Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Неустойчивое внимание это: Расстройства внимания — причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Расстройства внимания — причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.

Общие сведения

Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – мнестических, мыслительных, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде. Сложно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, так как легкие временные симптомы возникают у каждого человека при переутомлении, соматических заболеваниях. Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у дошкольников, младших школьников (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями ЦНС (12-17%).

Расстройства внимания

Причины

На продуктивность функций направленного внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общие адаптационные возможности организма, переживание стрессовых ситуаций и психологических травм. К наиболее распространенным причинам нарушений внимания относят:

  • Психопатологические синдромы. Снижение целенаправленного внимания входит в структуру психических расстройств. Повышение отвлекаемости определяется при маниях и СДВГ, растерянность – при депрессиях, бреде, галлюцинациях. Деменции и делирии сопровождаются грубыми патологиями внимания.
  • Органические поражения ЦНС. Внимание нарушается при дисфункции неспецифических подкорковых структур, специфических корковых отделов, при диффузных патологических процессах в мозге. Причиной расстройства могут стать ЧМТ, нейроинфекции, опухоли мозга, дегенеративные заболевания ЦНС, пренатальные и натальные поражения, эпилепсия.
  • Стресс. Аттентивные процессы изменяются при воздействии неблагоприятных внешних факторов – длительных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, психотравмирующих ситуаций. Снижение активности внимания определяется у студентов во время сессий, у молодых мам после родов, у спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
  • Соматические болезни. Патологии внутренних органов и систем, инфекции, интоксикации зачастую провоцируют развитие астенического синдрома. Это состояние характеризуется повышенной утомляемостью, ухудшением работоспособности, снижением внимания, памяти и других когнитивных функций.

Патогенез

Аттентивные расстройства бывают модально-неспецифическими, когда нарушаются все виды и уровни внимания, и модально-специфическими, проявляющимися в одной сфере – зрительной, слуховой, моторной или тактильной. При модально-неспецифических симптомах возможны три варианта патогенеза. Первый – поражение или дисфункция области продолговатого и среднего мозга. При этом формируется быстрая истощаемость, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант представлен нарушением работы диэнцефальных структур и лимбической системы. Симптомы более грубые, сосредоточенность и концентрация неустойчивы.

Третий механизм – поражение медиобазальных отделов лобных и височных зон. Снижаются функции произвольного внимания, непроизвольное становится патологически усиленным (легкая отвлекаемость). У людей со специфическими расстройствами возникают трудности осознания стимулов одной модальности при двойном предъявлении (два зрительных образа, два звука, два прикосновения). Зрительное, слуховое, чувствительное или моторное невнимание основано на нарушении работы соответствующих корковых анализаторных мозговых систем, реже патологически измененным является функционирование подкорковых отделов.

Классификация

Внимание – сознательное выделение одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение от других, менее значимых. Согласно этому определению аттентивные функции классифицируются на активные, которые реализуются произвольно, и пассивные, обусловленные не целенаправленностью человека, а внешними свойствами стимулов. При расстройствах происходит ухудшение активного внимания, а непроизвольные операции снижаются, остаются прежними либо усиливаются. Выделяют следующие нарушения:

  • Снижение устойчивости. Данное расстройство называют также патологической отвлекаемостью, а в тяжелых случаях – сверхотвлекаемостью (гиперметаморфозом). Проявляется снижением избирательности, непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
  • Повышение истощаемости. Как следствие чрезмерной утомляемости ухудшаются все основные параметры при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
  • Сужение объема. Определяется высокая сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других. Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
  • Снижение концентрации. Отмечается ослабление либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на прежнем уровне.
  • Повышение инертности. Тугоподвижность внимания – нарушение способности переключать фокус с наблюдаемого объекта или выполняемого действия. Характерна для органических поражений мозга, проявляется персеверациями на различных уровнях психики.

Симптомы расстройств внимания

Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях. Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.

При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями). Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать. Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).

У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации. Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах). При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.

У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта. Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых. В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.

Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются. Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя. Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.

При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях. Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего. Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего. Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.

Осложнения

Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложную деятельность, связанную с умственными и физическими нагрузками, планированием, контролем, составлением прогноза. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве учебы школьников и студентов. При грубых расстройствах утрачивается навык ведения беседы, ориентировки в пространстве. Больные оказываются дезадаптированными на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе со стороны членов семьи. Своевременная диагностика и лечение заболеваний, провоцирующих нарушение активности и целенаправленности внимания, позволяет избежать развития грубых дефектов, улучшить адаптацию пациентов.

Диагностика

Пациенты с расстройствами внимания обследуются врачами-неврологами и психиатрами. Сложности диагностики связаны с недостаточной способностью больных к переключению, быстрой утомляемостью, избирательной фиксацией на одних аспектах исследования и игнорировании других. Рассеянность, забывчивость, частичная утрата коммуникативного навыка вследствие нарушения внимательности должны быть дифференцированы от общей интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится опрос и комплексное патопсихологическое тестирование когнитивной сферы. При подозрении на неврологическое заболевание назначается неврологический осмотр и инструментальные обследования головного мозга. Непосредственно расстройства внимания изучаются следующими методами:

  1. Беседа и наблюдение. Врач-психиатр выясняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и психотравм, собирает семейный анамнез. Пациенты переспрашивают, отвлекаются на внешние раздражители, задерживаются на единичном аспекте темы либо говорят расплывчато, обрывками, не фиксируясь на каком-то одном обсуждении. Им необходима организующая и направляющая помощь.
  2. Методы двойной стимуляции. Данные техники направлены на диагностику модально-специфических нарушений. Их суть заключается в одновременном предъявлении стимулов одинаковой модальности, оценке способности распределять и удерживать внимание. Для выявления зрительного невнимания предъявляются два стимула-объекта. Слуховое невнимание определяется одномоментным воздействием разных звуков в оба уха; тактильное невнимание – прикосновением двойной локализации, но различной интенсивности/характера; двигательное невнимание – повторением сложных движений.
  3. Патопсихологические пробы. Представляют собой тестовые задания со структурированным стимульным материалом. По успешности выполнения и характеру ошибок психолог определяет нарушения функции. Распространенными методиками являются:
  • Корректурная проба. Используется для определения концентрации и устойчивости внимания.
    Оценивается темп выполнения теста, количество, характер и распределение ошибок.
  • Счет по Крепелину. Применяется для исследования работоспособности, переключаемости внимания. По результатам определяется врабатываемость, истощаемость, инертность.
  • Таблицы Шульте. Проба на отыскивание чисел выявляет подвижность внимания, утомляемость, сосредоточенность. Учитывается скорость и правильность выполнения заданий.
  • Красно-черные таблицы. Основное назначение методики – оценка операции переключения. Общее затраченное время указывает на темп когнитивной деятельности.
  • Отсчитывание. Проба позволяет оценить сосредоточенность, концентрацию и истощаемость. Экспериментатор регистрирует характер ошибок, следование инструкции.

Лечение расстройств внимания

Тактика терапии определяется основным заболеванием, спровоцировавшим ухудшение внимания. В ряде случаев удается восстановить функцию, устранив этиологический фактор – астению, депрессию, последствия черепно-мозговой травмы, приступы эпилепсии.

При большинстве патологий показаны следующие виды терапевтического воздействия:

  • Медикаментозное лечение. Основной группой препаратов для коррекции функций внимания являются ноотропы. Они улучшают процессы метаболизма в нервных клетках, восстанавливают направленность и скорость нейропередачи. В отдельных случаях положительный эффект наблюдается при приеме лекарств, стимулирующих нервную систему (психостимуляторы, растительные средства). При выраженных расстройствах с ослаблением всех типов внимания показаны антидепрессанты.
  • Психокоррекция. Занятия с психологами и коррекционными педагогами наиболее эффективны в детском возрасте, когда происходит формирование познавательной сферы, и в периоды восстановления после ЧМТ, инсультов, нейроинфекций. Применяются развивающие игры и задания, ориентированные на усиление концентрации, устойчивости, распределения внимания. Дополнительно проводятся упражнения на освоение релаксации, саморегуляции напряжение и расслабления.
  • Физиотерапия. В настоящее время для лечения когнитивных дисфункций нередко применяется метод электростимуляции коры больших полушарий и подкорковых систем мозга постоянными и переменными низкочастотными токами. Процедуры получают все большее распространение благодаря неинвазивности и минимальному риску побочных эффектов. При расстройстве познавательных функций на фоне неврастенического синдрома пациентам показаны общеоздоравливающие процедуры – массаж, бальнеотерапия, ЛФК.

Прогноз и профилактика

Легкие и умеренные расстройства внимания при правильно подобранной медикаментозной терапии и активной психокоррекции имеют благоприятный прогноз. При тяжелых нарушениях исход полностью зависит от характера течения ведущей болезни. Профилактика основывается на поддержании соматического и психического здоровья, отказе от курения и употребления алкоголя, предупреждении утомления. Необходимо рационально распределять нагрузку в течение дня, чередуя периоды работы и отдыха. При наличии факторов риска по развитию неврологических и психических заболеваний нужно регулярно проходить профилактическую диагностику.

Расстройства внимания — причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.

Общие сведения

Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – мнестических, мыслительных, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде. Сложно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, так как легкие временные симптомы возникают у каждого человека при переутомлении, соматических заболеваниях. Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у дошкольников, младших школьников (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями ЦНС (12-17%).

Расстройства внимания

Причины

На продуктивность функций направленного внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общие адаптационные возможности организма, переживание стрессовых ситуаций и психологических травм. К наиболее распространенным причинам нарушений внимания относят:

  • Психопатологические синдромы. Снижение целенаправленного внимания входит в структуру психических расстройств. Повышение отвлекаемости определяется при маниях и СДВГ, растерянность – при депрессиях, бреде, галлюцинациях. Деменции и делирии сопровождаются грубыми патологиями внимания.
  • Органические поражения ЦНС. Внимание нарушается при дисфункции неспецифических подкорковых структур, специфических корковых отделов, при диффузных патологических процессах в мозге. Причиной расстройства могут стать ЧМТ, нейроинфекции, опухоли мозга, дегенеративные заболевания ЦНС, пренатальные и натальные поражения, эпилепсия.
  • Стресс. Аттентивные процессы изменяются при воздействии неблагоприятных внешних факторов – длительных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, психотравмирующих ситуаций. Снижение активности внимания определяется у студентов во время сессий, у молодых мам после родов, у спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
  • Соматические болезни. Патологии внутренних органов и систем, инфекции, интоксикации зачастую провоцируют развитие астенического синдрома. Это состояние характеризуется повышенной утомляемостью, ухудшением работоспособности, снижением внимания, памяти и других когнитивных функций.

Патогенез

Аттентивные расстройства бывают модально-неспецифическими, когда нарушаются все виды и уровни внимания, и модально-специфическими, проявляющимися в одной сфере – зрительной, слуховой, моторной или тактильной. При модально-неспецифических симптомах возможны три варианта патогенеза. Первый – поражение или дисфункция области продолговатого и среднего мозга. При этом формируется быстрая истощаемость, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант представлен нарушением работы диэнцефальных структур и лимбической системы. Симптомы более грубые, сосредоточенность и концентрация неустойчивы.

Третий механизм – поражение медиобазальных отделов лобных и височных зон. Снижаются функции произвольного внимания, непроизвольное становится патологически усиленным (легкая отвлекаемость). У людей со специфическими расстройствами возникают трудности осознания стимулов одной модальности при двойном предъявлении (два зрительных образа, два звука, два прикосновения). Зрительное, слуховое, чувствительное или моторное невнимание основано на нарушении работы соответствующих корковых анализаторных мозговых систем, реже патологически измененным является функционирование подкорковых отделов.

Классификация

Внимание – сознательное выделение одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение от других, менее значимых. Согласно этому определению аттентивные функции классифицируются на активные, которые реализуются произвольно, и пассивные, обусловленные не целенаправленностью человека, а внешними свойствами стимулов. При расстройствах происходит ухудшение активного внимания, а непроизвольные операции снижаются, остаются прежними либо усиливаются. Выделяют следующие нарушения:

  • Снижение устойчивости. Данное расстройство называют также патологической отвлекаемостью, а в тяжелых случаях – сверхотвлекаемостью (гиперметаморфозом). Проявляется снижением избирательности, непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
  • Повышение истощаемости. Как следствие чрезмерной утомляемости ухудшаются все основные параметры при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
  • Сужение объема. Определяется высокая сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других. Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
  • Снижение концентрации. Отмечается ослабление либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на прежнем уровне.
  • Повышение инертности. Тугоподвижность внимания – нарушение способности переключать фокус с наблюдаемого объекта или выполняемого действия. Характерна для органических поражений мозга, проявляется персеверациями на различных уровнях психики.

Симптомы расстройств внимания

Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях. Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.

При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями). Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать. Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).

У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации. Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах). При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.

У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта. Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых. В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.

Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются. Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя. Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.

При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях. Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего. Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего. Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.

Осложнения

Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложную деятельность, связанную с умственными и физическими нагрузками, планированием, контролем, составлением прогноза. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве учебы школьников и студентов. При грубых расстройствах утрачивается навык ведения беседы, ориентировки в пространстве. Больные оказываются дезадаптированными на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе со стороны членов семьи. Своевременная диагностика и лечение заболеваний, провоцирующих нарушение активности и целенаправленности внимания, позволяет избежать развития грубых дефектов, улучшить адаптацию пациентов.

Диагностика

Пациенты с расстройствами внимания обследуются врачами-неврологами и психиатрами. Сложности диагностики связаны с недостаточной способностью больных к переключению, быстрой утомляемостью, избирательной фиксацией на одних аспектах исследования и игнорировании других. Рассеянность, забывчивость, частичная утрата коммуникативного навыка вследствие нарушения внимательности должны быть дифференцированы от общей интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится опрос и комплексное патопсихологическое тестирование когнитивной сферы. При подозрении на неврологическое заболевание назначается неврологический осмотр и инструментальные обследования головного мозга. Непосредственно расстройства внимания изучаются следующими методами:

  1. Беседа и наблюдение. Врач-психиатр выясняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и психотравм, собирает семейный анамнез. Пациенты переспрашивают, отвлекаются на внешние раздражители, задерживаются на единичном аспекте темы либо говорят расплывчато, обрывками, не фиксируясь на каком-то одном обсуждении. Им необходима организующая и направляющая помощь.
  2. Методы двойной стимуляции. Данные техники направлены на диагностику модально-специфических нарушений. Их суть заключается в одновременном предъявлении стимулов одинаковой модальности, оценке способности распределять и удерживать внимание. Для выявления зрительного невнимания предъявляются два стимула-объекта. Слуховое невнимание определяется одномоментным воздействием разных звуков в оба уха; тактильное невнимание – прикосновением двойной локализации, но различной интенсивности/характера; двигательное невнимание – повторением сложных движений.
  3. Патопсихологические пробы. Представляют собой тестовые задания со структурированным стимульным материалом. По успешности выполнения и характеру ошибок психолог определяет нарушения функции. Распространенными методиками являются:
  • Корректурная проба. Используется для определения концентрации и устойчивости внимания. Оценивается темп выполнения теста, количество, характер и распределение ошибок.
  • Счет по Крепелину. Применяется для исследования работоспособности, переключаемости внимания. По результатам определяется врабатываемость, истощаемость, инертность.
  • Таблицы Шульте. Проба на отыскивание чисел выявляет подвижность внимания, утомляемость, сосредоточенность. Учитывается скорость и правильность выполнения заданий.
  • Красно-черные таблицы. Основное назначение методики – оценка операции переключения. Общее затраченное время указывает на темп когнитивной деятельности.
  • Отсчитывание. Проба позволяет оценить сосредоточенность, концентрацию и истощаемость. Экспериментатор регистрирует характер ошибок, следование инструкции.

Лечение расстройств внимания

Тактика терапии определяется основным заболеванием, спровоцировавшим ухудшение внимания. В ряде случаев удается восстановить функцию, устранив этиологический фактор – астению, депрессию, последствия черепно-мозговой травмы, приступы эпилепсии. При большинстве патологий показаны следующие виды терапевтического воздействия:

  • Медикаментозное лечение. Основной группой препаратов для коррекции функций внимания являются ноотропы. Они улучшают процессы метаболизма в нервных клетках, восстанавливают направленность и скорость нейропередачи. В отдельных случаях положительный эффект наблюдается при приеме лекарств, стимулирующих нервную систему (психостимуляторы, растительные средства). При выраженных расстройствах с ослаблением всех типов внимания показаны антидепрессанты.
  • Психокоррекция. Занятия с психологами и коррекционными педагогами наиболее эффективны в детском возрасте, когда происходит формирование познавательной сферы, и в периоды восстановления после ЧМТ, инсультов, нейроинфекций. Применяются развивающие игры и задания, ориентированные на усиление концентрации, устойчивости, распределения внимания. Дополнительно проводятся упражнения на освоение релаксации, саморегуляции напряжение и расслабления.
  • Физиотерапия. В настоящее время для лечения когнитивных дисфункций нередко применяется метод электростимуляции коры больших полушарий и подкорковых систем мозга постоянными и переменными низкочастотными токами. Процедуры получают все большее распространение благодаря неинвазивности и минимальному риску побочных эффектов. При расстройстве познавательных функций на фоне неврастенического синдрома пациентам показаны общеоздоравливающие процедуры – массаж, бальнеотерапия, ЛФК.

Прогноз и профилактика

Легкие и умеренные расстройства внимания при правильно подобранной медикаментозной терапии и активной психокоррекции имеют благоприятный прогноз. При тяжелых нарушениях исход полностью зависит от характера течения ведущей болезни. Профилактика основывается на поддержании соматического и психического здоровья, отказе от курения и употребления алкоголя, предупреждении утомления. Необходимо рационально распределять нагрузку в течение дня, чередуя периоды работы и отдыха. При наличии факторов риска по развитию неврологических и психических заболеваний нужно регулярно проходить профилактическую диагностику.

Привлечение внимания у взрослых: причины, другие симптомы, дополнительная информация

Для взрослых привлечение внимания — это сознательная или бессознательная попытка стать центром внимания, иногда для того, чтобы получить одобрение или восхищение.

Поведение, направленное на привлечение внимания, может включать в себя высказывание или действие с целью привлечь внимание человека или группы людей.

Примеры такого поведения включают:

  • получение комплиментов, указывая на достижения и стремясь получить одобрение
  • спорить, чтобы спровоцировать реакцию
  • преувеличивать и приукрашивать истории, чтобы вызвать похвалу или сочувствие

    • ревность
    • низкая самооценка
    • одиночество

    0003

    • истерическое расстройство личности
    • пограничное расстройство личности
    • нарциссическое расстройство личности

    ревность

    ревность может возникнуть, когда кто-то чувствует угрозу со стороны другого человека, который в настоящее время привлекает все внимание.

    Это, в свою очередь, может привести к поиску внимания, чтобы изменить фокус.

    Самоуважение

    Самоуважение — это широкий термин, охватывающий множество сложных психических состояний, связанных с тем, как вы относитесь к себе.

    Когда некоторые люди считают, что их игнорируют, возвращение утраченного внимания может показаться единственным способом восстановить равновесие.

    Внимание, которое они получают благодаря такому поведению, может дать им уверенность в том, что они достойны.

    Одиночество

    По данным Управления медицинских ресурсов и услуг, каждый пятый американец говорит, что чувствует себя одиноким или социально изолированным.

    Одиночество может привести к желанию привлечь внимание, даже у людей, которые обычно не проявляют такого поведения.

    Истерическое расстройство личности

    По данным Национальной медицинской библиотеки, истерическое расстройство личности характеризуется чувством недооцененности, когда человек не находится в центре внимания.

    Для постановки диагноза истерического расстройства личности необходимо соответствие как минимум 5 из следующих критериев:

    • дискомфорт, когда он не в центре внимания
    • провокационное или обольстительное поведение
    • поверхностные и переменчивые эмоции
    • использование внешнего вида для привлечения внимания
    • расплывчатая или импрессионистическая речь
    • преувеличенные или драматические эмоции
    • поддается внушению
    • отношение к отношениям как к более близким, чем они есть на самом деле в самооценке, межличностных отношениях, эмоциях и импульсивности.

      По данным Национального института психического здоровья, для постановки диагноза пограничного расстройства личности необходимо наличие не менее 5 из следующих критериев:

      • отчаянные попытки избежать реального или воображаемого отвержения
      • модель интенсивных и нестабильных межличностных отношений с крайностями между обесцениванием и идеализацией
      • явно или постоянно неустойчивое представление о себе или самоощущение
      • участие в потенциально самоповреждающих, импульсивное поведение
      • повторяющееся самоповреждение или суицидальное поведение, включая угрозы или жесты
      • эмоциональная нестабильность в повседневных реакциях, например, через раздражительность, тревогу или сильную печаль
      • хроническое чувство пустоты
      • неадекватно сильный гнев, который часто трудно контролировать
      • преходящая, связанная со стрессом паранойя или диссоциация

      нарциссическое расстройство личности .

      По данным Американской психиатрической ассоциации, для постановки диагноза нарциссического расстройства личности необходимо наличие как минимум 5 из следующих критериев:

      • грандиозное чувство собственной важности
      • озабоченность фантазиями о власти, безграничном успехе, блеске, идеальной любви, красоте
      • вера в собственную уникальность, особенно в то, что они должны только ассоциироваться и быть понятыми высокостатусными учреждениями и высокостатусными людьми
      • требование чрезмерного восхищения
      • чувство собственного достоинства и необоснованное ожидание благосклонного отношения или автоматического соответствия их ожиданиям
      • использование других для достижения своих целей
      • нежелание отождествлять себя с потребностями и чувствами других или признавать их
      • зависть к другим и убеждение, что другие завидуют им
      • надменное, высокомерное отношение или поведение

      Если вы замечаете, что такое поведение постоянно повторяется, вероятно, человеку, демонстрирующему такое поведение, лучше обратиться к опытному специалисту в области психического здоровья.

      Если не остановить, поведение, направленное на привлечение внимания, часто может стать манипулятивным или иным образом вредным.

      Поиск внимания может быть следствием ревности, низкой самооценки, одиночества или расстройства личности.

      Если вы заметили такое поведение у себя или у кого-то еще, специалист в области психического здоровья может предоставить варианты диагностики и лечения.

      NIMH » Пограничное расстройство личности

      Что такое пограничное расстройство личности?

      Пограничное расстройство личности — это психическое заболевание, которое серьезно влияет на способность человека регулировать свои эмоции. Эта потеря эмоционального контроля может увеличить импульсивность, повлиять на то, как человек относится к себе, и негативно повлиять на его отношения с другими. Существуют эффективные методы лечения симптомов пограничного расстройства личности. Узнайте больше о расстройстве, о том, как его диагностировать и как найти поддержку.

      Каковы признаки и симптомы?

      Люди с пограничным расстройством личности могут испытывать сильные перепады настроения и чувствовать неуверенность в том, как они видят себя. Их чувства к другим могут быстро меняться и колебаться от крайней близости до крайней неприязни. Эти меняющиеся чувства могут привести к нестабильным отношениям и эмоциональной боли.

      Люди с пограничным расстройством личности также склонны рассматривать вещи в крайностях, например, все хорошо или все плохо. Их интересы и ценности могут быстро меняться, и они могут действовать импульсивно или безрассудно.

      Другие признаки или симптомы могут включать:

      • Усилия, направленные на то, чтобы избежать реального или мнимого отказа, например, броситься с головой в отношения или так же быстро прекратить их.
      • Модель напряженных и нестабильных отношений с семьей, друзьями и любимыми.
      • Искаженное и нестабильное представление о себе или самоощущение.
      • Импульсивное и часто опасное поведение, такое как расточительство, небезопасный секс, злоупотребление психоактивными веществами, безрассудное вождение и переедание. Обратите внимание: если такое поведение происходит в основном в периоды повышенного настроения или энергии, это может быть симптомом расстройства настроения, а не пограничного расстройства личности.
      • Самоповреждающее поведение, такое как порезы.
      • Повторяющиеся мысли о суицидальном поведении или угрозах.
      • Интенсивное и сильно изменчивое настроение с эпизодами продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней.
      • Хроническое чувство пустоты.
      • Неуместный, сильный гнев или проблемы с контролем гнева.
      • Ощущение диссоциации, такое как чувство оторванности от самого себя, наблюдение за собой со стороны своего тела или чувство нереальности.

      Не каждый человек с пограничным расстройством личности может испытывать все эти симптомы. Тяжесть, частота и продолжительность симптомов зависят от человека и его болезни.

      Люди с пограничным расстройством личности имеют значительно более высокий уровень членовредительства и суицидального поведения, чем население в целом.

      Людям с пограничным расстройством личности, которые думают о причинении себе вреда или попытке самоубийства, нужна помощь немедленно.

      Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о том, чтобы причинить себе вред, позвоните по бесплатному номеру по номеру Национальной линии спасения от самоубийств по телефону 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом Lifeline на веб-сайте Национальной линии спасения от самоубийств.

      Что вызывает пограничное расстройство личности?

      Исследователи не уверены, что вызывает пограничное расстройство личности, но исследования показывают, что генетические, экологические и социальные факторы могут увеличить риск его развития. Эти факторы могут включать:

      • Семейный анамнез: Люди, у которых есть близкий член семьи (например, родитель или брат или сестра) с этим заболеванием, могут подвергаться более высокому риску развития пограничного расстройства личности.
      • Структура и функции мозга: Исследования показывают, что у людей с пограничным расстройством личности могут быть структурные и функциональные изменения в мозге, особенно в областях, которые контролируют импульсы и регуляцию эмоций. Однако исследования не показывают, были ли эти изменения факторами риска заболевания или такие изменения были вызваны расстройством.
      • Окружающие, культурные и социальные факторы: Многие люди с пограничным расстройством личности сообщают о травмирующих жизненных событиях, таких как жестокое обращение, отказ или лишения в детстве. Другие, возможно, были подвержены нестабильным, обесценивающим отношениям или конфликтам.

      Хотя эти факторы могут увеличить риск для человека, это не означает, что у него обязательно разовьется пограничное расстройство личности. Точно так же у людей без этих факторов риска может развиться расстройство в течение жизни.

      Как диагностируется пограничное расстройство личности?

      Лицензированный специалист в области психического здоровья, например, психиатр, психолог или клинический социальный работник, имеющий опыт диагностики и лечения психических расстройств, может диагностировать пограничное расстройство личности на основе тщательного опроса и обсуждения симптомов. Тщательный и тщательный медицинский осмотр также может помочь исключить другие возможные причины симптомов. При диагностике заболевания медицинские работники обсудят симптомы человека и спросят о семейных историях болезни, включая истории психических заболеваний.

      Пограничное расстройство личности обычно диагностируется в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Иногда у человека моложе 18 лет может быть диагностировано пограничное расстройство личности, если симптомы выражены и длятся не менее года.

      Какие другие заболевания могут сопутствовать пограничному расстройству личности?

      Пограничное расстройство личности часто сочетается с другими психическими заболеваниями, такими как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Эти сопутствующие расстройства могут затруднить диагностику и лечение пограничного расстройства личности, особенно если симптомы других заболеваний совпадают с симптомами расстройства. Например, человек с пограничным расстройством личности также может с большей вероятностью испытывать симптомы большой депрессии, посттравматического стрессового расстройства, биполярного расстройства, тревожных расстройств, злоупотребления психоактивными веществами или расстройств пищевого поведения.

      Как лечить пограничное расстройство личности?

      Пограничное расстройство личности исторически считалось сложным для лечения. Но с более новым, основанным на фактических данных лечением многие люди с этим расстройством испытывают меньше и менее серьезные симптомы, улучшают функционирование и улучшают качество жизни. Для пациентов с пограничным расстройством личности важно получать лечение у лицензированного специалиста в области психического здоровья. Другие виды лечения или лечение у медработника, не прошедшего надлежащую подготовку, могут быть неэффективными или опасными.

      Многие факторы влияют на время, необходимое для улучшения симптомов после начала лечения. Людям с пограничным расстройством личности и их близким важно проявлять терпение и получать поддержку во время лечения.

      Важно искать и придерживаться лечения.

      Исследования, финансируемые Национальным институтом психического здоровья (NIMH), показывают, что люди с пограничным расстройством личности, которые не получают надлежащего лечения, с большей вероятностью заболевают другими хроническими медицинскими или психическими заболеваниями и с меньшей вероятностью делают выбор в пользу здорового образа жизни.

      Психотерапия

      Психотерапия, которую иногда называют «разговорной терапией», является лечением первой линии для людей с пограничным расстройством личности. Большая часть психотерапии проводится лицензированным, обученным специалистом в области психического здоровья на сеансах один на один или с другими людьми в групповых условиях. Групповые занятия могут помочь научить людей с пограничным расстройством личности взаимодействовать с другими и эффективно выражать свои мысли.

      Два примера психотерапии, используемой для лечения пограничного расстройства личности:

      • Диалектическая поведенческая терапия (DBT) : Это лечение было разработано специально для людей с пограничным расстройством личности. DBT использует концепции внимательности или осознания текущей ситуации и эмоционального состояния. DBT также обучает навыкам, помогающим людям контролировать сильные эмоции, уменьшать саморазрушающее поведение и улучшать отношения.
      • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) : Это лечение может помочь людям определить и изменить основные убеждения и поведение, которые возникают из-за неправильного восприятия себя и других и проблем, связанных с взаимодействием с другими. Это может помочь людям уменьшить перепады настроения и симптомы тревоги, а также может уменьшить количество членовредительства или суицидального поведения.

      Узнайте больше на странице психотерапии NIMH.

      Лекарства

      Поскольку польза рецептурных лекарств от пограничного расстройства личности неясна, лекарства обычно не используются в качестве основного способа лечения болезни. Однако в некоторых случаях психиатр может порекомендовать лекарства для лечения определенных симптомов или сопутствующих психических расстройств, таких как перепады настроения или депрессия. Лечение лекарствами может потребовать скоординированного ухода более чем одного медицинского работника.

      Лекарства также могут иногда вызывать побочные эффекты у некоторых людей. Поговорите со своим врачом о том, чего ожидать от конкретного лекарства. Подробнее читайте на веб-странице NIMH, посвященной препаратам для лечения психических заболеваний.

      Где я могу найти помощь?

      Если вы не знаете, куда обратиться за помощью, поставщик медицинских услуг может направить вас к лицензированному специалисту в области психического здоровья, например, к психиатру или психологу с опытом лечения пограничного расстройства личности. Если вам нужна помощь в начале разговора, ознакомьтесь с информационным бюллетенем «Советы по разговору с вашим лечащим врачом».

      Другие ресурсы включают в себя:

      • Службы по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрические услуги Локатор услуг по лечению поведенческого здоровья Администрации, инструмент для поиска психиатрических служб в вашем районе
      • Веб-страница NIMH Help for Mental Diseases
      • Веб-сайт Агентства медицинских исследований и качества

      Терапия для лиц, осуществляющих уход, и членов семьи

      Наличие родственника или любимого человека с расстройством может вызывать стресс, и члены семьи или лица, осуществляющие уход, могут непреднамеренно действовать таким образом, чтобы ухудшить симптомы их близкого человека.

      Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, насколько хорошо семейная терапия помогает при пограничном расстройстве личности, исследования других психических расстройств показывают, что привлечение членов семьи может помочь в лечении человека. Семьи и опекуны также могут получить пользу от терапии.

      Семейная терапия помогает:

      • Предоставление родственнику или близкому человеку возможности развить навыки понимания и поддержки человека с пограничным расстройством личности.
      • Сосредоточение внимания на потребностях членов семьи, чтобы помочь им понять препятствия и стратегии ухода за человеком с расстройством.

      Как я могу помочь другу или члену семьи с пограничным расстройством личности?

      Вот несколько способов помочь другу или родственнику с расстройством:

      • Найдите время, чтобы узнать о болезни, чтобы понять, что переживает ваш друг или родственник.
      • Предлагайте эмоциональную поддержку, понимание, терпение и ободрение. Изменения могут быть трудными и пугающими для людей с пограничным расстройством личности, но со временем все может улучшиться.
      • Посоветуйте своему близкому человеку, проходящему лечение от пограничного расстройства личности, спросить о семейной терапии.
      • Обратитесь за консультацией для себя. Выберите другого терапевта, чем тот, к которому обращается ваш родственник.

      Где я могу узнать больше о клинических исследованиях пограничного расстройства личности?

      NIMH поддерживает широкий спектр исследований, в том числе клинические испытания, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний, включая пограничное расстройство личности. Хотя отдельные лица могут получить пользу от участия в клиническом испытании, участники должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы в будущем можно было лучше помочь другим.

      Исследователи из NIMH и по всей стране проводят клинические испытания с пациентами и здоровыми добровольцами. Поговорите с поставщиком медицинских услуг о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они вам. Для получения дополнительной информации посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *