Эффект новизны ореола: что это такое?
Гулия Конкина Учебный центр TeachLine
Когда мы смотрим за блогерами в Instagram, чаще всего считаем, что это успешные люди, которые ярко живут, всего достигают. Основа для рассуждений — их посты и сторис. Но при этом никаких гарантий, что все это правда, у нас нет. Срабатывает эффект ореола. В статье подробнее разберем, что это такое.
Что такое эффект ореола?
Термин «эффект ореола» впервые употребил американский психолог Эдвард Торндайк. В 1920 году в одной из своих работ он описал эксперимент, в котором приняла участие группа людей. Суть сводилась к тому, что при оценке человека участники эксперимента одно отрицательное качество переносили на все черты в общем. Например, если им не нравилась грубость человека, то не нравился в целом человек. Они считали, что и остальные качества личности такие же плохие.
Джон Монахан в 1941 году подтвердил эту теорию еще одним исследованием. В своем эксперименте он отметил, что жюри присяжных сложно вынести приговор симпатичному им человеку. Им тяжело принять, что эта личность могла совершить тяжкое преступление.
Эффект ореола (или гало-эффект) — это когнитивное искажение. Смысл психологического феномена в том, что человек основывается на свои первые впечатления и составляет ошибочные (ничем не доказанные) суждения. Возьмем тот же пример с блогерами из Instagram. Когда мы их оцениваем, основываемся на свои впечатления на их сторис и посты. Нам кажется, что у этих людей все хорошо. Это некий ярлык, который мы повесили. Точных доказательств, что человек успешен и счастлив, при этом нет.
Давайте рассмотрим еще несколько примеров эффекта ореола:
- Если девушка встречает красивого и ухоженного молодого человека в костюме, опять же предполагает, что он успешный;
- Жители других стран воспринимают «россиян» суровыми;
- А мужчина-водители считают, что абсолютно все женщины плохо водят машину;
- Если вам не понравилась одна книга автора, то, скорее всего, и другие его работы вы будете считать такими же бездарными.
Эффект ореола работает при любой оценке: как положительной, так и отрицательной. Мы привязываем себя к ярлыку и выстраиваем общую оценку человеку или бренду. То есть вместо многогранной оценки основываемся только на одно впечатление.
Как применяется эффект ореола в маркетинге?
Эффект ореола проявляется и в маркетинге. Давайте рассмотрим конкретные примеры.
- Представим, что вы покупаете часы какого-то бренда. Внешне дизайн вам настолько нравится, что вы сразу думаете, что часы классные и функционально. Хотя доказательств этому нет;
- Оказываясь на сайте компании, вы разочаровываетесь. Неудобный интерфейс, старый дизайн, тексты с ошибками. Вы делаете вывод, что компания сама по себе такая же несовременная. И, основываясь на негативное восприятие, к этой организации не обращаетесь;
- Вы пользуетесь кофемашиной определенного бренда. Вас все устраивает: для вас это идеальная машина. Вы считаете, что миксер того же бренда будет аналогичным по качеству;
- Вы следите за какой-то компанией в социальных сетях. Они их классно ведут: поддерживают все тренды, используют только качественные фото, снимают креативные видео. Вы полагаете, что товар этого бренда такой же классный;
- Если вам нравится какой-то блогер, то его услуга/товар вам тоже симпатичны. Вы покупаете у него курс, берете консультацию, доверяете человеку;
- Эффект работает и с известными личностями. Например, если бренд рекламирует неприятный для вас человек, то пользоваться рекламируемым им товаром вы, скорее всего не будете. И наоборот: если вам нравится Павел Воля, вы купите кириешки, которые он рекламирует.
А тех, кто готов не только изучать этот эффект, но и применять в работе, мы приглашаем на онлайн-курс «Интернет-маркетолог от TexTerra». Опытные специалисты нашей компании поделятся с вами своими знаниями в области интернет-маркетинга: обсудим SEO, бизнес-аналитику, контент-маркетинг, работу с аудиторией, отслеживание и создание KPI и пр.
Расскажите об этом:
Автор: Гулия Конкина
Эффект ореола в психологии: примеры из жизни
Эффект ореола (другое название гало-эффект) — понятие в психологии, определяющее когнитивное искажение, когда общая оценка человека опирается на отдельные признаки, личностные характеристики или индивидуальные особенности. К примеру, внешне красивый человек воспринимается как умный успешный, отзывчивый, с тонким чувством юмора. Тогда как личность с грубыми чертами лица воспринимается как черствая, замкнутая и недружелюбная.
Нередко эффект ореола носит более негативную окраску: когда непривлекательный внешне подозреваемый подвергается большим нападкам, чем подозреваемый с привлекательной внешностью. Такой гало-эффект в психологии имеет и другое название — «эффект дьявола».
Содержание
- Эффект ореола — что это такое
- Примеры эффекта ореола
- Причины возникновения эффекта ореола в психологии
- Условия, вызывающие эффект ореола в психологии
- Эффект зачетки
- Рядом и вместе
- Влияние первого слова
- Как воздействовать на эффект ореола
- Эксперименты
- Влияние эффекта ореола на людей
- Заключение
Эффект ореола — что это такое
Эффект ореола впервые был упомянут в 1920 году психологом Эдвардом Торндайком. В результате эксперимента он обнаружил и доказал существование данного феномена. Впоследствии исследования других ученых только подтверждали его теорию. И если изначально понятие эффекта ореола применяли только к межличностным отношениям, то в современном обществе его использование стало гораздо шире. Особенно это касается маркетинга брендов.
Люди часто склонны опираться на стереотипы относительно окружающих. Неправильно навешенные «ярлыки» мешают видеть человека таким, какой он есть на самом деле. Потому так важно, какое первое впечатление мы оказываем на окружающих. Если первоначально об индивидууме сложилось негативное впечатление, нужно приложить массу усилий, чтобы изменить мнение в лучшую сторону.
Это же справедливо и в обратном отношении: изначально заручившись положительным мнением, человек при дальнейшем общении воспринимается только позитивно. Недостаток объективной информации, поверхностные суждения и гало-эффект не позволяют замечать его негативные стороны.
Эффект ореола может быть положительным и отрицательным. Первое впечатление о человеке определяет, какой «ярлык» на него навесить: отрицательный или положительный, и задает тон последующему субъективному восприятию этой личности.
Примеры эффекта ореола
В отношениях между людьми есть масса примеров эффекта ореола. Вы и сами могли заметить, что впечатление о коллеге, соседях или новом знакомстве было продиктовано первичным общением с ними. И нередко со временем вы понимали, что первое впечатление было ошибочным.
Мошенники обводят своих жертв вокруг пальца, используя положительный эффект ореола. Максимально расположив к себе других, в определенный момент они извлекают выгоду для себя в ущерб обманутым людям.
Еще несколько примеров эффекта ореола в различных сферах жизни:
- при приеме на работу, выбирая среди соискателей с одинаковыми профессиональными навыками, работодатель отдаст предпочтение более привлекательному внешне кандидату;
- общаясь с симпатичным собеседником, мы воспринимаем его более позитивно, неосознанно для себя считаем его более умным, чем он может быть на самом деле;
- если на первом свидании нам понравился человек, впоследствии будет непросто разглядеть его негативные стороны;
- покупая бытовую технику, мы скорее приобретем изделие знакомого нам производителя, чем того, кто встречается нам впервые;
- люди склонны больше доверять крупным, известным банкам, чем небольшим банковским организациям, пусть даже они и предлагают более выгодные условия кредитования или процентные ставки по депозитам;
- человеку, который изначально произвел впечатление отличного руководителя с организаторскими способностями, охотнее прощаются все ошибки и проступки, у него больше шансов их исправить и остаться на своей должности;
- знаменитые личности нередко ведут себя вызывающе: оскорбляют окружающих, позволяют себе пьяные выходки на людях — то есть то, что активно осуждается в отношении простых людей, не знаменитостей. В обществе нахальное поведение «звезды» воспринимается со снисхождением: мол, творческая личность — что с нее взять.
Отрицательный эффект ореола может сыграть злую шутку: людям с непривлекательной внешностью приходится прикладывать немало сил, чтобы завоевать расположение и доверие окружающих. Интересные личности бывают лишены общения из-за неправильно сложившегося мнения.
Со знаменитостями также случается, что негативный эффект ореола, сложившийся из-за одной ошибки, разрушает карьеру. Актера, сыгравшего роль в фильме, провалившем прокат, перестают приглашать на другие роли. Другому актеру, который, наоборот, слишком хорошо сыграл свою роль, больше не предлагают принять участие в проектах — он так и остается актером одной роли.
Причины возникновения эффекта ореола в психологии
Не имеют значения интеллектуальные способности, возраст, половая принадлежность — практически все люди подвержены эффекту ореола. Человеческому мозгу свойственно навешивать на все и вся ярлыки.
Причины, способствующие возникновению эффекта ореола:
- Нехватка времени — из-за спешки, недостатка времени ближе познакомиться с человеком, мы вынуждены опираться на первое мнение. В лучшем случае можем проанализировать несколько известных об этой личности фактов и на их основании составить о нем впечатление.
- Информационный перегруз — физически невозможно полноценно сконцентрироваться на изучении одной личности, если человек окружен большим количеством знакомых и много контактирует с людьми.
- Мышление стереотипами — шаблоны личностей, которые могли быть нам навязаны окружающими, не позволяют реально проанализировать индивидуума. «Худой — значит, злой», «толстый — значит, добродушный», «двоечник Дима не добьется успеха», «красавица Катя удачно выйдет замуж». Сколько этих стереотипов на деле не оправдывались. Красавица Катя ударилась в науку и с головой погрузилась в карьеру. Двоечник Дима увлекся музыкой и стал известным музыкантом, получающим внушительные гонорары за свое творчество.
- Незначительность личности — при первом знакомстве человека сразу оценивают на «полезность» и «не полезность». Общение с сыном профессора может быть выгодно, потому что через его папу можно заполучить тепленькое местечко. А вот общение с каким-нибудь Колей, чьи родители ничем не примечательны, не интересно, потому что не несет никакой выгоды. Хотя этот Коля — отзывчивый и преданный человек.
- Неординарность личности (привлекательная внешность, какой-то необычный навык, талант). Когда кого-либо оценивают через одну яркую особенность, остальные воспринимаются как незначительные. Художник, талантливо изображающий природу, восторженно воспринимается публикой, несмотря на склочный характер. Девушка привлекает парней красивыми волосами, точеной фигуркой и миловидным лицом, хотя на деле она может быть жадной и двуличной.
Главной причиной, почему так трудно избавляться от «ярлыков», является консервативность человеческого мышления. Людям легче следовать уже готовым стереотипам, чем анализировать, углубляться в изучение других людей и явлений.
Условия, вызывающие эффект ореола в психологии
Психологической основой эффекта ореола является человеческая особенность мыслить аналогиями. Что нередко приводит к заблуждениям.
Эффект зачетки
Мышление аналогиями можно проследить в студенческой среде. Студенты первый-второй год обучения активно работают на зачетку: кропотливо учатся, не пропускают занятия, делают все для того, чтобы в зачетке стояли высокие отметки. Потом же они расслабляются: меньше занимаются учебой, прогуливают занятия. Эффект ореола здесь проявляется в тот момент, когда преподаватель листает зачетку: он ставит более высокую оценку тем студентам, которые на нее поработали. Даже если студент плохо ответил, благодаря хорошей зачетке он получит незаслуженно высокий балл.
Более высокие баллы получают и те ученики, которые в прошлом показывали хорошие знания, а сейчас их уровень знаний гораздо ниже. Преподаватели также высоко оценивают тех студентов, которые старательно занимались на их занятиях, даже если на самом деле их знания не на высоте.
Рядом и вместе
Часто можно наблюдать, как люди с гордостью показывают свои фотографии в обществе знаменитостей. Им кажется, что таким образом они становятся значительнее, успешнее, интереснее для окружающих. На страничках в социальных сетях выставляются фото на фоне дорогих автомобилей, в чужих роскошных квартирах или домах.
Однако находиться «рядом» со всем этим — это не значит «вместе». Вы не станете более талантливыми, если сфотографировались в обнимку с артистом, художником или музыкантом. Фотография рядом со знаменитым футболистом не сделает вас спортивнее и привлекательнее в глазах окружающих. Для того, чтобы добиваться успеха в той сфере, в которой вы хотите стать успешными, нужно работать в этом направлении. Эффект ореола — фотографии с успешными людьми и на фоне роскошных объектов не принесет вам никакой ценности.
Влияние первого слова
Эффект «первого слова» был впервые упомянут Йозефом Геббельсом, утверждавший, что правым будет считаться тот индивидуум, который сказал первое слово. После многие психологи подтверждали этот феномен.
Когда одни и те же обещания высказываются разными политиками, доверие вызовет тот, кто первый их высказал. Точно также, если политик первым донес свою позицию до электората, обогнав соперников, его деятельность будет успешнее.
Конкуренты нередко используют этот эффект, выливая негатив на того, чью репутацию хотят ухудшить. Обвинения, нелицеприятные факты — в ход идет все, чтобы вызвать у публики негативное мнение. После этого простые люди уже сами додумывают «грехи», которых нет на самом деле. И даже если компания будет полностью оправдана, негативный осадок останется. Как в известном анекдоте про кражу серебряных ложек: «Ложечки-то нашлись, а вот осадок остался».
Как воздействовать на эффект ореола
В книге Фила Розенцвейга «Эффект ореола и другие заблуждения каждого менеджера» описано, как можно противостоять гало-эффекту. Автор объясняет, почему популярные книги по бизнесу и советы по его ведению — абсурдны, поверхностны и полны стереотипов.
При этом становится понятно, что индивидуум, пользующийся эффектом ореола, не может повлиять на ситуацию. Перемены возникают при изменении психологического состояния воспринимающих его людей.
К примеру, в финансовый кризис 2008 года многие солидные компании начали получать письма от постоянных клиентов, которые писали в них негативные отзывы о выпускаемой продукции. Общее стрессовое состояние из-за кризиса повлекло за собой то, что проверенные потребители начали обращать внимание на недостатки, которые раньше не замечали. Из-за смены психологического состояния они более остро стали воспринимать самые мелкие недочеты.
Эксперименты
Как уже говорилось, эффект ореола в психологии был доказан многими экспериментами. Например, ученые Уилсон и Нисбет показали двум группам студентов лекцию одного и того же преподавателя. Разнилась только подача материала: одна группа увидела дружелюбного профессора, вторая — человека, который более жестко доносил информацию и допускал резкие выражения.
Студентам предлагалось дать оценку внешности, манере поведения и особенностям речи. На внешность и особенности произношения мало кто обратил внимания, зато все отметили манеру подачи информацию. Лекция, где материал подавался в резкой и жесткой форме получила массу негативных откликов.
Эффект ореола часто используют в рекламе товаров известной личностью. В головы потребителей упорно вкладывается мысль: «Разве может успешная, знаменитая личность ошибаться в выборе продукции? Конечно нет!»
Для товаров продумывают яркие и красивые упаковки, которые привлекают покупателей дизайном. Акцент ставится не на качество, а на привлекательность упаковки по сравнению с другими товарами, имеющими более простой дизайн.
Еще один пример из жизни влияния эффекта ореола: какой-то продукт, прежде чем выйдет на рынок, позиционируется как относящийся к здоровому образу жизни. Когда он появляется в продаже, на нем уже навешен «ярлык» полезного в глазах покупателей. О побочных действиях этого товара мало кто задумывается.
Влияние эффекта ореола на людей
Для человеческой природы естественно настороженно воспринимать новое знакомство и оценивать, насколько рискованно продолжать общение. Здесь большое значение имеет первое впечатление, которое опирается на минимальную информацию и стереотипы. Внешне привлекательные люди, чисто и дорого одетые вызывают доверие. Их считают безопасными. Когда к первому впечатлению добавляется информация о высоком социальном статусе, должности либо о влиятельных родственниках, статус нового знакомого возрастает в разы. Теперь он еще оценивается с позиции своей «полезности».
Однако приятное лицо и обходительные манеры, дорогой костюм и богатые родственники — это не гарантия честности и порядочности индивидуума. Через время могут проявиться не самые его лучшие качества, которые «не считывались» при первоначальном общении. И что самое интересное: из-за эффекта ореола эти проявившиеся негативные качества могут игнорироваться окружающими людьми.
Заключение
В процессе жизни стереотипы, диктуемые обществом и возникающие в процессе жизни, создают основу для восприятия окружающего мира. Шаблоны помогают личности чувствовать себя комфортно, потому что не выходят за пределы общества, в которой она живет.
Эффект ореола не только ускоряет обработку массивов информации, постоянно поступающих в мозг, но и позволяет адаптироваться в обществе. Однако слишком часто он оказывает «медвежью услугу», создавая ошибочное восприятие окружающих людей, позволяя манипулировать сознанием и поведением. Иногда стоит более осознанно подходить к оценкам, и периодически освежать свое мнение о людях и явлениях. Такой подход позволит сделать массу открытий в жизни и сделает вас более развитой и неординарной личностью.
Как эффект ореола влияет на вашу повседневную жизнь
Написано Шерил Уиттен
Медицинский обзор Пунам Сачдев от 28 апреля 2022 г.
В этой статье
- Что такое эффект ореола?
- Примеры эффекта ореола
- История эффекта ореола
- Как эффект ореола влияет на повседневную жизнь
- Эффект ореола и работа
- Эффект ореола и здоровье
- Эффект ореола и медицина
- Практический результат
Эффект ореола — это когнитивное искажение.
Что такое когнитивное искажение? Это предвзятое мнение, которое вы формируете о других людях и вещах. Он не основан на объективном анализе, и вы формируете его без какой-либо реальной причины, кроме того, что вы случайно заметили.
Вы можете неосознанно испытывать эффект ореола каждый день.
Что такое эффект ореола?
Эффект ореола влияет на то, как вы думаете о других. Это происходит, когда вы автоматически делаете положительные предположения или суждения о людях, основываясь на чем-то положительном, что вы заметили. На самом деле вы мало о них знаете, но все равно подсознательно придаете им «ореол», потому что считаете их милыми.
Эффект ореола — это форма стереотипов. Вы предполагаете, что все, кто проявляет определенную черту, одинаковы, и делаете предположения о них, которые могут быть неверными.
Как часть эффекта ореола, вы замечаете одну черту в ком-то, а затем придаете ему другие качества и формируете общее впечатление. Когда вы замечаете положительную черту, а затем делаете положительные предположения, это называется эффектом ореола. Когда вы замечаете негативную черту и формируете негативное впечатление, это называется эффектом рога.
Примеры эффекта ореола
Распространенным примером эффекта ореола является привлекательность и тенденция приписывать положительные качества привлекательному человеку. Например, вы можете увидеть физически красивого человека и предположить, что он великодушен, умен или заслуживает доверия. Это предубеждение настолько распространено, что эффект ореола иногда обобщается для обозначения конкретного предположения, что «что красиво, то хорошо».
Одно исследование показало, что люди делают подобные предположения и о молодости. Люди с большей вероятностью будут более благосклонно относиться к людям с более молодой, детской внешностью, чем к тем, кто выглядит старше.
История эффекта ореола
Психолог Эдвард Торндайк впервые описал эффект ореола в 1920 году. В исследовании под названием «Постоянная ошибка в психологических рейтингах» он попросил офицеров ранжировать солдат. Он думал, что при справедливом подходе они будут рассматривать каждую черту отдельно, но этого не произошло.
Торндайк обнаружил, что офицеры давали солдатам более высокие звания на основе первых впечатлений от их внешности. Если офицеры замечали какую-то черту, они делали поспешные выводы, и окончательная оценка совпадала с первоначальным впечатлением.
Как эффект ореола влияет на повседневную жизнь
Предположения могут быть полезными. Они позволяют вам замечать свое окружение и быстро судить, в безопасности ли вы. Они также помогают вам в общении и позволяют вам заполнить невысказанную информацию о других, которая определяет вашу реакцию. Например, вы можете заметить, что кто-то плачет, предположить, что ему грустно, и попытаться утешить его.
Однако предубеждения, такие как эффект ореола, могут влиять на все в вашем сознании, вплоть до еды, которую вы покупаете, и бесполезно искажать правду. Маркетинг играет на вашем восприятии. Изображения и информация на этикетках могут повлиять на ваше мнение о продукте, заставляя что-то казаться здоровым, даже если это не так.
Однако трудно избежать предубеждений, и чтобы преодолеть их, требуются сознательные усилия и самосознание. Вполне возможно, что вы можете рассматривать других людей или вещи через эффект ореола, и другие люди, скорее всего, сделают то же самое по отношению к вам. Вы сталкиваетесь с такими предубеждениями почти в каждой части своей повседневной жизни.
Эффект ореола и работа
Эффект ореола часто проявляется на вашем рабочем месте. Вы можете узнать, что ваш коллега учился в престижном университете, и считать его более квалифицированным, даже если это не так. Если ваш коллега стильно одевается, вы можете подумать, что он трудолюбивый человек, но это может быть не так.
К сожалению, эффект ореола также может повлиять на ваш заработок. Первоначальное исследование Торндайка с офицерами и солдатами является хорошим примером предвзятости на рабочем месте, но современные исследования также показывают этот эффект.
В одном исследовании привлекательные официанты-женщины зарабатывали на чаевых примерно на 1200 долларов в год больше, чем их так называемые непривлекательные коллеги. Исследование показало, что клиенты-женщины оставляли чаевые красивым официантам-женщинам больше, чем официантам-мужчинам или непривлекательным официантам-женщинам.
Эффект ореола и здоровье
Исследование информации на упаковке показывает, что вы, скорее всего, сочтете продукт более здоровым, чем это основываясь на заявлениях о пищевой ценности. Например, когда на упаковке батончика мюсли написано «протеиновый батончик», вы, скорее всего, решите, что батончик полезен для здоровья, даже если на этикетке ясно указано, что в нем много сахара и калорий.
Другим примером является термин «органический». В одном исследовании исследователи использовали одни и те же продукты, но присвоили некоторым людям ярлык «органический», а другим — обычный. Те, у кого была органическая этикетка, в целом имели более высокое восприятие пищи. Им он нравился больше, они были готовы платить за него больше и считали, что он полезнее и содержит меньше калорий, чем на самом деле. У них также было больше положительных эмоций по отношению к еде.
Эффект ореола и медицина
Вы также часто используете эффект ореола для оценки качества вашего лечения. Одно исследование показало, что пациенты, у которых был хороший «гостиничный» опыт в больнице, давали больнице более высокую общую оценку.
Рейтинг не имел ничего общего с лечением, безопасностью пациентов, качеством медицинского обслуживания или даже более низким риском смерти. Если в комнате было тихо и медсестры разговаривали с ними, у пациентов было более высокое впечатление от полученного лечения.
К сожалению, эффект ореола также может влиять на отношение окружающих к вашему здоровью. Если вы хорошо ухожены или привлекательны, кто-то может подумать, что вы здоровы или у вас хорошее психическое здоровье. На самом деле эти вещи могут быть не связаны, и вы не всегда можете сказать, когда кто-то нездоров.
Bottom Line
В какой-то момент вы, вероятно, попались на эффект ореола. К сожалению, это приводит к ошибочным суждениям и может повлиять на ваши отношения и вашу повседневную жизнь.
К счастью, знание этого эффекта может помочь вам принимать более правильные решения.
Эффект ореола — Лаборатория принятия решений
Эффект ореола — это когнитивное искажение, утверждающее, что положительные впечатления от людей, брендов и продуктов в одной области положительно влияют на наши чувства в другой области.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в условиях, которые не оптимизированы для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Примером эффекта ореола является предположение, что красивый человек на фотографии также является хорошим человеком в целом. Эта ошибка в суждении отражает индивидуальные предпочтения, предрассудки, идеологию и социальное восприятие.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Связанные предубеждения
- Якорное искажение
Индивидуальные эффекты
Мы можем обнаружить это предубеждение во всех аспектах нашей жизни, от взаимодействия в школе до ответов на вопросы на рабочем месте кампании. Когда процесс принятия решений овладевает эффектом ореола, он может помешать нам критически осмыслить черты других людей. В результате мы можем ошибочно судить о других несправедливо и упустить ценные возможности.
Системные эффекты
Помимо негативного воздействия на нашу индивидуальную жизнь, эффект ореола может создавать системные проблемы. Один из примеров этого можно увидеть в психологии потребления. Исследования показали, что когда одни и те же пищевые продукты помечаются как «органические» и «обычные», «органические» продукты получают более высокие оценки, и потребители готовы платить за них больше. 1 Это демонстрирует, как можно манипулировать потребителями, чтобы они тратили больше денег, чем необходимо.
Почему это происходит
Эффект ореола возникает потому, что человеческое социальное восприятие является конструктивным процессом. Когда мы формируем впечатление о других, мы не полагаемся исключительно на объективную информацию; вместо этого мы активно создаем образ, который соответствует тому, что мы уже знаем. Действительно, тот факт, что мы иногда судим о личности другого человека, основываясь на его физической привлекательности, весьма удивителен.
Термин «ореол»
Термин «ореол» относится к религиозной концепции светящегося круга, венчающего головы святых и омывающего их лица небесным светом. С точки зрения когнитивной предвзятости ореол представляет собой позитивный свет, который мы направляем на людей или вещи из-за определенных внешних характеристик. Из-за их очевидных галоподобных качеств мы можем быть подвержены переоценке ценности людей или вещей.
Роль привлекательности
Хотя существует ряд факторов, которые могут влиять на эффект ореола, привлекательность человека является одной из наиболее распространенных характеристик, вызывающих когнитивные искажения. Физические атрибуты, такие как вес, цвет волос и глаз, способствуют восприятию привлекательности. Исследования показали, что привлекательность может влиять на восприятие, связанное с жизненным успехом и личностью. 2 Это говорит о том, что восприятие привлекательности может влиять на ряд других черт, что свидетельствует о возникновении эффекта ореола.
Почему это важно
Осведомленность об эффекте ореола может помочь нам понять, как он влияет на нашу жизнь. Если вы пытаетесь оценить другого человека, решая, за какого политического кандидата голосовать, или выбирая фильм для просмотра, вам следует подумать о том, как ваши впечатления о них могут повлиять на вашу оценку других их характеристик. Хотя знание эффекта ореола не устраняет предвзятость в нашей жизни, оно, безусловно, может помочь улучшить наши способности принимать объективные решения.
Как этого избежать
Хотя эффект ореола может показаться абстрактным понятием, которое трудно заметить, есть много способов, которыми мы можем попытаться избежать смещения.
Когнитивное устранение предубеждений
Чтобы свести к минимуму влияние предвзятости, можно использовать различные методы когнитивного устранения предубеждений, такие как замедление процесса рассуждений. Например, если вы знаете об эффекте ореола, вы можете смягчить эффект предвзятости, пытаясь создать два возможных впечатления о людях при первой встрече с ними. В конце концов, как только вы получите больше информации о человеке, вы сможете выбрать, какое первоначальное впечатление было ближе всего к тому, каким вы теперь видите его.
Эффект ореола не ограничивается только тем, как мы смотрим на других людей. Это также может играть роль в том, как мы оцениваем такие вещи, как продукты и бренды. Например, если у вас сложилось положительное впечатление об определенном бренде, вы с большей вероятностью купите продукты этого бренда, даже если ваше впечатление не имеет никакого отношения к качеству продукта. Вы всегда должны учитывать предвзятость при покупке продуктов, потому что бренд самого высокого качества или лучший для вас бренд может быть не самым популярным и широко рекламируемым.
Эффект рогов
Хотя мы должны помнить об эффекте ореола, мы также должны следить за тем, когда смещение работает в обратном направлении — психологический процесс, называемый эффектом рогов. Это когнитивное искажение заставляет наше негативное впечатление о ком-то или чем-то в одной области изменить наше впечатление о них в других областях. Например, если кому-то не нравится, как выглядит продукт, он не купит продукт, несмотря на потенциальную выгоду, которую он может им принести.
Как все началось
Эффект ореола был впервые обнаружен американским психологом Эдвардом Торндайком, который написал о когнитивном искажении в 1920 году. технические навыки и надежность, Торндайк обнаружил, что начальники, как правило, окрашивали свои суждения о навыках сотрудников в зависимости от их общего отношения к сотрудникам. Другими словами, начальники основывали свои технические оценки сотрудников на том, кажутся ли они хорошими или плохими людьми. Наряду с другими примерами Торндайк пришел к выводу, что люди не могут отделить общие оценки привлекательности от множества других характеристик. В результате возникает ошибка суждения, которая приводит к ложным суждениям о других людях и вещах.
Примечательно, что термин «эффект ореола» не появлялся до статьи 1938 года С. М. Харви. 4 В этой статье Харви продолжил исследование систематической ошибки, выявленной Торндайком.
Пример 1 — Диагностика проблем со здоровьем
К сожалению, яркий пример эффекта ореола находится в области медицины. Врачи иногда могут попасть в ловушку, судя о пациентах по их внешнему виду, не проведя предварительных тестов. Кроме того, с точки зрения психического здоровья эффект ореола также может повлиять на наши суждения. Мы можем ассоциировать кого-то со «здоровым свечением» как человека, который здоров. Однако этот человек может страдать психическим заболеванием, которое нельзя понять без дополнительного разговора и тестирования. Действительно, некоторые исследования зашли так далеко, что предполагают, что «привлекательность подавляет точное признание здоровья». 5
Пример 2. Оценка в школе
Другой пример эффекта ореола можно увидеть в образовании. Есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что воспринимаемая привлекательность может привести к более высоким оценкам в школе, хотя есть и данные, свидетельствующие об обратном. Другое исследование связывает узнавание имени с более высокими оценками в школе. Исследование, проведенное Х. Харари и Дж. В. Макдэвидом, показало, что оценка учителями успеваемости детей будет связана со стереотипным восприятием имен учеников. Небольшие сочинения, написанные учащимися 5-х классов, оценивались учителями для исследования. Имена детей, однако, были заменены на некоторые популярные и «привлекательные» имена, в то время как другие были заменены на редкие и «непривлекательные» имена. В целом исследование показало, что эссе с именами, связанными с положительными стереотипами, получили самые высокие оценки. Это говорит о том, что даже опытные учителя попадают в ловушку эффекта ореола, приводя к тому, что их предвзятые суждения затмевают их оценки.
Резюме
Что это такое
Эффект ореола возникает, когда наши положительные впечатления от людей, торговых марок и продуктов в одной области вызывают у нас положительные чувства в другой области. Это когнитивное искажение приводит к тому, что мы часто выносим суждения без причины.
Почему это происходит
Эффект ореола возникает потому, что человеческое социальное восприятие является конструктивным процессом. Когда мы формируем впечатление о других, мы не только полагаемся на объективную информацию, но и активно создаем образ, который соответствует тому, что мы уже знаем. В результате наше общее восприятие людей и вещей искажает нашу способность судить о других характеристиках.
Пример №1. Диагностика проблем со здоровьем
Один из примеров эффекта ореола можно найти в области медицины. Врачи иногда могут предположить, что пациент здоров, потому что этот человек выглядит «здоровым». Однако без дополнительных тестов врач не может быть уверен, что пациент полностью здоров.
Пример №2. Оценка в школе
Второй пример эффекта ореола можно увидеть в образовании. Исследования показали, что учащиеся с наиболее привлекательными физическими данными или с самыми привлекательными именами получают самые высокие оценки.