Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

План пример: Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста / Законодательная Дума Томской области

Содержание

Как составить план текста? Рекомендации по составлению плана с примерами

Главная / Мастер-классы / Копирайтинг и рерайтинг / Как составить план текста?

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.

Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

1. Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

  1. Что такое декоративная штукатурка?
  2. Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
  3. Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
  4. Сколько стоит декоративная штукатурка?

2. Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

  1. Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  2. Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  3. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  4. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

3. План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

  1. Контекстная реклама.
  2. Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
  3. Эффективность контекстной рекламы.
  4. Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Как составить план текста?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

  • Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста
    .
  • Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

  1. понять задачу текста,
  2. определить, какая информация необходима для решения задачи,
  3. изложить эту информацию в виде пунктов плана,
  4. логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

  • Холодильник императора Нерона.
  • Самый дорогой холодильник в мире.
  • Холодильник размером с дом.

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

  • Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
  • Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
  • Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
  • Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
  • Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
  • Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?
  6. Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

  1. Как ухаживать за кактусами?
  2. В какое время года можно делать пересадку?
  3. Когда начать полив после пересадки?
  4. Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  5. Какие потребуются инструменты и материалы?
  6. Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Автор: Валентина (KadrofID: 13)
Добавлено: 11.07.2017 в 11:54

В избранное

Рекомендуем

Что такое копирайтинг, SEO копирайтинг и с чего начать новичку?

В этой статье я подробно расскажу, что такое копирайтинг, чем он отличается от SEO-копирайтинга и рерайтинга.

Как заработать на написании текстов …

Копирайтинг на рецензию: разбираем рекламный текст для группы ВКонтакте

Мы попросили копирайтеров из Клуба фрилансеров прислать тексты на рецензию, и один из полученных текстов сегодня разберем в мастер-классе. Отметим …

Темы мастер-классовРазвернуть

  • Копирайтинг и рерайтинг
  • Продвижение сайтов
  • Дизайн и юзабилити
  • Контекстная реклама
  • Веб-аналитика
  • Социальные сети и SMM
  • Прочие мастер-классы

Консультации

Добрый день. Как разместить вакансию на вашем сайте?
вакансия
Как «поднять» вакансию?
Как найти удалённую работу новичку?

Бизнес-планы готовые примеры

Полезно знать

Бизнес-план. Образец с расчётами

Образец составления бизнес-плана с приблизительными расчетами и прогнозами возможной прибыли и уб…

Категории бизнес-планов

Изделия из эпоксидной смолы имеют широкие области применения, а значит и широкий рынок сбыта.

Данный бизнес-план разработан для мастерской по изготовлению изделий из эпоксидной смолы. Планируемый а…

В нашем новом бизнес-плане мы расскажем с чего стоит начать, и на что делать акцент, если вы решили открыть кафе-кондитерскую. Мы рекомендуем использовать представленную информацию, как кратки…

Массаж — отличный способ снять напряжение, благодаря его оздоровительному и расслабляющему эффекту. Поэтому услуги массажного салона высоко востребованы и уже долгое время не теряют своей актуально…

Экоферма — бизнес, который давно популярен во всем мире. В России огромный потенциал в этом виде бизнеса, так как производство органической продукции развит слабо. Этот тип бизнеса отличается высок…

Издательский бизнес — дело для идейных людей. Он может быть весьма прибыльным в случае правильного попадания в интерес аудитории. Но чтобы это попадание состоялось, необходимо пройти путь проб и ош…

Сельскохозяйственный бизнес в России набирает обороты в последние годы. Активно развиваются как крупные фермерские хозяйства, так и более мелкие, ориентированный на региональный рынок. Поэтому собс…

Магазин штор — стабильный бизнес, т.к. ремонтные работы и благоустройство жилых помещений становятся актуальными для каждого человека хотя бы раз в жизни. У такого бизнеса есть свои преимущества, н…

Первые глэмпинги появились в России в 2014 году, а самый старый находится в Карелии. В такие кэмпинги приезжают состоятельные люди, чтобы с комфортом провести время на природе, уединиться и отстран…

Открыть клинговую компанию — хорошгий выход для тех, кто ищет бизнес на растущем, но сравнительно свободном рынке. В этой сфере деятельности вы можете рассчитывать на достаточно быструю окупаемость…

Каждый мечтает открыть бизнес, который бы никогда не страдал от отсутствия клиентов. Клиентов, которые бы возвращались с завидной периодичностью. Если задуматься, то такой бизнес существует во мног…

Показать еще

Нужно ли составлять бизнес-план самостоятельно или можно обойтись тем, что скачать бизнес-план бесплатно и адаптировать его под реалии своего города и формата бизнеса? Каждый сам решает каким образом поступить. Но тем не менее бизнес-план с расчётами необходим любому бизнесу и поработать над ним придётся в той или иной степени. Облегчить работу над составлением или поиском подходящего образца бизнес-плана – главная цель портала БИБОСС.

Самостоятельная разработка бизнес-плана может занять достаточное количество времени и может потребовать определённых знаний. Например, знаний о том, какими должны быть главные составляющие бизнес-плана. В это же время готовый бизнес-план может послужить примером и образцом, на который можно ровняться при составлении собственного бизнес-плана.

Готовые бизнес-планы с расчётами бесплатно доступны на БИБОСС вне зависимости от вида бизнеса: здесь вы найдёте бизнес-план магазина, бизнес-план кафе, бизнес-план производства или любой другой бизнес-план предприятия вне зависимости от сферы его деятельности. Здесь у вас есть возможность скачать готовые бизнес-планы в самых распространённых категориях бизнеса.

3 примера стратегического плана

Что делает хороший пример стратегического плана?

Многие компании ищут помощи, ищут пример стратегического плана в качестве критерия, который они могут использовать для сравнения своих собственных планов. Но стратегические планы могут быть разных форм, форм и размеров; они не являются универсальным документом. Существуют простые стратегические планы, включающие цели, задачи, стратегии и тактики, а также сложные структуры планов, включающие несколько уровней и слоев. Насколько должен быть разработан ваш план, зависит от нескольких факторов, включая уровень подотчетности, который вы пытаетесь создать, сроки реализации плана и культуру вашей организации. В этом посте вы увидите пример стратегического плана, наиболее распространенного сегодня среди компаний.

Пример стратегического плана: базовая структура

Как минимум, стратегический и оперативный планы содержат три уровня, которые выполняют определенные функции. Они перечислены в порядке, обратном порядку их появления в плане, чтобы продемонстрировать связь снизу вверх:

.
  • Тактика: Это задачи, которые необходимо выполнять на индивидуальной основе. Эти действия составляют стратегии. Например, если у вас есть стратегия удовлетворенности клиентов, которая фокусируется на ежегодном клиентском событии, есть ряд вещей, которые необходимо выполнить, чтобы это событие состоялось. Это тактики, которые включают сроки выполнения, результаты и назначаются конкретным людям для выполнения.
  • Стратегии: Коллекция тактик нуждается в имени, и это имя является стратегией. Название стратегии указывает на что-то конкретное, а сама стратегия содержит отдельные тактики. Таким образом, стратегии представляют собой широкие действия, ориентированные на действия, которые мы реализуем для достижения целей. В этом примере стратегия клиентских событий предназначена для повышения общей удовлетворенности клиентов. У нас могут быть дополнительные стратегии, направленные на повышение удовлетворенности клиентов, и каждая из этих других стратегий также будет иметь набор тактик.
  • Цели: Это количественные и измеримые цели, которые отвечают на вопросы, сколько и когда. Есть старая поговорка, что нельзя улучшить то, что не измеряешь. Таким образом, планы без измеримых целей вообще не являются планами; это просто списки задач. Цели включают базовую производительность, целевую производительность и установленную дату достижения цели. Любой пример стратегического плана должен включать цели, поскольку они являются основой для планирования. В этом примере наша цель — повысить удовлетворенность клиентов с 82% до 90% до 31 декабря. Как мы этого добьемся, зависит от стратегии и тактики.

БЕСПЛАТНЫЕ РЕСУРСЫ

Шаблон стратегического плана

Этот пятиуровневый шаблон стратегического плана поможет вам создать план, основанный на лучших практиках для оптимизации выполнения.

Получить сейчас

Пример стратегического плана: цели, стратегии и тактика

Задача 1: Повысить удовлетворенность клиентов с 82,0 % до 90,0 % к 31 декабря.

  • Стратегия 1.1: Провести ежегодную конференцию для клиентов
  • Тактика 1.1.1: Определить дату и место проведения
  • Тактика 1.1.2: Разработать повестку дня события
  • Тактика 1.1.5: Разработка меню
  • Тактика 1.1.6: Разработка приглашений

Пример стратегического плана: Стратегические темы и цели

Хотя цели, стратегии и тактики являются ключевыми элементами любого примера стратегического плана, они не являются единственными элементами. Многие планы более надежны и включают дополнительные уровни в иерархии. Эти уровни обычно называют стратегическими темами и целями, и они предшествуют задачам. Таким образом, полностью разработанный план будет выглядеть как приведенный ниже пример стратегического плана:

  • Стратегические темы: Это заголовки родственных групп, состоящие из одного-трех слов, используемые для разделения стратегических и оперативных планов, таких как качество, безопасность, люди, клиенты, обслуживание, финансы и рост. Для компаний, использующих стратегические темы, наиболее распространенными являются четыре-шесть таких категорий.
  • Цели: Это общие заявления, которые переводят заявление о видении организации в нечто более значимое и ограниченное по времени. Если также используются стратегические темы, формулировки целей используются для преобразования видения в конкретные стратегические темы.
  • Цели: Как и в предыдущем случае, Цели — это поддающиеся количественной оценке элементы, которые измеряют успех ваших Целей и, в конечном счете, вашего стратегического плана. Они должны измерять, как вы планируете увеличивать, уменьшать или поддерживать некоторые ключевые показатели эффективности, имеющие решающее значение для достижения цели.
  • Стратегии: Имея представление о мерах успеха, Стратегии определяют то, как будет выполняться ваш стратегический план, и, в конечном счете, перемещают иглу на Цели. В некоторых организациях стратегии называют инициативами, проектами или программами. Независимо от используемого термина, Стратегии закладывают основу для фактической работы, которая составляет сам план.
  • Тактика:  Чтобы наилучшим образом выполнить стратегический план, необходимо правильно разбить стратегию. Во многих случаях это ваша тактика. Тактика — это основные компоненты ваших стратегий, которые помогут измерить успех на пути к завершению. Тактики НЕ являются быстрыми задачами, которые можно выполнить, отметив галочкой поле, а вместо этого являются вехами или ключевыми результатами стратегии.

Присоединяйтесь к сообществу Bridge

Присоединяйтесь к другим лидерам стратегии для решения проблем, общения и преодолеть разрыв между стратегией и исполнением.

Пример стратегического плана: Полный план

Стратегическая тема: удовлетворение

Цель: стать надежным партнером для наших клиентов

Задача 1: Повысить удовлетворенность клиентов с 82,0 % до 90,0 % к 31 декабря.

  • Стратегия 1.1: Провести ежегодную конференцию для клиентов
  • Тактика 1.1.1: Определить дату и место проведения
  • Тактика 1.1.2: Разработать повестку дня
  • Тактика 1.1.3: Определить и пригласить докладчиков
  • Тактика 1.1.4: Разработка общественных мероприятий
  • Тактика 1.1.5: Разработка меню
  • Тактика 1.1.6: Разработка приглашений

Имейте в виду, что существует множество приемлемых форматов для стратегических планов, и вы должны использовать подход, который подходит для вас. Некоторые компании предпочитают одностраничный подход, а другие не придерживаются конкретных подходов, кроме, возможно, реализации базовой структуры, подобной приведенной выше. В любом случае, помните, что создание стратегического плана — это только начало; трудная часть выполняет это.

Лучший способ убедиться, что ваш план выполнен, — это иметь все в поле зрения, вовлечь всех и работать с командой, которая даст вам все возможные преимущества. Когда у вас есть план, созданный и готовый к выполнению, выполните следующие действия.

Готовы улучшить выполнение своего плана?

Организации всех типов используют AchieveIt для подключения, управления и реализации своих самых важных инициатив. Замените ручные процессы и разрозненные системы взаимосвязанными планами в одиночная автоматизированная платформа .

ПОЛУЧИТЬ ДЕМО

ПОСМОТРЕТЬ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Образцы стратегического планирования | Ресурсы OnStrategy

Стратегия — это больше, чем просто достижение бизнес-целей.

Это создает ясность, согласованность и взаимодействие в масштабах всей организации. Мы собрали несколько образцов стратегических планов. Некоторые из них от наших клиентов. Другие просто примеры. Все они отражают хорошие общие принципы и структуру, которые могут быть включены в вашу собственную стратегию.

Примеры стратегических планов для получения прибыли

Эти образцы планов основаны на вымышленной организации. Информация для наших бизнес-клиентов является конфиденциальной.

Одностраничный стратегический план

Удобный для чтения полноцветный обзор, помогающий каждому визуализировать полную стратегию.

Стратегический план компании

Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими целями, задачами и действиями.

Стратегический план отдела

Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими целями, задачами и действиями.

Компания SWOT

Оценка сильных и слабых сторон вашей организации, возможностей и угроз.

План действий отдела

Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.

Индивидуальный план действий

Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.

Проверка работы члена группы

Используйте этот план действий в качестве листа оценки эффективности для периодических проверок персонала.

Примеры стратегических планов некоммерческих организаций

Эти образцы планов предназначены для школьного округа North Slope Borough. Это общедоступная информация, и ею можно делиться.

Одностраничный стратегический план школы

Удобный для чтения полноцветный обзор, который поможет каждому визуализировать полную стратегию.

Полный стратегический план школы

Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими задачами, задачами и действиями.

Стратегический план школы с прогрессом

Краткое изложение вашего стратегического плана со стратегическими целями, задачами и действиями.

План действий отдела

Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.

Индивидуальный план действий

Краткий обзор прогресса в достижении целей и действий. Отлично подходит для использования в обзорах стратегии.

Проверка работы члена группы

Используйте этот план действий в качестве листа оценки эффективности для периодических проверок персонала.

Примеры стратегических планов церкви

Эти образцы планов основаны на вымышленной организации. Информация для наших бизнес-клиентов является конфиденциальной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *