отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение
Не получается смириться с неизбежным? Вам нужна помощь специалиста Обратиться к психологу
Содержание
- Когда мы переживаем стадии принятия неизбежного?
- Стадия 1 – отрицание
- Стадия 2 – гнев
- Стадия 3 – торг
- Стадия 4 – депрессия
- Стадия 5 – смирение
- Помощь психолога в принятии неизбежного
Далеко не все в нашей жизни зависит от нас. Когда мы сталкиваемся с негативными переменами, на которые не можем повлиять, мы проходим сценарий переживания, который включает 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. Их выделила и описала американский психиатр Элизабет Росс. Рассмотрим каждую из стадий подробно.
Когда мы переживаем стадии принятия неизбежного?
В первую очередь теория о стадиях принятия касается ситуаций, связанных с утратой близко человека или неизлечимой болезнью. Мы никак не можем вернуть близкого, который умер, или вылечить ребенка, который родился с синдромом Дауна. Нам сложно принять, что наша жизнь изменится на 180 градусов, если нам поставили серьезных диагноз. Поэтому включается механизм переживания неизбежной ситуации.
Но отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение проходят через нашу жизнь и при любых других негативных переменах. Например, при разрыве отношений с любимым человеком, при увольнении с любимой работы, при вынужденном переезде.
Стадия 1 – отрицание
Это стадия шока. Человек еще не понимает, что произошло, отрицает реальность ситуации, не хочет признавать, что его жизнь изменилась раз и навсегда, что к прошлому нет возврата. Ему кажется, что его обманывают, что он видит сон и скоро проснется.
Стадия отрицания нужна для того, чтобы психика человека не получила слишком сильный удар. Человек сначала узнает о ситуации, свыкается с ней, а только потом осознает ее реальность.
Стадия 2 – гнев
Осознав ситуацию, человек начинает злиться из-за невозможности повлиять на нее. Ему хочется найти виноватых в случившемся. Под раздачу попадают все – от самого себя до высших сил.
На этой стадии обостряются отношения с окружающими. Человеку кажется, что никто его не понимает, никто не хочет ему помочь. А особую злость вызывают «счастливчики», которым повезло не пережить то, что пережил он. Вдову раздражают замужние подруги, женщину, у которой случился выкидыш, – молодые мамочки, сокращенного с работы – коллеги, которых не уволили.
Стадия гнева нужна для того, чтобы человек выплеснул негативные эмоции. Не стоит подавлять их, стыдится своих чувств. Нужно пережить злость на себя и окружающих, но постараться не испортить отношения с близкими людьми и не свалиться в яму самобичевания. Здесь помогут любые психологические способы выплескивания негатива – от сублимации (занятия спортом, уборки, творчества) до смены обстановки.
Стадия 3 – торг
После гнева снова приходит ощущение нереальности происходящего. Человек пытается торговаться с судьбой, Богом – давать обеты в обмен на возврат к прошлому.
Могут предприниматься и реальные попытки изменить себя, свою жизнь в надежде исправить ситуацию. Например, если от женщины ушел муж, она может сменить гардероб, цвет волос, похудеть, чтобы супруг к ней вернулся. Если человек узнал, что болен, он начинает лечиться, вести здоровый образ жизни. И иногда это действительно приводит к исправлению ситуации – муж возвращается, болезнь входит в стадию ремиссии или излечивается.
Но на стадии торга очень легко совершить серьезные ошибки. Так, можно начать преследовать бросившего супруга, обратиться к мошенникам в надежде вылечить безнадежного больного, попасть в секту. Поэтому здесь особенно важна поддержка близких и профессионального психолога.
Стадия 4 – депрессия
Если ситуацию действительно нельзя изменить, как в случае со смертью или неизлечимой болезнью, чаще всего через пару-тройку недель торга приходит понимание, что жизнь стала иной, к прошлому возврата нет. И наступает самая затяжная и сложная стадия принятия – депрессия.
Депрессия может проявляться по-разному. Кто-то отстраняется от людей и постоянно сидит дома, кто-то страдает активно и делится своими переживаниями с окружающими. Но суть всегда одна – человека преследуют повторяющиеся отрицательные чувства и мысли, от которых невозможно отвлечься. Все, что его окружает, воспринимается в негативном ключе, ничего не приносит удовольствия.
Если у человека устойчивая психика, нет предрасположенности к психическим расстройствам и осложняющих факторов (стресса на работе, физических заболеваний и т. д.), он переживает только начальную стадию депрессии, а затем сразу переходит к стадии смирения. В этом случае все симптомы сводятся к усталости, апатии, небольшим проблемам со сном и аппетитом. Если депрессия развивается в среднюю или тяжелую стадию, не проходит дольше 2 недель, необходима помощь психолога, а иногда и психиатра.
Стадия 5 – смирение
Это стадия выздоровления.
Не нужно думать, что смирение – это принять, что жизнь ужасна , в ней больше никогда не будет ничего светлого. Если возникают такие мысли, депрессия продолжается и до принятия ситуации еще далеко.Смирение – это понимание, что случившееся не изменить, но нужно идти дальше. Для этого нужно оставить негативную ситуацию в прошлом, научиться жить в новых обстоятельствах. Принятие не приходит одномоментно – какое-то время оно еще чередуется с периодами депрессии, но постепенно жизнь возвращается в обычное русло.
Помощь психолога в принятии неизбежного
Чтобы действительно пережить негативную ситуацию, нужно пройти все описанные выше стадии, не перескакивая через них и не застревая ни на одной из ступеней. Для этого желательно заручиться поддержкой опытного и грамотного психолога. Своевременные консультации со специалистом помогут в самые сложные периоды, не дадут развиться серьезной депрессии.
На wakeup . pro вы сможете найти психотерапевта для онлайн-сессий психотерапии. С ним ваше переживание неизбежного пройдет максимально мягко, а значит в дальнейшем вы не будете сталкиваться с последствиями негативного периода вашей жизни.
Регулярная психотерапия – залог психического здоровья Переживайте горе с профессионалами Обратиться к психологу
Стадии принятия зависимости | Реабилитационный центр «Феникс»
Полезные статьи
Психолог Элизабет Кюблер-Росс первой описала стадии принятия неминуемого. В 1969 г. в бестселлере «О смерти и умирании» она раскрыла 5 этапов принятия смерти. Годами позже данное положение начали применять к другим случаям бессилия: расставание с любимым, измена, разорение, диагностирование хронического или неизлечимого заболевания. Эти стадии проходит каждый наркоман и алкоголик, прежде чем начать выздоравливать.
От отрицания зависимости к принятию и смирению
Человек очень часто попадает в ситуации, изменить ход которых он не может. Ярким примером является внезапное обнаружение хронической болезни. Почти всегда нарко- или алкозависимого шокирует известие о том, что он болен. Для принятия неизбежного должно пройти время. Любому наркоману поначалу трудно поверить, что от болезни зависимость невозможно исцелиться. Только принятие способно заставить оценить ситуацию трезво и начать новую жизнь.
Каждый зависимый проходит 5 этапов принятия болезни. У всех они проходят по-разному. Кому-то достаточно несколько дней для «переваривания» полученной информации, другие к смирению идут долгие годы, третьи так и не доходят до последней стадии.
- Отрицание. На первой стадии человек наотрез отказывается верить в существование беды. Он во всем ищет опровержения, врет самому себе и до последнего не может поверить в происходящее. Например, алкоголикам часто не хватает всей жизни, чтобы преодолеть стадию отрицания.
- Гнев. На втором этапе зависимый злится. Он понимает, что речь идет о нем, а не о ком-либо другом. Дома под град молний попадают созависимые родственники, в реабилитационных центрах – психологи и выздоравливающие члены группы, дела у которых уже идут лучше, чем у больного.
- Торг. Наркоман или алкоголик пытается заключить сделку. С Высшими силами, с врачами, с судьбой. Он раскаивается, видит во всем знаки и постоянно ведет внутренний диалог: «Если следующая машина – белая, то значит воля Вселенной, чтобы я употребил», «Если в стакане больше 10 глотков, я обязательно исцелюсь».
- Депрессия. Человек понимает, что болезнь теперь с ним навсегда. Он отчаивается, теряет веру и силы, опускает руки и все чаще думает о суициде. В таком состоянии поддержка хороших специалистов необходима, как никогда. Депрессия может затянуться надолго, прежде чем начнется последний, 5-й этап.
- Принятие. Зависимый полностью осознает реальное положение вещей. Он смиряется с диагнозом алкоголизм или наркомания, испытывая при этом огромное облегчение. У больного открывается второе дыхание, он готов лечиться и делиться своим опытом с другими. Человек понимает, что выполнение конкретных действий поможет ему начать жить полноценной жизнью.
Стадии принятия зависимости у каждого больного индивидуальны. Он может возвращаться к ним по кругу, «перепрыгивать» или проходить очень быстро. Знание этапов принятия неизлечимого заболевания позволяет стремиться сразу к последней стадии, не тратя слишком много сил на борьбу, а направляя их на выздоровление.
Стадии принятия неизбежного (видео)
Смирение – основная добродетель выздоровления – 12-ШАГОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
В стороне Steve K 1 комментарий
Стив К.Смирение — это реалистичное представление о себе как об ограниченном, несовершенном человеческом существе и честность без притворства в представлении себя другим. Смирение признает потребность в других и обращается к ним. Это требует хорошего самосознания и самопринятия и является силой, а не слабостью.
Ложная гордость и эгоизм отрицают ограничения и приводят к внутренней пустоте; они отрезают себя от других из-за ощущения, что они «лучше, чем» или отличаются по сравнению с ними, и поэтому им не хватает отождествления с другими и сострадания к ним.
Низкая самооценка является противоположностью ложной гордости (хотя все же формой эгоизма) и также мешает смирению. Это отрезает человека от здоровой связи с другими, поскольку он чувствует себя «меньше чем» по сравнению с ним. Это также препятствует отождествлению и создает чувство отвержения, гнева и горечи по отношению к себе и другим.
Ложная гордость и низкая самооценка — искажения нашей самооценки. Практика принципов 12-шагового восстановления развивает смирение и, следовательно, реалистичные и искренние отношения с собой и другими людьми.
Добродетель смирения, «быть подходящим» или скромным, имеет жизненно важное значение в избавлении от зависимости. Мы должны признать свои ограничения и потребность в помощи и руководстве извне, если мы хотим расти и развиваться в выздоровлении.
Защита эго от отрицания, рационализации, проецирования и т. д. является врагом смирения и его уязвимости. Смирение требует от нас быть честными, показывать себя другим и рисковать быть уязвимыми. Это нелегко для многих с историей зависимости, и нам нужна смелость, а часто и помощь, чтобы сделать это. В общем, мы научились защищать себя с помощью дисфункциональных способов существования, таких как высокомерие, оборонительное поведение, гнев и агрессия, критика, споры, эгоизм и нечестность.
Это стратегии, разработанные для защиты нашей искаженной самооценки или эго, которое, как правило, ненадежно у людей, страдающих от зависимости.
Зависимость сама по себе является основной защитной стратегией, разработанной для того, чтобы избежать эмоциональной и психической боли жизни. Проблема со всеми этими дисфункциональными защитными механизмами заключается в том, что они в конечном итоге вредят тому, кто их практикует. Они удерживают нас в наших пристрастиях и других вредных привычках, что мешает нам сталкиваться с трудностями и развивать «эмоциональную трезвость» или зрелость.Смирение нелегко приобрести. Бенджамин Франклин однажды написал:
«Возможно, нет ни одной из наших естественных страстей, которые так трудно подавить, как [ложную] гордость. Бить, душить, умерщвлять сколько угодно, оно все еще живо. Даже если бы я мог вообразить, что полностью преодолел его, я, вероятно, должен был бы гордиться своим смирением».
Смирение с его честностью, отвагой и уязвимостью, если его практиковать регулярно, позволяет нам отказаться от нашего бесполезного образа жизни. Нам нужно научиться быть честными и открытыми с другими, делиться своими мыслями, чувствами, страхами и уязвимостью.
Мы делаем это с людьми, которым мы можем доверять, которые подтвердят и поддержат нас в нашем выздоровлении. Когда мы получаем сочувствие, принятие и положительное отношение от других, мы узнаем, что быть собой — это нормально. Нам больше не нужно быть нечестными или защищаться.Все 12 шагов требуют практики смирения, а также его развития. Шаги включают в себя: признание своих ограничений перед собой и другими; просьба о помощи извне и поиск руководства; готовность принять, взять на себя ответственность и признать свои ошибки и слабости; готовность практиковать прощение; готовность, мужество и честность быть уязвимыми перед другими и загладить свою вину; готовность практиковать веру и доверие; и готовность быть полезным и служить другим.
Все это скромные действия, отношение и добродетели, которые помогают нам расти в выздоровлении и развиваться как люди. Они уменьшают эгоизм и способствуют здоровому самоощущению и поэтому хороши для наших отношений с другими людьми и миром.
Смирение позволяет нам быть честными, непредубежденными и готовыми в наших усилиях по выздоровлению — это отношение является важным КАК, которое нам нужно в выздоровлении. Когда мы смиренны, мы готовы искать и получать помощь, поддержку, руководство и руководство в нашей жизни. Мы больше не одни.Нравится:
Нравится Загрузка…
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОЙ БЛОГ.
Меня зовут Стив К.
Я блоггер по избавлению от зависимости, адвокат и коуч.
Цель моего веб-сайта — делиться статьями, информацией, ссылками на веб-сайты, подкастами и книгами, связанными с избавлением от зависимости.
Хотя в первую очередь я занимаюсь философией Двенадцати шагов, я также выступаю за другие полезные пути к выздоровлению.
электронная почта: [email protected]
Следите за блогом по электронной почте
Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Приветствуются пожертвования
Размышления о выздоровлении – Мой канал на YouTube
AA BEYOND BELIEF ПОДКАСТ – 12 шагов философии Анонимных Алкоголиков
Беседа о выздоровлении с Джоном, Анджелой и Стивом К. – Тема травмы
ФИЛОСОФИЯ ДВЕНАДЦАТИ ШАГОВ – Рецензия на книгу и бесплатная загрузка
Как работают Двенадцать шагов?
Метод Синклера для лечения расстройств, связанных с употреблением алкоголя
корни зависимости – неудовлетворенные потребности в любви и безопасности
Изоляция, Я-Ты и выздоровление от зависимости
ЗАВИСИМОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЗНЬЮ?
Искупление – История от тьмы к надежде
Гуманистическая духовность
История и философия АА
Написание Большой Книги: Создание АА
ВЫСШИЕ И ДРУЖЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ И СТРАДАНИЯ
ВЕБ-САЙТЫ И ПОДКАСТЫ
Beyond Belief Sobriety Podcast
William White Papers
Joe C – Power 10 Higher 90 Dogs Radio 100 4 podcast 1 podcast Подкаст beEYOND BELIEF SOBRIETY с Peg O ‘Коннор
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ И ПРОГРАММЫ
Отдельное ощущение себя и зависимость
страдание и невзгоды – возможность для роста
Больные души, здоровый разум – как Уильям Джеймс может спасти вашу жизнь
Эго и стыд – препятствие на пути к смирению
Может ли гнев быть зависимостью?
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ — ЭТО ПРАКТИКА ЛЮБВИ ПРЕЖДЕ СТРАХА
Подлинное отношение благодарности
Деревья зависимости и выздоровления
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ — ПУТЕШЕСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ГЕНДЕР В ПОРЯДКЕ?
Обида, инвентаризация, возмещение ущерба и прощение
Терапевтическая ценность группы
СДАЧА, УЯЗВИМОСТЬ И СВЯЗЬ
Раненый целитель
Анонимная традиция АА
Лечение зависимости, принуждение и Анонимные Алкоголики
Выздоровление и духовный обход 900ELIGUS И
4
Жизнь с хроническим заболеванием в стадии выздоровления
Реальность выздоровления – прогресс, а не совершенство
СТОИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МОЛИТВА О СПОКОЙСТВИИ
Стр.
- Зависимость
- Книги/Веб-сайты
- Коучинг/Наставничество
- Связаться с
- Моя история
- Духовность
- Двенадцать шагов
Есть ли у смирения темная сторона?
Десятилетие психологических исследований выявило то, о чем давно говорила древняя мудрость: смирение — это добродетель, которую стоит развивать. В моей недавней книге « Скромный » я доказываю, что данные раскрывают многочисленные преимущества попытки стать более скромным человеком. На самом деле, я отчаянно думаю, что это то, что сейчас нужно нашему обществу.
Но я также думаю, что у смирения есть и темная сторона. И это то, что в значительной степени оставалось неизученным — до недавнего времени. Новые данные свидетельствуют о том, что в некоторых случаях смирение сопряжено со значительными издержками. Эти результаты показывают, почему многим из нас может быть так трудно культивировать эту древнюю добродетель.
Смирение и состояние человека
Существуют различные виды или проявления смирения. Смирение в отношении наших убеждений или мировоззрений известно как интеллектуальное смирение . Это относится к нашей способности признавать то, чего мы не знаем, признавать свои ограничения, выражать свои убеждения без защиты и быть готовыми изменить свои убеждения при наличии достаточно веских доказательств. Обычно интеллектуальное смирение — это хорошо: кто бы не хотел принять непредубежденность, любознательность, желание учиться и менять свое мнение, когда узнаешь о чем-то новом?
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Но могут быть ситуации, когда эта сила может показаться обузой. То есть в некоторых ситуациях чувство безопасности и уверенности может быть более привлекательным — и, возможно, даже психологически необходимым. Одна из областей, где полное инвестирование в свои убеждения может показаться наиболее безопасным и многообещающим, — это рассмотрение экзистенциальных проблем. Итак, чтобы понять темную сторону смирения, нам нужно сначала оценить некоторые экзистенциальные реалии, которые приходят с человеком. Все мы должны смириться с несколькими «данностями» человеческого существования.
Например, каждому из нас приходится принимать решения из бесчисленных вариантов и жить с последствиями этих решений. Исследователи называют это беспочвенностью или свободой , и мы видим это, когда охвачены тревогой, пытаясь решить, какую специальность выбрать в колледже, какую карьеру выбрать, с кем жениться или где жить. Позже в жизни это может вернуться в виде сожаления, когда мы переосмыслим, сделали ли мы правильный выбор, учитывая наши уменьшающиеся возможности и последствия жизни с такими решениями.
Еще одна реальность, с которой мы должны столкнуться, это изоляция , то есть осознание того, что каждый из нас входит в этот мир и покидает его совершенно в одиночестве. Наше повседневное существование отмечено уникальным и феноменологически обособленным опытом. Никто не знает, каково это быть нами, и мы не знаем, каково это быть кем-то другим. По этой причине мы стремимся заслужить признание и одобрение других, поскольку мы хотим, чтобы они признали наш опыт реальным. На наш взгляд, одобрение нашего жизненного опыта также служит подтверждением нашей человечности.
Мы также должны ориентироваться в постоянно меняющейся идентичности , в которой мы пытаемся понять себя и свое место в мире, несмотря на тот факт, что мы и мир постоянно развиваемся. Мы спрашиваем себя: «Кто я?» и часто обращаются к внешним источникам, чтобы определить нас. Мы ищем нашу идентичность в мимолетных стандартах богатства, красоты, славы, статуса или признания. Мы полагаем, что если другие люди говорят нам, что нас достаточно, значит, и нам должно быть достаточно. Мы отдаем нашу человечность в руки других.
Несмотря на все эти дико непредсказуемые и неопределенные реалии человеческого бытия, единственное, на что мы можем рассчитывать — единственная определенность в жизни — это то, что однажды мы умрем.
Действительно, наша смертность является центральной проблемой, которая часто делает нас склонными к значительной тревоге и экзистенциальной тревоге. Мы знаем, что все, что когда-либо жило, умерло, и, как и они, мы не можем избежать этого исхода. Итак, мы пытаемся отрицать нашу смертность с помощью наших омолаживающих режимов или хирургических процедур, с помощью филантропических усилий, которые приведут к созданию зданий или программ, носящих наше имя, стремясь к символическому бессмертию через наши творческие, интеллектуальные или спортивные достижения или придерживаясь к религиозным верованиям, которые обещают полностью решить проблему смерти, обеспечив фактическое, буквальное бессмертие. Мы боимся смерти и постараемся сделать все, чтобы избежать ее или отрицать ее.
Подведение итогов человеческого состояния — безосновательного, изолированного человека, который не уверен в том, кто он такой, но уверен только в том, что однажды он умрет — часто заставляет нас чувствовать бессмысленность . Мы задаемся вопросом, является ли мир безразличным, недобрым или безразличным, и есть ли вообще какая-либо цель или великий замысел жизни. Временами мы можем чувствовать себя ошеломленными собственной космической незначительностью, поэтому мы пытаемся наполнить жизнь смыслом, ища порядок в хаосе, цель в шуме и смысл в обыденности. Конечно, мы не можем поверить, что жизни не хватает смысла, поэтому мы ищем его и создаем его повсюду.
Поиск безопасности в мировоззрении
Хотя мы, люди, должны жить с этими реалиями, и постоянное созерцание этих фактов жизни должно вызывать у нас ужас и страх, большинство из нас не тратит большую часть дня, думая об этих проблемах. . Мы можем эффективно ответить на эти глубокие и насущные вопросы — и держать в страхе любой потенциальный экзистенциальный страх — путем создания и соблюдения культурных взглядов на мир. Иными словами, мы решаем эти экзистенциальные проблемы, инвестируя в определенные системы убеждений, которые обещают разрешить эти страхи.
И в этом заключается критическое противоречие с интеллектуальным смирением: мы часто так сильно вкладываемся в эти убеждения, потому что так много поставлено на карту . Кто хочет ошибаться в том, что происходит с нами после смерти или в чем смысл жизни? Из-за этого люди обычно твердо убеждены в экзистенциальных реалиях и могут сопротивляться изменениям. Смиренно придерживаться таких убеждений может быть непросто — просить людей изменить такие глубокие убеждения может вызывать беспокойство. В конце концов, эти мировоззрения помогают нам справляться с экзистенциальной тревогой, поэтому сомнения в этих самых убеждениях могут подорвать наше психологическое благополучие.
Мировоззрение или система убеждений каждого человека решает эти проблемы. Например, религиозные мировоззрения, по-видимому, отвечают всем экзистенциальным требованиям. Многие западные религии даруют своим верующим уверенность в том, что Бог направляет наш путь (разрешение беспочвенности), знает и любит нас глубоко (преодоление изоляции), наделяет нас уникальной идентичностью последователя (разрешение идентичности), может даровать нам вечную и вечную жизнь. (победа над смертью) и придает этой жизни высший смысл (победа над бессмысленностью). По этой причине религия является преобладающим экзистенциальным мировоззрением, и она была мощной и устойчивой чертой человеческой жизни на протяжении тысячелетий. Во всех культурах и на протяжении большей части записанного времени люди были религиозны.
Теперь вам не обязательно быть религиозным, чтобы иметь мировоззрение, учитывающее экзистенциальные проблемы. Люди присоединяются к политическим партиям и принимают их идеологию как способ понять мир. Другие гордятся своей страной, находят самобытность в своей работе или ищут принадлежности и связи в группах с общими целями и ценностями. Мировоззрение — это просто осмысленный способ интерпретации мира, который дает людям ощущение значимости и цели.
Есть разные способы придерживаться этих мировоззрений.
На одном конце спектра находятся убеждения, ориентированные на безопасность: они дают уверенность. Преимущество таких убеждений в том, что они уменьшают тревогу и наполняют жизнь смыслом. Именно поэтому твердые и абсолютные системы убеждений, такие как религиозный фундаментализм или политический авторитаризм, могут быть столь привлекательными для некоторых. Они заставляют людей чувствовать себя хорошо, потому что подобные убеждения или люди, которые придерживаются своих убеждений таким образом, что во главу угла ставит безопасность, ставят во главу угла уверенность. Вы знаете, что вы правы, а это значит, что другие люди ошибаются.
Таким образом, хотя существуют внутриличностные выгоды (например, «Я чувствую себя уверенно, в безопасности и свободен от беспокойства, потому что я знаю, что я прав»), существуют и межличностные издержки. Люди, придерживающиеся этих убеждений, менее терпимы к людям, которые думают, верят или ведут себя иначе. Короче говоря: «Мне хорошо, потому что я знаю, что я прав, поэтому мне не нужно относиться к тебе хорошо, потому что я знаю, что ты не прав».
С другой стороны, мы находим убеждения, ориентированные на рост: они охватывают сомнения, вопросы и открытость, но делают это за счет повышенной тревожности и снижения чувства смысла жизни. Люди, которые придерживаются этих убеждений, сообщают о более высокой экзистенциальной тревоге, и они часто ищут смысл, потому что оставляют достаточно места для сомнений в своих убеждениях. Они не уверены, что у них есть ответы на все вопросы, и это наносит психологический урон. Однако они более терпимы и принимают других, которые отличаются от них, отчасти потому, что они более любопытны и непредубеждены. Они считают, что могут учиться у людей, которые отличаются от них.
Интеллектуально скромные люди часто занимают позицию, ориентированную на рост. Они признают ограниченность своих убеждений и видят ценность вопросов. Они готовы пересмотреть свое мнение и изменить то, что они думают. Но, возможно, при этом такое сомнение делает их уязвимыми для подрыва уверенности, которая приходит с уверенностью и твердой уверенностью и убежденностью. Они видят экзистенциальные реальности такими, какие они есть. Они заглянули в пустоту и осознали присущую человеческому состоянию ограниченность.
Именно здесь мы видим потенциальную темную сторону смирения — и именно ее мы решили изучить.
Выявление темной стороны смирения
Мы с моими студентами исследовали интеллектуальное смирение в связи с этими ключевыми экзистенциальными вопросами. Мы провели четыре разных исследования.
В первых двух мы опросили студентов колледжей и членов сообщества, чтобы изучить взаимосвязь между интеллектуальным смирением и их экзистенциальной тревогой и страхом смерти. Действительно, мы обнаружили, что люди, которые придерживались своих основных убеждений более скромно, испытывали большее беспокойство, связанное со смертью. Это был наш первый намек на то, что интеллектуальное смирение в отношении экзистенциальных проблем может оставить нас открытыми для экзистенциального страха; люди, которые признают, что они могут быть неправы, и готовы пересмотреть свои убеждения, больше беспокоятся о конечной заботе о смерти.
Учитывая потенциальную обратную сторону смиренной приверженности экзистенциальным убеждениям, мы затем обратились к религиозному благополучию — ощущению мира, связи и смысла с Богом или высшей силой. Итак, в нашем третьем исследовании студенты колледжа трижды в течение шести недель опрашивались об их духовном благополучии с такими утверждениями, как «Мои отношения с Богом способствуют моему ощущению благополучия». Как и в предыдущем исследовании, мы обнаружили, что более интеллектуально скромные студенты имели более низкое религиозное благополучие в будущем (как через три, так и через шесть недель).
Наконец, мы провели годичное исследование людей, у которых произошли изменения в их религиозных убеждениях. Результаты были говорящими. В этой выборке «бывших евангелистов» (то есть людей, которые перестали идентифицировать себя как евангелистов-христиан) интеллектуальная скромность предсказывала меньшую религиозную веру в будущем и, в свою очередь, более низкое религиозное благополучие. Смиренное сохранение своих убеждений может разрушить их и дорого обходится: оно подвергает их экзистенциальному террору. Если я ошибаюсь в этом одном, то в чем еще я могу ошибаться? И какие последствия, если я ошибаюсь?
Интеллектуальное смирение перед самыми важными жизненными вопросами иногда означает бремя ухудшения благосостояния. При всех преимуществах смирения одной из издержек является экзистенциальное страдание от осознания того, что вы вполне можете ошибаться. Но прежде чем мы решим, что это слишком высокая плата, я мог бы предложить признать, что это просто особенность смиренно относиться к своим убеждениям. Возможно, нам нужно развить устойчивость к экзистенциальному дистрессу или способность жить с постоянным дискомфортом, который сопровождает признание ограниченности человеческого знания и неполноты наших собственных убеждений.
Экзистенциальные реалии — серьезное испытание для интеллектуальной скромности. Ведь так много поставлено на карту. Люди не хотят ошибаться в том, что происходит после смерти или в том, как найти смысл жизни.