Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Пирамида нейрологических уровней роберта дилтса: Пирамида нейрологических уровней 🔺 с примерами

Содержание

Пирамида Дилтса: как решить проблему любой сложности в 2 шага?

Я поделюсь универсальной техникой, которая широко используется в психологии и коучинге. Речь пойдет о пирамиде нейрологических уровней Роберта Дилтса. Но прежде, давайте вспомним притчу о строительстве храма. 

 

Однажды странник увидел грандиозное строительство. Мужчины таскали огромные камни под палящим солнцем.
 
Сначала странник подошел к тому, кто медленно и неохотно делал свою работу, и спросил:
— Что ты здесь делаешь?
— Я таскаю камни, — ответил тот зло. 

 

Тут странник заметил другого: тот наполнил булыжниками целую телегу. Странник задал тот же вопрос и получил ответ:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен ее кормить.

 

Тогда странник решил подойти и третий раз задать свой вопрос, но тому, кто работал энергичнее всех, и услышал:
— Я строю храм!

 

Казалось бы, каждый из этих людей делал одно и то же — таскал камни, но каждый в этом процессе видел свой собственный смысл, это и определяло их уровень сознания.

Представим, что уровни в пирамиде — это полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Давайте наведем там порядок и наполним смыслами.

 

1-й шаг

Возьмите лист бумаги и опишите свою проблему/задачу, которую хотите решить. Главный секрет пирамиды звучит так: решение проблемы всегда находится на один или два уровня выше самой проблемы. Если изменяются верхние, с ними меняются и остальные. 

Чтобы посмотреть на проблему сверху, ответьте себе на вопросы на каждом уровне пирамиды. 

Их всего 6. Смотрим снизу вверх:

 

  1. Окружение: где вы находитесь? Кто и что вас окружает? 

  2. Поведение: что вы там делаете? Что вы обязаны делать? Какая деятельность приносит удовольствие? Какими поступками вы гордитесь?

  3. Способности: Каковы ваши сильные стороны? Как вы используете свои навыки? Какие знания вам помогают? Что вы умеете лучше всего? За счет чего вы можете достичь желаемого? Что вы должны уметь? 

  4. Ценности и убеждения: во что верите? Почему это важно? В чем главная ценность? 

  5. Идентичность: Кем вы являетесь в широком смысле? Каковы ваши роли? Если вы действуете из этих ролей, то какой вы? В чем ваша уникальность? Как вы можете себя назвать? 

  6. Миссия: во имя чего? Какой в этом смысл? Кому важно то, кем вы являетесь? Что ценного вы создаете для них? Для чего это миру и людям? 

Теперь, когда вы поднялись по всем уровням и ответили на вопросы, можете заметить все тонкости и глубину ситуации, понять причинно-следственную связь всех этих явлений и осознать, что имеете сейчас.  

 

2-й шаг

Следующий шаг — спуститься вниз по пирамиде, но отвечать на вопросы из позиции человека, достигшего и имеющего то, к чему вы стремитесь. 

 

Миссия: какую наибольшую пользу можете принести? Кому? Для кого?

Идентичность: как теперь вы видите себя? Кто вы? Какой вы? Опишите себя метафорой.

Убеждения: Какими должны быть ваши жизненные принципы? Что самое важное и ценное? 

Способности: как можно сформулировать вашу цель? Кем вы видите себя через 10-20 лет? Какими знаниями, навыками, качествами вы обладаете? 

Поведение: какие шаги надо совершить? Какие из них самые важные, легкие? Что нужно сделать первым?

Окружение: какие необходимы ресурсы? Как получить эти ресурсы? Кто может вам помочь? 

 

Что делать дальше?

В итоге, когда вы соотнесли и сравнили свои первые ответы из «настоящего» со своими ответами «из будущего», можно легко увидеть, на каких уровнях нужны изменения. Это и позволит понять, как решить проблему и добиться успеха.

Существуют разные подходы в работе с пирамидой, ее применение универсально. Например, на ее основе я разработала авторскую трансформационную игру «Роза Мира». Сейчас я и мои коллеги используем игру для решения клиентских запросов. 

 

Автор статьи: Роза Ягодка

Преподаватель тематической группы «Метафорические ассоциативные карты» Комплексной программы подготовки психологов.
Создатель трансформационной игры «Роза Мира», обучающего курса «Коуч — Игропрактик» 

Сайт Розы Ягодки: https://rozayagodka-school.r

 


Поделиться:

Скачайте PDF-программу подготовки психологов

Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— кому и для чего подходит программа?
— каков формат обучения?
— в чем выгоды профессионального образования в Школе?
— способы профессиональной реализации выпускников Комплексной программы подготовки психологов

Скачать бесплатно

Закрыть

Мини-книга «Психолог — Профессия XXI века»

Чтобы узнать больше о том, как стать профессиональным психологом и создать свою успешную практику, прочтите мини-книгу «Психолог — Профессия XXI века. Стратегия: как превратить увлечение психологией в прибыльное дело – от обучения до начала успешной практики».

Скачать бесплатно

Закрыть

Методическое пособие «Как психологу начать практику»

Скачайте план перехода из статуса новичка в статус профессионала.
Как начать практику психолога максимально быстро после обучения.
Как мягко вернуться в профессию и системно развиваться на рынке психологических услуг.

