Почерк — это индивидуальность человека
Развитие современного общества уже невозможно представить без развития информационных технологий, которые, несомненно, облегчают, упрощают жизнь человека, делая её менее затратной по временным ресурсам, экономя человеку время.
Однако упрощение не всегда идёт человеку на пользу, в данном случае мы ведём речь о письменности, которая на всех этапах исторического развития человеческой цивилизации служила основным средством коммуникации.
Анализ информации из зарубежных источников свидетельствует о том, что в ряде стран намечается тенденция частичного, а в будущем и полного отказа от письменности. Например, в США, согласно общеобразовательным нормативам с 2010 года рекомендуется учить письму только в детском саду и первом классе школе. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере с планшетами. В Финляндии с 2016 года в школу пошли первые дети, которых не заставляют писать рукой.
Какие же негативные тенденции могут проявиться при этом?
Во-первых, человек будет хуже читать. Во-вторых, пострадает моторика и координация, поскольку при ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.
В-третьих, у людей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут.
Так, например, в Китае и Японии в лучники старались брать каллиграфов.В-четвёртых, люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо не страшно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.
В-пятых, станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.
В-шестых, без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению.
В седьмых, у человека будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере.
В-восьмых, люди в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, которые говорят о том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.
По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Виталия Лупандина, правило «новое лучше старого» и что старое в итоге можно забыть, в случае с письмом может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.
«Познай себя – и на этом, пожалуй, всё». О чём расскажет почерк человека. Новости общества
Графолог с 11-летним стажем из Белгорода Анна Шадрова уверена: почерк не только может поведать о характере человека, слабых и сильных сторонах личности, но и способен помочь правильно выбрать профессию, устроить личную жизнь и разбогатеть.
Антинаучно и буржуазно
Графологию – область знаний о почерке – в Советском Союзе не признавали, называли педологическим извращением и запрещали всяческие исследования на эту тему.
«К сожалению, в России на графологов не учат, – рассказывает Анна Шадрова. – К своему базовому психологическому образованию я получала дополнительное – в израильском Институте графологии Инессы Гольдберг. В отличие от нашей страны, за рубежом изучению почерка уделяют много внимания. Во Франции, например, у 80 % крупных компаний в штате есть графолог».
Таких специалистов привлекают для отбора персонала. Опытные руководители понимают: к тестам можно подготовиться, на собеседовании – немного приврать, но почерк раскроет те стороны личности, о которых часто не знает и сам человек.
Анна Шадрова / Фото: из личного архива
Читайте также
Палка, точка, огуречик. «ОнОнас» рассказывает о тонком искусстве каллиграфии 25 Янв 2017 16:35
Я к вам пишу… 23 Янв 2014 10:44
Рука – мозг
Работает это просто. Ребёнок идёт в первый класс, учится писать. Сначала – по прописям, осваивая правильное написание букв. Потом – самостоятельно, вырабатывая собственный стиль.
«К 13–14 годам все подростки, учившиеся у одного учителя и в одном классе, имеют свой, можно сказать, авторский, хорошо узнаваемый почерк, – говорит Анна Шадрова. – А всё потому, что движениями ручки по бумаге руководит наш мозг. И то, как человек пишет одни и те же буквы: витиевато, просто и быстро или нечитабельно, – говорит об особенностях его мозговой деятельности».
На формирование почерка влияет множество факторов: от эмоционального состояния человека и умения общаться со сверстниками до воспитания и ближайшего окружения. Так, например, у родных братьев и сестёр можно найти общие черты в написании букв. Но в то же время даже у близнецов почерки всё равно будут разными.
Пушкин и Гитлер
Чтобы стать графологом, нужно самому пройти тестирование по почерку. При поступлении в Институт графологии таким образом отсеивают немалое число соискателей. Обучение длится два года. За это время студенты изучают сотни образцов почерков. А начинают, как правило, с известных личностей.
«В своё время меня потрясли почерки Пушкина и Гитлера, – рассказывает Анна. – У Александра Сергеевича почерк гения. Он очень современный. Можно сказать, из нашей эпохи. А о гениальности свидетельствует то, как он сократил траекторию буквы, оставив её читабельной, – никаких лишних движений. Значит, и его мозг работал максимально эффективно, отсекая всё лишнее».
Что касается Гитлера, то, по словам графолога, в жизни он был совсем не таким человеком, каким запомнился в историческом контексте. Говоря современным языком, его образ во многом был создан маркетологами.
Безликие. Что теряют люди вместе с красивым почерком
От букв к сердцу
Оказывается, определить по почерку можно очень многое. В том числе и вычислить совместимость партнёров. Обычно специалист сравнивает почерки мужчины и женщины по нескольким графологическим признакам. Например, оценивает аккуратность двух людей. Если один страдает перфекционизмом, а другой при этом позволяет себе неряшливость, то такие отношения, как правило, обречены.
«Я не очень люблю определять совместимость партнёров, – откровенничает Анна. – Потому что обращаются ко мне в основном люди, которые просто хотят услышать подтверждение своим сомнениям. И в итоге запрос звучит так: «А нам уже можно расставаться?» или «Убеди меня, пожалуйста, что я должна его бросить». А это в корне неверно: в вопросах отношений разбираться нужно вдвоём».
Мозг выбирает профессию
Лучше всего почерк расскажет о том, какую профессию выбрать. И тут уж всё без обмана. О своих способностях, предпочтениях и склонностях с помощью ручки рассказывает сам мозг. С таким запросом к графологу обращаются не только подростки, которым нужно определиться с выбором вуза и успешно подготовиться к ЕГЭ. Есть и взрослые люди. Например, женщины после декрета, ищущие себя.
«Однажды ко мне обратилась женщина из Питера, – рассказывает Анна Шадрова. – Сначала мы помогли её сыну выбрать профессию – в вуз он поступил сам на бюджетное место. А потом и самой маме помогли – она стала писать картины, теперь успешный художник, собирается открыть собственную галерею и продаёт картины по всему миру».
Почерк расскажет не только о предрасположенности к гуманитарным или точным наукам, но и о том, можно ли человеку работать с людьми или лучше выбрать «уединённую» профессию. Также манера письма определит мотивацию, внутренний стимул. То ли это деньги, то ли признание, то ли интерес к работе.
Фото: из личного архива Василисы Яровицыной
Каллиграфия не для всех
Сегодня модно заниматься каллиграфией – оттачивать красивый витиеватый почерк. Однако графологи такие занятия не одобряют.
«Почерк – это отражение нашей личности, – подчёркивает Анна Шадрова.
– А когда мы пытаемся свою личность подогнать под какой‑то стандарт, мы неизбежно загоняем в рамки себя. Заниматься каллиграфией всем подряд не стоит».
Однако есть особые показания, когда каллиграфия необходима. Это состояния нервного возбуждения, депрессия, гиперактивность. В этих ситуациях сосредоточенная работа с прописями позитивно влияет на психику.
Фото: Наталья Харитошкина
Перьевое письмо. У первоклашек школы № 49 Белгорода нет шариковых ручек
Письмо как терапия
При этом своим собственным почерком писать очень полезно. Недаром многие врачи, особенно неврологи, бьют тревогу из‑за повсеместной замены шариковых ручек ноутбуками и планшетами. Особенно у школьников. Такие нововведения опасны в первую очередь для психического здоровья детей.
«Мозгу очень нужна возможность писать от руки, – говорит графолог. – Недаром даже в реабилитации больных после инсульта применяется этот простой метод: обычное письмо ручкой – графотерапия. А ещё это успокаивает, снимает тревожность, что в наше время необходимо».
Анна Шадрова рекомендует каждое утро писать от руки по две-три страницы текста. Обо всём, что тревожит или просто приходит в голову. Это отличный способ разгрузить мозг от лишних мыслей, очистить своё сознание от мусора.
Что такое плохой почерк?
В школе многих ругали за некрасивый почерк. Но красота в этом контексте вопрос спорный. Графологи не различают красивую или некрасивую манеру письма. Для них важно отличие текста от прописей и уровень читабельности.
«Если почерк у человека неразборчивый, – говорит Анна, – значит, он чувствует себя индивидуалистом, особенным и уникальным. Однако это говорит и о некой отстранённости от людей, дезориентации в обществе. Какой бы странный ни был почерк, главное – сохранять читабельность. Иначе можно остаться непонятым другими людьми. Это мешает в жизни».
Что касается нечитаемого почерка врачей, то это скорее признак профессиональной деформации. Таким образом доктора стараются отстраниться от собственных эмоций в отношении пациентов, чтобы бесстрастно помочь им. Это естественная психологическая защита для людей подобных профессий. И именно так мозг выражает её на письме.
Фото: из личного архива Василисы Яровицыной
Новости ВРФ
Почему почерк полезен для мозга · Границы для молодых умов
Abstract
По мере того, как ноутбуки и планшеты становятся все более популярными, почерк постепенно исчезает. В то время как новые технологии имеют много преимуществ, например, помогают нам оставаться на связи друг с другом и позволяют нам быстро искать информацию, такие действия, как распечатывание букв вручную, могут помочь мозгу учиться. Для этого есть много потенциальных причин. Когда люди пишут буквы от руки, они: (1) активно видят и чувствуют написанную букву; (2) увидеть несколько разных версий этого письма; и (3) уделять больше внимания тому, что они делают. В этой статье вы узнаете, как почерк помогает нам запоминать символы и запоминать информацию. Вы также узнаете, как ваш мозг реагирует, когда вы пишете от руки, по сравнению с тем, когда вы печатаете. Почерк по-прежнему важен, даже несмотря на то, что в наши дни мы общаемся в основном с помощью клавиатуры или сенсорного экрана.
Буквы — это символы
Вы сидели в классе и практиковались в написании букв и слов. Может быть, вы печатали их, или, может быть, вы учились курсиву. Но в какой-то момент вы наверняка задались вопросом: «Зачем мне уметь писать, когда все, что мне нужно, это нажимать клавиши на компьютере или планшете?» Короче говоря, письмо от руки помогает вам легче выучить набор символов, а также помогает запомнить информацию, которую вы записываете! Использование клавиатуры не так сильно поможет вам в решении этих задач, как написание от руки. На самом деле, некоторые исследователи считают, что печатание на самом деле усложняет обучение! Рассмотрим подробнее эти две ситуации.
Буквы — это символы, потому что вы не можете знать, что они означают, только по тому, как они выглядят. Например, символ ξ вам, вероятно, незнаком. Что это значит? Можете ли вы сказать, просто взглянув на него? Нет, вам нужен кто-то, чтобы сказать вам, что это значит. Символы могут сбивать с толку, потому что у многих из них есть имена (например, буква «А»), а также звуки (например, звук, который буква «А» издает в слове «кошка»). Кроме того, звук символа может меняться в зависимости от окружающих его символов — звук «А» в слове «кошка» отличается от звука «А» в слове «торт». Чтобы сделать вещи еще более запутанными, внешний вид символов может сильно измениться. Например, это все разные варианты буквы «А»: «А, а, , , , . Хотя теперь вы знаете, что все эти символы представляют собой одну и ту же букву, когда вы впервые изучали алфавит, ваш мозг этого не знал! Вероятно, вам потребовалось некоторое время, чтобы узнать, что все эти символы — буква «А». Что особенно интересно, так это то, что показ вашему мозгу этих разных примеров одного и того же символа помогает ему научиться понимать этот символ.
Изучение символов
Теперь давайте подумаем о печати и письме. Вы помните, как выглядела ваша полиграфия, когда вы впервые начали писать? Возможно, ваши родители сохранили несколько примеров вашего раннего письма, или, может быть, вы видели, как 5-летний ребенок пытался что-то написать. Начинающая печать обычно очень грязная, и иногда мы даже не можем сказать, что это за буквы (рис. 1). Кроме того, при обучении письму форма каждой буквы может меняться каждый раз, когда ребенок пытается ее написать! Но помните, что мы только что сказали вам: просмотр различных примеров букв действительно помогает мозгу учиться! Это означает, что каждый раз, когда ребенок видит букву, которая выглядит немного по-другому, но имеет то же название, это помогает его мозгу выучить эту букву. Один эксперимент показал это, попросив детей выучить совершенно новый алфавит: греческий алфавит.
- Рисунок 1 – Примеры рукописных писем детей дошкольного возраста 4–5 лет.
- Печать на этом этапе, как правило, довольно беспорядочна, и иногда мы даже не можем сказать, что это за буквы.
Наблюдение за обучением мозга
Вам может быть интересно, откуда мы знаем, что происходит в мозгу, когда дети изучают символы. Вот тут и приходит на помощь визуализация мозга. Используя удивительную технологию, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), мы можем увидеть, что происходит внутри мозга, пока он обучается. ФМРТ похожа на рентген, за исключением того, что вместо костей мы видим активность мозга. Сканер фМРТ позволяет увидеть активные области мозга [2]. В некотором смысле, фМРТ снимает мозг, пока человек что-то делает. Скажем, мы хотели посмотреть, что происходит в мозгу человека, печатающего символы, по сравнению с их печатанием. Мы могли бы поместить человека в сканер фМРТ (рис. 2) и попросить его посмотреть на буквы и либо распечатать их, либо напечатать, находясь внутри сканера. В качестве альтернативы мы могли бы попросить людей выучить символы, либо распечатав их, либо набрав, а затем показать им изображения этих символов, пока они находятся в сканере фМРТ. Мы можем наблюдать за обучением мозга, записывая активность мозга
- Рисунок 2. 4-летнего ребенка помещают в аппарат фМРТ для измерения активности мозга.
- Рисунок 3. Область мозга пятилетнего ребенка, которая больше реагирует на рукописные буквы, чем на печатные.
Мы точно не знаем, почему мы усваиваем рукописные символы лучше, чем печатные, но некоторые исследователи думают, что это из-за небольших различий в символе, которые возникают, когда мы пишем его несколько раз, как мы объясняли ранее. Но также может случиться так, что для создания символа вручную требуется больше внимания, чем простое нажатие клавиши. Также возможно, что создание символов по одному штриху за раз помогает нам понять, как линии символа соединяются вместе, и это помогает нам выучить символ [4]. Исследователи очень заняты, пытаясь выяснить, почему рукописный ввод лучше, чем печатный, для изучения новых символов. Надеюсь, мы скоро узнаем ответ! Но вы уже знаете свои буквы, и если вы не пытаетесь выучить новый алфавит, как вам может помочь письмо от руки?
Написание от руки помогает запомнить
Если вы спросите своих бабушек и дедушек или даже родителей, как они запоминают список покупок, они, скорее всего, скажут, что записывают его. Иногда мы вводим наши списки покупок в наши телефоны и сверяемся с ними во время покупок. Но что, если ваш телефон отключится в продуктовом магазине или если вы потеряете лист бумаги, на котором написали свой список? Исследования показали, что если вы напишете список от руки, вы запомните его лучше, чем если бы вы набрали его на телефоне [5]! И это всего лишь списки покупок — что, если вам нужно запомнить целую кучу скучных вещей, которые ваш учитель рассказывает вам в классе? Исследования студентов колледжей показали, что они запоминали больше информации из лекции, если делали записи от руки, чем если бы они печатали их [6]. Итак, мы знаем, что мы не только лучше запоминаем символы, записывая их, но и лучше запоминаем информацию, если записываем ее от руки. Почему это происходит? Ведь быстрее набирать информацию во время лекции, чем записывать, верно? Но скорость может быть проблемой! Когда мы набираем информацию, мы склонны набирать именно то, что говорит учитель, не задумываясь об этом. Написание от руки занимает больше времени, поэтому мы не можем записать все, что говорит учитель. Когда мы пишем, мы склонны излагать вещи своими словами или резюмировать то, что говорит учитель. Изложение идей своими словами или их обобщение требует, чтобы мы думать о материале, когда мы его записываем, и это требует большего внимания. В некотором смысле делать заметки от руки — это способ изучать , пока мы учимся ! Это значительно упрощает задачу, когда мы должны вернуться и изучить этот материал для теста, потому что мы уже знаем материал лучше, чем если бы мы его напечатали.
Таким образом, написание от руки может помочь вам выучить новые вещи, такие как символы и алфавиты, но также позволяет лучше запоминать информацию, чем если бы вы ее печатали. это не важно как вы пишете — печатными буквами, курсивом, аббревиатурами, важно только то, что вы пишете от руки. Итак, продолжайте писать! И помните, неважно, что он грязный — иногда это даже лучше!
Финансирование
Грант Национального института здравоохранения 2T32 № HD007475-21. Описанное здесь исследование было частично поддержано офисом вице-президента Университета Индианы по исследовательской инициативе «Обучение: мозг, машины и дети».
Глоссарий
Символы : ↑ Знак или символ, используемый для представления объекта, процесса или функции.
Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) : ↑ Безопасный, неинвазивный метод, использующий гигантский магнит для наблюдения за активностью головного мозга во время выполнения задачи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
[1] ↑ Ли, Дж. К., и Джеймс, К. Х. 2016. Рукописный ввод создает переменный визуальный вывод для облегчения изучения символов. Дж. Экспл. Психол. Генерал 145, 298–313. дои: 10.1037/xge0000134
[2] ↑ Винчи-Бухер, С., Джеймс, Т. В., и Джеймс, К. Х. 2016. Зрительно-моторная функциональная связность у детей дошкольного возраста возникает после того, как они начинают писать от руки. Trends Neurosci. Образовательный 5, 107–120. doi: 10.1016/j.tine.2016.07.006
[3] ↑ Джеймс, К. Х., и Энгельхардт, Л. 2012. Влияние рукописного опыта на функциональное развитие мозга у неграмотных детей. Trends Neurosci. Образовательный 1, 32–42. doi: 10.1016/j.tine.2012.08.001
[4] ↑ Джеймс, К.Х. 2017. Значение почерка для развития грамотного мозга. Курс. Прямой. Психол. наука . 26, 502–508. дои: 10.1177/0963721417709821
[5] ↑ Смокер, Т. Дж., Мерфи, К.Э., и Роквелл, А.К., 2009 г.. «Сравнение памяти для рукописного ввода и набора текста», в Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, Vol. 53 (Лос-Анджелес, Калифорния: публикации SAGE), 1744–1747 гг. дои: 10.1177/154193120905302218
[6] ↑ Мюллер, П. А., и Оппенгеймер, Д. М. 2014. Перо сильнее клавиатуры: преимущества рукописного ввода перед ведением заметок на ноутбуке. Психолог. наука . 25, 1159–1168. дои: 10.1177/0956797614524581
Почему важно иметь хороший почерк? это вопрос
ПОЧЕМУ ВАЖНО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ ПОчерк?
Почерк является важным навыком как для детей, так и для взрослых. Следующие причины демонстрируют, почему очень важно иметь хороший почерк.
Для детей младшего возраста:Рукописный ввод активизирует мозг больше, чем набор на клавиатуре.
Это связано с более сложными двигательными и когнитивными навыками. Хороший почерк способствует беглости чтения, поскольку активизирует зрительное восприятие букв. Почерк является предиктором успеха по другим предметам, потому что хороший почерк положительно влияет на оценки.
Скоропись помогает учащимся, как молодым, так и пожилым, страдающим дислексией .Детям может быть очень трудно писать печатными буквами, потому что многие буквы выглядят одинаково, особенно b и d. Также может быть очень неудобно и бессвязно писать в печатном виде. Скоропись предлагает каждой букве совершенно другой вид и позволяет ученику писать плавно и удобно. Это может уменьшить их склонность к дислексии и сделать их более уверенными в своих способностях.
По мере взросления детей: Многие стандартные оценки основаны на письменных работах, особенно на письменных экзаменах, ограниченных по времени.Без быстрого и разборчивого почерка учащиеся упустят возможности для обучения, будут не успевать и могут отставать. Хороший почерк остается основной формой оценки многих формальных квалификаций.
Почерк может снизить самооценку. Низкая самооценка может спровоцировать потерю уверенности в себе.Дети, которые испытывают трудности с овладением почерком, могут избегать письма и плохо писать. Детям с плохим почерком будет трудно проверить свою работу. Тогда они не смогут заметить свои ошибки, и их уверенность может упасть еще ниже.
Экзаменаторы должны расшифровать написанное. В противном случае ученики получат более низкие оценки, даже если содержание может быть хорошим. Многие государственные стандартизированные оценки и рукописные эссе подчеркивают важность почерка. Без быстрого и разборчивого почерка учащиеся могут упустить возможности для обучения и не успевать в учебе.
Почерк способствует лучшему письму.Почерк имеет решающее значение для творческого, хорошо составленного текста, влияющего как на беглость, так и на качество композиции. Разборчивое письмо, которое можно писать удобно, быстро и с минимальными усилиями, позволяет ребенку уделять внимание аспектам более высокого уровня написания, композиции и содержания. Почерк помогает лучше писать. Дети, освоившие его, лучше, более творчески пишут.
Почерк имеет решающее значение для ведения заметок.Делать заметки от руки очень важно для всех учащихся всех возрастов, потому что это улучшает внимание, понимание и результаты. Заметки учащихся должны быть разборчивыми, иначе они бесполезны.
Во взрослую жизнь: О людях судят по почерку.Хороший почерк необходим еще долгое время после выпуска. В нашем современном мире во всех сферах жизни о людях судят по их почерку. Составление списка покупок, написание открытки на день рождения, запись телефонного сообщения, заполнение формы в банке, заполнение иммиграционных форм… рукописный ввод — часть нашей повседневной жизни.