Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Познавательный эгоцентризм: 📖 Познавательный эгоцентризм, Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского[2], ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕКСТЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Психолингвистика. Фрумкина Р. М. Страница 76. Читать онлайн

📖 Познавательный эгоцентризм, Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского[2], ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕКСТЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Психолингвистика. Фрумкина Р. М. Страница 76. Читать онлайн


Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского[2]

Не без огорчения автор обнаруживает через 25 лет после опубликования работу коллеги, который уже умер, содержащую много непосредственно интересных для себя мыслей, которые могли бы быть обсуждены лично и детально.

Хотя мой друг А. Лурия сообщал мне сочувственные и критические замечания Л. Выготского относительно моей ранней работы, я никогда не имел возможности прочитать работы его самого или встретиться с ним лично, и, читая эту книгу сегодня, я глубоко сожалею, что мы не могли прийти к взаимному пониманию по ряду вопросов.

Мисс Е. Ханфман, которая является одним из убежденных последователей Выготского, любезно попросила меня прокомментировать размышления этого известного психолога, касающиеся моих ранних работ. Я считаю своим долгом поблагодарить ее и одновременно признать трудность этой задачи: книга Выготского появилась в 1934 г., а те из моих работ, которые он обсуждает, относятся к 1923 и 1924 гг. Обдумывая, как провести такое обсуждение ретроспективно, я, однако, нашел решение, которое является простым и поучительным (по крайней мере для меня), а именно: постараться увидеть, оправдываются ли критические замечания Выготского в свете моих позднейших работ.

Ответ одновременно и «да» и «нет». По главным вопросам я сейчас более согласен с Выготским, чем был в 1934 г., в то время как по другим вопросам у меня есть теперь лучшие аргументы для ответа, нежели раньше. Мы можем начать с двух особых проблем, поднятых в книге Л. Выготского: с вопроса об эгоцентризме вообще и с более специфического вопроса об эгоцентрической речи.

Если я правильно понял, Выготский не согласен со мной относительно интеллектуального эгоцентризма ребенка, но он признает существование того, что я назвал эгоцентрической речью. Он рассматривает ее как начальную точку для интериоризированной речи, которая развивается позднее и которая, как он полагает, может быть использована для аутистических и логических целей. Позвольте рассмотреть эти два вопроса отдельно.

Познавательный эгоцентризм

В области мышления вся история науки от эгоцентризма до революции Коперника, от ошибочных абсолютов физики Аристотеля до принципов инерции Галилея и до теории относительности Эйнштейна показывает, что требуются века, чтобы освободить нас от систематических ошибок, от иллюзий, вызванных непосредственной точкой зрения, противоположной «децентрированному» систематическому мышлению. И это освобождение далеко не полно теперь.

Я выбрал термин «познавательный эгоцентризм» (без сомнения, выбор плохой!), чтобы выразить ту идею, что прогресс знаний никогда не происходит путем простого добавления познанных предметов или новых уровней, как если бы более богатое знание было только дополнением полученного ранее более бедного. Прогресс знаний требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения с помощью процесса, который так же двигается назад, как и вперед, постоянно корректируя исходные систематические ошибки и таким образом медленно продвигаясь вперед. Этот коррекционный процесс подчиняется определенному закону развития, закону децентрации. В науке переход от геоцентрической к гелиоцентрической перспективе потребовал гигантского подвига децентрации.

Но процесс того же рода может быть обнаружен и у маленьких детей. Отмеченное Выготским мое описание развития понятия «брат» показывает, что ребенку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат также имеет брата, что это понятие предполагает взаимное отношение, а не абсолютную «собственность».

Мои последние эксперименты, также не известные Выготскому, показали подобным же образом, что для того, чтобы представить себе одну дорогу длиннее другой, которая кончается в той же самой точке, отделяя таким образом метрическое понятие «длинный» от порядкового «далекий», ребенок должен децентрировать свое мышление, которое сначала сосредоточивается на одной конечной точке, и выработать объективные взаимоотношения между точками отправления и прибытия.

Психология bookap

Я использовал термин «эгоцентризм», чтобы определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу. Может быть, лучше сказать просто «центризм», но так как исходное центрирование перспективы всегда относится к собственной позиции и действию индивида, я сказал «эгоцентризм» и указал при этом, что неосознанный эгоцентризм мысли совсем не связан с общим значением термина — гипертрофией сознания своего «Я». Познавательный эгоцентризм, как я старался пояснить, опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных, а не на индивидуализм, который предшествует альтруизму (как в концепции Руссо, которая обычно приписывалась мне и которую Выготский не разделял). Когда эта точка зрения проясняется, становится очевидным, что эгоцентризм, определенный таким образом, следует за социальным эгоцентризмом, который мы будем рассматривать позднее в связи с эгоцентрической речью. Эта область рассматривается детально в моем исследовании понятия реальности у детей, в котором раскрыто существование эгоцентризма операций на сенсомоторном уровне.

Так, сенсомоторное пространство первоначально состоит из многих пространств (зрительное, тактильно–кинестетическое и т. д.), сосредоточенных на собственном теле индивида. В возрасте около восемнадцати месяцев, благодаря смещению перспективы, сравнимому с революцией Коперника, пространство становится единым гомогенным контейнером, в котором расположены все объекты, включая собственное тело индивида.

Эгоцентрическое мышление

Эгоцентризм в привычном его понимании есть крайняя степень индивидуализма и эгоизма. Ж.Пиаже (1962) использует это понятие с целью «определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу». «Познавательный эгоцентризм, — указывает он, — опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных». В научном плане, считает Ж.Пиаже, «требуются века, чтобы избавить нас от систематических ошибок, от иллюзий, вызванных непосредственной точкой зрения, противоположной «децентрированному» систематическому мышлению. И это освобождение далеко не полно и теперь». «Однако процесс такого же рода, — продолжает он, — может быть обнаружен и у маленьких детей… Моё описание развития понятия «брат» показывает, что ребёнку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат тоже имеет брата, что это понятие предполагает взаимное отношение, а не абсолютную «собственность».

Познавательный эгоцентризм в той или иной степени присущ едва ли не всем взрослым индивидам. Если кто-то, входя в помещение, говорит, например, что тут «жарко» или «холодно», он очевидным образом демонстрирует свой эгоцентризм, как бы забывая пояснить, что холодно или жарко именно ему, а не кому-то ещё. Или, соглашаясь с кем-то, может сказать «правильно», «верно» вместо, например, «я с этим согласен, наши мнения совпадают». Индивид охотно использует категорические и оценочные суждения, говорит, таким образом, как бы от имени всех людей, так, будто ему хорошо известно их мнение по тому или иному поводу. Различные внешние проявления познавательного эгоцентризма внутренне взаимосвязаны, тем не менее представим их отдельно друг от друга.

1. Индивид обычно полагает, что другие люди представляют себе значение какого-либо явления или события точно так же, как он сам. Если индивид уверен, например, что Солнце вращается вокруг Земли или что волк суть вредное животное, то, по его мнению, эти суждения есть всеобщее убеждение или убеждение, которое должны разделять все.

2. Индивиду кажется, что другие люди видят в происходящем тот же смысл, что и он. Другими словами, он приписывает окружающим собственные эмоции и чувства. Если он, к примеру, чем-то недоволен, то другие люди, как он считает, также должны быть этим возмущены.

3. Познавательный эгоцентризм принуждает индивида приписывать другим людям собственные мотивы поведения. Ему часто кажется, что люди маскируют подлинные свои мотивы, если он сам не обнаруживает у них своих побуждений. По этой причине он бывает не в меру подозрительным, недоверчивым и обычно склонен искать у окружающих скрытые мотивы поведения, особенно негативные, какие свойственны ему самому.

4. Индивид лишён способности видеть себя со стороны, то есть с каких-то внешних и тем более объективных позиций. В глазах других людей, думает он, он должен выглядеть таким же, как в своих. Если его мучает, например, чувство неполноценности, он вполне может быть уверен, что его неполноценность точно так же занимает окружающих, как его самого. Он может быть уверен и в том, что другие люди осуждают его за какой-нибудь недостаток, как ненавидит порой он себя сам. Если же он гордится собой, то обычно склонен думать, что и окружающие должны оценить его по заслугам. Более того, и в том и в другом случае в поведении людей он может усматривать подтверждения своего мнения о себе, преувеличивая ту или иную сторону отношения к себе. Иными словами, он склонен к сенситивным идеям отношения. Не будь последних, индивид с комплексом неполноценности не чувствовал бы себя столь несчастным, а индивид с комплексом превосходства, напротив, счёл бы себя сильно обиженным таким невниманием к себе.

5. Индивида характеризует также понимание происходящего с позиций очевидности. Очевидное, то есть непосредственно воспринимаемое им, с одной стороны, и адекватное, подлинное, с другой стороны, есть для него одно и то же. Из этого вытекают два следствия.

Первое: неадекватная убеждённость в своей правоте и повышенная самооценка в том, что касается своих умственных способностей. Отсюда возникают неподатливость к переубеждению, ригидность, нетерпимость, а также уверенность в том, что люди в массе своей не слишком умны. Такая убеждённость может стать психологической основой формирования сверхценных образований.

Второе: зависимость его суждений от того, что представлено ему в текущих внешних впечатлениях, то есть от того, что происходит на его глазах вне его самого, а не в нём самом в силу неразвитой рефлексии и инфантильного самовосприятия. В старой персидской истории рассказывается о том, как десять «дураков» переплыли реку и уже на другом берегу решили выяснить, не утонул ли кто из них. Каждый «дурак», пересчитывая уцелевших, забывал при этом о себе, так что всякий раз выходило, будто кто-то один всё-таки утонул, а кто именно, точно установить никак не удавалось. Помог беде посторонний «дурак», которому, по счастью, не было нужды в это время считать себя. Такие индивиды, критикуя за какой-нибудь грех других людей, редко замечают, что он есть и у них самих. Психоаналитик, возможно, сказал бы, что в данном случае имеет место проекция собственной проблемы на кого-то другого.

На самом деле это не совсем так, ибо индивид в силу своего эгоцентризма органически лишён возможности распознавать её у себя. Способность воспринимать свои внутренние проблемы индивид приобретает лишь после того, как он с чьей-то посторонней помощью научился видеть такие же проблемы у окружающих. Если же, осуждая какого-то человека, он знает и о своей проблеме, то может критиковать его с удвоенной энергией. Он тем самым как бы говорит сам себе: «Я вижу свой порок, я осуждаю его, значит, я могу со спокойной совестью смотреть себе в глаза, и это даёт мне право говорить всё, что я о других думаю».

6. Неспособность индивида с эгоцентрическими суждениями адекватно принимать точку зрения других людей. Совершенно бездоказательно, изначально она может восприниматься им как неприемлемая, не заслуживающая внимания, неправильная. С этим связано отсутствие у него серьёзного интереса к тому, что думают окружающие по тому или иному поводу, исключая, разумеется, себя самого. Он редко спрашивает у кого-то советы и ещё реже принимает их во внимание, действуя по правилу известного анекдота: «Мы посовещались, и я решил…»

7. Тенденция индивида приписывать другим живым существам собственные чувства, мысли, мотивы. Ему кажется, что собака, например, «всё понимает», «сострадает», «хранит верность и предана» своему хозяину. «Чем больше я узнаю людей, тем сильнее мне нравятся собаки», — говорит он. С этим может быть связана особая любовь к животным, являющаяся в сущности продолжением любви к самому себе.

8. Познавательный эгоцентризм обычно имеет следствием эгоцентризм нравственный, то есть тенденциозные представления о долге, чести и справедливости.

9. Познавательный эгоцентризм наиболее заметным образом проявляется в сфере межличностных отношений. От аутистического мышления со свойственным ему игнорированием принципа реальности его, по словам Ж.Пиаже, отличает нарушение принципа социальности. Тем не менее могут нарушаться и суждения о предметном мире, особенно если они так или иначе затрагивают самооценку.

Ж.Пиаже к проявлениям детского познавательного эгоцентризма относит также синкретизм, феномен несогласованности объёма и содержания понятий, отсутствие представлений о сохранении количества и феномен трансдукции. Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — это слитность, нерасчленённость впечатлений, представлений. Ребёнок не разделяет, например, такие свойства объекта, как его цвет, размер и массу, он оперирует всеми одновременно. Кроме того, он склонен объединять разные впечатления в одно. Так, если на одно изображение накладывается другое, то они сливаются в единое целое. Синкретизм не есть ещё собственно синтез, вероятно, он является лишь прообразом последнего. Отсутствие представлений о сохранении количества проявляется тем, что ребёнок не разделяет впечатлений о количестве вещества и занимаемом им объёме. Например, если воду из широкого стакана перелить в узкий, то ребёнок думает, что в последнем стакане её стало больше, так как уровень воды в нём повышается. Феномен несогласованности объёма и содержания понятий характеризуется подменой объёма понятия содержанием последнего, так как содержание понятия является для ребёнка чем-то более наглядным и осязаемым.

Так, на вопрос, чего на рисунке больше, физических тел или живых существ — изображены 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади, — ребёнок обычно отвечает, что живых существ больше. Аналогичными могут быть ответы взрослых людей в условиях дефицита времени. Феномен трансдукции проявляется смешением случайных признаков с существенными, поскольку первые характеризуются большей наглядностью. Дети, к примеру, могут считать солнце живым на том основании, что оно передвигается. М.В.Осорина (2000) описала также феномен непонимания несоответствия размеров, при котором дети не принимают во внимание несоразмерность величины объектов. Так, дети могут бояться, что в туалете их смоет в унитаз.

Считать указанные признаки проявлением познавательного эгоцентризма, может быть, и следует, но стоит заметить, что эти признаки в первую очередь характеризуют наглядно-образный уровень мышления. В свою очередь это означает, что эгоцентрическое мышление существует в рамках наглядно-образного мышления. Интересно, что в этих же рамках формируется и аутистическое мышление.

Эгоцентрическое мышление может проявлять себя на разных уровнях: от ручного до концептуального.

В психоанализе эгоцентрическое мышление иногда отождествляется с солипсизмом (от лат. solus — единственный и ipse — сам) или нарциссизмом (от имени Нарцисс в древнегреческой мифологии, юноши, который влюбился в своё отражение в воде), то есть «со стремлением считать себя точкой отсчёта» (Райкрофт, 1995). «Открытие того, — указывает автор, — что данный индивид — не единственный камушек на берегу и что мир не был создан лишь для него, влечёт за собой утрату нарциссизма». Иными словами, познавательный эгоцентризм преодолевается по мере расширения познавательных возможностей и при переходе от наглядно-образного мышления на образное и далее на понятийное.

К содержанию

эгоцентризм | психология | Британника

Похожие темы:
теория привязанности

См. весь связанный контент →

эгоцентризм , в психологии, когнитивные недостатки, которые лежат в основе неспособности как детей, так и взрослых распознавать идиосинкразическую природу своих знаний или субъективную природу своих восприятий. Такие неудачи описывают играющих детей, которые закрывают глаза и радостно восклицают своим родителям: «Вы меня не видите!» Точно так же они описывают взрослых врачей, которые ставят своим пациентам медицинские диагнозы, понятные только другому врачу.

Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже стал пионером в научном изучении эгоцентризма. Он проследил развитие познания у детей по мере того, как они выходят из состояния крайнего эгоцентризма и приходят к осознанию того, что другие люди (и другие умы) имеют разные точки зрения. В рамках стадийной теории когнитивного развития Пиаже младенец на сенсомоторной стадии чрезвычайно эгоцентричен. В течение первых двух лет развития младенцы не осознают, что существуют альтернативные перцептивные, аффективные и концептуальные точки зрения. Достигнув предоперационной стадии (от двух до семи лет), дети начинают осознавать существование альтернативных точек зрения, но обычно не принимают эти точки зрения, когда это необходимо. С помощью разнообразных хитроумных задач Пиаже обнаружил, что дети на дооперациональном этапе часто не осознают, что другой человек, который смотрит на тот же неоднородный предмет, что и они, но под другим углом, видит этот предмет иначе. Наблюдение Пиаже о том, что дети более старшего возраста перестают демонстрировать такие проявления эгоцентризма, привело его к утверждению, что дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают стадии конкретных операций и начинают понимать, что разные точки зрения дают разные восприятия. Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что к семи годам большинство людей освобождаются от эгоцентризма.

Со времен Пиаже исследования в рамках психологии развития детской теории разума (их понимания психической жизни других) продолжали изучать эгоцентризм во многих областях социальных и когнитивных рассуждений, таких как восприятие, общение и моральное суждение. Такие исследования, как правило, сосредотачивались на проявлениях эгоцентризма у маленьких детей и на стадиях развития, на которых они преодолеваются.

Еще одна важная традиция в психологии, которая также продвинула понимание эгоцентризма — хотя в значительной степени в отрыве от традиции теории разума в психологии развития — это традиция эвристики и предубеждений в когнитивной и социальной психологии. Исследования эвристики и предубеждений, влияющих на человеческое суждение, показали, что даже во взрослом возрасте восприятие людей характеризуется различными эгоцентрическими недостатками. Они включают эффект ложного консенсуса, когда люди склонны переоценивать степень, в которой их собственные предпочтения разделяются другими; эффект проклятия знания, при котором специалисты в той или иной области не в состоянии адекватно учитывать уровень знаний неспециалистов, с которыми они общаются; иллюзия прозрачности, при которой люди склонны преувеличивать степень, в которой их внутренние эмоциональные состояния (например, тревога во время публичных выступлений) очевидны для сторонних наблюдателей; и эффект прожектора, при котором люди склонны переоценивать степень, в которой аспекты их внешности и действий замечаются другими.

Хотя эгоцентрические предубеждения, как правило, менее выражены во взрослом возрасте, чем в младенчестве, сохранение некоторых форм эгоцентризма во взрослом возрасте предполагает, что преодоление эгоцентризма может быть процессом на протяжении всей жизни, который никогда не достигает полного результата.

Эмили Пронин Кристофер Ю. Оливола

Эгоцентризм — IResearchNet

Наше повседневное представление об эгоцентризме предполагает, что люди ведут себя «эгоистично» или не проявляют «уважительного отношения» к другим. Хотя на самом деле эгоцентризм обычно проявляется в неспособности принять точки зрения других людей, он больше коренится в недостатках человеческого познания, чем в какой-либо мотивации эгоизма. Как у детей, так и у взрослых эгоцентризм возникает, когда мы не в состоянии распознать идиосинкразическую природу наших собственных знаний или субъективную природу наших собственных восприятий. Такие неудачи описывают играющего ребенка, который закрывает глаза и радостно восклицает своим родителям: «Вы меня не видите!» Точно так же они описывают взрослого врача, который ставит своему пациенту медицинский диагноз, который может понять только другой врач.

Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже (1896–1980) стал пионером в научном изучении эгоцентризма. Он проследил развитие познания у детей по мере того, как они выходят из состояния крайнего эгоцентризма и приходят к осознанию того, что другие люди (и другие умы) имеют разные точки зрения. В рамках стадийной теории когнитивного развития Пиаже младенец на сенсомоторной стадии чрезвычайно эгоцентричен. В течение этих первых двух лет развития младенцы не осознают, что существуют альтернативные перцептивные, аффективные и концептуальные точки зрения. Как только они достигают 9На 0029 дооперационном этапе (2–7 лет) дети начинают осознавать существование альтернативных точек зрения, но обычно не принимают их, когда это необходимо. Используя различные хитроумные задачи, Пиаже обнаружил, что дети на этом этапе часто не осознают, что другой человек, который также смотрит на тот же неоднородный предмет, что и они, но под другим углом, видит его по-другому. Наблюдение Пиаже о том, что дети старшего возраста перестают демонстрировать такие проявления эгоцентризма, привело его к утверждению, что дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают 9-летнего возраста.

0029 конкретно-оперативной стадии и осознать, что разные точки зрения дают разное восприятие. Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что к 7 годам большинство из нас свободны от эгоцентризма. Со времен Пиаже исследования в рамках психологии развития детской теории разума продолжали изучать эгоцентризм во многих областях социальных и когнитивных рассуждений, таких как восприятие, общение и моральное суждение. Это исследование в целом по-прежнему сосредоточивалось на проявлениях эгоцентризма у маленьких детей и стадиях развития, на которых они преодолеваются. Еще одна важная традиция в психологии, которая также продвинула наше понимание эгоцентризма — хотя в значительной степени в отрыве от традиции теории разума в психологии развития — это традиция эвристики и предубеждений в когнитивной и социальной психологии. Исследования эвристики и предубеждений, влияющих на человеческое суждение, показали, что даже во взрослом возрасте наше восприятие характеризуется различными эгоцентрическими недостатками.
К ним относятся эффект ложного консенсуса , при котором люди склонны переоценивать степень, в которой их собственные предпочтения разделяются другими; проклятие знаний , при котором специалисты в определенной области не в состоянии адекватно учитывать уровень знаний неспециалистов, с которыми они общаются; illusio
n прозрачности , посредством которой люди склонны преувеличивать степень, в которой их внутренние эмоциональные состояния (такие как тревога во время публичных выступлений) очевидны для сторонних наблюдателей; и эффект прожектора, , при котором люди склонны переоценивать степень, в которой аспекты их внешнего вида и действий замечаются другими.

Хотя эгоцентрические предубеждения, как правило, менее выражены во взрослом возрасте, чем в младенчестве, сохранение некоторых форм эгоцентризма во взрослом возрасте предполагает, что преодоление эгоцентризма может быть процессом на протяжении всей жизни, который никогда не достигает полного результата. Открытие каналов связи между психологами развития, изучающими теорию сознания, и социальными и когнитивными психологами, изучающими склонность к суждениям, вероятно, породит множество новых и интересных вопросов, позволив обеим областям сделать важные теоретические успехи.

Ссылки:

  1. Эпли, Н., Мореведж, К., и Кейсар, Б. (2004). Перспективное восприятие у детей и взрослых: эквивалентный эгоцентризм, но дифференциальная коррекция. Журнал экспериментальной социальной психологии , 40 , 760–768.
  2. Flavell, JH (1999). Когнитивное развитие: знания детей о Annual Review of Psychology, 50, 145–156.
  3. Общество Жана Пиаже, http://www.piaget.org/inde.html
  4. Пиаже, Дж., и Инхелдер, Б. (1956). Представление ребенка о пространстве . Лондон: Рутледж и Кеган P
  5. Пронин, Э., Пуччо, К., и Росс, Л. (2002). Понимание непонимания: социально-психологическая перспектива Т. Гилович, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *