Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры
Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.
Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.
В чем отличие от материальных потребностей
Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.
Самоотверженность людей — что это такое
Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.
Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.
Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.
Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.
Роль искусства
Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.
В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.
Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.
Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.
Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.
Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.
Основные признаки духовных потребностей
Самые странные фобии у людей
Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:
- возникают в сознании;
- обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
- степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
- взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
- процесс реализации духовных нужд неограничен.
Базовые потребности людей
Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.
Пирамида Маслоу: схематическое изображение
Пирамида Маслоу везде изображена в виде некоей диаграммы, где в порядке возрастания-убывания расположены человеческие потребности. Но при всем ее распространении необходимо уточнить, что сам Маслоу ни в одной публикации не рисовал пирамид и треугольников. Ученый считал, что порядок распределения нужд весьма условен и индивидуален, поэтому может быть выстроен по-разному в зависимости от предпочтений личности.
Таким образом, Абрахам Маслоу не создавал как таковую пирамиду потребностей, он просто определил схожие черты в их формировании у людей, ставших успешными. Само изображение пирамиды с надписями было создано его приверженцами для лучшего визуального восприятия.
Виды духовных потребностей
Мания величия — что это значит у людей
Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.
Первую группу составляют:
- общение и наблюдение за подлинными и вымышленными героями из книг, спектаклей, кино;
- эстетическое удовлетворение от красивых пейзажей, художественных работ, музыкальных композиций;
- научно-познавательная деятельность, расширяющая границы мировоззрения;
- поддержание здоровья как фундамента для новых начинаний.
Ко второй группе относят потребности социального характера:
- Трудовая деятельность, способствующая материализации духовных запросов.
- Нравственные ориентиры, используемые для сопоставления собственных взглядов на ситуацию с общепринятыми идеалами;
- Патриотическая составляющая поступков, ориентирующая индивида на защиту и любовь к отечеству.
Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.
Потребность в познании
Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.
Самосовершенствование
Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.
Стратегия саморазвития
На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни. Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.
Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний.
Любимое дело
Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.
Любовь и счастье
Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств. Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми. Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.
Что это такое?
Потребности — определенные нужды человека или животного, которые необходимо удовлетворять для создания чувства комфорта, уверенности, спокойствия.
Физиологические потребности являются опорой для все остальных, поскольку их недостаточное удовлетворение подрывает жизнедеятельность.
Согласно идеям Абрахама Маслоу, за физиологическими потребностями следуют социальные: необходимость общаться, ощущать общность, быть принятым окружающими, быть любимым и защищенным. И лишь после них идут духовные.
Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.
Какие бывают? Список духовных потребностей:
- потребность в познавательной активности;
- стремление самосовершенствоваться, развиваться;
- потребность иметь одну или несколько любимых сфер деятельности;
- необходимость понять смысл собственного существования и четко определить жизненные цели;
- потребность реализоваться в определенных сферах деятельности, стать значимым, раскрыть свои возможности в полной мере;
- потребность получать эстетическое удовольствие.
Главные проблемы, препятствующие человеку реализовывать духовные потребности, — это неудовлетворенность более низших нужд, психические и физические заболевания.
Возможности удовлетворения духовных потребностей
Реализовать духовные качества помогут:
- Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
- Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
- Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
- Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
- Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.
Поиск душевной гармонии через единение с природой
Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.
Особенности формирования
Разные виды потребностей формируются не одинаково. Физиологические нужды являются врождёнными, они передаются человеку от матери и отца. Без их удовлетворения организм может погибнуть, людям приходится жить с ними до самой смерти. Эти нужды невозможно навязать насильственно или запретить.
Первичные духовные потребности также рождаются вместе с людьми. В жизни каждого человека присутствуют любовь, гармония, взаимоотношения с окружающими. Для нормального развития психического здоровья личность должна самореализоваться. К без удовлетворения этих нужд организм не погибнет, но надолго застрянет во фрустрации.
Все основные потребности полностью формируются к окончанию подросткового возраста. Они могут развиваться и дальше, но только через изменение их содержания или методов достижения.
Человек не может существовать без контактов с внешним миром. Но в первую очередь он заботится о том, чтобы удовлетворить свои основные и второстепенные потребности. Без этого он не сможет нормально развиваться в физическом и психологическом плане.
Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить
Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.
От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.
Теории учёных
В любом докладе на тему человеческих потребностей стоит рассказать об учёных, которые их исследовали. Некоторые зарубежные психологи не только классифицировали нужды, но и предлагали их конкретный список. Основные примеры:
- Г. Мюррей — достижения, агрессия, независимость, сексуальная удовлетворенность, искусство, уважение, самопознание;
- Э. Фромм — значимость, самоутверждение, общение, самоидентификация;
- А. Перрон — гедонизм, коммуникации, конкуренция, взаимная помощь.
Некоторое психологи выделяли ещё и самостоятельную группу — невротические потребности. Если человек не мог их удовлетворить, то у него возникали психические заболевания. К таким нуждам стоит отнести необходимость поддержки, общественного признания, межличностную справедливость.
Самой известной теорией является иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Он составил собственную таблицу или пирамиду, в которой обозначил нужды в порядке их возрастания. На первом месте стоят физиологические необходимости, затем необходимость безопасности, общение и уважение, творческая реализация, а уже потом эстетика и духовность.
Какие бывают принципы
Ценности делятся на материальные и духовные:
- материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
- духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.
Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.
С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.
Ценность человеческих отношений
Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное
. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.
Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения
, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.
В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.
Наличие близких по духу людей
рядом придает , наделяет положительными эмоциями.
Система ценностей у мужчин и женщин
Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе
, а основной ценностью женщин —
реализация в семье
в качестве матери, жены.
Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.
В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами
.
Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.
Как формируются?
На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:
- Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
- Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.
Кто-то назовет отдельные из них спорными, однако же влияние общества крайне велико, и большинство людей неосознанно подстраиваются под требования. - Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.
- Состояние психического и физического здоровья. У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
- Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.
Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.
Духовные ⭐ потребности человека: характеристики и виды, отличия
Что такое духовные потребности человека
В мотивах деятельности индивида проявляются его потребности.
Определение 1Потребностью называют нужду человека в чем-либо.
Удовлетворение потребностей — условие существования человека.
Потребности различают по видам:
- биологические:
- Органические — в пище.
- Материальные — в одежде, жилище.
- социальные:
- В общении с другими людьми.
- В общественном признании.
- В социализации.
- духовные:
- Идейные — в творческой деятельности, создании прекрасного.
- Познавательные — в знаниях.
Виды потребностей взаимосвязаны между собой. Когда удовлетворены основные потребности человека — биологические — осуществляется переход к социальным и духовным потребностям.
Определение 2Под духовными потребностями понимают объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.
По классификации А. Маслоу, духовные потребности являются вторичными или приобретенными. Сущность выражается в самоактуализации, самореализации.
На первом месте у человека — удовлетворение физиологических потребностей. Это основание пирамиды потребностей А. Маслоу.
На втором месте — безопасность и стабильность как условия успешной интеграции в социум.
На третьем — потребность в любви, семье, обусловленная необходимостью приобщения человека к социальной жизни в конкретной социальной ячейке.
На четвертом — потребность в уважении и признании, базирующаяся на удовлетворении предыдущих потребностей.
И на пятом месте — потребность в самореализации.
Потребности:
- не могут быть удовлетворены в полной мере;
- не должны противоречить нравственным нормам общества.
Духовная жизнь человека проявляется в основе его практической деятельности. Это форма отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.
К элементам духовной жизни относят: мораль, науку, искусство, религию, право.
Описание и характеристика
ПримечаниеДуховные потребности человека связаны с обогащением внутреннего мира с помощью саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству и творческого выражения.
Основой духовных потребностей выступает желание индивида достичь гармонии внутри себя, личностного счастья, душевного равновесия и спокойствия.
К признакам или особенностям духовных потребностей относят:
- возникновение их в сознании индивида — процесс зарождения потребностей происходит в душе человека и не навязывается социумом;
- существование возможности выбора удовлетворения — каждый сам выбирает, каким образом выражать потребность;
- удовлетворение зависит от наличия свободного времени, моральных сил и желания участвовать в их реализации — потребность носит относительный характер важности: качество жизни без них может ухудшиться, но к гибели не приведет;
- бескорыстный характер — важно само действие, процесс;
- неограниченность процесса.
Духовные потребности формируют духовную культуру.
Определение 3Культура — процесс активной творческой деятельности, в ходе которого создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое сознание.
Процесс формирования духовных потребностей
Процесс формирования духовных потребностей характеризуется совокупностью факторов:
- воспитание: в семье индивид получает первичные представления о личных и общественных ценностях и нормах;
- социализация: интеграция в общество оказывает влияние на становление и существование личности, формирование новых желаний и установок;
- психическое и физическое состояние: здоровье влияет на возможности человека воспринимать окружающий мир и формировать определенные потребности;
- образование: образовательные учреждения оказывают воздействие на индивида, формируя у него комплекс навыков и знаний;
- трудовая деятельность: коллектив провоцирует человека проявлять активность и адаптивность к меняющимся условиям деятельности.
На основе этих факторов у каждого индивида формируется индивидуальный набор духовных потребностей, которые он стремится удовлетворить.
Разновидности духовных потребностей
Духовные потребности разделяют на группы:
- Раскрытие внутреннего потенциала личности:
- достигается путем стремления приобщиться к прекрасному, созерцанию;
- имеет место саморазвитие и самореализация.
- Реализация в обществе:
- окружение себя интересными личностями;
- становление трудовой деятельности;
- формирование морально-нравственных ориентиров.
Духовные потребности могут быть основаны на формировании способов духовного развития. Проявляются в наблюдении за реальными и нереальными субъектами — книги, спектакли, фильмы; получении наслаждения от природы, музыки; расширении границ с помощью научно-познавательной деятельности; поддержании здоровья.
Другим основанием духовных потребностей является использование накопленных знаний социума. Проявляется в:
- материализации духовных потребностей с помощью трудовой активности;
- сопоставлении личностных установок с принятыми в обществе;
- приверженности определенной позиции.
Отличие от материальных потребностей
Духовные потребности не удовлетворяют биологические и материальные нужны, например, потребности в тепле, пище, доме. Они нацелены на наполнение внутреннего мира человека.
При этом неудовлетворение определенных материальных потребностей может привести к гибели индивида. А неудовлетворение духовных потребностей не способствует возникновению потенциально опасных для здоровья ситуаций. Трудности коснутся человека в эмоциональном и психическом планах.
Еще одно отличие духовных потребностей от материальных проявляется в мотивации. Материальные ценности связаны с необходимостью, непосредственной нуждой в определенное время. А духовные потребности не ограничены временным промежутком. Они долгосрочные.
Как удовлетворить духовные потребности
Способы удовлетворения духовных потребностей зависят от наличия сформированной потребности и личностных особенностей.
Если у человека есть потребность в саморазвитии, то удовлетворить ее можно с помощью:
- литературных источников по интересующей теме;
- прохождения курсов;
- открытия новых карьерных путей.
Проявление потребности приобщения к искусству, расширения кругозора — посещение музеев, выставок, просмотр научно-популярных фильмов.
Потребность в самовыражении актуализируется в процессе индивидуальной деятельности человека. Она может выражаться в творчестве, карьерных достижениях, индивидуальной позиции.
Моральные потребности реализуются в дружбе, заботе о других людях, любви.
Примеры духовных потребностей
Примерами духовных потребностей выступают:
- потребность в искусстве;
- в саморазвитии;
- в поиске смысла жизни;
- в познании окружающего мира;
- в образовании.
Искусство — неотъемлемая часть жизни. Познавательная составляющая позволяет формировать эстетически подкованного человека, способного раскрыть свой потенциал.
Саморазвитие — непрерывный процесс деятельности, когда индивид получает новые знания или совершенствует уже имеющиеся навыки. Самый простой способ — чтение. Литературные источники многогранны.
Отсутствие понимания смысла жизни может привести к внутреннему конфликту личности. Часто это случается в сложных периодах жизни. Поэтому стремление познать мир и найти свое место в нем благоприятно складывается на состоянии личности.
Познание окружающего мира сопутствует человеку на протяжении всего периода его существования. Индивид определяет интересующие его сферы жизни и развивается в соответствующих направлениях. Полученные знания применяют на практике.
Образование служит формированию необходимых навыков анализа, верификации и классификации знаний и умений. Благодаря им человек удовлетворяет другие нужды.
Развитый и образованный человек способен:
- грамотно организовать свою деятельность, делегировать обязанности;
- принимать решения с опорой на разум, а не исключительно чувственную составляющую;
- быстро находить необходимую информацию по проблеме и анализировать ее;
- сохранять в памяти необходимые элементы структурных единиц;
- качественно концентрировать внимание на выполнении конкретной задачи;
- повысить свой уровень жизни, реализовать себя в профессиональном плане.
Психическое здоровье и духовность: биопсихосоциальная духовная модель
Большинство психологов признают взаимосвязанность всех аспектов человеческой жизни. Но действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть? Особенно духовность. Как моя система убеждений может повлиять на общее благополучие моего человеческого существа?
Обращение ко всему человеку
Признавая присутствие биологических, психологических, социальных и духовных факторов в жизни человека, как врачи, так и психиатры могут концептуализировать проблемы пациента, прийти к большему пониманию и эффективно разработать план лечения. В Hope Recovery and Healing мы прислушиваемся к био-психо-социально-духовная модель . Мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия. У нас есть консультирующий психиатр, который занимается медикаментозным лечением и биологическими факторами. Мы проводим занятия йогой и осознанием тела, чтобы способствовать физиологической регуляции. Мы предоставляем индивидуальную психотерапию и групповую психотерапию для решения как психологических, так и социальных процессов. Мы проводим еженедельные психообразовательные сессии для решения этих проблем. Мы предлагаем занятия по осознанию духовности, чтобы способствовать развитию и подпитке духовного благополучия.
Понимание связи
Но так ли взаимосвязаны наши существа? Действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть?
Вот пример из Школы медицины и стоматологии Рочестерского университета, где впервые была разработана биопсихосоциальная модель:
Представьте себе карту. Если вы посмотрите на границу между Калифорнией и Аризоной на карте, то увидите, что граница обведена черным цветом. Но если вы на самом деле отправитесь к физическому расположению границы штатов между Калифорнией и Аризоной, границы нет. То же самое и с связью разум-тело-дух-социум.
Депрессия — хороший пример интеграции биологии, психологии, социальности и духовности. Классическими симптомами депрессии являются Нарушение сна (гипо- или гипосомния), Ангедония (потеря интереса к ранее обогащающим занятиям или отношениям, потеря удовольствия), Негативное самореферентное мышление (стыд, гнев превратился в внутрь), Нарушение концентрации , Нарушение аппетита (гипер- или гипоаппетит), Нарушение настроения (неразрешимая синева, печаль), Психомоторное замедление, суицидальные мысли . Депрессия часто связана с социальной изоляцией или враждебностью, а также с нарушением религиозных и духовных процессов.
Неважно, где начинается депрессия. Будь то биологическая травма, травма социального отвержения, сексуальная травма, когнитивные искажения или духовные сбои, эффект имеет тенденцию к нисходящей спирали. Где бы депрессия ни началась, она постепенно повлияет на все остальные аспекты человеческого существа. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный… Обнадеживающим аспектом взаимосвязанной природы депрессии является то, что нам не нужно изолировать одну причину для устранения. Мы можем начать процесс исцеления в любой точке спирали. Мы также можем рассматривать все аспекты одновременно. Улучшения в любом из аспектов человеческого бытия, как правило, имеют эффект восходящей спирали. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный…
Духовный лидер вьетнамского дзен-буддизма Тит Нат Хан сказал: «Ни грязи, ни лотоса». Не страдая в грязи, вы не сможете найти счастье лотоса.
Общий элемент психических расстройств
Таким образом, в Hope Recovery and Healing мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия и психического здоровья. Большинство психических заболеваний имеют аналогичную взаимосвязь. Одно из самых захватывающих недавних достижений в оценке психопатологии связано с усовершенствованием Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI). Более точный анализ исходных подшкал MMPI выявил наиболее мощный общий компонент подшкал. Подшкалы оценивали психопатологию (состояния психического здоровья), которая варьировалась от депрессии и тревоги до психоза и антисоциальных тенденций. Исследование показало, что мощным общим элементом всех этих состояний является деморализация .
Независимо от того, какой у человека диагноз, все аспекты жизни, как правило, становятся все более сложными. И эта возрастающая трудность ведет к деморализации. Следовательно, мы подходим к лечению всех аспектов жизни, включая духовную сторону, которая так важна для избавления от любой зависимости. Обращение ко всем аспектам человеческого существа действительно может привести к большему исцелению и хорошему самочувствию. Что касается биопсихосоциально-духовной модели, международная группа исследователей в 2017 году пришла к выводу:
Искреннее и глубокое применение этого нового взгляда на человека приведет к замечательным изменениям в концепциях здоровья, болезни, лечения и лечения (Saad et al, 2017).
Каталожные номера
Каталожные номера:
Саад, Марсело и Медейрос, Роберта и Мосини, Аманда. (2017). Готовы ли мы к истинной биопсихосоциально-духовной модели? Многозначность слова «духовное». Лекарства. 4. 79. 10.3390/лекарства4040079.
Университет Невады, Рино, Биопсихосоциально-духовная модель , https://med.unr.edu/psychiatry/education/resources/bio-psycho-social-spiritual-model
Университет Рочестера, Биопсихосоциальная модель, https:// www. urmc.rochester.edu/medical-humanities/be-exceptional.aspx
Вернуться к началу
ОБ АВТОРЕ СТАТЬИ
Лейн Фишер
Лейн Фишер — доцент кафедры психологии консультирования и специального образования. Он является заведующим кафедрой консультативной психологии и специального образования Университета Бригама Янга. В своей академической работе он сосредоточил большую часть своих работ на духовных аспектах психотерапии.
Подпишитесь на другие статьи об исцелении
Мы обещаем не спамить вас и хранить вашу электронную почту в безопасности.
Био-психо-социально-духовная модель — ACCFS
Мы читаем в Псалом 138:14 , «Я буду славить тебя; ибо я дивно и дивно устроен; чудны дела Твои; и это хорошо знает моя душа. Воистину, мы устроены ужасно и чудесно. Бог создал людей на вершине Своего творения. От чуда жизни новорожденного ребенка до последних достижений в области научных исследований Божий замысел продолжает вызывать у нас благоговейный трепет.
Бог создал людей с четырьмя основными аспектами жизни: биологическим, психологическим, родственным и духовным. Понимание этих аспектов позволяет нам быть лучшими распорядителями в каждой области и помогает чтить Божий замысел. Личное управление в этих областях состоит из заботы и поддержания нашей жизни, за которую Бог возложил на нас ответственность. В современном обществе люди обычно либо пренебрегают, либо увлекаются заботой об этих областях.
Концепция управления напоминает нам, что мы в конечном счете принадлежим Богу и призваны заботиться о том, что Он нам дал, не пренебрегая и не превознося этого. Ниже приводится краткое описание каждого аспекта и несколько примеров для каждой области.
Биологический/физический . Библия называет наши тела храмом Божьим ( 1 Коринфянам 3:16 ). Бог хочет, чтобы мы были хорошими распорядителями своих тел и относились к ним как к месту, где Он обитает. Биологическая область связана с тем, что мы можем сделать, чтобы сохранить свое тело здоровым с помощью упражнений, отдыха и питания. Физический состав, обмен веществ, генетика и общее состояние здоровья у всех разные. Наши потребности в здоровье могут сильно отличаться от потребностей других людей. Иногда легко забыть о заботе о своем теле, когда мы чувствуем себя хорошо, и думать о своем здоровье только тогда, когда мы больны. Принятие разумных профилактических мер, таких как регулярные осмотры, — отличный способ управлять своим телом.
- Высыпайтесь и отдыхайте. Нам нужно достаточное количество сна, чтобы ясно мыслить и справляться с повседневными задачами. Поймите, что недостаток отдыха может сделать нас более восприимчивыми к греху. Разница между достаточно отдохнувшим телом и лишенным сна или хронически напряженным телом огромна.
- Начните с малого и начните. Предположим, врач попросил мужчину средних лет заняться спортом и немного похудеть из-за высокого кровяного давления. Он может чувствовать себя неуверенным в том, что делать, или чувствовать себя побежденным еще до того, как начнет. Однако в других случаях люди строят настолько амбициозные планы, что не могут их поддерживать и достигать своих целей. Важно быть разумным, начать с малого, но начать. Помните, что никогда не будет удобного времени для начала. Не бойтесь просить других о помощи и ответственности.
Духовный . Бытие 2:7 говорит, что Бог создал человека «душой живой». Неверующие иногда пытаются отрицать или преуменьшать духовный аспект своей жизни, в то время как в других случаях они ищут «духовность», которая отделена от библейской истины. Как бы ни старался неверующий держаться в стороне от Божьих законов, нигде, кроме Христа, его душе нет покоя. Для верующих духовный аспект сосредоточен на процессе освящения и возрастания в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2 Петра 3:18 ). Это включает в себя укоренение в Слове Божьем, поклонение (личное, семейное и коллективное), молитву, служение, признание греха и тщательное устранение его и так далее. Цель состоит в том, чтобы вся наша жизнь находилась под господством Христа.
- Решайте вопросы напрямую. Решение таких проблем, как гордость, неполноценность, отсутствие прощения, алчность/неудовлетворенность или плохое управление, не только поможет духовному росту, но и положительно повлияет на другие сферы жизни. Например, если женщина имеет дело с неудовлетворенностью и по Божьей благодати растет, чтобы жить благодарной жизнью, она будет воздействовать на других, выражая благодарность и рассматривая то, что у нее есть, с благодарностью.
- Сосредоточьтесь на Божьих обетованиях. Бог дал нам «великие и драгоценные обетования» ( 2 Петра 1:4 ). Заучивание и размышление над стихами Божьих обетований поможет нам обрести живую надежду (т. е. уверенное ожидание) и жить с небесной перспективой.
Психологический/эмоциональный . Притчи 23:7 говорит: «Ибо каковы мысли в душе его, таков и он. . . . Психологическая область относится к нашим моделям мышления, которые напрямую влияют на то, как мы ведем себя и справляемся со своими эмоциями.
- Все мы испытываем стресс. В этой жизни мы все проходим через периоды стресса, борьбы и горя. К счастью, мы можем нести эти вещи Богу, а также получать поддержку друг от друга. Периодическое столкновение со стрессорами является обычным явлением почти для всех. Однако хронически высокий стресс в конечном итоге приводит к ухудшению нашего эмоционального и физического здоровья.
- Иногда требуется дополнительная помощь. При появлении клинических симптомов депрессии и тревоги необходимо особое внимание. Сатана хотел бы использовать стыд и смущение, чтобы изолировать нас в эти времена. Мы должны бороться с этой изоляцией и обращаться за помощью и поддержкой. Есть помощь!
Реляционный. Бог сотворил человека по Своему образу ( Бытие 1:27 ), и отношение является одним из атрибутов этого образа. Он уже знал в Эдемском саду, что людям необходимо общаться с Ним и друг с другом. Он также знал, что изоляция не идет нам на пользу; мы лучше всего растем и исцеляемся в отношениях. Как сказано в Иакова 5:16
- Отношения — это благословение. Хорошие отношения, безусловно, являются одной из величайших радостей жизни. В Римлянам 12:5 Павел объяснил, что Тело Христово состоит из отдельных людей, которые были связаны друг с другом, «так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Хотя жизнь иногда может быть трудной, Бог знал, что поддерживающие отношения будут для нас ободрением. Екклесиаст 4:9-10 состояние, «Два лучше, чем один; потому что они имеют хорошее вознаграждение за свой труд. Ибо если они упадут, то один поднимет своего товарища; но горе одному, когда он упадет; потому что у него нет другого, кто помог бы ему подняться».
- Отношения могут быть болезненными. Трудности, связанные с другими людьми, семейные проблемы, неблагополучные семьи и т. д. иногда могут быть источником сильной боли. Помните, что, хотя Бог ожидает, что мы будем выполнять свою роль в отношениях, мы можем только контролировать свое поведение. Римлянам 12:18 говорит, «Если возможно, насколько это возможно, живите в мире со всеми людьми». Кроме того, Бог знает, как сильно озлобленность вредит людям. Вот почему Бог так ясно говорит о необходимости справляться с обидами в отношениях с прощением. Помните, Библия учит нас прощать так, как простил Христос, а не на основании того, заслуживают ли этого другие люди. Ефесянам 4:32 , «И будьте друг к добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Последняя мысль. Важно отметить, что все области взаимосвязаны. Сильные стороны в одной области могут способствовать укреплению других областей, в то время как проблемы в одной области могут влиять и вызывать проблемы в других областях. Например, предположим, что человек был глубоко ранен кем-то, кто предал его (родственная рана). Затем он испытал сильные эмоции печали, гнева, разочарования и утраты (эмоциональные эффекты). У него часто были проблемы со сном, поскольку он прокручивал ситуацию в уме, а затем был менее сосредоточен на работе из-за недосыпа (физические эффекты). К сожалению, он не проработал эти эмоции, и боль перешла в глубокую горечь и ожесточение сердца (духовные эффекты).
Био-психо-социально-духовная модель помогает нам осознать четыре основных аспекта человеческой жизни. Благодаря большему пониманию мы становимся лучшими управителями своей жизни, прославляя Бога.