Сущность и этапы статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения
Теория
Статистическое изучение явлений общественной жизни начинается с этапа статистического наблюдения, в соответствии с целями и задачами исследования формируется, массив исходных данных об изучаемом объекте.
Статистическое наблюдение — это научно организованный, планомерный и систематический процесс сбора массовых сведений о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации заранее намеченных существенных признаков.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими и аналитическими службами различных организационных структур.
Формулировка целей и задач статистического наблюдения является исходным этапом организации и проведения любого статистического наблюдения. Цель наблюдения должна быть сформулирована четко и развернуто, с указанием конкретных задач, стоящих перед проводимым наблюдением.
Объект статистического наблюдения
Единицей статистического наблюдения называется первичный, составной элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем регистрируемых признаков.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
программно-методологическая подготовка проведения наблюдения.
организационная подготовка проведения наблюдения.
выбор формы, способа и вида статистического наблюдения;
• проведение статистического наблюдения, сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;
• выработка выводов и предложений по проведению статистического наблюдения.
Программа статистического наблюдения
Программой статистического наблюдения называется перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе проведения статистического наблюдения.
Программа статистического наблюдения должна строиться с учетом следующих требований, предъявляемых к ее разработке:
программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое социально-экономическое явление или процесс, его тип, основные черты, специфические особенности и свойства, значения которых будут использованы при разработке материалов статистического наблюдения.
программа должна включать только те существенные признаки, которые являются отличительными для всех единиц изучаемой совокупности;
содержание программы определяется сущностью, спецификой и отличительными признаками объекта наблюдения и зависит от цели и познавательных задач исследования.
обеспечение полноты и достоверности сбора необходимых сведений, получаемых в ходе статистического наблюдения.
вопросы программы наблюдения должны быть сформулированы четко, кратко и ясно, без допущения двусмысленности их толкования;
программа должна содержать только те вопросы, на которые реально можно получить объективные и достаточно точные ответы;
в программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера, с тем, чтобы ответы на одни из них могли использоваться для контроля ответов на другие.
вопросы в программе должны быть изложены в логической последовательности;
объем программы зависит от материальных, трудовых и финансовых средств, которыми располагают органы, проводящие статистическое наблюдение.
Для проведения статистического наблюдения разрабатывается инструментарий наблюдения, который включает в себя формуляр и инструкцию.
Формуляром статистического наблюдения называется специальный документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы наблюдения. Формуляр наблюдения состоит из двух частей: титульной и адресной. Статистической инструкцией называется документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения формуляра и частично планово-организационные вопросы.
Этапы статистического наблюдения
1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
— определение цели и объекта наблюдения;
— определение состава признаков подлежащих регистрации;
— разработка документов для сбора данных;
— подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;
2.
— непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты).
Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.
Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше информация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.
3. Первичная обработка данных
4. Статистический анализ обработанной информации.
3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию статистического наблюдения
— заключается в анализе причин, которые привели к неверному заполнению статистических формуляров и разработке соответствующих предложений по совершенствованию наблюдения;
В результате статистического наблюдения должна быть получена объективная, сопоставимая, полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно-обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.
Качество и достоверность статистической информации определяют эффективность использования статистики в любой сфере. Трудоёмкая работа по обеспечению необходимыми данными является важнейшей задачей государства.
Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.
Статистическое наблюдение — это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.
Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет статистическим, во-первых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, во-вторых — когда носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные, которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в целом.
Сущность статистическогонаблюдения и его задачи
Всякое статистическое исследование начинается с получения информации, т.е. учета фактов и сбора первичной информации. Научно организованный учет фактов о массовых явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета первичных данных принято называть статистическими наблюдением.
Статистическое наблюдение – это первая стадия любого статического исследования, представляющая собой научно-организованныйпоединойпрограммеучетфактовомассовыхявленияхипроцессах(общественнойжизни)исборполученныхнаосновеэтогоучетамассовыхпервичныхданных.
В зависимости от цели и содержания статической работы первичный материал может быть весьма разнообразным по своей природе и способам изучения (например, перепись населения и оценка потребительского спроса на определенный товар).
Высокая достоверность статистических данных и их полнота обеспечивается научной организацией статистических наблюдений. На основе дефектного материала нецелесообразна последующая статистическая работа.
Статистическое наблюдение в определенном смысле должно учитывать также технику последующей обработки информации и формы представления результатов (характеристики носителей информации).
Таким образом, задачами статического наблюдения являются:
1). Обеспечение полноты информации о изучаемом явлении;
2). Получение достоверной информации;
3). Обеспечение оперативности получения данных (в возможно короткий срок).
Observational Learning: The Complete Guide
by Becton Loveless
Люди нередко представляют себе обучение как действие, которое происходит с помощью книг и лекций. Это называется традиционной моделью обучения, в которой ожидается, что учащиеся будут механически запоминать конкретную информацию. Эта модель уже давно принята в Соединенных Штатах, хотя за последние несколько десятилетий она изменилась по мере проведения дополнительных образовательных реформ. Одним из изменений стало повышенное внимание к наблюдательному обучению, типу социального обучения, которое не обязательно требует какого-либо подкрепления.
Обучение через наблюдение, как следует из его названия, представляет собой тип обучения, когда учащиеся наблюдают за моделью. Учащийся учится, наблюдая за поведением других. Эта социальная модель может быть любым из множества людей, включая членов семьи, учителей или друзей. Социальная модель имеет тенденцию быть особенно сильным наставником, когда они занимают более высокий статус, например, учителя или родителя, и этот эффект особенно силен среди молодых людей. Таким образом, детям может быть особенно полезно иметь сильные социальные модели, которые моделируют для них поведение.
Краткая история
Обучение через наблюдение было тщательно изучено исследователями, проводившими углубленное исследование обучения через наблюдение в 1960-х и 1970-х годах. Альберт Бандура отметил, что дети часто следуют примеру старых социальных моделей, демонстрируя агрессивное поведение, если модели были агрессивными, или действуя более пассивно, если социальная модель была пассивной. Однако это было не единственное исследование наблюдательного обучения. Исследователи также отметили, что дети выносят моральные суждения, подобные тем, которые выносят, например, социальные модели. В течение двух десятилетий исследователи пришли к выводу, что наблюдательное обучение было связано с обучением различными способами, и что ключевой во всех этих случаях была роль моделирования.
Социальная модель
В основе обучения через наблюдение лежит важность социальной модели. Научение через наблюдение настолько мощно, что исследователи поняли, что иногда продемонстрированное ими случайное поведение подхватывалось учащимися и использовалось иногда в совершенно разных контекстах. Таким образом, учащиеся могут иногда наблюдать за поведением и учиться на нем без того, чтобы социальная модель даже намеревалась моделировать поведение для кого-либо еще. Затем учащиеся могут перенести то, что они узнали, в совершенно другую среду. Это имеет серьезные последствия для всех, кто выступает в роли социальной модели, поскольку их поведение может значительно влиять на поведение учащегося, даже если они не собираются этого делать.
Однако учащиеся не просто копируют поведение и повторяют его. Учащиеся также обращают внимание на последствия поведения. В исследованиях, проведенных среди детей, исследователи отметили, что дети наблюдали за тем, что происходило в результате поведения социальной модели. Если поведение поощрялось, дети с большей вероятностью повторяли это поведение. Напротив, дети старались избегать поведения, если за него наказывали. Таким образом, обучение через наблюдение может быть как прямым, так и косвенным.
Социальная модель может попытаться продемонстрировать учащемуся навык и показать его успешный результат, что будет побуждать учащегося к тому же поведению. В других случаях действия социальной модели могут быть вознаграждены. Дети, заметив это, попытаются повторить то же самое еще раз, даже если модель не пыталась намеренно продемонстрировать такое поведение. Или дети могут избегать такого поведения, если модель была наказана. При этом дети, как правило, менее склонны менять свои действия в зависимости от наказаний. Следствием этого было то, что дети вместо этого сильнее реагировали на вознаграждение. Для любого человека в роли социальной модели это означало, что для наиболее сильного поощрения изменений в ребенке в центре внимания модели должно быть вознаграждение, а не наказание.
Формулирование обучения и успеваемости
Для педагогов наблюдательное обучение можно рассматривать двумя разными способами: обучение и результативность. Обучение относится к когнитивной модели, которую формирует человек, а производительность относится к фактической способности повторять задачу. При проверке того, работает ли моделирование среди студентов, инструкторы должны сначала оценить своих студентов, попросив их устно описать задачу. Чем выше способность учащегося описать шаги, тем больший объем обучения он получил. После этого учащимся следует предложить самим повторить задание, что указывает на уровень их успеваемости. Хотя существует корреляция между способностью описать задачу и повторить ее, эти корреляции не всегда идеальны. Иногда может быть разрыв между тем, насколько хорошо учащийся усвоил задание, и тем, насколько хорошо он может выполнить задание.
Возвращаясь к значению вознаграждения по сравнению с наказанием, исследователи обнаружили разрыв между тем, насколько хорошо участники могли повторить задание, основанное на поощрении и наказании. Наблюдая за детьми, исследователи обнаружили, что те, кого поощряли и наказывали за изучение задачи, могли описать, как выполнить задачу, примерно на одинаковом уровне. Другими словами, и те, кого награждали, и те, кого наказывали, имели одинаковый уровень обучения. Однако на практике результаты группы вознаграждения были выше. Эти результаты еще раз подразумевают, что поощрение учащихся было лучшим подходом к обучению студентов, хотя в данном случае, особенно когда речь шла о выполнении задания. Таким образом, учителя могут обнаружить, что учащиеся могут аналогичным образом описать, как выполнять задание, но могут быть не в состоянии одинаково выполнить это задание на практике. Это может быть связано с системой поощрений и наказаний, которую использовал учитель.
Стадии обучения через наблюдение
Исследователи указали на четыре этапа обучения через наблюдение. В начале разработки этой модели обучения Альберт Бандура сформулировал эти этапы, чтобы создать теоретическую систему, с помощью которой учащиеся переходили от первоначального наблюдения к реальной практике. На самом раннем этапе обучения учащимся в первую очередь необходимо обращать внимание. Учителя должны принять к сведению важность внимания к обучению. Это не должно вызывать удивления, но уровень внимания, которое учащийся уделяет инструктору, влияет на то, сколько он выучит. Это ничем не отличается от наблюдательных учащихся. Учащийся должен наблюдать за тем, что происходит, и обращать внимание на этапы выполнения задачи. Однако то, сколько внимания уделяет учащийся, может зависеть от нескольких различных факторов. Исследователи обнаружили, что степень, в которой наблюдатель отождествлял себя с моделью, влияла на степень обучения. Это говорит о том, что учителя должны стараться развивать хорошие отношения со своими учениками, которые будут способствовать более активному наблюдению в процессе обучения.
Второй этап модели обучения с наблюдением включал запоминание. Этот этап должен быть достаточно простым для понимания учащимися. То, чему учат, должно быть сохранено, а наблюдатели должны запечатлеть в памяти то, что они наблюдали. То, сколько наблюдатель удерживает, зависит от того факта, что ему нужно было обратить внимание, что само по себе зависело от того, насколько он отождествлял себя с моделью. Однако на удержание влияют и другие факторы. Иногда существуют неотъемлемые характеристики, которые влияют на то, сколько студент сохранил. В других случаях у разных учащихся были разные стратегии удержания, которые помогали им более эффективно запоминать то, что они узнали. Удержание редко будет одинаковым между учащимися, учитывая разнообразие населения, что может потребовать от моделей моделировать поведение более одного раза для некоторых учащихся. Помня, что есть разница между обучения по сравнению с успеваемостью , на этом этапе можно проверить степень обучения, попросив учащихся повторить шаги задания.
Третьей стадией процесса обучения через наблюдение была стадия инициации. На этом этапе учащиеся теперь должны продемонстрировать эффективность, самостоятельно повторив задание. Наблюдатель должен продемонстрировать, что он способен повторить то, чему его научили. На этом этапе ожидается, что наблюдатель обладает всеми необходимыми навыками для повторения задачи, но это может быть не так. Некоторые задачи могут быть достаточно сложными, чтобы затруднить воспроизведение. Особенно это касается физических навыков. Учащиеся могут наблюдать за моделью, но может потребоваться практика, чтобы повторить задание физически, даже если они могут в точности описать то, что происходит. Физическое повторение особенно сложно при выполнении сложных физических задач, которые возникают в таких областях, как спорт или музыка. Для многих учителей это может быть не проблемой, которой они должны заниматься. Однако при повторении определенных задач, таких как обращение с оборудованием в лабораторном эксперименте, могут быть нюансы, которые влияют на повторение учащимся того, что он наблюдал. Именно здесь повторение и практика помогают улучшить успеваемость ученика.
Заключительный этап обучения через наблюдение представляет собой не столько этап, сколько описание одной характеристики, необходимой для обучения. А именно, студенты должны быть мотивированы, чтобы учиться. Студенты с высокой мотивацией с большей вероятностью захотят воссоздать поведение, которое они наблюдают. Это влияет на степень внимания, которое они уделяют, влияет на их удержание и влияет на их стремление физически воспроизвести поведение. Таким образом, учителя не могут сбрасывать со счетов важность этого качества среди учащихся. Насколько это возможно, учителя должны делать все возможное, чтобы поощрять мотивацию своих учеников, чтобы улучшить как обучение, так и выполнение задания.
Примеры обучения через наблюдение
Нетрудно увидеть, в скольких ситуациях может применяться обучение через наблюдение. Например, дети перенимают все виды поведения от своих родителей. Они могут наблюдать, как их родители стирают, например, складывают одежду, и демонстрируют способность делать то же самое. Дети на игровой площадке могут наблюдать, как других детей наказывают за грубую игру, и избегать такого поведения, чтобы избежать наказания самих себя. И снова дети могут наблюдать, как другие дети играют в игру, и сами усваивают правила, просто наблюдая.
Это также имеет значение для обучения в классе. Возьмем, к примеру, научный эксперимент. Описать, как может проходить научный эксперимент, возможно, но повторить сам эксперимент может быть гораздо сложнее. В этом случае для преподавателя естественных наук было бы важно провести своих студентов через эксперимент для себя, шаг за шагом. Однако преподаватель естественных наук не должен ограничивать наблюдательное обучение только наблюдением за инструктором. Вместо этого преподаватели могут также поддерживать учащихся в классе, объединяя более продвинутых учащихся с теми, кто испытывает трудности с экспериментом. Сверстники могут помочь смоделировать эксперимент для более медленных учащихся, шаг за шагом проводя их через эксперимент.
Сама концепция взаимного обучения приобретает особое значение, если учесть, что степень, в которой учащийся наблюдает и запоминает информацию, во многом зависит от степени, в которой он идентифицирует себя с инструктором. Учащимся может быть трудно идентифицировать себя со своим учителем, но им может быть гораздо легче идентифицировать себя со своими сверстниками. Для задач, которые можно наблюдать и моделировать, может быть полезно объединять учащихся с другими учениками. Таким образом, учителя могут увеличить вероятность того, что учащиеся будут обращать внимание на задание и запоминать информацию. Студенты также могут чувствовать себя более мотивированными, наблюдая за своими сверстниками. Хорошо это или плохо, но социальное влияние и давление играют роль в поведении почти каждого. Влияние социальных сверстников может побудить учащихся хотеть хорошо выполнить задание, мотивируя их уделять больше внимания во время моделирования поведения. Это, в свою очередь, способствовало бы большей наблюдательности, запоминанию и более сильному желанию повторить задачу для себя.
Скрытое обучение и обучение через наблюдение
Последнее замечание об обучении через наблюдение состоит в том, что оно связано с другой важной теорией обучения, концепцией латентного обучения. При латентном обучении люди учатся навыкам и способности делать что-то без четких указаний. Они не проявляют эти навыки, пока их не попросят сделать это. Например, учащийся может наблюдать, как кто-то регулярно выполняет задание. Возвращаясь к примеру ребенка, который наблюдает, как его родители складывают одежду, ребенок может затем научиться складывать одежду самостоятельно, но никогда не демонстрировать навык, пока его не попросят.
Важным выводом здесь является то, что обучение происходит постоянно, даже если нет намерения учить человека. Моделируя поведение детей, можно косвенно поощрять навыки. Дети будут наблюдать за родителями, которые читают дома, и тогда у этих детей будет мотивация читать для себя. Это эффект обучения через наблюдение, поскольку оно приучает детей к чтению. Однако, если в среде есть образовательные ресурсы, которые они могут прочитать, дети в конечном итоге будут читать о разных образовательных концепциях и навыках. Затем они могут продемонстрировать эти навыки в классе, даже если их никто специально не учил. Таким образом, наблюдательное обучение и латентное обучение могут работать вместе, чтобы стимулировать навыки у учащихся, которые проявляются, когда учащийся находится в классе.
Примеры обучения через наблюдение | YourDictionary
Описание
Обсервационное обучение мальчика, играющего доктора
Источник
Nikola Stojadinovic / E+ / Getty
. наблюдая за другими. Открытый психологом-педагогом Альбертом Бандурой в 1986 году, этот тип обучения часто включается в стиль прогрессивного образования и может влиять на человека, группу людей, нацию или культуру. Продолжайте читать, чтобы увидеть примеры обучения через наблюдение как для детей, так и для взрослых.
Понимание обучения через наблюдение
Итак, что такое обучение через наблюдение и что такое имитация? Подражание происходит, когда человек копирует поведение другого человека, когда он это делает. Обучение через наблюдение происходит в результате наблюдения за другим человеком, но выполняется позже и не может быть объяснено каким-либо другим образом.
Четыре этапа обучения через наблюдение:
- внимание — наблюдатель обращает внимание на поведение другого человека
- удержание — наблюдатель сохраняет поведение в своей памяти воспроизвести поведение
Этот тип обучения также включает в себя концепцию избегания поведения. Когда наблюдатель видит, как другой человек ведет себя определенным образом и получает негативное последствие, он учится не вести себя так, чтобы избежать таких же последствий.
Примеры обучения через наблюдение для детей
Если вы войдете в дошкольную игровую кухню или на открытый трек для трехколесного велосипеда, вы увидите результаты обучения через наблюдение на работе. Дополнительные примеры обучения детей через наблюдение включают:
- Младенец учится выражать и понимать выражение лица
- Ребенок учится жевать
- Увидев, как старшего брата или сестру наказывают за то, что он взял печенье без спроса, младший ребенок не берет куки без разрешения
- Ребенок учится ходить
- Ребенок учится играть в игру, наблюдая за другими
- Ребенок показывает, что он научился основным этапам приготовления пищи, делая это на игровой кухне в своем классе
- Ребенок изучает научную концепцию с помощью демонстрации учителя
- Увидев свою мать, маленькая девочка показывает, что научилась держать ребенка, правильно ходить с ребенком на руках
- Ребенок демонстрирует наблюдательное обучение тому, как правильно водить машину, делая соответствующие движения, увидев родителя за рулем
- Молодой мальчик размахивает бейсбольной битой без специального обучения после посещения бейсбольного матча
- Девочка смотрит баскетбольный матч, затем бросает в кольцо без явного обучения тому, как это делать
- Без предыдущего опыта, ребенок надевает роликовые коньки и катается на коньках без обучения
- Ученица учится не жульничать, наблюдая, как другого ученика наказывают за жульничество
- Девочка видит, как другой ребенок падает на лед перед ней, поэтому она не наступает на лед
- Девочка учится стричь собственный газон, наблюдая, как соседи стригут свои газоны
Примеры обучения через наблюдение для взрослых
Большая часть обучения, которое происходит при обучении через наблюдение, происходит, когда дети наблюдают за взрослыми.