как правильно говорить и ставить ударение по правилам русского языка
Считается, что правильно поставленное ударение в слове «звонИт» или «звОнит» — знак образованности. Это не так, но запомнить правила русского языка, которые объясняют, как нужно говорить, стоит
Арина Антоненко
Автор
Надежда Вешовская
Репетитор по русскому языку,
автор методики «ОГЭ на 100 легко»
Слово «звонит» стало негласным пропуском в мир грамотности. Считается, что грамотный человек ни на секунду не задумается о том, на какой слог поставить ударение, а вот малообразованный обязательно сделает ошибку. Однако не будем делать поспешных выводов об образованности людей. Многие говорят «звОнит» по аналогии с другими словами: «хОдит», «кОрмит», «нОсит», поэтому и «звОнит». Но что интересно – в XIX веке многие глаголы произносили с ударением именно на окончание. Сегодня мы уверенно говорим «цЕнит», «дАрит», «грУзит», а раньше нормой было «ценИт», «дарИт», «грузИт». Только вот «звонит» такой трансформации не подверглось. Но в разговорной речи люди инстинктивно смещают ударение на корень и делают ошибку. Запомните: «звонИт», «включИт», «сорИт». Другие варианты – грубые ошибки.
Правило «звонИт»
В русском языке есть много глаголов на «-ить». Их разделяют на две группы: одни с неподвижным ударением, другие – с подвижным. К первой группе относятся глаголы, в которых ударение не меняется во всех формах. Например: «говорИт», «говорИте», «поговорИм». А вот вторая группа глаголов отличается тем, что в некоторых формах ударение перемещается. Например: «любИть», но лЮбишь», «лЮбит». Так вот, глагол «звонить» относится к первой группе, и во всех его формах ударение падает на окончание: «звонЮ», «звонИшь», «звонИт», «позвонИшь», «перезвонИшь».
Примеры
Вспомним детство и любимое многими стихотворение Корнея Чуковского «Телефон»:
«И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонИт, то олень».
Поможет запомнить правильный вариант и стихотворение Агнии Барто «Почему телефон занят»:
«ЗвонЯт, звонЯт ученики…
Зачем писать им в дневники…»
Можно запомнить и вот такой стишок:
«У того, кто знаменИт,
Телефон весь день звонИт».
Этот пример понравится любителям песен группы «Руки вверх»:
«Что, что еще произошло
Сколько времени прошло
Ты не едешь, не звонИшь, не пишешь».
И напоследок:
«ЗвониИт звонарь,
ЗвоняЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог».
Читайте также
«Директора» или «директоры»:
как правильно пишется во множественном числе
Вы сможете сходу сказать, как правильно пишется слово «директор» во множественном числе и на какую букву падает ударение? «Директора» или, может, «директоры»? Давайте разбираться
Подробнее |
Советы преподавателей
Надежда Евгеньевна Вешовская, репетитор по русскому языку, автор методики «ОГЭ на 100 легко»:
– То, как мы говорим, как ставим ударение, во многом зависит от нашего окружения. Если вокруг нас постоянно говорят «звОнят», то и мы будем так говорить вне зависимости от того, учим мы или не учим, как надо. Я бы не сказала, что часто встречаю неправильное произношение этого слова. Обычно оно встречается в регионах. Например, сама я родилась в том регионе, где говорят это слово исключительно с ударением на «О». И 17 лет, что там жила, так и говорила. Потому что все окружение говорило «звОнит». И я даже считала, что так и надо говорить. А когда я узнала в школе, что правильно «звонИт», то первое время исправляла все свое окружение, родителей. А потом сама запуталась, как верно.
Как можно запомнить? Есть пара довольно действенных способов. Первый – через ассоциацию. Например, при помощи стихотворных строчек: «Он звонит, они звонят. Очень встретиться хотят» или «Ненавижу эту тишь, когда ты мне не звонИшь». Или при помощи строчки из песни: «И писем не напишет и вряд ли позвонит». Пропели И?
Второй способ – через стресс. Вот я запомнила именно так. Я училась на филологическом факультете педагогического университета, жила в общежитии. И однажды меня поправили в большой компании таких же «филологинь»: «Надя, ну как так можно! Филолог! ЗвонИт!». Было стыдно. Теперь уж я точно не забуду, как звучит это слово во всех его формах! И многие другие.
Проверьте себя
Теперь вы точно не сделаете ошибку в ударении в глаголе «звонить». Проверьте себя с помощью нашего простого теста.
Пройти тест |
«ЗвонИт» – единственный верный вариант произношения
«ЗвОнит» – единственный вариант произношения
Литературная норма «звонИт», но в разговорной речи допустимо «звОнит»
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
ЗвонИт
ПозвОнишь
ПерезвонИт
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
ЗвонИт, сОрит, вклЮчит
ЗвонИт, сорИт, включИт
ЗвонИт, сорИт, вклЮчит
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
ПозвонИт
ПозвОнит
Оба варианты верны
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
ВклЮчит, позвОнит
ВклЮчит, позвонИт
ВключИт, позвонИт
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
НасорИт, перезвонИт
НасОрит, перзвонИт
НасОрит, перезвОнит
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
ВключИт, звОнят
ВклЮчит, звонЯт
ВключИт, звонЯт
Дальше |
Проверить |
Узнать результат |
0-3 балла – Перечитайте еще раз статью. Там вы найдете ответы на все вопросы!
Пройти еще раз |
0-3 балла – Перечитайте еще раз статью. Там вы найдете ответы на все вопросы!
Пройти еще раз |
0-3 балла – Перечитайте еще раз статью. Там вы найдете ответы на все вопросы!
Пройти еще раз |
4-5 баллов – Хорошие знания, но все же нужно повторить материал!
Пройти еще раз |
4-5 баллов – Хорошие знания, но все же нужно повторить материал!
Пройти еще раз |
6-7 баллов – Вы отлично справились с заданиями!
Пройти еще раз |
Фото на обложке: shutterstock.com
А как вы обычно произносите этот глагол? Поделитесь в комментариях:
Комментарии для сайта Cackle
Текст песни Руки вверх — Ты не едешь, не звонишь, не пишешь.
перевод, слова песни, видео, клипГлавная Просмотров: 1759 Тут находится текст песни Руки вверх — Ты не едешь, не звонишь, не пишешь., а также перевод, видео и клип.
Крошка моя я по тебе скучаю Ты обещала написать, обещала рассказать, —RF— Что, что еще произошло, столько времени прошло My babe , I miss you You promised to write promised to tell , — RF — What else happened , so much time has passed Опрос: Верный ли текст песни? ДаНет youtube.com/embed/sQHMuhMl2Lk» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> |
Не называйте их пользователями: правила написания людей в первую очередь | Александр Дж. Хэнкок
Фото Cookie the Pom на UnsplashМои коллеги — потрясающие технологи, знающие свою продукцию вдоль и поперек. В технологических компаниях полно таких людей, и именно поэтому в технологической сфере так много отличных продуктов и услуг. Именно поэтому большая часть справочной документации, поддерживающей эти продукты и услуги, настолько… плоха.
Я постоянно наблюдаю такую ситуацию: компании, приложившие немало усилий для поддержания теплых отношений со своими клиентами, бросают все это, как только у этих клиентов начинают возникать вопросы или возникают проблемы. Они выбрасывают его, предоставляя документацию для конечного пользователя, настолько сухую, техническую и наполненную жаргоном, что она не просто обезличена — она неэффективна.
Когда меня наняли для пересмотра содержимого базы знаний, предназначенной для конечных пользователей, я внедрил правило: относитесь к нашим клиентам, как к людям. Другими словами, разговаривайте с ними, как с людьми.
Это можно разбить на пять отдельных рекомендаций:
1. Не называйте это «знанием»Документация, над которой я работаю, хранится в базе знаний, что делает меня менеджером знаний, но одним из первое, что я сделал, это удалил все ссылки на этот термин в любой из статей.
Меня передергивает, когда я захожу на сайт поддержки какой-нибудь компании и замечаю, что они ссылаются на статьи там как на базу знаний. Технически это может быть точным, но в данном контексте «знание» — жаргонизм.
Это так легко назвать как-то иначе, как угодно, но многие компании терпят неудачу в этом. Почему? Потому что их технические специалисты, ведущие документацию, не понимают, как конечный пользователь взаимодействует с сайтом.
(Одна из отраслей, которая на удивление ужасна в этом отношении? Академия. ИТ-отделы университетов относятся к этому хуже всего.)
То, как технологи используют этот термин, мало похоже на то, как «знание» понимается широкой публикой. И самое главное правило — всегда используйте язык так, как это делают ваши пользователи.
Что подводит меня к следующему правилу:
2. Не называйте людей «пользователями»Это беспокоило меня даже больше, чем использование слова «знание» на техническом жаргоне. Люди, использующие ваш продукт, — это люди. Относитесь к ним как к таковым. Называть их «пользователями» отчуждающе и безлично.
Лучший способ продать товар — установить личную связь с вашим покупателем или клиентом. Когда специалисты по маркетингу приложили все усилия для создания этой личной связи, вы не хотите разрушать ее безличными и отчуждающими формулировками в справочных статьях.
3. Не называйте свое приложение «клиентом». человек, платящий вам за работу.В реальном мире клиент — это тот, с кем вы работаете. Это человек или компания, которые наняли вас для выполнения услуги.
Говоря обычным языком, клиент — это не то, что вы устанавливаете на свой компьютер. Это приложение или, может быть, программа.
Недавно я проходил обучение работе с облачным хранилищем и должен был объяснить, что такое клиент синхронизации. «Клиент синхронизации, — сказал я собравшимся креативщикам, — это версия [Service X], которую вы устанавливаете на свой компьютер». Вот и все. Это просто инструмент, установленный на вашем компьютере, а не доступный через браузер.
«Доступен». Уф. Это подводит меня к следующему правилу:
4. Будьте разговорчивыВот что я недавно прочитал: «Чтобы получить доступ к [Service Y], перейдите на [ServiceY.com] в своем браузере».
В этом предложении есть несколько проблем, начиная с того, что его нужно переписать так, чтобы оно начиналось с глагола. Но и глагол неправильный.
«Навигация» — это то, о чем я прошу своего партнера, когда мы едем в горы на выходные. Это не то, что обычный человек делает в Chrome или Safari. Знаете, какое слово лучше, чем «навигация» в этом предложении? «Идти.» Это так просто, и на самом деле отражает то, как люди говорят и думают.
Слово «доступ», вероятно, является худшим оскорбителем. Каждый раз, когда я получаю документацию от инженера, в которой есть это слово, я вычеркиваю ее и исправляю, чтобы сказать «приступить».
Вот лучшая, более разговорная версия этого предложения: «Перейдите на [ServiceY.com] в своем браузере, чтобы начать работу со службой Y».
5. Обращайтесь к вашей аудитории напрямуюВ прошлом году у нас был стажер, невероятно умный, который изучал технические коммуникации в крупном университете Среднего Запада, предоставляющем земельные участки. Она постоянно использовала этот ужасный термин «пользователи». Я редактировал его постоянно. Часто я заменял его более дружелюбным термином: «Ты».
Она рассказала мне, что на курсах в колледже их учили не обращаться напрямую к читателю. Им прямо сказали не использовать слово «ты».
Это ужасный совет. Это неправильно, неправильно, неправильно. Если вы общаетесь, избегаете жаргона, обращаетесь со своими пользователями как с людьми, невозможно не обращаться к ним напрямую.
Вот практический пример. Скажем, есть распространенная проблема, когда пользователи видят этот экран с ошибкой, когда неправильно вводят некоторые данные. (Глупая гипотетика, но потерпите меня.) Обычный технический писатель может написать: «Пользователи увидят эту ошибку, если данные были введены неправильно». И затем, если документация хотя бы наполовину в порядке, может быть скриншот. Лучший способ сделать это так:
Вы можете увидеть эту ошибку:
[СКРИНШОТ]
Это означает, что информация, которую вы ввели в текстовое поле, была неверной. Дважды проверьте его и убедитесь, что он соответствует этому примеру:
[ДРУГОЙ СКРИНШОТ]
Это разговорный, дружелюбный, личный и эффективный способ.
Это всего пять правил, и их легко реализовать. Тем не менее, я столкнулся с большим сопротивлением, чем ожидал, при их реализации. Проблема, я думаю, в том, что умный и техничный человек слишком привязан к продукту — и к документации.
Но справочные статьи — один из самых важных способов взаимодействия людей с продуктом. Если кто-то ищет эту документацию, это, скорее всего, означает, что они приняли ваш продукт и у них есть проблемы с ним или, по крайней мере, есть вопросы. Это самое критическое время, чтобы сообщить, что вы понимаете и сопереживаете им, а также имеете ответы, которые они ищут. Если вы будете следовать этим рекомендациям, эта важная точка взаимодействия с вашими пользователями будет мягче и мягче.
И они будут более склонны любить продукт, даже с любой проблемой, с которой они столкнулись. А счастливый клиент — это постоянный клиент.
Коллектив UX жертвует 1 доллар США за каждую статью, опубликованную на нашей платформе. Эта история помогла Bay Area Black Designers: профессиональному сообществу разработчиков чернокожих, которые занимаются цифровыми дизайнерами и исследователями в районе залива Сан-Франциско. Объединяясь в сообщество, участники делятся вдохновением, связью, наставничеством, профессиональным развитием, ресурсами, обратной связью, поддержкой и устойчивостью. Молчание против системного расизма — не выход. Создайте дизайнерское сообщество, в которое вы верите.Не называйте меня ураганом: : Ellen Hagan: Bloomsbury YA
Вы должны войти, чтобы добавить этот предмет в свой список желаний. Пожалуйста, войдите или создайте учетную запись
Автор
Эллен Хейган
Эллен Хейган — писатель, исполнитель и педагог.…
отзывов
Когда я прочитал « Не называй меня ураганом » с моей племянницей, она сказала: «История любви активистки по изменению климата в стихах?! Да, пожалуйста.’ Нам обоим понравилось это путешествие с Элизой Марино. Это бальзам и хорошая компания для всех нас, борющихся с неопределенностью, когда мы переживаем эти трудные времена.
Энджи Круз, отмеченный наградами автор книги ДОМИНИКАНА
Срочно и романтично, Не называй меня ураганом прекрасно демонстрирует силу сообщества и силу любви.
Брэнди Колберт, отмеченный наградами автор книги «КАБКА ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ»
То, как Хейган пишет о земле, так же, как она пишет о любви — со страстью, человечностью и ясностью.
Эта книга увлекла меня.Оливия А. Коул, автор книги «Правда о белой лжи»
Периодические душераздирающие воспоминания об ураганах и вызывающие воспоминания описания — «береговая линия и закаты, уходящие в залив и восходящие над океаном» — поддерживают это любовное письмо к прибрежному ландшафту LBI и сплоченному сообществу.
Еженедельник издателей
Долгожданное дополнение, где популярны романы в стихах и произведения Элизабет Асеведо, Никки Граймс и Кваме Александр.
Журнал школьной библиотеки
Сильные стороны романа — убедительный голос Элизы — ее воспоминания об ураганах завораживают — и передача эмоций.
Киркус Отзывы
Связанные названия
Бесплатная доставка по США при заказе на сумму от 35 долларов США и более
Ваша школьная учетная запись недействительна для сайта США.