причины, что с этим делать
Страдание – это тяжёлое, душевное переживание, дискомфортное и мучительное по своим ощущениям. Человек так устроен, что он зависает на негативных переживаниях гораздо дольше по времени, чем на позитивных счастливых моментах, поэтому складывается такое впечатление, что людям больше нравится страдать по жизни, чем радоваться. Для многих оптимистов остаётся загадкой, почему людям нравится страдать. Страдания нередко связаны не только с душевной, но и с физической болью. Эти ощущения обладают стойким дискомфортом, из-за чего утрачивается покой, появляется страх за своё благополучие. Но в данной статье мы затронем тему именно душевных переживаний.
С помощью психолога можно разобраться, почему человек в жизни отдаёт предпочтение душевным страданиям, а не возможности радоваться каждому дню. Прочитав до конца эту статью, станет понятно, почему так происходит и нужно ли спасать человека, который любит пребывать в душевных терзаниях, специально ищет повод, чтобы пострадать, заводит на такие темы разговоры, любит обижаться, требуя тем самым к себе внимание и сочувствие.
Психология, почему людям нравится страдать, объясняет это так: печалиться или радоваться – это выбор каждой отдельно взятой личности, обусловленный поведением из детства.
Буддизм, почему людям нравится страдать, выдвигает свои причины этому деструктивному поведению: чрезмерные желания, привязанности, неиссякаемые стремления, раздражённость. С позиции философии буддизма душевные муки и страдания сопровождают человека всю жизнь. И зачастую среди людей распространено такое мнение, что в страданиях нет ничего плохого, это неотъемлемая часть жизни. Простыми словами страдание наполняет человека смыслом жизни, возвышает его душу. Много страданий можно обнаружить в искусстве, в литературе, в кино. Душевные терзания обладают свойством «затягивать», погружая на длительное время в это состояние. Эти переживания держат человека в умственном, физическом и психологическом напряжении. Нередко человек мечется в таком состоянии, а близкое окружение пытается найти для страдающего то, что его успокоит и поспособствует ему в расслаблении.
Причины страданий выделяют, как внешние, так и внутренние. Психологами установлено, что душевные переживания возникают у человека в голове и их появление зависит от личного отношения к чему-либо. Поэтому стоит осознать, что именно мысли человека влияют на душевное состояние, а не происходящие в жизни события.
Сами по себе события, происходящие в жизни, в незначительной степени оказывают влияние на психическое состояние и кажутся человеку плохими только с его точки зрения. Это означает, что если человек начнёт управлять своими мыслями, то страданий у него станет существенно в жизни меньше. Но многие люди этого делать не желают, поэтому страдают, когда их желания, стремления или ожидания не исполняются.
И сразу становится ясно, почему людям нравится страдать: каждый человек тяготеет к тому, что для него понятно, привычно, комфортно. Если зона комфорта пребывать в страданиях, то человек однозначно найдёт способ, как ему получить свою порцию душевных терзаний. Это может быть просмотр мелодрамы, печальных новостей, чтение грустного романа, посещение кладбища, застревание на прошлых обидах. Человек остро нуждается в своей зоне комфорта, и он свою потребность удовлетворяет всеми возможными способами.
При этом он упорно уклоняется от ситуаций, при которых ему будет хорошо, приятно, весело. Почему? Страдать человеку гораздо приятнее, это его привычная зона комфорта, но в этом он себе не признаётся и мучает своими терзаниями своё ближайшее окружение, которое пытается всеми силами вывести его из этого состояния. И когда человеку становится хорошо, он не понимает, что с этим делать. Это провоцирует появление усиливающейся тревоги, негативных переживаний в ожидании какой-то беды. Любителя пострадать будут пугать, а также настораживать счастливые дни без проблем. Это объясняется тем, что с детства каждый день было привычнее жить в страданиях, поэтому во взрослой жизни ощущение счастья и благополучия всегда настораживает.
Сторонники страдальческой идеологии убеждены, что жизненные трудности, душевная боль необходимы. Они считают, что страдания ведут к мудрости. Благодаря душевным терзаниям люди становятся человечными, внимательными друг к другу, мягкими и сердечными, начинают ценить жизнь. А хорошая жизнь портит людей и ничего кроме скуки не даёт. То ли дело всевозможные жизненные испытания, которые позволяют раскрыть свой человеческий потенциал. Страдания учат людей ценить истинно значимые вещи: любовь, преданность, верность.
Итак, почему людям нравится страдать? Всё просто: люди сами этого желают, поскольку выработали у себя эту привычку с детства и их привычная зона комфорта это страдания. Без душевных терзаний и печалей они свою жизнь не представляют. Спасать людей от страданий не надо, они видят в этом смысл своей жизни, поскольку на фоне негативного душевного состояния, боли и лишений, они ощущают жизнь, в которой нет места для позитива и веселья.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Почему мы любим страдать | MARIECLAIRE
Кажется, вы так давно не были счастливы, что уже забыли, как это делается. Встать с утра и улыбнуться себе в зеркало — невозможно, любимое дело перестало приносить удовольствие, а внутри только черная дыра, в которую проваливается любая радость. Казалось бы, подобное состояние довольно сильно мешает в повседневной жизни: все валится из рук, в голову не приходит новых идей, все пространство вашего «я» заняла бесконечная тоска, но однажды с удивлением можно обнаружить, что страдание по какому бы то ни было поводу вызывает у вас удовольствие. Откуда берется психологический мазохизм, и почему мы не спешим избавиться от потребности страдать?
Я боюсь пустоты
Нереализованные амбиции, тотальное одиночество — моральное или физическое, навязчивые воспоминания или несчастная любовь — все это может послужить причиной тяжелого морального состояния, которое зачастую длится годами, и если в самом начале, вас, кажется, жалели, то теперь ваше отчаяние вызывает больше раздражения, чем сочувствия. И это раздражение, кстати, провоцирует у вас еще более болезненные переживания, с которыми вы не в силах справиться. Или не хотите справиться, потому что, как ни странно, вам хорошо жить в море боли. Удивительно, но глубокая душевная рана, которая образовалась, например, на месте большой любви или неудавшейся карьеры, способна работать на замещение. Страдание, которое вы, кстати, испытываете совсем не ежесекундно, а гораздо реже — например, в минуты безделья, заполняет опустевший участок организма, не давая вам расслабиться и впасть в настоящую, тяжелую депрессию, которая, кстати, абсолютно исключает ярко проявляющуюся душевную боль — даже наоборот, первым признаком серьезного заболевания может стать эмоциональная атрофия.
Страдание vs вдохновение
У творческих натур дела с эмоциональным фоном, а значит и с переживаниями обстоят несколько иначе. Как писала советская поэтесса Вера Инбер: «Когда нам как следует плохо, мы хорошие пишем стихи». И это правда. Когда у нас все хорошо, нам не нужно «плакать на бумагу», нам вообще по большому счету ничего не нужно, кроме той радости, которая уже есть. Когда мы счастливы, у нас нет времени на творчество. И только меланхолия вкупе с мучительными размышлениями, лучше ночными, способна спровоцировать появление на свет действительно поразительного произведения, не важно, будь то фильм или книга, музыка или танец. Порой даже самые далекие от мира искусства люди, оказываясь в состоянии легкого нервного расстройства и печали, спасаются творчеством, так что здесь присутствует определенный момент взаимности: печаль помогает в творчестве, и только творчество способно если не излечить, то облегчить душевную боль.
Так мне и надо
Еще один повод полюбить свою боль — счесть ее наказанием. Такое объяснение любви к собственным страданиям может быть обусловлено суеверностью: если сейчас мне плохо, то потом будет хорошо, мол, вселенское равновесие никто не отменял. Или: я плачу за то, что я неправильно жила раньше. Такая идея обещает за страдания в настоящем времени некие бонусы в будущем, либо оправдывает неблаговидные поступки прошлого и позволяет нам с полной силой упиваться своими неудачами. Но это впечатление крайне обманчиво, ведь если понимать, что ни прошлого, ни будущего на самом деле не существует, а есть только настоящее, то вся иллюзорность подобных чаяний становится более чем очевидной. Вряд ли стоит ожидать благодати в будущем, если вы сознательно выбираете для себя путь страдальца.
Фото: Getty Images
Саша Баринова
14 причин, почему мы страдаем. и как перейти от страдания к… | Алисия М. Родригес | Thrive Global
Алисия М. Родригес
·Читать
Опубликовано в·
7 мин чтения·
Апр 8, 2019Корень страдания — привязанность. ~ Будда
Все страдают. Это часть состояния человека.
Однако страдание может стать дверью к вашей личной эволюции, к росту и расширению, если вы решите изменить свои мысли и восприятие.
Плохая новость:
Мы создаем наши страдания.
Хорошая новость:
Мы создаем наши страдания.
Мы можем остановить собственные страдания, если поймем корень того, что заставляет нас страдать, а затем примем меры, будь то изменение нашего внутреннего диалога или изменение вещей.
Я заметил несколько общих причин, по которым мы страдаем. Когда вы узнаете, в чем причина, вы обнаружите, что можете превратить страдание в осознание и обрести покой и счастье.
Вы хотите, чтобы все осталось по-прежнему. Вы не признаете, что все временно. Жизнь движется циклами, порождая новую жизнь и да, смерть, и ничто не остановит это универсальное движение. Принятие того, что все, что существует, временно, позволяет вам отпустить свою привязанность к вещам, людям и даже к вашему определению самого себя. Так вы продолжаете учиться и развиваться.
Мы все сделаны из звездной пыли. Вся жизнь связана подобно гигантской сети, которая может выглядеть по-разному, но в своей основе состоит из тех же элементов, что и земля, звезды и все живые существа. Если вы рассмотрите концепцию непостоянства, вы увидите, как она применима и здесь. Жизнь связана и непостоянна, потому что составляющие ее атомы всегда находятся в движении и перестраиваются между жизнью и разложением (или смертью), питающим другую жизнь. Вы видите это в природе наиболее ясно. Когда вы испытаете эту более глубокую связь со всей жизнью, вы почувствуете святость всех вещей и существ и никогда не почувствуете одиночества.
«Все наши личные и коллективные проблемы возникают из-за иллюзии обособленности. Если мы примем наше внутреннее единство, наши проблемы исчезнут». #aliciaisms
Когда вы выбираете идентичность, что бы это ни было, когда вы говорите «Я есть…», вы немедленно создаете ограничение и ожидание того, кто вы есть. Это умственный процесс, не обязательно реальность. Ты больше, чем титул или слово. Вы можете называть себя именами, которые принижают вас (слабый, ленивый, недостаточный и т. д.), или вы можете найти свою самооценку в выбранной вами личности (генеральный директор, компетентный, родитель и т. д.), и все, что бросает вызов вашему чувству ценности, становится угроза или оскорбление или загадка. Вы страдаете, потому что кто-то может предположить, что вы не тот или то, что вы считали себя.
Этот большой. Каждый раз, когда вы хотите или даже требуете, чтобы ваша реальность отличалась от того, чем она является, вы страдаете из-за желания, чтобы она была другой . Вы сопротивляетесь тому, что находится перед вами, и страдаете. Только приняв то, что есть, вы можете предпринять действия, которые могут изменить вашу ситуацию. Ваше желание измениться полезно только в том случае, если вы рассматриваете его как стремление и предпринимаете действия, чтобы приблизить себя к этому желаемому состоянию. Это получится только в том случае, если вы начнете именно с того места, где находитесь.
Лао-цзы сказал: «Тот, кто знает других, мудр. Тот, кто знает себя, просветлен». Когда вы основываете свое представление о себе на том, что говорят о вас другие, вы никогда не реализуете свой истинный потенциал. Вы купитесь на их историю о том, кем вы должны быть и как вы должны жить. Ваша энергия уходит в ненастоящую жизнь, которая вызывает у вас стресс и, возможно, болезни. Только приведя свою жизнь в соответствие с тем, что верно для вас, вы можете быть счастливы.
Что такое разделенная жизнь? Паркер Палмер говорит, что разделенная жизнь — это «жизнь, в которой наши слова и действия скрывают или даже противоречат истинам, которые нам внутренне дороги» . Далее он говорит: «И все же наша культура советует нам делать именно это». Если то, как вы ведете свою жизнь, не соответствует тому, что действительно важно для вас и во что вы верите, вы будете страдать. Эта разделенная жизнь в конечном итоге настигнет вас, и вы обнаружите, что смотрите в зеркало и больше не узнаете лицо, которое смотрит на вас.
Сократ сказал, что « Неизученная жизнь не стоит того, чтобы жить» . Если вы не тратите время на размышления, на более глубокий разговор со своим Я, вы никогда не найдете свою истинную цель и не признаете, каким прекрасным существом вы являетесь. Вы проведете большую часть своей жизни, сравнивая себя с другими и всегда критикуя себя за то, что вам «недостаточно».
У вас есть два варианта того, как вы проживете свою жизнь. Вы можете выбрать страх или любовь. Страх производит мысли, которые вызывают сокращение в наших сердцах, умах и телах. Вы ограничиваете себя, вы защищаете себя от самой жизни. Невозможно достичь самореализации и потенциала, если вы живете из страха. Вы постоянно прячетесь. Только когда вы решите жить с позиции любви, вы сможете породить оптимизм, мужество и сострадание.
«Когда живешь любовью, все становится возможным». #aliciaisms
Жизнь динамична, постоянно меняется и непредсказуема. Вы должны научиться танцевать со всем, что приближается к вам. Вы будете страдать, когда будете искать иллюзию безопасности и защищенности, потому что то, что вы ищете снаружи, можно найти только внутри. Доверие себе и тому, за что вы стоите в этот момент, — это единственный способ заземлить себя в беспочвенности.
«Танцуй со всем, что приближается к тебе». #алициаизмы
Пребывание где угодно, только не в настоящем, мешает вам наслаждаться жизнью сейчас. Возможно, вам больше понравятся ваши воспоминания, если вы не будете привязаны к тому, чтобы сейчас все было так же, как тогда. Вы можете стремиться к будущему, если примете его как возможность, а не как уверенность. Обратив внимание на свою жизнь прямо сейчас, вы сможете заметить красоту, которая в ней есть, и испытать благодарность за свою жизнь.
Каждый раз, когда вы изображаете из себя жертву или обвиняете кого-то или что-то еще, вы отказываетесь от своей возможности жить лучшей жизнью по прихоти обстоятельств. Вы чувствуете, что не имеете власти или свободы действий в своей жизни. Вы накапливаете обиду, страх и гнев, которые истощают вашу энергию и ограничивают ваш потенциал. Когда вы наделяете себя силой, вы используете свою внутреннюю мудрость, чтобы выбрать то, что служит вам в создании жизни, которая находится в гармонии и потоке.
Люди не любят неудобств. Когда вы выбираете комфорт вместо роста, вы становитесь пленником своего комфорта. Ты должен был быть свободным. Свобода приходит от того, чтобы быть всем, чем вы можете быть, и быть достаточно смелым, чтобы жить полной жизнью. Эти сложные препятствия станут дверью к возможностям, если вы будете использовать их, несмотря на дискомфорт.
«Ты должен был быть свободным». #aliciaisms
Когда вы выбираете вещи, которые ставят под угрозу ваше здоровье, благополучие и духовный рост, вы отрицаете именно то, что вам нужно для счастья и здоровья. Вы знаете, что вам нужно, когда прислушиваетесь к своему внутреннему голосу и интуиции, подсказывающей, как выбрать. Как часто вы игнорируете этот голос и вместо этого выбираете мимолетное удовольствие или утешение, которые ставят под угрозу истинное питание, в котором нуждается ваша душа? В следующий раз прислушайтесь и превратите заботу о себе во что-то священное и значимое, что поможет вам заботиться и о других.
Внутри вас есть тень или тьма. Все делают. Нам всегда что-то не нравится в себе. Всегда есть травмы, которые нужно лечить. Когда вы убегаете от своей тени, эти части вас никогда не смогут примириться, проститься и исцелиться. Они всегда будут преследовать вас, ожидая появления, когда вы меньше всего этого ожидаете, из-за самосаботажа, недоброжелательности по отношению к другим, гнева и нездоровых отношений. Примириться с трудными эмоциями, которые вы испытываете, означает проявить сострадание к себе, любить себя таким, какой вы есть. Бегство от тех частей, которые вы отрицаете, заставит вас страдать. Принятие и прощение порождают признательность, любовь к себе и сострадание к себе и другим.
Карл Юнг утверждал, что «целостность людей зависит от способности владеть собственной тенью» потому что он признал, что только найдя понимание нашей темной стороны, мы могли бы положить конец нашей скрытой неуверенности в нашей фундаментальной доброте и ценности как людей и тем самым сделать нас «целостными».
Наши страдания происходят из-за нашего отрицания нашей божественной природы, из-за того, что мы не ценим свою связь со всеми вещами, из-за нашего сопротивления непостоянству и из-за нашей зависимости и привязанности к вещам, которые приносят лишь временное облегчение.
Целостность приходит от принятия всех частей себя как личностей и как людей, чтобы мы могли превзойти мелочность нашего человеческого состояния и поднять наше сознание до уровней, которые действительно могут изменить наш мир к лучшему.
Страдание будет всегда, но если мы предложим наши страдания чему-то достойному нашей боли и печали, мы изменим не только себя, но и наш мир.
Говорят, что страдания делают вас сильнее. Это не так просто
Полезны ли нам страдания? Делает ли это нас лучше, добрее и выносливее; придает ли это смысл нашей жизни?
Было бы здорово, если бы это произошло, тем более, что многие из нас страдают в эти дни. Около трех четвертей миллиона американцев умерли от Covid, и тем, кто их любил, часто не удавалось попрощаться или провести должные похороны. Миллионы потеряли работу или свой бизнес, миллионы жизненных проектов были приостановлены или пущены под откос. Были те, кто попал в ловушку вместе, кто ненавидит друг друга, и другие, которые, по сути, жили в одиночном заключении. Даже самые удачливые испытывали скуку, тревогу и страх.
Многие религиозные традиции ценят такие страдания. Среди прочего, говорят, что он приближает нас к Богу. К. С. Льюис беспокоился, что мы слишком самодовольны и гордимся своим счастьем; Страдание пробуждает нас: «Бог шепчет нам в наших удовольствиях… но кричит в наших муках: это Его рупор, чтобы будить глухой мир.
Я не думаю, что какие-либо современные психологи зашли бы так далеко, но некоторые считают, что ужасные переживания могут принести большую пользу. Все слышали о посттравматическом стрессе; альтернатива, которую они выдвигают, — это посттравматический рост . Как выразился Ричард Тедески, один из основателей теории, пережив травмирующие события, «у людей появляется новое понимание самих себя, мира, в котором они живут, того, как относиться к другим людям, какого будущего у них может быть и лучшее понимание того, как жить».
Это, безусловно, происходит время от времени, но есть основания сомневаться в том, что это обычный психологический процесс. Большинство исследований в этой области исследуют восприятие людьми того, как они реагируют на травму; меньше доказательств реальных конкретных изменений. А недавний метаанализ, проведенный Джудит Мангельсдорф и ее коллегами, показал, что те же положительные эффекты, которые, как говорят, возникают после травмы, также возникают после крупных положительных жизненных событий, даже когда с людьми не происходило ничего серьезного, ни плохого, ни хорошего. Может случиться так, что рост (или восприятие роста) просто происходит с течением времени; страдание не имеет к этому никакого отношения.
Но в психологических исследованиях есть и хорошие новости. Как обсуждает Джордж А. Бонанно в своей новой книге «Конец травмы», мы намного лучше, чем мы думаем, переносим травматический опыт; устойчивость – это правило, а не исключение. В основном мы переживем этот опыт невредимыми. Хотя после коллективных страданий, вызванных пандемией, может и не быть волны общественного роста, посттравматическим стрессовым расстройством тоже не заболеем.
И становится лучше. Если использовать термин Николаса Нассима Талеба, нас антихрупкое : «Упругое сопротивляется ударам и остается неизменным; антихрупкое становится лучше». Некоторая степень жизненных страданий оказывает скромное положительное влияние. В одной серии исследований испытуемым давали список из тридцати семи негативных жизненных событий — физическое насилие, смерть любимого человека и т. д. — и подсчитывали, сколько из них они пережили в своей жизни. У тех, казалось бы, счастливчиков, которые не сообщали о таких событиях, переносимость боли была ниже средней, а склонность к катастрофическим стрессовым ситуациям была выше средней. (Важно, однако, то, что люди с высоким уровнем негативного опыта также демонстрировали ту же закономерность — кажется, что есть благоприятная зона среднего страдания, где мы проявляем себя лучше всего.)
Есть аналогичные эффекты для доброты. Люди, которые мало страдали в своей жизни, с меньшей вероятностью согласятся с такими утверждениями, как «Важно заботиться о людях, которые уязвимы» и «Когда я вижу, что кто-то страдает или нуждается в помощи, я чувствую сильное желание позаботиться о нем».
Прежде всего, существует сильная связь между страданием и смыслом. Люди, которые говорят, что их жизнь наполнена смыслом, сообщают о большем беспокойстве, беспокойстве и борьбе, чем те, кто говорит, что их жизнь счастлива. Страны, граждане которых сообщают о наибольшем значении, как правило, бедные, где жизнь относительно сложна. Напротив, страны с самыми счастливыми людьми, как правило, процветают и безопасны. Профессии, которые люди считают наиболее значимыми, например, работа медицинским работником или членом духовенства, часто связаны с преодолением чужой боли. Когда нас просят описать самые значимые переживания в нашей жизни, мы склонны думать о самых крайних, очень приятных и очень болезненных. И мы часто выбираем занятия, которые, как мы знаем, проверят нас — все, от подготовки к марафону до воспитания детей, — потому что нутром чувствуем, что именно эти занятия имеют значение.
Существует огромная разница между борьбой, которую мы выбираем — наши дети, наша карьера, наши увлечения — и страданием, которое мы не выбираем и не желаем.