Опыт — Психология человека
Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.Фридрих Вильгельм Ницше
Самый ценный по своей достоверности и точности источник знаний для человека – это его личный опыт. То, что произошло с тобой лично, если ты это грамотно и тщательно проанализируешь, может снабдить тебя огромным количеством полезной информации, которую потом можно будет использовать для изучения других похожих событий. И пусть никакой личный опыт, каким бы богатым он ни был, не дает достаточно широкого представления о пережитых ситуациях, потому что в других похожих ситуациях опыт других людей может быть иным, он, тем не менее, способен помочь нам многое понять в том, что мы сами смогли не просто увидеть, но и в полной мере прочувствовать. Давайте поговорим в этой статье о том, какую пользу дает нам наш опыт и как нам следует его воспринимать и использовать в своей жизни.
Анализ личного опыта
Самое главное, что должен делать человек со своим опытом – это анализировать его. То есть, он должен раскладывать его на отдельные эпизоды в своей жизни, которые он прожил и смотреть, какие закономерности в них есть, чтобы потом понять логику всей пережитой ситуации в целом. Все, что с нами происходит, имеет определенные закономерности, которые основаны на базовых законах жизни. Не бывает таких вещей, как случайность, неожиданность, везение и прочее. Вернее, сами эти понятия есть, но они не означают, что за ними стоит неизвестность, которую нельзя познать. Для того и нужно задумываться над своим опытом, чтобы понять, что привело нас к тем или иным результатам, которые мы получили. Если выявить все закономерности в нашем опыте и понять их суть, то можно научиться управлять многими ситуациями в своей жизни.
К примеру, если у вас произошел конфликт с каким-то человеком или с какими-то людьми, то вам нужно выявить все составляющие этого конфликта, изучив как свое собственное поведение на каждом этапе, так и поведение этих людей. Что-то предшествовало конфликту, где-то вы своим поведением его спровоцировали, где-то другие люди, где-то вы не смогли предотвратить возникновение спорных моментов, где-то не сдержались, чтобы не разжигать эмоции и так далее. Собственно, нужно просто начать задаваться вопросами о причинах возникновения различных эпизодов, из которых состоял этот конфликт. Особенно важно задаваться вопросами касательно своей роли в нем, чтобы понять, что в нем зависело от вас. И нужно подумать о том, можно ли было поступить иначе на каждом этапе вашего общения с людьми, как до возникновения конфликта, так и во время него. Потому что в будущем такая ситуация может повториться, и вы уже должны знать, какие у вас есть варианты поведения в ней, чтобы она в конечном счете сложилась так, как хочется вам. Вы должны понимать, какие варианты своего поведения вы не задействовали, в результате чего у вас сложился именно такой опыт, а не другой.
Вот, к примеру, когда я работаю с конфликтными ситуациями людей, я часто слышу от них, что они не видели и не видят иного выхода из своей ситуации, чем тот, который в итоге привел их к конфликту. Образно выражаясь, по их мнению, драки все равно было не избежать. Но начав разбирать каждый отдельный эпизод, предшествовавший конфликтной ситуации или возникший в ее ходе, мы обнаруживаем, что оказывается, были и есть варианты решений, действий, которые могли и могут разрешить, погасить конфликт, просто человек их не искал, потому что не анализировал свой опыт, не раскладывал его на составные части, на такие вот эпизоды, в которых он принимал решения. Выбор, как поступить в той или иной ситуации, или даже в микроситуации, есть всегда. И он часто очень большой. Но чтобы им воспользоваться, нужно как следует обдумать эту ситуацию, микроситуацию, сравнив ее с другими ситуациями, необязательно, своими собственными, можно и нужно и чужой опыт изучать, и просто придумать вероятные варианты поведения в различных эпизодах, из которых эта ситуация состоит. А что будет, если я поступлю или поступил бы так? А что будет, если поступлю или поступил бы иначе? А что еще можно сделать вот в этом конкретном эпизоде, какие иные слова сказать людям, какие действия совершить, какой выбор сделать? Варианты, вот что нужно человеку, ибо они помогают мыслить широко и гибко, а не всегда идти по известной прямой в своих решениях и в своем поведении. Для этого опыт и анализируется, чтобы каждая ситуация и каждый эпизод в этой ситуации можно было разным образом обыграть.
Мы так делаем с людьми, когда разбираем их случаи, приведшие их к разного рода проблемам. Надо же понять, почему произошло то, что произошло, чтобы в будущем, да и в настоящем, если проблема еще актуальна, научиться находить в различных моментах другие решения, чтобы не повторять негативный опыт и изменить текущую ситуацию нужным человеку образом. И даже когда проблем у человека нет, ему все равно полезно анализировать свой опыт, так как он является настоящим кладезем ценных знаний, достаточно детальных и подробных, потому что человек сам пережил свою ситуацию, и он видел в ней много разных моментов, многое прочувствовал в ней. Это совсем не то, когда вам кто-то пересказывает какие-то события, с присущей людям способностью искажать первоначальную информацию. В собственном опыте человека никто не введет в заблуждение, относительно подробностей, из которых он состоял, кроме него самого. Потому, не всякая книга сможет дать вам столько ценных знаний, сколько даст ваш собственный опыт, если вы его будете изучать, а не просто складировать на пыльных полках своего подсознания.
Получение опыта
Чтобы опыт был богатым, его надо получать. Чем больше различных ситуаций в жизни вы переживете, чем больше всяких дел попробуете, тем больше материала для анализа у вас появится, с помощью которого вы сможете разобраться в разных вещах и многому научитесь. Но при этом, понятно, что самому все пережить и все попробовать, просто нереально. Значит надо выбирать самое главное и получать опыт в тех областях, в которых вам важнее всего быть подробно осведомленным и иметь непосредственное представление о различных моментах в них. Но как это сделать? Как получить нужный опыт в деятельности, которой вы никогда не занимались? Первое, что нужно начать делать – это пробовать себя в ранее неизвестных вам видах деятельности. Пробовать, это значит пытаться ими заниматься, необязательно успешно, а вообще, как получится, чтобы хотя бы посмотреть, как вообще устроена та или иная кухня.
Главное здесь, не бояться и, конечно же, не лениться. В нашем обществе человека приучили заниматься только каким-то одним делом, а все остальные дела доверять так называемым специалистам. С точки зрения системы, это разумный подход. Каждый винтик делает свое дело, никуда больше не лезет, из-за чего со временем становится зависимым от других винтиков, а стало быть, и от связывающей их всех системы. Это и делает систему надежной, благодаря тому что она всем нужна. К тому же, когда человек занимается только одним делом, он в нем со временем достигает определенной степени совершенства, что опять-таки, полезно для системы, потому что это делает ее более эффективной. Но что полезно для системы, не всегда полезно и часто невыгодно для отдельных ее элементов. Ведь самое страшное для человека в таком случае – это зависимость и ограниченность. Из-за зависимости человек бывает вынужден терпеть ужасные вещи, как со стороны других людей, так и со стороны системы. А ограниченность делает его еще и неуверенным в своих силах, ибо когда ты ничего не знаешь, кроме того, чем привык заниматься, тебе всегда будет страшно потерять свое место, свою работу.
Поэтому, в наших интересах, то есть в интересах каждого отдельно взятого человека, учиться делать то, с чем он часто сталкивается в жизни, но что обычно поручает делать другим людям – специалистам, чтобы не отвлекаться от своей работы. Нужно расширять свою сферу деятельности. Пусть это и отнимет у вас время, пусть вам придется отвлечься от своей основной работы, которая в час может приносить больше пользы, чем такое вот переключение на совершенно незнакомую деятельность, зато, во-первых, изучив эту деятельность, вы станете менее зависимым от других людей, что важно и для уверенности в себе и для оперативного решения насущных проблем, и в некоторых случаях даже для экономии средств. А во-вторых, вы получите новый для вас опыт, о котором мы тут с вами говорим и сможете потом использовать его для оценки работы специалистов в этой области и для оценки каких-то ситуаций, в которых эта деятельность будет использоваться. В общем, знать на собственном опыте то, с чем сталкиваешься регулярно, важно и полезно. Это и для мозга полезно, постоянно чему-то новому учиться, чтобы не костенеть. Знания, для изучения практически всех вещей, сегодня есть, в том числе и в свободном доступе. Время тоже можно найти. Можно даже наставника найти, который научит вас новым вещам. Нужно только любопытство проявлять к другим видам деятельности и не быть пассивным касательно всего, что не относится к вашей работе.
Следующий способ получить новый опыт – это прямое наблюдение за работой специалиста в том деле, которое вы хотите изучить и, если это возможно, посредственное участие в ней. Например, в качестве ученика, помощника, стажера. Нет ничего проще, чем повторять за другими и таким образом учиться новому. Да и простое наблюдение тоже дает много новых знаний, которые не во всякой книге найдешь. Наблюдение за чужой работой может быть гораздо полезнее, чем изучение теории, пусть даже и по очень качественным, авторитетным источникам. Потому что сам человек может увидеть то, чего не видел автор этих источников. Да и собственные чувства от переживаемого всегда дает человеку свою особенную информацию, которую он может и не осознавать в полной мере, но которая может потом ему помочь разобраться в этом деле на интуитивном уровне. Нужно только найти человека, который позволит вам вблизи наблюдать за его работой. Ну и напроситься в ученики или получить возможность просто смотреть за тем, что и как он делает.
И еще один вариант научиться новому – это заплатить за учебу тем, кто учит чему-то профессионально. Именно учит, а не сам что-то делает. Ну это стандартный способ. Учителя, если это хорошие учителя, не всегда сами могут делать то, чему учат, но они знают, что и как надо делать, благодаря известным им примерам с другими людьми. Главная их задача заключается в том, чтобы руководить вашими действиями, направлять вас, чтобы вы, руководствуясь их советами, делали что-то новое для вас предельно грамотно, без ошибок. Вы будете получать опыт сами, но с помощью советов учителей, которые будут говорить вам, что надо делать и как это надо делать. Вам надо будет только слушаться их. Таким образом, вы примените их теорию на практике и заодно проверите ее работоспособность. Чужая теория превратится в ваш личный опыт.
Отношение к своему опыту
Теперь давайте поговорим о том, как относиться к своему опыту, чтобы он не воспринимался вами, как истина в последней инстанции, каким бы ценным он при этом ни был. Свой опыт никогда не следует обобщать, это очень грубая и к сожалению, часто совершаемая многими людьми ошибка. То, что произошло с вами в определенной ситуации, вовсе необязательно таким же образом будет происходить и с другим человеком, в точно такой же ситуации. Безусловно, очень хорошо, что у вас есть опыт в какой-то области и вы с его помощью можете оценивать аналогичные ситуации, в которых оказываются другие люди. Это и пониманию чувств других людей способствует, благодаря чему можно подобрать для них правильные слова, чтобы успокоить, к чему-то побудить, что-то объяснить и прочее. Только всегда надо оставлять место неизвестным вам деталям, имеющимся, как в вашем собственном, так и в чужом опыте, которые могут серьезно исказить ваше представление о происходящем. Мало того, что в этом мире скорее всего невозможно встретить абсолютно идентичные ситуации, так еще и вы сами могли быть недостаточно внимательны к мелочам, которые были в вашем опыте и потому чужой аналогичный опыт может восприниматься вами недостаточно полно. Вот при научном подходе человек никогда не рассматривает отдельно взятый случай, как исчерпывающий источник информации, пусть даже этот случай с ним самим произошел и человек его тщательным образом проанализировал. Научный подход должен обобщать множество аналогичных случаев, выводить из них нечто общее для них всех и уже на основании этого общего делать и общие заключения о таких ситуациях.
В жизни, конечно, не всегда получается сравнить свой опыт с аналогичным опытом других людей. Просто не всегда люди готовы им поделиться. И даже если делятся, то делают это не очень грамотно, они его недостаточно полно и подробно описывают. Это же тоже надо уметь, объяснить словами то, что с тобой произошло, что ты пережил, не говоря уже о твоем понимании причины произошедшего. Каждый ведь старается таким образом представить все, что с ним происходит, чтобы все успехи приписать себе, а все неудачи свалить на кого-то другого или на что-то другое. Если в таком виде принимать от людей информацию о событиях в их жизни, то можно уйти далеко от реальности. Тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы сравнивать свой опыт с чужим, проявляя интерес к людям, расспрашивая их о жизни, а иногда и предлагать им свою помощь, чтобы они готовы были рассказать вам больше всяких важных подробностей о пережитой ими ситуации. Вам многие многое расскажут, если вы будете спрашивать людей о том, что их беспокоит, если будете искренне интересоваться ими и их жизнью. Желание поделиться тем, что знаешь, что пережил, что тебя волнует – это одно из самых сильных желаний человека. Поэтому-то мы такие болтливые. Помогите людям это желание удовлетворить, дайте им возможность высказаться и они вам много всего расскажут, что вы сможете изучить и сравнить со своим собственным опытом, чтобы увидеть в нем, как что-то общее с опытом других людей, так и все имеющиеся различия. Людям всегда нужны свободные уши, чтобы выпустить из себя все то, что в них накопилось. Поэтому, став такими ушами, вы сможете многому научиться. В жизни много всяких вариантов одних и тех же событий существует. Поэтому, всегда с одной и той же меркой подходить к оценке разных случаев, считая, что если с вами подобное происходило, то вы все об этом знаете, недопустимо. С другими могло происходить то же самое, но другим образом.
Всего в этой жизни не попробовать, не перепробовать, не сделать, не пережить. В каждое дело, даже только ради любопытства, свой нос не сунешь. Но о том, с чем чаще всего в жизни приходится сталкиваться, можно и нужно узнавать. Пробовать, пытаться, интересоваться, такой подход к жизни должен стать привычкой. Это в интересах каждого, кто хочет жить как можно более независимой жизнью и обладать знаниями, которым можно полностью доверять. Не нужно делать все, нужно стараться уметь делать многое из того, что важно в жизни. Или хотя бы знать, как что-то делается, благодаря своему наблюдению за процессом. Опыт обязательно должен дополнять теорию, какой бы совершенной она не была. У человека должен быть стержень в виде знаний, которые он получил через взаимодействие с внешним миром, чтобы он мог на него опереться каждый раз, когда какие-то теоретические знания будут вызывать у него сомнение относительно своей правдивости.
5. Опыт личности
Профессиональный и жизненный опыт личности включает в себя знания, навыки, умения, привычки. В общем плане опыт личности определяет ее культуру, а в профессиональном – ее подготовленность.
ЗНАНИЯ – это система понятий и представлений об окружающей нас действительности и о себе. Знания выполняют чрезвычайно важную и исключительную в своем роде функцию. Приобретаются они как в процессе обучения, так и в ходе практической деятельности. Знания в конечном итоге всегда служат достижению практических целей. Однако они могут значительно обгонять существующие в настоящее время практические потребности. В этих случаях они прокладывают пути для будущей практической деятельности.
Знания подразделяются на научные и эмпирические. К первым из них относятся такие, которые вырабатываются наукой – этой специально организуемой деятельностью общества по производству нового знания о закономерностях окружающей нас действительности. Вся многосложная система научных знаний состоит из множества подсистем знаний философских (о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления) и специальных (физико-математических, геологических и т.
Эмпирические – это те знания, которые формируются в результате практики, житейского опыта, жизненных наблюдений и обобщений.
Знания бывают истинными, т. е. соответствующими самим предметам и явлениям действительности, их свойствам и отношениям, и ложными – несоответствующими самим предметам (их свойствам, отношениям).
Кроме того, знания бывают достоверными и вероятными. Достоверность есть такой способ существование истины «для нас», при котором соответствие между нашими знаниями и объектом и само знание этого соответствия являются полностью установленными. Достоверность есть такое состояние знания, которое означает полную обоснованность, доказанность его истинности. Достоверным является знание, проверенное и подтвержденное практикой как основным критерием. Вероятностное знание означает такое его состояние, когда соответствие между ним и объектом выступает для субъекта как установленное лишь частично, обоснованное до степени – меньшей, чем достоверность.
Достоверные знания выражаются в форме категорических, безусловных высказываний или целых систем таких высказываний. Формой выражения вероятных знаний являются всевозможные предположения или системы предположительных высказываний. Предположения и есть высказывания, несущие в себе вероятное знание. Научные данные в каждый данный момент своего развития и именно в силу этого развития содержат в составе своих подсистем как достоверные знания, выражаемые в научных теориях, так и вероятные, выражаемые в научных предположениях – гипотезах. Эмпирические знания тоже содержат не только достоверные понятия и представления.
С вопросом логической обоснованности знаний до той или иной степени вероятности или до уровня достоверности с точки зрения социального субъекта не следует смешивать вопрос о психологической уверенности или неуверенности – сомнения в достоверности знаний с точки зрения субъекта индивидуального. Дело в том, что к знаниям действительно достоверным тот или иной человек может относиться все же с сомнением в силу различных причин – ввиду неосведомленности, непонимания, чрезмерной личной критичности, негативистских настроений и других личных особенностей. С другой стороны, к знаниям вероятным индивидуум может относится как к достоверным – опять-таки в силу личной неосведомленности, недостаточной критичности, неопытности, повышенной внушаемости и т. д. И еще один существенный момент в общей характеристике знаний.
На первый взгляд может показаться, что знания – в том числе и научные – это всегда продукт индивидуального труда отдельных лиц – исследователей, первооткрывателей, ученых-теоретиков и т. д. Однако следует учитывать, что знания в каждый данный момент истории общества появлялись, появляются и могут появляться лишь на основе ранее выработанных обществом знаний. Даже научные открытия – т. е. получение сугубо нового знания – не могут появляться на «голом» месте. Поэтому знания – это всегда совокупный продукт общественного (общественно-исторического) и индивидуального труда.Индивидуальные знания характеризуются широтой, глубиной, гибкостью, прочностью и степенью систематизированности.
Широта знаний – это их разносторонность, охват большого круга вопросов, касающихся нескольких областей науки. Глубина определяется проникновением в сущность предметов и явлений.
Гибкость знаний – это их переносимость с одних предметов и явлений на другие. Прочность – это закрепленность знаний в памяти. Систематизированность знаний – их упорядоченность, «выстроенность» понятий и представлений, составляющих их содержание, в единую относительно целостную систему, что весьма эффективно способствует закреплению знаний в памяти, их расширению и «извлечению» из памяти для практического использования. Систематические знания представляют собой систему тесно взаимосвязанных понятий, наиболее удобную для усвоения, хранения в памяти и практического пользования в жизни и деятельности. Практические знания отражают связи и отношения предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность. Теоретические знания отражают не непосредственные чувственные свойства предметов, а их общие существенные отношения.
Представляет интерес высказывание К.А.Т имирязева о соотношении широты и глубины знаний. Он подчеркивал, что надо знать обо всем понемногу, но все о немногом.
Знания как общественное достояние (и прежде всего – научные) усваиваются личностью в процессе учения – образования и самообразования, а также в процессе общения, в результате функционирования средств массовой коммуникации – кино, радио, телевидение и т.
Процесс овладения знаниями уже выработанными обществом делится на три этапа: а) восприятие знаний; б) осмысливание их и запоминание; в) актуализация и применение на практике.
Восприятие понятий и представлений, как известно, осуществляется в самых различных формах – посредством чтения, прослушивания, зрительного ознакомления с самими изучаемыми предметами или их моделями – рисунками, схемами, чертежами, макетами и т. п. Восприятие понятий и представлений – равно как и их осознание – зависит от предшествующей подготовки личности, от жизненной значимости их для данной личности, от ее интересов, увлечений и ряда других личных качеств.
На качество восприятия знаний оказывают влияние потребности и интересы личности. На их основе складывается личностная значимость знаний.Осознание и последующее запоминание требует мыслительной деятельности. Осознание новых понятий есть процесс отражения их в системе понятий и представлений, уже усвоенных данной личностью. Вновь усваиваемое понятие должно найти «свое» место среди тех понятий, которые уже имеются в сознании человека и тем самым дополнить, обогатить уже имеющуюся систему знаний. При этом усвоение тех или иных понятий и представлений требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности. Сознательное отражение окружающего нас мира всегда есть результат самого тесного и органического взаимодействия: а) непосредственных впечатлений человека от явлений действительности и б) вырабатываемых обществом и воспринимаемых личностью понятий и представлений.
Актуализация знаний, т. е. оживление их в памяти и признание актуальными для данного случая (для решения данной задачи, проблемы) с последующим практическим их использованием зависит от глубины их осознания, от системности знаний, взаимной связи элементов знаний между собой и, с другой стороны, от потребности, от остроты необходимости в этих знаниях.
Чем чаще актуализируются знания, тем более они предрасположены к последующей актуализации. Знания, которые длительное время не актуализируются, представляют собой «пассивный запас» и могут быть забыты полностью.При актуализации знаний порой имеет место следующая трудность. Параллельно системе усвоенных теоретических знаний складывается замкнутая система эмпирических знаний, функционирующих безотносительно к теории. Тогда в ходе решения практических задач первая из этих системы актуализируется, что и вызывает затруднение в применении знаний.
опыта | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
См. Опыт (значения) для других значений
Опыт как общее понятие включает в себя знание, умение или наблюдение за чем-то или событием, полученные в результате вовлечения или воздействия на этот предмет или событие. [1] История слова опыт тесно связана с понятием эксперимент . Например, слово «опыт» можно использовать в таком утверждении, как: «У меня есть опыт рыбалки».
Понятие опыта обычно относится к ноу-хау или процедурным знаниям, а не к пропозициональным знаниям: обучение на рабочем месте, а не книжное обучение. Философы называют знание, основанное на опыте, «эмпирическим знанием» или « апостериорным знанием».
Исследование опыта имеет давнюю традицию в континентальной философии. Опыт играет важную роль в философии Сёрена Кьеркегора. Немецкий термин Erfahrung , часто переводимый на английский язык как «опыт», имеет несколько иное значение, подразумевая связность жизненного опыта.
Человек, обладающий значительным опытом в определенной области, может получить репутацию эксперта.
Некоторые религиозные традиции (такие как виды буддизма, Сурат Шабд Йога, мистицизм и пятидесятничество) и образовательные парадигмы, например, обусловленные обучением новобранцев (также известные как «учебные лагеря»), подчеркивают эмпирический характер эпистемология человека. Это контрастирует с альтернативами: традициями догмы, логики или рассуждения. Участники таких видов деятельности, как туризм, экстремальные виды спорта и рекреационное употребление наркотиков, также склонны подчеркивать важность опыта.
Содержание
- 1 Виды опыта
- 1.1 Физический опыт
- 1.2 Психический опыт
- 1.3 Эмоциональный опыт
- 1.4 Духовный опыт
- 1.5 Опыт
- 1.6 Социальный опыт
- 1.7 Виртуальный опыт и игровые симуляторы
- 1.8 Непосредственность опыта
- 1.9 Субъективный опыт
- 2 Контексты опыта
- 3 Изменения в опыте через историю
- 4 Альтернативы опыту
- 5 Письмо
- 6 Арт.
- 7 См. также
- 8 Каталожные номера
- 9 Внешние ссылки
Типы опыта
Слово «опыт» может относиться, несколько двусмысленно, как к необработанным умственно непосредственно воспринимаемым событиям, так и к предполагаемой мудрости, полученной в последующем размышлении над этими событиями или их интерпретации.
Некоторый опыт мудрости накапливается со временем, [2] хотя можно также испытать (и получить общий мудрый опыт) одно конкретное мгновенное событие.
Можно также различать (например) физический, ментальный, эмоциональный, духовный, альтернативный и виртуальный опыт(ы).
Физический опыт
- Основная статья: Физическое свойство
Физический опыт возникает всякий раз, когда изменяется объект или окружающая среда. [3] Другими словами, физические переживания относятся к наблюдаемым. Они не обязательно должны включать модальные свойства или ментальные переживания.
Умственный опыт
- Основная статья: Разум
Умственный опыт включает в себя аспекты интеллекта и сознания, воспринимаемые как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли все бессознательные познавательные процессы. Термин может косвенно относиться к мыслительному процессу. Психический опыт и его связь с физическим мозгом составляют область философских дебатов: некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт. [4]
Математики могут служить примером совокупного умственного опыта в подходах и навыках, с которыми они работают. Математический реализм, как и реализм в целом, считает, что математические объекты существуют независимо от человеческого разума. Таким образом, люди не изобретают математику, а скорее открывают ее и испытывают на себе, и любые другие разумные существа во Вселенной, по-видимому, поступали бы так же. Эта точка зрения рассматривает только один вид математики как открываемый; он видит треугольники, прямые углы и кривые, например, как реальные объекты, а не только творения человеческого разума. Некоторые работающие математики поддержали математический реализм, поскольку они видят, что испытывают на себе естественные объекты. Примеры включают Пола Эрдёша и Курта Гёделя. Гёдель верил в объективную математическую реальность, которую можно воспринимать аналогично чувственному восприятию. Некоторые принципы (например, для любых двух объектов существует совокупность объектов, состоящая именно из этих двух объектов) могут быть непосредственно признаны истинными, но некоторые предположения, такие как континуум-гипотеза, могут оказаться неразрешимыми уже на основании таких данных. принципы. Гёдель предположил, что квазиэмпирическая методология, такая как опыт, может предоставить достаточно доказательств, чтобы можно было обоснованно предположить такое предположение. С опытом существуют различия в зависимости от того, какое существование предполагается иметь у математических объектов и откуда мы знаем о них. [ цитирование требуется ]
Эмоциональный опыт
- Основная статья: Эмоция
Люди могут рационализировать влюбленность (и выход из нее) как «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют организованные браки по договоренности, могут использовать эмоциональный опыт людей, чтобы повлиять на выбор партнера. [5] Понятие эмоционального опыта также фигурирует в понятиях эмоционального интеллекта [6] и эмпатии.
Духовный опыт
- Основная статья: Религиозный опыт
Ньюберг и Ньюберг представляют взгляд на духовный опыт. [7]
Experiencee
- Основная статья: Религиозный опыт
Опыт experiencor. [8] Мистики могут описывать свои видения как «духовные переживания». Тем не менее, психология может объяснить те же самые переживания с точки зрения измененных состояний сознания, которые могут возникать случайно из-за (например) очень высокой температуры, инфекций, таких как менингит, лишение сна, голодание, кислородное голодание, азотный наркоз (глубокое погружение), психоз, височная эпилепсия или травматический несчастный случай. Люди также могут достичь такого опыта более осознанно с помощью признанных мистических практик, таких как сенсорная депривация или методы контроля над разумом, гипноз, медитация, молитва или мистические дисциплины, такие как медитация на мантры, йога, суфизм, йога сновидений или сурат-шабда-йога). Некоторые «примитивные религии» поощряют духовный опыт посредством приема психоактивных веществ, таких как алкоголь и опиаты, но чаще всего с энтеогенными растениями и веществами, такими как каннабис, Salvia divinorum , псилоцибиновые грибы, пейот, ДХМ, аяхуаска или дурман . Другой способ вызвать духовный опыт через измененное состояние сознания включает психоакустику, бинауральные ритмы или свето-звуковую стимуляцию.
Социальный опыт
- Основная статья: Социализация
Взросление и жизнь в обществе может способствовать развитию и наблюдению за социальным опытом. [9] Социальный опыт обеспечивает людей навыками и привычками, необходимыми для участия в жизни их собственных обществ по мере формирования самого общества 9. 0110 [ нужна ссылка ] посредством множества общих переживаний, формирующих нормы, обычаи, ценности, традиции, социальные роли, символы и языки.
Виртуальный опыт и игры-симуляторы
- Основная статья: Виртуальная реальность
Использование компьютерного моделирования может позволить человеку или группе людей получить виртуальный опыт в виртуальной реальности. [10] В ролевых играх «опыт» (и его приобретение) рассматривается как важный, измеримый и ценный товар. Многие ролевые видеоигры, например, имеют единицы измерения, используемые для количественной оценки или помощи в продвижении персонажа игрока в игре, называемые очками опыта.
Непосредственность опыта
Кто-то, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором принимал участие, имеет «первый опыт». Непосредственный опыт типа «ты должен был быть там» может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подверженным ошибкам в чувственном восприятии и личной интерпретации.
Опыт, полученный из вторых рук, может предложить более богатые ресурсы: он записан и/или обобщен от непосредственных наблюдателей или людей, получивших опыт, или от инструментов, и потенциально может выражать несколько точек зрения.
Опыт из третьих рук, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах, может (даже при наличии достоверных сведений) потенциально опасно приблизиться к слепому почитанию авторитета.
Субъективный опыт
Субъективный опыт может включать в себя состояние индивидуальной субъективности, восприятие, на котором человек строит свое собственное состояние реальности; реальность, основанная на взаимодействии человека с окружающей средой. субъективный опыт зависит от индивидуальной способности обрабатывать данные, хранить и усваивать их. Например: наши чувства собирают данные, которые мы затем обрабатываем в соответствии с биологическим программированием (генетикой), неврологическими сетевыми отношениями и другими переменными, такими как относительность.
- перенаправление Шаблон: Неоднозначная ссылка
и т. д. Шаблон: Ха, все это влияет на наше индивидуальное восприятие любой данной ситуации таким образом, что делает его субъективным.
Контексты опыта
Опыт играет важную роль в экспериментальных группах. [11]
Изменения в опыте на протяжении истории
Некоторые постмодернисты предполагают, что природа человеческого опыта (совершенно независимо от деталей переживаемого окружения) претерпела качественные изменения при переходе от досовременного к современному к постмодерну. [12]
Альтернативы опыту
Иммануил Кант противопоставлял опыт разуму: «В самом деле, ничто не может быть вреднее или недостойнее философа, чем вульгарное обращение к так называемому опыту. существовали бы вообще, если бы в свое время эти учреждения были созданы в соответствии с идеями». [13]
Письмо
Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе под названием «Опыт» (опубликовано в 1844 г. ), в котором он просит читателей игнорировать эмоции, которые могут оттолкнуть их от божественного; он дает несколько пессимистическое представление о трансцендентализме, связанном с Эмерсоном.
Art
В 2005 году арт-группа Monochrom организовала серию хэппенингов, которые иронично подхватили значение термина «опыт»: Experience the Experience. 3wes rgg setaa
См. также
- Опыт работы с клиентами
- Эмпиризм
- Опыт (события)
- Уровень опыта
- Опыт (практика)
- Опыт эконом
- Опытное обучение
- Эмпирический маркетинг
- Эмпирическая психотерапия
- Уровень опыта работы
- Жизненный опыт
- Откройте для себя опыт
- Восприятие
Ссылки
- ↑ Сравните различные современные определения, данные в OED (2-е издание, 1989 г.): «[…] 3. Фактическое наблюдение за фактами или событиями, рассматриваемое как источник знаний. […] 4. а. Факт быть сознательно субъектом состояния или условия или быть сознательно затронутым событием. […] b. В религиозном использовании: состояние ума или чувство, формирующее часть внутренней религиозной жизни; человека) в отношении религиозного чувства.[..] 6. То, что было пережито; события, которые произошли в пределах знания отдельного человека, сообщества, человечества в целом, либо в определенный период, либо вообще.[. ..] 7. а. Знание, полученное в результате фактического наблюдения или того, что человек испытал […] 8. Состояние, когда человек был занят в какой-либо области обучения или практики, в делах в целом или в жизненном общении. , степень или продолжительность времени, в течение которого человек был так занят, способности, навыки, суждения и т. д. приобретенный.»
- ↑ Обратите внимание, например, на Левитт, Хайди М. (1999). Развитие мудрости: анализ опыта тибетского буддизма. Журнал гуманистической психологии 39 (2): 86–105.
- ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг , Берлин: Springer International. «Вы, я думаю, согласитесь, что в нашем восприятии мира все приходит к нам через чувства […]»
- ↑ (1993) Народная психология и философия сознания , 437, Рутледж. Доступ к URL-адресу 2009-12-01. «Некоторые теоретики идентичности изначально утверждали, что идентичность мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт».
- ↑ Ким, Юнгсик, Элейн Хэтфилд (2004). Типы любви и субъективное благополучие: кросс-культурное исследование. Социальное поведение и личность 32 (2): 173–182.
- ↑ Обратите внимание на рукопись Университета Нью-Гэмпшира 1994 года, написанную Дж. Майером и М. Килпатриком: «Обработка горячей информации становится более точной при открытом эмоциональном опыте», цитируется в 9.0279 Пресная вода, Рассвет, Теодор Стикли (2004). Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Справочная служба медсестер 11 (2): 91–98.
- ↑ Ньюберг, Эндрю Б.; Ньюберг, Стефани К. (2005), «Нейропсихология религиозного и духовного опыта», у Палуциана, Раймонда Ф.; Park, Crystal L., Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
- ↑ Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
- ↑ Сравнивать: Блюмин, Стюарт М. (1989). Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900 , 434, издательство Кембриджского университета. Доступ к URL-адресу 2009-12-02.
- ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг г., Берлин: Springer International. «С появлением компьютеров можно создавать симуляции для обеспечения виртуальной реальности [. ..]»
- ↑ Браун, Нина В. [1998] (2003). Психообразовательные группы: процесс и практика , 2, 263, Рутледж. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 06 марта 2010 г. «Экспериментальная групповая деятельность может быть эффективной частью психообразовательных групп».
- ↑ Сравните: (1996) Время: современный и постмодернистский опыт , 192, Wiley-Blackwell. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 21 января 2010 г.
- ↑ Кант, Иммануил (1781 г.). «Книга 1, раздел 1» Критика чистого разума .
Внешние ссылки
Посмотрите эту страницу в Викисловаре
:
Опыт
- Опытный проект
- The Virtual Experience Company
- redirectTemplate:Philosophy
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Опыт | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
См. Опыт (значения) для других значений
Опыт как общее понятие включает в себя знание, умение или наблюдение за чем-то или событием, полученные в результате вовлечения или воздействия на этот предмет или событие. [1] История слова опыт тесно связана с понятием эксперимент . Например, слово «опыт» можно использовать в таком утверждении, как: «У меня есть опыт рыбалки».
Понятие опыта обычно относится к ноу-хау или процедурным знаниям, а не к пропозициональным знаниям: обучение на рабочем месте, а не книжное обучение. Философы называют знание, основанное на опыте, «эмпирическим знанием» или « апостериорным знанием».
Исследование опыта имеет давнюю традицию в континентальной философии. Опыт играет важную роль в философии Сёрена Кьеркегора. Немецкий термин Erfahrung , часто переводимый на английский язык как «опыт», имеет несколько иное значение, подразумевая связность жизненного опыта.
Человек, обладающий значительным опытом в определенной области, может получить репутацию эксперта.
Некоторые религиозные традиции (такие как виды буддизма, Сурат Шабд Йога, мистицизм и пятидесятничество) и образовательные парадигмы, например, обусловленные обучением новобранцев (также известные как «учебные лагеря»), подчеркивают эмпирический характер эпистемология человека. Это контрастирует с альтернативами: традициями догмы, логики или рассуждения. Участники таких видов деятельности, как туризм, экстремальные виды спорта и рекреационное употребление наркотиков, также склонны подчеркивать важность опыта.
Содержание
- 1 Виды опыта
- 1.1 Физический опыт
- 1.2 Психический опыт
- 1.3 Эмоциональный опыт
- 1.4 Духовный опыт
- 1.5 Опыт
- 1.6 Социальный опыт
- 1.7 Виртуальный опыт и игровые симуляторы
- 1.8 Непосредственность опыта
- 1.9 Субъективный опыт
- 2 Контексты опыта
- 3 Изменения в опыте через историю
- 4 Альтернативы опыту
- 5 Письмо
- 6 Арт.
- 7 См. также
- 8 Каталожные номера
- 9 Внешние ссылки
Типы опыта
Слово «опыт» может относиться, несколько двусмысленно, как к необработанным умственно непосредственно воспринимаемым событиям, так и к предполагаемой мудрости, полученной в последующем размышлении над этими событиями или их интерпретации.
Некоторый опыт мудрости накапливается со временем, [2] хотя можно также испытать (и получить общий мудрый опыт) одно конкретное мгновенное событие.
Можно также различать (например) физический, ментальный, эмоциональный, духовный, альтернативный и виртуальный опыт(ы).
Физический опыт
- Основная статья: Физическое свойство
Физический опыт возникает всякий раз, когда изменяется объект или окружающая среда. [3] Другими словами, физические переживания относятся к наблюдаемым. Они не обязательно должны включать модальные свойства или ментальные переживания.
Умственный опыт
- Основная статья: Разум
Умственный опыт включает в себя аспекты интеллекта и сознания, воспринимаемые как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли все бессознательные познавательные процессы. Термин может косвенно относиться к мыслительному процессу. Психический опыт и его связь с физическим мозгом составляют область философских дебатов: некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт. [4]
Математики могут служить примером совокупного умственного опыта в подходах и навыках, с которыми они работают. Математический реализм, как и реализм в целом, считает, что математические объекты существуют независимо от человеческого разума. Таким образом, люди не изобретают математику, а скорее открывают ее и испытывают на себе, и любые другие разумные существа во Вселенной, по-видимому, поступали бы так же. Эта точка зрения рассматривает только один вид математики как открываемый; он видит треугольники, прямые углы и кривые, например, как реальные объекты, а не только творения человеческого разума. Некоторые работающие математики поддержали математический реализм, поскольку они видят, что испытывают на себе естественные объекты. Примеры включают Пола Эрдёша и Курта Гёделя. Гёдель верил в объективную математическую реальность, которую можно воспринимать аналогично чувственному восприятию. Некоторые принципы (например, для любых двух объектов существует совокупность объектов, состоящая именно из этих двух объектов) могут быть непосредственно признаны истинными, но некоторые предположения, такие как континуум-гипотеза, могут оказаться неразрешимыми уже на основании таких данных. принципы. Гёдель предположил, что квазиэмпирическая методология, такая как опыт, может предоставить достаточно доказательств, чтобы можно было обоснованно предположить такое предположение. С опытом существуют различия в зависимости от того, какое существование предполагается иметь у математических объектов и откуда мы знаем о них. [ цитирование требуется ]
Эмоциональный опыт
- Основная статья: Эмоция
Люди могут рационализировать влюбленность (и выход из нее) как «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют организованные браки по договоренности, могут использовать эмоциональный опыт людей, чтобы повлиять на выбор партнера. [5] Понятие эмоционального опыта также фигурирует в понятиях эмоционального интеллекта [6] и эмпатии.
Духовный опыт
- Основная статья: Религиозный опыт
Ньюберг и Ньюберг представляют взгляд на духовный опыт. [7]
Experiencee
- Основная статья: Религиозный опыт
Опыт experiencor. [8] Мистики могут описывать свои видения как «духовные переживания». Тем не менее, психология может объяснить те же самые переживания с точки зрения измененных состояний сознания, которые могут возникать случайно из-за (например) очень высокой температуры, инфекций, таких как менингит, лишение сна, голодание, кислородное голодание, азотный наркоз (глубокое погружение), психоз, височная эпилепсия или травматический несчастный случай. Люди также могут достичь такого опыта более осознанно с помощью признанных мистических практик, таких как сенсорная депривация или методы контроля над разумом, гипноз, медитация, молитва или мистические дисциплины, такие как медитация на мантры, йога, суфизм, йога сновидений или сурат-шабда-йога). Некоторые «примитивные религии» поощряют духовный опыт посредством приема психоактивных веществ, таких как алкоголь и опиаты, но чаще всего с энтеогенными растениями и веществами, такими как каннабис, Salvia divinorum , псилоцибиновые грибы, пейот, ДХМ, аяхуаска или дурман . Другой способ вызвать духовный опыт через измененное состояние сознания включает психоакустику, бинауральные ритмы или свето-звуковую стимуляцию.
Социальный опыт
- Основная статья: Социализация
Взросление и жизнь в обществе может способствовать развитию и наблюдению за социальным опытом. [9] Социальный опыт обеспечивает людей навыками и привычками, необходимыми для участия в жизни их собственных обществ по мере формирования самого общества 9. 0110 [ нужна ссылка ] посредством множества общих переживаний, формирующих нормы, обычаи, ценности, традиции, социальные роли, символы и языки.
Виртуальный опыт и игры-симуляторы
- Основная статья: Виртуальная реальность
Использование компьютерного моделирования может позволить человеку или группе людей получить виртуальный опыт в виртуальной реальности. [10] В ролевых играх «опыт» (и его приобретение) рассматривается как важный, измеримый и ценный товар. Многие ролевые видеоигры, например, имеют единицы измерения, используемые для количественной оценки или помощи в продвижении персонажа игрока в игре, называемые очками опыта.
Непосредственность опыта
Кто-то, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором принимал участие, имеет «первый опыт». Непосредственный опыт типа «ты должен был быть там» может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подверженным ошибкам в чувственном восприятии и личной интерпретации.
Опыт, полученный из вторых рук, может предложить более богатые ресурсы: он записан и/или обобщен от непосредственных наблюдателей или людей, получивших опыт, или от инструментов, и потенциально может выражать несколько точек зрения.
Опыт из третьих рук, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах, может (даже при наличии достоверных сведений) потенциально опасно приблизиться к слепому почитанию авторитета.
Субъективный опыт
Субъективный опыт может включать в себя состояние индивидуальной субъективности, восприятие, на котором человек строит свое собственное состояние реальности; реальность, основанная на взаимодействии человека с окружающей средой. субъективный опыт зависит от индивидуальной способности обрабатывать данные, хранить и усваивать их. Например: наши чувства собирают данные, которые мы затем обрабатываем в соответствии с биологическим программированием (генетикой), неврологическими сетевыми отношениями и другими переменными, такими как относительность.
- перенаправление Шаблон: Неоднозначная ссылка
и т. д. Шаблон: Ха, все это влияет на наше индивидуальное восприятие любой данной ситуации таким образом, что делает его субъективным.
Контексты опыта
Опыт играет важную роль в экспериментальных группах. [11]
Изменения в опыте на протяжении истории
Некоторые постмодернисты предполагают, что природа человеческого опыта (совершенно независимо от деталей переживаемого окружения) претерпела качественные изменения при переходе от досовременного к современному к постмодерну. [12]
Альтернативы опыту
Иммануил Кант противопоставлял опыт разуму: «В самом деле, ничто не может быть вреднее или недостойнее философа, чем вульгарное обращение к так называемому опыту. существовали бы вообще, если бы в свое время эти учреждения были созданы в соответствии с идеями». [13]
Письмо
Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе под названием «Опыт» (опубликовано в 1844 г. ), в котором он просит читателей игнорировать эмоции, которые могут оттолкнуть их от божественного; он дает несколько пессимистическое представление о трансцендентализме, связанном с Эмерсоном.
Art
В 2005 году арт-группа Monochrom организовала серию хэппенингов, которые иронично подхватили значение термина «опыт»: Experience the Experience. 3wes rgg setaa
См. также
- Опыт работы с клиентами
- Эмпиризм
- Опыт (события)
- Уровень опыта
- Опыт (практика)
- Опыт эконом
- Опытное обучение
- Эмпирический маркетинг
- Эмпирическая психотерапия
- Уровень опыта работы
- Жизненный опыт
- Откройте для себя опыт
- Восприятие
Ссылки
- ↑ Сравните различные современные определения, данные в OED (2-е издание, 1989 г.): «[…] 3. Фактическое наблюдение за фактами или событиями, рассматриваемое как источник знаний. […] 4. а. Факт быть сознательно субъектом состояния или условия или быть сознательно затронутым событием. […] b. В религиозном использовании: состояние ума или чувство, формирующее часть внутренней религиозной жизни; человека) в отношении религиозного чувства.[..] 6. То, что было пережито; события, которые произошли в пределах знания отдельного человека, сообщества, человечества в целом, либо в определенный период, либо вообще.[. ..] 7. а. Знание, полученное в результате фактического наблюдения или того, что человек испытал […] 8. Состояние, когда человек был занят в какой-либо области обучения или практики, в делах в целом или в жизненном общении. , степень или продолжительность времени, в течение которого человек был так занят, способности, навыки, суждения и т. д. приобретенный.»
- ↑ Обратите внимание, например, на Левитт, Хайди М. (1999). Развитие мудрости: анализ опыта тибетского буддизма. Журнал гуманистической психологии 39 (2): 86–105.
- ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг , Берлин: Springer International. «Вы, я думаю, согласитесь, что в нашем восприятии мира все приходит к нам через чувства […]»
- ↑ (1993) Народная психология и философия сознания , 437, Рутледж. Доступ к URL-адресу 2009-12-01. «Некоторые теоретики идентичности изначально утверждали, что идентичность мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт».
- ↑ Ким, Юнгсик, Элейн Хэтфилд (2004). Типы любви и субъективное благополучие: кросс-культурное исследование. Социальное поведение и личность 32 (2): 173–182.
- ↑ Обратите внимание на рукопись Университета Нью-Гэмпшира 1994 года, написанную Дж. Майером и М. Килпатриком: «Обработка горячей информации становится более точной при открытом эмоциональном опыте», цитируется в 9.0279 Пресная вода, Рассвет, Теодор Стикли (2004). Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Справочная служба медсестер 11 (2): 91–98.
- ↑ Ньюберг, Эндрю Б.; Ньюберг, Стефани К. (2005), «Нейропсихология религиозного и духовного опыта», у Палуциана, Раймонда Ф.; Park, Crystal L., Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
- ↑ Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
- ↑ Сравнивать: Блюмин, Стюарт М. (1989). Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900 , 434, издательство Кембриджского университета. Доступ к URL-адресу 2009-12-02.
- ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг г., Берлин: Springer International. «С появлением компьютеров можно создавать симуляции для обеспечения виртуальной реальности [. ..]»
- ↑ Браун, Нина В. [1998] (2003). Психообразовательные группы: процесс и практика , 2, 263, Рутледж. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 06 марта 2010 г. «Экспериментальная групповая деятельность может быть эффективной частью психообразовательных групп».
- ↑ Сравните: (1996) Время: современный и постмодернистский опыт , 192, Wiley-Blackwell. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 21 января 2010 г.
- ↑ Кант, Иммануил (1781 г.). «Книга 1, раздел 1» Критика чистого разума .
Внешние ссылки
Посмотрите эту страницу в Викисловаре
:
Опыт
- Опытный проект
- The Virtual Experience Company
- redirectTemplate:Philosophy
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |