Особенности мышления
Определение 1
Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.
Мышление включает в себя следующие особенности:
Опосредованный характер
Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.
Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.
Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.
Мышление опирается на законы явлений
Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.
Мышление рождается из наблюдения
Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.
Мышление проявляется в словесной форме
Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».
Мышление базируется на жизненном опыте
Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.
Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.
Психология мышления. — Специфика и особенности мышления.
Страница 11 из 42
Специфика и особенности мышления.
Специфичность мышления заключаются в том, что:
— мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
— лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
— мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические качества человеческого мышления, — связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями (см. рис. 2):
Рис. 2. Особенности протекания процесса мышления
1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся о памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
<< Предыдущая — Следующая >>
Концепция мышления: определения, характеристики и инструменты
Примечания к экзамену CTET: развитие ребенка и педагогика (CDP)
Тема: Язык и мышление
МЫШЛЕНИЕ
Мышление — это сложный процесс , который
включает в себя манипулирование информацией по мере того, как мы формируем концепции.
, рассуждениях и принятии решений. Мышление — это высшее познавательное
функция и анализ мыслительных процессов является частью когнитивной психологии.
Мышление — это модель поведения, при которой мы используем внутренние представления
(символы, знаки и т. д.) о
вещах и событиях для решения какой-либо конкретной, целенаправленной
задачи. Определения Мышления :
Росс : Мышление является умственной деятельностью 9001.
Колесник: Мышление есть реорганизация
понятий.
Вудворт: Мышление — это ментальное
Исследование для нахождения
Решение проблемы.
o
Это
один из 90 наиболее важных аспектов 9012 когнитивного поведения.
o
Это
зависит как от восприятия, так и от памяти.
o
Мышление
— это умственный процесс, который начинается с проблемы и заканчивается ее
решением.
o
Это
включает следы и ошибки; анализ и синтез; предвидение и задним числом.
o
Это
— символическое поведение.
o
Это
— познавательная деятельность.
o
Оно
всегда направлено на достижение какой-то цели.
o
Это
отличается от мечтаний и воображения.
o
Это
— поведение, связанное с решением проблем.
o Мышление — это символическая деятельность. (например: инженеры используют мысленные символы для разработки плана зданий)
o
Здесь
— это мысленное исследование, а не моторное исследование.
(например: , если человек запирается в комнате, а
теряет ключи и начинает искать их в разных местах, то это становится
моторным исследованием; но если он пытается придумать разные способы, как добраться
из комнаты, тогда это становится умственным исследованием- МЫШЛЕНИЕ. )
Обязательно к прочтению: Типы мышления
ИнструментыМышления: 1. Восприятия,
2. Образы/предметы, 3. Понятия, 4.
Символы и Знаки, 5. Язык.
- Восприятия : Умственное впечатление о чем-то
воспринимаемом органами чувств, рассматриваемом как основной компонент в формировании понятий
называется восприятием. Восприятия — это распознавание и интерпретация сенсорных стимулов
, основанные главным образом на памяти. Таким образом, восприятие представляет собой воспринимаемую форму внешних раздражителей.
Восприятие также связывает ощущения от всех органов чувств в единое целое. - Изображения / Объекты : Часто изображения используются как
инструмент мышления. Эти образы могут быть изображениями личного опыта
объектов, людей или сцен, которые мы действительно видели, слышали или чувствовали. Эти мысленные образы символизируют
актуальные объекты, переживания и действия. - Понятия: Понятие — это «общая идея», которая
обозначает общий класс и представляет собой общую характеристику всех объектов
или событий этого общего класса. Формирование понятия экономит наши усилия в мышлении.
вообще, т.е. включая женщин. Таким образом, обобщенный «человек» есть понятие. - Символы и знаки: Представляют собой &
, обозначающие замену реальных предметов, переживаний и действий. например Светофор
, железнодорожные сигналы, школьные звонки, песни, лозунги и т. д. символизируют выражение.
Таким образом, символы и знаки стимулируют и экономят мышление. Они говорят нам сразу
что делать или как действовать. - Язык: Служит не только связующим звеном для
взаимосвязи, но и действует как инструмент мышления. Он состоит из слов, поэтому
использует символы; иногда мы используем жесты в нашем языке. Когда кто-то слушает,
чтение или письмо побуждают думать. Язык — наиболее эффективное и развитое средство процесса мышления.
Примечание: Вам понравился пост? Пожалуйста, сообщите нам в своем комментарии ниже ..!!
<<<Развитие и педагогика детей
16 характеристик критически мыслящих людей
Подпишитесь на Entrepreneur за $5
Подписывайся
Интуиция заслуживает доверия после того, как вы исследовали глубже, чтобы получить информацию и понимание.
По Дип Патель
Мнения, выраженные участниками Entrepreneur , являются их собственными.
Альберт Эйнштейн, Генри Форд, Мария Кюри, Зигмунд Фрейд… вот лишь некоторые из критических мыслителей, сформировавших нашу современную жизнь.
Критическое мышление — это больше, чем просто накопление фактов и знаний; это способ приблизиться ко всему, что в настоящее время занимает ваш разум, чтобы прийти к наилучшему заключению. Критически мыслящие люди сосредоточены на постоянном обновлении своих знаний и занимаются независимым самообучением. Из них получаются одни из лучших лидеров, потому что они могут достигать новых уровней самосовершенствования и самореализации.
Если вы надеетесь полностью раскрыть свой потенциал и оставить свой след в мире, культивируйте следующие 16 характеристик критического мышления.
1. НаблюдениеНаблюдение — это один из самых первых навыков критического мышления, которым мы овладеваем в детстве. Это наша способность воспринимать и понимать окружающий мир. Тщательное наблюдение включает в себя нашу способность документировать детали и собирать данные с помощью наших органов чувств. Наши наблюдения в конечном итоге приведут к проницательности и более глубокому пониманию мира.
Связано с: 4 Изменения пищевых привычек, которые могут повысить ваше критическое мышление
2. ЛюбознательностьЛюбопытство — основная черта многих успешных лидеров. По своей природе любознательность и интерес к миру и людям вокруг вас является отличительной чертой лидеров с критическим мышлением. Вместо того, чтобы принимать все за чистую монету, любознательный человек будет задаваться вопросом, почему что-то именно так.
Чем старше мы становимся, тем легче отбросить то, что может показаться детским любопытством. Любопытство заставляет вас сохранять непредубежденность и побуждает к получению более глубоких знаний — все это также имеет основополагающее значение для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни.
3. ОбъективностьХорошие критически мыслящие люди способны оставаться максимально объективными при рассмотрении информации или ситуации. Они сосредоточены на фактах и на научной оценке имеющейся информации. Объективные мыслители стремятся не допустить, чтобы их эмоции (и эмоции других) влияли на их суждения.
Однако люди не могут оставаться полностью объективными, потому что все мы сформированы нашими точками зрения, нашим жизненным опытом и нашими взглядами. Осознание своих предубеждений — это первый шаг к объективности и беспристрастному взгляду на проблему. Как только вы сможете отстраниться от ситуации, вы сможете более тщательно ее проанализировать.
Связанный: Используйте эту простую математическую задачу, чтобы запустить критическое мышление на полную мощность ты думаешь о вещах. Критически мыслящим людям необходим самоанализ, чтобы они осознавали степень своей бдительности и внимательности, а также свои предубеждения. Это ваша способность исследовать свои сокровенные мысли, чувства и ощущения. Самоанализ тесно связан с самоанализом, который дает вам представление о вашем эмоциональном и психическом состоянии.
5. Аналитическое мышлениеЛучшие аналитические мыслители также являются критическими мыслителями, и наоборот. Способность анализировать информацию является ключевой при рассмотрении чего угодно, будь то контракт, отчет, бизнес-модель или даже отношения.
Анализ информации означает разбиение информации на составные части и оценку того, насколько хорошо эти части функционируют вместе и по отдельности. Анализ опирается на наблюдение; по сбору и оценке доказательств, чтобы вы могли прийти к осмысленному заключению. Аналитическое мышление начинается с объективности.
6. Выявление предубежденийКритически мыслящие люди ставят перед собой задачу определить доказательства, формирующие их убеждения, и оценить, заслуживают ли доверия эти источники. Это поможет вам понять свои собственные предубеждения и подвергнуть сомнению свои предвзятые представления.
Это важный шаг к тому, чтобы понять, как предубеждения влияют на ваше мышление, и понять, когда информация может быть искажена. Просматривая информацию, спросите себя, кому эта информация приносит пользу. Есть ли у источника этой информации повестка дня? Упускает ли источник из виду или опускает информацию, которая не поддерживает его утверждения или убеждения?
По теме: Большинство выпускников говорят, что колледж научил их малому количеству навыков критического мышления
7. Определение релевантности рассмотрение. Во многих сценариях вам будет представлена информация, которая может показаться ценной, но может оказаться, что это лишь второстепенная точка данных для рассмотрения.Подумайте, является ли источник информации логически релевантным обсуждаемому вопросу. Действительно ли это полезно и беспристрастно, или это просто отвлечение от более важного вопроса?
8. ВыводИнформация не всегда сопровождается кратким изложением, в котором точно разъясняется, что она означает. Критически мыслящие люди должны оценивать информацию и делать выводы на основе необработанных данных. Вывод — это способность экстраполировать значение данных и обнаруживать потенциальные результаты при оценке сценария.
Также важно понимать разницу между выводом и предположением. Например, если вы видите данные о том, что кто-то весит 260 фунтов, вы можете предположить, что у него избыточный вес или он нездоров. Однако другие данные, такие как рост и состав тела, могут изменить этот вывод.
См. также: 6 препятствий на пути творческого мышления и способы их преодоления
9. Сострадание и сопереживание.Наличие сострадания и сочувствия может показаться негативным для критически мыслящих людей. В конце концов, сентиментальность и эмоциональность могут исказить наше восприятие ситуации. Но суть сострадания в том, чтобы заботиться о других и ценить благополучие других людей.
Без сострадания мы бы рассматривали всю информацию и ситуации с точки зрения холодных, бессердечных научных фактов и данных. Было бы легко позволить нашему цинизму стать ядовитым и относиться с подозрением ко всему, на что мы смотрим. Но чтобы быть хорошим критическим мыслителем, мы всегда должны учитывать человеческий фактор. Не все, что мы делаем, связано с обособленными данными и информацией — это также касается и людей.
10. СмирениеСмирение – это готовность признать свои недостатки и точно увидеть свои положительные качества. Когда у вас есть смирение, вы осознаете свои недостатки, но также и свои сильные стороны, и это важный элемент критического мышления и готовности расширить и открыть свой разум.
Когда у вас есть интеллектуальное смирение, вы открыты для точек зрения других людей, вы понимаете, когда вы не правы, и вы готовы бросить вызов своим собственным убеждениям, когда это необходимо.
11. Готов бросить вызов статус-кво.Критическое мышление означает подвергать сомнению устоявшиеся методы ведения бизнеса и отказываться придерживаться традиционных методов просто потому, что так делалось всегда. Критически мыслящие люди ищут умные, продуманные ответы и методы, которые учитывают всю текущую и актуальную информацию и доступные методы. Их готовность бросить вызов статус-кво может показаться спорной, но это неотъемлемая часть творческого и новаторского мышления критического мыслителя.
12. НепредубежденностьСпособность отступить от ситуации и не впутываться в нее помогает критически мыслящим людям увидеть более широкий взгляд. Критически мыслящие люди избегают пускаться в яростные споры или принимать чью-либо сторону — они хотят услышать все точки зрения. Критически мыслящие люди не спешат с выводами. Они подходят к вопросу или ситуации непредвзято и принимают другие мнения и взгляды.
13. Осведомлен о типичных ошибках мышления.Критически мыслящие люди не позволяют своей логике и рассуждениям затуманиваться иллюзиями и заблуждениями. Они знают о распространенных логических ошибках, то есть ошибках в рассуждениях, которые часто вкрадываются в споры и дебаты. Некоторые распространенные ошибки в мышлении включают в себя:
Круговое рассуждение, в котором предпосылка аргумента или заключения используется в качестве поддержки самого аргумента.
Когнитивное предубеждение, при котором вы упорно придерживаетесь предпочтительной точки зрения или аргумента, когда существуют другие, более эффективные возможности или объяснения.
Запутанная корреляция с причинно-следственной связью. Другими словами, утверждение, что когда два события происходят вместе, одно вызывает другое. Без прямых доказательств это предположение не оправдано.
Критически мыслящие люди также в значительной степени являются творческими мыслителями. Творческие мыслители отвергают стандартные форматы решения проблем — они мыслят нестандартно. У них широкий круг интересов, и они принимают различные точки зрения на проблему. Они также открыты для экспериментов с различными методами и рассмотрения различных точек зрения.
Самая большая разница между критически мыслящими и творческими мыслителями заключается в том, что творчество связано с генерированием идей, а критическое мышление связано с анализом и оценкой этих идей. Креативность важна для внедрения новых идей; критическое мышление может более четко сфокусировать эти идеи.
15. Эффективные коммуникаторыВо многих случаях проблемы с общением основаны на неспособности критически осмыслить ситуацию или увидеть ее с разных точек зрения. Эффективное общение начинается с четкого мыслительного процесса.
Критическое мышление — это инструмент, который мы используем для связного построения наших мыслей и их выражения. Критическое мышление основано на следовании мыслительному процессу и линии рассуждений другого человека. Эффективный критический мыслитель должен уметь убедительно излагать свои идеи, а затем усваивать ответы других.
16. Активные слушателиКритически мыслящие люди не просто хотят донести свою точку зрения до других; они также стараются активно слушать и действительно прислушиваются к чужим точкам зрения.
Вместо того, чтобы быть пассивным слушателем во время разговора или обсуждения, они активно пытаются участвовать.Они задают вопросы, чтобы отличить факты от предположений. Они собирают информацию и стремятся получить представление, задавая открытые вопросы, которые глубже исследуют проблему.
Основательница своего ювелирного блога превратилась из подработки в многомиллионную компанию. Вот как она сделала чистый разрез.
Забудьте о месяце гордости. Вот когда вы действительно должны заниматься маркетингом для ЛГБТК-потребителей.
Эта чернокожая основательница подверглась газлиту со стороны своего врача во время беременности. Опыт подтолкнул ее к созданию сообщества для будущих мам.
Как определить, что кто-то манипулирует вами, основываясь на языке их тела
Этот дуэт завоевал золото франшизы благодаря Drybar.