Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Отличия необихевиоризма от классического бихевиоризма: В чем существенное различие между школами бихевиоризма и необихевиоризма?

Бихевиоризм и необихевиоризм

3.05.2011

Сторонники поведенческой теории не дали четкой формулировки психологической структуры личности. Да и вряд ли это могло быть в силу теоретической базы данного научного направления, фактически отвергавшего необходимость изучения психических механизмов человека. По мнению ранних («чистых») бихевиористов, следует отказаться от понятий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как отказались от изучения понятия души. Эти понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл. «Психология должна полностью изгнать из употребления термин «сознание», — говорил Дж. Уотсон. Законы человеческого поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, можно свести к этим составляющим.

И делать это можно через анализ совокупностей пар «стимул — реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так психология оказалась «бессознательной», без психики.

Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт. Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли. Этим законом автор опровергал утверждение классического бихевиоризма о том, что поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов.

Э. Толмен описание поведения личности осуществлял через учет пяти независимых переменных (воздействие внешнего мира, побуждение индивида, наследственность, возраст, предшествующее обучение), В концепции автора формула бихевиоризма приобрела вид: S -» О -» R.


 
Между стимулом S и реакцией R появилось множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под влиянием внешних стимулов 5. Измеряя переменные S и R, молено описывать внутренние (ненаблюдаемые) состояния личности О. Однако трудность заключена в необъятности того объема данных, которые надо получить для описания хотя бы одного состояния личности.

Не нашлось места сознанию и цели в психологической структуре личности К. Халла. В качестве основного стимула, создающего основание для изменения поведения (но не направляющего это поведение), здесь принято побуждение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с потребностями личности. Формирует цель и направляет поведение индивида к ней лишь окружающая среда. Развитие личности базируется на научении согласно закону о первичном подкреплении: если при повторении одного и того же процесса «стимул — реакция» наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой же реакции на очередной стимул возрастает.

Другими словами, многократное повторение подкрепления усиливает связь S -» R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность «уступает» место условному рефлексу). В этой связи научные результаты, полученные автором, названы теорией снижения потребностей. Любое побуждение * можно вызвать у индивида (и измерить количественно) через понятие депривации (потери чего-либо желаемого). Например, голод можно измерить продолжительностью лишения человека пищи, а увлеченность чем-либо — временем лишения желаемых удовольствий.

Механизм подкреплений заложен в психологическую структуру (подразумеваемую) личности и у Б. Скиннера. Специфика позиции заключена лишь в обращении к поведению оперантного типа, которое, по мнению автора, наиболее характерно для повседневной жизни личности.

Основываясь на позиции А. Бандуры как представителя социально-бихевиорального направления, формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде: S -» К -» R, где К — промежуточный механизм, включающий когнитивные процессы. Именно им принадлежит решающая роль в развитии личности, реализуемом путем изучения чужого опыта («усвоения чужих моделей поведения»). Наблюдая других, индивид дает когнитивную оценку их поведению и тем самым формирует собственную личность. Таким образом, в психологической структуре личности появляется способность индивида прогнозировать, оценивать и контролировать поведение других людей. Эти и подобные им средства научения получили название «косвенных подкреплений». Важно, что в рамках своего подхода автор ввел понятие «эффективность личности» как совокупность чувств компетентности, самоуважения и самооценки личности, позволяющих преодолевать жизненные препятствия и модифицировать нежелательные схемы своего поведения.

Д. Роттер, другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного подкрепления и на основе этого корректирует свое поведение. Вместе с тем автор подчеркивал, что источник подкреплений может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат своих усилий и способностей. Во втором — о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.

Как следует из вышеизложенного, все представители бихевиористского направления в основу личности положили внешние проявления поведения, оставив внутренние (сознание, подсознание) без должного внимания.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Материалы по теме

Субъективный бихевиоризм

Абдурахманов Р.А., История психологии

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

Абдурахманов Р.А., История психологии

Бихевиоризм и развитие личности

Столяренко Л.

Д., Психология и педагогика для технических вузов

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Бихевиористский (поведенческий) подход

8. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж.Уотсон, э.Толмен, б.Скиннер и др.)

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре образовал всю систему представлений о психике.

Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» – связь).

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных».* Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым.

* Эту работу И.П.Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии.

То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а

между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале по ведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения

Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином «поведение» Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении.

Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.

Общая тенденция перехода от сознания к поведению, от субъективного метода анализа психики к объективному наблюдалась на различных участках научного фронта. Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова вселило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер.

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций – от телесных изменений, мышления – от речевого аппарата и т. д.

Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.

Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребенка.

Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные в России П.Я.Гальпериным.)

Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.

Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности те лесных изменений, вторичности эмоциональных со стояний должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом – в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.

Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.

Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы У.Хантер (1886-1954) и К.Лешли (1890-1958). Первый изобрел в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.

Необихевиоризм.

Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К.Халд.

Эдвард Толмен (1886-1959) свои основные идеи изложил в книге «Целевое поведение у животных и человека» (1932). Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу он вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.

Подобно своим предшественникам, «классическим бихевиористам», Толмен отстаивал положение, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без всяких произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными».

Раньше считалось, что эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только для индивидуального субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Такое целостное поведение Толмен описывал как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, позволяющие различать «что ведет к чему». Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.

В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную«) карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.

Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

Кларк Халд (1884-1953) стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Эвклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода.

Халд опирался в основном на учение И.Л.Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Халд разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция на которые, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного.

Халд полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом – воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и больше ничем.

Халд создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.

Новый импульс развитию этого направления дала теория Б. Ф.Скиннера, разработавшего концепцию «оперантного бихевиоризма».

Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) окончил Гарвардский университет, защитив в 1931 году докторскую диссертацию. В течение последующих пяти лет Скиннер работал в Гарвардской медицинской школе, занимаясь исследованием нервной системы животных. Большое влияние на его научные интересы оказали исследования Уотсона и работы Павлова по формированию и изучению условных рефлексов. После нескольких лет работы в Миннесотском университете и в университете Индианы Скиннер становится профессором Гарвардского университета, где оставался до конца жизни. Он становится членом национальной академии наук, его работы приобретают всемирную известность. Однако первоначальное стремление стать писателем приводит Скиннера к идее связать две его основные потребности – в науке и в искусстве, что реализуется в написанном им в 1949 году романе «Уолден-2». Здесь он описывал утопическое общество, основанное на разработанных им принципах обучения.

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения.

От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения.

Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид оперантное поведение. В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности.

В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции – выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь того, что в конце концов он безошибочно выполнял эту сложную операцию. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение было намного устойчивее, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эффект, так как устанавливается хотя бы случайная связь между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Такое поведение Скиннер называл «суеверным», указывая на его большую распространенность.

Не меньшее значение имеет и тот факт, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, «вынесение вовне» не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Что особенно важно, такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.

Разработанный Скиннером метод программированного обучения давал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей.

Если программы обучения детей, разработанные Скиннером, были встречены с энтузиазмом и получили повсеместное распространение, то его под ход к программированию поведения и так называемые программы, которые были разработаны с целью коррекции отклоняющегося поведения (у малолетних преступников, психически больных людей), подверглись обоснованной критике. Прежде всего речь шла о недопустимости тотального контроля за поведением (без которого невозможно применение этих программ), так как речь идет о постоянном положительном подкреплении желательного поведения и отрицательном подкреплении нежелательного. Кроме того, возникал вопрос и о правомерности награды за определенное количество набранных жетонов, и о наказании за их недостаточное количество, ибо при этом не должны быть нарушены основные права детей.

Несмотря на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию. В современной американской науке Скиннер является одним из наиболее влиятельных авторитетов, превзойдя по количеству цитирования и сторонников даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, дав возможность пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы.

Социальный бихевиоризм.

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском университете, попытался учесть своеобразие обусловленности человеческого поведения в своей концепции, названной социальным бихевиоризмом.

Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные «роли». Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя принимает. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого «сдали» в школу только по тому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид различает игры сюжетные и игры с правилами.

Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так, Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению, возможно, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте.

Большое значение имеют и работы Ф. Петермана, А.Бандуры и других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.

В чем разница между бихевиоризмом и необихевиоризмом? – AnswersAll

Содержание

В чем разница между бихевиоризмом и необихевиоризмом?

Однако, в отличие от своих предшественников, необихевиористы более сознательно пытаются формализовать законы поведения. Необихевиоризм связан с рядом ученых, таких как Толмен, Халл, Скиннер, Хебб и Бандура.

Чем отличается бихевиоризм?

Бихевиоризм — это раздел психологии, изучающий действия людей, основанные на влиянии внешней среды, тогда как когнитивная психология основана на умственном мыслительном процессе, изменяющем поведение человека. Разница заключается в том, что, по их мнению, является причиной поведения.

Что общего между эссенциализмом и перенниализмом?

Подобно перенниализму, эссенциализм направлен на развитие интеллектуальных и моральных качеств учащихся. Классы перенниалистов также сосредоточены на учителях для достижения этих целей. Учебная программа перенниалистов универсальна и основана на их представлении о том, что все люди обладают одной и той же сущностной природой.

Что такое концепция бихевиоризма?

Бихевиоризм фокусируется на идее о том, что все виды поведения усваиваются через взаимодействие с окружающей средой. Эта теория научения утверждает, что поведение усваивается из окружающей среды, и говорит, что врожденные или унаследованные факторы очень мало влияют на поведение.

Как вы объясните необихевиоризм?

н. подход к психологии под влиянием логического позитивизма, который подчеркивал развитие всеобъемлющих теорий и структур поведения, таких как теории Кларка Л. Халла и Эдварда К. Толмена, посредством эмпирического наблюдения за поведением и использования сознания и психических событий в качестве объяснительных устройств. .

В чем разница между бихевиоризмом и психоанализом?

В отличие от бихевиоризма психоанализ гораздо больше занимается внутренними процессами (например, защитными механизмами или процессами), чем внешним поведением. Излишне говорить, что поведение животных является доминирующей темой исследований бихевиоризма, не имеющего аналога в психоанализе.

В чем разница между бихевиоризмом и когнитивизмом?

Большая разница между бихевиористской и когнитивной перспективами обучения заключается в том, что бихевиоризм больше связан с объяснением вещей через внешнее поведение или то, что можно наблюдать. Когнитивизм больше основан на когнитивных процессах, таких как принятие решений и память.

Каковы различия между перенниализмом, эссенциализмом, прогрессивизмом и реконструкционизмом?

Перенниализм фокусируется на обучении великим делам. Существует три типа философии образования, ориентированной на студента. Прогрессивизм фокусируется на развитии морального компаса ученика. Реконструкционизм — это точка зрения, согласно которой образование является средством решения социальных проблем.

В чем разница между экзистенциализмом и прогрессивизмом?

Прогрессивизм включает в себя как междисциплинарное обучение, так и решение проблем в процессе обучения. В нем говорится, что обучение происходит лучше всего, когда учащиеся вовлечены и испытывают идеи для себя. В отношении экзистенциализма говорится, что самоактуализация или знание того, кто вы есть, прежде чем вы сможете учиться, очень важна.

Каковы примеры бихевиоризма?

Примером бихевиоризма является то, что учителя награждают свой класс или некоторых учеников вечеринкой или особым угощением в конце недели за хорошее поведение в течение недели. Та же концепция используется с наказаниями. Учитель может лишить ученика определенных привилегий, если он плохо себя ведет.

В чем разница между эссенциализмом и классическим эссенциализмом?

Согласно классическому эссенциализму, в основе лежат истинные формы или сущности, между различными формами существует разрыв, а не непрерывное изменение, и эти истинные формы неизменны во времени. Современный эссенциализм состоит из веры в то, что определенные явления естественны, неизбежны и биологически детерминированы.

В чем разница между эссенциализмом и перенниализмом в образовании?

Эссенциализм — это образовательная философия, направленная на то, чтобы учащиеся систематически и дисциплинированно овладевали общим ядром знаний. Напротив, перенниализм — это образовательная философия, согласно которой следует учить тому, что имеет непреходящее значение для всех людей во всем мире. 1. Что такое эссенциализм 2.

В чем разница между эссенциализмом и социальным конструкционизмом?

Эссенциализм против социального конструкционизма в изучении человеческой сексуальности. Согласно классическому эссенциализму, в основе лежат истинные формы или сущности, между различными формами существует разрыв, а не непрерывное изменение, и эти истинные формы постоянны во времени.

Каковы методы обучения образовательному эссенциализму?

Образовательный эссенциализм — это философия, ориентированная на учителя, поскольку она считает, что школа и учителя несут ответственность за передачу универсальных знаний ученикам. Более того, методы обучения в эссенциализме обычно включают чтение лекций, запоминание, повторение, практику и оценку.

Разница между психоанализом и бихевиоризмом

Психоанализ и бихевиоризм
 

Разница между психоанализом и бихевиоризмом – это тема, которую стоит изучить каждому студенту-психологу. Психология, являющаяся дисциплиной, изучающей поведение и психические процессы людей, использует ряд подходов для понимания разнообразных моделей поведения и мыслей людей. С этой целью различные школы мысли помогают психологам подходить к этой дисциплине с разных точек зрения. Две такие школы мысли — бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы уделяют особое внимание внешнему поведению людей и считают, что поведение является реакцией на внешние раздражители. С другой стороны, психоанализ подчеркивает центральную роль человеческого разума. Они считают, что бессознательное может мотивировать поведение. В этом главное отличие двух подходов. В этой статье делается попытка дать более широкое понимание этих двух школ, подчеркивая при этом различия.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм возник с намерением подчеркнуть важность изучения внешнего поведения людей, а не концентрироваться на ненаблюдаемом человеческом разуме. Они отвергли менталистские концепции психоанализа, такие как бессознательное. Возникнув как научная школа в 1920-х годах, пионерами этого направления были Джон Б. Уотсон, Иван Павлов и Б. Ф. Скиннер. Бихевиористы подчеркивают, что поведение является реакцией на внешние раздражители. Бихевиоризм основан на основных допущениях детерминизма, экспериментализма, оптимизма, антиментализма и идее воспитания против природы.

Поскольку эта школа мысли требует более высокой степени эмпиризма, использование экспериментов в лабораторных условиях с животными, такими как собаки, крысы и голуби, было очевидным. Бихевиоризм включает в себя ряд теорий, среди которых важное значение имеют теория классического обусловливания Павлова и оперантного обусловливания Скиннера. Обе теории подчеркивают разные формы ассоциативного обучения. Теория классической обусловленности Ивана Павлова формирует ассоциации между раздражителями. Он включает в себя поведение, которое возникает как автоматическая реакция на стимулы. С другой стороны, оперантное обусловливание включает ассоциации организмов с их собственными действиями с последствиями. Действия, за которыми следует поощрение, увеличиваются, а действия, за которыми следует наказание, уменьшаются. Это дает общую картину бихевиоризма, когда они считают, что поведение выучивается и является реакцией на внешние факторы.

Что такое психоанализ?

Психоанализ — это подход, впервые предложенный Зигмундом Фрейдом, которого также считают отцом современной психологии. В отличие от бихевиоризма, эта школа мысли подчеркивает значение бессознательного. Фрейд считал, что бессознательное мотивирует поведение. Согласно теории айсберга, человеческий разум состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного. В то время как сознательное и предсознательное доступны, бессознательное — нет. Это питает страхи, эгоистичные потребности, насильственные мотивы, аморальные побуждения и так далее. Это темная сторона человеческого разума. Фрейд считал, что бессознательные выражения проявляются в виде снов, оговорок и манер.

Говоря о личности, фрейдистская концепция основывалась на трех компонентах, а именно: ид, эго и суперэго. Он считал, что поведение определяется взаимодействием этих трех факторов. Ид — самая примитивная и наименее доступная часть личности. Ид ищет немедленного удовлетворения и действует по принципу удовольствия. Эго служит посредником между Ид и обстоятельствами внешнего мира, облегчая их взаимодействие. Он удерживает потребности Ид в поиске удовольствия до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, который удовлетворит потребность и уменьшит напряжение. Эго работает по принципу реальности. Супер-Эго пытается полностью подавить удовлетворение Ид, тогда как Эго только откладывает. Супер-эго работает по принципу морали.

Психоанализ также говорил о развитии человеческого развития. Это представлено через психосексуальные стадии. Они следующие.

1. Оральная стадия

2. Анальная стадия

3. Фаллическая стадия

4. Латентная стадия

5. Генитальная стадия

индивидуум здоровым образом. Некоторыми защитными механизмами являются отрицание, идентификация, проекция, сублимация, подавление и т. д. Они избавляют от избыточной энергии. Это подчеркивает, что психоанализ представляет собой совершенно иной подход к бихевиоризму.

В чем разница между психоанализом и бихевиоризмом?

• Бихевиоризм – это школа мысли, которая придает большее значение поведению, чем разуму.

• Бихевиористы считают, что поведение приобретается и является реакцией на внешние раздражители.

• Бихевиористы активно участвовали в лабораторных экспериментах для формирования таких теорий, как классическое и оперантное обусловливание.

• Психоанализ, с другой стороны, подчеркивает важность человеческого разума, особенно роль бессознательного.

• Психоаналитики считают, что бессознательное мотивирует поведение.

• Значение, придаваемое экспериментам в лабораторных условиях, минимально.

• В этом смысле эти две школы мысли сильно расходятся, поскольку бихевиористы отвергают менталистский образ психоанализа, а психоанализ отдает предпочтение изучению человеческого разума как способу понимания личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *