Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятие индивидуальность в психологии: Понятие индивидуальности в психологии

Понятие индивидуальности в психологии

Понятие личности и индивидуальности

В последнее время психологами часто рассматривается проблема личности (например, сильная или слабая личность). Наряду с этим чаще стали говорить и об индивидуальности человека. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» нельзя считать тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, не тождественны, а образуют единство.

Индивидуальность подразумевает определенную особенность человека, то, чем он отличается от других людей. Общеизвестным является факт, что личность каждого человека основана на совокупности присущих ей черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Другими словами, индивидуальностью можно считать сочетание психологических особенностей индивида, которые составляют его уникальность, своеобразие.

Индивидуальность в психологии находит проявление в разных чертах характера, темперамента. Ее основу можно увидеть в привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательного процесса, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Нельзя найти двух людей, обладающих одинаковым сочетанием рассматриваемых психологических особенностей, поэтому личность человека можно считать неповторимой в своей индивидуальности.

Определение 1

Индивидуальность – это мера усвоения мировой культуры. Она является особенной, не похожей на других личностью, включающей полноту ее духовных и физических свойств.

Индивидуальные психологические особенности остаются «немыми» до момента их необходимости в системе межличностных отношений, где человек как личность выступает в качестве субъекта. Таким образом, индивидуальность можно считать только одной из аспектов личности. В большинстве случаев понятие «индивидуальность» используют в отношении какой-либо главенствующей особенности личности, которая делает ее непохожей на окружающих. Индивидуальным может быть каждый, но индивидуальность одного человека проявляется очень ярко, выпукло, другого – малозаметно. Индивидуально человек может проявляется в интеллектуальных, эмоциональных или волевых сферах, так и во всех сразу.

Оценка индивидуальности

Стороны личности человека представляют собой его индивидуальность в качестве одной из сторон личности человека. По этой причине описание и оценка представляют трудности по причине отсутствия универсальных критериев, поскольку каждая культура или научная система обладает разными способами оценки поступков и действий. Критерии оценки в разной степени характерны для отдельных личностей. Например, кто-то назовет поступок выражением упрямства, другой в то же время может счесть его проявлением принципиальности.

В основе оценки индивидуальности лежат 2 подхода – обыденный и типологический. С точки зрения обыденного подхода индивидуальность включает самые устойчивые черты, заметно выделяющие человека в разных ситуациях. Типологический подход рассматривает индивидуальность в качестве устойчивого склада личностных характеристик. Эта концепция способна дать быструю ориентировку в психологических особенностях другого человека. В соответствии с ней происходит выделение индивидуальных особенностей в проявлении дифференциации людей по типу темперамента, локусу контроля, акцентуациям (чрезмерная выраженность отдельных черт) и др.

Каждый человек по-своему осуществляет классификацию личности. В обыденной жизни человек для ориентировки производит оценку других и подводит их под определенный тип. В соответствии с этим упрощенным подходом к человеку как бы приклеиваются «ярлыки», с помощью которых объясняется его поведение. Наряду с этим, данный подход можно считать универсальным по причине возможности подведения человека под тот или иной тип, представляя ориентировку и прогноз поведения других людей.

Общее и различное между личностью и индивидуальностью

Таким образом, понятия «личность» и «индивидуальность» нельзя считать совпадающими, они лишь используются в общей области при обозначении индивидуальности личности. Посредством индивидуальности выражается неповторимое своеобразие психики и личности, характеризуя человека в его социально значимом отличии от окружающих. Индивидуальность может характеризовать, как индивида, так и личность. На уровне индивида с помощью индивидуальности можно выразить биологические отличия между людьми, которые способны облегчить или затруднить социальные компоненты и процесс деятельности. Особенно это характерно для людей, имеющих отклонения от «нормального» развития и демонстрирующих необычные индивидные характеристики.

Личность включает индивидуальность, но вместе с этим и социально-типичное, обусловленное сходством личности с другими людьми. Человек похож на всех живущих людей уровня цивилизации, культуры, в которой он живет. Он подобен людям, которые включены в малые группы его интеграции. Именно социально-типичное дает возможность определить общее, идентифицироваться, ведь индивидуальность отделяет от других. Социум всегда ценил и будет ценить индивидуальность, но иногда она воспринимается отрицательно. Индивидуальность обладает противоречиями. С одной стороны она способствует гармоничным отношениям с другими, с другой — препятствует им. Она может как давать импульс для развития других, так и тормозить самостоятельную активность.

Вывод

Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» в соответствии со своим содержанием нельзя считать тождественными. Каждая категория способна раскрыть специфику индивидуального бытия.

Личность можно понять лишь в структуре устойчивых межличностных связей, которые опосредованы содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельностью каждого участника. Индивидуальность же представляет собой только одну грань личности человека.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Личность и индивидуальность

Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.


Индивидуальность человека состоит в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид — это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность — это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Индивидуальность — это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы воли, способностей и талантов, мотивов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллектуального уровня, склонностей и других различных особенностей.

Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость человеческой психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду. Как правило словом «индивидуальность» определяют какую — либо главную особенность личности человека, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других — маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность определяет личность конкретнее, детальнее и тем самым более полнее. Она является постоянным объектом исследования как при детальном изучении психологии личности, так и других направлениях психологии.

Наша индивидуальность: это коллективное дело

Мы, американцы, гордимся своей индивидуальностью. В детстве большинство из нас испытали на себе то, что антропологи называют «обучением независимости». То есть наши родители ожидали, что мы будем развивать собственные мысли и суждения, управлять своими чувствами и приобретать новые навыки, необходимые в меняющемся мире. Когда мы стали старше, они разрешили нам ходить куда-то и делать что-то. Все это с осознанием того, что однажды мы будем сами по себе, будем жить с самостоятельно выбранными партнерами вдали от семей, которые нас воспитали.

Это общее кредо — люди должны стремиться к жизни, свободе и счастью на своих собственных условиях — является важной чертой системы ценностей этой страны. Большинство из нас учится в школе, находит работу, выбирает место для проживания, ищет друзей и близких партнеров и принимает религиозные обязательства по своему усмотрению. Мы считаем, что другие люди не должны указывать нам, как жить. Мы голосуем и иным образом выражаем свое мнение в соответствии с личными стандартами. Мы дорожим тем независимым духом или душой, которая кажется самой глубокой внутри нас.

Та же самая система ценностей учит нас сопротивляться коллективизму. Наиболее опасными примерами этого, по крайней мере, мы считаем, являются страны с тоталитарным правительством. Если использовать примеры двадцатого века, то это были такие места, как нацистская Германия, Советский Союз и коммунистический Китай. Такие страны, как эта, мы учимся, контролируем и ограничиваем, отнимаем у людей их законные выражения и награды и в конечном итоге превращаем их граждан в массы. Даже сегодня такие смутно понимаемые понятия, как «коммунизм» или «социализм», являются идеями, которые человек исследует на свой страх и риск. Призрак Большого Брата, высшей власти, преследует нас.

Точно так же мы учимся не доверять бюрократическим организациям в других социальных институтах, особенно в «корпорациях» крупного бизнеса. Крупные организации преследуют собственные цели и устанавливают условия для участия своих членов. Они направляют и управляют. В худшем случае они превращают людей в «персонал». Много критике тогда подвергся корпоративный образ жизни двадцатого века. Мы становимся, по крайней мере, так утверждалось, «организованными людьми» (Уильям Уайт), «нацией овец» (Дэвид Рисман) и «веселыми роботами» (К. Райт Миллс). Организации стали слишком большими и слишком прочными, чтобы мы могли бросить вызов их авторитету. Они ослепляют нас своей рекламой. Другой Большой Брат с душой бухгалтера обеспечивает наше соответствие.

Конечно, это крайние взгляды. Но есть общее подозрение в коллективизме. Нам нет дела до психологии «толпы» или «толпы», диких агрегатов, утративших независимость суждений. Некоторые люди даже ставят под сомнение легитимность профсоюзов с их поддержкой старшинства, стабильных должностей и гарантий заработной платы. Люди, по крайней мере, так думают, должны создавать свои собственные обстоятельства и пожинать плоды, которые приносят им их таланты.

Стоит ли тогда удивляться тому, что мы сторонники психологии? В конце концов, эта дисциплина фокусируется на психических и поведенческих качествах людей. Она учит нас тому, что мы должны быть внимательны к мыслям и чувствам, которые кружатся внутри нас.

Кого из нас не впечатляет уединенность собственного сознания? Мощным является ощущение, что другие не могут читать наши мысли. Наши удовольствия и боли ощущаются глубоко нашими собственными. Нам снятся наши собственные сны. Мы лежим без сна по ночам, интригуя и вспоминая. Каждый день мы сталкиваемся с человеком перед нами в зеркале и признаем нашу приверженность ему.

Однако справедливо будет сказать, что содержание этих воображений не полностью принадлежит нам. Мы также не живем в изоляции, великолепной или нет. Нижеследующее описывает пять способов, посредством которых наши мысли, колебания, манеры и взрывы становятся как публичными, так и личными делами. Поскольку мы зависим от жизнеобеспечения природной среды, мы существуем в социальном окружении. Мы принадлежим к таким группам, как семьи и друзья. Мы живем в сообществах. Мы работаем для организаций. Мы посещаем собрания религиозных организаций и ассоциаций. Мы соблюдаем законы правительств. Мы вкушаем бесчисленными способами то, что предлагает нам общество.

1) Группы создают и поддерживают информационные системы, которыми мы управляем в . Как бы мы ни ценили нашу независимость мышления, мы должны признать, что большинство наших незыблемых принципов — убеждений, ценностей и норм — разделяют и другие люди. Некоторые из этих других людей учат нас напрямую; мы также учимся из книг, журналов и электронных средств массовой информации. Безусловно, мы фильтруем эту информацию через наш жизненный опыт; но даже этот процесс фильтрации находится под социальным влиянием, поскольку другие поощряют и порицают наш выбор. То же самое можно сказать и о материальных ресурсах, которыми мы дорожим. Даже наша способность выражать себя следует социальным моделям. Игрушки, которые мы хотим на Рождество, наши представления о «хорошей жизни», даже наши ругательства, когда мы ударяем по пальцу молотком, достаточно предсказуемы,

2) Группы предоставляют нам личность и статус . Наше понимание того, кто мы есть и что мы можем сделать, в значительной степени зависит от нашего положения в отношениях. Это понимание дает нам уверенность действовать — думать и чувствовать — определенным образом. Нам не нужно находиться в физическом присутствии этих других людей, чтобы испытать эти эффекты. Вместо этого мы полностью понимаем, что мы супруги, матери, друзья и т. п., и действуем соответственно. Мы стремимся поддерживать, а в идеале и улучшать позиции людей, которыми мы восхищаемся. И мы питаем неприязнь к некоторым другим людям и группам; эта «негативная» позиция также важна для того, кто мы есть.

3) Группы оказывают нам эмоциональную поддержку . Психическая жизнь характеризуется непрерывными сочетаниями мысли, образа и чувства. Среди всей этой мимолетности необходимо некоторое чувство личной стабильности. Эрик Эриксон утверждал, что поиск согласованности включает в себя наши попытки разрешить экзистенциальные чувства, такие как недоверие, стыд, вина, неполноценность, путаница в идентичности, изоляция, поглощенность собой и отчаяние. Безусловно, социальные отношения часто порождают эти чувства неуверенности и некомпетентности. Но другие люди также помогают нам установить платформы стабильности, которые нам нужны, чтобы жить уверенно. Большинство из нас способны колебаться между крайностями Эриксона (такими как доверие и недоверие или надежда и отчаяние), иногда без особого предупреждения. Однако, как другие люди ранят нас, так и они дают нам утешение и поддержку. Иногда достаточно короткого слова или жеста, чтобы исправить ситуацию.

4) Группы дают нам прямую обратную связь о нашем поведении . Путем проб и ошибок мы узнаем, что эффективно/неэффективно, приятно/неприятно, правильно/неправильно, этично/неэтично и так далее. Социальное взаимодействие, вероятно, является самой важной обстановкой, в которой люди разыгрывают последствия своих выражений. Мы действуем; другие реагируют; мы реагируем на то, что они сделали. У одного из первых социальных психологов Джорджа Герберта Мида даже была теория сознания, основанная на этом. Менталитет, как он его видел, был интернализованным «разговором о жестах», в ходе которого мы изобретаем в уме определенные линии поведения, а затем рассматриваем вероятные реакции других на эти действия. Публично опробовав свои схемы, мы узнаем, что социальное существование состоит из ругани, восхваления, поддразнивания, избегания, сплетен, стыда и тому подобного. Обычно мы сопротивляемся попыткам других людей исправить нас; тем не менее, мы узнаем о «реальности» общественной культуры и о том, что отличает наши собственные обязательства от обязательств наших коллег.

5) Группы устанавливают программы для ежедневного поведения . Часто идеализируемая жизнь, по крайней мере, в этой культуре, — это жизнь, в которой люди идут и делают то, что им нравится. На самом деле, есть работа, на которую можно пойти, с кем встретиться, купить продукты. Некоторые из нас могут захотеть уединиться, возможно, роскошно понежиться в одиночестве в большой ванне. Но наша человеческая вовлеченность заземляет нас. Наша идентичность в значительной степени проистекает из тщательно выработанного набора обязательств, стратегий и воспоминаний, которые отражают жизненные проблемы.

Насколько мы отличаемся от других людей? Ясно, что бывают моменты, когда мы сознательно подражаем людям, которыми восхищаемся, возможно, принимая некоторые их качества за свои. Поочередно, мы противостоим и ругаем. Возможно, более типично, что мы дрейфуем, в основном соблюдая нормы и ценности тех, кого мы уважаем, и внося небольшие коррективы в соответствии с нашими обстоятельствами и личным «стилем».

Даже когда мы действуем вызывающе (например, заявляя, что отвергаем политические или религиозные убеждения наших родителей), мы иногда обнаруживаем, что не отвергли, а даже приняли более простые, менее уязвимые вещи (возможно, их догматизм или любовь к порядку) ). Так распространены и неотвратимы социальные следы.

Конечно, большинство из нас изо всех сил стараются быть «самой собой», быть отличительными и достойными способами, которые мы можем принять. Но давайте также признаем важность других людей для того, кто мы есть, и степень, в которой наши жизненные обстоятельства разделяются с бесчисленным количеством других. В этом свете наши личные проблемы также являются социальными проблемами. Наши самые смелые мечты — это фантазии миллионов.

Индивидуальная психология — Энциклопедия Нового Света

Термин «индивидуальная психология» обычно используется для обозначения психологии Альфреда Адлера. О психологии индивидуальных различий см. В статье о дифференциальной психологии.

Индивидуальная психология назван так, чтобы подчеркнуть понимание того, что человек «неделим», что означает, что к людям следует относиться целостно. Он был разработан Альфредом Адлером после того, как он вышел из психоаналитического кружка Зигмунда Фрейда. Этот подход имеет широкий спектр целей и видений, рассматривая людей как индивидуальных существ, нуждающихся во внутренней гармонии, а также как социальных существ, стремящихся к гармонии в отношениях с другими людьми во всех аспектах своей жизни. Надежда индивидуальной психологии заключается в том, что, поощряя людей к достижению общественно полезных целей, они не только внесут ценный вклад в общество, но и достигнут счастья как личности.

Содержание

  • 1 Индивидуальная психология Адлера
  • 2 Ключевые понятия
    • 2.1 Первичное и вторичное чувство неполноценности
    • 2.2 Стремление к значимости
    • 2.3 Компенсация
    • 2.4 Социальный контекст
    • 2.5 Чувство общности
    • 2.6 Стиль жизни
    • 2.7 Вымышленный финальный гол
    • 2.8 Единство личности
    • 2.9 Частная логика против здравого смысла
    • 2.10 Тенденция к защите
    • 2.11 Любое поведение целенаправленно
    • 2.12 Лечение
  • 3 Другие участники индивидуальной психологии
    • 3.1 Рудольф Дрейкурс
    • 3.2 София Дж. де Врис
    • 3.3 Генри Т. Штейн
  • 4 Заключение: личность в социальном контексте
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология, также известная как Классическая адлерианская психология по имени ее основателя Альфреда Адлера представляет собой основанную на ценностях, полностью интегрированную теорию личности, модель психопатологии, философию жизни, стратегию профилактического обучения и технику психотерапии. Его миссия состоит в том, чтобы поощрять развитие психологически здоровых и готовых к сотрудничеству людей, пар и семей, чтобы эффективно следовать идеалам социального равенства и демократической жизни. Энергично оптимистичный и вдохновляющий подход к психотерапии уравновешивает столь же важные потребности индивидуального оптимального развития и социальной ответственности.

Адлер был пионером в создании целостного взгляда на человеческую психологию. Он объяснял человеческое развитие в контексте целого — как человек существует и взаимодействует в семье, обществе, нации и мире. Он определил психическое здоровье как чувство человеческой связи, желание полностью развиваться и готовность внести свой вклад в благополучие других. Когда эти качества недостаточно развиты, человек испытывает чувство неполноценности или отношение превосходства, которое может вызывать неприязнь у других. Восприятие превосходства приводит к эгоцентричному поведению, и человек может эмоционально или материально эксплуатировать других людей. Когда чувство связанности и готовность внести свой вклад сильнее, возникает чувство равенства, и человек становится более публичным, самопреодолевающим и ведет себя более благотворно для других.

Бывший коллега Зигмунда Фрейда, Адлер первоначально назвал свою работу «свободным психоанализом» в течение некоторого времени после их разлуки. Однако позже он отказался от ярлыка «психоаналитик», и его работа стала известна как «индивидуальная психология». Индивидуальная психология также опирается на концепцию самоактуализации Абрахама Маслоу, а также на адаптацию метода Сократа.

Ключевые понятия

Первичное и вторичное чувство неполноценности

В индивидуальной психологии первоначальное и нормальное переживание младенцев и детей, такое как чувство незначительности, слабости или зависимости, известно как первичное чувство неполноценности. Обычно это служит стимулом для развития. Однако у ребенка может развиться преувеличенное чувство неполноценности в результате физиологических трудностей или недостатков, ненадлежащего воспитания (включая жестокое обращение, пренебрежение, баловство) или культурных или экономических препятствий.

Вторичное чувство неполноценности – это чувство неполноценности взрослого, возникающее в результате принятия нереально высокой или невозможной компенсаторной цели; часто один из совершенства. Взрослый испытывает большую или меньшую степень дистресса в зависимости от того, насколько он чувствует себя далеким от этой цели. Вдобавок к этому дистрессу во взрослом возрасте их все еще может преследовать остаток первоначального, первичного чувства неполноценности. Комплекс неполноценности — чрезвычайно глубокое чувство неполноценности, которое может привести к пессимистической покорности и предполагаемой неспособности преодолевать трудности.

Стремление к значимости

Одной из центральных идей адлерианской психологии является стремление человека от чувства неполноценности к чувству значимости. Основное, общее движение каждого человеческого существа — от рождения до смерти — это преодоление, расширение, рост, завершение и безопасность. Это может принять негативный оборот в стремление к превосходству или власти над другими людьми. К сожалению, многие справочники ошибочно ссылаются только на отрицательное «стремление к власти» как на основную посылку Адлера. Однако Адлер использовал этот термин для обозначения ориентированного на будущее стремления к значимости, превосходству или успеху.

Когда человек психически здоров, это стремление является реальной целью достижения общественно полезной значимости или превосходства над общими жизненными проблемами. Однако в случаях психического расстройства это относится к нереалистичной цели преувеличенного значения или превосходства над другими. Адлер рассказал о стремлении к значимости в «Причина и профилактика неврозов: ».

Мне кажется, что каждый ребенок, да и каждый человек, почему-то постоянно стремится отвечать на вопросы, преодолевать трудности, разгадывать загадки и в какой-то степени развиваться в направлении самоудовлетворяющего завершения, полное достижение своей жизненной цели. Каков бы ни был возраст человека, вы обнаружите склонности, которые берут свое начало, если можно так выразиться, на заре жизни и которые своей настойчивостью всегда требуют развития на более высокий уровень. .

Компенсация

Компенсация относится к тенденции компенсировать недоразвитие физического или умственного функционирования за счет интереса и обучения, обычно в пределах относительно нормального диапазона развития. Гиперкомпенсация отражает более мощный импульс к получению дополнительного запаса развития, часто превышающего нормальный диапазон. Это может принять полезное направление к исключительным достижениям или бесполезное направление к чрезмерному перфекционизму. Гениальность может быть результатом экстраординарной сверхкомпенсации. Недостаточная компенсация отражает менее активное, даже пассивное отношение к развитию, которое обычно предъявляет завышенные ожидания и требования к другим людям.

Социальный контекст

Как неделимое целое или система, человек также является частью более крупного целого или системы — семьи, сообщества, всего человечества, нашей планеты и мира. Во всех этих контекстах мы сталкиваемся с тремя важными жизненными задачами: занятием, любовью и сексом, а также нашими отношениями с другими людьми — всеми социальными проблемами. То, как человек воспитывается в детстве и реагирует на свою первую социальную систему, семейную констелляцию, может стать прототипом его или ее мировоззрения и отношения к жизни.

Адлер считал, что люди должны признать свою связь с прошлым, а также с будущим. То, что мы можем сделать в своей жизни, во многом зависит от фундамента вклада, сделанного в прошлом другими. Существенный вопрос, который Адлер видел перед каждым человеком, заключался в следующем: «Каким будет ваш вклад в жизнь? Будет ли он полезным или бесполезным?»

Чувство общности

«Чувство общности» переводится с немецкого Gemeinschaftsgefeuhl, как социальный интерес, социальное чувство и социальный смысл. Эта концепция означает признание и принятие взаимосвязанности всех людей, переживаемой на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях. На аффективном уровне оно переживается как глубокое чувство принадлежности к человеческому роду и сопереживание другим мужчинам и женщинам. На когнитивном уровне это переживается как признание взаимозависимости с другими, т. е. того, что благополучие любого отдельного человека в конечном счете зависит от благосостояния всех. На поведенческом уровне эти мысли и чувства затем могут быть переведены в действия, направленные на саморазвитие, а также в совместные и полезные действия, направленные на других. Таким образом, в своей основе понятие «чувство общности» включает в себя полное развитие способностей каждого человека, процесс, который одновременно приносит личное удовлетворение и приводит к тому, что люди могут сделать что-то стоящее, чтобы внести свой вклад друг в друга.

Адлер красноречиво говорил о сообществе в Индивидуальная психология:

А так как истинное счастье неотделимо от чувства отдачи, то ясно, что социальный человек гораздо ближе к счастью, чем замкнутый человек, стремящийся к превосходству. Индивидуальная психология очень ясно указала, что каждый глубоко несчастный, невротик и одинокий человек происходит из числа тех, кто в молодости был лишен способности развивать чувство общности, мужество, оптимизм и самоотверженность. — уверенность, которая исходит непосредственно из чувства принадлежности. Это чувство сопричастности, в котором никому нельзя отказать, против которого нет аргументов, можно завоевать, только участвуя, сотрудничая, переживая и принося пользу другим. Из этого возникает прочное, подлинное чувство собственного достоинства.

Стиль жизни

Это понятие, отражающее организацию личности, в том числе значение, которое люди придают миру и себе, их вымышленную конечную цель, а также аффективные, когнитивные и поведенческие стратегии, которые они используют для достижения цели. Цель. Этот стиль также рассматривается в контексте индивидуального подхода или избегания трех жизненных задач: других людей, работы, любви и секса. Образ жизни формируется в раннем детстве и уникален для каждого человека. У здоровых людей решение жизненных задач относительно гибкое. Они могут найти творческие пути решения проблем; когда один путь заблокирован, они могут выбрать другой. Это не так для встревоженных людей, которые обычно настаивают на том, чтобы так или иначе.

Вымышленная конечная цель

Классическая адлерианская психология предполагает центральную личностную динамику, отражающую рост и движение жизни вперед. Это ориентированное на будущее стремление к идеальной цели значимости, превосходства, успеха или завершения. Раннее детское чувство неполноценности, которое человек стремится компенсировать, приводит к созданию «фиктивной конечной цели», которая субъективно кажется обещающей будущую безопасность и успех. Глубина чувства неполноценности обычно определяет высоту цели, которая затем становится «конечной причиной» моделей поведения.

Единство личности

«Единство личности» достигается, когда все когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты личности рассматриваются как составные части единого целого, движущегося в одном психологическом направлении, без внутренних противоречий и конфликтов .

Частная логика против здравого смысла

«Частная логика» — это рассуждения, изобретенные человеком для стимулирования и оправдания корыстного образа жизни. Напротив, «здравый смысл» представляет собой кумулятивное, согласованное рассуждение общества, которое признает мудрость взаимной выгоды.

Склонность к защите

«Склонность к защите» состоит из когнитивных и поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы избежать воображаемой неудачи или оправдать себя. Они могут принимать форму симптомов, таких как тревога, фобии или депрессия, которые могут использоваться как предлог для уклонения от жизненных задач и для перекладывания ответственности на других. Они также могут принимать форму агрессии или замкнутости. Агрессивные стратегии защиты включают обесценивание, обвинения или самообвинения и чувство вины, которые используются как средства повышения хрупкой самооценки и сохранения преувеличенного, идеализированного образа самого себя. Отстранение принимает различные формы физического, умственного и эмоционального дистанцирования от кажущихся угрожающими людей и проблем.

Всякое поведение целенаправленно

Индивидуальная психология считает любое поведение целесообразным. Это точка зрения, согласно которой человек использует свое мышление, чувства и действия (даже свои симптомы) для достижения социальной цели. Они не просто наследуют или обладают определенными качествами, чертами или установками, но перенимают только те характеристики, которые служат их цели, и отвергают те, которые не соответствуют их намерениям. Это предположение подчеркивает личную ответственность за свой характер, а не пассивную жертву наследственности или окружающей среды.

Лечение

Адлерианская индивидуальная психотерапия, парная терапия и семейная терапия идут параллельными путями. Клиентов направляют на то, чтобы преодолеть свое чувство незащищенности, развить более глубокое чувство связанности и перенаправить свое стремление к значимости в более социально выгодное русло. Используя уважительный диалог Сократа, им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру. Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что раньше казалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения приводит к большему желанию и способности сотрудничать и пробовать новые задачи. Цель терапии состоит в том, чтобы заменить преувеличенную самозащиту и потакание своим слабостям смелым социальным вкладом.

Другие участники индивидуальной психологии

Несколько учеников Адлера, в том числе Рудольф Дрейкурс, Лидия Зихер, Александр Мюллер, София де Врис, Энтони Брук и Генри Штейн, продолжили его работу и внесли уникальный вклад в эту область.

Рудольф Дрейкурс

Рудольф Дрейкурс был американским психиатром и педагогом, который развил систему индивидуальной психологии Альфреда Адлера в прагматический метод для понимания целей предосудительного поведения у детей и для стимулирования совместного поведения без наказания или вознаграждения. Он предположил, что плохое поведение человека является результатом неудовлетворения одной из четырех основных человеческих потребностей: власти, внимания, мести или избегания неудачи.

Основная работа и теория Дрейкурса касалась плохого поведения несовершеннолетних. Он рассуждал, что студенты «разыгрывают» на основе четырех принципиальных «ошибочных целей». Первая причина их плохого поведения заключается в том, что они хотят внимания. Если они не получают внимания, которого они жаждут своими действиями (хорошими или плохими, например, хорошо справившись с заданием или устроив истерику), они переходят к поиску власти (например, они могут отказаться закончить задание). Если их борьба за власть сорвана, они ищут мести. Если месть не вызывает желаемого отклика, они начинают чувствовать себя неадекватными. В трудах Дрейкурса подробно описано множество способов борьбы с таким поведением. Его общая цель заключалась в том, чтобы студенты научились разумно сотрудничать, не подвергаясь наказанию или вознаграждению. Они будут сотрудничать, потому что будут чувствовать, что вносят ценный вклад в класс. Учения Дрейкурса также составляют основу многих программ обучения родителей.

София Дж. де Врис

София де Врис твердо верила оценке Александра Мюллера о том, что «Адлер еще не полностью понят. Его нужно заново открыть с корнем». Она родилась в Голландии, эмигрировала в Соединенные Штаты в 1948 году, и ее широко хвалят за возрождение оригинального учения Адлера и стиля терапевтического лечения в Соединенных Штатах.

Переводы произведений Альфреда Адлера, выполненные Де Врисом, легли в основу Адлерианского проекта переводов, целевой группы, занимающейся публикацией Собрание клинических работ Альфреда Адлера, , а также неопубликованные рукописи других классических адлерианцев.

Генри Т. Стейн

В презентации Стейн, Психология демократии, , он доказал, что работы Адлера, Маслоу и Сократа предоставляют инструменты, способствующие развитию демократии. Он выразил обеспокоенность тем, что демократия в США сильно размылась до безудержного эгоизма, в то время как граждане пренебрегали своим внутренним духовным развитием. Предложенное им решение заключалось в том, чтобы способствовать развитию демократического характера. Демократический идеал должен зародиться внутри человека и в конечном итоге распространиться на семью, дружбу, школу и мир работы. Результат индивидуального развития характера готовит граждан к более широким вызовам социальной ответственности.

Как это сделать? Штейн рекомендовала обучать родителей развитию демократических методов воспитания дома, которые дадут детям ранний опыт демократической семейной жизни. Во-вторых, учителей следует обучать развитию в классе демократических практик, учитывающих основные ценности и личную мораль. Кроме того, университеты и предприятия являются дополнительными возможностями для обучения демократическому образу жизни. В то время как многие психотерапии усиливают эгоцентризм, Штейн считает, что индивидуальная психология с ее упором на социальное равенство, взаимное уважение, сотрудничество, ответственность и вклад обеспечивает средства восстановления демократических идеалов, обращаясь к сути проблемы: исправлению недемократических структур характера. . Он пришел к выводу, что Альфред Адлер был человеком, опередившим свое время, который показал нам, как пробудить демократический дух в каждом человеке и использовать творческую силу этого человека для общего блага. Штейн утверждает, что психология ценностей Адлера может обеспечить решение многих наших социальных проблем, обогатить нашу внутреннюю жизнь и оживить демократию.

Заключение: личность в социальном контексте

Индивидуальная психология не является моделью личности в изоляции. Психология Адлера во многом является социальной психологией, в которой человек рассматривается и понимается в его или ее социальном контексте. В действительности Адлер, в отличие от других, не видел фундаментального конфликта между собой и обществом, индивидуальностью и родственностью, личным интересом и общественным интересом. Он рассматривал их как ложные дихотомии. В индивидуальной психологии развитие личности и связанности — это процессы, взаимно положительно влияющие друг на друга. Чем выше личностное развитие человека, тем более он способен позитивно общаться с другими. Чем больше у человека способности общаться с другими, тем больше он может учиться у них и развиваться.

Адлер остро осознавал тот факт, что люди связаны во многих различных сферах и на многих различных уровнях. Человек связан с семьей, друзьями, сообществом и т. д. в постоянно расширяющихся кругах. Чувство взаимосвязанности между людьми необходимо не только для совместной жизни в обществе, но и для высшего развития каждого отдельного человека. Исследования показали, что если человеческие младенцы не имеют эмоциональной связи с теми, кто за ними ухаживает, они не только не будут развиваться, но и, скорее всего, умрут в таких условиях. Эта связанность может охватывать животных, растения и даже неодушевленные предметы, пока, в самом широком смысле, человек не почувствует себя связанным со всей вселенной. Адлер считал, что если люди по-настоящему поймут и почувствуют эту взаимосвязь, то многие жизненные проблемы, созданные самими собой — войны, предрассудки, преследования, дискриминация — могут прекратить свое существование. Такой оптимистический взгляд привел к критике, что индивидуальная психология нереалистична в своих ожиданиях успеха для людей, страдающих серьезными расстройствами, и в разрешении масштабов зла, мучившего человеческую историю. Тем не менее его позитивный взгляд на человечество и человеческое общество помог многим преодолеть свои трудности и вести более продуктивную в социальном плане жизнь.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Адлер, Альфред. 1927. Причина и профилактика неврозов. Том. 5: Архивы Адлерианского проекта перевода в Институте Альфреда Адлера в Сан-Франциско (AAISF/ATP).
  • Адлер, Альфред. 1964. Индивидуальная психология. Многолетник Харпер. ISBN 0061311545.
  • Бори, К. Джордж. 1997. Альфред Адлер

Внешние ссылки

Все ссылки получены 2 марта 2018 г.

  • Адлерианское общество Великобритании, ASIIP

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *