Логическое мышление — развитие логики
Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.
Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.
Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий.
Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.
Оглавление:
- Что такое логическое мышление?
- Применение логики
- Составляющие логического мышления
- Как этому научиться?
- Уроки логики
- Как проходить занятия?
- Вспомогательные материалы: тесты, игры, книги
- Цитаты известных людей о логике
Что такое логическое мышление?
Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.
Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.
Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:
1
Образно-логическое мышление
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.
Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»
Тест Равена — это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.
Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.
Cтатистика На весь экран
2
Абстрактно-логическое мышление
Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.
3
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.
На этом моменте предлагаем немного потренироваться:
А теперь продолжим.
Применение логики
Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.
Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:
- Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу.
- Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта.
- Лучше излагать свои мысли.
- Избежать самообмана и логических заблуждений.
- Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией.
- Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.
Составляющие логического мышления
Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.
Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:
- Знание теоретических основ логики.
- Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
- Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
- Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).
Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.
Как этому научиться?
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.
Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.
Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.
По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.
Уроки логики
Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.
Урок 1. Логический анализ языкаПервый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.
Урок 2. Понятие в логикеЛогическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.
Урок 3. Определение в логикеВ первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.
Урок 4. Логическое суждениеЛогическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.
Урок 5. Законы логикиПеред тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.
Урок 6. УмозаключениеУмозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.
Урок 7. СиллогизмыЭтот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.
Урок 8. Типы рассужденийВ предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.
Как проходить занятия?
Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.
Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.
Дополнительные материалы
Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:
- Логические задачи;
- Тесты на логическое мышление;
- Логические игры;
- Самые умные люди России и мира;
- Видеоуроки и мастерклассы.
А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.
На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:
- «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
- «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
- «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
- «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
- «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
- «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
- «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
- «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
- «Логика». Иванов Е.А.
- И другие.
Статьи о логическом мышлении
Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:
- 4 закона логики
- Эвристика
- Кот Шрёдингера – суть простыми словами
- Что нужно знать о тестах на IQ
- Пафос, логос, этос
- И другие статьи наших авторов
Тренинги
Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:
1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.
2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».
3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словесно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.
4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.
5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.
Цитаты известных людей о логике
О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:
Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).
Рене Декарт
Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.
Дейл Карнеги
Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.
Анри Пуанкаре
Логика – это анатомия мышления.
Джон Локк
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.
Джон Стюарт Милль
Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Аристотель
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!
Ксения ГаланинаЕвгений Буянов
1 Логический анализ →
Как готовиться к ISEB Pretests — Империал Репетитор
Вступление
В этой статье мы разберем, какие темы затрагивает тест, какие задания встречаются чаще всего, что обязательно нужно знать, а чего знать не требуется, а также какие вопросы обычно возникают у детей.
Стандартизированный pre-тест ISEB — это тест с несколькими вариантами ответов, созданный компанией GL Assessment.
ISEB состоит из четырех модулей:
- Математика — 50 минут
- Английский — 25 минут
- Вербальная логика — 36 минут
- Невербальная логика — 32 минуты
Модули можно выбирать в любом порядке. Если ваш ребенок будет сдавать тест в своей школе, где сейчас учится, там, скорее всего, тест разделят на несколько этапов, так что он будет сдавать один-два модуля в день. Стоит выяснить заранее, будет ли ребенок сдавать тест по частям или целиком за один день, чтобы готовиться соответствующим образом.
Кратко то, что вам нужно знать по каждому разделу:
Английский язык
Три основных типа заданий в этом разделе:
- Задания на понимание
- Задания на орфографию и пунктуацию
- Задания типа «завершите предложение»
Других заданий в тесте нет.
Первые 16 из 32 вопросов посвящены пониманию.
Вот так выглядит этот раздел. Как вы можете видеть, отрывок текста находится слева, а варианты вопросов и ответов — справа. Рядом с каждым вариантом ответа стоит оранжевый кружок. Ребенок должен щелкнуть на кружок рядом с правильным выбором ответа. Кнопки 1, 2, 3 и 4 под текстом нужны для навигации по нескольким страницам, составляющим отрывок текста.
Вопросы на понимание в предварительном тесте ISEB попадают в одну из следующих категорий:
- Воспроизвести по памяти
- Понять значение слов
- Определить типы слов и фраз
- Задания на выводы и дедукцию
- Лингвистические приемы и образы.
Каждый вопрос имеет пять возможных вариантов ответа, из которых нужно выбрать один.
После вопросов на понимание идут 8 вопросов по орфографии и пунктуации. Все они в одном формате: ребенку нужно прочитать предложение, а затем выбрать ту часть, в которой есть ошибка. Предложение разделено на четыре части, ответ выбирается щелчком мыши. Если в предложении нет ошибок, ребенок должен выбрать вариант «нет ошибок», который находится в конце предложения.
В этом случае была выбрана часть предложения с ошибкой:
В конце будет 8 заданий типа «дополните предложение». Они состоят из предложений с пропущенным словом и пяти вариантов ответа на выбор.
На скриншоте вариант того, как может выглядеть подобное задание:
Таким образом, задания из раздела «английский язык» довольно шаблонные и имеют четкую структуру.
Чего НЕ БУДЕТ в тесте.
В части «английский язык» ISEB отсутствуют тестовые задания. Однако перед каждым разделом открывается вводный экран, во время которого таймер не останавливается.
Родители регулярно спрашивают у нас, включены ли те или иные темы в раздел «английский язык». Самый простой ответ — если мы про это не написали, то нет.
Это означает, что вашему ребенку не нужно знать сложные и непонятные грамматические термины, вроде «наречных фраз» и «указательных местоимений». Не тратьте время на изучение этого материала, потому что он вам не встретится. Кроме того, нет вопросов со свободной формой ответа. ISEB – это только формат теста.
Также задания расположены не в случайном порядке. В начале модуля будет 16 вопросов на понимание, за которыми последует 8 вопросов по орфографии и пунктуации, а за ними — 8 вопросов для завершения предложения. Вот и все.
Наши преподаватели прекрасно знают, как подготовить ребенка к ISEB. Преподаватель пройдет с ребенком упомянутые выше темы в ясной, пошаговой манере и объяснит, как именно подходить к каждому типу вопросов.
Математика
Тест по математике длится 50 минут и включает 36 вопросов. Таким образом, времени достаточно, и нет необходимости спешить в этом разделе. Ребенку разрешается использовать карандаш и бумагу для решения задач. Черновики не сдаются.
Стоит отметить, что перед официальными заданиями есть четыре тестовых. Однако во время этих практических заданий таймер работает, поэтому важно не тратить на них слишком много времени.
Важно, чтобы ребенок не торопился и сосредоточился на точности решений. Лучше правильно ответить на как можно большее количество простых вопросов в начале теста. Помните, что в этом тесте нельзя вернуться и изменить ответ, когда вы уже перешли к следующему вопросу.
Официально ISEB охватывает весь материал до конца учебной программы 5-го класса по британской системе обучения. Однако это не означает, что все задания будут одного уровня. В тест включено множество заданий повышенной сложности, по факту рассчитанные где-то на 6-7 класс и выше.
На уроках при подготовке к ISEB мы воспроизводим последовательность заданий и отрабатываем задания того уровня сложности, на который способен ребенок. Мы разделили вопросы на три уровня и показываем ребенку, какие задания в тесте ему надо решить.
Таким образом, раздел «Математика», пожалуй, самый простой с точки зрения формата, в нем нет никаких неожиданных сюрпризов. Все задания имеют несколько вариантов ответа, и некоторые из них будут содержать диаграммы / диаграммы / таблицы, которые необходимо прочитать.
На этом скриншоте показано, как изложены вопросы и варианты ответов.
А вот пример задания, которое включает график:
Что НЕ включено в тест:
Главное, что нужно знать при подготовке к разделу «Математика», — это то, что тренироваться нужно на правильном уровне сложности. В тесте есть задания разных уровней, и важно убедиться, что ребенок знает, в какой момент лучше пропустить сложное задание и перейти к следующему разделу. В противном случае у ребенка может создаться впечатление, что тест намного сложнее, чем он есть на самом деле.
Невербальная логика
Раздел невербальной логики в ISEB длится 32 минуты и содержит 36 вопросов. Таким образом, у ребенка в среднем около 53 секунд, чтобы ответить на каждый вопрос.
По сравнению с другими тестами на невербальную логику, в этом дается довольно много времени, а это означает, что у ребенка есть возможность тщательно проанализировать каждый вопрос, прежде чем отвечать. Не нужно торопиться!
Предварительный тест ISEB — это тест компании GL. А это значит, что в нем используется официальные типы заданий GL для оценки невербального мышления. Всего их 11.
Тест включает только 3 из этих 11 типов заданий. Будет 3 раздела по 12 вопросов. Каждый раздел включает только 1 конкретный тип вопроса. Перед началом каждого раздела будет показан пример задания и дано тестовое задание. Таймер в это время уже будет включен.
Это пример тестового задания. Тестовые задания простые. Они нужны для того, чтобы показать, как будут выглядеть задания, и как на них нужно отвечать. За тестовые задания баллы не начисляются. (Напоминаем, что в самих заданиях после отправки ответа изменить решение будет нельзя, поэтому и даны отдельно тестовые задания, на которых можно потренироваться).
Итак, в начале каждого раздела первым будет идти тестовое задание (на которое не нужно отвечать), далее начнутся вопросы, на которые нужно будет дать ответ. Важно, чтобы ребенок заранее знал эти нюансы организации тестирования.
Вот пример актуального вопроса из теста. Сверху поле с заданием, внизу поле ответов.
В каждом разделе 12 вопросов, и с каждым правильным ответом уровень сложности будет увеличиваться. Важно подготовиться ко всем 11 возможным типам заданий, которые могут возникнуть!
Одни типы заданий возникают чаще, чем другие. Весьма вероятно, что на экзамене вашему ребенку попадется хотя бы один вопрос из перечисленных ниже, если не больше:
- Горизонтальные коды:
- Найти лишнее:
- Подходящие фигуры:
- Аналогии:
Таким образом, стоит сосредоточиться на этих типах заданий, если вашему ребенку они покажутся сложными.
Что не включеноГлавный вопрос, который задают родители — включает ли тест задания на пространственное мышление.
— Нет, таких заданий нет в разделе «невербальная логика» ISEB!
Как мы уже писали, ISEB — это тест, созданный компанией под названием GL Assessment. GL создали множество вступительных тестов для возраста 11+. У них есть пять модулей: вербальная логика, невербальная логика, пространственная логика, язык и математика. Для каждого теста GL указывают, какие из этих тем включены. Их может быть от одной до пяти.
Пространственная логика – это отдельный модуль. В ознакомительном материале и в официальном руководстве ISEB прямо сказано, что оценивается невербальная логика. Для GL включение пространственных заданий в тест на невербальную логику было бы похоже на включение вопросов по математике в тест по английскому языку.
Другой ключевой момент, на который следует обратить внимание, — это то, что вопросы отображаются не случайным образом, типы вопросов не смешиваются. Вопросы сгруппированы по типу и выдаются вместе в группах.
Вербальная логика
Раздел «вербальная логика» предварительного теста ISEB длится 36 минут и содержит 36 вопросов.
Тест состоит из 4 подразделов по 9 заданий в каждом. Каждый подраздел содержит задания одного типа, то есть в тесте будет отображаться только 4 разных типа заданий.
Каждому подразделу предшествуют тестовые задания, как и в других модулях. Во время выполнения этих тестовых заданий так же работает таймер, поэтому важно не тратить на них слишком много времени.
По мере того, как меняются блоки заданий, инструкции для каждого блока будут появляться в верхней части каждого экрана.
Всего у GL есть 16 типов заданий на вербальную логику, и на тесте попадутся какие-то 4 случайных из этих шестнадцати. Наши преподаватели готовят учеников по всем шестнадцати типам.
Раздел «Вербальная логика» — единственный, где ребенку иногда нужно выбирать два варианта ответа вместо одного. Важно, чтобы ребенок внимательно читал инструкции, но также в заданиях с двумя ответами будет 6 вариантов ответов вместо 5, и вопрос будет выглядеть иначе:
Это типы заданий, где нужно выбрать два варианта ответа из шести:
- Аналогии
- Составные слова
- Синонимы
- Противоположные слова
И это типы заданий, где необходимо выбрать один вариант ответа из пяти:
- Вставить письмо
- Переместить письмо
- Пары слов
- Буквенные аналогии
- Соответствие слов
- Последовательности букв
- Встроенные слова
- Числовые аналогии
- Словесные отношения
- Составить слово
- Завершение слова
- Буквенные коды
Итак, какие из заданий встречается чаще всего? Чаще всего встречаются следующие задания:
- Составные слова
- Противоположности слов
- Последовательности букв
- Составить слово
- Переместить письмо
- Числовые аналогии
Весьма вероятно, что как минимум 2 из 6 категорий выше будут включены в раздел «Вербальная логика».
Что НЕ включено
Важно отметить, что этот раздел имеет четкую структуру, подразделы, и вопросы расположены не в случайном порядке. Нас часто спрашивают, включены ли словесные головоломки в раздел «Вербальная логика». Нет, не включены.
Все типы заданий, включенные в раздел «Вербальная логика», перечислены выше. Сосредоточьтесь на них, если хотите эффективно подготовиться к тесту.
Резюме
Мы потратили много времени на изучение ISEB и разработку методики подготовки к нему. Кроме того, для подготовки мы используем точные пробные тесты. Наши преподаватели прекрасно осведомлены, какие типы заданий попадаются чаще, какие не попадаются вовсе, в каких заданиях у детей обычно возникают вопросы и как лучше выстроить процесс подготовки.
Аспекты теста, на которые мы обязательно обращаем внимание при подготовке ученика к ISEB:
- Как организован модуль. Для вербальной логики это 9 заданий в 4 разделах, для невербальной — 12 x 3 и 16/8/8 в английском. Мы объясняем, что за чем следует и на что обратить внимание.
- Точные типы заданий. Мы готовимся только к тем заданиям, которые действительно могут попасться в тесте. Это означает, что мы не будем тренировать пространственное мышление в разделе невербальной логики, делать развернутые задания по грамматике в модуле английского языка или практиковаться в головоломках в вербальной логике.
- Точный уровень. Мы определим уровень ребенка и будем готовиться в соответствии с ним. Мы не начинаем со слишком сложных и непонятных заданий, а также не будем тратить время на излишне простые задания.
- Преподаватель сразу определит сильные и слабые стороны вашего ребенка и скажет, на чем необходимо сосредоточить усилия.
- Никаких подвохов. При подготовке мы изучаем все детали настоящего экзамена, включая подробности, такие как формулировка инструкций, шаблоны вопросов и т. д.
Невербальное рассуждение
Невербальное мышление включает в себя способность понимать и анализировать визуальную информацию и решать проблемы, используя визуальное мышление. Эти тесты также часто называют тестами абстрактных рассуждений, индуктивными рассуждениями и/или тестами диаграммных рассуждений.
Бесплатные тесты
Премиум-тесты от Jobtestprep (платные)
Невербальный тест «Матригма»
Тест на индуктивное мышление: практика, примеры и советы
Подготовка к тестам на невербальное мышление
Обзор и дополнительную информацию об этих тестах можно найти ниже.
Дополнительная информация о невербальном мышлении
Тесты на невербальное мышление часто упоминаются в одном ряду с тестами на абстрактное мышление, диаграммное мышление и индуктивное мышление. Хотя все они имеют частичное значение, они считаются немного разными и не полностью взаимозаменяемыми. Их всех объединяет то, что они обращаются к вашей способности понимать и анализировать визуальную информацию. Следовательно, термин «невербальное рассуждение» можно рассматривать как общий термин для всех этих тестов.
В этом разделе вы найдете более подробное объяснение всех терминов и их связи друг с другом, что можно увидеть на схеме ниже.
Абстрактное мышление
Абстрактное мышление предполагает способность анализировать и понимать невербальную или визуальную информацию, а также решать проблемы с помощью невербального мышления. Вопросы на абстрактные рассуждения, как правило, состоят из последовательностей или шаблонов объектов фигур и фигур, и вам необходимо распознавать сходства и различия, чтобы решить вопрос.
Тесты на способность к абстрактному мышлению являются очень мощным инструментом для оценки чьего-либо общего интеллекта, поскольку они не зависят от изученного языка или математических знаний. Люди, которые хорошо справляются с тестами на абстрактное мышление для разработки новых концепций и абстрактных идей. Существует множество типов вопросов на абстрактные рассуждения, которые здесь не обсуждаются, но их можно найти здесь (url: примеры и типы)
Схематическое рассуждение
Диаграмматическое рассуждение часто путают с абстрактным, хотя оба требуют логического мышления, они считаются двумя разными формами тестирования. В тестах на диаграммное мышление вам дается диаграмма или блок-схема. В этой блок-схеме вам дан набор правил, и эти правила нужно применить к новой ситуации. Диаграммное мышление — это способность извлекать информацию из диаграммы и применять ее к новой ситуации.
Блок-схема (пример) предоставляет информацию о начальной ситуации, за которой следует оператор, который изменяет информацию на конечную ситуацию. Для решения проблемы необходимо извлечь информацию о функциях оператора и применить ее к различным другим ситуациям. Это включает в себя оценку процессов, представленных в виде диаграмм, понимание логических правил и диаграмм процессов и выявление причин.
Индуктивное рассуждение
Невербальные рассуждения, такие как абстрактные рассуждения, также часто называют индуктивными рассуждениями. Это форма логического рассуждения, которая включает в себя переход от ряда конкретных случаев к общему утверждению. Примерами индуктивных рассуждений являются, например, абстрактные последовательности рассуждений, упомянутые ранее, а также числовые последовательности и особая форма силлогизмов. Вывод индуктивного аргумента никогда не гарантируется по сравнению с выводом дедуктивного аргумента. Для получения дополнительной информации об индуктивных рассуждениях, пожалуйста, прочитайте (url: логическое рассуждение)
Пространственное мышление
Пространственное мышление является необычным с точки зрения словарного запаса невербальных рассуждений, поскольку оно не проверяет вашу способность понимать логический ряд паттернов, а включает вашу способность мысленно вращать изображения и трехмерные фигуры в твой разум. Хорошее пространственное мышление необходимо в инженерной среде, архитектуре и дизайне интерьера.
Невербальное мышление в работе
Невербальное мышление включает критическое мышление и проверяет способность человека выделять и идентифицировать различные компоненты любой данной ситуации. Человек с более высокими способностями к невербальному мышлению лучше приспособлен для работы на должностях, требующих быстрого принятия решений. Поэтому неудивительно, что вопросы невербального рассуждения обычно появляются на любых вступительных тестах, конкурсных экзаменах или вступительных экзаменах.
Считается, что тесты на невербальное мышление являются хорошим индикатором общего интеллекта и способности быстро изучать новые вещи, поскольку они не полагаются на ранее полученные вербальные знания или математические знания. Они включают в себя способность рассуждать на новом материале без необходимости опираться на полученные знания и измерять, насколько легко вы можете усвоить новые концепции в таких предметах, как математика, физика, вычислительная техника, инженерия, наука, дизайн и технологии, архитектура и другие профессии, которые предполагают работу с визуальной информацией, такой как авиадиспетчер и пилот.
Что такое невербальное мышление? | TheSchoolRun
Невербальное мышление — важная часть отбора в большинство средних школ и экзаменов 11+, а также CAT для 7-го класса. Невербальное мышление может оказаться сложным навыком. Мы объясняем, что включают в себя тесты невербального мышления и как вы можете помочь своему ребенку дома.
или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам
Невербальные рассуждения – звучит устрашающе!
«Невербальное мышление — это решение проблем, основанное на картинках, диаграммах и фигурах, а не на словах», — объясняет Стивен МакКонки из Eleven Plus Exam Papers. В отличие от вербального рассуждения, оно не так зависит от английского языка; скорее, в вопросах используются рисунки, формы или коды, и вашему ребенку нужно будет определить последовательности, сходства и различия между этими фигурами или разгадать код.
Тесты на невербальное мышление предназначены для того, чтобы увидеть, как ваш ребенок может использовать критическое мышление и логику для решения задач , и являются показателем его математических способностей и способностей к дедукции. Исходя из этого, теория состоит в том, что экзаменующий орган может получить представление о потенциале и интеллекте вашего ребенка, а не об его обучаемых способностях.
Какие вопросы включены?
Вопросы в тесте на невербальное мышление основаны на математических понятиях, таких как симметрия, вращение, зеркальное отображение, форма, размер и направление, и включают диаграммы, а не слова. Типичные вопросы включают:
- Обнаружение странной формы (например, четырехсторонней формы в группе трехсторонних фигур)
- Определение того, как фигура будет выглядеть в сложенном виде
- Определение зеркального отображения заданной формы
- Работа вывести следующую диаграмму в последовательности (например, ряд прямоугольников, разделенных на квадраты, где первый имеет один заштрихованный квадрат, второй — два, третий — три и т. д.)
- Нахождение двух одинаковых фигур в ряду пять форм
- Определение того, как будет выглядеть фигура при повороте на 90 градусов
- Как правило, каждый вопрос состоит из трех-пяти фигур.
Подготовка ребенка к экзамену 11+
- Основные 11+ навыков английского и математика
- ВОПРОСЫ ИСПРАВЛЕНИЯ И НЕВЕРБА
Узнать больше
Какие навыки и знания нужны моему ребенку?
«Невербальное мышление — это проверка математических способностей вашего ребенка, — говорит Стивен. Они должны хорошо понимать математические понятия, такие как симметрия, вращение, направление и форма. «Также важно, чтобы они хорошо понимали основные принципы математики», — добавляет Стивен. «Они должны быть хорошими и быстрыми в сложении и вычитании, знать все свои числа и таблицы умножения, а также хорошо ориентироваться в пространстве».
Трудно ли научиться невербальному мышлению?
«Невербальное мышление требует хорошей остроты зрения (острота зрения в сочетании с хорошей интерпретацией мозгом), а это навык, который у одних людей получается более естественным, чем у других, — говорит Стивен. Пространственное осознание — понимание отношения объектов друг к другу, даже когда они меняют положение — также важно. И если ваш ребенок из тех, кто изо всех сил пытается отличить левое от правого, тесты на невербальное мышление могут оказаться для него сложными.
Тем не менее, навыки невербального мышления можно улучшить, даже если они не являются второй натурой вашего ребенка. Ключ в том, чтобы быть дисциплинированным и систематическим, и смотреть на каждый элемент в последовательности по очереди, исключая варианты по ходу дела.
Помогите своему ребенку попрактиковаться в невербальном мышлении дома
‘Хорошие математические знания важны для тестов невербального мышления, поэтому поощряйте вашего ребенка заучивать числовые связи и таблицы умножения наизусть, а также практиковать сложение и вычитание, — говорит Стивен. Вы также можете улучшить навыки невербального мышления:
- Игра в такие игры, как «Найди отличия» и судоку.
- Развитие пространственного восприятия и понимания того, как формы взаимодействуют с головоломками и конструкторами, такими как Meccano и Lego.