Непонимание поколений и миссия среди современной молодёжи | «Образование Ямала»
Савченко М.И.
СОШ №1
г. Салехард
На сегодняшний день проблема непонимания поколений остро стоит в современном обществе. Это неудивительно, ведь всё в жизни меняется, но не все хотят меняться в соответствии с тенденциями разного рода изменений. Каждому поколению кажется, что его мировоззрение самое актуальное и истинное. Но с этим редко соглашаются люди, вершащие историю в последующие годы. В истории было несколько эпох, мировоззрений, которые сменялись одно другим. Некоторые противоречили предыдущим, другие продолжались с некоторыми изменениями, третьи адаптировались согласно тенденциям своего времени.
На смену эпохи модерна пришла новая – эпоха постмодерна; и отличия их весомы. Приход постмодерна показал современным христианам большую проблему – слияние старшего поколения христиан с эпохой модерна. Это ярко выражается в мировоззрении и ценностях этих людей. То, что сегодня предлагает взять с собой в «дальнейший путь развития» модернисты, не составляет ценности для постмодернистов. Мы живём в период этого непонимания и противостояния. Кто же победит? И можно ли будет это назвать победой? Что теряем мы в этом сражении и что обретаем? Есть ли выход из этой ситуации?
Проблема непонимания поколений тесно связана с евангелизмом. У христиан советской эпохи (их мы относим к эпохе модерна) и постсоветской (их мы относим к постмодернистам), разное видение на процесс евангельской деятельности. Каждый идёт на поводу у своих ценностей, мироощущений, традиций, переживаний, чувств, трактовке Священного Писания. Вот тут опять возникает конфликт, разрешить который нелегко.
Эта часть работы посвящена тому, чтобы рассмотреть и сравнить те исторические отрезки времени, которые оставили свои плоды сегодня. Ведь ничто не проходит бесследно. Всё имеет свои причину, развитие и конец. Это касается и определённых периодов, событий, мировоззрений, идеологий, взглядов.
Для того чтобы глубже раскрыть данную тему, мы предлагаем рассмотреть два временных отрезка, а именно – советское и постсоветское время. Это поможет понять, почему же сегодня существует конфликт между старшим поколением и младшим. Что лежит в основе разногласия? Почему то, что для старшего поколение является «святым», приемлемым во все века, для младшего кажется непонятным и неактуальным? На эти вопросы мы попробуем дать ответ в этой главе, рассмотрев те особенности, которые присущи советской и постсоветской эпохам.
Советское время, которое длилось 70 лет, оставило неизгладимый след в умах людей. Оно породило привычку иметь одного лидера, за которым следует народ; иметь чёткие рамки, согласно которым можно определить верность или ложность тех или иных действий, взглядов.
К числу названных можно отнести привычку «ходить строем» и не выделяться из общей массы. Этот принцип проявлялся в разных сферах человеческой жизни. «Массовое производство охватило все сферы жизни, можно говорить даже о массовом производстве человека однотипного, сделанного на конвейере. Индивидуальные особенности сводятся к минимуму, да и откуда им взяться, если большинство смотрит одни и те же телепрограммы, читает те же газеты, носит одну и ту же одежду, потребляет те же продукты питания» [18:12]. Понятие «человек» как личность не существует, существует – «общество».
Эсхатология того периода заключалась в том, что всё движется к светлому будущему, и социализм – первая ступень к этому будущему. Армагеддон – великая революция, которая должна стереть капитализм и империализм.
В советское время господствовало модернистское мировоззрение. Оно зародилось в эпоху Возрождения, и было сформулировано в эпоху Просвещения. Главное его утверждение – «человек есть мера всех вещей, он может полностью постичь свой мир, в том числе и духовный, при помощи науки и разума»[12:15]. Но, как ни странно, оставались те вопросы, на которые это мировоззрение не находило ответы, и на смену ему начало развиваться другое – постмодернистское. Оно, как и предыдущее, не отвечало на все вопросы, но, в отличие от модернистского взгляда, объясняло причину не способности найти ответы на все вопросы. Одним из его тезисов является следующее утверждение: «Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум». Истина, согласно постмодернистскому мировоззрению, не может быть выражена человеческим языком по причине своей сложности. [12:15]. Это, по мнению исследователей Роуда Р., Черенкова М., Макдауэлла Д. порождает поиск «частных истин», которые бы работали здесь и сейчас, и не обязательно имели общий характер (работали одинаково для всех людей), а отвечали на вопросы конкретной личности. Истина для постмодерниста – это то, что он сам для себя решил.
Назовём ряд особенностей, которые присущи постмодерну:
· Нивелирование идей об общих ценностях, стандартах и нормах.
· На первом план выступает личность. Эта особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, способность отмежевания от общности, и субъективизм; с другой – свободное выражение себя и понимание личной ответственности.
· Идея власти-подчинения переносится внутрь человека, собственное Я становится метанарративом, то есть диктатором в жизни человека [16:10].
· «Постмодерн разоблачает идею общих норм и ценностей как структуру господства – подчинения» [16:10].
· Провозглашение «терпимости». Эта особенность выражается в возможности каждого на собственное мнение, образ жизни и уважение ко всему «другому». Таким образом, постмодернист принимает любую инаковость (в чём бы она ни выражалась: в делах, словах, внешнем виде, убеждениях) даже в том случае, если он её не понимает [12:15].
· «Духовность – главный лозунг постмодернизма». [4:3] На эту особенность указывает Алексей Ефетов, в своей статье «Дыхание нового времени» и называет её «серьёзной угрозой». По его словам это «ложная духовность», потому как каждый под этим словосочетанием понимает что — то своё, субъективное, чаще невыразимое и не всегда понятное для остальных.
· Прагматизм. Главное в жизни – выбрать такую интерпретацию и установку жизни, которая могла бы дать самый максимальный результат жизни [6].
· Постсоветское время – современная эпоха, именуемая как постмодернизм, пришла на смену другой эпохи – эпохи модерна. В литературе можно встретить массу определений постмодерна. Одни определяют его, как эпоху, другие – как «культурное движение»[16:10]. Третьи — как «ситуацию или состояние, в котором оказался проект Модерна [6]. Четвёртые — как мировоззрение [3]. «Лучший способ понять постмодернизм – это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом – попыткой своим умом постичь Божий мир, обычно называемый модернистским мировоззрением» [12:15]. В данной работе, постмодерн будет рассматриваться в рамках определений «эпоха» и «мировоззрение», которое выражается определённой культурой.
Современная молодёжь пропагандирует терпимость к другим мнениям, верованиям, действиям. У каждого своя истина, своя дорога, направление, путь. Советская же эпоха склонна к планированию одного, широкого пути для всего народа, где нет места индивидам, есть одна чёткая направленность. На сегодняшний день – это конфликт, который вызван непониманием, и не желанием понять друг друга, найти выход из этого положения. Какую роль это противостояние играет сегодня? Какое влияние оно оказывает на церковь?
«По мере того, как христианство входит в новую эпоху постмодернизма, неизбежно начинают проявляться преграды во взаимопонимании между людьми[12:15], появляются определённые барьеры. Наиболее ярко они выражаются во взаимоотношениях разных мировоззренческих эпох – советской и постсоветской.
Существует несколько «камней преткновения» между старшим и младшим поколениями. В связи с ограниченностью этой работы, мы предлагаем на рассмотрение лишь некоторые из них, те, которое, на наш взгляд, возникают чаще всего:
1. Христианские песни
2. Образование
1) Христианские песни
Песни о Христе – это неотделимая часть христианской жизни, внутреннее побуждение выразить свои чувства и отношение к Богу. Песни советского периода (периода гонений) и младшего поколения очень отличаются. С одной стороны, это хорошо. Есть разнообразие и каждый может выбрать то, что ему по душе. Но, проблема начинается тогда, когда старшее поколение говорит, что песни, которые поёт современная молодёжь – «не духовные», «попсовые», это «мирская музыка», (то есть мелодия взята из современных песен, только подставлены христианские слова). Тексты современных песен тоже поддаются критике. Указывая на тавтологию, примитивность рифмы (а иногда и на отсутствие таковой), чрезмерную эмоциональность текста, (которая чаще всего выражается в отношении к Триединому Богу и воспевании Его качеств), старшее поколение выражает своё непонимание и негодование к подобному виду творчества.
Отдельный вопрос – музыкальные инструменты, которые сопровождают песни современной молодёжи. Зачастую это гитары, ударники, фоно или синтезатор, (иногда флейта, бонги, шекер, бубен). Для многих христиан советской эпохи использование этих инструментов вызывает недовольство. В этом они усматривают «копирование мира» и называют эти инструменты «мирскими инструментами».
В адрес песен, которые любит исполнять старшее поколение христиан, можно услышать, что они «нудные» (или ряд других эпитетов, смысл которых выражает что- то несовременное, неактуальное). Современная христианская молодёжь находит большинство этих песен непривлекательными, устарелыми, и не получает удовлетворения от их исполнения. Чаще в этих песнях преобладают мотивы человеческих страданий, надежды на помощь Христа, повествование о житейских трудностях, сражении с грехом. Нередко можно услышать призыв к стойкости в испытаниях, гонениях, призыв к принятию «враждебных криков», как награды. То есть в песнях воспеваются те события, которые современная молодёжь не пережила, потому и понять не может. Они не могут петь о том, как переносить те страдания, которые сами не пережили.
Итак, рассмотрев особенности песен обоих сторон можно сделать следующие выводы:
1. Песни христиан советской и постсоветской эпохи отличаются. В связи с разными историческими событиями, воспитанием, мировоззрением, развитием культуры и тенденциями, переменами в современном мире старшему поколению тяжело понять младшее. В свою очередь, младшее поколение не стремится понять старшее, не интересуется тем историческим наследием.
2. Младшему поколению не стоит забывать свою историю, в которую христианское поколение советской эпохи вложило свою лепту. Надо с уважением относиться к нему.
3. Не стоит забывать о том, что все мы разные. У каждого своё прошлое, но настоящее – одно. И желание Господне, чтобы мы, члены тела Христова, составляли одно целое (Рим.12:5), чтобы были едины (Иоан.17:21), чтоб с любовью служили друг другу (1Кор.16:14, Гал.5:13, Еф.4:2, 1Фесс.3:12).
«Молодёжь, новое поколение верующих не приемлет «железный занавес» в церкви и консервативный откат к традициям советских времён, не разделяют ностальгию старших по евангельской «простоте», неучёности, подпольной жизни»[17:9].
Да, век рационализма дал о себе знать. Сегодня ты редко встретишь человека без образования. Как минимум среднее образование есть практически у всех молодых людей. Большое стремление к получению высшего образования наблюдается среди граждан постсоветского пространства. Сегодня это не составляет большой проблемы. Для это есть возможности, свобода выбора места, условий, сроков обучения.
К сожалению, посредством репрессий советской эпохи, у христиан того периода не было возможности получать образование. Даже при огромном желании христианин не мог получить тех знаний, которые с лёгкостью можно получить сегодня. О христианском образовании и речи не могло быть. Такая обстановка породила в умах людей мнение о том, что христианское образование и вовсе не нужно.
На сегодняшний день всё изменилось. Сложно, не имея обширных знаний в области как светских, так и христианских предметов быть интересным миру. В век высоких технологий и широких возможностей христиане не должны оставаться в стороне. Преломляя все новшества через христианское мировоззрение, мы можем сделать гораздо больше, работать гораздо продуктивнее в деле Христа.
Христианское образование подразумевает под собой как теоретическую, так и практическую часть. Анализируя наработки прошлого, успехи и поражения истории христианства, оно позволяет вырабатывать новые стратегии, формы общения, способы евангелизма.
На сегодняшний день образованная молодёжь, придя в церковь, задаёт серьёзные вопросы, на которые желает получить чёткий библейский ответ. Ответ: «На небе у Христа спросишь» её не устраивает. «Сегодня, как никогда раньше, чувствуется огромная нужда в посвященных служителях, которые бы ясно и убедительно понесли бы евангельское слово современному поколению» [7:17]. Нам стоит согласиться с тем, что из-за гонений в Советское время христиане не имели возможности получать ни христианское, ни светское образование, поэтому сегодня – большая часть – необразованные люди. С интеллектуальными слоями населения на сегодняшний день работать сложно. Именно поэтому стоит повышать интеллектуальный уровень молодёжи и церквей в целом [2:19-20].
Да, сегодня нет марксиско-ленинской идеологии, но сегодня есть ряд других философских, религиозных, сатанинских течений со своими мировоззренческими принципами; есть и те, в основе которых – якобы Слово Божье. С каждым днём их становится всё больше и больше. По этой причине современные христиане должны глубоко знать Писание, уметь объяснить то, во что они верят (1Пет.3:15), и дать отпор любому еретическому учению. Один из возможных, доступных и удобных способов обретения знаний – обучение в христианском учебном заведении.
Хорошая мысль по поводу «обмирвщления молодёжи» была высказана Александром Павловичем Нагирняком. Она заключалась в том, что для взращивания хорошего, активного, духовного молодого поколения требуются такие же духовные отцы.
На наш взгляд, проблема столь остро стоит на повестке дня потому, что то поколение, которое находится между старшим и младшим, должно было осуществлять наставничество среди современной церковной молодёжи, отсутствует.
Многие говорят о наступлении так званой «постхристианской эпохи»[11], но что это означает сегодня для христиан? Что не стоит и пытаться что-то делать, чтобы «пробить лёд неверия»? «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр. 13:18). Э тот стих – хороший стимул для желающих свидетельствовать людям о Боге. Ведь, не смотря на изменчивость времени, эпох, мировоззрений, Бог и Его желание ответить на нужды людей, стать их Отцом, явить чудо в их жизни, является тем же.
Благовестие – неизменная Воля Бога. Каждый христианин понимает важность благовестия в современном мире, но не каждый знает, каким образом можно достичь хороших результатов в этом деле. Хотелось бы, чтоб миссия среди современной молодёжи начиналась с благовестия. Но, реально ли это сегодня? Молодёжь 21 века требует особый, новый подход. Практика показывает, что массовые евангелизации на стадионах, уже не действуют. Люди не стремятся взять очередную листовку или брошюру на улице, какая бы красочная она не была. Это уже не действует. «На протяжении нескольких десятилетий мы были сосредоточены на подходе «придите и посмотрите, теперь же нам пришлось столкнуться с реальностью того, что крайне редко люди, не посещающие церковь, готовы прийти в Христианское Собрание. Это побуждает нас принять подход «идите и расскажите»» [1:22].
Актуальным на сегодня является личный подход. Если люди слышат информацию от человека, которого знают, то динамика взаимоотношений развивается в другом направлении. Но, всё не так просто. Для того чтобы люди захотели с нами хотя бы познакомится, мы должны их заинтересовать, но чем? Этот вопрос обсуждался на популярном христианском форуме invictory, посетители которого, чаще всего — молодые люди. Мнения в этом вопросе не однозначны. Одни указывают на важность внутренних качеств, таких как верность, отзывчивость, открытость, любовь. Другие видят в этом мнении несостоятельность. Третьи идут дальше, конкретней отвечая на вопрос. Они предлагают показать свою особенность, используя хобби, увлечение, для того, чтобы завязать отношение с неверующей молодёжью. По их словам нужно что- то, что привлекало бы внимание, создавало желание брать пример и идти за Христом [18].
Ещё одним способом для построения открытых, дружеских отношений является участие в нуждах людей. Это может быть благотворительность, социальная помощь, душепопечительская. В своей книге «Поделиться истинной с ближним», Дэвид Фауст называет подобные вещи – «Плацдармом для Евангелия» [14:99].
Всё меняется. Меняется время, меняются люди, но важность евангелизма не утрачивает своей актуальности. Те методы, которые использовали наши отцы, деды и прадеды не могут сегодня сполна выполнять поставленную задачу. Что же делать?
Одной из отличительных черт христианства всегда было умение адаптироваться к разным культурам, мировоззрениям [12:14]. Влияя и изменяя понятие о других верованиях, христианство всегда оставалось прежним. Оно меняло форму, но не суть.
Как когда-то Павел в ареопаге, мы должны искать точки соприкосновения между постмодернистским и христианским мировоззрениями. Дело евангелизма, не смотря на изменчивость времени, никто не отменял. Так же, как и сотни лет назад, мы призваны возвещать о жертве Христа, о Спасении. Да, в мире поменялись формы – мировоззрение, культура…но суть осталась той же – греховная природа людей. Как и прежде надо проповедовать о смерти, погребении и Воскресении Иисуса, потому что на этих событиях основано Евангелие. Именно поэтому, формы христианства подвергаются и должны подвергаться изменениям, но суть обязана оставаться той же. «Современное общество становится всё больше «языческим» и всё меньше «иудейским», всё больше похожим на Афины, и всё меньше – на Иерусалим. Церковь не должна об этом забывать» [14:100].
В обществе по-прежнему есть интерес к духовным вопросам. Люди осознают, религиозная обрядность не приводит к желаемому результату. Рационализм тоже остался позади. «Постмодернисты любят свидетельства, символы, парадоксы, притчи и истории. В этом они сильно отличаются от « просвещённого» модерниста, который хочет только ясного изложения фактов» [12:21]. Большую роль играют чувственные переживание, стремление к мистицизму. Зная это, христиане могут показать, как удовлетворяются эти стремления в общении с Богом, который знает наши чувства, переживания, боль души. Тот Бог, который даёт радость, мир, покой.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что библейская истина о личном раскаянии и предстоянии перед Богом, хорошо соотносится со взглядом наших современников на особенности личности, индивидуальность, способность к самостоятельному мышлению, выбору и ответственности. То есть в разговоре с постмодернистом стоит делать акцент на том, что вера во Христа- это его личный выбор, за который он в Вечности понесёт ответственность.
Стоит брать в пример апостола Павла, который проповедуя Христа, менял методы евангелизма, искал подходы, с помощью которых можно донести благую весть для всех народов. При этом, чтобы влиться в круг погибающих людей, он не приспосабливался к греховным наклонностям культуры, не лицемерил, но искал то общее, что может стать «первой ступенькой» к восприятию Благой Вести. Очень хорошо эту мысль Павла перефразировал Юджин Петерсон в пересказе Нового Завета: «Для меня не важно, чего от меня ожидают другие, и соответствую ли я их ожиданиям. Однако, я добровольно сделался слугой всем и каждому, чтобы о Благой Вести услышало как можно больше людей – религиозных и далёких от религии, щепетильных моралистов и тех, кто развращён, разочарован и пал духом. Я не стал жить как они. Но, следуя за Христом, я вошёл в их мир и постарался взглянуть на жизнь их глазами. Где только мог, я был слугой, чтобы те, кого я встречал, приобрели спасение и жизнь с Богом. Всё это я делал ради Евангелия. Я не довольствуюсь разговорами о нём; я хочу быть частью его» [14:95].
Но дело миссии на этом не заканчивается, так как Христос сказал «Идите и научите, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Этот, так званый процесс научения проходит уже в стенах церкви. Вот на этом уровне начинается новый блок проблем. Не каждая церковь готова к принятию человека, которому не привычны те устои и традиции, которые существуют в церкви. Те барьеры, о которых говорилось во второй части этой работы, становятся непреодолимым препятствием на пути к воцерковлению. Как уже говорилось в 1 части — мировоззрение людей поменялось, для постмодерниста на первом месте стоит важность встречи с Богом, а не систематическое богословие, к которому с интересом обращались новообращенные в эпоху рационализма. Несоответствуя запросам молодёжи сегодня, мы одержим поражение, будем её терять.
Молодёжь стремится к творчеству, реализации своих талантов, даров и вопреки старым формам, хочет делать это по-современному. Мудрые слова по этому поводу высказал православный священник Шрамко Александр: «Стареющее общество рождает стареющую молодёжь» [15: 8]. Стареющей она становится именно в рамках этой «церковной локализации», потому, к сожалению, часто, реализует свои способности вне церкви.
Церкви должны идти в ногу со временем, иначе мы будем одним из тех людей, о которых говорится во французской поговорке: «Не меняются только глупцы и мертвецы» [13:41].
Сегодня церкви закрываются сами в себе, желая сохранить «святость» и неосквернённость от мира. Они становятся субкультурой, не понятной и неинтересной обществу, которое тонет в грехе. Церковь боится вступать в диалог с миром, стать активным помощником в их нуждах и переживаниях, чтобы не «нарушить личное освящение». Наблюдается тенденция движения к законничеству – установлению конкретных рамок, соответствуя которым ты будешь святой и угодный Богу. Тысячелетия назад с этим боролся Христос, сегодня борьба возобновляется. Обидно то, что пока поколения будут воевать, неверующие молодые не будут приходить в церкви.
Значительный рост церквей наблюдается там, где люди открыты к построению внецерковных, домашних, дружеских отношений, там, где люди проявляют гибкость и отзывчивость, стараются идти в ногу со временем, меняя формы, но оставляя суть — Слово Божье.
Старшее и младшее поколение – люди продукт разных эпох. Советская эпоха оставила неизгладимый след в мировоззрении людей. Многое изменилось. Поменялась эсхатология. В советский период она выражалась в идее движения к светлому будущему, сегодня — её просто не стало. Она исчезла. Сегодня нет тех авторитетов, за которыми готовы были идти раньше. В недалёком прошлом, в умах людей были границы, понимание того, что есть белое, а что чёрное – сегодня всё изменилось. Люди не готовы воспринимать одни стандарты, рамки которых, хоть в какой- то мере могут ограничивать их свободу, тем более религиозные.
Период гонений на Церковь обусловил единство, сплоченность, замкнутость, отделённость от светской жизни. Государственная система не давала возможности к активной евангелизационной деятельности. Но, значит ли это, что мы по-прежнему должны оставаться в тени и существовать как субкультура? «Такая охранительная позиция и субкультурная неполноценность провоцирует в церквях конфликт поколений» [17:9]. В режиме советской власти не было таких возможностей к творчеству, какие есть у нас сегодня. Времена изменились. Сегодня есть возможности, ресурсы, средства, чтобы открыто исповедовать Христа, не бояться тех репрессий, которым поддавались христиане раньше. Но, что останавливает нас?
Мир стремительно меняется, он подвластен уже другому мировоззрению. В сознании людей произошли изменения, которые в корне меняют отношение к религии и в частности и к христианству. От церкви требуется мобильность, гибкость, стремление достигать неверующих сердец, меняя методы евангелизации, методы общения, формы церковных собраний, но при этом оставлять неизменной Весть о распятом и воскресшем Христе.
Желание Христа, как и сотни лет назад, делать так, чтобы люди узнавали христиан по тем отношениям, которые царят в их среде. По какому же принципу будут узнавать нас? По длинным юбкам? Косынкам? Мелодиям 60–х годов? «Необразованной простоте? Или всё же по любви? Хочется, чтобы по любви.
В ХХI веке евангелизм должен строиться на построении личных взаимоотношений посредством благотворительной деятельности, социального служения, творчества. Всё это служит тому, чтобы люди открывали свои сердца для сеяния Слова Божьего.
Задача христиан сегодня, в противостоянии между модернистским и постмодернистским мировоззрениями, не критиковать всё то вокруг, что не вписывается в их рамки «святой жизни», а показать преимущества жизни с Богом. Видя в нас Христа, любовь к Богу и ближнему каждый неверующий человек задаст себе вопрос «а почему я не такой?». Верующие должны сделать всё, чтобы христианская истина стала не просто истиной христиан, а истиной для всех людей. Она должна быть «светом в конце тоннеля» греха, по которому движутся неверующие люди. Она должна стать актуальной и многомерной, находится в центре общественной жизни, и отвечать на вопросы современников. С практической стороны, на наш взгляд, это возможно только посредством любви к людям, участия в их нуждах и переживаниях.
Библиография
1 Заинтересованы ли неверующие приходить на наши церковные богослужения? http://simplechurch.com.ua/ru/stati/missija-i-jevangelizm/132-zainteresovany-li-neverujushhije-prihodit-na-nashi-cerkovnyje-bogosluzhenija.html(15.04.2010.)
2. «Гости конференции о…». Диалог. Вестник Донецкого христианского университета. №4, 2001:18-20.
3.Денисенко А. Блог. Предисловие к моим наброскам о постмодернизме. http://ecfsu.blogspot.com/2009/09/blog-post.html (01.05.10).
4.Ефетов А. «Дыхание нового времени». Христианство. №6,2002:3.
5. Ефетов А. «Джош Макдауэл о том, какие свидетельства должна нести миру церковь в новом времени». Христианство. №2. ООО «Истина», 2002: 14-19.
6. Константин Тетерятников. Принципы жизни евангельской церкви в эпоху постмодерна. http://www.baznica.info/pagesid-5555.html (02.05.10).
7. Минз Д.«Современная проповедь». Диалог. Вестник Донецкого христианского университета. №4, 2001:17.
8. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Открыть молодёжи красоту и истину. Дорога вместе №4, 2001:2-5.
9. Никольская Т. Русский протестантизм как субкультура. Христианство и мировая культура. Материалы конференции. СПБ.: 2004:79-82.
11. Рыжов Ю. «Христианство и вызовы современности». Духовность в христианской традиции. Материалы первой международной научно-богословской конференции. Вып. 1. Нижний Новгород, 2006:82-85.
12. Роуд Росс П. Христианство и постмодернизм, или какой будет Церковь III тысячелетия. Христианство, №6, 2002:14-24
13.Скотт Дж. Великий спорщик: Пер. С англ. – СПб.: Мирт, 2000.
14. Фауст Дэвид. Поделиться истиной с ближним. Честный ответы на вопросы тех, кто ищет духовные истины в XXI веке. – Симферопольский научно — апологетический центр, 2007.
15. Шрамко А. « Где ты, молодость…». Дорога вместе №4, 2001:7-8.
16. Черенков М. «Ситуация постмодерна: испытание свободой». Диалог №1(5), Вестник Донецкого христианского университета,2003:10-12.
17. Черенков М. «Вера в сообществе постатеизма». Мирт. №2(57). СПб.: ХЦ Мирт, 2007:8-9.
18 Философский словарь. Рационализм. http://mirslovarei.com/content_fil/RACIONALIZM-19386.html (10.05.10).Начало формы
18invictory. Форум. Чем вы интересны миру? http://forum.invictory.org/subject.html?id=6175&cat=121
Это моя жизнь! — В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?
Это моя жизнь!
Random
Привет,я хочу рассказать о своей жизни и трудности в ней,я думаю,что мне это поможет жить дальше.А также выкладываю свои стихи. -Да,для вас мои проблемы покажутся пустяками,но для меня,они имели огромное значение,ведь я не привыкла к такому. -я не у…
#анна #аня #бывшие #весна #дети #дружба #друзья
Поделиться
В чем же истоки непонимания между людьми разных поколений?
Представители младшего поколения- Аркадий Николаевич и Евгений Базаров.Между Павлом и Базаровым постоянно происходят конфузы.Павел сдедует традициям в то время как Евгений является нигилостом.Но в любой ситуации есть выход.Об этом пишет известная зарубежная писательница Джоджо Мойес в своем романе" Счастливые шаги под дождем" В этом произведении три поколения -бабушка,ее дочь и внучка не могут найти общий язык между собой. Каждый из этих героев не идеален,но даже с этими качествами,через время и упорное терпение они находят общую зацепку и вскоре становятся крепкой семьей и у них начинается совсем новая жизнь .
В нашей жизни очень много времени уходит на разногласия,ссоры и споры. Часто это происходит между людьми разных поколений. Я считаю,что все люди индивидуальны и по разному воспитаны.Мы не можем точно знать как поведет себя тот или иной человек в определенной ситуации.Поэтому мне кажется, что основная проблема недопониманий таится в воспитании и в принципах людей.
В доказательство хочу привести пример из литературы.Вспомним произведение И.С.Тургенева "отцы и дети".Мы видим представителей старшего поколения - это Павел и Николай Кирсановы,которые придерживаются культуре,следуют традициям и обычаям.Они стараются защитить культуру русского дворянства,умиротворения,спокойствия в своем доме.
Если я поссорилась с мамой,я впервую очередь задумываюсь о своем поступке и что могло обидеть ее.У старшего и младшего поколения отличается довольно многое: понятие счастья,игрушки,семейные ценности,взгляд на жизнь.Поэтому мы должны идти на уступки и пытаться понять других.Подводя итог хочу сказать,что проблема непонимания между людьми разных поколений останется актуальной всегда,потому что жизнь не стоит на месте
Вам также понравится
Разрыв поколений порождает непонимание между поколениями – Shark Scholar
Испытываете ли вы трудности при общении с родителями на определенную тему? Разрыв в общении может быть вызван разрывом между поколениями, который мешает вам понять культуру и привычки старших. Разрыв между поколениями означает разницу во мнениях между одним поколением и другим относительно убеждений, политики или ценностей. Однако в сегодняшнем использовании «разрыв между поколениями» часто относится к воспринимаемому разрыву между молодыми людьми и их родителями, бабушками и дедушками. В настоящее время есть большая часть людей, которые утверждают, что столкнулись с проблемой общения со своей семьей или родственниками, потому что их родители не понимают, о чем они говорят. Основная причина этого заключается в разнице между убеждениями и привычками родителей и их детей из-за изменения культурных условностей. Часто эти ошибки возникают из-за ускоряющегося темпа социальных и культурных различий, совпадающего с переходом от поколения к поколению.
Наиболее значительным изменением, произошедшим с появлением нового поколения, стало появление новых технологий. Существуют новые системы связи, такие как Facebook и Twitter, которые обновляются каждую минуту, в то время как старшее поколение изо всех сил пытается не отставать от потока новостей и сообщений.
«Я ощутила разрыв между поколениями, когда разговаривала со своими родителями, бабушкой и дедушкой», — прокомментировала Рэйчел Чжан (11А). «Песни, которые я слушаю, отличаются от того, что слушают они, и иногда они не понимают смысла песни». Она утверждала, что разрыв между поколениями действительно существует, но он не был таким серьезным, как она думала.
Рэйчел также указала: «Сначала мне казалось странным, что мы с семьей не понимаем друг друга, но теперь вроде все в порядке. Я думаю, что разрыв между поколениями останется прежним даже в будущем».Существуют разные взгляды на будущее существование разрыва поколений между родителями и детьми; некоторые утверждают, что со временем разница будет увеличиваться, а другие утверждают, что со временем она будет постепенно уменьшаться.
Избранное изображение – Иллюстрация, показывающая разрыв между поколениями Предоставлено Pixabay
Эми Канг
Опубликовано в Editorial
Эми Канг
Я редактор отдела искусства и развлечений в SMIC-I Shark Scholar и в этом году стал выпускным. Я второй год работаю в команде журналистов.
Как преодолеть разрыв в общении между поколениями
Каждое поколение общается по-разному, даже когда дело доходит до пунктуации. Вот как распознать различия между поколениями и избежать недоразумений.
Рэйчел Пелта
Все больше людей работают после «традиционного» пенсионного возраста. В то же время многие представители поколения Z впервые выходят на рынок труда. Это означает, что бок о бок работают целых пять поколений.
Нельзя отрицать, что у каждого поколения есть свои причуды. Будь то разные взгляды на социальные нормы или то, как должна выглядеть карьера, у каждого поколения есть свои ценности и убеждения, на которые часто влияет их опыт.
Одно из самых заметных различий между поколениями — в стилях общения. Со временем мы перешли от личного общения к электронной почте, текстовым сообщениям и смайликам. И с этим переходом приходят различия в том, как поколения общаются на работе.
Вы можете подумать, что это не имеет большого значения. Акт общения — это обмен идеями, мнениями или информацией между людьми. Насколько это сложно?
Тем не менее, общение на рабочем месте может быть чревато непреднамеренными инсинуациями, силовыми играми и недопониманием. Научившись справляться с разногласиями между поколениями, можно упростить командное общение между разными поколениями на рабочем месте .
Общение сквозь века
Связь существует с каменного века. Первые наскальные рисунки были для древних людей способом обмена информацией. И по мере того, как люди развивались, менялись и наши стили общения.
Хотя некоторые люди могут утверждать, что современные формы общения прошли полный круг, от наскальных рисунков до эмодзи, нельзя отрицать, что сегодня существует множество способов общения. Многие из нас общаются с помощью текстовых сообщений, электронной почты, твитов, видео или GIF-файлов.
Несмотря на то, что письменное общение существует с каменного века, язык постоянно развивается. Будь то устное слово или письменные работы, значения и интерпретации будут меняться по мере изменения людей. Даже смысл знаков препинания может измениться.
В эпоху цифровых технологий общение чаще происходит в письменной форме, чем в устной, особенно на рабочем месте. Однако разные поколения склонны по-разному интерпретировать письменные сообщения , и это может привести к конфликту между поколениями.
Например, старшее поколение видит многоточие («…» в конце предложения) как способ создать загадочность или указать на потерю мысли. Однако молодое поколение рассматривает многоточие как пассивно-агрессивную силовую игру. Эти различия могут привести к напряженности между поколениями. Если со временем это напряжение не будет устранено, коллеги могут решить не общаться друг с другом без необходимости.
Общение на рабочем месте по поколению
Ниже мы обсуждаем каждое поколение и их предпочтительный стиль общения.
— Бэби-бумерыБэби-бумеры выросли с общением лицом к лицу как доминирующим методом общения на рабочем месте. В годы работы бумеров телефонные звонки также стали важным методом общения.
Но телефон дошел до предела. Первое электронное письмо не было отправлено до 1971 года. Однако широкая публика не принимала электронную почту до конца 19 века.80-е годы. Даже когда на работе был доступ к электронной почте, обычно приходилось подключаться через медленное коммутируемое соединение. Отправка и получение сообщений электронной почты занимало больше времени, чем сейчас с высокоскоростным Интернетом.
По этой и, вероятно, другим причинам бумеры никогда не принимали в полной мере революцию цифровых коммуникаций в действии. Хотя это и не то же самое, что разговор лицом к лицу, использование телефона было «достаточно близко» к общению лицом к лицу, которое большинство бумеров по-прежнему предпочитают использовать по телефону в качестве основного метода связи.
— Поколение XПоколение X было первым поколением, использующим цифровые коммуникации на рабочем месте (и в своей жизни). Первыми, кто начал пользоваться электронной почтой, они привыкли к письменной форме как к основному способу общения на работе.
Несмотря на то, что представители поколения X жалуются на поток сообщений электронной почты, которые они получают, они не используют другие формы цифрового общения. Как правило, они не являются поклонниками социальных сетей и чаще всего Представители поколения X выберут электронную почту, когда смогут .
— МиллениалыНазываете ли вы их поколением Y или миллениалами, это поколение считается первым «цифровым» поколением. Выросшие с мобильными телефонами (и даже смартфонами) означают, что текстовые сообщения и другие средства обмена сообщениями являются неотъемлемой частью их общения.
Многие миллениалы выросли, отправляя текстовые сообщения вместо того, чтобы звонить друзьям и семье. Они предпочитают текстовые сообщения, потому что могут отправлять и получать короткие сообщения, которые попадают в точку. В результате они не любят разговаривать по телефону. Миллениалы предпочитают письменное общение и считают, что разговоры по телефону неэффективны.
— Поколение ZМногие представители поколения Z, определяемые как лица, родившиеся после 1996 года, находятся в возрасте от 20 до 25 лет. Как и миллениалы, поколение Z выросло с доступом к экранам и Интернету с раннего возраста. Однако, в отличие от миллениалов, поколение Z не может вспомнить время до появления смартфонов. Таким образом, они тоже могут предпочесть письменное общение, и они также ожидают быстрого ответа на свои сообщения .
Написанное слово никуда не денется
Несмотря на то, что технологии изменились, письменное общение по-прежнему является важной частью рабочей жизни, от электронной почты до сообщений Slack. Однако, несмотря на то, что каждое поколение использует письменное общение, то, как они общаются, различается.
— Проблемы интерпретацииОдна из самых больших проблем при письменном общении заключается в том, что трудно интерпретировать тон отправителя. Например, сарказм в электронных письмах часто и легко неправильно истолковывается читателем. При использовании письменного общения линии легко пересекаются или сообщения не доходят, как предполагалось, из-за отсутствия тона и языка тела.
И хотя вы можете помочь с тоном, используя смайлики (эмодзи с закатывающими глаза могут указывать на сарказм или иронию), не все одинаково интерпретируют одни и те же смайлики. Смайлик с закатыванием глаз также может указывать на скуку, раздражение или нетерпение.
Даже знаки препинания могут быть интерпретированы. Вернемся к примеру с многоточием.
Старшие поколения — бумеры и, да, поколение X — узнали, что многоточие — это способ быть игривым или даже застенчивым. Он также используется, чтобы указать, что в предложении есть что-то еще, но об этом не нужно говорить. Подразумевается, что читатель знает, о чем идет речь, и писателю не нужно все это записывать.
Как было сказано ранее, многоточие может указывать на незавершенную или обрывочную мысль. Однако социальные сети изменили ситуацию. С появлением социальных сетей многоточие все еще может указывать на незавершенную мысль. Тем не менее, когда кто-то использует многоточие в социальных сетях, это не просто означает незаконченную мысль. Это также означает: «У меня закончились символы, чтобы завершить эту мысль, так что следите за новостями!»
Здесь могут возникнуть трудности при письменном общении. Дело не только в разнице в стилях общения (однако это ее часть). Это что разные поколения по-разному интерпретируют одно и то же . Конечно, многозначность и «чтение между строк» — опасность повседневной жизни. Однако в рабочем мире это может привести к проблемам общения между поколениями, которые могут повлиять на всю компанию.
Например, молодой человек, получающий письменное сообщение с многоточием, может беспокоиться о том, что он сделал что-то не так, когда не приходит никакого дополнительного сообщения. Точно так же пожилого работника может раздражать коллега, который «никогда» не ставит точку при обмене сообщениями в чате (некоторым поколениям это может показаться грубым или резким).
Преодоление разрыва в общении между поколениями
Итак, если письменное общение сопряжено с трудностями, но все по-прежнему используют его на работе, как люди могут преодолеть разрыв в общении между поколениями на рабочем месте?
— Запуск с чистой связьюЧеткое общение имеет ключевое значение при общении с коллегами или руководителями. Объясните коллегам, как каждое поколение по-разному интерпретирует определенные аспекты письменного общения. Хотя вы можете получить несколько закаток глаз вживую, помогите им понять, как и почему это стоит за этим. Они могут не отказаться от использования своего многоточия, но они могут начать использовать больше смайликов или восклицательных знаков.
Молодому поколению объясните, что многоточие и точка допустимы и не означают одно и то же для старшего поколения. Многоточие — это не пассивно-агрессивный ход. Это способ показать, что автор знает, что вы понимаете. И точка — это не команда или гнев. Просто так они заканчивают предложения.
— Адрес страхаИнтересно, что недавнее исследование показало, что часть причин разрыва в общении между поколениями не имеет ничего общего со смайликами или точками. Частично это вызвано каждое поколение имеет негативное восприятие других .
Исследование изучило разрыв в общении между миллениалами и бумерами и обнаружило, что у них больше общих методов общения, чем они думают. Тем не менее, каждое поколение чувствует, что у другого сложилось негативное впечатление о нем (ленивый и наделенный правами по сравнению с консервативным и технически невежественным), из-за чего каждое поколение может не утруждать себя общением с другим.
Хотя изменить восприятие может быть сложно, более активное взаимодействие между поколениями может помочь снять некоторые из этих противоречий. Поощрение молодого поколения к обучению старшего поколения технологиям может помочь избавиться от некоторых невежественных представлений старшего поколения о технологиях. Позитивный обмен информацией может помочь изменить восприятие молодого поколения как ленивого.
— Общение лицом к лицуЛичное общение может помочь устранить массу проблем с письменной речью. Люди могут видеть язык тела, слышать сарказм (вместо догадок) и видеть, попадаются ли шутки так, как они должны. А когда что-то не работает, есть визуальная подсказка, чтобы обе стороны могли быстро изменить курс.
Попробуйте поощрять общение лицом к лицу, а не письменное , когда возникает проблема. Если очная встреча невозможна, благодаря распределенной рабочей силе всегда есть видео. И когда ничего не помогает, кому-то, возможно, придется взять трубку.
Понимание пробелов в общении между поколениями на рабочем месте
Эффективное общение необходимо не только для работы, но и для жизни. Хотя у каждого поколения могут быть свои предпочтительные методы связи, это не означает, что общение между поколениями должно быть неэффективным.