Как составить план текста? Рекомендации по составлению плана с примерами
Главная / Мастер-классы / Копирайтинг и рерайтинг / Как составить план текста?
План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.
Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.
Виды планов текста
Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.
1. Вопросный план
Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
Пример вопросного плана:
- Что такое декоративная штукатурка?
- Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
- Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
Сколько стоит декоративная штукатурка?
2. Тезисный план
Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
Пример тезисного плана текста:
- Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
- Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
- Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
3. План-опорная схема
«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
Пример такого плана:
- Контекстная реклама.
- Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
- Эффективность контекстной рекламы.
Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?
Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
Знание структуры текста – это важно!
Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:
- Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста
- Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.
Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
- понять задачу текста,
- определить, какая информация необходима для решения задачи,
- изложить эту информацию в виде пунктов плана,
логично расположить пункты – и план готов.
Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:
1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
- Холодильник императора Нерона.
- Самый дорогой холодильник в мире.
- Холодильник размером с дом.
- …
4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
- Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
- Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
- Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
- Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
- Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
- Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
- В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
- Как подготовить кактус к пересадке?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
- Как пошагово выполнить пересадку?
- Как ухаживать за растением после пересадки?
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
- Как ухаживать за кактусами?
- В какое время года можно делать пересадку?
- Когда начать полив после пересадки?
- Какого размера должен быть новый горшок для растения?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
- Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
- План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
- Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
- Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.
Автор: Валентина (KadrofID: 13)
Добавлено: 11.07.2017 в 11:54
В избранное
Рекомендуем
Что такое копирайтинг, SEO копирайтинг и с чего начать новичку?
В этой статье я подробно расскажу, что такое копирайтинг, чем он отличается от SEO-копирайтинга и рерайтинга.
Как заработать на написании текстов …Копирайтинг на рецензию: разбираем рекламный текст для группы ВКонтакте
Мы попросили копирайтеров из Клуба фрилансеров прислать тексты на рецензию, и один из полученных текстов сегодня разберем в мастер-классе. Отметим …
Темы мастер-классовРазвернуть
- Копирайтинг и рерайтинг
- Продвижение сайтов
- Дизайн и юзабилити
- Контекстная реклама
- Веб-аналитика
- Социальные сети и SMM
- Прочие мастер-классы
Консультации
Добрый день. Как разместить вакансию на вашем сайте?
вакансия
Как «поднять» вакансию?
Как найти удалённую работу новичку?
Бизнес-планы готовые примеры
Полезно знать
Бизнес-план. Образец с расчётами
Образец составления бизнес-плана с приблизительными расчетами и прогнозами возможной прибыли и уб…
Категории бизнес-планов
Изделия из эпоксидной смолы имеют широкие области применения, а значит и широкий рынок сбыта.
В нашем новом бизнес-плане мы расскажем с чего стоит начать, и на что делать акцент, если вы решили открыть кафе-кондитерскую. Мы рекомендуем использовать представленную информацию, как кратки…
Массаж — отличный способ снять напряжение, благодаря его оздоровительному и расслабляющему эффекту. Поэтому услуги массажного салона высоко востребованы и уже долгое время не теряют своей актуально…
Экоферма — бизнес, который давно популярен во всем мире. В России огромный потенциал в этом виде бизнеса, так как производство органической продукции развит слабо. Этот тип бизнеса отличается высок…
Издательский бизнес — дело для идейных людей. Он может быть весьма прибыльным в случае правильного попадания в интерес аудитории. Но чтобы это попадание состоялось, необходимо пройти путь проб и ош…
Сельскохозяйственный бизнес в России набирает обороты в последние годы. Активно развиваются как крупные фермерские хозяйства, так и более мелкие, ориентированный на региональный рынок. Поэтому собс…
Магазин штор — стабильный бизнес, т.к. ремонтные работы и благоустройство жилых помещений становятся актуальными для каждого человека хотя бы раз в жизни. У такого бизнеса есть свои преимущества, н…
Первые глэмпинги появились в России в 2014 году, а самый старый находится в Карелии. В такие кэмпинги приезжают состоятельные люди, чтобы с комфортом провести время на природе, уединиться и отстран…
Открыть клинговую компанию — хорошгий выход для тех, кто ищет бизнес на растущем, но сравнительно свободном рынке. В этой сфере деятельности вы можете рассчитывать на достаточно быструю окупаемость…
Каждый мечтает открыть бизнес, который бы никогда не страдал от отсутствия клиентов. Клиентов, которые бы возвращались с завидной периодичностью. Если задуматься, то такой бизнес существует во мног…
Показать еще
Нужно ли составлять бизнес-план самостоятельно или можно обойтись тем, что скачать бизнес-план бесплатно и адаптировать его под реалии своего города и формата бизнеса? Каждый сам решает каким образом поступить. Но тем не менее бизнес-план с расчётами необходим любому бизнесу и поработать над ним придётся в той или иной степени. Облегчить работу над составлением или поиском подходящего образца бизнес-плана – главная цель портала БИБОСС.
Самостоятельная разработка бизнес-плана может занять достаточное количество времени и может потребовать определённых знаний. Например, знаний о том, какими должны быть главные составляющие бизнес-плана. В это же время готовый бизнес-план может послужить примером и образцом, на который можно ровняться при составлении собственного бизнес-плана.
Готовые бизнес-планы с расчётами бесплатно доступны на БИБОСС вне зависимости от вида бизнеса: здесь вы найдёте бизнес-план магазина, бизнес-план кафе, бизнес-план производства или любой другой бизнес-план предприятия вне зависимости от сферы его деятельности. Здесь у вас есть возможность скачать готовые бизнес-планы в самых распространённых категориях бизнеса.
3 примера стратегического плана
Что делает хороший пример стратегического плана?
Многие компании ищут помощи, ищут пример стратегического плана в качестве критерия, который они могут использовать для сравнения своих собственных планов. Но стратегические планы могут быть разных форм, форм и размеров; они не являются универсальным документом. Существуют простые стратегические планы, включающие цели, задачи, стратегии и тактики, а также сложные структуры планов, включающие несколько уровней и слоев. Насколько должен быть разработан ваш план, зависит от нескольких факторов, включая уровень подотчетности, который вы пытаетесь создать, сроки реализации плана и культуру вашей организации. В этом посте вы увидите пример стратегического плана, наиболее распространенного сегодня среди компаний.
Пример стратегического плана: базовая структура
Как минимум, стратегический и оперативный планы содержат три уровня, которые выполняют определенные функции. Они перечислены в порядке, обратном порядку их появления в плане, чтобы продемонстрировать связь снизу вверх:
.- Тактика: Это задачи, которые необходимо выполнять на индивидуальной основе. Эти действия составляют стратегии. Например, если у вас есть стратегия удовлетворенности клиентов, которая фокусируется на ежегодном клиентском событии, есть ряд вещей, которые необходимо выполнить, чтобы это событие состоялось. Это тактики, которые включают сроки выполнения, результаты и назначаются конкретным людям для выполнения.
- Стратегии: Коллекция тактик нуждается в имени, и это имя является стратегией. Название стратегии указывает на что-то конкретное, а сама стратегия содержит отдельные тактики. Таким образом, стратегии представляют собой широкие действия, ориентированные на действия, которые мы реализуем для достижения целей. В этом примере стратегия клиентских событий предназначена для повышения общей удовлетворенности клиентов. У нас могут быть дополнительные стратегии, направленные на повышение удовлетворенности клиентов, и каждая из этих других стратегий также будет иметь набор тактик.
- Цели: Это количественные и измеримые цели, которые отвечают на вопросы, сколько и когда. Есть старая поговорка, что нельзя улучшить то, что не измеряешь. Таким образом, планы без измеримых целей вообще не являются планами; это просто списки задач. Цели включают базовую производительность, целевую производительность и установленную дату достижения цели. Любой пример стратегического плана должен включать цели, поскольку они являются основой для планирования. В этом примере наша цель — повысить удовлетворенность клиентов с 82% до 90% до 31 декабря. Как мы этого добьемся, зависит от стратегии и тактики.
БЕСПЛАТНЫЕ РЕСУРСЫ
Шаблон стратегического плана
Этот пятиуровневый шаблон стратегического плана поможет вам создать план, основанный на лучших практиках для оптимизации выполнения.
Получить сейчасПример стратегического плана: цели, стратегии и тактика
Задача 1: Повысить удовлетворенность клиентов с 82,0 % до 90,0 % к 31 декабря.
- Стратегия 1.1: Провести ежегодную конференцию для клиентов
- Тактика 1.1.1: Определить дату и место проведения
- Тактика 1.1.2: Разработать повестку дня события
- Тактика 1.1.5: Разработка меню
- Тактика 1.1.6: Разработка приглашений
Пример стратегического плана: Стратегические темы и цели
Хотя цели, стратегии и тактики являются ключевыми элементами любого примера стратегического плана, они не являются единственными элементами. Многие планы более надежны и включают дополнительные уровни в иерархии. Эти уровни обычно называют стратегическими темами и целями, и они предшествуют задачам. Таким образом, полностью разработанный план будет выглядеть как приведенный ниже пример стратегического плана:
- Стратегические темы: Это заголовки родственных групп, состоящие из одного-трех слов, используемые для разделения стратегических и оперативных планов, таких как качество, безопасность, люди, клиенты, обслуживание, финансы и рост. Для компаний, использующих стратегические темы, наиболее распространенными являются четыре-шесть таких категорий.
- Цели: Это общие заявления, которые переводят заявление о видении организации в нечто более значимое и ограниченное по времени. Если также используются стратегические темы, формулировки целей используются для преобразования видения в конкретные стратегические темы.
- Цели: Как и в предыдущем случае, Цели — это поддающиеся количественной оценке элементы, которые измеряют успех ваших Целей и, в конечном счете, вашего стратегического плана. Они должны измерять, как вы планируете увеличивать, уменьшать или поддерживать некоторые ключевые показатели эффективности, имеющие решающее значение для достижения цели.
- Стратегии: Имея представление о мерах успеха, Стратегии определяют то, как будет выполняться ваш стратегический план, и, в конечном счете, перемещают иглу на Цели. В некоторых организациях стратегии называют инициативами, проектами или программами. Независимо от используемого термина, Стратегии закладывают основу для фактической работы, которая составляет сам план.
- Тактика: Чтобы наилучшим образом выполнить стратегический план, необходимо правильно разбить стратегию. Во многих случаях это ваша тактика. Тактика — это основные компоненты ваших стратегий, которые помогут измерить успех на пути к завершению. Тактики НЕ являются быстрыми задачами, которые можно выполнить, отметив галочкой поле, а вместо этого являются вехами или ключевыми результатами стратегии.
Присоединяйтесь к сообществу Bridge
Присоединяйтесь к другим лидерам стратегии для решения проблем, общения и преодолеть разрыв между стратегией и исполнением.
Пример стратегического плана: Полный план
Стратегическая тема: удовлетворение
Цель: стать надежным партнером для наших клиентов
Задача 1: Повысить удовлетворенность клиентов с 82,0 % до 90,0 % к 31 декабря.
- Стратегия 1.1: Провести ежегодную конференцию для клиентов
- Тактика 1.1.1: Определить дату и место проведения
- Тактика 1.1.2: Разработать повестку дня
- Тактика 1.1.3: Определить и пригласить докладчиков
- Тактика 1.1.4: Разработка общественных мероприятий
- Тактика 1.1.5: Разработка меню
- Тактика 1.1.6: Разработка приглашений
Имейте в виду, что существует множество приемлемых форматов для стратегических планов, и вы должны использовать подход, который подходит для вас. Некоторые компании предпочитают одностраничный подход, а другие не придерживаются конкретных подходов, кроме, возможно, реализации базовой структуры, подобной приведенной выше. В любом случае, помните, что создание стратегического плана — это только начало; трудная часть выполняет это.
Лучший способ убедиться, что ваш план выполнен, — это иметь все в поле зрения, вовлечь всех и работать с командой, которая даст вам все возможные преимущества. Когда у вас есть план, созданный и готовый к выполнению, выполните следующие действия.
Готовы улучшить выполнение своего плана?
Организации всех типов используют AchieveIt для подключения, управления и реализации своих самых важных инициатив. Замените ручные процессы и разрозненные системы взаимосвязанными планами в одиночная автоматизированная платформа .
ПОЛУЧИТЬ ДЕМО
ПОСМОТРЕТЬ, КАК ЭТО РАБОТАЕТОбразцы стратегического планирования | Ресурсы OnStrategy
Стратегия — это больше, чем просто достижение бизнес-целей.
Это создает ясность, согласованность и взаимодействие в масштабах всей организации. Мы собрали несколько образцов стратегических планов. Некоторые из них от наших клиентов. Другие просто примеры. Все они отражают хорошие общие принципы и структуру, которые могут быть включены в вашу собственную стратегию.Примеры стратегических планов для получения прибыли
Эти образцы планов основаны на вымышленной организации. Информация для наших бизнес-клиентов является конфиденциальной.
Одностраничный стратегический план
Удобный для чтения полноцветный обзор, помогающий каждому визуализировать полную стратегию.
Стратегический план компании
Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими целями, задачами и действиями.
Стратегический план отдела
Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими целями, задачами и действиями.
Компания SWOT
Оценка сильных и слабых сторон вашей организации, возможностей и угроз.
План действий отдела
Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.
Индивидуальный план действий
Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.
Проверка работы члена группы
Используйте этот план действий в качестве листа оценки эффективности для периодических проверок персонала.
Примеры стратегических планов некоммерческих организаций
Эти образцы планов предназначены для школьного округа North Slope Borough. Это общедоступная информация, и ею можно делиться.
Одностраничный стратегический план школы
Удобный для чтения полноцветный обзор, который поможет каждому визуализировать полную стратегию.
Полный стратегический план школы
Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими задачами, задачами и действиями.
Стратегический план школы с прогрессом
Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими целями, задачами и действиями.
План действий отдела
Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.
Индивидуальный план действий
Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.
Проверка работы члена группы
Используйте этот план действий в качестве листа оценки эффективности для периодических проверок персонала.