5. Культурная идентичность
Культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.
Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре.
Формирование идентичности, но Эриксону, проходит в виде сменяющих друг друга психосоциальных кризисов: подростковый кризис, прощание с «иллюзиями молодости», кризис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей профессии, в себе самом. Из них самым болезненным и часто встречающимся, пожалуй, является юношеский кризис, когда молодой человек реально сталкивается с ограничительными механизмами культуры и начинает воспринимать их исключительно как репрессивные, ущемляющие его свободу.
Со второй половины 1970-х гг. понятие идентичности прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук. Сегодня это понятие широко используется и в культурологии. В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми.
Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности — профессиональную, гражданскую, этническую. политическую, религиозную и культурную.
Можно сказать, что сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.
Культурная идентичность предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.
Культурная идентичность
Национально исследовательский
Иркутский государственный технический университет
Тема: «Культурная идентичность
Реферат по предмету
«Основы теории коммуникации»
студента 1 курса
факультета «Реклама и связи с общественностью»
Алексеевой Анастасии
Иркутск 2014 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие «культурная идентичность» . 4
Глава 2.Эническая идентичность 5
Глава 3.Личная идентичность………………………………………..8
Глава 4. Понятия «свой и чужой»……………………………………11
Заключение….…………………………………………
Список используемой литературы 14
Введение
Взаимодействие и взаимовлияние культур и локальных цивилизаций — всеобщая закономерность исторического развития, как отдельных народов и государств, так и мирового сообщества в целом. На протяжении истории менялись динамика, ритм, интенсивность взаимодействия, сферы взаимных влияний, однако в любой культуре всегда можно было обнаружить следы контактов с ближними и дальними регионами. В современном мире в условиях глобализации возникает предположение о появлении доминантного культурного образца — западной цивилизации.
По мнению многих учёных экспансия западной культуры во все основные сферы человеческой жизни способна привести к кризису идентичности отдельных уникальных культур, что в дальнейшем может повлечь за собой угасание или полное их исчезновение. Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой культурная идентичность отдельных народов и государств в условиях глобализации только усиливается. Таким образом, целью исследования является анализ взаимодействия процесса культурной, этнической и личной идентичности.Объектом исследования является проблема «чужеродности» культуры .
Глава 1. Понятие «культурной идентичности».
Одна из основных человеческих потребностей состоит в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами.
«Идентичность – это широкая концепция, включающая все качества личностных сочетаний, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов». Идентичность означает «осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире». Каждый человек нуждается в идентичности, поскольку именно эта категория позволят особым образом упорядочить жизнь индивида в сообществе других людей. Индивиду необходимо принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни способствует включению индивида в какую-то конкретную культуру. Поэтому суть культурной идентичности заключается в усвоении человеком культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, которые приняты в данном обществе, что приводит к тому, что индивид в отождествляет себя с культурными образцами именно этого общества, видит и понимает своё «я» с позиций данных культурных характеристик данного общества.
В социальной психологии есть теория отличительности, которая утверждает, что люди определяют себя при помощи того, что отличает их от других в данных обстоятельствах, то есть людям свойственно определять свою идентичность при помощи того, чем они не являются. «Я» всегда обязано своим существованием «Другому». Таким образом, проводя границу между «Своим» и «Чужим», «Я» способно определить себя, то есть сформировать свою идентичность.
Культура «в социологическом смысле может быть понята как идентификационная категория, описывающая образцы социального различия, присущие индивидам и группам, к ней принадлежащим, а также то, что отличает последних от иных сообществ»1. По Каволису предметом культурного анализа выступают «символические конфигурации, создаваемые индивидами и обществом в целом на основе той или иной традиции и поддерживаемые для того, чтобы понимать самих себя, свой мир и принципы своей деятельности» Таким образом, культурную идентичность можно рассматривать как на личностном, так и на общностном уровне, причём на «каждом из них она включает в себя государственно-правовой и этнокультурный элементы».
Таким образом, культурная идентичность – это осознание индивидом или обществом своей включённости в определённую культуру на основе общности норм, ценностных ориентаций и образцов поведения.
Глава 2 . Этническая идентичность
Интенсивное развитие межкультурных
контактов делает актуальной проблему
не только культурной, но и этнической
идентичности. Это вызвано целым рядом
причин. Во-первых, в современных условиях,
как и раньше, культурные формы жизнедеятельности
с необходимостью предполагают принадлежность
человека не только к какой-либо социокультурной
группе, но и к этнической общности. Среди
многочисленных социокультурных групп
наиболее стабильными являются устойчивые
во времени этносы. Благодаря этому этнос
является для человека самой надежной
группой, которая может обеспечить ему
необходимую безопасность и поддержку
в жизни.
Во-вторых, следствием бурных
и разносторонних культурных контактов
становится ощущение нестабильности окружающего
мира.
В-третьих, закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.
Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности. В этносоциальных представлениях отражаются мнения, убеждения, верования, идеи, которые получают свое выражение в мифах, легендах, исторических повествованиях, обыденных формах мышления и поведения. Центральное место среди этносоциальных представлений занимают образы собственной и других этнических групп. Совокупность этих знаний связывает членов данной этнической группы и служит основой ее отличия от других этнических групп.
Этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.
Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней.
Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации. Общеизвестно, что нет личности внеисторичес-кой, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.
Глава 3. Личная идентичность
Рассматривая коммуникативные процессы
как динамичную социокультурную среду,
благоприятную для порождения и распространения
различного рода образцов поведения, типов
взаимодействия, следует помнить, что
главными субъектами культуры являются
люди, находящиеся в тех или иных отношениях
друг с другом. В содержании этих отношений
значимое место занимают представления
людей о самих себе, и эти представления
зачастую весьма существенно различаются
от культуры к культуре. Каждый человек
является носителем той культуры, в которой
он вырос, хотя в повседневной жизни он
этого обычно не замечает. Специфические
особенности своей культуры он воспринимает
как данность. Однако при встречах
с представителями других культур, когда
эти особенности становятся очевидными,
люди начинают осознавать, что существуют
также другие формы переживаний, виды
поведения, способы мышления, которые
существенно отличаются от привычных
и известных. Разнообразные впечатления
о мире трансформируются в сознании человека
в идеи, установки, стереотипы, ожидания,
которые становятся для него регуляторами
поведения и общения. Через сопоставление
и противопоставление позиций различных
групп и общностей в процессе взаимодействия
с ними происходит становление личной
идентичности человека, которая представляет
собой совокупность знаний и представлений
человека о своем месте и роли как члена
социальной или этнической группы, о своих
способностях и деловых качествах.
Сущность личной идентичности
раскрывается наиболее полно, если обратиться
к тем общим чертам и характеристикам
людей, которые не зависят от их культурной
или этнической принадлежности. Так, например,
мы едины в ряде психологических и физических
характеристик. У всех нас есть сердце,
легкие, мозг и другие органы; мы состоим
из одинаковых химических элементов; наша
природа заставляет нас искать удовольствие
и избегать боли. Каждое человеческое
существо использует большое количество
энергии, для того чтобы избежать физического
дискомфорта, но если мы испытываем боль,
то все мы страдаем одинаково. Мы одинаковы
потому, что решаем одни и те же проблемы
нашего существования.
Однако не требует доказательства
тот факт, что в реальной жизни нет двух
абсолютно похожих людей. Жизненный опыт
каждого человека неповторим и уникален,
и, следовательно, мы по-разному реагируем
на внешний мир. Идентичность человека
возникает в результате его отношения
к соответствующей социокуль-турной группе,
членом которой он является. Но поскольку
человек одновременно является участником
разных социокультурных групп, то он обладает
сразу несколькими идентичностями. В них
отражаются его пол, этничность, раса,
религиозная принадлежность, национальность
и другие стороны его жизни. Эти признаки
связывают нас с другими людьми, но в то
же время сознание и уникальный опыт каждого
человека изолируют и разделяют нас друг
от друга.
В определенной степени
межкультурную коммуникацию можно рассматривать
как взаимоотношение противостоящих идентичностей,
при котором происходит включение идентичностей
собеседников друг в друга. Таким образом,
неизвестное и незнакомое в идентичности
собеседника становится знакомым и понятным,
что позволяет ожидать от него соответствующих
типов поведения и действий. Взаимодействие
идентичностей облегчает согласование
отношений в коммуникации, определяет
ее вид и механизм. Так, на протяжении долгого
времени «галантность» служила основным
типом отношений между мужчиной и женщиной
в культурах многих народов Европы. В соответствии
с этим типом происходило распределение
ролей при общении полов (активность мужчины,
завоевателя и обольстителя, наталкивалась
на реакцию противоположного пола в форме
кокетства), предполагало соответствующий
сценарий общения (интриги, уловки, обольщения
и т.п.) и соответствующую риторику общения.
Такого рода отношение идентичностей
служит фундаментом коммуникации и оказывает
влияние на ее содержание.
Вместе с тем тот или иной
тип идентичности может создавать препятствия
для коммуникации. В зависимости от идентичности
собеседника стиль его речи, темы общения,
формы жестикуляции могут казаться уместными
или неприемлемыми. Тем самым идентичность
участников коммуникации определяет сферу
и содержание их общения. Так, разнообразие
этнических идентичностей, являющееся
одним из главных оснований межкультурной
коммуникации, является одновременно
и препятствием для нее. Наблюдения и эксперименты
ученых-этнологов показывают, что во время
обедов, приемов и других подобных мероприятий
межличностные отношения участников складываются
по этническому признаку. Сознательные
усилия по смешению представителей разных
этнических групп не давали никакого эффекта,
поскольку через некоторое время опять
стихийно возникали этнически однородные
группы общения.
Таким образом, в межкультурной
коммуникации культурная идентичность
обладает двойственной функцией. Она позволяет
коммуникантам составить определенное
представление друг о друге, взаимно предугадывать
поведение и взгляды собеседников, т.е.
облегчает коммуникацию. Но в то же время
быстро проявляется ее ограничительный
характер, в соответствии с которым в процессе
коммуникации возникают конфронтации
и конфликты. Ограничительный характер
культурной идентичности направлен на
рационализацию коммуникации, то есть
на ограничение коммуникативного процесса
рамками возможного взаимопонимания и
исключения из него тех аспектов коммуникации,
которые могут привести к конфликту.
Глава 4. Понятия «свой» и «чужой»
Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». В контактах человек быстро убеждается, что «чужие» по-другому реагируют на те или иные явления окружающего мира, у них есть собственные системы ценностей и нормы поведения, которые существен но отличаются от принятых в его родной культуре. В подобного рода ситуациях несовпадения каких-либо явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Однако до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах его использования и употребления оно понимается на обыденном уровне — путем выделения и перечисления наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При таком подходе «чужой» понимается как: нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры; странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением; незнакомый, неизвестный и недоступный для познания; сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен; зловещий, несущий угрозу для жизни.
Перечисленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют определить его в самом широком смысле: «чужой» — это все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений; наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.
Только через осознание «чужого», «другого» происходит формирование представлений о «своем». Если такое противопоставление отсутствует, у человека нет необходимости осознавать себя и формировать собственную идентичность. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно четко проявляется в формировании культурной (этнической) идентичности.
Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру. Обычно это случается в ходе возрастных кризисов идентичности и выражается в таких болезненных ощущениях, как деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и т.п. Потеря идентичности также возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать. В таком случае кризис идентичности может принимать массовый характер, рождая «потерянные поколения». Однако такие кризисы могут иметь и позитивные последствия, облегчая закрепление достижений научно-технического прогресса, интегрирование новых культурных форм и ценностей, расширяя тем самым адаптационные возможности человека.
Заключение
Проанализировав литературный материал и ознакомившись с основными теориями касательно вопроса существования культурной идентичности в условия наше жизни , теперь я могу сделать следующие выводы:
- Люди по всему миру всё чаще задумываются о своей уникальной культурной идентификации и склонны возрождать традиции местных культур.
- Общество, осознающее свою идентичность, может быть сильным только тогда, когда оно ставит общее благо выше индивидуальных интересов, а солидарность, сочувствие и щедрость по отношению к другому выше одержимости конкуренцией и личным успехом.
- Идентичность, таким образом, всегда носит рефлексивный характер. Она говорит подразумевает то, что никогда не следует отделять «себя» от «другого».
- Теперь нам свойственно задуматься о сущности культуры.
Список используемой литературы
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникацииУчебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352с.
- studopedia.net — Студопедия (2013 — 2014) год.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации
- Халитова Г.А. Глобализация как культурный феномен: проблема идентичности. 2014
Карл Роджерс: Теория, ориентированная на человека
Карл Рэнсом Роджерс родился 8 января 1902 г. в Оук-Парке, штат Иллинойс, четвертый из шести детей, рожденных Уолтером и Джулией. Кушинг Роджерс. Карл был ближе к матери, чем к отцу, который во времена в первые годы часто отсутствовал дома, работая инженером-строителем. Несмотря на то что его болезнь помешала ему немедленно вернуться в университет, это не мешать ему работать: он провел год, выздоравливая, работая на ферме и на местном лесопилке, прежде чем вернуться в Висконсин. Роджерс получил докторскую степень в Колумбии в 1931 после того, как уже переехал в Нью-Йорк, чтобы работа с Рочестерским обществом по предотвращению жестокого обращения с детьми. Роджерс провел 12 лет в Рочестере, работая на работе, которая могла легко изолировало его от успешной академической карьеры. Личная жизнь Карла Роджерс был отмечен переменами и открытостью новому опыту. Будучи подростком, он был крайне застенчив, не имел близких друзей и был «социально некомпетентен ни в но поверхностные контакты». Он был первым президентом американского Ассоциация прикладной психологии и помог привлечь эту организацию и Американская психологическая ассоциация (АПА) снова вместе. Он занимал пост президента АПА за 19 год46–1947 и был первым президентом американского Академия психотерапевтов.
Личностно-центрированная теория
Основные допущения Тенденция к формированию Тенденция к актуализации Тенденции к поддержанию и улучшению организма включаются внутри актуализирующей тенденции. потребность в 9.0009 обслуживание похоже на нижние ступени иерархии потребностей Маслоу. Она включает в себя такие основные потребности, как еда, воздух и безопасность; но это также включает в себя тенденцию сопротивляться изменениям и добиваться статус-кво. Консервативный характер потребностей в техническом обслуживании выражается в стремлении людей защитить свое нынешнее, комфортное самооценка. Люди борются против новых идей; они искажают опыт, который не совсем подходит; они находят изменения болезненными, а рост пугающим. Несмотря на сильное желание людей сохранить статус кво, они готовы учиться и меняться. Это должно стать больше, чтобы развиваться, а добиваться роста призван улучшение. Необходимость усиления «Я» проявляется в готовности людей учиться вещам, которые не сразу вознаграждается.
Самость и самоактуализация Как только младенцы формируют рудиментарную самоструктуру, их тенденция актуализировать себя начинает развиваться. Самореализация — это подмножество тенденции актуализации и, следовательно, не является синонимом ее. Тенденция актуализации относится к организмическому опыту индивидуальный; то есть это относится ко всему человеку — сознательному и бессознательному, физиологические и когнитивные. С другой стороны, самоактуализация есть тенденция актуализировать себя как воспринимается осознанно. Когда организм и воспринимаемое Я находятся в гармонии, две актуализации тенденции почти идентичны; но когда организмический опыт людей не в гармонии с их представлением о себе, существует несоответствие между тенденция к актуализации и тенденция к самоактуализации. Роджерс (1959) постулировал две самоподсистемы, я-концепцию и идеальное я . Я-концепция Идеальное Я
Осознание Уровни осознания Во-вторых, Роджерс (1959) выдвинул гипотезу о том, что0016 точно символизировал и свободно допущен в самоструктуру. Такие опыты оба не угрожающие и соответствующие существующей я-концепции. Третий уровень осознания включает переживания, которые воспринимается в искаженной форме. Когда наш опыт не соответствует с нашим представлением о себе, мы изменяем или искажаем опыт так, чтобы он может быть ассимилировано в нашу существующую я-концепцию.
Стать личностью Во-первых, человек должен сделать контакт — положительный или отрицательный — с другим человеком. Этот контакт является минимальным необходимым опытом для того, чтобы стать человеком. Чтобы выжить, младенец должен испытать некоторые контакт с родителем или другим опекуном. Когда дети (или взрослые) осознают что другой человек испытывает к ним некоторое уважение, они начинают ценить положительное отношение и обесценивание отрицательного отношения. То есть у человека развивается потребность быть любимым, любимым или принятая другим человеком, потребность, которую Роджерс (Rogers, 1959) назвал положительными внимание. Если мы понимаем, что другие, особенно значимые другие, заботятся ценить или ценить нас, то наша потребность в положительном отношении, по крайней мере, частично удовлетворен. Позитивное отношение является предпосылкой для положительного самоуважения, определено как опыт ценить или ценить себя. Роджерс (1959) считал, что получение положительного отношения от других необходимо для положительного самоуважения, но как только утвердится положительное самоуважение, оно становится независимым от постоянная потребность быть любимым. Таким образом, источник положительного самоуважения лежит в положительном уважение, которое мы получаем от других, но однажды установленное, оно является автономным и самовоспроизводящийся. Как заявил Роджерс (1959), человек тогда «превращается в ощущать своего [или ее] собственного значимого социального другого» (с. 224).
Барьеры на пути к психологическому здоровью Условия Достоинства Несоответствие Психологический дисбаланс начинается, когда мы не в состоянии распознать наши организмические переживания как само-переживания: то есть, когда мы не точно символизировать организменные переживания в осознанность, потому что они кажутся быть несовместимым с нашей формирующейся самооценкой. это несоответствие между наша я-концепция и наш организмический опыт являются источником психологического расстройства. Условия ценности, которые мы получили в раннем детстве, ведут к несколько ложная самооценка, основанная на искажениях и отрицаниях. Я-концепция, которая возникает, включает смутные представления, которые не находятся в гармонии. с нашим организмическим опытом, и это несоответствие между собой и опыт приводит к противоречивому и, казалось бы, непоследовательному поведению. Иногда мы ведем себя таким образом, чтобы поддерживать или усиливать нашу актуализирующую тенденцию, и в в других случаях мы можем вести себя так, чтобы поддерживать или улучшать самооценку. основаны на ожиданиях и оценках других людей в отношении нас. Уязвимость Чем больше несоответствие между нашим восприятием себя (я-концепция) и наш организменный опыт, тем более мы уязвимы. Роджерс (1959) считали, что люди уязвимы , когда они не знают о несоответствие между их организмической самостью и их значимым опытом. Тревога и угроза Принимая во внимание, что уязвимость существует, когда мы не осознаем несоответствие внутри нас, тревога и угроза переживаются по мере того, как мы начинаем осознавать такого несоответствия. Когда мы смутно осознаем, что несоответствие между наш организмический опыт и наше представление о себе могут стать сознательными, мы чувствуем тревожный. Роджерс (1959) определил тревогу как «состояние беспокойства или напряжения причина которого неизвестна» (стр. 204). По мере того, как мы все больше осознаем несоответствие между наш организмический опыт и наше восприятие себя, наша тревога начинает превратиться в угрозу: то есть в осознание того, что наше «я» больше не целостно и не конгруэнтно. Тревога и угроза могут представлять собой шаги к психологическому здоровью потому что они сигнализируют нам, что наш организмический опыт несовместим с наша самооценка. Тем не менее, они не являются приятными или комфортными ощущениями. Защитность Две главные защиты искажение и отрицание. С искажение, мы неправильно истолковываем опыт, чтобы подогнать его под аспект нашей самооценки. Мы воспринимаем опыт осознанно, но мы не понимают его истинного значения. С отрицанием, мы отказываемся воспринимать опыт в осознании, или, по крайней мере, мы не позволяем некоторым его аспектам достичь символизация. Дезорганизация Отрицание и искажение достаточны для того, чтобы нормальные люди не признавая это несоответствие, но когда несоответствие между воспринимаемое «я» и их организмический опыт либо слишком очевидны, либо слишком внезапно, чтобы их можно было отрицать или искажать, их поведение становится дезорганизованным. Дезорганизация может произойти внезапно, а может происходить постепенно в течение длительного времени. промежуток времени. Как ни странно, люди особенно уязвимы к дезорганизации во время терапии, особенно если терапевт точно интерпретирует их действия и также настаивает на том, чтобы столкнуться с этим опытом преждевременно (Роджерс, 19 лет).59). В состоянии неорганизованности люди иногда ведут себя в соответствии с их организмическим опытом, а иногда и в соответствии с их разрушенная самооценка. Примером первого случая является ранее чопорный и правильный женщина, которая внезапно начинает использовать язык явно сексуального и копрологического характера. Второй случай может быть проиллюстрирован человеком, который, поскольку его Я-концепция не перестает быть гештальтом или единым целым, начинает вести себя беспорядочно, непоследовательным и совершенно непредсказуемым образом. В обоих случаях поведение все еще соответствует я-концепции, но я-концепция нарушена и поэтому поведение кажется странным и запутанным.
Психотерапия Как и личностно-центрированная теория, клиент-центрированное консультирование подход можно сформулировать по принципу «если-то». Если условия из конгруэнтность терапевта, безусловное положительное отношение и эмпатическое слушание присутствует в отношениях клиент-консультант, то процесс терапии произойдет. Если процесс терапии имеет место, то определенные исходов можно предсказать. Таким образом, роджерианскую терапию можно рассматривать с точки зрения Условия, процесс и результаты.
Условия Клиент-центрированная терапия уникальна тем, что настаивает на том, чтобы условия советчик конгруэнтность, безусловное положительный отзыв, и эмпатическое слушание необходимы и достаточны (Rogers, 1957). Несмотря на то, что все три условия необходимы для психологического рост, Роджерс (1980) считал, что конгруэнтность является более важной, чем любая безусловное положительное отношение или эмпатическое слушание. Конгруэнтность – это общее качество, которым обладает терапевт, тогда как два других условия определенные чувства или отношения, которые терапевт испытывает к отдельному клиенту. Консультант Конгруэнтность Поскольку конгруэнтность включает в себя (1) чувства, (2) осознание и (3) выражения, несоответствие может возникнуть из любой из двух точек, разделяющих эти три опыта. Во-первых, может быть разрыв между чувствами и осведомленность. Человек может злиться, и гнев может быть очевиден для другие; но разгневанный человек не знает об этом чувстве. Второй источник неконгруэнтность – это несоответствие между осознанием переживания и способность или желание выразить это другому. Роджерс (1961) заявил, что терапевты будут более эффективны, если будут выражать искренние чувства, даже когда эти чувства негативны или угрожающи. Поступать иначе было бы нечестно, и клиенты обнаруживать — хотя и не обязательно сознательно — какие-либо значимые признаки несоответствие. Безусловное положительное отношение Эмпатическое слушание
Этапы терапевтического изменения Стадия 1 характеризуется нежелание сообщать что-либо о себе. Люди на этом этапе обычно не обращаются за помощью, но если по какой-то причине они приходят на терапию, они чрезвычайно жестки и устойчивы к изменениям. Они не признают никаких проблем и отказываются владеть какими-либо личными чувствами или эмоциями. В Стадии 2 клиенты становятся менее жесткими. Они обсуждают внешние события и других людей, но все же открещиваются или не узнавать собственные чувства. Однако они могут говорить о личных чувствах как если бы такие чувства были объективными явлениями. По мере того, как клиенты входят в Стадию 3, они более свободно говорят о себе, хотя все еще как объект. «Я стараюсь изо всех сил на работе, но мой босс все еще не любит меня». Клиенты говорят о чувствах и эмоциях в прошедшее или будущее время и избегать настоящих чувств. Они отказываются принимать свою эмоции, держать личные чувства на расстоянии от ситуации «здесь и сейчас», лишь смутно осознают, что они могут делать личный выбор, и отрицают ответственности за большинство своих решений. Клиенты на Стадии 4 начинают говорить о глубоких чувствах, но не те, которые в настоящее время чувствовали. «Я был действительно сожжен, когда мой учитель обвинил меня в мошенничество.» Когда клиенты действительно выражают настоящие чувства, они обычно удивляются. этим выражением. Они отрицают или искажают переживания, хотя могут смутное осознание того, что они способны чувствовать эмоции в настоящем. Они начинают подвергать сомнению некоторые ценности, интроецированные от других, и они начинают видеть несоответствие между их воспринимаемым Я и их организменный опыт. Они принимают больше свободы и ответственности, чем делали на этапе 3 и начинают предварительно позволять себе участвовать в отношения с терапевтом. К тому времени, когда клиенты достигают Стадии 5, они уже начинают претерпевают значительные изменения и рост. Они могут выражать чувства в присутствуют, хотя они еще не точно символизируют эти чувства. Они начинают полагаться на внутренний локус оценки своих чувств и делать свежие и новые открытия о себе. Они также испытывают большая дифференциация чувств и более глубокое понимание нюансов среди них. Кроме того, они начинают принимать собственные решения и принимать ответственность за свой выбор. Люди на Стадии 6 испытывают значительный рост и необратимое движение к тому, чтобы стать полностью функционирующим или самоактуализирующимся. Они свободно допускают в осознание те переживания, которые у них были ранее. отрицается или искажается. Они становятся более конгруэнтными и могут соответствовать своим представить опыт с осознанием и с открытым выражением. Они больше не оценивают свое поведение с внешней точки зрения, но полагаются на свои Органическое Я как критерий оценки переживаний. Они начинают развивать безусловное самоуважение, а это значит, что у них появляется чувство искренняя забота и привязанность к человеку, которым они становятся. Интересный одновременно с этой стадией происходит физиологическое ослабление. Эти люди испытывают всего организма, так как расслабляются мышцы, текут слезы, улучшается кровообращение, и физические симптомы исчезают. Во многих отношениях Стадия 6 сигнализирует об окончании терапия. Действительно, если бы терапия была прекращена на этом этапе, клиенты бы все равно перейти на следующий уровень. Стадия 7 может возникать за пределами терапевтического сталкиваются, потому что рост на Стадии 6 кажется необратимым. Клиенты, которые достичь Стадии 7 и стать полностью функционирующими «людьми завтрашнего дня» (концепция более подробно описано в разделе «Человек завтрашнего дня»). Они могут обобщить свой терапевтический опыт в их мир за пределами терапии. Они обладают уверенностью всегда быть собой, владеть и глубоко чувствовать совокупность своих переживаний и проживать эти переживания в подарок. Их организмическое Я, теперь объединенное с Я-концепцией, становится местом для оценки своего опыта. Люди на уровне 7 получают удовольствие от знания что эти оценки изменчивы и что изменения и рост будут продолжаться. В кроме того, они становятся конгруэнтными, обладают безусловная положительная самооценка, и способны проявлять любовь и сопереживание по отношению к другим. Если три необходимых и достаточных терапевтических условия конгруэнтность, безусловное положительное отношение и эмпатия оптимальны, то что какой человек появится? Роджерс (1961, 1962, 1980) перечислил несколько возможных характеристики. Во-первых, психологически здоровых людей было бы на больше адаптируемый. Таким образом, с эволюционной точки зрения, они, скорее всего, чтобы выжить — отсюда и название «люди завтрашнего дня». Во-вторых, люди завтрашнего дня будут открыты для своих переживания, точно символизируя их в осознании, а не отрицая или их искажение. Это простое утверждение наполнено смыслом. связанный характерной чертой людей завтрашнего дня будет доверие к своему организму личностей. Эти полностью функционирующие люди не будут зависеть от руководства других. потому что они поняли бы, что их собственный опыт является лучшим критерием для делать выбор; Третьей характеристикой людей завтрашнего дня будет тенденция к жить полностью в данный момент. Потому что эти люди будут открыты к своему опыту, они будут испытывать постоянное состояние текучести и сдача. Роджерс (1961) называл эту тенденцию жить моментом как экзистенциальная жизнь. Людям завтрашнего дня не нужно будет обманывать сами и нет причин, чтобы произвести впечатление на других. В-четвертых, люди завтрашнего дня останутся уверенными в себе способность испытывать гармоничные отношения с окружающими. Они бы почувствовали не нужно, чтобы все их любили или любили, потому что они знали бы, что они безусловно ценится и кем-то принимается. Они будут искать близости с другой человек, вероятно, столь же здоровый, и сами такие отношения будет способствовать постоянному росту каждого партнера. В-пятых, люди завтрашнего дня будут на более интегрированными, еще на цельное, без искусственной границы между сознательными процессами и бессознательными те. Потому что они могли бы точно символизировать весь свой опыт. осознавая, они ясно увидят разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть; В-шестых, люди завтрашнего дня будут иметь базовое доверие к человеческому природа. Они не причинят вреда другим только ради личной выгоды; они бы заботиться о других и быть готовым помочь, когда это необходимо Наконец, потому что люди завтрашнего дня открыты для всех своих опыта, они будут наслаждаться большим богатством жизни , чем другие люди. Они не будут ни искажать внутренние раздражители, ни буферизовать свои эмоции.
· Однако Роджерс утверждал, что люди некоторая степень свободного выбора и некоторая способность к самоуправлению. · На протяжении всей своей долгой карьеры Роджерс оставался осознает человеческую способность к великому злу, но его концепция человечества реально оптимистично. Он считал, что люди по существу идут вперед двигаться и что при надлежащих условиях они будут расти в сторону самореализация. · В той мере, в какой мы обладаем осознанием, мы возможность делать свободный выбор и играть активную роль в формировании нашего личности. · Теория Роджерса также высоко связана с телеологией. утверждение, что люди целеустремленно стремятся к целям, которые они свободно ставят для них самих. · Роджерс уделял больше внимания индивидуальному различий и уникальности, чем на сходствах. · Хотя Роджерс не отрицал важности бессознательные процессы, его основное внимание уделялось способности людей осознанно выбирать свой образ действий. · О измерении биологического и социального влияния, Роджерс отдавал предпочтение последнему.
· Получает только средний рейтинг своих способностей стимулировать исследовательскую активность в общей области личности. · Теория Роджера полна фальсификаций. Роджерс был одним из немногих теоретиков, изложивших свою теорию в стиле «если-то». рамки, и такая парадигма поддается либо подтверждению, либо неподтверждение. · Тем не менее теория Роджера может быть расширена на относительно широкий спектр человеческих качеств. личностно-центрированная теория его способность объяснить то, что в настоящее время известно о человеческом поведении. · Мы очень высоко оцениваем личностно-центрированную теорию его непротиворечивость и тщательно разработанные рабочие определения. · Сама теория необычайно ясна и экономно, но некоторые формулировки неуклюжи и расплывчаты.
|
теория социальной идентичности | Определение, история, примеры и факты
Итальянский социальный клуб
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Анри Тайфель
- Похожие темы:
- социальная психология личность
Просмотреть весь связанный контент →
теория социальной идентичности , в социальной психологии, изучение взаимодействия между личной и социальной идентичностью. Теория социальной идентичности стремится определить и предсказать обстоятельства, при которых люди думают о себе как о личностях или членах группы. Теория также рассматривает последствия личной и социальной идентичности для индивидуального восприятия и группового поведения.
История
Теория социальной идентичности была разработана на основе серии исследований, часто называемых исследованиями минимальных групп, проведенных британским социальным психологом Генри Таджфелем и его коллегами в начале 1970-х годов. Участников распределяли по группам, которые были максимально произвольными и бессмысленными. Тем не менее, когда людей просили присвоить баллы другим участникам исследования, они систематически присуждали больше баллов членам своей группы, чем членам чужой группы.
Исследования минимальных групп были истолкованы как демонстрация того, что простого акта разделения людей на группы может быть достаточно, чтобы заставить их думать о себе и других с точки зрения членства в группе, а не как об отдельных индивидуумах. Этот вывод отклонялся от общепринятого в то время мнения, а именно, что объективный конфликт интересов является центральным фактором возникновения межгруппового конфликта.
Таким образом, теория социальной идентичности возникла из убеждения, что членство в группе может помочь людям придать смысл социальным ситуациям. Членство в группе помогает людям определить, кто они есть, и определить, как они относятся к другим. Теория социальной идентичности была разработана как интегративная теория, поскольку она стремилась связать когнитивные процессы и поведенческую мотивацию. Первоначально его основное внимание уделялось межгрупповым конфликтам и межгрупповым отношениям в более широком смысле. По этой причине эта теория первоначально называлась теорией социальной идентичности межгрупповых отношений.
Более поздние разработки студента Тайфела Джона Тернера и его коллег по когнитивным факторам, имеющим отношение к социальной идентификации, дополнительно определили, как люди интерпретируют свою собственную позицию в различных социальных контекстах и как это влияет на их восприятие других (например, стереотипы), а также их собственное поведение в группах (например, социальное влияние). Эти разработки составляют теорию самокатегоризации или теорию социальной идентичности группы. Вместе теорию самокатегоризации и теорию социальной идентичности можно назвать подходом социальной идентичности.
Когнитивные процессы
Теория социальной идентичности была разработана для объяснения того, как люди создают и определяют свое место в обществе. Согласно теории, центральными в этом отношении являются три психологических процесса: социальная категоризация, социальное сравнение и социальная идентификация.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Социальная категоризация относится к склонности людей воспринимать себя и других с точки зрения определенных социальных категорий, то есть как относительно взаимозаменяемых членов группы, а не как отдельных и уникальных личностей. Например, можно думать об определенном человеке, Джейн, как о феминистке, адвокате или футбольном болельщике.
Социальное сравнение — это процесс, посредством которого люди определяют относительную ценность или социальное положение определенной группы и ее членов. Например, школьные учителя могут иметь более высокий социальный статус, чем сборщики мусора. Однако по сравнению с профессорами университетов школьные учителя занимают более низкое социальное положение.
Социальная идентификация отражает представление о том, что люди обычно не воспринимают социальные ситуации как отстраненные наблюдатели. Вместо этого их собственное понимание того, кто они есть и как они относятся к другим, обычно проявляется в том, как они воспринимают других людей и группы вокруг себя.
Чья-то социальная идентичность рассматривается как результат этих трех процессов (социальная категоризация, социальное сравнение и социальная идентификация). Социальную идентичность можно определить как знание человеком принадлежности к определенным социальным группам вместе с некоторым эмоциональным и ценностным значением членства в этой группе. Таким образом, в то время как личная идентичность относится к самопознанию, связанному с уникальными индивидуальными атрибутами, социальная идентичность людей указывает на то, кем они являются с точки зрения групп, к которым они принадлежат.
Мотивация
Согласно теории социальной идентичности, социальное поведение определяется характером и мотивами человека как личности (межличностное поведение), а также принадлежностью человека к группе (т. е. межгрупповое поведение).
Обычно люди предпочитают поддерживать положительный образ групп, к которым они принадлежат. В результате процессов социальной идентичности люди склонны искать положительно ценные черты, отношения и поведение, которые можно рассматривать как характерные для их групп.
Эта склонность может также привести к тому, что они будут сосредотачиваться на менее благоприятных характеристиках чужих групп или преуменьшать важность положительных характеристик чужих групп. Тенденция отдавать предпочтение своим группам по сравнению с соответствующими внешними группами может повлиять на распределение материальных ресурсов или результатов между членами своей и чужой групп, на оценку продуктов своей группы по сравнению с продуктами чужой группы, оценку продуктов своей группы по сравнению с другими. производительность и достижения вне группы, а также сообщения о поведении членов своей группы по сравнению с членами внешней группы.
Стратегии улучшения статуса
Считается, что мотивация к установлению положительной социальной идентичности лежит в основе межгруппового конфликта, поскольку члены неблагополучных групп стремятся улучшить положение своей группы и социальное положение, а члены привилегированных групп стремятся защитить и сохранить свое привилегированное положение.
Согласно системе представлений об индивидуальной мобильности, люди являются свободными агентами, способными переходить из одной группы в другую. Определяющей чертой системы является представление о том, что групповые границы проницаемы, так что люди не связаны и не ограничены своим членством в группе в стремлении улучшить положение. Таким образом, возможности и результаты людей рассматриваются как зависящие от их талантов, жизненного выбора и достижений, а не от их этнического происхождения или социальных групп.
Совершенно другая система верований, известная как система верований социальных изменений, утверждает, что изменения в социальных отношениях зависят от групп, изменяющих свое положение по отношению друг к другу. Безопасность статуса зависит от воспринимаемой стабильности и легитимности существующих различий в статусе между группами. Стабильность и легитимность имеют тенденцию взаимно влиять друг на друга: когда позиции подвержены изменениям, существующие межгрупповые различия в статусе кажутся менее законными. И наоборот, когда ставится под сомнение законность существующих различий в статусе между группами, воспринимаемая стабильность таких отношений, скорее всего, будет подорвана.
Две системы верований, в свою очередь, определяют, что люди, скорее всего, будут делать, когда будут стремиться к более позитивной социальной идентичности. Теория социальной идентичности различает три типа стратегий улучшения статуса: индивидуальную мобильность, социальную конкуренцию и социальное творчество.
Индивидуальная мобильность позволяет людям добиваться индивидуального улучшения положения независимо от группы. Это также может быть решением на индивидуальном уровне для преодоления групповой девальвации.
Социальное соревнование — это стратегия группового уровня, которая требует, чтобы члены группы сближались и объединяли усилия, чтобы помочь друг другу улучшить их совместную работу или результаты.
Наконец, социальная креативность подразумевает, что люди изменяют свое восприятие положения в группе. Этого можно достичь, введя альтернативные измерения сравнения, чтобы подчеркнуть, каким образом «своя» группа положительно отличается от соответствующих «чужих» групп. Вторая возможность состоит в том, чтобы переоценить существующие групповые характеристики, чтобы усилить внутригрупповое восприятие. Третья возможность состоит в том, чтобы сравнить свою группу с другой референтной группой, чтобы текущее положение своей группы выглядело более позитивным.
Стратегии социального творчества обычно характеризуются как когнитивные стратегии, поскольку они изменяют восприятие людьми текущего положения своей группы, а не объективные результаты.