Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нравственный ориентир это: Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

admin Итоговые сочинения

Каждый человек действует в соответствии с собственными духовно-нравственными ориентирами. Именно поэтому важно понимать свои интересы, ценности и цели, которые как раз составляют основу духовно-нравственного воспитания человека. Наша цель — на примерах показать проявление этих ориентиров в жизни человека.

Духовно-нравственные ориентиры играют главную роль в жизни каждого человека. Это те принципы и идеалы, которыми руководствуется человек, принимая важные решения. Такие ориентиры помогают нам лучше понять свои жизненные цели, найти своё место, правильно оценить умения и знания. Духовно-нравственные ориентиры являются неотъемлемой составляющей мировоззрения человека, ведь они образуют те принципы, которым он следует неотступно, которые не может предать.

Рассмотрим данную тему на примере произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В своем романе-эпопее Толстой описывает персонажей с различными нравственными ориентирами. Главный герой — Андрей Болконский — производит впечатление рассудительного, вдумчивого и справедливого человека. Он четко осознает свое положение в обществе, знает, к чему стремится и как этого достичь. Его духовно-нравственные ориентиры показывает наличие чести и достоинства, которые как раз и являются теми самыми неприступными принципами. Те же принципы выражаются в образе действия героя

Чаще всего его действия основаны на чужом мнении, он решается на что-то под влиянием других людей. Сначала его толкают убеждения Наполеона и мечты о собственной власти, затем Пьер Безухов, убеждающий заняться вопросом крестьян. Тем самым, герой вечно находится в погоне за непостижимыми целями, выполнение которых считает своим долгом. И только к концу жизни Андрей Болконский осознает, что вся его деятельность была не плодом личных нравственных ценностей, а плодом влияния окружающих. Истинные духовно-нравственные ориентиры Болконский всегда пытался подавить.

Несколько иной характер мы наблюдаем в другом главном герое романа — Пьере Безухове. Это добрый, искренний, открытый человек, который совсем не отличается трезвостью ума — не способен действовать холодно и расчетливо. Он доверчив, поэтому с лёгкостью попадает под влияние окружающих после получения крупного наследства. Только в зрелом возрасте Пьер начинает осознавать свои духовно-нравственные ориентиры, задумывается о значимости своей жизни, пытается найти свое место. И только после долгих скитаний, разочарований и лишений, а также неудач в поиске смысла жизни Пьер Безухов понимает: счастье состоит в самом простом, и это совсем не материальные богатства. В завершительной части романа Пьер находит гармонию в семье с Наташей Ростовой и детях, а также в различных духовных обществах. Здесь мы видим, как герой на протяжении всего жизненного пути испытывает сложности в определении своих духовно-нравственных ориентирах, а потому не может найти себе место в жизни.

Подводя итог сказанному выше, мы можем подтвердить следующий тезис: духовно-нравственные ориентиры человека служат для того, чтобы тот смог правильно определить свои цели и найти место в жизни. Не понимая своих идеалов и ценностей, человек обречён долгие годы пробовать себя в различных сферах, нигде не находя покоя. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что каждый человек должен четко осознать свои духовные и нравственные ориентиры, чтобы не прожить долгую, но бессмысленную жизнь.

Поиск для:

Аргументы из литературы по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Наверх

Тезисы

  • Внутренний мир человека — это совокупность его добродетелей и пороков, интересов и увлечений, воспоминаний и моральных установок. Он выражает всю человеческую сущность.
  • Личностные качества человека — это определяющие моральные парадигмы его поведения.
  • Отношение человека к другому человеку должно строиться на золотом моральном правиле: относись к другому так, как ты бы хотел, чтобы он отнесся к тебе.
  • Нравственные идеалы — это моральные ориентиры в жизни человека, которые указывают, как правильно жить. У каждого из нас есть определенное нравственное кредо, позволяющее установить личные границы для себя и окружающих.
  • Добро и зло — моральные абсолюты, противоположные полюса, которые отражают два состояния человеческого духа: созидание и разрушение. Добрые люди делают мир лучше, а злые — ухудшают его, ведь выражают свое настроение в деструктивном поведении.
  • Познание самого себя — это процесс, в ходе которого человек выявляет свои слабые и сильные стороны, определяет жизненную цель и расставляет приоритеты. В процессе познания мы учимся понимать себя и слышать свой внутренний голос.
  • Свобода — это состояние независимости, когда человек сам определяет свой путь. Однако границы свободы заканчиваются там, где начинается свобода другого человека.
  • Вседозволенность — это нежелание человека следовать правилам и установкам других. Такая личность может себе позволить хамское, потребительское, циничное отношение к окружающим. Но итогом такой деятельности всегда служит одно — остракизм.

Аргументы

Внутренний мир человека и его личностные качества 

Другие аргументы из литературы для итогового сочинения Вы найдете в подборках «Внутренний мир«, «Что влияет на внутренний мир» и «Разговор с собой«.

  1. А. Платонов, «Юшка». В произведении автор поднял тему внутреннего мира. Главный герой внешне был скромным и даже робким человеком. Окружающие считали его ничтожеством, потому что он не реагировал на нападки людей, даже когда его сильно унижали. Он плохо выглядел, скудно питался, мало зарабатывал и не имел семьи. Всего этого было достаточно для презрения. Но никто не знал, что истинная сущность Юшки проявляется в благородных делах и мыслях. Свои сбережения он тратил на содержание сироты. Благодаря ему девушка получила образование и встала на ноги. А сам Юшка умер, ведь не лечил свою болезнь и экономил на всем ради своей воспитанницы. Оказалось, что внутренний мир Ефима намного красивее и лучше его внешнего облика. Кажущаяся слабость на деле была выражением силы и терпения.
    Качества героя позволяют сделать вывод, что он был намного выше своего окружения, но не был понят им.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Внутренний мир человека непрерывно меняется. Мы деградируем или развиваемся — движемся или вперед, или назад. Процесс формирования человеческого «Я» описан в романе. Пьер Безухов в самом начале книги был нерешительным, слабовольным и ведомым юношей. Он совсем не разбирался в жизни и позволял себя обманывать. Герой часто поддавался лени, праздности и другим порокам. Но постепенно Пьер стал осознавать, что такими темпами не добьется того, чего хочет. Он пошел против своих плохих качеств и постарался избавиться от бремени пороков, свойственных его среде. Ради улучшений он жертвовал огромные суммы на благотворительность, пробовал себя в масонстве, занимался своим большим хозяйством, даже хотел убить Наполеона и покончить с войной. Все эти попытки привели героя к лучшему пониманию себя. Его внутренний мир стал богаче. Он нашел применение своим способностям в труде, семье, заботе о Родине.
    Это и есть саморазвитие. 
  3. А.И. Куприн, «Олеся». Внутренний мир человека скрыт от посторонних глаз, поэтому многие люди остаются недооцененными в обществе, где «судят по одежке». Вот и Олеся стала жертвой предрассудков. Девушка жила в лесу и получила воспитание от бабушки, которая занималась гаданием и знахарством. Поэтому увлечения и знания героини были специфическими и контрастировали с мнениями и верованиями крестьянской среды. Жители Полесья винили «колдуний» во всем плохом, что происходило с ними. Хотя, на самом деле, Олеся была доброй и отзывчивой. Она помогала животным и по-своему охраняла лес. Она бы не оставила в беде и местных обитателей, но они сами отвернулись от нее из-за нелепых суеверий. Попытка Олеси к сближению с ними окончилась для нее трагически. Увы, пока люди судят друг друга по внешности и стереотипам, внутренний мир каждого из них не будет иметь решающего значения в оценке личности.
  4. И.А. Гончаров, «Обломов». Внутренний мир человека деградирует без развития, без преодоления себя и трудных шагов вперед.
    Доказательство мы находим в романе Гончарова. Обломов совсем обленился и жил на скромную ренту от имения родителей. Взрослый мужчина просто лежал в постели и ничего не делал. Даром пропало образование, не нужен был опыт работы, ведь Илья Ильич никак не использовал свои навыки и знания. Он поймал себя на мысли, что даже заявление заполнить не в состоянии. С годами пассивного существования он привык к грязи, пыли, грубости слуги и плохому уходу за собой. Обломов опустился до уровня паразита, который во всем зависим от других. Все его задатки и таланты не проявились и угасли, а сам он умер в цвете лет. Без развития наш внутренний мир рушится — такой вывод можно сделать из романа.

Отношение человека к другому человеку 

Дополнительные аргументы найдутся в подборках «Как понять другого человека» и «Взаимопонимание«.

  1. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». То, как человек относится к нижестоящим, много говорит о нем самом. Например, Фамусов проявляет себя не с самой лучей стороны.
    Всеми уважаемый вельможа, который «монашеским известен поведеньем», пристает к служанке и последними словами ругает крепостных, пока никто не видит. Маска вежливости пропадает, когда перед Павлом Афанасьевичем предстает и его помощник, бедный и безродный юноша. Фамусов упрекает Молчалина при любом удобном случае и ставит себе в заслугу свою заботу о его положении. Даже эта помощь не была бескорыстной, ею он манипулирует подчиненным. Молчалин безропотно делает работу Фамусова, а все лавры достаются начальнику. Это поведение по отношению к людям говорит об убожестве внутреннего мира героя: он груб, самовлюблен и равнодушен к другим.
  2. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Отношения между людьми во многом зависят от их общественного положения. Нас разделяют мнимые границы, состоящие из социальных предрассудков и заблуждений. Это подтверждает пример из рассказа. Главный герой относится к людям, которые находятся ниже его по статусу, потребительски и цинично. Ради денег он самолично расправлялся с китайскими рабами и заставлял их трудиться за копейки.
    Даже на отдыхе Господин проявлял к нижестоящим окружающим лишь равнодушие или презрение. Он считал их обязанными ему прислуживать, поэтому никого не удостаивал уважением. Но вскоре эти люди поквитались с ним. После смерти Господин уже не представлял угрозы, поэтому все те, кто ради денег его терпели, теперь отыгрались на нем: тело «хозяина жизни» продолжило поездку в трюме и было упаковано в ящик из-под лимонада. Никто не проявил сочувствия к нему. Таковы отношения в обществе, разделенном социальными предрассудками.
  3. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Даже гуманные и чувствительные люди порой относятся к другим равнодушно и жестоко. Например, Куприн показал, как обедневшая, но все же аристократия презрительно смеялась над любовью человека из низшего сословия. Желтков писал княгине анонимные письма. Она же, как честная жена, не скрывала их от мужа. И князь Василий сделал из этой истории домашнее представление. Ему рассказ о трагическом чувстве показался забавным. Все гости слушали и посмеивались над личной драмой маленького человека. Брат Веры и вовсе с презрением отнесся к Желткову, потому что он ему не ровня. Его любовь он считал оскорблением для своей сестры. Вот так социальное неравенство обрывает связи между людьми и воздвигает искусственные барьеры.
  4. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Порой плохие отношения между людьми становятся причинами социальных бедствий. Родион Раскольников был «угнетен бедностью» и бесправием. Из-за того, что он не был обеспечен, к нему многие относились скверно. И так было не только с ним. Его сестра пострадала от клеветы и оскорбления, потому что у нее не было влиятельных покровителей, за нее никто не мог постоять. Слово Марфы Свидригайловой против ее слова было неравноценно. Соня Мармеладова из-за нищеты долгое время жила в осаде: сводни пытались использовать ее и толкнуть на путь порока. А когда Лужин обвинил ее в краже, никто не усомнился в его словах, кроме тех, кто наверняка знал правду. Родион был свидетелем еще одной такой трагедии: несчастную девушку споили и обманули, а после криво надели платье и отправили одну, где ее поджидал еще один подлец. Таким образом, все социально незащищенные слои общества могли рассчитывать лишь на презрение, неуважение и равнодушие. К людям относились плохо только потому, что они были бедны и не могли защитить свои права. Это привело к бунту Раскольникова и многим другим трагедиям.

Нравственные идеалы 

А вот и другие примеры из литературы: «Равнодушие«, «Сострадание«, «Доброта«, «Милосердие«.

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Нравственные идеалы позволяют человеку создать семью и выстроить гармоничные отношения с близкими. В этом мы убеждаемся, читая роман Пушкина. В юности Татьяна полюбила Евгения, но он не ответил ей взаимностью, потому что не хотел брать ответственность за жену и детей. Родственники девушки выдали ее замуж за другого человека, который оказался более зрелым. Татьяна хоть и не любила, но уважала его и дорожила своим гнездом. Поэтому когда Евгений спустя несколько лет признался ей в любви, она его отвергла. «Но я другому отдана и буду век ему верна» — ответила она. Моральные принципы не позволили женщине предать доверие и разрушить брак. На нравственных идеях строятся семьи, которые помогают людям развиваться и проявлять лучшие свои качества. 
  2. И.С. Шмелев, «Лето Господне». Нравственные идеалы — это то, что нас объединяет и радует. Вспомним пример из романа Ивана Шмелева. И богатые, и бедные, и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины становятся равными и находят желаемое в религиозных обрядах. Православные праздники сближают барина Сергея и его слуг, работников, крестьян. Калеки и нищие обретают приют в богатом доме и получают вкусные угощения за счет хозяина. Никто с них ничего не требует, ведь вера в Христа объединяет всех присутствующих и не подает повода к корысти. Ваня общается с простыми ребятишками, дарит им подарки и проникается уважением к народу, который своим трудом обеспечивает его благополучие. Общие традиции и культурные ценности — это и есть нравственные идеалы, которые сближают нас и обеспечивают гармонию в обществе. 
  3. М. Горький, «На дне». Отсутствие нравственных идеалов губительно для общества. Лишившись надежды, веры и любви, люди теряют человеческий облик и деградируют. Обитатели дна подтверждают эти слова своим примером. Герои давно прониклись цинизмом, пошлостью и безразличием ко всему. Им наплевать даже на свою собственную судьбу, не говоря уже о других. Сатин работает шулером и пропагандирует праздность: «Просто обременяй землю» — советует он. Барон живет за счет продажной женщины и ее же оскорбляет. Клещ желает смерти собственной жене. Актер лишается последней мотивации к борьбе с алкоголизмом и накладывает на себя руки. Василиса, даже поднявшись по социальной лестнице, одержима корыстью и жестокостью. Каждый герой обречен на трагический исход, потому что лишен моральных принципов и нравственных установок.
  4. М. Горький, «Старуха Изергиль». Без нравственных идеалов люди не смогут построить ни семьи, ни общества, ни страны. Это доказывает пример из рассказа. Ларра, сын орла и земной женщины, пришел в родное племя, но пренебрёг его законами. У героя не было моральных принципов и границ. По его мнению, есть один этический императив — это сила. Если человек может себе позволить что-то, он вправе это сделать. Такое мировоззрение довело Ларру до убийства. Приговор был жестоким, но справедливым: Ларра подвергался остракизму. Его изгнали из племени, а Бог обрек его на бессмертие. Спустя время он и сам молил о смерти, так как потерял смысл жизни, лишившись общества других людей. Такова судьба каждого, кто забудет о нравственных основах.

Выбор между добром и злом

Вот продолжение темы «Добро и зло» в аргументах.

  1. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Очень часто решающим аргументом в борьбе добра и зла выступает алчность. Люди хотят жить богато, а потому нарушают закон и переступают через права других. Таким был и Чичиков. Он рос в бедной семье, но хотел иметь все, что ему так нравилось. Отец дал ему один жизненный завет: «Береги копейку!». Ради нее Павел Иванович совсем не жалел людей. Он обманывал, крал, брал взятки, покровительствовал контрабанде, а потом и скупал «души» на бумаге, чтобы заложить их в Опекунский совет. Его деятельность приносила другим лишь разорение. Он, несомненно, совершал недобрые дела и хотел «на чужом горбу в рай въехать». Павел Иванович был героем своего времени, ведь так поступали многие. Стремление жить безбедно и легко превращает человека в преступника и делает его выбор неверным.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Выбор зла обусловлен многими причинами. Но главная из них — бедность. Люди, которые умирают от голода, уже не думают о моральных вопросах. В таком положении оказалась и Соня Мармеладова. Она выбрала порочную профессию, но не из-за алчности или распутства. Ее семья голодала, отец пил, а мачеха недвусмысленно упрекала падчерицу в том, что она никак не помогает близким. Соне пришлось продать свою невинность и этим обеспечить родных. Ее выбор — путь грешницы. Такой промысел вредит обществу и ей самой. Но разве можно ее за это винить, если только так можно было спасти детей, мачеху и отца? Соня хотела добра, но не ее вина, что приобрести его можно было только ценой позора. Ее решение было обусловлено нищетой, бесправием и безвыходностью.
  3. М. Горький, «Челкаш». Далеко не всегда добро и зло можно различить, опираясь на представление о мире. Порой мы судим по одежке и не видим реального морального облика человека за его социальным положением. Горький развенчивает эти стереотипы. В его произведении вор и бродяга проявляет куда больше доброты и порядочности, чем крестьянин. Гаврила стал подельником контрабандиста на одну ночь, проявил себя не лучим образом, но вид больших денег совсем затуманил его разум. Герой попытался из-за спины напасть на Челкаша и убить его. Злой поступок определяет выбор Гаврилы: он решил пойти на все ради цели и внести в мир не хорошее, а плохое. Гришка отдал ему все деньги и ушел, ведь он не был таким порочным человеком. Ему было противно смотреть на того, кого бумажки превратили в зверя. Но люди, глядя на них, ни за что не подумали бы, что именно бродяга окажется честным и добродетельным.
  4. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Люди не могут отличить добро от зла, потому что плывут по течению и не оценивают свои повседневные дела по нравственной шкале. Они не ведают, что творят. Именно так совершил ошибку Пилат. Он был прокуратором на оккупированной территории и прекрасно понимал политику Тиберия. Поэтому он судил людей, повинуясь не столько закону и справедливости, сколько идеологической повестке и соображениям безопасности. Проповедник вроде Иешуа мог бы нарушить хрупкое равновесие в городе, породить бунт, ведь народ не так понимал его речи. Пилат понял, что оставить этого арестанта на свободе он не может, хоть тот и не виноват. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?… Или ты думаешь, что я готов занять твое место?» — воскликнул он от страха. Пилат сознавал, что совершает зло, но не мог противиться тому, что считал долгом. Себя он оправдал следованием должностным инструкциям, как и многие люди на его месте. Вот почему зло пока неискоренимо.

Познание человеком самого себя

Вот еще аргументы на тему «Любовь как путь самопознания«.

  1. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Поиск самого себя — это сложный процесс, который порой предполагает жертвы и лишения. Героиня рассказа занималась самокопанием и пробовала себя во многих ипостасях: ходила на учебные курсы, читала религиозную литературу, посещала культурные и светские мероприятия. У нее был долгий роман с мужчиной, который был для нее идеальной парой. Он не сомневался в том, что они поженятся и будут счастливы вместе. Но девушка поняла, что ей интереснее духовное предназначение. Она сблизилась с избранником, но после этой ночи уехала в монастырь. Ее выбор был сделан не в пользу его сценария. Герой очень страдал, но поступок девушки был правильным. Она бы не реализовала себя в отношениях с ним и всю жизнь тяготилась чужими правилами и установками. Она нашла себя в другом мире, хоть этот процесс и потребовал от нее полного отречения от мирской суеты.
  2. И.С. Тургенев, «Ася». Порой человек понимает себя лишь тогда, когда многие шансы упущены. Большое потрясение открывает для него новые горизонты, но слишком поздно. Вот и герой повести оказался жертвой своей несознательности. Он полюбил девушку, но ее незаконное происхождение его смущало. Впрочем, и характер Аси внушал ему трепет. Он боялся взять на себя ответственность за этот брак. Однако она оказалась любовью всей его жизни, которую он упустил. Увидев колебания возлюбленного, которые больно ее задели, Ася решила навсегда его покинуть. Нерешительность Н.Н. стала причиной его поражения в борьбе за счастье. Но не только она погубила его. Герой не хотел разбираться в себе и услышать свой внутренний голос. Лишь потеря всех возможностей научила его вглядываться вглубь своей души. Но было уже поздно что-либо исправить.
  3. А.Н. Островский, «Гроза». Человек познает самого себя даже на подсознательном уровне. Свой внутренний голос услышала Катерина, героиня пьесы. Ей снились странные сны о том, что она мчится на лихой тройке к Волге, а рядом с ней сидит юноша и обнимает ее за талию. Но этот таинственный поклонник не был мужем Катерины. А место их встречи было далеко от дома. Катерина задумалась о содержании сна и пришла к выводу, что ей хочется духовного освобождения из нелюбимого места, где над ней довлеют запреты Кабанихи. Подсознание подавало ей сигналы, что не нужно стесняться своих желаний и подавлять их, иначе жизнь попросту пройдет мимо. Катерина рискнула всем и вступила в связь с Борисом. Возможно, именно этот шаг и погубил ее, но он же дал ей возможность понять свои истинные чувства. Жить так, как она пыталась раньше, не имело смысла, а значит, самопознание помогло героине освободиться и попробовать переиначить свою судьбу.
  4. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Порой человек узнает самого себя только тогда, когда потеряет все остальное. Так и произошло с Евгением Базаровым. Изначально он считал себя циничным и рациональным нигилистом, над которым не имели власти чувства и суетные желания. Он стремился внести вклад в науку и найти свое место в призвании. Семейная жизнь в его планы не входила. Но встреча с Одинцовой перевернула его взгляды на мир. Он страстно полюбил эту женщину и оказался в положении отвергнутого влюбленного. Евгений пытался, но все же не смог забыть Анну. Она показала ему, как он ошибался, считая себя бесчувственным и расчетливым. Базаров не знал себя настоящего, жил самообманом, поэтому горько разочаровался в себе на смертном одре. Вот почему важно вовремя познать себя и определить жизненный путь.

Свобода человека и ее ограничения

Аргументы о свободе есть и в этой подборке.

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Свобода человека ограничивается свободой другого. Это мудрое правило понятно далеко не всем. Вот и Родион совершил роковую ошибку — убил старуху-процентщицу и ее сестру. Он думал, что имеет право вершить судьбы тех, кого считал «бесполезными». Себя же он причислял к настоящей элите общества, способной решать, кому жить, а кому умирать. Лишь собственная воля стала условием, необходимым для совершения убийства. Но Родион не учел, что муки совести сведут его с ума и не позволят насладиться триумфом. Со временем он осознал, что не имел морального права вершить суд, какие бы цели его ни мотивировали. Автор показывает ужасные последствия вседозволенности для личности: Родион едва не сошел с ума, его виды на будущее — утрачены, а его семья пережила потрясение, от которого его мама так и не смогла оправиться.
  2. В.Л. Закруткин, «Матерь человеческая». Порой человек забывает о пределах свободы, когда им овладевают сильные чувства. Так едва не произошло с Марией. Нацисты убили ее мужа и сына, сожгли село, разрушили все, что она строила годами. Сама героиня уцелела чудом и с трудом дошла до подвала. Там она увидела раненого немца. Ярость ударила ей в голову. Она взяла вилы и вознамерилась совершить акт мести. Но несчастный юноша обратился к матери, это слово остановило руку Марии. Она поняла, что не имеет права пасть до уровня врагов, ведь в ее чреве рос малыш, который должен был родиться в мире и согласии. Женщина бросила вилы и зарыдала. Материнское начало пересилило ненависть и месть. Мария сделала все возможное, чтобы юноша поправился. Ее свобода не вышла за пределы чужой. В этом выражается триумф ее нравственности.
  3. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Порой люди забывают, что не имеют морального права вмешиваться в жизнь окружающих. Вседозволенность ведет к плохим последствиям. В этом убедился Григорий Печорин. Ему понравилась черкесская княжна. Он решил выкрасть Бэлу забавы ради. Конечно, он оправдывал себя страстью к ней, но понимал, что точно не женится на девушке и не сделает ее счастливой. Гордое сопротивление Бэлы сначала возбуждало чувства Григория. Он добивался ее. Но после капитуляции пленницы Григорий охладел к ней. Она же чувствовала себя ненужной и не могла осознать, чем провинилась перед господином. Из-за легкомысленного поступка Печорина статус Бэлы в ее среде изменился, и Казбич решил ее украсть. В ходе этой попытки она погибла. Вмешательство Григория в ее судьбу разрушило будущее девушки. Понял это и Григорий. Сознание своей вины, видимо, и подтолкнуло его к участию в войне, в ходе которой он погиб. Свобода Григория была ограничена свободой Бэлы, но он этого не знал, а потому заплатил за свою ошибку чудовищную цену.  
  4. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Люди не могут выжить сами по себе, их окружают семья, общество, страна. Поэтому мы связаны друг с другом обязательствами, которые гарантируют взаимопомощь. Если человек их нарушает, он затрагивает не только свою свободу, но и все остальные. Андрий совершил эту ошибку. Герой поставил свое мнение надо всеми, не учитывая интересов близких. Он переметнулся на сторону врага, потому что хотел воссоединиться с красивой польской девушкой и заслужить право на ее руку в бою за Дубно. Он предал семью, друзей и страну. Тарас не смог простить своего сына и убил его. Его поступок хоть и не был похвальным, но соответствовал суровой логике военного положения. Андрий подставил всех, кто раньше его защищал и ценил, а такое вероломство не прощается на поле брани, где ставки так высоки. Андрей затронул интересы многих других людей, пытаясь отстоять свою независимость, поэтому поплатился за это.

Найти:

определение морального руководства | Словарь определений английского языка

  
      прил  

1    связанный с человеческим поведением, особенно различие между хорошим и плохим или правильным и неправильным поведением  
нравственное чувство     

2    соблюдение общепринятых стандартов поведения  

3    основанное на чувстве правильного и неправильного в соответствии с совестью  
моральное мужество, моральный закон     

4    имеющие психологические, а не материальные последствия  
моральную поддержку     

5    имеющие последствия, но не видимость (победы или поражения)
моральную победу, моральное поражение     

6    имеющие большую вероятность 3

моральную уверенность (Закон)   (свидетельств и т. д.), основанный на знании склонностей человеческой природы  
      n  

8    урок, который можно извлечь из басни или события  
точка мораль     

9    краткая истина; maxim  

10    pl   принципы поведения в соответствии со стандартами правильного и неправильного  
     (C14: от латинскогоmoralis, относящегося к морали или обычаям, от mos custom)  
  морально      adv  

моральный риск  
      n     (страхование)   0006

моральное большинство  
      n   предположительное большинство людей, которые, как считается, выступают за более строгий кодекс общественной морали  
     (C20: в честь морального большинства, правой религиозной организации США, основанной на молчаливом большинстве) 9 

философия морали  
      n   раздел философии, занимающийся как спорами о содержании морали, так и метаэтическими дискуссиями о природе морального суждения, языка, аргументов и ценностей  

Моральное перевооружение  
      n   всемирное движение за нравственное и духовное возрождение, основанное Фрэнком Бухманом в 1938 г.   (также называемое) Бухманизм     (прежнее название) Oxford Group

Моральное богословие
N Ветвь богословия, посвященная этике

Zorilla Y Moral (испанский)
N Хосе (xo’se). 1817-93, испанский поэт и драматург, известный своими романтическими пьесами, основанными на народных легендах, особенно. Дон Хуан Тенорио (1844 г.)  

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

моральный риск, моральное большинство, моральная философия, моральное перевооружение

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

н.

уполномоченное физическое или юридическое лицо, которое распоряжается цифровыми активами, принадлежащими умершему лицу

[Тех.]

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом


Должен или есть: Восстановить природу как моральный ориентир

Идеи53:58Против природы: Лоррейн Дастон

* Первоначально опубликовано 5 декабря 2019 года.

Почему люди в разных культурах и на протяжении всей истории настаивают на том, чтобы использовать природу в качестве руководства для нашего поведения, нашей политики, наших моральных и этических систем?

Лорейн Дастон написала Against Nature , чтобы ответить на этот самый вопрос – книгу, которую она описывает как произведение «философской антропологии».

Лоррейн Дастон — директор Института истории науки им. Макса Планка в Берлине и автор более двух десятков книг. (Представлено Лоррейн Дастон)

«Природа призвана освобождать, как гарант человеческого равенства, и порабощать, как основа расизма. На авторитет природы обращаются как реакционеры, так и революционеры, набожные и светские люди», — пишет она.

Проблема использования природы в качестве морального ориентира настолько хорошо известна, что у нее даже есть название: натуралистическая ошибка.

По словам Дастона, это заблуждение равносильно «своего рода тайной операции по контрабанде, в ходе которой культурные ценности передаются природе, а затем власть природы призвана поддерживать те самые ценности».

В этом контексте природа создана, а не найдена — это концептуальный экран, на который проецируются культурные ценности и которые отражаются обратно в аудиторию, которая уже принимает эти ценности.

«Веками философы настаивали на том, что в природе нет ценностей. Природа просто есть: требуется человеческий акт наложения или проецирования, чтобы преобразовать это «есть» в «должно», — пишет Дастон.

Бинаризм «должен/есть» больше всего отождествляется с шотландским философом эпохи Просвещения Дэвидом Юмом и изречением, связанным с его именем, что нельзя получить «должен» из «есть». Описание не может стать предписанием. Подобную критику высказывали и другие мыслители-тяжеловесы, такие как Иммануил Кант и Джон Стюарт Милль.

Но Дастон не пытается еще раз опровергнуть натуралистическую ошибку.

«Я не питаю иллюзий, что еще одна попытка разделить «есть» и «должно» увенчается успехом там, где потерпели неудачу такие светила, как Юм, Кант, Милль и многие другие», — пояснил антрополог-философ.

«Скорее, я хочу понять, почему они потерпели неудачу: почему, вопреки таким безукоризненным советам, мы продолжаем искать ценности в природе?»

Чтобы ответить на этот вопрос, Дастон обращается к идее нормативности.

Хотя совершенно очевидно, что социальные, моральные и политические нормы сильно меняются в зависимости от времени и места, сам принцип нормативности остается неизменным. Она утверждает, что «нет известной человеческой культуры, прошлой или настоящей, вообще без каких-либо норм… Нормативность — это крыша над особняком „должен“».

С этой точки зрения природа является для нас очевидным выбором для установления норм. Людям, считает Дастон, необходимо экстериоризировать наши моральные и этические системы, чтобы сделать абстрактное конкретным.

Мы эволюционировали в естественной среде. Выражения природы практически безграничны и могут стать экраном или поверхностью, на которой наши ценности могут отражаться для нас.

Отрывок из книги Лоррейн Дастон «Против природы»: «Природа — это тысячелистник значений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *