чтобы полностью погрузиться в роль. Они могут сохранять другой акцент или носить только одежду, которую носил бы их персонаж, даже когда они не на репетициях, и все это для того, чтобы они могли почувствовать, каково было их персонажу. Подумайте о том, как вы можете применить метод актерского мастерства к своему учебному опыту.

    Что говорят студенты

    1. Какой тип мышления, по вашему мнению, наиболее важен для учебы?
      1. Креативное мышление
      2. Аналитическое мышление
      3. Критическое мышление
    2. В какой области вам труднее всего проявить творческий подход?
      1. Письмо
      2. Обсуждения/занятия в классе
      3. Личная жизнь
      4. Решение проблем
      5. Поиск ресурсов/помощи
    3. В каких областях курса или деятельности вы больше всего используете навыки решения проблем?
      1. Математика или математические занятия
      2. Компьютерные или технические классы
      3. Уроки общественных наук
      4. Реальные ситуации

    Вы также можете принять участие в анонимном опросе «Что говорят студенты», чтобы добавить свой голос в этот учебник. Ваши ответы будут включены в обновления.

    Студенты высказали свое мнение по этим вопросам, и результаты представлены на графиках ниже.

    Какой тип мышления, по вашему мнению, наиболее важен для учебы?

    Рисунок 7.2

    В какой области вам труднее всего проявить творческий подход?

    Рисунок 7.3

    В каких областях курса или деятельности вы больше всего используете навыки решения проблем?

    Рисунок 7.4

    Аналитический вопрос

    Каким образом творческое мышление может помочь вам лучше учиться? Напишите в одном абзаце размышление об этом аспекте и о том, как на самом деле вы могли бы стать более креативным.

    Аналитический вопрос

    Некоторые говорят, что творчество — это удел детей. Можете ли вы подумать о том, как любознательность и готовность ребенка исследовать могут помочь вам понять дисциплину колледжа, которая вам сейчас незнакома? Напишите в одном абзаце размышление о том, как вы могли бы использовать любопытство к одному из самых сложных предметов в колледже.

    Творчество не всегда проявляется в виде музыкального хита или другого художественного выражения. Нам нужны креативные решения на рабочем месте — будь то зал заседаний, приемный покой или учебный класс. Не случайно в 2001 г. была пересмотрена когнитивная таксономия Блума, первоначально разработанная в 1919 г.48, поставил на вершине новое слово — создать. Это высший уровень мыслительных способностей. Как отмечалось в предыдущих главах, всем нам необходимо использовать и развивать навыки низшего мышления, которые включают в себя запоминание, применение и анализ, но истинный интеллект и успешное мышление выходят за пределы этих уровней к изобретательству.

    Рисунок 7,5 Таксономия Блума — важная теория обучения, используемая психологами, учеными-когнитивистами и педагогами для демонстрации уровней мышления. Многие тесты и уроки, которые вы видели во время учебы, вероятно, были организованы с учетом интересов Блума. Исследователи недавно пересмотрели его, поместив креативность — изобретательность — на самый высокий уровень.

    Воспроизведение мельчайших подробностей Златовласка или Беовульф демонстрирует гораздо меньшее понимание, чем придумывание оригинальной концовки, которая переворачивает столы, или разработка настольной игры на основе истории. Автор Грегори Магуайр использовал основной сюжет книги Л. Фрэнка Баума 1900 года « Чудесный волшебник из страны Оз » и фильма 1939 года « Волшебник из страны Оз » для создания популярного бродвейского мюзикла 2003 года « Злой », в котором история рассказывается с точки зрения Злой Ведьмы Запада, что делает ее симпатичным персонажем. Этот творческий подход требует гораздо более критического и творческого мышления, чем запоминание фактов.

    «Создание нового из старого или нового из ничего — вот как мы пришли к пилотируемому космическому полету, сотовым телефонам, Конституции и рэп-музыке».

    Продолжая поддерживать творчество в любой форме, мы сможем вылечить рак, установить мир и управлять пространственно-временным континуумом. Не обесценивайте собственное творчество.

    Генерация оригинальных идей

    Американский писатель и юморист девятнадцатого века Марк Твен, возможно, был частично прав, когда сказал:

    Новой идеи не бывает. Это невозможно. Мы просто берем множество старых идей и помещаем их в своего рода ментальный калейдоскоп. Мы даем им ход, и они составляют новые и любопытные комбинации. Мы продолжаем вращаться и создавать новые комбинации до бесконечности; но это те же старые кусочки цветного стекла, которые использовались во все времена.

    ( Автобиография Марка Твена Марка Твена)

    Рисунок 7.6 Вам может казаться, что вы не можете придумать новые идеи, но даже процесс комбинирования и повторного комбинирования знакомых концепций и подходов является творческим актом. Калейдоскоп создает почти бесконечное количество новых изображений, перемещая одни и те же кусочки стекла.

    Это, безусловно, красивая метафора генерации идей, но даже если старые идеи перерабатываются для создания новых решений существующих проблем или мы приукрашиваем текущую мысль, чтобы включить новые способы жизни или работы, это обновление является воплощением творческого процесса.

    Принято считать, что творчество используется в основном традиционными художниками — людьми, которые рисуют, рисуют или ваяют. Действительно, художники креативны, но думают о других областях, в которых люди думают немного иначе, чтобы подходить к ситуациям в своей дисциплине. У известного кардиохирурга доктора Дентона Кули не было точной модели, когда он впервые имплантировал искусственное сердце. Химик Стефани Кволек обнаружила спасительный кевлар, когда продолжила работу над веществом, которое обычно выбрасывали. Ранние американские астронавты были обязаны своей способностью выходить на орбиту и возвращаться на Землю благодаря творческому использованию математики такими людьми, как Кэтрин Джонсон. Изобретатель и актриса Хеди Ламарр использовала схемы рыб и птиц, чтобы помочь пионеру авиации Говарду Хьюзу создавать более быстрые самолеты. Действительно, биомимикрия, подход к инновациям, который ищет устойчивые решения человеческих проблем, подражая проверенным временем моделям и стратегиям природы, в настоящее время является огромной областью исследований. Этот список можно продолжать и продолжать.

    Рисунок 7.7 Дентон Кули (Источник: Техасская детская больница / Общественное достояние), Стефани Кволек (Источник: Фонд химического наследия / Атрибуция 3.0), Кэтрин Джонсон (Источник: НАСА / Общественное достояние) и Хеди Ламарр (Источник: MGM / Общественное достояние). Эти люди проявили большой творческий потенциал в области науки и математики, что привело к значительным открытиям и достижениям.

    Активность

    Поработайте с двумя или тремя одноклассниками, чтобы определить продукт или услугу, которую вы могли бы разработать. Подумайте о ситуации в вашей жизни, когда новый способ сделать что-то или еще не изобретенный процесс или устройство сделали бы вашу жизнь проще, удобнее или более целеустремленной. И это не ограничивается созданием чего-то большого. Просто смотреть на что-то, что вы видите все время, с другой точки зрения — тоже творческий подход, и мы все можем это делать. Какую адаптацию вам нужно было бы сделать? Дайте волю своему воображению — беспилотные автомобили, беспроводная связь. . . о, подождите, уже здесь. Продолжай думать! Каждый член вашей группы должен написать абзац, описывающий продукт/услугу, что вам нужно для его создания и как его воспримут другие. Прочитайте абзацы друг друга и обсудите достоинства идей.

    Возможно, у вас очень хорошо получается придумывать оригинальные творческие идеи. Некоторые люди от природы мыслят более творчески, чем другие, но у всех нас есть способность творить и изобретать. Вам нравится переставлять мебель или наводить порядок в шкафу? Если вы уже думаете: «Я мог бы сделать это намного лучше!» когда вы идете по магазинам или мероприятиям, вы на правильном пути. Вы возитесь с деревом, бумагой, пряжей или грязью? Вы дудлер? Один из способов повысить свою креативность — отслеживать свои идеи. Вы можете вести текущий список на своем телефоне, записывать идеи на каталожных карточках, которые позже можно отсортировать по категориям, или сохранять идеи в бумажном журнале. Некоторые творческие люди создают раскадровки, чтобы визуализировать цели или проекты, используя изображения из журналов или онлайн для творческого вдохновения. Поэкспериментируйте со способами, чтобы не отставать от идей, которые вы, возможно, сможете внедрить в различные аспекты своей жизни.

    С 1980-х годов Роджер фон Оех, президент калифорнийской консалтинговой фирмы Creative Think, поощрял сотрудников корпораций, учебных заведений и государственных учреждений мыслить более творчески. Его содержательные истории, примеры, сценарии и задачи представляют собой либо препятствие для творческого мышления, которое необходимо преодолеть, либо пример того, как можно использовать, казалось бы, непродуктивные идеи. Иногда творческие идеи изначально не кажутся жизнеспособными или продуктивными по сравнению с известным процессом или продуктом, но обсуждение идей с другими и рассмотрение новых подходов без страха насмешек или порицания может помочь отдельным лицам и группам мыслить нестандартно. Авторы дискуссии фон Оэх рекомендуют мыслителям Избегайте высокомерия, боритесь за него, избавьтесь от оправданий, и Прислушайтесь к этой догадке. Возможно, вам будет интересно найти их на веб-сайте Creative Think. Если вы это сделаете, вы можете найти некоторые из идей фон Оха немного необычными, но иногда великие идеи таковы, и размышление о них по-другому может стать той искрой, которая вам нужна, чтобы придумать собственную версию идеи, которая окажется эффективным для вас. Оставайтесь открытыми для различных подходов, даже если вам сразу не нравятся идеи.

    Еще одна креативно мыслящая группа, которую вам, возможно, будет интересно исследовать, — это koozai. com, консалтинговая фирма по цифровому маркетингу, базирующаяся в Соединенном Королевстве и имеющая клиентов по всему миру. Возможно, вам не нужна помощь в цифровом маркетинге, но на веб-сайт koozai.com стоит взглянуть, чтобы увидеть, как творческий подход может подчеркнуть превосходное обслуживание клиентов, детализировать отмеченные наградами услуги и придать ощущение веселья и жизненной силы сервису, который На первый взгляд может показаться не очень захватывающим, а именно помощь компаниям в оптимизации их присутствия в Интернете для увеличения охвата и прибыли. Команда представляет собой творческую смесь инженеров, дизайнеров и аналитиков, которые используют доказательства, основанные на данных, чтобы найти то, что подходит их клиентам в непринужденной и продуктивной среде. Реальная основная работа, связанная с веб-маркетингом, включает в себя много утомительного кодирования и специализированного веб-дизайна, часто выполняемого инженерами-программистами, работающими в одиночку, но вы не чувствуете себя скучающими, изолированными офисными работниками, когда просматриваете koozai. .com сайт.

    Работа с нестандартными идеями

    Работа с нетрадиционными идеями может вызвать беспокойство, потому что идеи незнакомы, а результаты реализации этих идей могут быть непредсказуемыми. Люди могут не сразу принять ваши нетрадиционные идеи. Некоторые могут никогда их не принять. Если бы ваше первоначальное творение требовало от людей отказаться от своих нынешних мобильных телефонов, вы можете себе представить сопротивление. Даже если новая идея является улучшением коммуникации, некоторые люди будут колебаться.

    Чтобы работать в этой, возможно, неудобной сфере, вы должны оставаться непредубежденными, сосредоточиться на своих организаторских способностях и научиться хорошо доносить свои идеи. Если коллега в кафе, где вы работаете, предлагает подавать завтрак в дополнение к уже поданным обеду и ужину, сохранять непредубежденность означает обдумывать преимущества этого нового плана (например, потенциальные новые клиенты, увеличение прибыли), а не просто сосредотачиваться на чем-то одном. о возможных недостатках (например, возможные проблемы с расписанием, дополнительные начальные затраты, потеря обеденного бизнеса). Реализация этого плана будет означать новую структуру для закупок, графиков и заработной платы рабочих, а также рекламы, поэтому вам придется организовать все эти составные области. И, наконец, вам нужно будет сообщить свои идеи о том, как заставить этот новый план работать, не только с персоналом, который будет работать в новую смену, но и с публикой, которая часто посещает ваше кафе, и с другими людьми, которых вы хотите побудить попробовать ваш новый. часы.

    «Потому что мы всегда так делали» не является веской причиной не пробовать новый подход. Очень может быть, что старый процесс — очень хороший способ делать что-то, но также может быть и то, что старый, удобный распорядок не так эффективен и действенн, как мог бы быть новый процесс.

    Можете ли вы вспомнить какую-нибудь рутинную задачу, которую вы выполняете сейчас, о которой вы никогда не сомневались, например, стирку, подготовку к экзаменам, свободное время или приготовление еды? Подумайте, как вы пришли к изучению этой рутины. Вы следуете образцу, который родители установили для вас в детстве? Спрашиваешь ли ты друзей, как они выполняют эти задачи, и следуешь ли ты их примеру? Насколько хорошо эти процедуры работают на вас? Подумайте хотя бы об одном другом подходе к одной из этих задач. Было бы хорошей идеей изменить то, как вы это делаете? Какую пользу это принесет вам? Если нет, то почему лучше всего продолжать делать это так, как вы всегда это делали? Подумайте о своем мышлении, стоящем за этой рутиной. Как творческое мышление может помочь вам определить и оценить все ваши варианты?

    Еще один элемент работы с нестандартными идеями — обратить внимание на то, как вы организуете свои мысли. Организация включает в себя постановку четкой цели для достижения, определение шагов для достижения этой цели и отслеживание прогресса с указанием конкретных сроков. Возможно, вы сможете добавить гибкости этому плану, поскольку творчество связано с неизвестным, и это может занять больше времени, чем вы изначально ожидали, но организованная карта вашего мышления и то, куда вы надеетесь его применить, может продвинуть творческие проекты вперед.

    Например, что, если бы вас попросили построить сарай для проекта или в рамках вашей работы? Вам нужен какой-то план. Было бы неразумно бежать в хозяйственный магазин и просто покупать различные материалы, которые вы видите под влиянием момента. Скорее, вы должны организовать свои мысли вокруг этого проекта и определить некоторые конкретные цели относительно размера сарая, его конечного местоположения и использования, типа материалов, которые лучше всего подходят для ваших целей, и сколько времени займет проект, чтобы вы могли составить бюджет. время и деньги на достижение цели. Вам нужно разрешение на строительство в вашем районе для такого рода проекта по благоустройству дома? Придется ли вам или другим жертвовать чем-то (площадью во дворе, временем, деньгами, особым видом), чтобы построить этот сарай? Успеете ли вы выполнить все шаги? У вас есть навыки, чтобы собрать сарай, или вы можете научиться, как это сделать? Сколько вы готовы потратить на это? Без организованного плана вы можете получить хорошую идею, несколько случайных материалов и незавершенный строительный проект, который тратит время и деньги и не соответствует вашим первоначальным ожиданиям.