Скачать бесплатно

Закрыть

Популярные статьи
  • • «Золото» Тени. Как определить ресурс теневой стороны личности и воспользоваться им
  • • Чем различаются психолог и коуч?
  • • Почему «денежные» тренинги не прибавляют денег
  • • Как получить психологическое образование европейского уровня?
  • • Где получить опыт начинающему психологу, пока нет клиентов
Новые статьи
  • •Как начинающий психолог собрала полную запись, или 5 слагаемых успеха
  • •Типология личности: обзор 5 современных концепций
  • •Проявленность психолога: в чем секрет?
  • •Что означают смайлики в переписке? 3 версии психологов
  • •Тренды психологии в маркетинге и продажах 2023

Подписаться на дайджест

Закрыть

Ко всем статьям

Пирамида Дилтса — это мощный инструмент решения многих вопросов

Практически каждого из нас одолевали философские вопросы – «почему я живу именно так?» или «Почему у меня есть то, что я имею?».

Нередко посещают мысли, которые могут поставить нас в затруднительное или безвыходное положение. Так или иначе, о жизни мы начинаем задумываться, когда представится удобный случай.

Любой человек без исключения сталкивался с различными трудностями на протяжении всей жизни. И не каждый может грамотно их решить и поэтому в ряде случае ничего не остается, как заручится поддержкой специалиста из области психологии.

И когда проблемы берут верх, справиться с ними помогают специальные занятия, куда относится направление коучинг. С английского термин coaching обозначает способы, сочетающие консультирование и обучение.

Их цель – помочь человеку достигнуть определенных целей – улучшить качество жизни или обрести карьеру мечты. Немного напоминает менторство (наставничество), но коучинг подразумевает не общее развитие личности, а достижение поставленных целей.

Один из инструментов, применяемый на практике на таких занятиях – это пирамида Дилтса, позволяющая решить многие жизненные дилеммы, а также отыскать ответы на давно мучившие вопросы.

Это неплохой шанс для понимания своего истинного предназначения. Но прежде чем перейти к ознакомлению с этим «сооружением», стоит вкратце познакомиться с биографией создателя.

Биографическая справка

Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.

Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.

Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:

  • Авиакомпания «Alitalia»!
  • Компьютерная фирма «Apple Computer»!
  • Известная большинству киноманов компания «Lucasfilm Ltd.»!
  • Популярный производитель автомобилей «Fiat»!
  • Корпорация «Xerox»!
  • Итальянская компания «State Railway»!

Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития фирмы «IBM Europe».

Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.

Определение пирамиды

Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.

Внутри реальных пирамид несколько уровней, а самый верхний отведен специально под гробницу. Роберт Дилтс разработал форму, где тоже имеются «этажи» — их 6. Собственно на этом основана пирамида Дилтса в коммуникации, отношениях, а также прочих аспектах.

Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.

Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.

Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.

В чем необходимость?

Данное ментальное «сооружение» обладает весомым значением в такой сфере человеческой деятельности, как психология. Бывают такие ситуации, когда что-либо не устраивает – качество жизни, работа, окружение и т. д. С подобным сталкивалось очень много людей, иначе самой психологии (включая специалистов) вовсе бы не существовало.

Так вот рассматриваемая пирамида может оказать существенную пользу:

  • Позволяет осознать ситуацию, сложившуюся не лучшим образом. При проведении экспресс-анализа обнаруживаются места, требующие корректировки.
  • Есть возможность расставить имеющиеся проблемы по ступеням, после чего начинать решать те, что расположены на самом нижнем ярусе. Тем самым человек придерживается нужного направления, что немного напоминает подъем по карьерной лестнице. То есть движение вверх позволяет вывести свою жизнь на новый уровень

Пирамида логических уровней Дилтса актуальна для решения многих вопросов – это не только самореализация в жизни, включая построение карьеры, денежные моменты. Она способствует детальной проработке личных качеств. А они весьма цены для построения гармоничных отношений с партнерами (коллегами) по работе, друзьями (дворовыми или по месту учебы), родственниками, новым окружением.

Уровни египетского аналога

Поиски ответов на жизненно важные вопросы напоминает блуждание по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки отыскать выход очень трудно, если это вообще возможно. Но стоит только подняться на уровень выше, над лабиринтом — как будут видны все пути – входы, выходы.

Наша жизнь похожа на блуждание по такому лабиринту – любую проблему невозможно решить качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения сложившейся проблемы следует подняться на этаж или два выше. Только таким образом можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.

С этой целью необходимо задавать правильные вопросы, что будет подталкивать к нахождению верных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. С этой целью оптимальной воспользоваться творением Роберта Дилтса.

Все уровни пирамиды Дилтса включают главные и второстепенные вопросы, которые помогают понять собственное течение жизненных ситуаций.

Уровень первый – окружение (реакция)

Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.

Сюда же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно, следует задавать ряд прочих:

  • Комфортно ли мне?
  • Что творится в окружении?
  • Где я нахожусь или желаю быть?
  • Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли мне от этого и соответствует оно желанному?
  • Кто находится рядом со мной, кого бы мне хотелось видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
  • Кто-нибудь из окружающих меня лиц помогает мне достигнуть определенной цели?

Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).

Уровень второй – поведение (действия)

На этом уровне основополагающий вопрос звучит так – что я делаю? То есть он позволяет рассмотреть поведение каждого индивида. Причем это касается не только действия или бездействия, но и достижения каких-либо результатов.

Вот показательный пример того, как пирамида нейро-логических уровней может рассматриваться в случае, когда человек начинает жаловаться на недостаток финансов. Здесь его главная проблема заключается в нем самом, и у него просто нет желания или сил признаться, что он мало уделяет времени работе.

Вдобавок при расспросе, чем он занимается весь день, выясняется его сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует об отсутствии активности с его стороны, которая была бы направлена на развитие профессиональных качеств.

Можно сделать определенный вывод – зачастую проблема обусловлена элементарной ленью. Этим недостатком страдают многие люди по всему миру! В чем собственно и помогает ментальная пирамида – доход не может увеличиться из-за лени!

Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?

Уровень третий – способности (направление)

Здесь уже пирамида логических уровней Роберта Дилтса базируется на стратегии и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого индивидуума сделанный выбор занимает далеко не последнее место. Причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • здоровье;
  • цель;
  • в какой степени человек чем-либо увлечен, и прочее.

Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач. Кто-то отдает предпочтение изнуряющей работе, чтобы скопить денежные средства на приобретение жилья либо пройти обучение в другой стране. Многие девушки мечтают об удачной женитьбе.

Третьи вообще делают ставку на поиск хорошей работы или открытие собственной деятельности. Также выбор допустимо сделать в пользу занятий спортом или изучения иностранных языков после трудового дня. А еще проще просто попивать пиво, лежа на диване у телевизора. По крайне мере, так поступает большинство.

Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:

  • какие у меня есть сильные стороны и можно ли, опираясь на них, добиться желаемого результата?
  • Какие навыки и умения я могу приобрести для достижения желаемого?
  • Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями остальных?

Каждому индивидууму, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Это по силам каждому человеку на земле, причем как разительно расширить их, так и серьезно ограничить в пределах разумного. Главное – отыскать причину и стимул к действию!

Уровень четвертый – ценности (мотивации)

На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работает лишь во вред. К примеру, как стать предпринимателем человеку, если себя он считает честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют средства с целью собственной наживы?!

Другой пример – абитуриент считает, что место в престижном ВУЗе достается лишь по блату. Поэтому нет даже смысла пробовать сдать вступительные экзамены.

Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию шаблонов и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.

Пожалуй, это уже более важный уровень, позволяющий определить собственное восприятие. Из приведенных выше примеров несложно сделать вывод касательно того, что каждый человек определяет сугубо свои ценности, а ведь они могут не совпадать с восприятием других индивидуумов, что, в общем-то, закономерно. То есть одним вещам придается больше значения, другим меньше или они вовсе игнорируются.

Это относится к так называемому базису личности, а от него человеку не так просто отказаться даже под сильным воздействием извне. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно и управляет поведением индивидуума, определяя его жизненный путь.

На данном уровне легко получить ответы на подобные вопросы:

  • Какой важностью для меня обладает данная цель?
  • Насколько ценным окажется результат?
  • Укрепит ли достижение цели мои жизненные убеждения?

Тут так и просится один вопрос, который стоит отнести к разряду риторических высказываний: почему мы собственно верим во все то, чего придерживается наша вера?

Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)

Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Здесь речь идет о самосознании и самопонимании. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению своей веры.

Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарем.

Иными словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую он играет при этом роль. Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать достоинства и в то же время принимать во внимание свои недостатки, требующие дальнейшей проработки.

Что характерно, здесь ответы не лежат на поверхности. Роль и жизненная позиция каждого человека не зависит от половых признаков, семейного положения, социального статуса, процессии. Эта категория много обширнее!

Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь, помогут следующие вопросы:

  • Каково мое отношение к тем личностям, у которых цели и убеждения совпадают с моими?
  • Какова ценность моих целей по отношению к людям, входящим в ближайший круг окружения?

Самоидентификация – это ценное качество любого из нас! Во многом этим фактором обусловлены наши многие успехи.

Уровень шестой – миссия (духовное постижение)

Здесь логическая пирамида Дилтса венчается уровнем, способствующим осознанию индивидуумом своей миссии. Четкое осознание того, ради чего он собственно живет – это не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.

При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.

Здесь хорошо привести один значимый пример. Главный принцип успешной деятельности большинства компаний, находящихся в стране восходящего солнца – это четкое осознание ценностей и миссии, с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. А разве жизнь каждого человека на земле создана с целью тратить ее впустую?!

Таким образом, если правильно подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире, без утайки от самого себя, отвечая на все поставленные вопросы, можно определить те или иные пробелы.

Самосовершенствование – это путь к достижению к цели, а значит и успеху. Ведь каждый из нас в душе стремится к этому. При этом четкое осознание своих слабых сторон существенно облегчает этот процесс.

Ряд дополнительных вопросов

Давая ответы на ключевые вопросы каждого из уровней, пирамида Дилтса позволяет объективно оценить картину всего происходящего. Однако все видится лишь в общем свете, чтобы четко разглядеть суть происходящего и отыскать верное решение сложившихся проблем, следует воспользоваться помощью ряда дополнительных вопросов:

  • После того, как я достигну цели, что будут предпринимать окружающие? Обрадует или это их?
  • В какую сторону должно измениться личное восприятие окружающих после достижения целей?
  • Окажется ли результат плодотворным для моих коллег и близких людей?
  • Если я достигну цели, изменится ли моя миссия?
  • Могу ли я делать к направлению моей цели какие-то простые действия в течение 48 часов?
  • Как мои близкие люди отнесутся к моим намерениям? Смогут ли они при необходимости внести соответствующие корректировки?

Нечто подобное разбирается на многих дополнительных занятиях по коучингу.

Принцип работы

Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.

Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.

В основе любой коучинг-техники глубокий самоанализ – решения проблем не лежать на поверхности, поэтому требуется, как следует «покопаться в себе».

Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:

  • Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
  • Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
  • Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
  • Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.

Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.

При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.

Важность физического фиксирования задач

На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще. Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:

  • При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
  • Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
  • В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
  • По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.

Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.

В качестве заключения

В процессе применения творения Дилтса на практике иной раз задумываешься, почему кому-то все дается легко и непринужденно, а другим приходится прилагать немало усилий. Вполне очевидно, что все дело кроется не в количестве затраченного времени и размерах оклада, если речь идет о рабочих вопросах. Здесь таинство заключено в чем-то ином, что сокрыто в глубине каждого из нас на уровне подсознания. И пирамида Дилтсаэто шанс изменить направление течения своей жизни по нужному руслу.

Если кого-то не устраивает материальное или финансовое обеспечение, отношения с родными и коллегами натянуты, следовательно, необходимо пересмотреть личные действия. Но если все выполняется правильно, но результат все равно не удовлетворительный, значит стоит пересмотреть стратегию, убеждения и прочие моменты по уровням.

Инструмент самообучения: Пирамида логических уровней Роберт Дилтс | by Chengeer Lee

Photo by SOULSANA on Unsplash

Простая структура, которая поможет вам изменить вашу жизнь

🎧 Уровни — это модель, разработанная Робертом Дилтсом, пионером в области нейролингвистического программирования (НЛП).

Пирамида представляет собой иерархическое представление уровней, на которых могут происходить изменения в человеке. Это, наверное, мой любимый инструмент в моем коучинговом наборе.

По ходу дела вы поймете, как работает пирамида. Так что давайте просто углубимся.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте треугольник. Пирамида. Затем разделите треугольник горизонтальными линиями так, чтобы он имел 6 отдельных уровней.

Это то, на что выглядит:

Я набросал его вручную, а также вы можете сказать 🙂

Эти уровни (внизу вверх):

  • Среда
  • Поведение
  • навыки
  • Ценности/верования
  • Личность
  • Духовность (Миссия)

Теперь позвольте мне провести вас через все 6 уровней, начиная с нижнего.

Этот уровень является вашей физической реальностью. Вы можете думать об этом как о физическом и социальном контексте, в котором вы существуете. Все, от физического окружения до социальных отношений и даже вашего собственного тела, находится на этом уровне. Именно здесь большинство людей хотят видеть изменения.

На этом уровне у вас будет:

  • Ваша среда (климат, страна, город, дом, в котором вы живете и т. д.)
  • Ваши отношения (друзья, семья, ваш партнер, ваши деловые партнеры, ваша команда, коллеги, сообщество , ваш круг общения и т. д.)
  • Ваша карьера (отрасль, в которой вы работаете, ваша компания, корпоративная культура, местонахождение, обстановка офиса, ваш собственный бизнес, подработка и т. д.)
  • Ваши деньги (и все, что можно купить за деньги: ваш дом, машину, одежду, материальные блага, еду, развлечения, яркость вашей жизни и т. д.)
  • Ваше тело . Как человек, вы живете внутри своего тела. Вероятно, раньше у вас была такая мысль, что вы кажетесь каким-то существом, которое живет внутри тела и смотрит на мир вашими глазами из глубины вашего черепа. В каком-то смысле ваше тело — ваш единственный дом. Ваше судно. Вы призрак в доспехах. Считайте любые цели, связанные с физическими изменениями в теле, например, достижение формы, также находящимися на этом уровне.

Итак, Уровень среды — это обычно уровень, на котором люди хотят видеть изменения.

Основной движущей силой человеческого поведения является создание максимального человеческого опыта.

Поскольку мы воспринимаем реальность через наши 5 чувств, логически наш разум работает, чтобы оптимизировать то, что, по нашему мнению, является для нас высшим человеческим опытом.

Подготовка. Переезд в город, который, по нашему мнению, лучше всего подходит для нашего роста. Развитие отношений, которые дают нам удовлетворение и чувство связи. Построение карьеры, которая дает нам смысл, деньги и свободу.

Какими бы ни были ваши цели на этом уровне, как вы думаете, что вам нужно сделать, чтобы вызвать изменения на уровне среды?

Вам нужно изменить свое поведение. И это наш уровень 5.👇

Чтобы изменить свое физическое окружение, вы должны действовать. Чтобы получить результаты, которые отличаются от ваших текущих результатов, вам нужно тренировать другое поведение.

Уровень поведения включает в себя:

  • Ваши действий
  • Ваши реакций
  • Your responses
  • Your habits
  • Your Daily Systems
  • Your morning routine
  • Your body language
  • Your communication skills
  • The way you show вверх в мире
  • то, как вы читаете других людей
  • то, как вы влияете на других людей
  • язык, который вы применяете к себе
  • Язык , который вы применяете к миру

Я подчеркиваю последние два, потому что они напрямую связаны с концепцией НЛП. Язык, который вы применяете к себе и миру, программирует ваш разум на определенное восприятие себя и мира. Другими словами, ваша реальность такова, как вы думаете.

Давайте немного увеличим масштаб.

Возможно, вы уже слышали о Законе притяжения .

Закон притяжения — это философия, согласно которой положительные мысли приносят в жизнь человека положительные результаты, а отрицательные — отрицательные.

И это до некоторой степени верно, но большинство людей неправильно понимают, как именно этот закон должен применяться в их жизни.

Первый. Вы не ощущаете реальность. Однако то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО испытываете, является вашими собственными мыслями. Тогда все становится очень просто. Думайте о хорошем — хорошо проводите время в своем уме. Думайте о негативных мыслях — плохо проводите время.

Секунда. Ваши мысли вызывают ваши эмоции. Руководствуясь своими эмоциями, вы принимаете решения и действуете. Некоторые эмоции приводят вас к решению не предпринимать никаких действий. Как действие, так и бездействие приводят к определенным результатам.

Здесь мы можем ввести еще один более практичный закон — Закон Действия.

Закон Действия требует, чтобы вы ЧТО-НИБУДЬ СДЕЛАЛИ, чтобы реализовать желаемое .

Значение для вас:

Быть = делать. Чтобы получить разные результаты, вы должны предпринять разные действия.

Но что ограничивает нашу способность действовать или осуществлять желаемое поведение?

Это наш следующий уровень.

Ваши навыки.

Вы можете использовать поведение только в том случае, если у вас есть для этого навыки/возможности. Очевидно. Вы не можете практиковать поведение, если у вас нет навыков. Например, вы не можете создать приложение, если не умеете программировать.

Диапазон действий/поведений, которые вы можете выполнять, ограничен объемом вашего набора навыков.

Таким образом, этот уровень представляет навыки и способности человека. Он включает в себя такие вещи, как:

  • Знания
  • Опыт
  • Компетенция .
  • Сложный Навыки (также известные как Технические навыки)
  • Социальные навыки (также известные как Базовые/Человеческие/Передающиеся навыки)

Итак, каковы основные последствия для вас на этом уровне:

  1. Самосознание имеет первостепенное значение . Важно понимать, какие навыки у вас есть, какие навыки недостаточно развиты и какие навыки вам необходимо приобрести, чтобы проявить желаемую реальность. Обратите внимание, когда я использую слово «проявлять», я не имею в нем никакого метафизического подтекста. Манифестация просто означает принятие мер для изменения физической среды.
  2. Осознание своего пробела в навыках будет определять вашу стратегию приобретения навыков . После того, как вы завершили полный аудит навыков и определили пробелы в навыках, вы можете приступить к составлению плана обучения. Спроси себя. Какие способности, необходимые для приобретения, стоят между вами и вашим Видением?
  3. Значение, связанное со знаниями. Мы не знаем, чего мы не знаем . Ваше текущее понимание ограничено вашими текущими знаниями. Обо всем. О себе, о других, о том, как на самом деле устроена Вселенная. И никто не знает правды о Вселенной. Все знание человечества есть только приближение. Думать, что вы знаете, как устроен мир, — первый признак невежества. Мы не знаем, что такое объективная реальность. Мы только строим собственные карты реальности, которые помогают нам ориентироваться в этой жизни. И это следствие №4.
  4. Карта не является территорией . Все, что вы считаете истиной, истинно только для вас. По иронии судьбы, чем больше у вас знаний, тем больше вы понимаете, как мало вы знаете о реальности. Импликация № 5 и опасность, которая в ней скрыта.
  5. Верьте в свою карту достаточно долго, и ваша карта станет территорией . Вы видите мир не таким, какой он есть, а таким, какой вы есть. Вселенная нейтральна. Это не плохо и не хорошо. Это просто подтвердит для вас через ваш опыт все то, во что вы верите, верно для вас.

Но я отвлекся.

Что мы уже поняли?

  • Ваше Окружение формируется вашим Поведением (Действиями, которые вы совершаете, или действиями, которые вы не совершаете) ограничено рамками ваших навыков

Итак, как мы приобретаем навыки?

Здесь начинается самое интересное. 👇

Если вы посмотрите на изображение, то увидите, что этот уровень разделен диагональной линией на две части — Ценности и Убеждения.

Этот уровень представляет основные убеждения и ценности человека, которые формируют его восприятие и интерпретацию мира.

Вот несколько основных принципов, которые следует учитывать на этом уровне:

1. Ваши ценности определяют ваше поведение .

В жизни мы делаем только то, что считаем важным. Если это не важно для нас, мы будем избегать этого. Например, все мы знаем, что « у меня нет времени » — это просто отговорка. Вы находите время для всего, что считаете важным. Если вы этого не делаете, это просто недостаточно важно, чтобы расставлять приоритеты.

2. Ваши ценности стимулируют приобретение навыков .

Вы приобретаете навыки, которые, по вашему мнению, важны для построения вашей жизни, ИЛИ вы приобретаете навыки, которые удовлетворяют ваше врожденное Любопытство. Например, если здоровье является вашей ценностью, вы приобретете навык подтягиваний. Если ваша ценность — творчество, вы научитесь выражать свое творчество через искусство, ремесла и музыку. Если деньги являются вашей ценностью, вы сосредоточитесь на приобретении навыков, которые помогут вам разбогатеть. Ваши Ценности являются указателями Направления. Тебя тянут к ним.

3. Вы будете жить в согласии со своими Ценностями и практиковать соответствующее Поведение для приобретения важных Навыков, ЕСЛИ ТОЛЬКО вас не блокируют ограничивающие убеждения .

Вы не будете совершать Правильное Действие, даже если знаете, что такое Правильное Действие, если вас блокирует Ограничивающее Убеждение.

Например, поиск работы. Возможно, вы знаете, что общение в сети — это важная вещь, поскольку вы считаете сохранение работы ценным, однако вы не общаетесь с другими людьми, потому что вас блокируют ограничивающие убеждения, такие как: «Никто не хочет со мной разговаривать», «Мне нечего предложить», «Я не хочу, чтобы меня считали нищим», «А если меня отвергнут?» , «Я не умею продавать себя» и т.д.

Еще один пример: Персональный брендинг. Вы можете думать, что создание репутации в своей отрасли с помощью интеллектуального лидерства важно для вас, потому что вы хотите создать лучшие возможности или стать лидером, но ваши ограничивающие убеждения блокируют вас. Классический синдром самозванца: «Кто я такой, чтобы высказываться?», «Никто не собирается меня слушать», «Я не эксперт в предметной области», «Я не знаю, с чего начать», «Что, если люди будут судить и критиковать меня?», «Что, если я скажу что-то, что вызовет негативную реакцию и разрушит мою карьеру», и т. д.

Уровень убеждений — это уровень, на котором проводится много коучинговой работы.

Как коучи мы удаляем или улучшаем неэффективные установки или ограничивающие убеждения, чтобы Основные ценности могли «течь» и свободно проявляться.

Если вы не знаете, каковы ваши основные ценности, прочтите эту статью . Вы найдете пошаговые инструкции по выполнению упражнения «Ценности».

Итак, далее.

Что лежит за пределами уровня ценностей и убеждений?

Знакомство с уровнем идентификации.

Этот уровень представляет индивидуальное представление о себе и личности. Вы также можете назвать это Эго или вашей Концепцией Я .

Этот уровень включает в себя такие вещи, как:

  • Роли, которые вы играете (например, отец/муж/сын в контексте семьи, должность/роль в контексте карьеры и ваши роли в других парадигмах, таких как тренер/ подопечный, наставник/наставляемый, учитель/ученик, менеджер/сотрудник, лидер/последователь и т. д.)
  • Личный идеал (Кто я? Кто я как личность/профессионал/человеческое существо? Что на самом деле означает для меня мое путешествие на этой планете?)
  • Личные цели (Все, что вы хотите достижения в жизни)
  • Психология/тип психики
  • Основные убеждения ( Я человек, который…)
  • Метапрограммы (Что такое метапрограмма? Я буду создавать больше контента вокруг мета- программы, но кратким примером может служить Локус контроля — с точки зрения философии вы думаете, что что-то просто происходит с вами, или вы тот, кто заставляет это происходить? называется внутренним локусом контроля.)

Уровень идентичности — это уровень, на котором происходит тяжелая работа коучинга. Работа над основными убеждениями или реинжиниринг личности — это всегда тяжелая и целенаправленная работа. Настоящая трансформация требует времени. Вы можете себе представить, сколько работы требуется, чтобы перепрограммировать мышление, которое оставалось неизменным на протяжении десятилетий.

Хорошая новость, и вам всегда нужно помнить, что все, что вы приняли для себя за абсолютную истину, верно только для вас. Все, что вы считаете правдой о себе, — всего лишь кусочки головоломки в вашем представлении о себе. Ваша личность может быть изменена, если есть намерение, самодисциплина и ответственность.

Вы не высечены в камне. Ваш ум подвижен, податлив и легко адаптируется.

Вы, наверное, думаете — вроде бы можно быть высокофункциональным человеком, если все уладить до уровня идентичности, и будете правы. Действительно, многие люди.

В своей коучинговой практике я работаю с ЧРЕЗВЫЧАЙНО высокофункциональными и успешными (с материальной точки зрения) людьми.

Но счастливы ли они?

Вы будете удивлены, узнав, как много людей, несмотря на все их материальные блага, лишены чувства цели и удовлетворения в жизни.

Так чего не хватает?

Есть ли что-то еще помимо уровня Идентичности, на чем вы, как человек, должны сосредоточиться, чтобы обеспечить целостное развитие и жить счастливой сбалансированной жизнью?

Есть.

Не все одинаково реагируют на слово Духовность , особенно в западном мире, но это слово представляет собой основу моей коучинговой практики, поэтому я буду придерживаться его.

Если в данный момент это звучит слишком для вашего ума, вы можете назвать этот уровень Миссия или Цель или любые другие слова, которые резонируют лично с вами.

Неважно, как вы это называете, но этот уровень представляет собой связь человека с высшей силой или чувством цели. Он включает в себя такие вещи, как духовные убеждения и практики человека. Оно включает в себя Творчество, то есть то, как Творец в тебе проявляет себя в мире. На этом уровне вы будете определять свое окончательное «почему».

Это также уровень, на котором происходит самая интимная, самая преобразующая работа.

Как я уже говорил ранее, как коуч, я работаю с высокоэффективными, хорошо зарабатывающими людьми, которые с материальной точки зрения имеют все, что им нужно иметь. Отличная карьера. Высокая зарплата. Большой дом. Автомобиль. Счастливая семья. Но почему-то им по-прежнему не хватает смысла в жизни.

Чтобы быть полностью реализованным в жизни, вы должны обрести абсолютную ясность в отношении того, кем вы являетесь и чем вы не являетесь.

Вы должны найти ответы на вопросы:

» Что я делаю здесь, на этой планете?

Для чего все это?

Какова цель этого путешествия?»

Правда сурова, но проста на самом деле.

Жизнь не имеет смысла.

Никто не заботился о вас до того, как вы приехали сюда, и через 3 поколения после того, как вас не станет.

Мысль об этом может быть пугающей. Но подумайте об этом достаточно глубоко, и это освободит вас.

Единственный смысл жизни, который вы можете иметь, это тот, который вы создаете для себя.

Нет причин не жить, играя в игры, в которые вы хотите играть, пока вы помните, что все это всего лишь игра, и однажды ваша Мать позовет вас домой.

Нет причин не строить вещи, которые вы хотите строить с людьми, которых вы любите, и не решать головоломки, которые развлекают вас, приносят вам радость и, надеюсь, служат другим.

Нет ничего благородного в том, чтобы сжаться и не проживать свою жизнь, выжимая ее, как лимон, до последней капли, выжимая из нее абсолютный максимум, полностью реализуя свой человеческий потенциал и придя на грань смерти как Бесстрашное Существо без сожалений о том, как была прожита эта жизнь.

Только отвечая на наш призыв, мы можем выполнить Миссию нашей Жизни.

Только через служение другим мы можем достичь Самоактуализации.

Если вы можете нанять тренера, наймите тренера.

Я могу назвать сотню причин, по которым всем нужен тренер, но назову только одну — главную.

  • Единственная система отсчета, которая у вас есть и когда-либо была, — это ваш собственный разум.
  • Ваш разум — это все, что вы когда-либо знали, это все, что вы когда-либо будете знать, и это единственное место, где вы когда-либо будете жить.
  • Кроме того, исследования в области психологии утверждают, что только 5% того, что мы делаем, происходит сознательно. Все остальное происходит на заднем плане — в нашем Подсознании.
  • Поскольку все ваши мысли происходят в вашем собственном мыслящем уме, ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО выбраться из головы.
  • Даже если вы практикуете медитацию и научились успокаивать свой вечно гудящий разум, все равно ОЧЕНЬ СЛОЖНО бросить вызов своим собственным убеждениям и подвергнуть испытанию давление тех аспектов своей личности, которые вы только что приняли за истину. Вещи, которые так глубоко интегрированы в ваше представление о себе, невозможно обнаружить. Вы не знаете, что эта вещь существует, потому что она никогда не выносилась на свет вашего сознания, то есть никто никогда не был там, чтобы вы могли указать на нее.
  • Если вы не медитируете, не ведете дневник и очень мало времени проводите в одиночестве, скорее всего, вам будет очень трудно осознать тот факт, что мышление можно остановить.
  • Я пойду еще дальше. АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖНО увидеть пробелы в вашей логике и недостатки в вашем мышлении, если мышление — это все, чем вы занимаетесь в течение всего дня.

Непрерывное мышление — болезнь этого века.

Все проблемы возникают из-за того, что люди не знают, где у них в голове кнопка 📴.

Я могу показать тебе.

Духовность не ву-вуу.

Духовность — единственный путь к Свободе.

А теперь небольшая справка по Матрице. Пусть это будет сигналом, который Морфеус посылает тебе через интернет:

Я пытаюсь освободить твой разум, Нео. Но я могу только показать вам дверь. Ты тот, кто должен пройти через это.

Если вы видите в своей жизни признаки того, что вы готовы проснуться

Если вы знаете, что можете больше не позволять Матрице владеть собой…

Если вы знаете, что оставаться прежним больше нельзя…

…позвольте мне показать вам, как написать свой собственный код.

Вы можете быть хозяином своего разума, а не его рабом.

Каждый заслуживает быть свободным.

Вы заслуживаете свободы .

  1. Найдите свое предназначение.
  2. Разработка концепции.
  3. Создайте свою личность
  4. Сожгите дотла все, что о вас неправда.
  5. Проясни свои ценности.
  6. Работайте над своими убеждениями.
  7. Приобретите навыки, необходимые для проявления вашего видения.
  8. Строительные системы.
  9. Примите системные меры.
  10. Измени свое окружение.
  11. Измени свою жизнь.

» Уффф… все стало очень быстро. 😅»

Примерно такая реакция у всех моих клиентов на первый звонок. Во время разговора мы иногда рассказываем о логических уровнях, но я решил, что просто приведу пошаговое объяснение этого инструмента в одной статье.

Смело используйте его и делитесь им с теми, кто переживает перемены. Даже если вы не можете позволить себе работать с коучем прямо сейчас, вы можете извлечь пользу из использования инструментов коучинга в своей жизни.

Дополнительные инструменты и упражнения можно найти в разделе «Письмо» на моем личном сайте. Проверь их.

Надеюсь, это поможет вам в вашем путешествии.

Мир 🙏

п.с. Если у вас есть история о том, как это помогло вам, сообщите мне об этом в LinkedIn. Я там почти живу 🙂

👋 Спасибо за прочтение!

У меня есть миссия помочь миллиону людей полностью реализовать свой потенциал и жить целеустремленной жизнью.

Ищете тренера?
👉🏼 Пишите мне в LinkedIn.
👉🏼 Или проверьте мои бесплатные ресурсы ЗДЕСЬ.

Уровни обучения НЛП Роберта Дилта

Изучающие НЛП будут знакомы с «Логическими уровнями» Роберта Дилтса (также известными как Неврологические уровни). Я нашел это невероятно полезным во многих отношениях — это одна из тех концепций, которые, кажется, проливают свет почти на все.

Для тех из вас, кто не знаком: этот пост предназначен для того, чтобы дать вам обзор логических уровней и того, как вы можете использовать их для улучшения своей жизни.

Логические уровни: Обзор

. Уровни так часто представляются в виде пирамиды…), логические уровни часто представляются так:

Уровни обучения

Среда

Хорошая среда обучения имеет важное значение. Вокруг него должны быть четкие границы; обучение особенное, и окружающий мир не должен вмешиваться. Тогда обучение, конечно, должно быть применено во внешнем мире, но я очень верю в особое пространство, где можно учиться в первую очередь. Компания единомышленников тоже важна: обучение — это совместное путешествие.

Поведение

НЛП является как физическим, так и умственным, поэтому Поведение имеет значение. Не только вежливость и уважение к другим ученикам, но и физическое состояние участников. Вот почему мне нравится начинать занятия с медитации, чтобы во время перерывов отвлечь внимание от любого чата (такой чат — важная часть обучения, но теперь пришло время вернуться).

Способности

Способности приходят с практикой. НЛП — это то, что нужно практиковать, чтобы иметь реальное представление о том, как оно работает и что происходит. Я всегда заставляю студентов работать над процессами, которым я обучаю — сначала я демонстрирую, а затем они делают это сами. Лучшие студенты часто формируют группы после курса и ежемесячно встречаются, чтобы повторить процессы или освежить свои знания, «находя ресурсы» на курсе.

Убеждения и ценности

НЛП придает большое значение тому, что оно не является системой убеждений или ценностей. Нам говорят, что это всего лишь набор моделей, которые человеку предлагается попробовать и посмотреть, «что работает». Я всегда считал это немного наивным. В первый день обучения мы говорим о предпосылках НЛП — наборе убеждений. Если вы не принимаете большинство из них, то, вероятно, НЛП не для вас. Ни один из них не является страшным или авторитарным, но мне нравится чувствовать, что они бросают вызов общепринятому мнению.

Точно так же мне нравится думать, что в основе того, как я преподаю НЛП, лежит набор ценностей: уважение к моим ученикам, широкий кругозор и легкий скептицизм даже в отношении самого НЛП (это замечательные вещи, но это не Священное Писание). НЛП содержит отличные процессы для изменения бесполезных убеждений и предубеждений. Ценности более сложны: я учу людей перечислять свои ценности, а затем ранжировать их — часто это поучительный опыт.

Идентичность

Уровень Идентичности, вероятно, тот, на котором труднее всего учиться или изменяться. Информация в нашем сознании о том, «кто мы есть», кажется, спрятана в труднодоступных местах, подобно мощному набору инструкций глубоко в ядре сложной компьютерной программы. С этой позиции тайного, необъяснимого влияния Идентичность осуществляет огромный контроль над нашей жизнью. На курсе «Практик» мы используем такие процессы, как «Путешествие героя» и мой собственный «Процесс перескриптинга», чтобы работать на этом уровне. Я углубляюсь в эту тему еще глубже в курсе Master Practitioner.

Миссия

Наконец мы подошли к Миссии. Это более сознательно и менее сложно, чем Идентичность. Умение с Миссиями состоит в том, чтобы создать ту, которая действительно будет работать: что-то, что соответствует тому, кто вы есть на самом деле (Идентичность, Убеждения / Ценности) и что вы в состоянии выполнить на самом деле (Возможности, Окружающая среда).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *