Общение и его функции
29.04.2011
Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.
Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.
Общение — одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Общение выполняет целый ряд основных функций:
- Информационная — функция приема, передачи сведений;
- Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;
- Побудительная — функция стимуляции активности к действию;
- Координационная — функция взаимного ориентирования и согласования действий;
- Понимания — предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;
- Амотивная — функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;
- Функция установления отношений — осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
- Функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.
Наряду с функциями выделяют основные виды общения.
По количеству участников:
- межличностное;
- групповое.
По способу общения:
- вербальное;
- невербальное.
По положению общающихся:
- контактное;
- дистантное.
По условиям общения:
- официальное;
- неофициальное.
В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны:
- Перцептивная сторона общения — процесс восприятия друг друга.
- Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий — воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.
- Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др. ).
При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.
Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.
Ключевые слова: Общение
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Общение влюбленных Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Интеракция в деловом общении Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий |
Умение слушать, что говорят другие Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Деятельность и общение Брушлинский А.В., Мышление и общение |
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи … |
Особенности общения дошкольников Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Средства общения у детей Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка |
Речь как средство общения Ладанов И.Д., Практический менеджмент |
Психология общения. Виды и функции общения.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.
В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.
Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
TechnoFunc — Функции коммуникации
Коммуникация выполняет множество функций, таких как информирование и повышение осведомленности, обучение, убеждение, мотивация, развлечение и т. д. Функциями коммуникации в организации являются информирование, убеждение и мотивация. Сотрудники должны иметь эффективную организационную коммуникацию, чтобы добиться отличной производительности труда. Коммуникация между высшим руководством и работником должна быть эффективной для повышения культуры труда.
Обмен информацией:
Информация является ключом к прогрессу в любой организации. Деловое общение — это общение, которое продвигает продукт, услугу, маркетинг или организацию; передает информацию в рамках бизнеса или функционирует как официальное заявление компании. Основная цель коммуникации в менеджменте — передать информацию — инструкции, политики, процедуры, решения и т. д., чтобы слушатель услышал, прочитал, понял сказанное, согласился и принял сообщение и отреагировал так, как задумал менеджер или отправитель сообщения.
Коммуникация играет важную роль в распространении информации, касающейся любой формы человеческой деятельности. Коммуникация – это процесс обмена сообщениями, идеями, фактами, мнениями или чувствами. Функции коммуникации в организации заключаются в информировании, убеждении и мотивации. Сотрудники должны иметь эффективную организационную коммуникацию, чтобы добиться отличной производительности труда. Коммуникация предоставляет нам информацию об окружающей среде, в которой мы находимся. Она помогает формировать наше мнение, формулировать решения и, в свою очередь, делать «осведомленный выбор» для защиты наших интересов, а также интересов команды или организации. Коммуникация является фундаментальным механизмом, с помощью которого члены группы демонстрируют свое удовлетворение и неудовлетворенность. Коммуникация, таким образом, обеспечивает эмоциональное выражение чувств и удовлетворение социальных потребностей.
Процесс принятия решений:
Общение приводит к обмену информацией, что, в свою очередь, делает сотрудников знающими и, следовательно, продуктивными. Коммуникация предоставляет информацию, необходимую отдельным лицам и группам для принятия решений, путем передачи данных, необходимых для определения и оценки выбора. Таким образом, общение помогает облегчить принятие решений. Принятие решений является ядром процесса управления. Отношения между коммуникацией и принятием решений неразрывны, поскольку принятие решений должно опираться на информацию. Решение является пусковым механизмом коммуникации. Менеджер принимает решения. Но все решения основаны на доведении информации до руководства.
Обучение и повышение квалификации сотрудников
Обучение персонала является непрерывным процессом, и общение играет важную роль в ориентации и обучении сотрудников. Степень обучения в значительной степени зависит не только от содержания обучения, но и от того, насколько эффективно происходит обмен информацией и навыками. Как мы знаем, знания могут быть построены посредством взаимодействия между учащимися и сверстниками, а также других источников информации. Следовательно, эффективное общение приводит к эффективному обучению и обучению.
Создание сетей и социализация:
Для благополучия организации, общества, нации и культуры крайне важно, чтобы мы подвергались воздействию различных точек зрения, чтобы мы понимали и ценили необходимость плюрализма идей и разнообразия взглядов. Общение способствует ощущению единства в обществе, подвергая различные социальные группы различным взглядам. Он развивает потребность разделять и понимать чувства, эмоции, надежды, стремления и ожидания различных групп в социальной системе.
Мотивация:
Мотивированный человек играет полезную и активную роль в организации. Коммуникация способствует мотивации, разъясняя сотрудникам, что они должны делать, насколько хорошо они это делают и как они могут улучшить свою работу, если производительность не соответствует норме. Коммуникация мотивирует и убеждает людей для достижения взаимно согласованных целей. Обмен историями успеха тех, кто преодолел трудности и смог достичь своих целей, может сделать это. Эта функция общения, хотя она актуальна во всех сферах жизни, более выражена в бизнесе и промышленности, где общение все чаще используется в качестве инструмента мотивации. Формирование конкретных целей, обратная связь о прогрессе в достижении целей и вознаграждение за желаемое поведение стимулируют мотивацию и требуют общения.
Убеждение:
Еще одна важная функция общения — убеждать. Это может быть направлено на то, чтобы повлиять на нас в отношении новой идеи, техники или продукта, а также убедить нас купить эти продукты. Менеджер, вероятно, пожелает повлиять на сотрудника или убедить его таким образом, чтобы поддерживать благоприятные отношения. Другими мотивирующими целями или задачами управленческого общения могут быть социальный обмен, личное продвижение и самовыражение. И наоборот, сотрудник также имеет аналогичные цели общения в организации. Промышленные и корпоративные дома и рекламные агентства, распространяя информацию о новых продуктах среди потенциальных потребителей повсюду, широко использовали эту функцию. Для этого используются различные средства массовой информации.
Сохранение культуры организации:
Культура — это набор норм, ценностей и принципов, разделяемых людьми в организации. Коммуникация помогает сохранить культуру и наследие организации и компании. Посредством общения высшее руководство и руководство делятся культурой и ценностями организации с сотрудниками. Передача ценностей сверху вниз происходила через внутренние коммуникации, информационные бюллетени и мэрии, а также через письменные электронные письма. В современном мире эту функцию взяли на себя различные средства массовой информации. Эффективное общение имеет важное значение для позитивной культуры на рабочем месте. Прозрачность в общении обязательна на всех уровнях для лучшего понимания работы и лучшего общения между людьми.
Ссылки по теме
< Предыдущая Далее >
Дата создания 7 октября 2020 г.
Вам также может понравиться
Функции коммуникации
Коммуникация выполняет множество функций, таких как информирование и повышение осведомленности, обучение, убеждение, мотивация, развлечение и т. д. Функциями коммуникации в организации являются информирование, убеждение и мотивация. Сотрудники должны иметь эффективную организационную коммуникацию, чтобы добиться отличной производительности труда. Коммуникация между высшим руководством и работником должна быть эффективной для повышения культуры труда.
Читать далее
Генерация идей с помощью мозгового штурма
Техника мозгового штурма была разработана Алексом Ф. Осборном в 1957 году, и мозговой штурм означает, что группа членов вырабатывает большое количество альтернативных плодотворных идей по конкретной проблеме без какой-либо критики, а затем оценивает каждую идею с точки зрения их плюсы и минусы. Методы мозгового штурма делятся на четыре основные категории: видение, исследование, модификация и экспериментирование.
Читать далее
Барьеры на пути к общению
Многие думают, что общаться легко. Говорят, что общение никогда не может быть завершено на сто процентов. В процессе общения задействовано множество факторов, и всегда что-то может пойти не так с одним или несколькими из них. Становится трудным и сложным, когда мы ставим барьеры в общении. Распознавайте барьеры в межличностном общении и изучайте конкретные стратегии преодоления этих барьеров.
Читать далее
Принципы общения
Некоторые общепринятые истины или принципы общения важно учитывать при общении с другими людьми. Эти принципы справедливы для всех людей в любой культуре. Поняв эти принципы, вы почувствуете большую эффективность общения. Эффективная система коммуникации – это та, которая достигла своих целей. Коммуникация эффективна там, где нет препятствий для общения.
Читать далее
Оцените ценности своей карьеры
Лучший выбор карьеры — тот, который соответствует вашим ценностям. У каждого человека есть несколько важных для него ценностей. Эти ценности очень личные, и их знание дает более четкое представление о том, что для вас наиболее важно в жизни и карьере. Карьерные ценности — это убеждения, которые вы считаете важными с точки зрения работы. Ценности помогают понять, чего вы хотите от работы? Изучите несколько примеров рабочих ценностей, которые могут повлиять на карьерный рост и удовлетворенность работой.
Читать далее
Навыки общения
Общение определяется как процесс осмысленного взаимодействия между двумя или более людьми с целью достижения общего смысла и понимания. Существуют разные виды общения, и они используются в разных случаях. В этом разделе, посвященном коммуникативным навыкам, компания Technofunc предоставит вам навыки, наиболее необходимые на современном динамичном и требовательном рабочем месте.
Читать далее
Что такое общение?
Вы когда-нибудь замечали, как мы выражаем себя или взаимодействуем друг с другом? Вы когда-нибудь задумывались, что такое общение и какую роль оно играет в нашей жизни? Кто-то может задаться вопросом, если общение так вездесуще и является неотъемлемой частью нашей жизни, зачем вообще изучать общение? Нам необходимо изучать коммуникацию, потому что это сложный процесс, который состоит из многих элементов, а также сталкивается с рядом барьеров, и необходимо устранить барьеры, чтобы процесс коммуникации был эффективным.
Читать далее
Распознавание стресса и его источников
Как человек, вы почти наверняка знаете, что такое стресс. Стрессоры — это события или ситуации, к которым люди должны приспосабливаться. Стрессоры могут быть физическими или психологическими по своей природе. Уровень серьезности стресса определяется не только воздействием, но и интенсивностью, продолжительностью и частотой стрессоров. Источников стресса много. Они возникают из нескольких областей как у человека, так и у окружающей среды.
Читать далее
Модели коммуникации
В области изучения коммуникации существует множество моделей. Ни одна модель не подходит для всех целей и всех уровней анализа. Некоторые распространенные модели известны как модель Лассуэлла, модель Джорджа Гербнера, модель Дэвида Берло, модель Шеннона и Уивера, модель Осгудса и модель Шрамма. Все они описывают четыре компонента коммуникативного процесса, а именно: источник (коммуникатор), сообщение, канал, получатель (аудитория).
Читать далее
Генерация идей с помощью SCAMPER
SCAMPER — это процесс мышления, основанный на деятельности, который может выполняться с помощью совместного обучения. SCAMPER — это аббревиатура, которая обеспечивает структурированный способ помочь учащимся мыслить нестандартно и расширять свои знания. Это можно использовать в организационном контексте как метод творческого решения проблем и как набор инструментов для генерации свежих идей.
Читать далее
Менеджмент: Коммуникация: Концепция | Функции
Коммуникация происходит от латинского слова «communico» или «communicare», что означает «делиться». Однако очевидно, что коммуникация считается эффективной только тогда, когда она приводит к желаемому действию или ответу. Другими словами, общение является одной из важнейших базовых функций и услуг любого офиса. Говорят, что функция связана с обработкой информации, которая включает в себя функцию приема и передачи информации, идей, фактов, мнений, эмоций и т. д., которая называется системой коммуникации.
Различные исследователи и аналитики определяют термин «коммуникация» по-своему. Несмотря на их разные версии, можно кратко резюмировать, что «коммуникация по существу означает передачу идей, чувств, планов, сообщений или информации от одного человека к другому». Некоторые из определений, данных различными экспертами, следующие:
«Общение означает передачу, передачу или обмен идеями, взглядами, знаниями и т. д. посредством речи, письма или знаков». – Оксфордский словарь английского языка
«Сумма всех действий, которые делает один человек, когда он хочет создать понимание в уме другого. Это мост смысла. Он включает в себя систематический и непрерывный процесс рассказывания , слушать и понимать». – Луис А. Аллен
«Общение – это передача или обмен мыслями об информации». – Шутер
«Общение — это процесс передачи информации и понимания от одного человека к другому. По сути, это мост смыслов между людьми». – Кит Дэвис
«Общение – это передача информации от отправителя к получателю, причем получатель понимает эту информацию». – Кунц и Вейхрих
«Общение – это процесс передачи информации и понимания от одного человека к другому. Это процесс обмена идеями и понимания другими». – Тео Хайманн
Из вышеприведенных определений коммуникация – это процесс передачи информации и понимания от одного человека к другому. Это систематический и непрерывный процесс видения, слушания и понимания. Точно так же это процесс обмена информацией, идеями, чувствами и пониманием между людьми. Это процесс передачи смыслов. Это систематический процесс передачи, прослушивания и понимания чего-либо между двумя или более людьми посредством слов, фигур, символов, изображений, языка тела и т. д.
Характеристики общения
Природа общения объясняется следующими характеристиками общения:
- Это социальный процесс.
- Это динамичный процесс, который адаптируется к сложившейся ситуации.
- Коммуникация – это процесс взаимодействия между людьми. Другими словами, это интерактивный процесс.
- Это всепроникающая функция управления. Другими словами, это выполняется всеми руководителями и сотрудниками организации.
- Оно может быть устным, письменным или жестовым.
- Он включает обмен информацией, мнениями, идеями, смыслами и пониманием между людьми.
- Это двусторонний процесс. Это по существу включает диалог для его успеха.
- Он может быть формальным или неформальным.
Функции коммуникации
Коммуникация играет важную роль в сфере управления с целью эффективного и действенного управления различными факторами. Роль коммуникации в сфере управления можно определить, выделив различные функции, которые выполняет эффективная коммуникация. Такими функциями в основном являются информационная функция, командно-инструктивная функция, функция влияния или убеждения и интегративная функция. Все эти функции коммуникации можно кратко объяснить следующим образом:
Функции коммуникации Он используется как основа для ориентации во внешней среде и для определения своего поведения. Например, технология связи значительно расширила возможности человека по производству информации. Именно наша способность влиять друг на друга коммуникативно значительно повысила важность предоставления и получения информации в аспекте нашего существования. Ни одна организация не может достичь своей цели, кроме как в той мере, в какой ее коммуникативный процесс каким-то образом способствует ее движению к ее конкретным целям.2. Командно-инструктивная функцияСвязь выполняет командно-инструктивную функцию. Эти функции коммуникации более заметны в формальных организациях, чем в неформальных. Лица, занимающие иерархическое положение в организационной структуре, имеют привилегии и обязаны командовать и контролировать определенное поведение своих подчиненных, связанное с выполнением задач. Приказы, директивы, просьбы, процедуры и даже служебные аттестации воспринимаются как командно-инструктивные функции. 3. Функция влияния и убежденияФункции влияния и убеждения вместе взятые представляют собой одну из нескольких функций, одинаково важных в общении. Менеджеры могут влиять на других как принудительно, так и коммуникативно. Поскольку влияние через принуждение имеет свои ограничения в организационной среде, менеджеры могут преуспеть, влияя на других посредством эффективного общения. На самом деле лидерство более эффективно, чем использование власти, для получения максимума от сотрудников. 4. Интегративная функцияКоммуникация выполняет интегративную функцию, связывая различные компоненты организации и поддерживая равновесие между ними. Коммуникация, которая происходит, имеет последствием активизацию, организацию и направление поведения живых систем. Однако, если сообщения, которые мы создаем для осмысления нашей среды, не являются кумулятивными и самоорганизующимися каким-либо образом, было бы невозможно достичь или поддерживать необходимую степень равновесия или устойчивых отношений состояния с различными аспектами среды. Например, в более крупных группах людей, чем живые, происходит некоторая формализация, и интегративные функции частично обеспечиваются за счет бюрократизации, процедурализации, институционализации и т. д. Необходимость и важность общения Успех всех управленческих функций зависит от успешного общения. Другими словами, хорошая коммуникация — это основа надежного управления. Ни одна организация не может существовать без надежной системы связи. Необходимость и важность общения можно выделить с помощью следующих пунктов. 1. Облегчает планированиеПланирование требует активного взаимодействия между руководителями и другим персоналом, которые претворяют планы в жизнь. Организационные цели, политика, программы, практика, процедуры и стратегии доводятся до заинтересованных лиц в организации, чтобы они могли строго им следовать. Коммуникация также важна для выполнения запланированной программы. 2. Эффективная организацияФункция организации не может выполняться без эффективной системы связи. Он включает в себя множество действий, включая делегирование и децентрализацию полномочий, распределение ответственности и установление отношений между членами организации. Для всех этих действий менеджер должен иметь систему связи. 3. Необходим для руководстваБез сомнения, эффективное руководство требует эффективной системы коммуникации в организации. Хороший лидер может направлять или вести своих подчиненных только при наличии эффективной системы коммуникации. Это приводит как лидера, так и подчиненных в тесный контакт друг с другом. Лидер может сделать свои приказы и директивы более полезными, прислушиваясь к мнениям, предложениям и т. д. от своих подчиненных, и это требует общения. 4. Эффективный контрольНи один менеджер не может осуществлять эффективный контроль над деятельностью организации без надлежащей системы связи. В процессе контроллинга должен происходить обмен информацией между руководителем и его подчиненными. 5. Эффективное функционирование предприятияКоммуникация необходима для бесперебойного и успешного функционирования предприятия. Он служит смазкой, обеспечивающей бесперебойную работу процесса управления. Другими словами, понятно, что коммуникация является незаменимым инструментом для успешной работы предприятия. 6. Повышает мотивацию и моральный духКак известно, «счастливые работники — это продуктивные работники», эффективная система коммуникации играет решающую роль в повышении уровня мотивации и морального духа сотрудников посредством эффективного обмена инструкциями, указаниями, приказами, похвалами, решения проблем и т. д. Эффективная система коммуникаций играет решающую роль в повышении уровня мотивации и морального духа сотрудников. Благодаря эффективному общению можно эффективно передавать инструкции, указания, приказы, похвалу, решения проблем и т. |