это противоположность любви / Miasin.Ru
Духовная библиотека
Беседа о зависти
«Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу». Св.Василий Великий
Как обнаружить и искоренить в своей душе грех зависти? Об этом мы побеседовали с духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.
Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».
Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.
Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».
«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.
Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.
Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.
– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.
– Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.
Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.
Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.
Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.
Проявления зависти
– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?
– Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.
– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?
– Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».
– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?
– Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.
Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.
– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.
— Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.
Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».
И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.
– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?
– Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.
Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.
– Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?
– Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.
Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других — это не зависть.
– А бывает ли зависть к святости святых?
– Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.
Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.
Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».
– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?
– Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).
Зависть не дает человеку ничего
– В современной рекламе очень часто звучит слово «зависть». Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь, все будут тебе завидовать, «подруги умрут», а «одноклассники лопнут» от зависти».
– Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.
– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.
– Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.
– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?
– Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.
Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.
Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.
– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?
– Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.
Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».
********
У зависти множество производных — прежде всего осуждение и клевета. Когда человек ослеплен завистью, он не останавливается ни перед чем — он может оклеветать человека, унизить его, опозорить. Но если клевета обрушивается на нас, нужно помнить, что мы не первые и не последние, кто через это прошел. К сожалению, жизнь так устроена. В заключении этой беседы я хотел бы прочитать отрывок из книги священномученика Киприана Карфагенского «О зависти и ревности»:
И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца — ревновать доблесть или счастье другого, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии, обращать в свое зло благо других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы неких палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями. Не радостна для таковых пища, и питье не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно.
Pravmir.ru
Беседа о зависти. Часть 2. «Кругом одни негодяи!» / Православие.Ru
Часть 1
Святые отцы о зависти
– Значит зависть – это противоположность любви?
– Вот именно. Там, где
зависть – там нет любви. Собственно говоря,
зависть – это диавольское состояние души,
лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о
благополучии ближнего, говорил святой Василий
Великий. Начало зависти – гордость.
«Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был
выше его и был в благополучии, поэтому негодует о
возвышении его. Смиренный человек завидовать не
может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих
же признает более достойными. Зависть к добру не
ведет. Не довольствовался высший ангел своим
положением, завидовал он Богу и был свержен с неба.
Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в
раю, хотелось ему быть «яко бози», и был
изгнан из рая. Зависть породила причину первого
человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти
Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул
искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли
Господа Иисуса Христа».
Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.
Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она».
«От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.
Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.
Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе.
– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.
– Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.
Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.
Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.
Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.
Проявления зависти
– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?
– Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.
– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?
– Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».
– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?
– Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.
Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.
– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.
— Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.
Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».
И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.
– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?
– Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.
Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.
– Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?
– Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.
Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других — это не зависть.
– А бывает ли зависть к святости святых?
– Это и есть со-ревнование.
Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.
Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».
– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?
– Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).
Зависть не дает человеку ничего
– В современной рекламе очень часто звучит слово «зависть». Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь, все будут тебе завидовать, «подруги умрут», а «одноклассники лопнут» от зависти».
– Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.
– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.
– Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри.
– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?
– Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.
Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.
Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.
– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?
– Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.
Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».
Беседовала Валерия Ефанова
Противоположность зависти — Дженнифер Бекстранд
Дженнифер Бекстранд 29 марта 2021 г. 0 комментариев
В этом году я изучал различные аспекты милосердия, упомянутые в 1 Коринфянам 13:4-7. Тема этого месяца — «Милосердие не завидует».
Определение зависти: чувство недовольства или алчности в отношении чужих преимуществ, успехов, имущества и т. д.
Мне кажется интересным, что в определение зависти входит слово «завидовать». Как известно, «Не желай» — одна из Десяти Заповедей. Я верю, что милосердие неразрывно связано с соблюдением заповедей. Как наша любовь может быть чистой, если наши мотивы не чисты?
Противоположность зависти великодушие . Я думаю, что если мы будем щедро распоряжаться своим временем, талантами и материальными благами, то будем меньше заботиться о том, чего у нас нет, и больше заботиться о том, что нужно другим. Вот почему я думаю, что так важно каждый месяц откладывать немного денег или времени, чтобы отдавать их кому-то другому. Если мы будем это делать, то сознательно будем искать людей, которых можно благословить, и будем тратить меньше времени на беспокойство о том, что есть у кого-то, чего нет у нас.
Одна вещь, которая действительно поразила меня в этом месяце, это то, что я завидую собственному времени. Я охраняю его, как скряга охраняет свое золото. Я отказываюсь отдавать это кому-либо, потому что у меня есть свой график и свои планы, и я не люблю, когда что-то или кто-то мешает моему плану. Несколько недель назад я признался себе, что у меня враждебные отношения со временем. Время стало врагом, или, по крайней мере, чем-то, чего я жаждал или чему завидовал. Я решил начать думать о времени с точки зрения изобилия. Я подумал, что если бы я мог перестать жадничать до своего времени, я мог бы более свободно делиться им, что, в свою очередь, помогло бы мне развить больше благотворительности. Вы когда-нибудь скрывали от кого-то свою любовь, потому что думали, что у вас недостаточно времени, чтобы послужить ему? Или еще хуже, потому что вы не хотите тратить время? Что, если мы перестанем завидовать нашему времени и вместо этого будем щедры на него, делясь им со всеми, кто в нем нуждается? Как это увеличило бы нашу благотворительность?
Я также искренне верю, что благодарность — это противоядие от зависти. Если мы благодарны за то, что имеем, у нас нет времени завидовать тому, что есть у кого-то другого. Наши благословения наполняют наш взор, и зависть исчезает. Всю последнюю неделю я пытался записать, как я видел Божью руку в своей жизни. Это было прекрасным упражнением в благодарности. Благодарность действительно прогоняет зависть. Благодарность обостряет наше духовное зрение и делает нас более милосердными.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Категории: Вера Вдохновляющие Теги: зависть Щедрость благодарностьПротивоположность зависти | Тим Чалли
На днях меня осенила мысль: насколько мне известно, в английском языке нет слова, противоположного зависти. Могут быть фразы или предложения, которые могут начать передавать это, но у нас нет единого слова, которое мы могли бы использовать, чтобы выразить добродетель, которая находится напротив этого уродливого порока. Мы можем желать и молиться о том, чтобы быть менее завистливыми, но когда мы откладываем этот грех, какое праведное поведение мы должны занять вместо него?
Спонсор
Продемонстрируйте свою поддержку
Зависть — странный грех, поскольку это личная и часто очень интуитивная реакция на успехи и неудачи других людей. Это грех, который включает в себя сравнение себя с другими и формирование нашей идентичности вокруг этого сравнения. Точно так же, как на нас могут влиять наши собственные успехи и неудачи, зависть влияет на нас через успехи и неудачи других. Зависть — это реакция на успех других людей с негодованием по отношению к ним и отчаянием внутри нас самих, стремлением к тому, чтобы их успех был нашим собственным. Или зависть — это реакция на неудачи других людей с радостью, ликованием от того, что их неудачи не являются нашими собственными. В своем самом полном расцвете зависть — это не только желание успеха другого человека для себя, но и желание, чтобы этот человек не имел его; это не просто желание избежать личной катастрофы, но желание катастрофы кому-то другому. Это грех, который объединяет ревность, ненависть и воровство в уродливое, хаотичное целое.
Сэр Джон Гилгуд хорошо выразил зависть в этих отчаянных словах: «Когда сэр Лоуренс Оливье играл Гамлета в 1948 году и критики были в восторге, я плакал». Успех другого человека заставлял его чувствовать себя маленьким. Если бы критики раскритиковали Оливье, Гилгуд почувствовал бы себя великим, так что неудача другого человека стала бы его триумфом. И здесь мы видим еще один уродливый элемент зависти: она имеет тенденцию отчуждать нас от людей, которые очень похожи на нас, людей, которые должны быть нашими союзниками. Музыкант редко завидует писателю, а пастор редко завидует историку. Вместо этого мы завидуем людям со схожими интересами, дарованиями, призваниями — тем самым людям, с которыми мы могли бы и должны сотрудничать. Но зависть разлучает нас. Это превращает потенциальных союзников в конкурентов.
Зависть не приносит хороших плодов. Это грех, который, кажется, предлагает счастье через сравнение, но это ложь. Если мы теряем сравнение, мы движемся к отчаянию и обиде. Мы ненавидим нашего ближнего и, в конце концов, ненавидим Бога за то, что он сдерживает то, что мы считаем важным элементом счастья. Но если мы побеждаем в сравнении, мы гордимся тем, что являемся уникальным подарком миру. Здесь мы также ненавидим нашего ближнего и в конце концов видим в Боге силу, которая существует, чтобы дать нам успех, на который, как мы уверены, мы имеем право.
Так что же является противоположностью зависти? Я думаю, что Библия говорит об этом, когда говорит нам: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Римлянам 12:15). Противоположностью зависти является нахождение радости в успехах других людей и сожаление об их неудачах. Противоположностью зависти является радость, особенно в отношении успеха самых близких нам людей, которые получили похвалы, которые мы хотели бы получить для себя, которые забрали домой награды, которые, по нашему мнению, мы заслужили, которые получили похвалу за достижения, очень похожие на наши собственные. Противоположностью зависти является искреннее сожаление по поводу неудач человека в той же области, что и мы, или человека, которого можно считать конкурентом. Я слышал, что на санскрите есть слово — мудита — означает радость, чистую и незамутненную личным интересом и наслаждение удачей других людей.