Что такое угрызения совести и почему они возникают
«Совесть замучила», — говорим мы, когда переживаем из-за неправильного поступка, неосторожно сказанного слова или неприятного события в прошлом. Но почему одни переживают эти чувства, а других совесть не мучает? Откуда берется это чувство и что делать, чтобы совесть не гложила.
Что такое угрызения совести
Изучением совести занимаются разные науки — психология, социология, философия. Каждая из них дает свое определение этого понятия. Так в психологии под совестью понимают способность человека оценивать свое поведение с точки зрения морали и нравственности. Эта оценка базируется на объективных и субъективных ценностях.
Совесть — социальный конструкт. Он возникает по мере развития и социализации. Отсутствие совести — норма для маленьких детей. У взрослых это, как правило, связано с нарушением психических процессов или сложностями с воспитанием. Если человек не может или не умеет оценивать поступки, то и мук совести у него не будет.
Угрызения совести — это те моральные терзания, которые мы испытываем, когда понимаем, что поступили неправильно. Если не получается исправить этот поступок или событие прошлого оказывает влияние на настоящее, эти переживания могут перерасти в настоящие муки.
Причина угрызений совести
Обычно чувство совести начинает формироваться около 5–7 лет. Ключевой период его развития приходится на подростковый возраст, так как именно в это время человек формирует свои нравственные ориентиры и учится оценивать себя и свое поведение. Но моральные ориентиры у каждого разные, поэтому и угрызения совести у разных людей возникают по разным причинам.
Их условно можно разделить на две большие группы:
Причины |
Описание |
Внутренние |
Эти причины лежат во внутренней плоскости. Человек оценивает себя и свои поступки с точки зрения собственных моральных и нравственных ориентиров. И если они не совпадают, то он испытывает угрызения совести. |
Внешние |
Это оценка поступка в соответствии с внешними законами и нормами. При этом эти ориентиры могут быть официальными (пример — законы, правила посещения определенных мест), так и неофициальными (пример — этикет). |
Часто, когда человека мучает совесть, он может испытывать страх — страх не оправдать свои или чужие ожидания, страх быть отвергнутым, потерять близких, статус или положение в обществе.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вас постоянно мучает совесть. Наши психологи дистанционно помогут понять, почему это происходит, и дадут работающие советы, как справиться с этим чувством.
Для чего нужно чувство совести
Многие задаются вопросом: гложащая совесть — это хорошо или плохо? Человек без совести страшен. По факту это психопат, которого не трогает причиненный им вред. Он очень жестокий и безжалостный, может легко ударить и даже убить человека и ничего при этом не испытывать. Таким образом, совесть служит сдерживающим фактором и служит следующим целям:
- Она служит моральным ориентиром для человека, помогает отличать хорошее от плохого, а правильное от неправильного.
- Она помогает находить слабые места, расти и развиваться — если мы поступили не по совести, то хотим исправить это.
- Она служит ограничителем — перед тем, как что-то сказать или сделать, мы пропускаем это через внутренний фильтр и поступаем по совести.
- Она помогает исправить ситуацию — если мы поступили неправильно, то стараемся загладить вину и компенсировать нанесенный ущерб.
Угрызения совести — одно из проявлений самокритики и саморефлексии. Без нее люди не имели бы моральных ограничений и поступали так, как им хочется без оглядки на мысли и чувства других. Совесть помогает держать себя в руках и не забывать о том, что мы живем в социуме.
Как формируется чувство совести
Ребенок рождается бессовестным. Чувство совести начинает формироваться в раннем детстве и продолжает развиваться постоянно на протяжении всей жизни. Пик развития приходится на подростковый возраст, когда человек ищет себя, свои ключевые ценности и жизненные установки.
Чтобы чувствовать угрызения совести, необходимо:
- сформировать нравственные ценности и жизненную позицию;
- уметь выносить нравственные суждения;
- понимать и осознавать свои действия и их последствия;
- нести ответственность за свои поступки;
- уметь здраво оценивать себя и свои действия.
Нравственность развивается в процессе социализации человека. На ее формирование влияет и среда, в которой вращается ребенок, и жизненные установки его родителей, и даже книги, которые он читает, и фильмы, которые он смотрит. Также влияет и глобальное общество — государство, интернет-среда и так далее.
Нравственные ориентиры могут меняться на протяжении жизни. В некоторых случаях (серьезные жизненные потрясения, травмы и так далее) происходит угнетение чувства совести. Человек как будто утрачивает ее, и вызывающие угрызения совести поступки перестают быть таковыми. Его совесть молчит.
Важно! Угрызения совести стоит отличать от стыда. Стыд контрпродуктивен и заставляет человека держать свой поступок в тайне, а также делать так, чтобы о нем никто не узнал.
Как избавиться от совести
Чувство совести является сдерживающим фактором. Но иногда оно начинает проявляться очень сильно и мешает человеку нормально жить и взаимодействовать с другими. С таким проявлением угрызений совести можно и нужно бороться. Что можно сделать, чтобы избавиться от мук совести?
-
Разобраться в себе. Проявления мук совести, когда вы совершили плохой, с вашей точки зрения поступок, совершенно нормальны.
Нормально испытывать их по любому, даже незначительному поводу. Постарайтесь найти объяснение этому эмоциональному состоянию. Для этого нужно ответить на два главных вопроса — «Что я чувствую» и «Почему я это чувствую». - Отказаться от оценок. Для этого нужно изменить стиль мышления. Мы привыкли, что наши поступки определяют нас. Но то, что вы совершили что-то недопустимое, не означает, что вы автоматически становитесь плохим человеком. Постарайтесь оценивать поступки, а не себя самого.
- Простить себя. Часто мы оцениваем ситуацию более трагичной, чем она есть на самом деле. Но подумайте сами, могли ли вы в тот момент поступить по-другому, был ли у вас шанс не допустить ситуацию, был ли ваш выбор осознанным, можете ли вы сейчас все изменить? Если поменять ничего не получится, остается только простить себя.
- Исправить ситуацию. Прояснить ситуацию и принять какие-то действия для ее исправления можно только в случае прямого диалога с «пострадавшей» от ваших действий стороной. Прямо спросите человека, как вы можете исправить ситуацию. Вместе с тем не давайте другому сесть себе на шею.
- Поговорить с близким человеком. Иногда для облегчения мук совести достаточно рассказать о своем поступке кому-то, кто не будет вас осуждать. Это снимет груз и поможет двигаться дальше. Верующие для этих целей могут использовать исповедь.
Нормально — чувствовать угнетение после неблаговидного поступка. Однако неконструктивно заниматься самобичеванием. Чтобы совесть больше не мучала, попробовать все исправить, а если это по каким-то причинам невозможно, нужно простить себя и жить дальше.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается бороться с угрызениями совести. Наши психологи дистанционно помогут разобраться с этими чувствами и предложат план, который поможет проработать их.
Частые вопросы
Что такое совесть?
+
Под совестью понимают умение осознавать свои поступки и их последствия и оценивать их с точки зрения моральных и нравственных ориентиров. Душевные переживания, которые возникают при осознании неправильности своего поступка, называются угрызения совести.
Для чего нужны угрызения совести?
+
Человек, имеющих хорошо развитое чувство совести, имеет моральные и нравственные ориентиры, чтобы самому себя хорошо вести. Ему не нужен внешний надзиратель для того, чтобы вести себя правильно в соответствии со своими морально-нравственными ориентирами.
Что значит «потерял совесть»?
+
Это означает, что человек перестал оценивать себя и свои поступки с точки зрения морали и нравственности. Он не испытывает угрызений и моральных переживаний, совершая благонравные поступки.
Как формируется чувство совести?
+
Оно начинает формироваться в детстве и продолжает формироваться на протяжении всей жизни. На его появление влияют условия жизни, окружение, родители, жизненный опыт и многие другие факторы. Для взрослого человека чувство совести — показатель здоровья личности.
Что делать, если совесть мучает постоянно?
+
Нужно понять, почему так происходит, как выражается это чувство и когда оно возникает. Также стоит обсудить ситуацию с кем-то из близких, которые поддержат вас и помогут разобраться с этими эмоциями. Если не получается поговорить с близкими, стоит обратиться за помощью к психологу.
Заключение эксперта
Угрызение совести — нормальное выражение нравственных терзаний, которые возникают, когда человек совершил неблаговидный, по его мнению, поступок. Это помогает соблюдать нормы и правила, беречь чувства других и жить в социуме. Если такие переживания возникают по любому поводу и негативно влияют на жизнь, нужно понять, почему так происходит, и убрать эти факторы или минимизировать их влияние.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 263
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Если тебя не мучает совесть после того, как ты что-то сделал,
Если тебя не мучает совесть после того, как ты что-то сделал, — значит ты поступил правильно? — ОбсуждайЛТ
Лина Тимошина
Если тебя не мучает совесть после того, как ты что-то сделал, — значит ты поступил правильно? совесть
862
145
2
Ответы
Лариса Стронская
Не знаю, всегда ли я поступаю правильно, но совесть меня не мучает никогда. .. Что сделано, то сделано…Если можно переделать-переделаю, а если нет, то что зря мучиться…
0
ЛТ
Лина Тимошина
и это правильно
1
FM
Fred Mikolia
Если результат моего поступка кому-то хотя бы чуть-чуть наредил, тогда нет, я поступил не правильно и моя совесть никогда не согласится с этим…
0
Николай Антонов
…..Киллера — получившего 1 000 000 $……. за убийство 73 человек — совесть абсолютно не мучает!…….Так он поступил, что правильно?…..
0
ЛТ
Лина Тимошина
Не мучает — потому, что её у него просто нет! Вот и всё. Не у всех совесть присутствует… Не думали об этом?
1
Николай Антонов
…..СОВЕСТЬ — это весть данная нам Всевышним, как МЫ должны жить в совместности, в коллективе, развиваясь и становясь помошниками Всевышнего, для развития РАЗУМА в других галактиках, на других планетах….. Вы об этом слышали….
1
ЛТ
Лина Тимошина
Киллер, которого Вы привели в пример, точно об этом не слышал…
1
Николай Антонов
……Хорошо сказали!!!…..
1
ЛТ
Лина Тимошина
Спасибо за оценку.
1
Николай Антонов
1
ТМ
Татьяна М
Значит больно и пусто….и всё зря и никому не нужно. Не делайте ничего и больно не будет, а я всё пытаюсь помочь и всё зря…
0
Вячеслав Козловских
Все зависит от того как совесть воспитана, правильно только то что не делает зла и не мыслит зла
0
Виктор Каширин
ЗНАЧИТ ТВОЯ СОВЕСТЬ СПАЛА, КОГДА ТЫ ЭТО ДЕЛАЛ…ИЛИ ОНА ВООБЩЕ СПИТ, ЛЕТАРГИЧЕСКИМ СНОМ. .
0
Елена Куприна
Могу сказать только то, что если возникает такой вопрос, то совесть есть и это хорошо!
0
ЛТ
Лина Тимошина
!!!!
1
ВА
Вячеслав Алексеев
Всякое бывает в жизни.Ежели все сделано правильно-и в глаза смотришь прямо.
0
Сергей Елец
меня она никогда не мучила значит я всегда пока всё делал правильно
0
ЛТ
Лина Тимошина
наверное. ..
1
Котэда
вот еще. Я не знаю, что такое совесть! Воровал, вору. и буду воровать
0
АС
Альберт Сөнәгатулла Улы
НЕВЕРНЫЙ ВОПРОС . С ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА УБИТЫ МИЛЛИАРДЫ………….
0
ЛТ
Лина Тимошина
Это мой вопрос. А Вы напишите свой — правильный…
1
АС
Альберт Сөнәгатулла Улы
Я ОТВЕТИЛ — НЕТ !
1
ЛТ
Лина Тимошина
Только зачем так кричать? Нажмите капс.
1
АС
Альберт Сөнәгатулла Улы
Я В ЭТОТ БЛИЦ… ВЛЕЗ ВПЕРВЫЕ И НЕ ЗНАЮ ПРАВИЛ. ЧТО ЗНАЧИТ КАПС.
1
ЛТ
Лина Тимошина
Caps Lock — слева на клавиатуре, нажмите, чтобы буквы пришли в нормальное состояние. В интернете слова, написанные большими буквами считаются криком.
1
АС
Альберт Сөнәгатулла Улы
Понял и запомнил , но для моего зрения комфортнее.
1
ЛТ
Лина Тимошина
А очки не пробовали подобрать подходящие для компа? У меня так вообще трое очков: для прогулок по улице, для театра и кино, для чтения книг и компа.
1
ИЗ
Игорь Злобин
совесть у норм чела должна присутствовать до поступка…
0
Нина
Многие не понимают, что такое хорошо и что такое плохо.
0
МО
Михаил Ониско
Совесть в наше время — атавизм, как аппендицит.
0
ЛТ
Лина Тимошина
Вы с аппендицитом живёте. или он у Вас удалён?
1
МО
Михаил Ониско
Пока еще цел.
1
ЛТ
Лина Тимошина
Ага, понятно. Совесть тоже, наверное, на месте, но она не мешает совершать любые поступки.
1
МО
Михаил Ониско
Не любые, но многие, в зависимости от моего понимания жизни.
1
ЛТ
Лина Тимошина
1
МО
Михаил Ониско
1
Игорь Югай
Если совесть отсутствует,то не будет заморачиваться
0
Сергей Овчинников
Сие неведомо!. …У некоторых совести нет в принципе!
0
ЛТ
Лина Тимошина
ОК! спасибо за ответ.
1
Александра
Ну или совесть чиста и прозрачная… и ее не видно…
0
ЛТ
Лина Тимошина
????
1
НВ
Николай Ветров
Да.Правильно.Если совесть мучает,я думаю это грех.
0
Аркадий Терехов
МЕНЯ , НЕ МУЧАЕТ! Я, ЛОГИЧЕСКИ ДУМАЮ ПЕРЕД ОТВЕТОМ!
0
ЛТ
Лина Тимошина
но при этом не видно самой логики между вопросом и ответом.
1
Аркадий Терехов
НУ ПОЧЕМУ? СОБЕСЕДНИК ДОКАЗЫВАЕТ ИЛИ ДЕЛАЕТ ОДНО , Я, ЛОГИЧЕСКИ ПОДУМАВ , РАЗГОВАРИВАЮ ИЛИ ДЕЛАЮ ПО ДРУГОМУ.
1
ЛТ
Лина Тимошина
Вопрос не столько про муки совести, сколько о самом поступке.
1
Аркадий Терехов
ЕСЛИ Я, ЧЕЛОВЕК ЧЕСТИ СТАРАЮСЬ ДОКАЗАТЬ ОППОНЕНТУ , ЧТО В ЭТОМ ПЛОХО СООБРАЖАЮ, ЕСЛИ НОЧЬЮ , НАПАДУТ НА МЕНЯ, ТО Я , СНАЧАЛА ПОГОВОРЮ, А ПОТОМ ДЕЙСТВУЮ, СОВЕСТЬ МУЧАЕТ ПУСКАЙ ИХ, НО ВООБЩЕ, ЕСЛИ ОНА ЕСТЬ У НИХ ОНА ЕСТЬ , ДА БОЛЬ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ТЕЛА, МНЕ, ЧТО СПАСАЛ СВОЮ ЖИЗНЬ, МУЧАЕТ БОЛЬ В НЕКОТОРЫХ ЧАСТЯХ ТЕЛА!
1
Константин Макаров
А если я это сделал после неправильного поступка
0
ЛТ
Лина Тимошина
А что вы могли сделать после неправильного поступка?
1
Константин Макаров
Второй правильный, после которого моя совесть будет мучать меня по инерции после первого неправильного
1
ЛТ
Лина Тимошина
Оооо, ну, это чисто индивидуально.
1
Следующая страница
Библейские аргументы в пользу вечных сознательных мук
В моем предыдущем посте я резюмировал некоторые из сильнейших библейских аргументов в пользу смертных наказаний t. В этом посте я хочу обобщить лучшие аргументы в пользу вечных сознательных мук (ЕСТ) — традиционного взгляда на ад, где грешники будут подвергаться бесконечному наказанию.
Позвольте мне начать с некоторых из более слабых, хотя и распространенных аргументов, которые часто приводят в пользу ЭШТ.
Первые , часто цитируются образы « плача и скрежета зубов » (Мф. 8:12; 22:13: 25:30; Лк. 13:28) и « червь неумирающий » (Марк 9:48). чтобы доказать, что акт наказания никогда не закончится. Но я думаю, что это немного натянуто, или, по крайней мере, это не так ясно, если вы внимательно рассмотрите эти отрывки. В этом отрывке нигде не говорится, что «будет бесконечный плач и бесконечный скрежет зубов, которые продолжают скрежетать, скрежетать и скрежетать». А так как беззубые неверующие в аду наверняка будут, то, возможно, это не более чем образ, который не следует понимать буквально. В Библии «скрежет зубов» означает гнев (см. Деяния 7:54), а плач означает страдание. Основной смысл в том, что те, кто отправятся в ад, будут держаться за свое отвержение Бога и будут страдать за свой выбор. В нем не указывается продолжительность этих страданий.
Затем есть образ «червя нетленного» и «огня неугасимого» в Марка 9:48, который, что весьма важно, исходит из Исайи 66:24 : «Ибо их червь не умрет». Но посмотрите на первую часть стиха Исайи, где ясно сказано, что червь питается мертвыми телами . Образ — и я верю, что это образ, а не дословная картина, если только черви тоже не обретут воскресшие тела червей, которые будут жить во веки веков, — относится не к червям, питающимся живыми телами и мучимым вечно, а к нечестивым которые уничтожены Богом (см. Исаия 66:16). Их смерть окончательна.
Несмотря на то, что эти изображения часто используются для поддержки ЭШТ, я не думаю, что они являются хорошими аргументами в пользу этой точки зрения. Мы не должны вкладывать ЭСТ в любой отрывок, где упоминается «бессмертие» или где мы видим наказание или страдание нечестивых. Те, кто верит в смертную казнь, полностью согласны с тем, что в аду будут страдания и наказания.
Второй , притча о богаче и Лазаре в Луки 16:19-30 ясно показывает, что богач «мучится» (16:23) и «терпит в этом пламени» (16:24) . Однако в этом отрывке говорится о 9 0030 адис (16:23), а не ад . И они разные. Аид — это промежуточное состояние нечестивых между смертью и воскресением — воскресение, которое приведет к суду (Дан. 12:2), а затем к наказанию ада . Это не является предметом спора среди ученых-евангелистов, придерживающихся ЭСТ. Однако некоторые до сих пор предполагают, что если есть мучения в Аиде, то должны быть и бесконечных мучений в аду. Но это именно так: предположение, прочитанное в Луки 16 . Оно не взято из Луки 16, поскольку в Луки 16 не говорится об окончательном состоянии нечестивых в аду.
Третье , есть знаменитая теологическая формула, которая была выкована в средние века и звучит примерно так: «Грех, совершенный против бесконечного Бога, заслуживает бесконечного наказания». (Был ли это Ансельм?) Я слышал, как другие говорили подобные вещи, например: поскольку Бог бесконечен, то единственно справедливое наказание было бы бесконечным наказанием. Или, поскольку Иисус — бесконечный Сын Божий, умерший за грех верующих, это означает, что неверующие, которые не бесконечны, должны умереть бесконечной смертью, чтобы заплатить за свой грех.
Может быть, это правда, а может, и нет. Возможно, розовые кролики станут синими, если я подержу их под водой более 7 минут. Я не знаю. Что я знаю точно, так это то, что большинство типичных богословских формулировок (о Боге, а не о розовых кроликах) не выведены из подробного толкования Писания. Споры о продолжительности ада должны вестись очень близко к тексту, а не пытаться решить вопрос с помощью богословских формулировок, когда мы пытаемся выяснить, каким должен быть ад, исходя из того, что мы думаем о Боге.
Итак, каковы наилучшие аргументы в пользу ЭСТ?
Первый , самый сильный отрывок, поддерживающий ЭСТ, — это Матфея 25:46, который я цитировал в двух предыдущих блогах. Вот еще раз: «И пойдут сии в вечную ( аиониос ) муку, а праведники в вечную ( аиониос ) жизнь». Сторонники ДЭХ говорят, что параллель между «вечной» жизнью и «вечным» наказанием должна означать, что акт наказания будет длиться вечно, поскольку жизнь, данная праведнику, длится вечно.
Я думаю, что это самый убедительный пассаж в пользу ЭШТ, хотя, как уже говорилось ранее, есть несколько обоснованных экзегетических ответов тех, кто придерживается смертной казни.
Второе , Откровение 14:9-11 также, кажется, предполагает нескончаемые мучения:
И другой Ангел, третий, следовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, налитое до дна. силу в чашу гнева Своего, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем. И дым мучения их восходит во веки веков, и не имеют они покоя ни днем, ни ночью, эти поклоняющиеся зверю и образу его и все, кто принимает начертание имени его».
Этот отрывок, конечно, окутан интерпретирующими вопросами . Являются ли мучимые люди всеми нечестивцами, находящимися в аду, или это просто часть нечестивых, которые «поклоняются зверю и образу его и принимают начертание» на чело свое? Говорится ли это о каком-то великом восстании в первом веке или во время скорби последнего времени? Если они будут мучимы «в присутствии святых ангелов и в присутствии Агнца», тогда что нам делать с другими отрывками, которые, кажется, говорят, что нечестивые в аду существуют вдали от присутствия Бога (например, Матфея 25:41; 2 Фес. 1:9; Иуды 13)?
В любом случае сторонники ЭСТ отмечают, что «дым их мучений восходит во веки веков, и им не будет покоя ни днем, ни ночью». Последняя строка, на мой взгляд, единственная часть этого отрывка, которая может указывать на ЭСТ — «без отдыха, день или нет». Первая часть о вечно поднимающемся дыме взята из Ис. 34:10, где ясно подчеркивается окончательность разрушения (Едома), а не бесконечные мучения города Эдома. Я был в Эдеме. Поверьте мне: он был уничтожен. Если Иоанн из Откровения 14 хочет по-другому использовать образ Исы 34, он, безусловно, может это сделать. Но бремя доказательства ложится на тех, кто интерпретирует образ в Откр. 14 иначе, чем его первоначальный смысл в Исаии 34. Наиболее естественным значением бесконечного дыма, исходя из его первоначального значения у Исайи, является окончательное наказание.
Третье Сторонники ДЭХ отмечают, что выражение «разрушение» (или «гибель», по-гречески: apoleia или olethros ) не обязательно должно означать «исчезнуть из существования», но может просто означать « разрушить» или «прекратить первоначальную функцию чего-либо/кого-либо». Например, Иисус говорит, что если влить молодое вино в старые мехи, то и вино, и мехи «пропадут». Конечно, Иисус не думает, что вино и бурдюки будут преданы забвению при контакте. Слово «уничтожить» не обязательно означает «уничтожить».
Я думаю, это хороший момент, который следует учитывать сторонникам смертной казни — и я уверен, что они это сделали. (На самом деле я никогда не читал книгу Фаджа о смертной казни, но я уверен, что он имеет дело с этим.)
В-четвертых, , есть несколько упоминаний о «вечном огне», связанных с отрывками о суде (Мф. 18:8; 25:41; Иуды 7). Иуды 5-7, например, гласит:
.Теперь я хочу напомнить вам, хотя вы когда-то вполне это знали, что Иисус, спасший народ из земли Египетской, впоследствии уничтожили тех, кто не верил. И ангелов, которые не остались в пределах своего положения власти, но оставили свое собственное жилище, он держит в вечных узах, под мраком мраком, до суда великого дня, — подобно Содому и Гоморре и окрестным городам, которые также предавались сексуальной безнравственности и преследовали неестественные желания, служат примером, подвергаясь a наказанию вечным огнем.
Сторонники ДЭХ говорят, что « a наказание вечным огнем» относится к вечным сознательным мукам неверующих. Однако, если вы внимательно посмотрите на весь контекст, вы увидите, что это не так однозначно. В стихе 5 говорится о « разрушении » тех, кто не верил, что соответствует разрушению Содома и Гоморры , что было… ну… разрушением, а не бесконечными мучениями этих городов. Опять же, вы можете посетить исторические места Содома и Гоморры. Ничего там нет. И параллель в 2 Петра 2:6 ясно говорит об этом, когда Бог обратил «города Содом и Гоморру в пепел, Он осудил их на вымирание, поставив их в пример тому, что будет с нечестивыми».
Вопрос: Что будет с нечестивыми, по словам Петра?
Ответ: Они будут обречены на вымирание, как земные города Содом и Гоморра.
Сторонники смертной казни принимают «приговоренные к вымиранию» как «приговоренные к вымиранию», а Сторонники ДЭХ считают, что «обреченный на вымирание» означает «бесконечные мучения», а не «вымирание». И поэтому сторонников смертной казни находятся вне рамок ортодоксальности по мнению многих евангелистов.
А?
Подводя итог, есть несколько хороших аргументов в пользу ЭСТ, а также, на мой взгляд, несколько не очень хороших аргументов, которые, кажется, были использованы без особых размышлений. Опять же, у меня не было времени подробно изучить все эти аргументы или множество текстов. Все, что я делаю, — это подытоживаю некоторые стандартные моменты с обеих сторон и даю некоторые первоначальные мысли. Даже когда я это делаю, кажется, что вес доказательств падает в пользу смертной казни, и мне действительно кажется, что многие люди, предполагающие ЭШТ, на самом деле не очень внимательно рассматривали другую точку зрения. Короче говоря, смертное наказание явно не вытекает из каждого отрывка о будущем суде, но кажется, что это лучшее прочтение подавляющего большинства из них.
Оставайтесь с нами для еще одного блога, где я попытаюсь подвести итоги.
Ад как бесконечное наказание — Коалиция Евангелия
Человек, который больше всего говорит об аде в Писании, это не кто иной, как сам Иисус. В самом деле, за исключением Иакова 3:6, единственным человеком, который даже использовал слово «ад» в Писании, был Иисус.
- «Всякий, кто скажет: «безумный», будет виновен в том, что пойдет в геенну огненную» (Мф. 5:22).
- «Лучше для тебя, чтобы один из членов твоего тела погиб, нежели чтобы все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29, 30).
- «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
- «Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:9).).
- «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что странствуете по морю и по суше, чтобы сделать одного прозелита; и когда он станет одним, вы сделаете его вдвое большим сыном ада, чем вы сами» (Мф. 23:15).
- «Вы, змеи, порождения ехиднины, как вам избежать приговора ада?» (Мф. 23:33).
- «Если твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее; лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый» (Марка 9).:43).
- «Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее; лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну» (Марка 9:45).
- «Если глаз твой соблазняет тебя, выбрось его; лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марка 9:47–48).
- «Говорю вам, друзья Мои, не бойтесь тех, кто убивает тело, и после этого не имеют больше того, что они могут сделать. Но я предупрежу вас, кого бояться: бойтесь Того, Кто после того, как Он убил, имеет власть ввергнуть в геенну; да, говорю вам, бойтесь Его!» (Луки 12:4–5).
Единственным другим местом, где термин «ад» появляется в Библии, является Иакова 3:6, «и язык есть огонь, самый мир беззакония; язык поселился в членах наших, как оскверняющий все тело, и воспламеняющий ход жизни нашей, и воспламеняемый адом».
Ад в ПисанииТермин, переведенный как «ад» (иногда транслитерируемый как Gehenna ), является греческим термином genna , происходящим от еврейского gê hinnōm , что означает «Долина Еннома». Вопреки популярному и давнему заблуждению, нет никаких доказательств того, что долина Еннома когда-либо использовалась как свалка мусора. Среди иудеев первого века Енном был наиболее известен как место принесения детей в жертву идолу Молоху в эпоху царей (4Цар. 16:3; 21:6) и место, где Божий суд в конце концов обрушился на его врагов. Жертвоприношение детей так разгневало Господа, что Иеремия пророчествовал, что Бог уничтожит этих идолопоклонников в долине Енном и оставит их трупы гнить. Было бы так много трупов, что не было бы места, чтобы похоронить их всех, и что долина была бы переименована в «Долину Убийства» (Иер. 7:31-34, NIV).
Связь этой долины с огнем и судом является фоном для появления этого термина в Евангелиях, где Иисус ссылается на Геенну как на место последнего суда (Иеремия). Дважды в Евангелии от Матфея Иисус называет его «ад огненным» (Мф. 5:22, 18:9). В Евангелии от Марка Иисус также описывает ад как место, где червь никогда не умирает (Марка 9:48а) и где огонь никогда не угасает (Марка 9:43, 48б). Когда Иисус говорит о неумирающем черве и неугасимом огне, он прямо намекает на пророчество в последней главе Исайи, в котором говорится:
«Ибо, как новое небо и новая земля
, которые Я сотворю, пребудут пред лицем Моим», — говорит Господь,
«Так пребудет семя твое и имя твое.
«И будет от новолуния до новолуния
И от субботы до субботы,
Все люди придут поклониться Мне», говорит Господь.
«Тогда они выйдут и посмотрят
На трупы мужчин
Согрешивших против Меня.
Потому что их червь не умрет
И их огонь не угаснет;
И они будут отвращением для всего человечества.
Стих 22 определяет «новые небеса и новую землю» как контекст для последнего утверждения о суде, указывая на то, что Исаия смотрит далеко за пределы непосредственных событий своего времени к эсхатологическому обновлению неба и земли (см. Ад под огнем ). Бог обещает создать «новое небо и новую землю» после последнего суда (Ис. 65:17). Это новое место будет территорией, в которой больше не будет плача (Ис. 65:19).), никакой преждевременной смерти (Ис. 65:20), никакой нужды (Ис. 65:21–22), никакого кровавого конфликта или зла (Ис. 65:25). Это место Божьего присутствия и утешения для всех Божьих людей. «Все народы и языки» в конце концов увидят Божью славу и провозгласят ее (Ис. 66:18–19).
Но нечестивые не разделят радости этого нового творения. На самом деле, поклонники, населяющие новое небо и новую землю, смогут увидеть, что участь тех, кто «восстал» против Бога, сильно отличается от их собственной. Когда молящиеся покидают храм, они видят трупы врагов Господа, разбросанных по тому, что, скорее всего, является долиной Еннома (ср. Иер. 7:32–8:3). Енном — это то самое место, где Ахаз и Манассия приносили человеческие жертвы ложному богу Молоху (4Цар. 16:3; 21:6), и это объясняет, почему это место стало ассоциироваться с огнем. Эти враги будут отделены от радостей «нового неба и новой земли» и вместо этого подвергнутся суду огня и червя (Ис. 66:24). Червь изображает позор разлагающихся тел, оставшихся открытыми после их поражения. Комментатор Исаии Гэри Смит предполагает, что образ может быть результатом сцены в Исаии 37:36, где «разлагающиеся трупы 185 000 ассирийских солдат, оставленных гнить на полях вокруг Иерусалима, когда Бог победил армию Сеннахирима». Исаия в другом месте призывает огонь как образ святого присутствия Бога (напр., Ис. 33:14), и огонь может явиться здесь как справедливое возмездие тем, кто заставил невинных пройти через огонь Молоха. В любом случае, и червь, и огонь — яркие образы того ужаса, который грядет на проклятых.
Заявления Иисуса об аде напрямую опираются на эсхатологическое видение Исайей последнего суда. Иисус назвал место окончательного наказания «адом» (то есть Геенна/долина Еннома) в честь образов в Исаии 66:22–24 и Иеремии 7:31–34. Подобно долине Еннома, ад должен быть местом мучений, огня, червей и смерти. Иоанн Креститель также обращается к языку Исаии 66:24, чтобы описать окончательный суд над проклятыми как «огнь неугасимый» (Мф. 3:12; Луки 3:17). В Ветхом Завете огненное присутствие Бога имеет двойной эффект. Он освящает и направляет Его избранный народ (напр., Исх. 3:2, 13:21, 24:16-17; Втор. 4:12; Ис. 6:6-7), но наказывает и уничтожает нераскаявшихся грешников (напр., Исх. , Лев. 10:2; Числ. 11:1, 16:35). Как Ветхий Завет изображает Божье присутствие и гнев в виде огня (Исаия 33:14), так и Новый Завет использует огонь для описания горячего гнева Божьего на последнем суде в месте, называемом адом.
Природа ада как последнего судаНа протяжении большей части церковной истории во всех ответвлениях христианства христиане понимали библейское учение о последнем суде и учение Иисуса об аде как место бесконечных сознательных мучений. Однако это учение стало предметом многочисленных споров в современную эпоху на Западе. Джон Стотт, возможно, на все времена подытожил внутреннюю реакцию многих людей на представление об аде как о вечных сознательных муках. Он пишет: «Я нахожу эту концепцию невыносимой и не понимаю, как люди могут жить с ней, не прижигая своих чувств и не ломаясь под напряжением» (см. 9).0030 Основы евангелизма ). Этот ход мыслей заставил многих людей задаться вопросом, как можно примирить вечные сознательные мучения с путями справедливого и любящего Бога.
Некоторые выступают против традиционного взгляда на экзегетических основаниях. Другие высказывают возражения, которые носят скорее теологический характер, чем экзегетический. Герман Бавинк говорит: «Основания, на которых люди выступают против вечности адского наказания, всегда остаются одними и теми же». Из пяти перечисленных им причин первые три основаны не столько на конкретном Писании, сколько на человеческих оценках того, как должен вести себя Бог: (1) Вечное наказание противоречит благости, любви и состраданию Бога и делает его тираном. ; (2) Вечное наказание противоречит справедливости Бога, потому что оно никоим образом не соразмерно рассматриваемому греху; и (3) Вечное наказание, которое носит чисто карательный, а не исправительный характер, не имеет очевидной ценности. Действительно, именно такие вопросы подробно рассматривал Августин в своей защите вечного сознательного наказания более 1500 лет назад (см. Книгу XXI в Город Божий ). Такие возражения сохраняются и сегодня. Какой Бог будет руководить местом вечных сознательных мук? Может ли любящий Бог Библии нести ответственность за такое наказание нераскаявшихся?
В свете этих соображений появился ряд альтернативных объяснений.
- Аннигиляционизм (иногда называемый «условным бессмертием») утверждает, что ад — это место наказания для нераскаявшихся. Проклятые должны искупить свои грехи, страдая в аду, но в конце концов ад уничтожает их так, что они перестают существовать. Вечный ад был бы непропорционален Божьему правосудию, поэтому те, кто в аду, в конце концов прекратят существование.
- Универсализм утверждает, что в конце концов все люди будут спасены от наказания. Христианские универсалисты считают, что, хотя для нераскаявшихся может быть наказание после смерти, после смерти будут шансы поверить и спастись. В конце концов Бог все примирит с собой, а вечный ад непримирим с любящим Богом. Таким образом, в конце концов все будут спасены, а самого ада больше не будет.
- Чистилище традиционно считалось римско-католической доктриной, но недавно эта доктрина нашла поддержку у некоторых протестантских богословов (например, Джерри Уоллса). Технически чистилище — это доктрина не ада, а посмертного освящения. Те, кто придерживается чистилища, все еще верят в рай и ад. Тем не менее, некоторые грешники, находящиеся на пути к небесам, должны пройти через освящающее «пламя», прежде чем попасть на небеса. Все те, кто в чистилище, в конце концов попадают в рай.
Традиционное христианское представление об аде гласит, что это место вечных сознательных мук для нераскаявшихся. Библия учит, что это окончательное состояние проклятых имеет как минимум три характеристики: окончательное разделение, бесконечный опыт и справедливое возмездие.
Окончательное отделение происходит на Страшном Суде и состоит в безвозвратном отделении нечестивых от праведных и от присутствия милости Божией. Сам Иисус учит, что окончательный суд будет включать в себя необратимое разделение между «овцами» и «козлами» (Мф. 25:31–46). Апостол Павел говорит, что те, кто переживает «вечную погибель», будут делать это «вдали от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:9).). Не будет посмертных возможностей примириться с Богом, чтобы преодолеть это разделение (Евр. 9:27).
Бесконечный опыт указывает на то, что адские наказания будут сознательно переживаться вечно и не уменьшатся с уничтожением или окончательным спасением проклятых. В Исаии 66:24 червь пожирающий «не умрет» и огонь поядающий «не угаснет». Телесная деградация нечестивых никогда не прекращается, но имеет такое же долголетие, как новое небо и новая земля (ср. Ис. 66:22).
Сам Иисус говорит, что «козлы» «прокляты» и преданы «вечному огню» и «вечной муке» (Мф. 25:41, 46). Когда Бог «проклинает» кого-то, это означает, что он наслал на них зло или несчастье. Характер несчастья резюмируется фразами «вечный огонь» и «вечное наказание». Термин, переведенный как «вечный», представляет собой греческое слово aiōnios, , которое является прилагательным, означающим «относящийся к эпохе». В этом контексте рассматриваемый век — это век грядущий, и этот век бесконечен. Таким образом, огонь относится к мучительному опыту, который нужно терпеть в течение времени «бесконечно».
Точно так же и «наказание» бесконечно ( aiōnios ). Аннигиляционисты утверждают, что наказание вечно только в смысле непрекращающегося огня суда. Огонь продолжает гореть, но брошенные в него в конце концов уничтожаются. Она продолжается только по мере того, как в нее втягивается все больше людей. Но это упускает из виду суть двойного воскресения, упомянутого ранее в Евангелии от Матфея 18:8–9. Тела, брошенные в огонь, обладают свойствами, которые делают их пригодными для вечной судьбы. Таким образом, наказание фактически вечно для каждого человека, вошедшего в огонь.
Относительно 2 Фессалоникийцам 1:9 аннигиляционисты отрицают, что сознательные мучения бесконечны, и утверждают, что «уничтожение» означает, что проклятые в какой-то момент перестанут существовать. Таким образом, «вечное уничтожение» означает только то, что их уничтожение будет постоянным. Их страдания когда-нибудь закончатся. Но это неправильное понимание языка Павла. «Разрушение» ( oletheros ) не означает «прекращение существования». Если бы я сказал, что «Моя машина разбилась в аварии на прошлой неделе», никто бы не понял, что это означает, что машина перестает существовать. Они понимают это как то, что машина была полностью испорчена и потеряна для меня в результате аварии. Именно в этом смысле греческий термин 9Здесь используется 0030 oletheros . Действительно, Павел — единственный автор Нового Завета, использующий этот термин, и ни в одном из других случаев он не означает «прекратить существование» (ср. 1 Кор. 5:5; 1 Фес. 5:3; 1 Тим. 6:9). . Его основной смысл больше похож на крушение или потерю , а не уничтожение. Это относится к тому, что Гордон Фи называет «полным опустошением» и «полной потерей… . . слава.» Таким образом, «вечная гибель» относится к вечной гибели или утрате, а не к уничтожению.
Справедливое возмездие указывает на то, что ужасы проклятых — это возмездие за зло, а не средство искупления или обновления. Это карательный суд, призванный возвеличить Божью справедливость. Рассмотрим, например, слова Иисуса в Евангелии от Матфея 25:46: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Слово, переведенное как «наказание» ( kolasis ), встречается в Новом Завете только дважды (Мф. 25:46; 1Ин. 4:18).
Некоторые ставят под сомнение традиционное глянцевое «наказание» в пользу «исправления». Таким образом, слова Иисуса можно вписать в универсалистскую парадигму, согласно которой ад становится временным местом исправления до тех пор, пока грешник не исправится и не станет пригодным для небес. Этот аргумент полностью опровергается тем фактом, что kolasis никогда не означает «исправление» или «обрезание» где-либо еще в Новом Завете или связанной с ним литературе. Этот термин используется еще раз в Новом Завете, в 1 Иоанна 4:18, где он явно означает наказание. Кроме того, форма глагола kolazō дважды встречается в Новом Завете (Деяния 4:21 и 2Пет. 2:9). Оба эти употребления также относятся к наказанию. В стандартном словаре греческого языка Нового Завета слова «исправление» или «обрезание» не упоминаются как возможные значения (BDAG). Скорее, семантический диапазон ограничен либо божественным, либо человеческим наказанием. Он определяет kolasis в Евангелии от Матфея 25:46 как «необыкновенное возмездие». Это значение соответствует его использованию в межзаветной литературе, где оно часто относится к наказанию, налагаемому за проступок (2Мак.4:38; 3Мак.1:3; 7:10; 4Мак.8:9), но никогда к « коррекция».
Другая причина, по которой мы знаем, что это не означает «исправление», заключается в том, что «вечное наказание» в стихе 46 совпадает с «огнем вечным, уготованным дьяволу и ангелам его» в стихе 41. Толкователи склонны соглашаться. что ад — это постоянное место наказания демонических существ. Действительно, Откровение 20:10 подтверждает, что дьявол и его приспешники будут брошены в озеро огненное и «мучиться день и ночь во веки веков». Это не место исправления для них. Если неверующих бросают в то же место, что и демонов, это говорит о том, что продолжительность одинакова для обеих групп. В этом тексте нет оснований говорить, что ад «исправляет» одного, а не другого. Если она возмездна для бесовских существ, то она также и для тех неверующих, которые разделяют их участь на суде. По этим причинам мы можем быть уверены, что kolasis — наказание за грех, которому нет конца. Он носит карательный характер и не подразумевает реабилитации или восстановления.
Эти три характеристики ада и конечного состояния вытекают из Писания. По определению, эти три характеристики исключают аннигиляционистскую позицию (которая отрицает, что адские муки вечны), универсалистскую позицию (которая утверждает, что все люди в конечном итоге будут спасены) и идею чистилища (которая рассматривает пламя последней смерти).