    Рисунок 7,8 Продумывать план нужно не только в школе. Домашние дела и проекты требуют предусмотрительности и стратегического мышления. (Источник: TWP, Inc. / Flickr / Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0))

    В дополнение к необходимости оставаться открытым и организованным, творческое мышление требует плана распространения. Нетрадиционные идеи, как правило, не реализуются без того, чтобы создатель идей не передал эти мысли другим. Вы настраиваете себя на то, чтобы быть в компании других творчески мыслящих людей? Это неплохая идея. Творчество несколько заразительно. Вы можете не думать, что у вас есть творческий подход к ситуации, но если бы вы поделились идеями с друзьями-единомышленниками, а также с друзьями, которые предложили бы совершенно иной взгляд на что-то, вы могли бы обнаружить, что у вас действительно есть некоторые идеи. хорошие идеи готовы к воплощению. Однако этот творческий мозговой штурм происходит не просто так. Вам нужно выделить определенное время для работы с другими, чтобы конкретизировать идеи и обдумать препятствия. И тогда вам понадобится еще немного времени в одиночестве, чтобы идеи созрели. Иногда творческие ответы на проблемы приходят к вам в неподходящие моменты после того, как вы заложили основу — будьте готовы зафиксировать идеи в той или иной форме заметки, когда ваша лампочка погаснет.

    Креативное мышление помогает не только решать проблемы. Возможно, вы захотите улучшить в остальном хороший план, чтобы сделать его фантастическим и запоминающимся, и тогда вы можете проявить творческое мышление. Если вы хотите удивить своего лучшего друга особым празднованием дня рождения, но у вас мало средств, вы можете придумать творческие способы сделать это событие незабываемым. Вы можете посетить бесплатную ночь в музее или витрину в торговом центре или сделать коллаж из фотографий на своем телефоне, который навевает приятные воспоминания.

    Активность

    Какой ваш любимый творческий проект, который вы недавно завершили? Что сделало его творческим? Задайте этот же вопрос как минимум еще одному человеку и посмотрите, вдохновит ли его или ее ответ ваше собственное творческое мышление о том, как поступать в следующих ситуациях:

    • проживание с соседями по комнате, у которых другие приоритеты или интересы
    • порвать с семьей и старыми друзьями, не разрывая связи вместе
    • определить, действительно ли выбранная специальность соответствует вашей личности
    • планирование своего времени для учебы, занятий в кампусе, работы и личных интересов
    • убедитесь, что ваши задания, презентации или артефакты класса демонстрируют вашу лучшую работу

    Подумайте, как вы можете действовать в таких ситуациях.

    Творческий процесс, примененный к образцу кампусной деятельности

    Этап творческого процесса Описание и примечания
    Проблема, которую нужно решить, или элемент/работа, которые нужно создать Создайте новый логотип для нашей ассоциации пригородных студентов
  • Должны включать школьные цвета, но быть читаемыми в оттенках серого
  • Должны быть понятными в больших и малых размерах (компьютер/телефон)
  • Параметры и ограничения
    • Cannot look like other logos on campus
    • Cannot use photos-illustration only
    • Timeline: 7 weeks (in time for next year’s college catalog)
    • Budget: $450
    Inspiration and Ideas
    • Посмотрите на логотипы Ассоциации пригородных поездов других колледжей.
    • Посмотрите на логотипы городского и государственного общественного транспорта.
    • Сходи в библиотеку и посмотри старые школьные ежегодники.
    Ресурсы/Знания
    • Графический дизайн
    • Информация об авторских правах (консультации с студенческим правительством)
    • Рыночные исследования
    Распространение и мозговые комплексы
  • 1111111111111111 годы. Распространение AMER ARSERMER
  • 1111111111111 годы CREATE ARSERSERMERMENT ARMERM11111111111111111111111111 годы ARSERMENT ARMERMENT ARMERMER
  • 111111111111 гг. и подачи?
  • Поделитесь черновиками с консультантом для утверждения.
  • Поговорить с клубом графического дизайна?
  • План реализации
    • Образцы нужны через 3 недели. Оттуда:
    • 1 неделя для отзывов об опросе
    • 1 неделя для улучшения
    • 1 неделя для дополнительных отзывов о окончательных кандидатах
    • 1 неделя для доработки и утверждения
    Запросить все новое
  • 00
  • 05
  • 5
  • 5 9 членов клуба осенью за отзывы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *