Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Понятия личность: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

История понятия Личность — Психологос

В древнерусском языке до XVII в. не было потребности в слове, которое соответствовало бы, хотя отдаленно, современным представлениям и понятиям о личности, индивидуальности, особи. В системе древнерусского мировоззрения признаки отдельного человека определялись его отношением к богу, общине или миру, к разным слоям общества, к власти, государству и родине, родной земле с иных точек зрения и выражались в других терминах и понятиях. Конечно, некоторые признаки личности (например, единичность, обособленность или отдельность, последовательность характера, осознаваемая на основе тех или иных примет, сконцентрированность или мотивированность поступков и т. д.) были живы, очевидны и для сознания древнерусского человека. Но они были рассеяны по разным обозначениям и характеристикам человека, человеческой особи (человек, людие, ср. людин,лице, душа, существо и некоторые другие). Общественному и художественному сознанию древнерусского человека до XVII в.

было чуждо понятие о единичной конкретной личности, индивидуальности, о самосознании, об отдельном человеческом «я» как носителе социальных и субъективных признаков и свойств (ср. отсутствие в древнерусской литературе жанра автобиографии, повести о самом себе, приемы портрета и т. п.).

Слово личность образовано как отвлеченное существительное к имени прилагательному личный, обозначавшему: `принадлежащий, свойственный какому-нибудь лицу’. Это слово сформировалось не ранее второй половины XVII в.

В конце XVIII в., в связи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубже осознаваться в употреблении слова личность значение: `индивидуальные, личные свойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личных качеств и ощущений, чувств, личная сущность’ (ср. в языке Карамзина, в русских переводах сочинений Жан-Жака Руссо и т. д.).

С начала XIX в. употребляются в русском литературном языке европеизмы: индивидуум, индивидуй,индивидуальность и калька неделимое (individuum, фр.

individu). Наряду с этими выражениями для обозначения представления о личности употребляются также слова, полученные в наследство от русского литературного языка XVIII в.: существо, лицо, создание, человек, характер и некоторые другие.

Только в20—30-х годах XIX в. в русском литературном языке вполне сформировалось в слове личность значение: `монада, по-своему, единственно ей свойственным образом воспринимающая, отражающая и создающая в себе мир’. Складываются антиномии личностного, индивидуального, неделимого и общего или общественного. С понятием о личности связывается представление о внутреннем единстве, неделимости и цельности отдельного человеческого существа, о его индивидуальной неповторимости.

На применение значений слова личность в общелитературном языке оказали громадное влияние философские учения, философское словоупотребление 20—40-х годов (ср. употребление слова личность в языке И. В. Киреевского, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.). Ср.

в письме В. Г. Белинского В. П. Боткину от 4—5 октября 1840 г.: «”Да здравствует разум, да скроется тьма!“ — как восклицал великий Пушкин. Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше Человечества. Это мысль и дума века!» (Западники 40-х годов, с. 154). Или в письме от 1 марта 1841 г.: «…судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т. е. Гегелевской Allgemeinheit» (там же, с. 160).

В русском литературном языке 40—50-х годов особенно рельефно выступают три оттенка в употреблении слова личность:

1) человеческая индивидуальность с ее внутренней стороны, индивидуальное или собирательное «я» в качестве носителя отличительных, неповторимо сочетающихся духовных свойств и качеств;

2) человек как социальная единица, как субъект гражданских прав и обязанностей — в его отношении к обществу;

3) отдельное, обособленное существо, определяемое по внешним, индивидуальным приметам.

В то время как в стилях публицистической и общественно-политической литературы 60-х годов слово личность наполняется новым социальным, прогрессивно-демократическим содержанием (ср. «развитая личность», «мыслящая личность», «светлая личность» и т. п.), в обиходной разговорной речи оно расширяет свое значение до общего, неопределенно-местоименного указания на единичного человека как на тип, характер (разговорные синонимы: персонаж, тип, субъект).

В слове личность современный русский язык различает три основных значения:

1. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель своеобразных социальных и субъективных признаков и свойств. Например, личность Пушкина; уважение к чужой личности; неприкосновенность личности и т. п.

2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения: светлая личность, темная, подозрительная личность, благородная личность, редкая личность и т. п. Это значение иногда расплывается и синонимически уравнивается с общим значением слова человек (ср.: в углу сидело несколько личностей в лохмотьях).

3. Человек как субъект права и как гражданское лицо. Например, удостоверение личности, опознать личность убитого, для выяснения личности и т. п.

Со словом личность синонимически сближается интернациональное слово индивидуальность. Сверх значения свойства, соотносительного со значениями прилагательного индивидуальный или существительного индивидуум, в слове индивидуальность различаются более или менее отчетливо два основных значения:

1. Совокупность характерных, более или менее ярких, особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого (напр.: Он человек совсем безличный, без всякой индивидуальности. Ярко выраженная индивидуальность).

2. Единичная личность, отдельное существо как обладатель, носитель своеобразных особенностей, свойств (напр. Защита человеческой индивидуальности) (Ушаков, 1, с. 1202).

Гораздо более далеки от слова личность значения слова индивидуум, которое в бытовой речи сближается с некоторыми значениями слов лицо и человек. Индивидуум — это 1) в биологии: самостоятельно существующая особь, отдельный животный организм или растение; 2) в общем языке: человек, рассматриваемый как самостоятельная особь, как отдельная единица среди других людей и 3) в разговорно-шутливом употреблении: субъект, некто («Ко мне подошел какой-то индивидуум в синих очках» и т.

п.).

Акад. А. С. Лаппо-Данилевский так раскрывает это содержание термина индивидуальность: «Понятие об индивидуальности есть понятие о некоем единстве своеобразия, характеризуемом известною совокупностью признаков и, значит, не заменимым другим каким-либо комплексом в его значении. Понятие об индивидуальности характеризуется богатством своего содержания и ограниченностью своего объема; оно содержит множество представлений о разнообразных элементах конкретной действительности, объединяемых в одну совокупность, что отражается и в словоупотреблении: под индивидуальностью, в более частном значении слова, можно разуметь и личность, и событие, и социальную группу, и народ, в той мере, в какой они отличаются от других личностей, событий, социальных групп, народов и т. п.» 126.

Слово индивидуальность чаще всего связывается с выражением более высоких и более ярких качеств личности. «Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он осознается нами как личность, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой.

В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном, подчеркнутом смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. ”Индивидуальность“ говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает еще нечто большее и другое. Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо» (С. Л. Рубинштейн. Указ. соч., с. 566).

Как возникли понятия «Личность» и «Антиличность»? | Психология

Так, переходя из одной общественной формации в другую, и сложилось научное понятие о личности, как о человеке, занимающем определённое положение в обществе и выполняющем нужную для него общественную функцию, как о субъекте отношений и сознательной деятельности. Понятие «Личность» отличается от понятия «Индивид» (единичный представитель человеческого рода) и понятия «Индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от остальных).

В рабовладельческом обществе «Личностью» считался свободный гражданин, имевший право участвовать в общественной жизни. Раб не мог ею быть. При феодальном строе «Личностями» были люди знатного рода, «благородной крови», крестьяне же для феодалов были быдлом, хамами. Вам это ничего не напоминает? И, наконец, при развитии капитализма личностью стали считать собственника. Человека труда, не обладавшего собственностью, к личностям не относили. Некоторые психологи додумались в то время рассматривать потерю хотя бы части собственности уменьшением достоинств личности: «Через это мы сразу отождествляемся с бедняками, к которым относились до сих пор презрительно…».

В тридцатых годах прошлого века получило распространение определение личности Зигмундом Фрейдом, автором метода «психоанализа»: «Личность представляет собой замкнутую в себе биологическую индивидуальность. Подсознательные влечения к смерти и сексу являются источником жизни, и смысл её состоит в их удовлетворении…»

Он написал своё знаменитое открытое письмо Альберту Эйнштейну в 1932 г., в котором утверждал, что войны имеют «прочную биологическую основу».

Психологов, обновивших понятие личности по Фрейду, назвали неофрейдистами…

Неофрейдисты в отличие от знаменитого психоневролога уменьшали значение сексуальности в жизни людей и признавали положительное влияние культуры и общественных условий. Они отмечали всё большую индивидуализацию, считали, что общественное развитие приводит к свободе личности.

Теоретики индивидуализма пропагандировали открытое общество конкуренции, частной инициативы, подчинение свободной личности «скрытым и кажущимся бессмысленным силам общества и правилам морали, целесообразность которых невозможно логически подтвердить». В пессимистическом философском направлении — экзистенциализме (существовании в мире индивидуально духовной жизни) — человек считается самым значительным существом, но страдающим, пребывающим в агонии, в отвращении к жизни, страхе перед смертью.

Теория социализации личности, напротив, очень даже оптимистична и привлекательна. Согласно этой теории человек должен понимать свою зависимость от социальной группы, приспосабливаться к её требованиям, сознавать свой долг перед коллективом и уважать коллективные ценности.

Изучите эти теории, и Вы невольно придёте к выводу, что идёт ожесточённая борьба за души человечества. Отсюда и происходит желание некоторых теоретиков направлять воспитание на отрыв детей от родителей, категорически отрицая послушание в младшем возрасте. Есть много уравнительных примеров, когда уже в двух-трёхлетнем возрасте дети ведут себя со взрослыми, как с равными, без должного уважения, диктуя своё поведение. К семи годам ребенка родители, допустившие воспитание без послушания, пребывают в отчаянии, не зная, как справиться со своими маленькими диктаторами, и идут за помощью к психологам, преподавателям…

Если человек способен ставить перед собой нравственные цели, оценивать поступки свои и окружающих, принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, его можно назвать моральной личностью, субъектом нравственной деятельности.

Одной из важнейших сторон формирования личности выступает осознание своего «Я». Можно сказать, что образ «Я» — индивидуальный вариант представлений о человеке, свойственный данной культуре в целом.

Любая личность живёт и трудится в составе определённой нации, конкретного коллектива, создавая вместе с другими людьми материальные и культурные ценности, разделяя условия жизни и психологию своей социальной группы. В психике каждой личности Вы легко обнаружите индивидуальные черты, отражающие её жизненный путь.

Яркая личность почти всегда является примером подражания, особенно в детском коллективе. Однако лидером может стать умный, волевой, но при этом совершенно безнравственный, циничный и злой человек. Так и возникло понятие «Антиличности» (отрицательной личности). В Древней Греции отрицательной личностью считали человека, занимавшего важный пост и стремившегося установить единоличную власть. Такая личность подвергалась остракизму (изгнанию) — это было наказание за посягательство на демократию и угрозу установления тирании.

История знает много примеров отрицательных личностей, абсолютная власть которых и в древности, и в средневековье, и в более позднее время безжалостно уничтожала человеческие жизни: Нерона, страстно желавшего, чтобы у народа была только одна голова, лютого царя Ивана Грозного, залившего Россию боярской кровью, английского короля Генриха VIII, жестокого тирана, уничтожавшего жизни, несмотря на заслуги и звания, французского короля Людовика XIV, установившего монархический абсолютизм — «Государство — это я», и многих других, у которых нравственно-оценочное отношение к собственным поступкам отсутствовало.

XX век пуще прежнего стал эпохой невиданного разгула насилия и тирании, появления множества отрицательных личностей, среди которых особенно выделялись своим откровенным неуважением человеческой жизни, проповедуя использование силы для достижения цели, Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин.

Антиличность собирает возле себя своих сторонников, формируя ближайшее окружение по степени личной преданности, используя для своего диктата самые безнравственные методы беззакония и насилия. Ей тоже могут подражать, завидовать, но чаще всего антиличность боятся и ненавидят…

Истинная личность — личность творческая, нравственная, гуманная. Она борется против несправедливости, отдавая свои знания и силы обществу. Ей приходится воспитывать в себе мужество, силу и волю, чтобы бороться с антиличностью, отстаивая в поступках нравственное и гуманное. Творчество такой личности может проявляться в любом виде полезной деятельности. Тот, кто работает творчески, никогда не угнетается трудом и счастлив в своём выборе: научный подход к воспитанию ребёнка и даже ведению домашнего хозяйства может быть источником радости…

Дети старшего школьного возраста стоят перед выбором — стремиться ли стать истинной личностью, отстаивая нравственность и добро?
У старшеклассников может быть много желаний, много целей, но и много проблем. На пути к любой цели могут появиться препятствия, и у одних они вызывают злость и ярость, у других — чувство бессилия, а третьи мужественно противостоят неудачам, тренируя свою силу воли. Именно эти третьи, проявившие стойкость в поражениях, идущие дальше после побед, и могут в дальнейшем стать яркими личностями…

Берегите себя, помните о целях нравственных и ложных, помогите своим детям стать истинными личностями!

Теги: личность, воспитание, психология, история, Зигмунд Фрейд

Notes on Concept of Personality by Unacademy

Введение:

Ваше происхождение, воспитание и жизненный опыт сформировали из вас человека, которым вы являетесь сейчас. Многие люди думают, что ваш уникальный набор идей, чувств и поведения составляет вашу личность. Концепция личности не имеет общепринятого определения, хотя многие люди считают ее стабильной и развивающейся чертой. Психологи могут предсказать реакцию людей на различные ситуации, анализируя их личности. Некоторые из наиболее фундаментальных концепций психологии могут дать вам представление о том, как концепции личности развиваются.

Теории

Существует множество теорий, объясняющих, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другие предпочитают изучать индивидуальные различия личности, а не метод ее формирования.

Концепция личности в организационном поведении

Личности людей основаны на наборе широких качеств или склонностей, согласно теориям черт концепции личности . В попытке выяснить, какие характеристики составляют основу личности человека и сколько существует различных типов личностных черт, было предпринято несколько гипотез и исследовательских проектов.

Как психолог Олпорт был одним из первых, кто определил характеристики личности. Люди определенной культуры имеют много одинаковых характеристик. Характеристики, которые необходимы для идентичности человека, известны как центральные качества. «Основные качества» человека — это те, которые настолько ярко выражены, что они находятся в центре внимания.

Оллпорт подсчитал, что существует до 4000 различных личностных качеств. По словам известного психолога Рэймонда Кеттелла, их около 16. По словам Кеттелла, они существуют в континууме, поэтому у каждого есть хотя бы некоторые из этих характеристик.

По словам психолога Ганса Айзенка, экстраверты, невротизм и психотизм являются тремя наиболее распространенными качествами личности.

Можно с уверенностью сказать, что гипотеза «большой пятерки» черт личности в настоящее время является наиболее общепризнанной и широко используемой. Теория предлагает пять широких личностных измерений:

• Доброжелательность

• Добросовестность

• Экстраверсия

• Нейротизм

• Открытость

Идея Большой пятерки утверждает, что каждое свойство встречается в широком спектре. Существует диапазон для каждого атрибута личности человека .

Ваша экстраверсия, добросовестность и покладистость могут быть высокими, но ваша открытость и невротизм могут быть посередине.

Как развивается и меняется личность на протяжении жизни

Хотя его гипотеза психосексуального развития хорошо известна, она является одной из самых спорных. Перефразируя Зигмунда Фрейда, личность ребенка меняется на многих стадиях. Каждая эрогенная зона имеет определенную концентрацию либидинозной энергии, управляющей всей деятельностью человека.

Успешно пройдя этап, человек может перейти к следующему этапу развития. Фиксации, возникающие в результате неудачи в любой момент жизни, могут оказывать влияние на зрелую личность.

Эрик Эриксон, психолог, разработал набор из восьми стадий психологического роста. В теории Эриксона развитие личности и психологических способностей человека происходит поэтапно.

На каждом этапе личностного роста человек будет испытывать кризис, который сигнализирует о начале следующего этапа его роста и развития. Эффективное завершение каждого этапа может привести к развитию здорового развития личности.

Эриксона больше интересовала роль социальных взаимодействий в формировании уникальных качеств человека. Его больше заботило развитие «эго-идентичности», чем что-либо еще.

Как проверяется личность

Психологи разработали множество

личностных тестов, оценок и опросников, чтобы лучше понимать и анализировать уникальные личности людей. Тесты обычно используются в широком диапазоне обстоятельств. Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), например, часто используется в качестве инструмента отбора перед приемом на работу.

Существует множество экзаменов, которые могут помочь людям лучше понять свою личность. Для выявления расстройств личности используются несколько тестов как инструментов скрининга и оценки.

Многие аспекты вашей жизни могут выиграть от лучшего понимания вашей личности. Отношения с друзьями, семьей и коллегами могут улучшиться, если вы поймете, что вы хороший командный игрок или что вам нужно время, чтобы перезарядиться.

Возможно, вы сталкивались с различными онлайн

личности тестов (например, онлайн-викторина, которая подскажет, экстраверт вы или интроверт). В некоторых случаях эти тесты утверждают, что раскрывают «настоящего вас», а в других — просто для развлечения .

Расстройства личности

Расстройства личности влияют на то, как люди думают, действуют и общаются друг с другом.

Антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, нарциссическое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство личности включены в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5).

Лечение людей с проблемами личности теперь доступно, что приветствуется

. Трудности, которые психическое заболевание может создать в вашей жизни, можно лучше преодолеть, если вы обратитесь за помощью к специалистам в области психического здоровья.

Есть специалисты, которые могут помочь вам в реализации стратегии лечения.

A Word From Verywell

Личность — это широкий вопрос, затрагивающий почти все аспекты личности человека. Личность человека может трактоваться по-разному. Личность человека развивается поэтапно, причем одни теории подчеркивают индивидуальные качества, а другие сосредотачиваются на множестве концепции развития личности и этапы, которые происходят на протяжении всей жизни.

Задача психолога — не только понять, как люди думают и ведут себя, но и диагностировать расстройства личности, которые могут вызывать боль или трудности в основных аспектах жизни. Люди, страдающие расстройствами личности, могут получить помощь психолога, если смогут определить проблемы, с которыми сталкиваются дома, в школе, на работе или в личных отношениях.

Заключение

Концепции личности изучают различия и сходства между личностями людей. Расстройства личности оцениваются, диагностируются и лечатся психологами. Экстраверты, невротизм и психотизм — три наиболее распространенных качества личности. Идея Большой пятерки утверждает, что каждый атрибут встречается в широком спектре. Эффективное завершение каждого этапа может привести к развитию здоровой личности. Многие аспекты вашей жизни могут выиграть от лучшего понимания вашей личности. Личность — это широкий вопрос, который затрагивает почти все аспекты личности человека. Развитие личности расстройства влияют на то, как люди думают, действуют и общаются друг с другом. Антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности и нарциссическое расстройство включены в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам.

6 моделей, призванных объяснить поведение человека

Теории личности являются результатом гипотез, экспериментов, тематических исследований и клинических исследований, проводимых учеными в области психологии и человеческого поведения.

Личность — это ваш уникальный набор моделей поведения, переживаний, чувств и мыслей, которые делают вас вами.

Несмотря на то, что со временем он может немного меняться, ваша личность остается неизменной на протяжении всей жизни после достижения определенного возраста.

Теории личности пытаются ответить на вопрос, почему определенные черты и черты развиваются у одного человека по сравнению с другим — или развиваются вообще. Цель состоит в том, чтобы определить, что делает всех такими похожими и такими разными одновременно.

Какая личность — это не

Личность — это не ваш набор навыков. Это не ваши биологические или физические различия. Это не преходящие состояния, вроде голода или печали.

Например, вы можете быть чемпионом по футболу, но это не является частью вашей личности. Вместо этого ваша надежность, экстраверсия и амбиции могут быть чертами характера, которые могут склонить вас к успеху в командных видах спорта.

Было ли это полезно?

Область теорий личности продолжает расти и меняться по мере появления новых возможностей для исследований и завершения исследований.

По мере развития исследований развивались и сами теории. Некоторые теории могли утратить свою актуальность из-за неубедительных исследований или новых выводов экспертов.

1. Психодинамические теории

Зигмунд Фрейд заложил основу психодинамических теорий личности, предложив ид, эго и суперэго. Фрейд рассматривал эти три части разума как основу человеческой личности.

Согласно Фрейду, эти концепции могут объяснить индивидуальное поведение.

Оно было связано с вашими иррациональными и эмоциональными импульсами, в то время как эго взвешивало все рациональные плюсы и минусы. Затем суперэго стремилось применять социальные нормы, правила и другие личные ценности, которые в конечном итоге побуждали вас действовать на основе ваших основных убеждений.

Позже, в части психосексуального развития личности Фрейда, он объяснил, как человек пришел к этим убеждениям и идеалам.

Фрейд считал, что переживания раннего детства играют наиболее важную роль в развитии личности. Ранняя жизнь, по его словам, определялась пятью психосексуальными стадиями, основанными на ощущениях удовольствия в эрогенных зонах:0011

  • оральный: ротовой и сосательный рефлексы
  • анальный: контроль мочевого пузыря и кишечника
  • фаллический: гениталии и идентификация пола интерес и ориентация

Фрейд предположил, что каждая стадия представляет собой конфликт развития. Если вы успешно преодолели его, вы перейдете к следующему этапу развития.

В соответствии с теорией личности Фрейда, неспособность выйти за пределы фазы приводит к определенным психологическим проблемам, таким как Эдипов комплекс, в более позднем возрасте.

Карл Юнг и Эрик Эриксон — другие имена, обычно связанные с важными работами в области психодинамической теории, хотя Эриксон, в частности, отметил значительный отход от теорий Фрейда.

2. Теории черт

Теория черт — одна из самых популярных теорий личности. Он предполагает, что личности людей различаются в зависимости от того, какие основные черты личности являются более доминирующими.

В этом смысле каждая черта рассматривается как континуум.

Возьмем, к примеру, доброту. Вместо того, чтобы рассматривать это как необязательную черту личности (одни люди добрые, а другие нет), вы можете думать об этом как о скользящей шкале. Все находятся где-то в континууме доброты. И ты либо более добрый, либо менее добрый по сравнению с кем-то другим.

Одной из самых известных теорий черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом В. Фиске. Эта теория утверждает, что личность состоит из пяти различных черт: 9

  • открытость новому опыту

    Другие известные теории черт включают теории, разработанные Гордоном Олпортом, Рэймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Теория Айзенка, например, сосредоточилась всего на трех континуумах черт для всех: экстраверсии, невротизме и психотизме.

    3. Гуманистические теории

    Гуманистический подход к теориям личности предполагает понимание не только моделей поведения и мышления, но и понимания того, что человек считает смыслом своей жизни.

    Гуманистические теории предполагают, что личность человека в значительной степени зависит от того, что он думает о себе — кем он себя считает.

    Гуманистическая иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, предполагает, что личность является результатом того, что кто-то может удовлетворить — или не удовлетворить — основные потребности, такие как безопасность, чувство собственного достоинства и принадлежность.

    Карл Роджерс исследовал концепцию самоактуализации. Эта теория утверждает, что людьми движет потребность в личностном росте. Стремление к обучению и росту — это то, что формирует чью-то личность.

    4. Социальные когнитивные теории

    Социальные когнитивные теории личности включают несколько школ мысли, таких как бихевиоризм, теория социального научения и теория ценности ожидания.

    Бихевиоризм

    Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение является прямым результатом вознаграждения и наказания.

    Другими словами, вы приучены реагировать определенным образом из-за того, что в вашей жизни действует схема вознаграждения-наказания.

    Пример

    Если щедрость в школе вызывала у вас общественное восхищение, позже в жизни вы можете продолжать быть щедрым из-за раннего положительного подкрепления.

    Было ли это полезно?

    Джону Б. Уотсону часто приписывают новаторскую работу в области теории поведения, хотя Уильям Карпентер, Александр Бейн и Зигмунд Фрейд также имеют отношение к ее ранней концептуализации, согласно исследованию 2014 года.

    Теория социального обучения

    Тесно связана с бихевиоризмом теория социального обучения Альберта Бандуры, которая использует поведенческие модели и добавляет компонент мышления. Другими словами, теория предполагает, что ваш мыслительный процесс играет важную роль в принятии решения о том, следует ли вам имитировать определенное поведение (обучение).

    Согласно теории социального научения, то, как вы воспринимаете поведенческое подкрепление, важнее самого подкрепления.

    Пример

    Ребенок, который любит конфеты, может воспринимать их как награду, тогда как ребенок, который не любит конфеты, воспринимает их как наказание.

    Было ли это полезно?

    Бандура также считал, что среда влияет на личность человека и наоборот.

    Например, сотрудничество может дать вам возможность трудоустройства. Это также может повысить готовность к сотрудничеству окружающих, создав атмосферу сотрудничества.

    Бандура изменил название модели с социального обучения на социальную когнитивную теорию в 1986.

    3. Теория ожидаемой ценности

    Другая модель человеческой личности, основанная на бихевиоризме, — это модель Джулиана Роттера.

    Роттер предположил, что человеческое поведение мотивировано ожидаемыми наградами или наказаниями, которые оно может получить. Это ожидание исходит из прошлого опыта и того, думали ли вы, что последствия ваших действий находятся под вашим контролем.

    Когда кто-то считает, что может контролировать результат, он более мотивирован к действию. Это особенно верно, когда они ожидают положительного результата, потому что аналогичные действия были вознаграждены в прошлом.

    Пример

    Вы узнали, что обучение как минимум за 4 часа до теста приводит к его сдаче.

    В следующий раз, когда будет назначен тест, у вас будет больше мотивации учиться в течение 4 часов, чтобы получить проход.

    Было ли это полезно?

    5. Биологические теории

    Согласно исследованию 2016 года, биологические теории личности утверждают, что структуры мозга и нейрофизиология определяют черты вашей личности.

    Другими словами, такая простая вещь, как более высокий уровень нейротрансмиттеров, может дать вам, например, более позитивный взгляд, чем кто-либо другой.

    Ганс Дж. Айзенк и Джеффри А. Грей включили нейропсихологию в свои теории личности.

    6. Эволюционные теории

    Чарльз Дарвин впервые представил концепции эволюции и естественного отбора в середине 1800-х годов. Его работа зажгла целую область эволюционной биологии.

    Позже другие ученые исследовали предпосылки Дарвина, чтобы объяснить поведение человека. Согласно этой структуре эволюционных теорий, человеческая личность в первую очередь является результатом генов и наиболее полезных черт.

    В конечном счете, эволюционная теория утверждает, что личностные характеристики, которые повышали шансы ваших предков на выживание, являются чертами, которые могут лежать в основе вашей личности сегодня.

    Пример

    Ваш страх перед змеями может казаться инстинктивным, но эволюционная теория утверждает, что это может быть результатом того, что ваши предки узнали, что змеи могут быть опасны.

    Было ли это полезно?

    Личность неизмерима. У всех по-разному. Это затрудняет изучение личности. Как вы контролируете окружающую среду и доказываете, что личность развивается определенным образом?

    Нельзя — по крайней мере пока.

    По этой причине развитие личности существует только в теории и является предметом споров, хотя некоторые исследования поддерживают (или опровергают) существующие теоретические модели.

    Один из самых больших споров в теории личности вращается вокруг теорий Зигмунда Фрейда о личности и развитии. Еще в 1987 году исследователи писали о доминировании мужчин, ссылаясь на женщин, которые могут быть истолкованы как унизительные.

    Теории личности призваны обеспечить основу для объяснения различий и сходств в человеческом поведении и личности. Они часто пересекаются или дополняют друг друга, а иногда могут противоречить друг другу.

    Каждая теория личности предлагает структуру для анализа человеческой личности, и большинство из них имеют обширные исследования, подтверждающие некоторые из их положений.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *