Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Предметом изучения социальной психологии является: Предмет социальной психологии: определение, понятие / Философия

Предмет социальной психологии

Практически любой учебник по психологии начинается с расшифровки понятия «психология». При этом непременно указывается, что оно греческого происхождения и состоит из двух слов: «psyche» — душа и «logos» — учение. Понятие «душа» неоднозначно, оно имеет несколько толкований. Материалисты под понятием«душа» понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однако такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности. Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию духовности:

  1. традиционно материалистический;
  2. идеалистический, религиозный;
  3. основанный на использовании религиозного опыта в психологической практике.

Если использовать традиционный подход к пониманию социальной психологии, то получается, что это учение «о социальной душе», или о психике.

Возникает вопрос, что означает слово «социальный»? В данном случае нужно иметь в виду следующее. Любое социальное явление возникает в результате взаимодействия человека и человека, человека и общности, общности и общности. Именно в этом состоит природа социального.

В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

  1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. — середина ХГХв.).
  2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.).
  3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).


Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Чаугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «

социальная психология».

Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных ШКОЛ.

Первоначально социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, а ее назначение сводится к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология — это промежуточное связующее звено между социологией и общей психологией. Такое толкование предмета социальной психологии нашло отражение в ее положении среди других наук. В частности, в США секция социальной психологии входит как в Американскую социологическую ассоциацию, и в Американскую психологическую ассоциацию.

Подобная ситуация сложилась и в отечественной социальной психологии.

Не случайно защита диссертаций по социологии и социальной психологии проходила в рамках одной и той же научной специальности. Все это говорит о том, что предмет социальной психологии однозначно до сих пор не определен.

Признание факта, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, с другой — на общей психологии, никак не проясняет понимание ее предмета.

В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса. Своеобразный подход к выделению основной проблематики социальной психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения и групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм и когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Наиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии. На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И.Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлексологии. Так, предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом:

«Изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии. В то время имелись три подхода к решению этого вопроса. Представители первого понимали под социальной психологией науку о «

массовидных явлениях психики». Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Странно, но факт, что ни в одном учебнике по социальной психологии не было определения ее предмета. Авторы, как правило, добросовестно перечисляли точки зрения других ученых на этот счет, но сами уходили от ответа на вопрос, что изучает социальная психология. Во многом это объяснялось тем, что социальные психологи в силу объективных причин не могли откровенно высказываться по поводу предмета своей науки. Над ними довлел партийно-классовый подход, согласно которому исторический материализм и политическая экономия рассматривались в качестве ведущих наук в области изучения социальных явлений.

Что же касалось социальной психологии, то она при рассмотрении многих вопросов строго следовала историческому материализму. Она обязана была «знать» свое место и конкретно заниматься изучением общественной психологии как явления менее значимого, чем идеология. Не случайно была опубликована брошюра под названием «Что изучает общественная психология?» Отдельные области социальной психологии превратились в своеобразный катехизис, мифологию. Это прежде всего касалось больших социальных групп. Социальная психология снималась в основном изучением школьных коллективов.

Ясно, что идеологический подход ограничивал предмет отечественной психологии, уводил ее в сторону от исследования социальных явлений, входящих в сферу ее компетенции.

В значительной степени затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук.

Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т.д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления.

Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие — общение, третьи — личность и т. п.

Однако, как отмечалось выше, универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффектом взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

По существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе. Социально-психологические явления можно представить без учета «коллективного бессознательного» и г. д. Тем не менее роль взаимодействия в их происхождении трудно переоценить.

Социально-психологические явления -это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей.

Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления
: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой динамики» К.Левина. Между тем такие явления наблюдаются не только в рамках малых групп.

Д. Майерс выделяет американскую и европейскую социальную психологию, а также развивающихся стран.

Отечественная социальная психология называлась по-разному: просто социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной психологией.

Марксистская социальная психология имеет право на существование, но не в качестве истины в последней инстанции. Можно сказать, что марксистская социальная психология — одна из ее версий, но не более того. Есть гуманистическая, когнитивная социальная психология, социальный психоанализ и т.д. Свое место в этом ряду должна занять и марксистская социальная психология без претензий на монополию. Здесь содержится ряд правильных в методологическом отношении постановок вопросов о социальных конфликтах и пр.

Социальная психология имеет право называться наукой в том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.

Впервые законы социальной психологии попытался сформулировать А.Г. Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М., 1972). Однако его попытку нельзя в целом признать удачной, так как при этом были повторены законы исторического материализма, в частности закон детерминации социально-психологических явлений (общественное бытие определяет общественное сознание). В 1988 г. аналогичную попытку предприняли авторы теоретической и прикладной социальной психологии, но их постигла та же участь. Дело в том, что при отсутствии достаточно большого массива эмпирических исследований определить закономерности социально-психологических явлений практически невозможно. Для того чтобы вывести закон, нужны широкомасштабные исследования.

Тем не менее, анализ имеющихся данных позволяет сделать предварительный вывод о некоторых закономерностях социально-психологических явлений. Об общей социально-психологической теории говорить еще рано, так как ее каркас лишь возводится на основе разработки частных теорий (социальной перцепции, малых групп, функционирования общественного мнения, стратификации и пр.). Вместе с тем уже сейчас можно с большей долей вероятно утверждать, что законы в области социальной психологии имеют иерархический, субординационный, нелинейный и замкнутый характер, что социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к объяснению их природы подхода «S-R» (стимул-реакция) неприемлем. При этом следует подчеркнуть, что социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

Один из недостатков социальной психологии в том, что она пытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных — совершенно другим.

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т. д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

  • подражание — следование какому-либо примеру, образу;
  • внушение — процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
  • заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • убеждение — метод воздействия на сознание личности;
  • идентификацию — процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле. Эта сказка — пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии — ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социальная психология — тест 1

Главная / Гуманитарные и социальные науки / Социальная психология / Тест 1

Упражнение 1:


Номер 1

Раздел социальной психологии групп рассматривает…

Ответ:

&nbsp(1) явления и процессы, обусловленные общественной природой личности и ее принадлежностью к различным социальным сообществам&nbsp

&nbsp(2) различные виды, средства и механизмы общественных коммуникаций (в том числе массовые коммуникации), типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта&nbsp

&nbsp(3) разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, межгрупповые отношения&nbsp



Номер 2

Объектом исследовательского интереса социального психолога выступают…

Ответ:

&nbsp(1) небольшие группы людей, профессиональные союзы и партии, нации в целом&nbsp

&nbsp(2) преимущественно малые социальные группы и отдельные индивиды&nbsp

&nbsp(3) главным образом крупные социальные образования: классы, национальные сообщества&nbsp



Номер 3

Социальная психология — это…

Ответ:

&nbsp(1) наука, в центре исследовательского внимания которой находятся последствия различного рода контактов между людьми, проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов&nbsp

&nbsp(2) наука о законах возникновения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе жизнедеятельности&nbsp

&nbsp(3) отрасль психологии, изучающая психологические различия между индивидами и между группами людей, причины и последствия этих различий&nbsp

&nbsp(4) отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости&nbsp



Номер 4

Объяснить, как крупномасштабные экономические и социетальные факторы создают ситуации, приводящие к насилию и преступлениям, помогает гипотеза…

Ответ:

&nbsp(1) деиндивидуализации&nbsp

&nbsp(2) саморегуляции&nbsp

&nbsp(3) фасилитации&nbsp

&nbsp(4) фрустрации&nbsp



Упражнение 2:


Номер 1

К какому уровню анализа обращается социальная психология?

Ответ:

&nbsp(1) социальному&nbsp

&nbsp(2) интерперсональному&nbsp

&nbsp(3) индивидуальному&nbsp



Номер 2

Социальный уровень анализа используется в…

Ответ:

&nbsp(1) социальной психологии, социальной медицине&nbsp

&nbsp(2) психологии личности, клинической психологии&nbsp

&nbsp(3) социологии, экономике, политологии&nbsp



Номер 3

Изучением проблем преступности, бедности, отклоняющегося поведения занимается…

Ответ:

&nbsp(1) психологическая социальная психология&nbsp

&nbsp(2) социология групп&nbsp

&nbsp(3) социологическая социальная психология&nbsp



Упражнение 3:


Номер 1

Основным исследовательским методом социологической социальной психологии является…

Ответ:

&nbsp(1) эксперимент&nbsp

&nbsp(2) опрос&nbsp

&nbsp(3) контент-анализ&nbsp

&nbsp(4) моделирование&nbsp



Номер 2

В центре внимания психологической социальной психологии находится…

Ответ:

&nbsp(1) индивид&nbsp

&nbsp(2) группа&nbsp

&nbsp(3) общество&nbsp



Номер 3

В социальной психологии существуют … основные ветви

Ответ:

&nbsp(1) четыре&nbsp

&nbsp(2) три&nbsp

&nbsp(3) две&nbsp



Упражнение 4:


Номер 1

Основным методом психологического исследования в социологической социальной психологии является…

Ответ:

&nbsp(1) тестирование&nbsp

&nbsp(2) опрос&nbsp

&nbsp(3) эксперимент&nbsp

&nbsp(4) наблюдение&nbsp



Номер 2

Основным методом психологического исследования в психологической социальной психологии является…

Ответ:

&nbsp(1) наблюдение&nbsp

&nbsp(2) эксперимент&nbsp

&nbsp(3) тестирование&nbsp

&nbsp(4) опрос&nbsp



Номер 3

К характеристикам социологической социальной психологии не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) обращается к анализу непосредственных стимулов, психологических состояний и черт личности&nbsp

&nbsp(2) в центре внимания зтого направления находится группа или общество&nbsp

&nbsp(3) основные исследовательские методы — опрос и включенное наблюдение&nbsp



Упражнение 5:


Номер 1

К характеристикам психологической социальной психологии не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) обращается к анализу социальных переменных (социоэкономический статус, социальные роли, культурные нормы)&nbsp

&nbsp(2) в центре внимания этого направления находится индивид&nbsp

&nbsp(3) основной исследовательский метод — эксперимент&nbsp



Номер 2

Основными ветвями социальной психологии являются…

Ответ:

&nbsp(1) социологическая, психологическая&nbsp

&nbsp(2) общественная, индивидуальная&nbsp

&nbsp(3) общественная, социологическая&nbsp



Упражнение 6:


Номер 1

Социальные психологи используют … уровень социально-психологического анализа

Ответ:

&nbsp(1) индивидуальный&nbsp

&nbsp(2) социальный&nbsp

&nbsp(3) интерперсональный&nbsp



Номер 2

Индивидуальный уровень анализа обычно используется в…

Ответ:

&nbsp(1) социальной психологии&nbsp

&nbsp(2) психологии классов&nbsp

&nbsp(3) психологии личности&nbsp

&nbsp(4) клинической психологии&nbsp



Номер 3

К характеристикам социального уровня анализа не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) исследуются характеристики общества как целого&nbsp

&nbsp(2) исследователи стремятся связать мотивы поступков человека с его социальным статусом&nbsp

&nbsp(3) с помощью социетального анализа выявляются связи между социетальными социальными влияниями и общими типами социального поведения&nbsp



Упражнение 7:


Номер 1

К характеристикам индивидуального уровня анализа не относится утверждение:

Ответ:

&nbsp(1) поведение людей объясняется исходя из уникальной истории жизни данного человека и его психологических характеристик&nbsp

&nbsp(2) при изучении насилия в городах выявляется взаимосвязь тяжких преступлений с негативными социальными факторами (бедность, иммиграция и др. )&nbsp

&nbsp(3) используется в клинической психологии&nbsp



Номер 2

Социальный уровень анализа в своих исследованиях в основном используют…

Ответ:

&nbsp(1) экономисты, психологи, социологи, политологи&nbsp

&nbsp(2) экономисты, социологи, политологи&nbsp

&nbsp(3) экономисты, политологи, социологи, психологи&nbsp

&nbsp(4) психологи, политологи&nbsp



Упражнение 8:


Номер 1

Проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее принадлежностью к различным группам и обществу в целом, охватывает в исследованиях…

Ответ:

&nbsp(1) социальная психология личности&nbsp

&nbsp(2) социальная психология общения и межличностного взаимодействия&nbsp

&nbsp(3) социальная психология групп&nbsp



Номер 2

Различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта — рассматривает…

Ответ:

&nbsp(1) социальная психология личности&nbsp

&nbsp(2) социальная психология общения и межличностного взаимодействия&nbsp

&nbsp(3) социальная психология групп&nbsp



Номер 3

В социальной психологии не выделяют раздел:

Ответ:

&nbsp(1) психология общения и межличностного взаимодействия&nbsp

&nbsp(2) психология личности&nbsp

&nbsp(3) психология групп&nbsp

&nbsp(4) психология масс&nbsp



Номер 4

Социальная психология — это наука, изучающая…

Ответ:

&nbsp(1) закономерности и особенности этапов социализации личности&nbsp

&nbsp(2) закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний&nbsp

&nbsp(3) процессы социальной адаптации личности в контексте общественного развития&nbsp



Упражнение 9:


Номер 1

В центре исследовательского интереса социального психолога находится…

Ответ:

&nbsp(1) темперамент человека&nbsp

&nbsp(2) взаимовлияние человека и его социального мира&nbsp

&nbsp(3) психофизиология человека&nbsp



Номер 2

Наш социальный мир…

Ответ:

&nbsp(1) не испытывает воздействия с нашей стороны&nbsp

&nbsp(2) испытывает определенные воздействия с нашей стороны&nbsp

&nbsp(3) существует только благодаря воздействию с нашей стороны&nbsp



Номер 3

Социальный контекст — это…

Ответ:

&nbsp(1) тесная связь человека со всем его социальным окружением&nbsp

&nbsp(2) воздействие человека на окружающий мир&nbsp

&nbsp(3) влияние на человека его социального окружения&nbsp



Главная / Гуманитарные и социальные науки / Социальная психология / Тест 1

Что такое социальный психолог? Справочник по диплому и карьере

Социальные психологи изучают способы, которыми культура и взаимодействие формируют психологическое восприятие, и то, как индивидуальная психология объединяется в больших группах для формирования коллективных мыслей и действий. Чаще всего они занимаются исследовательской и консультативной работой, используя свои знания для формирования общественного поведения или объяснения социальных явлений.

Поскольку еще до того, как психология стала формальной областью изучения, философы и мыслители поняли, что на то, что думает человек, может влиять то, что думают окружающие. Что еще более интересно, многие начали верить, что все мы разделяем коллективное мышление. Карл Юнг, основавший область аналитической психологии, выдвинул гипотезу о том, что существует обширное коллективное бессознательное, которое мы все разделяем и которое содержит архетипы и модели мышления нашего вида. Инстинкты и побуждения возникают из этого общего сознания. Из-за этого толпы реагируют предсказуемым образом.

Эти и другие увлекательные концепции являются естественной областью изучения для социальных психологов. Настолько, что Юнг, Фрейд и многие другие известные психологи, как известно, исследовали предмет социальной психологии.

Социальные психологи выходят на поле не через дверь индивидуального мышления и опыта, а вместо этого рассматривают взаимодействие и отношения между людьми. Они также смотрят на то, как культура и общество формируются в результате общего смешения элементов индивидуальной психологии.

Подобные данные и исследования имеют огромное значение в самых разных областях: от потребительского маркетинга до общественного здравоохранения и избирательной политики. Это делает социальных психологов очень востребованными во многих интересных и прибыльных отраслях.

Кто такой социальный психолог?

Социальный психолог — это высококвалифицированный ученый, который использует эти знания для прогнозирования и интерпретации социальных взаимодействий и коллективного воздействия психологии на общество. Чтобы стать социальным психологом, вам нужен как минимум магистр психологии.

Как и в любой другой области психологии, у социальных психологов есть свои специализации. Они могут специализироваться на таких предметах, как:

  • Общественные предрассудки и социальная справедливость
  • Психология социальной стигмы и издевательств
  • Расовая, этническая и культурная психология
  • Неравенства в области психического здоровья
  • Социальное и личностное развитие
  • 2 Обладая передовой психологической подготовкой, социальные психологи могут разгадывать такие тайны, как расизм, войны и издевательства. У них есть вся подготовка, чтобы понять, как люди воспринимают и обрабатывают информацию, а также как понимать влияние окружающей среды и взаимодействия на эти мысли. Это мощная форма психологии с очевидным применением в десятках отраслей и социальных услуг.

    Социальный психолог — врач?

    Социальные психологи не считаются врачами, хотя некоторые из них могут иметь докторскую степень. Их областью знаний является психология, а не медицина, поэтому у них нет таких вариантов диагностики и лечения, как у врачей. Большинство из них в любом случае не работают непосредственно лицом к пациенту.

    НАЙТИ ШКОЛЫ

    Рекламный контент

    Чем занимаются социальные психологи?

    Работа социального психолога во многом зависит от его специализации. Большинство социальных психологов не являются клиницистами; они явно не практикуют лечение групп или отдельных лиц.

    Вместо этого они занимаются исследованиями, академическими исследованиями и консультированием. Например, они могут посоветовать корпоративному руководству, как лучше вести переговоры с профсоюзом. Или они могут тщательно изучить предстоящую маркетинговую кампанию на предмет скрытых подводных камней, которые могут оскорбить некоторые культурные группы. Или они могут консультировать некоммерческих администраторов или государственных чиновников о том, как решать основные социальные проблемы.

    Социальные психологи предлагают идеи и решения некоторых из самых насущных проблем общества лица сегодня, от того, что побуждает людей вступать в банды, склонные к насилию, до отказа от прививок, до расовой и гендерной дискриминации.

    Большая часть социальной психологии основана на наблюдении. Социальные психологи просматривают газетные статьи, разрабатывают и анализируют общественные опросы и берут интервью у людей, чтобы получить общую картину. Они также собирают и проводят эксперименты для проверки теорий. Одним из примеров является печально известный Стэнфордский тюремный эксперимент, в ходе которого они раскрыли тайну того, как в противном случае, казалось бы, нормальных людей можно было легко убедить делать друг с другом ужасные вещи. Другим был эксперимент Asch Conformity, который показал, как социальное давление может влиять на людей, заставляя их сознательно делать неправильный выбор.

    Чтобы стать хорошим социальным психологом, нужно уметь смотреть на окружающий мир и понимать, почему люди ведут себя так, а не иначе. Как только вы пойдете по этому пути, вы найдете объяснения, которые вас удивят, и способы помочь обществу улучшиться в целом.

    Что является примером социальной психологии?

    Социальная психология изучает психологические компоненты взаимодействия между людьми, а также коллективные отношения и точки зрения, возникающие в результате комбинации всех этих точек зрения. Примеры включают притяжение и восприятие привлекательных качеств между людьми; образцы агрессии и доминирования в обществе; взгляды на то, что представляет собой вежливое поведение в обществе; и коллективные убеждения, такие как религия.

    Получение необходимого образования, чтобы стать социальным психологом

    Степень магистра считается минимальным уровнем образования для большинства должностей в области социальной психологии. Двухлетняя степень, которая строится на основе вашего четырехлетнего бакалавриата, считается достаточной, чтобы дать вам основы исследований, анализа и специальных знаний в области психологии.

    Однако вы должны начать свой путь к ученой степени с программы уровня бакалавра. По данным Национального центра статистики образования, степени бакалавра в области психологии являются одними из самых популярных в Соединенных Штатах. Они познакомят вас с основной историей, принципами и процессами психологического мышления и изучения, чтобы подготовить вас к получению более высокой степени.

    Однако в некоторых случаях степени магистра может быть недостаточно. Докторская степень по психологии исследует все эти же предметы, но более глубоко. Докторская степень считается минимальным образованием в большинстве штатов для получения лицензии психолога, которая необходима, если вы планируете заниматься какой-либо клинической практикой. В некоторых случаях штаты требуют лицензирования даже для психологов, которые напрямую не предлагают клинические услуги.

    Но докторская степень — это также примерно семь лет углубленного обучения социальной психологии, что дает вам гораздо больше времени для освоения экспериментальных методов и количественного анализа. Полировка этих исследовательских навыков может быть важна в социальной психологии, которая процветает благодаря крупномасштабным экспериментам и анализу.

    При получении докторской степени вы также проходите через процесс написания диссертации, сложный многолетний исследовательский проект, который используется для демонстрации ваших оригинальных идей в данной области и подготовки статьи, которая считается достойной публикации. Это вполне может определить всю вашу карьеру и сделать вас экспертом в конкретной области социальной психологии.

    На уровне магистратуры или докторантуры обязательно выбирайте программы, полностью аккредитованные Американской психологической ассоциацией (APA). Этот штамп одобрения показывает, что образование соответствует стандартам психологического сообщества, а также является требованием для получения лицензии.

    Узнайте о программах обучения рядом с вами !

    Что изучают социальные психологи?

    Социальные психологи получают такое же базовое образование, как и все другие психологи, по таким темам, как:

    • Принципы современной психологии
    • Оценка и лечение состояний психического здоровья
    • Методы исследования и статистики
    • Этика и профессиональные стандарты

    Они также переходите к более конкретным занятиям по темам, характерным для социальной психологии, таким как изучение расы и класса, многокультурные взгляды на психическое здоровье, а также стереотипы и предрассудки.

    Социальный психолог Заработная плата и карьерный потенциал

    Социальные психологи имеют чрезвычайно широкий спектр возможностей для карьерного роста. Любая отрасль или организация, которым необходимо понять, как окружающая среда и человеческое взаимодействие формируют перспективы и поведение, могут использовать социального психолога, чтобы помочь разобраться в тайнах.

    Это приводит к интересным ролям, начиная от политического консалтинга и заканчивая технологическим дизайном. Социальные психологи играют важную роль в выяснении того, как новые социальные сети влияют на общество и как лучше всего справляться с безудержным распространением онлайн-дезинформации. Они работают с агентствами общественного здравоохранения, чтобы выяснить нерешительность в отношении вакцин и сопротивление маскировке. Некоторые из них находятся в авангарде движения за социальную справедливость, раскрывая древние человеческие предрассудки и выясняя, как противодействовать им для более равноправного общества.

    Некоторым социальным психологам для того, чтобы практиковать, необходимо соответствовать требованиям штата по лицензированию. Этот стандарт варьируется в зависимости от штата, в зависимости от их юридических определений, поэтому вам следует проконсультироваться с советом по лицензированию штата, чтобы узнать, подпадает ли ваша работа под эти требования.

    Независимо от того, требуется лицензия или нет, у вас не возникнет проблем с поиском работы социальным психологом в мире, который становится все более взаимосвязанным.

    Где работают социальные психологи?

    Социальные психологи могут найти множество различных вакансий после окончания учебы в самых разных областях. Многие работают в государственных, местных или федеральных государственных учреждениях. Другие находят должности в корпорациях, работая в командах по разработке продуктов или связям с общественностью. Но, возможно, большинство социальных психологов работают в академических кругах, преподают или проводят важные исследования, которые помогают формировать будущее этой области.

    НАЙТИ ШКОЛЫ

    Рекламный контент

    Сколько зарабатывают социальные психологи?

    В отчетах о заработной плате Бюро статистики труда (BLS) социальные психологи не классифицируются отдельно от других типов психологов. Для отрасли в целом средний уровень заработной платы в 2020 году составлял 80 370 долларов. Это довольно близко к результатам опроса, проведенного APA специально для специалистов по социальной психологии, который показал, что в среднем 85 860 долларов в год. По данным BLS, те, кто входит в десятку процентов лучших специалистов, с самым высоким уровнем образования и опыта, могут зарабатывать более 132 070 долларов.

    социальная психология | Britannica

    Ключевые люди:
    Франц Фанон Эрих Фромм Маргарет Флой Уошберн Уильям Макдугалл Курт Левин
    Связанные темы:
    теория социальной идентичности гипотеза фрустрации-агрессии Эксперимент Милгрэма танатология потребительская психология

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    социальная психология , научное исследование поведения людей в их социальной и культурной среде. Хотя этот термин может включать социальную активность лабораторных животных или животных в дикой природе, акцент здесь делается на социальном поведении человека.

    Социальная психология, когда-то являвшаяся относительно спекулятивным, интуитивным предприятием, превратилась в активную форму эмпирического исследования, причем объем исследовательской литературы быстро увеличился примерно после 1925. В настоящее время социальные психологи располагают значительным объемом данных наблюдений, охватывающих ряд тем; однако доказательства остаются слабо скоординированными, и в этой области существует множество различных теорий и концептуальных схем.

    Ранний толчок к исследованиям пришел из Соединенных Штатов, и многие работы в других странах следовали традициям США, хотя в других странах мира предпринимаются независимые исследовательские усилия. Социальная психология активно изучается в Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Скандинавии, Японии и России. Большинство социальных психологов являются членами университетских факультетов психологии; другие находятся на кафедрах социологии или работают в таких прикладных учреждениях, как промышленность и правительство.

    Многие исследования в области социальной психологии состоят из лабораторных экспериментов по социальному поведению, но в последние годы этот подход подвергался критике как слишком глупый, искусственный и нереалистичный. Большая часть концептуальной основы исследований в области социальной психологии происходит из других областей психологии. В то время как теория обучения и психоанализ когда-то были наиболее влиятельными, когнитивный и лингвистический подходы к исследованиям стали более популярными; социологические вклады также оказали влияние.

    Социальные психологи нанимаются или используются в качестве консультантов при создании социальной организации предприятий и психиатрических сообществ; некоторые работают над уменьшением конфликтов между этническими группами, над разработкой средств массовой информации (например, рекламы) и консультированием по воспитанию детей. Они помогали в лечении душевнобольных и в реабилитации осужденных. Фундаментальные исследования в области социальной психологии были представлены вниманию общественности в популярных книгах и в периодической печати.

    Методы исследования

    Лабораторные эксперименты, в которых в качестве испытуемых часто используются студенты-добровольцы, упускают из виду многие черты повседневной социальной жизни. Такие эксперименты также подвергались критике как предвзятые, поскольку сами экспериментаторы могут влиять на результаты. Исследователи, которых больше волнуют реалистичные условия, чем строгость, как правило, покидают лабораторию для проведения полевых исследований, как и те, кто придерживается социологических традиций. Однако полевые исследования также могут быть экспериментальными, и эффективность каждого подхода может быть повышена за счет использования методов другого.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Во многих колледжах и университетах есть лаборатории социальной психологии, оборудованные комнатами для наблюдения, позволяющими видеть объекты с одной стороны. Звуко- и видеомагнитофоны и другие устройства записывают текущее социальное взаимодействие; компьютерное оборудование и другие принадлежности могут использоваться для конкретных исследований.

    Социальное поведение понимается как продукт врожденных биологических факторов, возникших в результате эволюции, и культурных факторов, возникших в ходе истории. Ранние авторы (например, Уильям МакДугалл, психолог) подчеркивали инстинктивные корни социального поведения. В более поздних исследованиях и работах, в которых упор делался на теорию обучения, подчеркивалось влияние факторов окружающей среды на социальное поведение. В 19Полевые исследования нечеловеческих приматов (например, бабуинов) в 60-х и 70-х годах привлекли внимание к ряду сходств с человеческим социальным поведением, в то время как исследования в области культурной антропологии показали, что многие черты человеческого социального поведения одинаковы независимо от изучаемой культуры. Становится общепризнанным мнение, что социальное поведение человека, по-видимому, имеет биологическую основу и отражает действие эволюции, как в случае паттернов эмоционального выражения и других невербальных коммуникаций, структуры языка и аспектов группового поведения. .

    Было проведено множество исследований социализации (процесса обучения в культуре), и было обнаружено, что обучение взаимодействует с врожденными факторами. Например, врожденная способность к языку позволяет выучить местный язык. Культура состоит из моделей поведения и способов организации опыта; он развивается в ходе истории по мере того, как из различных источников вводятся новые элементы, из которых сохраняются лишь некоторые. Многие аспекты социального поведения можно частично объяснить с точки зрения их истории.

    Социальное восприятие

    В некоторых лабораторных экспериментах испытуемые смотрят неподвижные или движущиеся изображения, слушают магнитофонные записи или непосредственно наблюдают за другим человеком или взаимодействуют с ним. Субъектов можно попросить раскрыть свое социальное восприятие таких людей по оценочным шкалам, дать их свободное описание или дать оценочный ответ другими способами. Хотя такие исследования могут дать результаты, которые не соответствуют результатам в реальных условиях, они могут предоставить полезную информацию о восприятии личности, социальных ролей, эмоций и межличностных отношений или реакций во время постоянного социального взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *