50. Виды мышления. Шпаргалка по общей психологии
50. Виды мышления. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
50. Виды мышления
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.
Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.
Практически-действенное мышление применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении несравнимо более сложных задач.
Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.
Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.
Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.
Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.
26.
Виды общения26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и
1.6. Виды помощи
1.6. Виды помощи По составу участвующих помощь может быть индивидуальной и групповой. В первом случае речь идет о межиндивидуальном взаимодействии, во втором — индивидуально-групповом или межгрупповом взаимодействии (например, помощь всей деревни погорельцам, как это
4.3. Виды альтруизма
4.3. Виды альтруизма Самопожертвование. Особо надо выделить такой вид альтруизма, как самопожертвование. Самопожертвование — это жертвование собой ради блага других. Вспомним рассказ старухи Изергиль из одноименной повести М. Горького о подвиге юного красавца Данко,18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
50. Виды мышления
50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача
2. Виды мобильности
2. Виды мобильности Мобильность может быть горизонтальной и вертикальной. В свою очередь, вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. В случае вертикальной нисходящей мобильности говорят о потере профессионального статуса, при восходящей – о
Виды памяти
Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям
Основные виды мышления
Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,
29. Виды мышления
29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным
ВИДЫ СК
ВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя
Виды ревности
Виды ревности Ревность классически делится на виды:Ревность-суперосторожностьОбладательница именно такого вида ревности практически счастливица и настоящая разведчица. Во-первых, ты не позволишь какой-нибудь суперледи приударить за твоим любимым в твоем присутствии.
Виды ревности
Виды ревности Ревность классически делится на виды:
Любовь и ее виды
Любовь и ее виды Мы все мечтаем о любви. Она – основной двигатель и побудитель нашей жизни. Любовь и голод правят миром. Какая она, любовь? И как понять, настоящая или нет? Мы так часто говорим: «Я тебя люблю», что слово уже почти ни к чему не обязывает. Мы говорим его, когда
4. Виды шопинга
4. Виды шопинга Увлечение шопингом можно разделить по группам людей, которые им занимаются, и видам товара. Так, например, можно выделить женский и мужской шопинг. Многими признается также наличие детского и подросткового шопинга. По наименованию товаров можно выделить
Виды мышления
Виды мышления Как только желание сформулировано, можно начинать мыслить. И сейчас мы научимся это делать.Существует несколько видов мышления, которые сильно различаются по своим возможностям:• описательное;• структурное;• функциональное.Эти три варианта мышления
Особые виды мышления
Особые виды мышления Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают
2) Охарактеризуйте основные типы мышления.
У человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов мышления.Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних знаний из других (например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности. Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью решения указанных выше задач, обращаются и другие люди.
Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Практическим мышлением каждодневно занимаются все без исключения люди.
Психологи давно обратили внимание на то, что в результате мышления одних людей рождается нечто новое — такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представления. Результатом мышления других людей являются решения таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения. В связи с этим возникло деление видов мышления на продуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.
Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.
Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время ученые, изучающие мышление человека, предпочитают пользоваться названиями: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».
Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человека, который рассуждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — называют человеком с интуитивным мышлением.
Еще одним часто встречающимся примером интуитивного мышления может быть следующий случай. Занимаясь решением какой-либо задачи, человек на определенном этапе поиска вдруг начинает чувствовать, что он находится на правильном пути и вот-вот найдет нужное решение. Это решение пока не найдено, но чувство подсказывает человеку, что он на правильном пути. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути. Интуитивное мышление, как правило, является неосознаваемым: человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.
Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.
Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.
Все виды мышления, которые мы уже определили, и те виды мышления, которые мы определим далее, предназначены для нахождения истинных знаний или для решения задач. Есть, однако, еще один, особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. Он получил название «аутистическое мышление».
Это название происходит от слова «аутизм», которое переводится на русский язык любым из следующих словосочетаний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных переводах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания. Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безудержной фантазии представляет и решает какие-либо задачи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мышление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит решение какой-либо задачи, не соответствующее этой действительности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.
В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих — прагматиками, реалистами. Те виды мышления, которые мы выделили и определили, классифицированы в соответствии со статическим принципом, а те виды мышления, о которых пойдет речь дальше, выделены и описаны в соответствии с генетическим принципом.
Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.
Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.
Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.
Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления.
Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная сохранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изучения интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логическое, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.
6 типов мыслительных процессов и как их использовать
Каждый день ваш мозг производит тысячи мыслей. Одно исследование, проведенное группой психологов, показало, что у среднестатистического человека ежедневно возникает более 6000 мыслей, которые постоянно фильтруются и направляют наши действия.
Неудивительно, что эмоциональное выгорание является обычным явлением, особенно для тех из нас, кто слишком много думает и, таким образом, постоянно перегружает свои когнитивные мышцы.
Мы учимся думать с самого раннего возраста, и образ нашего мышления меняется по мере того, как мы взрослеем. Мы становимся более способными улавливать тонкости, более эффективно решать проблемы и использовать прошлый опыт для вынесения суждений (хороших или плохих).
Существует множество различных типов мыслительных процессов, но давайте разобьем их на шесть категорий, чтобы помочь вам понять, какие из них наиболее эффективны в различных ситуациях и как вы можете использовать новые способы мышления.
Но сначала давайте кратко определим, что такое мыслительный процесс.
Подробнее: Почему мышление по принципу «все или ничего» может привести к проблемам на работе
Что такое мыслительный процесс?
Мыслительный процесс — это то, как вы формируете и организуете свои мысли. Мышление включает в себя ряд навыков, которые вы развили с течением времени, включая рассуждение, решение проблем, суждение и запоминание.
Когда вы думаете, ваш разум оживает благодаря воображению, воспоминаниям и даже мечтам. Вспомните те моменты, когда вы думаете про себя: как я пришел к этой мысли? Я думал совсем о другом. Ваш мыслительный процесс привел вас к другой мысли и месту для размышлений, независимо от того, планировали вы это или нет.
Итак, каковы основные типы мыслительных процессов и когда они наиболее полезны?
Тип мыслительного процесса №1: Конкретное мышление
Начнем с самого простого. Конкретное мышление — довольно буквальный мыслительный процесс. Он фокусируется на том, что физически находится перед вами, и на фактах, в которых вы уверены. Он не требует большого творчества и больше ориентирован на практичность.
Например, тот, кто думает только конкретно, может не понять каламбур или шутку, так как он сосредотачивается на буквальном значении слов. Маленькие дети полагаются на конкретное мышление, чтобы осмыслить свой ранний опыт, и это наш основной способ мышления и восприятия.
Подробнее: 4 теста на неявные ассоциации, которые изменят ваше мышление на рабочем месте
Тип мыслительного процесса № 2: Абстрактное мышление
Абстрактное мышление, с другой стороны, больше связано с концепциями и идеями, чем с физическими фактами. Тем не менее, абстрактное мышление по-прежнему дает вам возможность понимать реальные понятия, такие как эмоции или любовь, но эти понятия не такие четкие. Абстрактное мышление позволяет вам устанавливать связи с тем, что вас окружает, на основе более глубоких переживаний и процессов, включая сенсорные детали и ассоциации.
Абстрактное мышление важно для нас, чтобы понимать и извлекать смысл из искусства, метафор и даже юмора. Это позволяет нам мыслить и говорить образно и анализировать ситуации, а не принимать их только за чистую монету.
Подробнее: 9 женщин-комиков, которые будут транслироваться на Netflix
Тип мыслительного процесса № 3: Креативное мышление
Многие школьные учителя подчеркивают важность творческого мышления. Это классическая концепция «думать нестандартно», когда вы используете абстрактное мышление для создания решений или новых идей на основе наблюдений и впечатлений.
Мозговой штурм — пример творческого мышления. Вместо того, чтобы просто поглощать и обдумывать то, что вас окружает, творческое мышление позволяет вам сделать шаг вперед, стимулируя ум, создавать и решать, используя свои собственные навыки.
Подробнее: 6 моментов, когда вы проявляете себя наиболее творчески
Тип мыслительного процесса № 4: рефлексивное мышление
Рефлексивное мышление также может привести к решению проблем и созданию оригинальных концепций и работ. Но этот мыслительный процесс связан с размышлениями об опыте, связыванием его со своими воспоминаниями и знаниями и попыткой осмыслить факты, поскольку они связывают друг друга.
Когда вы пытаетесь принять важное решение или решить сложную проблему, рефлексивное мышление дает вам время обдумать свои варианты, обратить внимание на то, как ваше тело физически реагирует, и задействовать свои навыки и знания. Этот мыслительный процесс помогает вам более уверенно и эффективно принимать решения.
Подробнее: 7 основных вопросов для размышлений о своей карьере
Тип мыслительного процесса №5: Критическое мышление
Критическое мышление — это сочетание конкретного, абстрактного и творческого мышления. Вы должны быть в состоянии выкачать некоторые из своих мнений и эмоций и сосредоточиться на фактах перед вами; но вам также нужно решать проблемы и мыслить творчески.
Критическое мышление может помочь вам, например, определить проблему еще до того, как она возникнет. Вы можете выяснить, что может пойти не так в проекте или эксперименте, и использовать творческое мышление, чтобы найти лучшее решение. Это процесс формирования суждения, основанный на более объективной оценке рассматриваемого вопроса.
Тип мыслительного процесса № 6: Ассоциативное мышление
Одним из видов творческого мышления является ассоциативное мышление, с помощью которого вы пытаетесь открыть свой разум для свободного мышления, связывая различные мысли и идеи с тем, что приходит естественным образом. Это может быть отличным упражнением, позволяющим освободиться и принять то, что вы пытаетесь отбросить в сторону. Это может привести к изобретательности и самопознанию.
Одно исследование показало, что творческие учащиеся, практикующие ассоциативное мышление, сообщают о «ощущении или ощущении того, что их находят посредством мысли, а не находят». Таким образом, ассоциативное мышление помогает вам оставаться открытым для того, что происходит, вместо того, чтобы направлять свой разум в определенные места.
Есть много типов мышления. Существует ли правильный мыслительный процесс?
Так вот, это основные общие категории мыслительных процессов, но многие другие подпадают под них. Например, линейное мышление — это тип конкретного мышления, при котором мысли формируются по порядку или пошагово. Целостное мышление — это его противоположность, когда вы можете видеть более широкую картину и то, как компоненты и мысли соотносятся друг с другом, не двигаясь просто в одном направлении.
У некоторых из нас есть склонность к определенным типам мышления. Если вы говорите, что человек более практичен, он любит конкретные детали и, как правило, хорошо мыслит критически. Творческие типы используют абстрактное и ассоциативное мышление, чтобы иметь возможность сказать или выразить что-то новое и глубокое.
Нет правильного или неправильного мыслительного процесса, но очевидно, что некоторые из них лучше других в определенных ситуациях. Если вы застряли на рабочем проекте, решении или проблеме, попробуйте ассоциативное мышление, чтобы открыть свой разум для новых возможностей. Ремонтируя что-то в своем доме, возможно, придерживайтесь конкретного, более критического мышления.
Когда вы идете на комедийное шоу, помните, что когда вы способны понять метафору или шутку, вы напрягаете свой абстрактно мыслящий мозг.
Подробнее: 9 вакансий для специалистов по творческому письму, где вы действительно сможете использовать свою степень
11 типов мышления Максвелла
Вы когда-нибудь задумывались, не соответствует ли ваш уровень жизненного успеха тому уровню, о котором вы думаете? Чувствуете ли вы иногда, что если бы вы подтолкнули свой образ мыслей и раскрыли истинный потенциал своих мыслей, вы бы добились большего успеха в жизни? Вы, вероятно, задавались этим вопросом, потому что знаете, что это правда. Хорошая новость заключается в том, что каждый может раскрыть истинный потенциал своих мыслей, если знает наилучшие методы превращения своих мыслей в реальность. Как и все остальное, чтобы стать хорошим мыслителем, нужно время и практика.
В книге Джона К. Максвелла «Как думают успешные люди» (ссылка на превью книги на Amazon) он объясняет, что после 40 лет изучения успешных людей он обнаружил, что все они похожи в одном: в том, как они думают. В своей книге он описывает 11 различных типов мышления, как их использовать и почему они полезны и приведут к успеху. Он подчеркивает тот факт, что его описания каждого типа мышления «не пытаются сказать вам, что думать; они пытаются научить вас думать». Кроме того, он объясняет, что «по мере знакомства с каждым навыком вы обнаружите, что некоторые из них преуспевают, а другие — нет. Научитесь развивать каждый из этих видов мышления, и вы станете мыслить лучше».
Наряду с каждым типом мышления, перечисленным ниже, приводится краткое изложение предложений Максвелла о том, как использовать каждый из них, и вопрос, который он предлагает для каждого из них.
«Развивайте масштабное мышление»
Масштабное мышление требует дисциплины, терпения и немного смелости. Чтобы мыслить масштабно, вы должны быть готовы иметь дело со сложными, разнообразными и неоднозначными идеями, учиться на каждом опыте (хорошем и плохом), слушать и учиться у разных людей и осмелиться расширить свой мир. Согласно Максвеллу, «мышление в целом придает человеческому мышлению целостность и зрелость», и это достигается за счет расширения кругозора.
Когда дело доходит до того, чтобы стать масштабным мыслителем, зависит от того, насколько вы позволяете себе идти против течения мира. Многие люди видят непосредственную или краткосрочную сторону вещей, поэтому, если вы научитесь смотреть на вещи с целостной точки зрения, вы будете на шаг впереди них. В конечном счете, ключ в том, чтобы не смотреть на вещи только с одной точки зрения.
«Думаю ли я за пределами себя и своего мира, чтобы обрабатывать идеи с целостной точки зрения?»
«Занимайтесь сфокусированным мышлением»
Сосредоточенное мышление — это настоящее испытание преданности делу, которое требует жертв и самоотверженности. Чтобы заниматься целенаправленным мышлением, вы должны сначала осознать, что вам нужно быть готовым отказаться от некоторых вещей. Сосредоточенного мышления можно достичь, только сузив поле мысли и сосредоточив внимание на тех областях, которые приносят плоды. По словам Максвелла, «быть готовым отказаться от некоторых вещей, которые вы любите, чтобы сосредоточиться на том, что оказывает наибольшее влияние, — это нелегкий урок. Но чем раньше вы примете это, тем скорее сможете посвятить себя совершенству в самом важном».
Как только вы это сделаете, вы сможете постоянно поддерживать сфокусированное мышление, устраняя отвлекающие факторы, выделяя время для непрерывного сосредоточенного мышления, устанавливая четкие, достижимые, но сложные цели и выделяя время, чтобы сделать шаг назад и оценить свой прогресс.
«Посвятил ли себя устранению отвлекающих факторов и мысленного беспорядка, чтобы я мог ясно сосредоточиться на реальной проблеме?»
«Используйте творческое мышление»
Хотя верно то, что некоторые люди более склонны к творческому мышлению, чем другие, творческое мышление все же может быть изучено и усовершенствовано каждым. В то время как креативность чаще всего ассоциируется с оригинальностью, Максвелл утверждает, что «творческое мышление не обязательно является оригинальным мышлением… Чаще всего творческое мышление представляет собой совокупность других мыслей, обнаруженных по пути». Когда творческое мышление рассматривается с этой точки зрения, оно, вероятно, становится немного менее пугающим для нетворческого человека.
Итак, каковы практические способы открыть для себя острые ощущения от творческого мышления? Во-первых, вы должны удалить убийц креативности. Лучший способ сделать это — поместить себя в творческую среду, которая поощряет творчество, индивидуальность, инновации и свободу мечтать или выходить за рамки, и поместить себя в компанию других творческих людей. По словам Максвелла, «творчество заразительно», и «чем больше времени вы будете проводить с творческими людьми, занимаясь творческой деятельностью, тем более творческим вы станете».
Вы также можете улучшить свое творческое мышление, задавая правильные вопросы. Тренер по менеджменту сэр Энтони Джей сказал об этом лучше всего: «Нетворческий ум может находить неправильные ответы, но требуется творческий ум, чтобы находить неправильные вопросы». Наконец, творческого мышления можно достичь, просто выйдя из собственной зоны комфорта. Путешествуйте по новым местам, читайте на новые темы и знакомьтесь с новыми людьми. Творческие прорывы, скорее всего, произойдут, когда вы выйдете из своей коробки.
«Работаю ли я над тем, чтобы вырваться из своей «коробки» ограничений, чтобы исследовать идеи и варианты для осуществления творческих прорывов?»
«Используйте реалистичное мышление»
В то время как творческое мышление следует использовать, когда вы можете позволить себе неудачу, реалистичное мышление следует использовать перед лицом неудачи. Поскольку реалистичное мышление требует объективности, способ мыслить реалистично — это искать истину и быть честным с самим собой. Чтобы улучшить реалистичное мышление, Максвелл подчеркивает важность представления наихудшего сценария. Он говорит: «Если вы представляете наихудший случай и честно исследуете его, то вы действительно пережили проверку реальностью. Ты готов ко всему».
Максвелл также советует привести свое мышление в соответствие со своими ресурсами. Вы можете загнать себя в тупик, если у вас не будет достаточно ресурсов, чтобы приспособиться к своим мыслям. Когда все сказано и сделано, реалистичное мышление требует истинной оценки истины.
«Строю ли я прочный умственный фундамент на фактах, чтобы я мог думать с уверенностью?»
«Используйте стратегическое мышление»
Если вы способны сформулировать планы, которые помогут достичь желаемой цели, значит, вы мыслите стратегически. Согласно Максвеллу, на пути к достижению цели посредством стратегического мышления первым шагом является разбиение проблемы на более управляемые части для повышения эффективности. Как сказал Генри Форд, «нет ничего особенно сложного, если разделить его на небольшие задачи».
Затем Максвелл объясняет, что при реализации плана вы должны спросить «почему», прежде чем «как», чтобы вы могли определить реальные цели, тщательно проанализировать свои ресурсы и поставить нужных людей на нужные места. Самое главное, стратегическое мышление должно быть непрерывным. Чтобы по-настоящему мыслить стратегически, вы никогда не должны отказываться от цели.
«Выполняю ли я стратегические планы, которые задают мне направление на сегодня и повышают мой потенциал на завтра?»
«Исследуйте возможности мышления»
Чтобы научиться думать о возможностях, все, что вам действительно нужно сделать, это обуздать свое внутреннее «я» семилетнего ребенка. Когда вы были ребенком, вы мечтали о большем и игнорировали невозможное. Вот что значит быть мыслителем возможностей. Мыслители возможностей — это такие люди, как Уолт Дисней и Джордж Лукас, которые давали волю своему воображению и никогда не поддавались популярной критике. Согласно Максвеллу, самый простой способ изучить возможности мышления — это держаться подальше от «экспертов», искать позитивные возможности, несмотря на обстоятельства, мечтать о большем, подвергать сомнению статус-кво и черпать вдохновение у некоторых великих деятелей.
«Высвобождаю ли я энтузиазм мысли о возможностях, чтобы найти решения даже для кажущихся неразрешимыми проблем?»
«Учитесь на рефлексивном мышлении»
Подобно сосредоточенному мышлению, рефлексивное мышление требует, чтобы вы выделяли время. Наша культура сегодня такова, что не многие люди принимают участие в рефлексивном мышлении. Рефлексивное мышление требует времени и усилий, которые могут быть трудными в условиях нашей напряженной жизни. Максвелл советует вести календарь или журнал, чтобы отслеживать свои прошлые мысли или переживания. Затем, когда вы найдете время для размышлений, задайте себе ценные вопросы и запишите все хорошие мысли, которые приходят вам в голову. По словам Максвелла, «мысленно посещая прошлые ситуации, вы можете мыслить с большим пониманием».
«Регулярно ли я возвращаюсь к прошлому, чтобы обрести истинную перспективу и мыслить с пониманием?»
«Вопрос популярного мышления»
Максвелл утверждает, что критика популярного мышления требует «готовности быть непопулярным и выходить за рамки нормы». Этот тип мышления приобретается в основном благодаря вашему мышлению, а не действенным методам. По словам Максвелла, один из лучших способов эффективно подвергнуть сомнению популярное мышление — это остановиться и подумать, прежде чем следовать ему, оценить мышление, отличное от вашего собственного, и принять идею о том, что вам некомфортно.
Также полезно попробовать что-то новое по-новому и выйти из своей рутины, например, выбрать другой маршрут на работу, посетить новый ресторан или пообщаться с разными людьми. Когда вы начнете пробовать что-то в первый раз, вам будет намного легче начать подвергать сомнению популярное мышление.
Сознательно ли я отказываюсь от ограничений обычного мышления, чтобы достичь необычных результатов?»
«Выгода от совместного мышления»
Чтобы быть хорошим мыслителем, а также хорошим лидером, жизненно важно понимать ценность совместного мышления. Смирение — ключевое качество человека, успешно использующего совместное мышление. Это требует, чтобы вы больше сосредотачивались на мыслях окружающих вас людей, чем на своих собственных мыслях. По словам Максвелла, отличный способ добиться успеха в совместном мышлении — это перейти от мышления конкуренции к мышлению сотрудничества.
С более практической точки зрения, совместное мышление также может быть значительно улучшено, если собрать за столом нужных людей (выбрав лучших людей с объективной точки зрения) и иметь повестку дня при встрече. Но, как уже говорилось ранее, совместное мышление начинается со смирения и сотрудничества.
«Последовательно ли я включаю головы других, чтобы думать «не по своей голове» и достигать сложных результатов?»
«Практикуйте бескорыстное мышление»
Имеет смысл только то, что Максвелл поместил бескорыстное мышление сразу после совместного мышления в свой список. В конце концов, он решительно подразумевал, что совместное мышление требует бескорыстного мышления. На первый взгляд бескорыстное мышление кажется довольно резким и сухим, но все же может быть трудно найти способы активно им заниматься.
Максвелл предлагает несколько советов, которые помогут вам погрузиться в бескорыстные мысли. Он советует активно подвергать себя ситуациям, когда у людей есть потребности. Бескорыстное мышление может быть трудным, если вы постоянно находитесь в ситуациях, когда нет возможности отдавать или заботиться о других. Он также предлагает постоянно проверять свои мотивы и брать пример с Бенджамина Франклина, который спрашивал себя утром: «Что хорошего я собираюсь сделать сегодня?», а вечером спрашивал: «Что хорошего я сделал сегодня?»
«Обдумываю ли я постоянно других и их путь, чтобы думать с максимальным сотрудничеством?»
«Положитесь на итоговое мышление»
Максвелл описывает практический результат как желаемый результат или вывод. В некотором смысле, итоговое мышление похоже на масштабное мышление в том смысле, что оно охватывает более широкую перспективу. Например, чтобы организация преуспела в мышлении о результатах, она должна сосредоточить большую часть своего внимания на своем общем видении или цели.