» Политическая Элита и политическое лидерство»
1. Выберите верные суждения о лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формальное лидерство может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений.
2) Чем прочнее идеологические убеждения лидера, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.
3) Влияние лидера всегда опирается на прямое применение силы, с помощью которой он добивается признания правомерности своего руководства.
4) Власть традиционного лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом, его компетенция четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.
5) Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости.
2. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические элиты являются именно теми субъектами политики, которые сосредоточивают в своем распоряжении политическую власть.
2) Политическая элита — привилегированная группа, занимающая руководящие позиций во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
3) Политическая элита осуществляет интегративную функцию, содержанием которой является осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
4) Одним из факторов, обусловливающих существование политической элиты, является политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которого обычно лежат вне сферы политики.
5) Осуществляя организаторскую функцию, политическая элита укрепляет стабильность и единство общества, устойчивость ее экономической и политической системы, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
3. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическая элита — группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.
2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.
3) К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.
4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.
5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.
4. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
2) В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.
3) B любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
4) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.
5) Политическая элита формулирует программы развития государства и общества и регулирует их.
5. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.
2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером мнений членов организации.
3) Эффективность деятельности лидеров определяется только их личностными качествами.
4) Традиционное лидерство предполагает признание исключительных, сверхъестественных качеств лидера.
5) Политическим лидером в современном обществе становится, как правило, человек, чьи качества оказываются наиболее востребованными в конкретной ситуации.
6. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.
2) Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от сложившегося политического режима.
3) Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
4) Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом.
5) Принятие политических решений в любом государстве осуществляется исключительно в интересах политической элиты.
7. Выберите верные суждения о политическом лидере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) По стилю общения лидера с подчинёнными различают харизматический и рационально-легальный типы лидерства.
2) Политическим лидерством называют способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию.
3) Демократическое лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие лидера на подчинённых.
4) Политический лидер призван объединять своих сторонников для достижения властно значимых целей.
5) Некоторым политическим лидерам подчинённые готовы повиноваться в силу традиции.
8. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности связаны с характером среды, в которой они действуют.
2) По способу легитимации власти различают демократический и авторитарный тип лидерства.
3) Политический лидер возглавляет избирательную кампанию политической партии на выборах.
4) Рационально-легальное лидерство предполагает признание подчинёнными исключительных качеств лидера.
5) Политический лидер определяет способы решения политических задач.
9. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия.
2) Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей основной массы граждан.
3) По отношению к власти выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.
4) Политическая элита пытается мобилизовать граждан для решения общественно значимых задач.
5) Деятельность политических элит определяется только интересами большинства населения.
10. Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) формирование культурного потенциала общества
2) генерирование новых идей, отражающих интересы общества
3) укрепление стабильности и единства общества
4) внесение определяющего вклада в мировую систему знаний
5) представление и выражение интересов и потребностей различных социальных групп и слоёв населения
11. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
12. Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Стратегическая функция политической элиты заключается в создании концепции назревших реформ.
2) Политическая элита управляет политически пассивным населением через силовые структуры и другие институты принуждения.
3) Прогностическая функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь.
4) Интегративная функция заключается в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, сплочении различных слоёв населения, гармонизации и согласовании социальных интересов.
5) Коммуникативная функция предусматривает умение реагировать на изменение настроений различных групп, обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоёв и групп.
13. Выберите верные суждения о функциях политического лидера в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Интегративная функция направлена на нахождение и принятие оптимальных политических решений.
2) Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.
3) Новаторская функция предполагает разработку новых политических программ, стратегических планов общественного развития, реорганизацию политических структур.
4) Координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти.
5) Выполняя мобилизующую функцию, лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы и устанавливает, что и как должно быть исправлено.
14. Депутаты Законодательного собрания и правительства области Н. благодаря согласованным и продуманным решениям смогли обеспечить политическую стабильность и рост благосостояния населения в своей области, что может служить свидетельством компетентности политической элиты этой области. Найдите в приведённом списке характеристики данной политической элитыи запишите цифры, под которыми они указаны.
1) общенациональная
2) правящая
3) региональная
4) этническая
5) неправящая
6) профессиональная
15. Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие черты свойственны данному типу политического лидерства? Запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
1) лидерство основывается на традициях
2) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом
3) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм
4) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя
5) лидер заряжает своей энергией окружающих
6) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению.
16. Государство Z возглавил популярный в народе наследник правящей династии. Какая информация из перечисленной ниже свидетельствует о том, что политическое лидерство в государстве Z может быть охарактеризовано как традиционное? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Авторитет главы основан на существующих в стране обычаях.
2) Политическое лидерство характеризует вера граждан в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
3) Лидер осуществляет политическую власть на основе законов и в рамках законов.
4) Члены общества испытывают по отношению к лидеру одновременно и чувство любви, и чувство страха.
5) Лидерство опирается на привычку к подчинению.
6) Компетенция лидера четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.
17. Найдите в приведённом ниже списке примеры рационально-легального политического лидерства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во главе политической партии оказался лидер по призванию, народный вождь.
2) Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.
3) Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов.
4) Журналисты отметили, что нового главу государства отличает высокая уверенность в себе, убеждённость в своих собственных представлениях.
5) Политическую власть в стране возглавил человек неординарный, нравственно сильный.
6) Властные полномочия лидера чётко очертили соответствующие положения принятой конституции.
18. А. был избран губернатором области Z. Oн уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного ниже характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.
1) общенациональный
2) демократический
3) традиционный
4) авторитарный
5) региональный
6) харизматический
19. В течение 40 лет страной Z руководит один правитель. Жители страны уверены в его сверхъестественной гениальности, героизме. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан‚ развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного ниже характеризует подобный тип политического лидерства? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.
1) региональный
2) общенациональный
3) демократический
4) патриархальный
5) авторитарный
6) харизматический
20. Установите соответствие между характерными чертами и типом политического лидера, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА |
| ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА |
А) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями. Б) Исполнение строго определённой государственной функции. В) Получение политической власти по наследству. Г) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями. Д) Важнейшей функцией является сохранение сложившихся ритуалов осуществление власти.
|
| 1) традиционный 2) легальный 3) харизматический |
Политическое лидерство — презентация онлайн
Похожие презентации:
Политическое лидерство
Политическое лидерство
Политическое лидерство
Политическое лидерство
Политическое лидерство. Политическая элита
Политическое лидерство
Политическое лидерство
Политическая элита и политическое лидерство
Функции и типологии политического лидерства
Политические элиты и политическое лидерство
1. Политическое лидерство
ведущее лицо политического процесса, осуществляющеефункции объединения и сплочения социальных сил,
задающее направление деятельности государственным и
общественным институтам, во многом определяющее
особенности курса на политические преобразования в
стране
Воздействие лидера на
общественное мнение
осуществляется при помощи
СМИ, пропаганды,
доверенных лиц.
Профессиональный характер
лидерства. В силу власти, которой
обладает лидер, и необходимости
воздействия на большое количество
людей он всегда имеет помощников:
аналитиков, экспертов,
имиджмейкеров, спичрайтеров
(авторов речей), которые помогают
ему выстроить тот образ, который
предлагается массе
Политическая деятельность
разворачивается в рамках
общества, т. е. затрагивает
огромное количество людей
Многоролевой характер
лидерства.
интегративная
ориентационная
инструментальная
мобилизационная
коммуникативная
гаранта справедливости, законности и порядка
По масштабу
социальной базы:
1. Общенациональный;
2. Больших социальных групп;
3. Общественной организации или движений.
По отношению
руководителя к
подчинённым:
1. Авторитарное предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе
санкций, применении силы.
2. Демократическое выражается в учёте руководителем интересов и мнений всех членов группы
или организации, в их привлечении к управлению.
По имиджу
По ресурсам лидерства
(классификация по М.
Веберу):
1) Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и
знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы
преобразования.
2) Лидер-служитель — наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их
имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели.
3) Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием
потребностей избирателей, желанием их удовлетворить.
4) Лидер-пожарный — обладает быстрой реакцией на насущные требования времени,
сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных
условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.
1. Традиционное: опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Этот тип лидерства
олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.
2. Легальное: опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера,
передачи ему определённых властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых
норм, признанных всем обществом.
3. Харизматическое: основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества
конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств,
которыми его наделяют последователи.
Выберите верные суждения о лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1)
Формальное лидерство может быть охарактеризовано как
управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений.
2)
Чем прочнее идеологические убеждения лидера, тем
более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.
3)
Влияние лидера всегда опирается на прямое применение
силы, с помощью которой он добивается признания правомерности своего руководства.
4)
Власть традиционного лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом, его компетенция четко
очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.
5)
Харизматичного лидера окружающие склонны наделять
свойствами исключительности, сверхъестественности,
непогрешимости.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Авторитарное лидерство предполагает единоличное
направляющее воздействие лидера на подчинённых.
2) Демократическое лидерство предполагает учёт лидером
мнений членов организации.
3) Эффективность деятельности лидеров определяется
только их личностными качествами.
4) Традиционное лидерство предполагает признание
исключительных, сверхъестественных качеств лидера.
5) Политическим лидером в современном обществе
становится, как правило, человек, чьи качества оказываются
наиболее востребованными в конкретной ситуации.
Выберите верные суждения о политическом лидере и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) По стилю общения лидера с подчинёнными различают
харизматический и рационально-легальный типы лидерства.
2) Политическим лидерством называют способность
определённого лица решающим образом постоянно влиять на
всё общество, группу, организацию.
3) Демократическое лидерство предполагает единоличное
направляющее воздействие
лидера на подчинённых.
4) Политический лидер призван объединять своих
сторонников для достижения властно значимых целей.
5) Некоторым политическим лидерам подчинённые готовы
повиноваться в силу традиции.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Степень влиятельности лидеров, результативность их
деятельности связаны с характером среды, в которой они
действуют.
2) По способу легитимации власти различают
демократический и авторитарный тип лидерства.
3) Политический лидер возглавляет избирательную
кампанию политической партии на выборах.
4) Рационально-легальное лидерство предполагает
признание подчинёнными исключительных качеств лидера.
5) Политический лидер определяет способы решения
политических задач.
Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие
черты свойственны данному типу политического
лидерства? Запишите цифры, под которыми эти черты
указаны.
1)
лидерство основывается на традициях
2)
лидерство осуществляется на основе законов, принятых
современным демократическим обществом
3)
лидера отличают риторические и коммуникативные
способности, артистизм
4)
граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя
5)
лидер заряжает своей энергией окружающих
6)
лидерство основывается на привычке граждан к
подчинению
Найдите в приведённом ниже списке примеры
рационально-легального политического лидерства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Во главе политической партии оказался лидер по
призванию, народный вождь.
2)
Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.
3)
Глава государства осуществляет свою власть
исключительно на основе законов.
4)
Журналисты отметили, что нового главу государства
отличает высокая уверенность в себе, убеждённость в
своих собственных представлениях.
5)
Политическую власть в стране возглавил человек
неординарный, нравственно сильный.
6)
Властные полномочия лидера чётко очертили соответствующие положения принятой конституции.
English Русский Правила
Понимание и изменение социального мира
Перейти к содержимому
Цели обучения
- Определить мощность и три типа полномочий.
- Перечислите три типа авторитета Вебера.
- Объясните, почему харизматическая власть может быть нестабильной в долгосрочной перспективе.
У социологов особый подход к изучению государственной власти и авторитета, который отличается от точки зрения политологов. По большей части политологи сосредоточены на изучении того, как распределяется власть в различных типах политических систем. Например, они увидят, что политическая система Соединенных Штатов разделена на три отдельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную), и изучат, как общественное мнение влияет на политические партии, выборы и политический процесс в целом. Однако социологов больше интересует влияние государственной власти на общество и то, как социальные конфликты возникают в результате распределения власти. Социологи также изучают, как использование власти влияет на местные, государственные, национальные и глобальные программы, которые, в свою очередь, по-разному влияют на людей в зависимости от статуса, класса и социально-экономического положения.
com/embed/TCs_hyI15R8?feature=oembed&rel=0&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Что такое сила?
Рисунок 17.3 Нацистский лидер Адольф Гитлер был одним из самых могущественных и разрушительных диктаторов в современной истории. Он изображен здесь с фашистом Бенито Муссолини из Италии. (Фото предоставлено Национальным управлением архивов и документации США)
На протяжении веков философы, политики и социологи исследовали и комментировали природу власти. Питтак (ок. 640–568 гг. до н. э.) считал, что «мерой человека является то, что он делает с властью», а лорд Актон, возможно, более знаменито утверждал: «Власть имеет тенденцию развращать; абсолютная власть развращает абсолютно» (1887). Действительно, понятие власти может иметь явно негативные коннотации, а сам термин трудно определить.
Многие ученые принимают определение, разработанное немецким социологом Максом Вебером, который сказал, что власть — это способность проявлять свою волю над другими (Weber 1922). Власть влияет не только на личные отношения; он формирует более крупную динамику, такую как социальные группы, профессиональные организации и правительства. Точно так же власть правительства не обязательно ограничивается контролем над собственными гражданами. Доминирующая нация, например, часто использует свое влияние для оказания влияния или поддержки других правительств или для захвата контроля над другими национальными государствами. Усилия правительства США по обретению власти в других странах включали объединение с другими странами для формирования союзных войск во время Второй мировой войны, вторжение в Ирак в 2002 году для свержения режима Саддама Хусейна и введение санкций против правительства Северной Кореи в надежде сдерживание его разработки ядерного оружия.
Попытки получить власть и влияние не обязательно ведут к насилию, эксплуатации или жестокому обращению. Такие лидеры, как Мартин Лютер Кинг-младший и Мохандас Ганди, например, руководили мощными движениями, которые приводили к положительным изменениям без применения военной силы. Оба мужчины организовали ненасильственные акции протеста против коррупции и несправедливости и преуспели в проведении масштабных реформ. Они полагались на различные стратегии ненасильственного протеста, такие как митинги, сидячие забастовки, марши, петиции и бойкоты.
Современные технологии упростили реализацию таких форм ненасильственных реформ. Сегодня протестующие могут использовать мобильные телефоны и Интернет для быстрого и эффективного распространения информации и планов среди протестующих. Например, во время восстаний «арабской весны» каналы Twitter и другие социальные сети помогали протестующим координировать свои действия, делиться идеями и укреплять моральный дух, а также заручаться глобальной поддержкой своих целей. Социальные сети также сыграли важную роль в донесении до мира точных сведений о демонстрациях, в отличие от многих предыдущих ситуаций, когда правительственный контроль над СМИ подвергал цензуре новостные сообщения. Обратите внимание, что в этих примерах пользователями власти были граждане, а не правительства. Они обнаружили, что обладают властью, потому что могли проявлять свою волю над своими лидерами. Таким образом, государственная власть не обязательно приравнивается к абсолютной власти.
Рисунок 17.4 Молодежь и студенты были одними из самых ярых сторонников демократических реформ во время недавней «арабской весны». Социальные сети также сыграли важную роль в мобилизации поддержки на низовом уровне. (Фото предоставлено cjb22/flickr)
Политика относится к распределению и осуществлению власти в обществе, а государство относится к политическому институту, посредством которого власть распределяется и осуществляется. В любом обществе должны приниматься решения относительно распределения ресурсов и других вопросов. За исключением, возможно, самых простых обществ, эти решения принимают конкретные люди и часто конкретные организации. В зависимости от общества они иногда принимают эти решения исключительно для собственной выгоды, а иногда принимают эти решения для пользы общества в целом. Независимо от того, кто извлекает выгоду, центральный момент заключается в следующем: некоторые люди и группы обладают большей властью, чем другие. Поскольку власть так важна для понимания политики, мы начнем обсуждение политики с обсуждения власти.
Сила относится к способности выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других. Большинство из нас видели поразительный пример грубой силы, когда мы ведем машину и видим в зеркале заднего вида полицейскую машину. В этот конкретный момент водитель этой машины имеет над нами огромную власть. Мы следим за тем, чтобы строго соблюдать ограничение скорости и все другие правила вождения. Если, увы, мигают фары полицейской машины, мы останавливаем машину, иначе нас могут ждать еще большие неприятности. Когда офицер подходит к нашей машине, мы обычно стараемся быть максимально вежливыми и молимся, чтобы нам не выписали штраф. Когда вам было 16 лет, и ваши родители сказали вам быть дома к полуночи или в другое время, ваше прибытие домой к этому комендантскому часу снова продемонстрировало использование власти, в данном случае родительской власти. Если ребенок в средней школе отдает свой обед хулигану, который ей угрожает, это снова пример использования власти или, в данном случае, злоупотребления властью.
Все это яркие примеры власти, но власть, которую изучают социологи, и более велика, и часто более невидима (Wrong, 1996). Многое из этого происходит за кулисами, и ученые продолжают спорить о том, кто им владеет и в чьих интересах они им пользуются. Много лет назад Макс Вебер (1921/1978), один из основоположников социологии, о котором говорилось в предыдущих главах, выделил легитимную власть как особый тип власти. Законный орган (иногда просто называется орган ), по словам Вебера, — это власть, использование которой считается справедливым и уместным теми, над кем эта власть осуществляется. Короче говоря, если общество одобряет осуществление власти определенным образом, то эта власть также является легитимной властью. Пример полицейской машины в наших зеркалах заднего вида — пример легитимной власти.
Проницательность Вебера заключалась в различении различных типов легитимной власти, которые характеризуют разные типы обществ, особенно по мере их эволюции от простых обществ к более сложным. Он назвал эти три типа традиционной властью, рационально-правовой властью и харизматической властью. Мы обратимся к ним сейчас.
Традиционная власть
Как следует из названия, традиционная власть — это власть, основанная на традиционных или давних верованиях и обычаях общества. Он существует и закреплен за конкретными людьми в силу обычаев и традиций этого общества. Индивиды пользуются традиционной властью по крайней мере по одной из двух причин. Во-первых, это наследование, поскольку некоторым лицам предоставляется традиционная власть, потому что они дети или другие родственники людей, которые уже осуществляют традиционную власть. Вторая причина, по которой люди пользуются традиционной властью, более религиозна: их общества верят, что они помазаны Богом или богами, в зависимости от религиозных верований общества, чтобы руководить своим обществом. Традиционная власть распространена во многих доиндустриальных обществах, где так важны традиции и обычаи, а также в более современных монархиях (о них будет сказано ниже), где король, королева или принц пользуются властью, потому что они происходят из королевской семьи.
Традиционная власть предоставляется отдельным лицам независимо от их квалификации. Им не нужно обладать какими-либо особыми навыками, чтобы получить и использовать свою власть, поскольку их притязания на нее основаны исключительно на их родословной или предполагаемом божественном назначении. Индивидуум, наделенный традиционной властью, может быть умным или глупым, справедливым или своенравным, увлекательным или скучным, но все равно получает власть благодаря обычаям и традициям. Поскольку не все люди, которым предоставлена традиционная власть, особенно хорошо подготовлены для ее использования, общества, управляемые традиционной властью, иногда обнаруживают, что люди, наделенные ею, не всегда справляются со своей задачей.
Рационально-правовая власть
Если традиционная власть проистекает из обычаев и традиций, то рационально-правовая власть проистекает из закона и основана на вере в законность законов и правил общества и в право лидеров действовать в соответствии с этими правилами принимать решения и устанавливать политику. Эта форма власти является отличительной чертой современных демократий, где власть предоставляется людям, избранным избирателями, а правила осуществления этой власти обычно изложены в конституции, хартии или другом письменном документе. В то время как традиционная власть принадлежит индивидууму благодаря наследованию или божественному назначению, рационально-правовая власть принадлежит занимаемой им должности, а не индивидууму как таковому. Таким образом, власть президента Соединенных Штатов принадлежит должности президента, а не лицу, которому посчастливилось стать президентом. Когда этот человек покидает свой пост, полномочия переходят к следующему президенту. Этот переход обычно проходит плавно и стабильно, и одно из чудес демократии заключается в том, что должностные лица заменяются на выборах без необходимости революций. Мы могли бы не голосовать за человека, который побеждает на президентских выборах, но мы признаем авторитет этого человека как нашего президента, когда он (до сих пор это всегда было «он») вступает в должность.
Рационально-правовая власть помогает обеспечить упорядоченную передачу власти во время кризиса. Когда Джон Ф. Кеннеди был убит в 1963 году, вице-президент Линдон Джонсон был немедленно приведен к присяге в качестве следующего президента. Когда Ричард Никсон с позором ушел в отставку в 1974 году из-за своего участия в Уотергейтском скандале, вице-президент Джеральд Форд (который сам стал вице-президентом после того, как Спиро Агнью ушел в отставку из-за финансовой коррупции) стал президентом. Поскольку Конституция США предусматривала передачу власти, когда пост президента был вакантным, и поскольку лидеры и представители общественности США признавали полномочия Конституции по этим и многим другим вопросам, передача власти в 1919 г.63 и 1974 года были гладкими и упорядоченными.
Харизматическая власть
Харизматическая власть проистекает из выдающихся личных качеств человека и его влияния на последователей благодаря этим качествам. Такие харизматичные личности могут осуществлять власть над всем обществом или только над определенной группой в более широком обществе. Они могут пользоваться властью как во благо, так и во зло, как показывает этот краткий список харизматических лидеров: Жанна д’Арк, Адольф Гитлер, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Каждый из этих людей обладал исключительными личными качествами, которые заставляли их последователей восхищаться ими и выполнять их приказы или просьбы о действиях.
Харизматическая власть может принадлежать человеку, который занял руководящую должность благодаря традиционной или рационально-законной власти. На протяжении веков несколько королей и королев Англии и других европейских народов также были харизматичными личностями (в то время как некоторые были далеки от харизматичности). Несколько президентов США — Вашингтон, Линкольн, оба Рузвельта, Кеннеди, Рейган и, при всех его недостатках, даже Клинтон — также были харизматичными, и большая часть их популярности проистекала из различных личных качеств, которые привлекали общественность, а иногда даже прессу. Рональда Рейгана, например, часто называли «тефлоновым президентом», потому что он был так любим большей частью публики, что к нему не приставали обвинения в некомпетентности или должностных преступлениях (Лануэ, 19 лет).88).
Вебер подчеркивал, что харизматический авторитет в чистом виде (т. е. когда авторитет принадлежит кому-то исключительно благодаря его харизме, а не потому, что этот человек также обладает традиционным или рационально-правовым авторитетом) менее стабилен, чем традиционный авторитет или рационально-правовой авторитет. . Причина этого проста: когда умирают харизматичные лидеры, умирает и их авторитет. Хотя пример харизматичного лидера может продолжать вдохновлять людей еще долгое время после его смерти, другому лидеру трудно прийти и так же сильно вызывать преданность людей. После смерти всех харизматических лидеров, упомянутых в предыдущем абзаце, никто не приблизился к тому, чтобы заменить их в сердцах и умах их последователей.
Поскольку харизматические лидеры осознают, что их возможная смерть может подорвать нацию или дело, которое они представляют, они часто назначают нового лидера, который, как они надеются, также будет обладать харизматическими качествами. Этот новый лидер может быть взрослым ребенком харизматического лидера или кем-то еще, кого лидер знает и кому доверяет. Опасность, конечно, заключается в том, что любому новому лидеру не хватит харизмы, чтобы его авторитет признали последователи первоначального харизматического лидера. По этой причине Вебер признавал, что харизматическая власть в конечном счете становится более стабильной, когда она эволюционирует в традиционную или рационально-правовую власть. Трансформация в традиционную власть может произойти, когда власть харизматических лидеров признается принадлежащей их родословной, так что их власть переходит к их детям, а затем и к внукам. Трансформация в рационально-правовую власть происходит, когда общество, управляемое харизматическим лидером, вырабатывает правила и бюрократические структуры, которые мы ассоциируем с правительством. Вебер использовал термин рутинизация харизмы для обозначения трансформации харизматического авторитета любым из этих способов.
Ключевые выводы
- Сила означает способность выполнять свою волю, несмотря на сопротивление других.
- Согласно Максу Веберу, есть три типа легитимной власти: традиционная, рационально-правовая и харизматическая.
- Харизматическая власть относительно нестабильна, потому что власть харизматического лидера не может легко распространиться на кого-либо еще после смерти лидера.
Каталожные номера
Лануэ, Д. Дж. (1988). От Камелота до тефлонового президента: экономика и популярность президента с 1960 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Greenwood Press.
Вебер, М. (1978). Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии (Г. Рот и К. Виттих, ред.). Беркли: Калифорнийский университет Press. (Оригинальная работа опубликована в 1921 г.).
Неправильно, Д. Х. (1996). Сила: ее формы, основы и использование . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.
Лицензия
Поделитесь этой книгой
Поделиться в Твиттере
Прямая демократия | Определение, история и факты
прямая демократия
Все СМИ
- Похожие темы:
- демократия
См. весь связанный контент →
прямая демократия , также называемая чистой демократией , формы прямого участия граждан в демократическом принятии решений, в отличие от непрямой или представительной демократии. Прямые демократии могут действовать через собрания граждан или посредством референдумов и инициатив, в которых граждане голосуют по вопросам, а не за кандидатов или партии. Этот термин также иногда используется для практики избрания представителей прямым голосованием, а не косвенно через избирательный орган, такой как коллегия выборщиков, и для отзыва избранных должностных лиц. Прямую демократию можно понимать как полномасштабную систему политических институтов, но в наше время она чаще всего состоит из конкретных институтов принятия решений в рамках более широкой системы представительной демократии.
История и теоретический контекст
Наиболее важной исторической ссылкой на прямую демократию является демократия собраний в древнегреческих городах-государствах, особенно в Афинах, где решения принимались Собранием (Ecclesia) из примерно 1000 граждан мужского пола. Позже народные собрания использовались во многих швейцарских кантонах и городах, а также в городских собраниях в некоторых американских колониях и штатах. Первые штаты США также начали использовать процедуры, при которых конституции или поправки к конституции ратифицировались на референдумах, которые позже стали обычным явлением в стране. Народный суверенитет, провозглашенный во время Французской революции (1787–1799 гг.).9), был, однако, несколько искажен в самодержавных плебисцитах Наполеона. Швейцария и многие штаты США включили прямую демократию в свои конституции в 19 веке, в то время как Германия и несколько других стран переняли некоторые элементы после Первой мировой войны. основные типы развития:
Социально-классовый конфликт для сдерживания политической власти доминирующей олигархии (например, Швейцария, штаты США).
Процессы политической или территориальной автономии или независимости для легитимации и интеграции нового государственного образования (начавшиеся после Первой мировой войны).
Процессы демократической трансформации авторитарного правления (например, региональные государства Германии после 1945 г., некоторые страны Латинской Америки).
Современная демократия чаще всего развивалась не из исходной точки демократии собраний, а в абсолютистских или феодальных условиях, когда люди постепенно претендовали на большую долю политического представительства и расширение представительных избирательных прав. Конституции, гражданские права и всеобщее избирательное право, достигнутые в европейских и многих других странах (как правило, к концу Первой мировой войны), обычно отождествлялись с «демократией» на нормативной основе принципов народного суверенитета, свободы, и политическое равенство. Таким образом, во многих странах и теориях эти принципы были связаны и поглощены узким понятием представительной демократии, а не использовались для поддержки более всеобъемлющей концепции демократии.
Нормативная теория прямой демократии по-прежнему основывается в основном на народном суверенитете, свободе и политическом равенстве, с Жан-Жаком Руссо как выдающимся теоретиком единогласного согласия народа на свободную республиканскую конституцию и последующие формы участия. В течение 19 века эти принципы все чаще подвергались сомнению или лишались своей сущности за пределами представительных институтов. Таким образом, во многих странах институты прямой демократии не были созданы или реализованы, поскольку представительные элиты проявили сильный интерес к монополизации власти. Кроме того, прагматические теории утверждали, что прямая демократия не может работать в пространственно-временных условиях крупных современных государств.
На этом фоне исторических и теоретических ограничений нормативная теория прямой демократии не может опираться исключительно на народный суверенитет, на который также претендует представительная демократия. Более конкретные аргументы исходят из партиципаторной теории демократии и критики недостаточной отзывчивости и легитимности представительной (партийной) демократии. Два набора демократических институтов отличаются основными чертами прямого участия: (1) прямая демократия фокусируется на конкретных вопросах, в отличие от голосования по кандидатам и общих программ на длительный срок полномочий, и (2) сами граждане выступают в качестве лиц, принимающих решения. а не делегировать эти полномочия. Как и в избирательных системах, различные процедурные формы, конструкции и правила могут влиять на процессы и результаты. Следует также иметь в виду, что прямо-демократические процессы не могут действовать изолированно, а всегда связаны со структурами общей политической системы, включающей основные представительные институты. Таким образом, взаимодействие между двумя типами институтов будет важной задачей для анализа. Например, как отмечает политолог Георгий Цебелис, голосующие на референдуме могут рассматриваться как дополнительный игрок с правом вето. Некоторые авторы утверждают, что прямая демократия может подорвать представительную демократию, в то время как другие сосредотачиваются на совещательных функциях демократической публичной сферы и способности интегрировать граждан в демократический процесс. Можно также предположить, что основные типы или формы прямо-демократических процедур могут иметь разные последствия.
Формы прямой демократии
Прямая демократия существует в различных институциональных формах, с общей чертой процедур, сосредоточенных на всенародном голосовании по политическим вопросам. Их основные формы можно выделить по действующим лицам, которые начинают процедуру. Обязательные референдумы должны проводиться, когда голосование на референдуме требуется по закону (например, конституции) для решения конкретного вопроса. Референдумы государственных органов проводятся, когда президент, кабинет или законодательный орган решают, на заранее установленных условиях или ad hoc, назначить всенародное голосование по конкретному вопросу. Иногда меньшинство в законодательном органе также имеет право требовать такого голосования. Инициативы граждан, подкрепленные необходимым количеством подписей, позволяют избирателям голосовать за политические меры, предложенные группой, за законопроекты, одобренные законодательным органом, но еще не вступившие в силу, или за действующие законы (референдумы по требованию граждан). Всенародное голосование может быть обязательным в соответствии с требованиями простого или определенного большинства или явки для действительного голосования или может быть определено как только консультативное или совещательное.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В некоторых юрисдикциях предусмотрена инициатива повестки дня, которая позволяет гражданам при поддержке минимального количества подписей включать конкретный вопрос в повестку дня правительства или законодательного органа. Такие предложения должны быть рассмотрены уполномоченным органом, но они не приводят к голосованию на референдуме.
Существуют некоторые неясности и разногласия относительно того, могут ли процедуры, направленные на непосредственное избрание или отзыв лиц, занимающих государственные должности (исполнительные должности, законодатели), быть осмысленно включены в концепцию прямой демократии. Эти процедуры фактически относятся к институциональной системе представительной демократии и ее типичным процессам и, следовательно, не лежат в основе дискуссий о прямой демократии. Однако могут быть некоторые различия в степени, в которой избиратели имеют прямое влияние на окончательный результат избирательной процедуры (например, фиксированный или гибкий список кандидатов, прямое голосование или голосование за членов промежуточного органа). В процедурах отзыва прерывание рутинных моделей фиксированных сроков полномочий может подчеркнуть аспект восстановления контроля над служебными функциями гражданами. На практике варианты отзыва исполнительных должностных лиц встречаются гораздо чаще, чем членов законодательных органов или законодательных органов в полном составе.
Процедурные типы прямой демократии следует различать в соответствии с основным инициатором процедуры, поскольку они обычно демонстрируют различные характеристики, касающиеся лица, устанавливающего повестку дня, содержания и формулировки предложения, функции бюллетеня с точки зрения легитимации, инноваций , и так далее.
Правительственные органы, инициирующие голосование на референдуме, обычно стремятся узаконить политику, включенную в повестку дня правительства, будут регулярно выступать за голосование «за» и будут иметь множество способов повлиять на процесс и результат, включая официальные коммуникационные ресурсы. Таким образом, термин 9Часто используется плебисцит 0008 , тем более, когда им пользуются авторитарные или диктаторские режимы, которые никак нельзя назвать демократическими.
Обязательные референдумы также очень часто исходят от государственных органов, уполномоченных выдвигать предложения, для которых требуется ратификация путем голосования на референдуме, особенно в случае конституционных поправок или вопросов государственного суверенитета, территории или идентичности. Таким образом, в то время как по закону требуется всенародное голосование по таким конкретным вопросам, повестка дня и содержание предложения о референдуме чаще всего определяются государственными органами. Однако в некоторых юрисдикциях конкретные вопросы, такие как поправки к конституции, также могут быть предложены по инициативе граждан и привести к обязательному голосованию (Швейцария, США или земли Германии).
В процедурах гражданской инициативы повестка дня для вопросов и предложения, как правило, исходят «снизу вверх» от некоторых оппозиционных групп или групп гражданского общества, которые требуют новых политических мер или законов (правопродвигающая инициатива) или возражают против конкретного правительственного проекта или законодательного действие (праворегулирующая инициатива). В таких условиях политическая инициатива исходит от социальных сил или сил меньшинств, тогда как государственные органы, скорее всего, будут занимать оборонительную позицию и захотят отклонить предложения на референдуме.
За исключением специальных референдумов государственных органов, процедуры прямой демократии, особенно процедуры, инициированные гражданами, регулируются в различных аспектах. Область допустимых предметов может быть очень ограничительной; количество подписей, необходимое для квалификации инициативы для голосования бюллетенями, может варьироваться от примерно 1 процента до одной трети имеющих право голоса; и время, отведенное для сбора подписей, может быть очень коротким. Требования к действительности всенародного голосования также могут варьироваться от большинства избирателей до квалифицированного или двойного большинства или до определенного кворума явки. Использование явно будет ограничено высокими требованиями к инициации или достоверности, а инициирующие субъекты с большими ресурсами будут иметь привилегии.