Ф. Кривин. Почему «А» поётся, а «Б» нет стр. 20
Придумайте с другом сказочную историю о гласных и согласных звуках. Выделите основную мысль, определите последовательность предложений. Рассказ о приключениях звука может начинаться так: «И вдруг однажды случилось чудо…». Составьте план вашей истории.
Выберите один из предложенных вариантов:
План к рассказу о приключениях звука «О»
1) Звук [о] ожил.
2) [О] ходил в гости к согласным.
3) [О], [её] и [ё] начали путешествовать вместе.
4) Катя выучила все звуки и спокойно легла спать.
Рассказ о приключениях звука «О» для 1 класса
И вдруг однажды случилось чудо.
Когда Маша учила букву «О», она громко её затянула и звук ожил.
Он поскакал по учебнику.
Подхватил звуки [д] и [м], затем стал между ними.
Катя засмеялась и произнесла: «Дом!».
Довольный звук побежал дальше.
Он взял звук [п], пошёл в гости к [л] и тоже стал между ними.
Катя хлопала в ладоши и кричала: «Пол!».
Потом звук [о] пригласил звук [е] путешествовать вместе с ним. [Е] с удовольствием согласился.
Они пошли сначала к [в] и [н], выстроились через одного, чтоб возле главного звука, стоял согласный.
Получилось [о], [в], [её], [н], и Катя шустро прочла: «Овен!».
Потом гласные собрали [р] и [л], выстроились в том же порядке и поняли, что что-то не так.
Тут показался брат [е], который тайком увязался за ним.
[Е] уступил место своему брату [ё], и восторженная Катя произнесла: «Орёл!».
Так гласные, согласные и Катя играли до вечера.
Затем девочка легла спать и уснула крепким, сладким снов.
Она была довольна, что хорошо выучила звуки.
И теперь с радостью читала их на уроке.
Главная мысль рассказа о звуке «О»Каждый звук особенный, и каждый из них надо знать.
План рассказа о приключениях разных звуков для 1 класса
1) Листик с рисунком
2) У букв случилась беда
3) Буква «М» пошла на разведку
4) Ошибка – отсутствие гласных звуков
5) Катя добавила гласные
6) Слова и семья радовались грамотности Кати
Рассказ о приключениях разных звуков для 1 класса
На столе лежал альбомный лист с рисунком.
В верхней части листа собрались согласные буквы.
— Я не понимаю, почему возле меня стоит такая же буква. ММ? Так корова мычит. Разве что Катя имела именно это ввиду. – возмущалась буква «М».
— А я с братом ПП создаю. Может, так машина пищит. Либо это вообще какая-то аббревиатура, – размышляла буква «П».
— Друзья, у нас ситуация похуже. БРТ. Это вообще в голове не укладывается, – в один голос закричали три буквы.
— А со мной всё нормально. Я стою одна-единственная, — сказала буква «Я».
Буквы посоветовались и решили, что им надо искать выход.
Ведь они не могут существовать в таких условиях.
Отправилась в разведку буква «М».
Спустя пару минут она прибежала к друзьям с криками:
— Я всё поняла. И это катастрофа. Катя хочет подарить рисунок семье. Я стою над маминым изображением.
Значит «ММ» — это «МАМА». «ПП» стоит над папой, «БРТ» — над братом Колей, а «Я» — над Катей. Катя потеряла гласные буквы.
— Какой ужас! – возмутились буквы, — мы потеряли свой смысл. А как некрасиво звучим.
Тут в комнату зашла Катя. Буквы начали давать знаки.
Катя подошла к листику, полюбовалась рисунком и хотела ещё раз перечитать надписи.
И вдруг девочка обнаружила, что ничего не получается.
Она вспомнила, как учила в школе правописание и поняла, что упустила важные звуки.
Катя добавила на рисунок гласные, и случилось чудо.
Девочка с восторгом прочитала «МАМА», «ПАПА», «БРАТ», «Я».
Звуки произносились красиво и правильно.
Они радовались, что ошибки исправлены.
Слова звонко захлопали в ладоши и легли спать.
А Катина семья была приятно удивлена таким грамотным подарком.
Главная мысльЕсли упустить хоть одну букву, слово потеряет смысл.
Почему гласные так называются?
Потому что язык не мешает воздуху выходить из горла, так как во время произношения гласных он не шевелится.
Почему согласные так называются?
Потому что они всегда находятся рядом либо недалеко от гласных.
Почему все звуки нужны?
Благодаря звукам мы произносим слова, разговариваем.
Если убрать хоть один из них, слова потеряют свой смысл.
Определи, в какую книгу можно поместить эти рассказы.
Думаю, что эти рассказы нужно включить в книгу с названием: «Сказки про буквы».
Для чего младшим школьникам изучать звуки речи
Продолжение серии публикаций о занятиях с детьми, которые обучаются по форме семейного образования
— Что мы знаем про звуки речи?
— Они бывают гласными и согласными!… Согласные бывают твердыми и мягкими!… Гласных звуков 10, а согласных 21!
— Ничего подобного!
— Как это? Я считал! Мы с мамой считали!
Мой продвинутый ученик искренне недоумевает. В итоге он вспомнит, что гласных на самом деле 6, а вот о том, что твердый [м] и мягкий [м’] — это разные звуки, и не подумает.
Родители часто спрашивают, для чего тратить столько сил на характеристику звуков. А вид транскрипции их просто вгоняет в ступор. Впрочем, тут я их понимаю — запись типа [в л’ису рад’илас’ й’олач’ка] в тетради второклассника, действительно, — как бы это помягче сказать? — настораживает.
Так нужно ли все-таки тратить столько времени и сил на характеристику звуков? Попробую порассуждать на эту тему.
Когда ребенок учится читать, не вижу смысла долго и запутанно объяснять ему, что буква Ё выполняет две работы — обозначает звук О, смягчая при этом предыдущий гласный (клён) и обозначает два звука — йо (ёлка, копьё). Я — за слоговое обучение чтению (по методике Зайцева), где ребенок усваивает сразу слоги — твердые и мягкие.
Но если ребёнок учится читать буквенным способом (то есть изучает сперва буквы, потом способы их слияния), без звукового анализа обойтись сложно. У меня был ученик, очень умный мальчик, который имя свое писал — «ЛЬОНЙА». Читал он при этом неплохо, целыми словами. У ребёнка был синтетический способ восприятия информации, он не анализировал слова при чтении и не запоминал, как они пишутся. Наверно, таких ошибок бы не было, если бы он учился читать слоговым способом. Но в сложившейся ситуации нам нужен был разговор о том, какая буква какую работу выполняет.
Чтобы понять, почему надо писать ЁЛКА и ПРУТЬЯ (а не ЙОЛКА и ПРУТЬЙА), ребёнку нужно понимать 1) что у буквы ЕСТЬ РАБОТА — ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК; 2) что есть гласные, которые могут обозначать два звука в определенных позициях, а есть сочетания звуков, которые обозначаются одной буквой.
Умение УСЛЫШАТЬ и охарактеризовать звук становится важным, когда ребенок начинает писать. Вот тут выясняется, что в одних случаях мы точно СЛЫШИМ, какую букву надо писать (то есть, говоря по-научному, звук стоит в СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ), а в других случаях (когда звук в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ), мы слышим его нечетко и сомневаемся. Когда есть сомнение, надо проверять орфограмму (например, ставить безударную гласную под ударение).
Во многих программах (в том числе и в традиционных, классических, по которым учились еще бабушки нынешних школьников), именно на проверку орфограммы тратится больше всего времени и сил.
Но чтобы проверить орфограммы в словах «голова», «кружка», «зябко», надо 1) УСЛЫШАТЬ ошибкоопасное место и 2) применить правило. В первом случае — изменить слово, поставив гласную под ударение (гОловы) или подобрать родственное слово (голОвка), во втором — изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после парного согласного стоял гласный (кружечка) или сонорный (зябнуть). То есть, чтобы использовать эти несложные правила, ребенок должен знать понятия гласного, согласного, парного согласного, сонорного. На вопрос подруги, для чего ее внучке в первом классе понятие сонорного звука, я ответила формулировкой такого правила.
Есть и другие орфографические правила, в которых используются характеристики звуков: правописание Ь после ШИПЯЩИХ, О-Ё после ШИПЯЩИХ и т.д.
Однако открытым остается вопрос о том, удобно ли будет ребенку пользоваться орфографическими правилами, возникнет ли у него вообще такая необходимость. Мой ученик Стасик писал практически без ошибок, но по русскому выше четверки не имел никогда. В средней и старшей школе моя принципиальная подруга филолог регулярно ставила ему тройку. Безударную гласную в словах «пилил пилой» Стасик проверял словом «пила» (где эта гласная — тоже безударная). Он просто знал, как пишется этот корень и даже не мог понять, чего мы от него хотим.
Есть еще один аргумент в пользу звукового анализа. Умение слышать и анализировать звуки — прямой путь к исправлению логопедических проблем, которые встречаются сегодня у множества детей. Опыт ТРИЗ-педагога, логопеда И.Н. Крохиной показывает, что пробуждение исследовательского интереса к звукам речи эффективно развивает способность эти звуки слышать и правильно произносить. Посмотрите, как ученики Инны Николаевны анализируют звуки и с каким удовольствием они это делают.
Что ж, возразят оппоненты, у логопедических детей, возможно, нет другого выхода. Но надо ли этим заниматься, если ребенок логопедических проблем не имеет? Раскроем этот вопрос, разделив его на части и попробуем найти ответы.
- Можно ли учить читать и писать, не ковыряясь глубоко в том, какая буква какую работу выполняет? — Можно, кубики Зайцева тому пример.
- А можно ли учить грамотно писать, не заучивая правила? Есть мнение, что и это можно. Например, методом орфографического чтения (см. описание методики П.С. Тоцкого, например, здесь).
- А есть ли другие способы научиться грамотному письму? И это есть. Известный психолог Л.А. Ясюкова, которая много лет работала со слаболышащими детьми и успешно учила их грамоте, утверждает, что звуковой анализ на ранних стадиях обучения вреден. Мы пишем, не как слышим, а как видим. До 80-х годов обучение было направлено на усвоение ОБРАЗА СЛОВА и ПРАВИЛ, по которым слова пишутся. Писать на слух (и, соответственно, проверять орфограммы) дети начинали только в третьем классе. Грамотных людей тогда было гораздо больше. Весьма категоричное мнение Людмилы Апполоновны по этому вопросу — в статье «Педагогика неграмотности» («Школьные технологии» №2-2011).
Думаю, теперь родители окончательно запутались в вопросе о том, как учить ребенка в наше время, и ждут какого-то продуктивного совета. «Бойся того, кто скажет: «Я знаю, как надо!»» — писал поэт Александр Галич, и был, на мой взгляд, прав. Однозначных советов не дам, но опишу свое видение ситуации.
- Анализировать звуки речи полезно, если дети учатся их СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ. Это успешно можно делать без привязки к буквам и начинать лучше в дошкольном возрасте. Ситуация, когда ребенок анализирует звуки по транскрипции ([м’] — мягкий, потому что значок такой стоит) мне не кажется полезной. Умение слышать и анализировать звуки речи необходимо логопедическим детям. Многим людям это умение помогает проверять орфограммы и тем самым избегать ошибок. Многим — но не всем, история моего Стасика тому пример.
- Характеристика звуков нужна уже потому, что на ней базируются многие правила русского языка. Само по себе умение слышать и анализировать звуки речи вряд ли мешает грамотному письму (хотя и не всегда ему помогает). Опираясь на опыт П.С. Тоцкого, можно утверждать, что научить грамотному письму без правил можно. А вот сдать экзамены, не зная правил, сегодня не получится.
- Грамотно построенное исследование звуков развивает интерес к устройству языка и помимо этого — позволяет учить ребенка исследовательской деятельности, что на мой взгляд, современным детям необходимо.
- Если мы хотим, чтобы дети запоминали образы слов, логично учить их работать с частями слова — морфемами. Если ребенок знает, что корень «лес» сообщает о чем-то, связанным с лесом, а корень «лис» — о чем-то, связанным с лисой, ему по сути не нужно проверять безударную гласную ударением, он правильно напишет все однокоренные слова по памяти. Аналогично, если он различает по функции приставки пра- и про- (одна указывает на родство — прабабушка, правнучка, другая имеет иные значения), он тоже сделает верный выбор. Люди, которые рассуждают так, редко проверяют безударную гласную ударением. Работа с морфемами — тоже прекрасное поле для формирования исследовательских умений.
- Есть разные дороги к навыку грамотного письма. В идеале надо дать ребенку инструменты, которые позволят выбрать наиболее удобную ему дорогу. Такой подход реализован, например, в учебниках О.Л. Соболевой. Подход мне близок, но лично мне и моим коллегам в этих учебниках не хватает как раз исследовательской составляющей.
- Язык развивается, параллельно развиваются технологии. Боюсь, сегодня нам трудно представить, как будут работать с информацией наши дети 10 лет спустя. Поэтому я стараюсь по возможности учить их так, чтобы они ПОНИМАЛИ, как устроен язык. Учу и звуковому анализу (на слух, без транскрипции), и морфемному (разбираем слова на части, выясняем, как они устроены, какую работу каждая часть выполняет). И очень надеюсь, что эти умения помогут им в дальнейшем — при изучении других языков и вообще любых знаковых систем.
- Развивающее обучение всегда ориентировано на надсистемные цели. Чтобы писать грамотно, не обязательно исследовать язык. Но исследование звуков, морфем, а впоследствии и более сложных языковых конструкций позволяет ребенку открыть для себя язык как неисчерпаемо сложную и захватывающе интересную систему. Сделанные в процессе такого исследования открытия работают и на развитие речи, и на изучение других языков, и собственно на формирование исследовательских способностей.
Обучая ребенка самостоятельно, вы делаете свой выбор методических подходов, учебников, игр, упражнений. Главное, чтобы этот выбор был осознанным.
Материал для сайта клуба «Альтернатива есть!» https://jlpsite.ru
Шумомер – разница между шумомерами класса 1 и класса 2
Нас часто спрашивают, в чем разница между шумомером класса 1 и класса 2, и какой из них мне нужен? На самом деле это довольно сложный вопрос. Но проще говоря:
- Шумомер класса 1 обычно считается более точным, чем шумомер класса 2; и
- Шумомер класса 1 способен измерять звук в более широком диапазоне частот, чем шумомер класса 2.
Техническое отличие
Класс шумомера описывает его точность, как определено соответствующими международными стандартами. Измерители уровня звука определяются международными стандартами, такими как IEC 61672-1:2013 (или BS EN61672-1:2003). Эти стандарты определяют широкий спектр сложных критериев точности, производительности и калибровки, которым должны соответствовать приборы, чтобы соответствовать своему назначению. В стандарте существует два допустимых уровня допуска, которые известны как класс 1 и класс 2. Класс 1 более точен, чем класс 2.
Эти допуски для Класса 1 и Класса 2 необходимы для учета различий в приборах. Различия вызваны различными электронными компонентами, используемыми внутри шумомеров, а также тем, как разные измерители были спроектированы и проверены. Даже тестовое оборудование, используемое для проверки шумомеров во время производства, может иметь некоторые отличия.
Два уровня допуска
Шумомер класса 1 часто называют «прецизионным» измерителем уровня, а шумомер класса 2 — «общим» измерителем из-за различий в уровнях допуска.
На нижних и верхних границах диапазона звуковых частот* допуски шире, а на более высоких частотах допуски уже. На крайних границах частотного диапазона вы можете ожидать, что измерители класса 1 будут иметь более узкие допуски и, следовательно, более точный отклик.
Критерии эффективности: допустимые пределы на эталонных частотах (для IEC61672-1:2013) | Класс 1 | Класс 2 |
---|---|---|
+2.5dB, -4.5dB | +5.5dB, – ∞dB | |
Frequency of 20Hz | +/- 2.5dB | +/- 3.5dB |
Frequency of 1kHz | +/- 1,1DB | +/- 1,4DB |
Частота 10 кГц | +2,6DB, -3,6DB | +5,6DB, | 13771HHITERSHINTY OF | 377ZITRESTRY OF |
77ZHINTY OF | 1HHINTY OF | .1HHINTY OF | . дБ, -17 дБ+6,0 дБ, -∞ дБ |
Шумомер класса 1 должен измерять звук на более широкой частоте, чем шумомеры класса 2, и соответствовать более узким допускам по всем критериям производительности. Таким образом, класс 1 считается более точным, чем класс 2. Таким образом, мы можем сказать, что шумомер класса 2 имеет более широкие допуски и, следовательно, немного менее точен, но для большинства применений разница не заметна, и, поскольку шумомеры класса 2 являются более низкая стоимость по сравнению с классом 1, для большинства пользователей расходомер класса 2 по-прежнему соответствует стандарту, достаточно точен и соответствует назначению.
*Частота звука измеряется в герцах (Гц), что соответствует одному циклу в секунду. Чем выше частота, тем выше воспринимается звук. Посетите наш Акустический глоссарий для получения дополнительной информации о терминологии измерения шума.
Какой шумомер вам нужен?Какой измерительный прибор вам нужен, зависит от того, для чего вы хотите использовать измерительный прибор (т. е. какой шум вы хотите измерить), каким правилам измерения вы должны соответствовать и будут ли ваши измерения использоваться в качестве юридического доказательства (например, если вы хотите, чтобы ваши измерения были представлены в качестве юридического доказательства, вы можете предпочесть использовать измеритель класса 1 для повышения точности). Линейка шумомеров Pulsar Nova относится как к классу 1, так и к классу 2, и каждый из них предлагает ряд функций в зависимости от того, что вы хотите измерить.
На самом простом уровне:
- Шумомер класса 1 часто называют «прецизионным» уровнемером. Он идеально подходит для лабораторного использования, экологических приложений, измерения пограничного шума, акустики зданий и оценки дорожного движения (а также для всего, что может делать измеритель класса 2). Он идеально подходит для оценки уровня шума на рабочем месте, базовых измерений окружающей среды, развлекательного шума, промышленной гигиены, строительного шума и шума транспортных средств.
Найдите идеальное оборудование для измерения шума
- Измерители уровня шума
- Дозиметры шума
?
Подробнее о международных стандартах, регулирующих шумомеры, таких как IEC 61672, можно узнать здесь.
Различия между шумомером класса 1 и класса 2
Кларк Робертс
Кларк является старшим менеджером по маркетингу и отвечает за помощь людям в поиске инновационных решений Cirrus Research для измерения шума с использованием всех аспектов комплекса маркетинга.
Ему особенно нравится писать материалы о применении продуктов, включая неприятный шум, профессиональный шум и шумовое загрязнение окружающей среды.
Кларк Робертс: еще
- 11 октября 2011 г.
- Часто задаваемые вопросы, Рекомендуемые, Измерение шума, Измерители уровня звука
Мы рассмотрели различия между классом и типом в стандартах на шумомеры в предыдущем посте, но в чем разница между шумомером класса 1 и класса 2?
Стандарты, в соответствии с которыми мы работаем, такие как IEC 61672-1:2002 или BS EN 61672-1:2003, определяют широкий спектр критериев производительности, которым должен соответствовать прибор. Эти критерии часто технически сложны и детализированы, и с ними связаны допуски. В действующем стандарте IEC 61672-1:2002 существует два уровня допусков, которые известны как класс 1 и класс 2.
В идеальной ситуации прибор должен точно соответствовать центральной точке или проектной цели этих критериев, и каждый шумомер будет измерять точно так же. Тем не менее, каждый компонент шумомера будет иметь некоторую форму допуска или отклонения от одного компонента к другому.
Все электронные компоненты, используемые в шумомере, такие как резисторы, конденсаторы и даже микропроцессоры, будут иметь очень небольшие различия, и все это в совокупности дает каждому прибору свое собственное отклонение от идеала. Существуют и другие факторы, такие как неопределенность измерений, выполняемых при проектировании или поверке прибора. Оборудование, используемое для проверки шумомера, само по себе имеет определенный уровень допуска, и все эти факторы складываются.
Чтобы узнать больше о различиях между шумомерами класса 1 и класса 2, а также о других акустических терминах, которые помогут вам лучше понять и использовать оборудование для измерения шума, ознакомьтесь с нашим БЕСПЛАТНЫМ руководством по терминологии шума.
Что это значит?
Из-за этих вариаций производителям разрешены допуски от цели проектирования. Примером этого являются частотные ограничения и допустимые пределы, определенные в IEC 61672-1:2002.
При опорной частоте 1 кГц допустимые пределы для Class 1 составляет +/- 1,1 дБ , а для Class 2 допустимое отклонение составляет +/- 1,4 дБ .
На нижних и верхних границах частотного диапазона допуски шире. На частоте 20 Гц допустимые отклонения составляют +/-2,5 дБ для класса 1
и +/- 3,5 дБ для класса 2 .При частоте 16 Гц допуски составляют +2,5 дБ, -4,5 дБ для класса 1 и +5,5 дБ и -∞ дБ для класса 2 .
То же самое относится и к более высоким частотам. Допуски для прибора Класса 1 более жесткие на частотах выше 8 кГц, при этом допуски на 10 кГц составляют +2,6 дБ, -3,6 дБ для класса 1 и +5,6 дБ, -∞ для класса 2 .
При более высокой частоте 16 кГц допуски составляют +3,5 дБ, -17 дБ для класса 1 и +6,0 дБ, -∞ дБ для класса 2 .
Как видите, на краях частотного диапазона прибор класса 1 должен иметь лучший отклик и соответствовать более жестким допускам.
Довольно сложно дать простой ответ на вопрос, насколько точным будет прибор Класса 1 по сравнению с прибором Класса 2, так как есть много разных моментов, в которых они будут различаться, но, говоря простым языком, шумомер Класса 1 должен измерять в более широком диапазоне частот, чем прибор класса 2, и соответствовать более жестким допускам по всем критериям производительности.
Что вам нужно?
Нужен ли вам шумомер класса 1 или класса 2 , во многом зависит от области применения, для которой вы будете использовать прибор.
Найдите свой идеальный шумомер Optimus
Например, в Положениях о контроле шума на рабочем месте 2005 г. указано, что шумомер должен соответствовать «как минимум классу 2 стандарта BS EN 61672-1:2003 (действующий стандарт на контрольно-измерительные приборы) или как минимум типу 2 стандарта BS EN 61672-1:2003. 60804:2001 (бывший стандарт)».
Если прибор, который вы использовали для измерения шума на работе, соответствует классу 1 стандарта BS EN 61672-1:2003, то он подходит, поскольку шумомер класса 1 будет иметь лучшие рабочие характеристики, чем прибор класса 2.
Если вы работаете в соответствии со стандартом шума окружающей среды, в нем может быть указано, что прибор должен относиться к классу 1. Например, в стандарте ISO 20906:2009 «Автоматизированный мониторинг звуков самолетов вблизи аэропортов» говорится, что «…должен соответствовать спецификации электроакустических характеристик IEC 61672-1 для шумомера класса 1».
Нужна дополнительная информация о наших приборах для измерения шума? Есть вопросы о нашей продукции? Свяжитесь с нашими экспертами по шуму сегодня.
- О
- Последние сообщения
Кларк Робертс
Старший руководитель отдела маркетинга Cirrus Research plc
Кларк является старшим руководителем отдела маркетинга и отвечает за помощь людям в поиске инновационных решений Cirrus Research для измерения шума с использованием всех аспектов маркетинга смешивание.